Готовые конспекты индивидуального занятия логопеда. Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе доу с презентацией
Левина Наталья Ивановна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт:
г. Ярославль
Наименование материала:
статья
Тема:
"Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Дата публикации:
26.03.2017
Раздел:
дошкольное образование
Консультация для родителей
на тему: «Ранняя профилактика
дисграфии в дошкольном возрасте».
Подготовила и провела учитель-логопед
МДОУ детский сад № 82
Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,
заинтересует Вас своей актуальностью.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с
письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими
школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.
Проблема
нарушения
актуальных
школьного
обучения.
Специфическое
расстройство
письменной
проявляющееся
многочисленных
типичных
стойкого
характера
о бу с л о вл е н н о е
несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения
навыками письма – это дисграфия.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в
дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей
в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Причины дисграфии:
наследственная предрасположенность:
(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей
качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);
патологические факторы (вредное воздействие):
пренатальный (дородовой период жизни ребенка);
натальный (в момент родов);
постнатальный (после родовой период).
Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):
длительное соматическое заболевание;
неправильная речь окружающих;
дефицит речевых контактов;
двуязычье в семье;
недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.
Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе
письма и чтения.
Как же проявляется дисграфия в младших классах?
упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;
дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;
путают схожие буквы;
имеют плохой почерк, пишут медленно.
Основные формы дисграфии:
Артикуляционно-акустическая:
ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное
произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);
Акустическая форма:
смешивает на письме буквы, обозначающие
Звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);
Свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);
Мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);
Аграмматическая форма:
- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-
ний, текста. Пропуск членов предложения.
Не согласование в роде и числе (желтая солнце);
Не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
- пропуски букв, слогов;
- перестановки букв и слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове;
- повторение букв и слогов;
- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
Оптическая дисграфия (на письме):
- замены графически сходных букв;
- зеркальное написание букв;
- искажения написания букв.
Дизорфография:
- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на
письме (несмотря на знание соответствующих правил).
приводится
перечень
специальных
упражнений,
которые
будут
способствовать профилактике и коррекции дисграфии:
«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а
затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);
«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)
«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,
фольги, ткани и т.д.);
«Громко-тихо»
дифференциация
звучащих
предметов
присесть, громко – поднять руки вверх);
«Какие звуки нарушают тишину? »;
«Кто услышит больше звуков? » - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что
слышно (звуки леса, луга, улицы);
«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды
круп, монетки, пуговицы);
«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;
«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический
рисунок);
«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в
«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;
«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;
«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;
«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают
место звука в слове: начало, середина, конец;
«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а
Ире – со звука И;
«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;
«Зрительные
диктанты»
нарисовать
(квадратиков,
сколько звуков в слове;
«Какая
картинка
лишняя? »
предметы
картинках
начинаются
определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;
Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,
обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».
«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на
«Изографы»;
«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;
Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит
буква, куда смотрят части этой буквы;
Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок
сохранял
интерес
занятиям,
главное
условие
успешной
работы
профилактике и коррекции дисграфии.
Учитель-логопед высшей категории
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории
«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Семинар-практикум для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».
Выполнила: учитель-логопед
Е.А. Зацарная
ноябрь 2012 г.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
· развивать мелкую моторику рук,
· ориентировки в пространстве,
· развивать все психические процессы,
· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Развитие слухового восприятия.
1. "Где звук и сколько слогов"
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
· умение анализировать предмет, его изображение,
· составление картинки, разрезанной на части,
· конструирование по образцу, по представлению,
· умение видеть графему и ее точное расположение,
· запоминание элементов букв,
· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
· дописывание элементов букв и т.д.
Для этого детям можно предложить задания:
1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.
Зацарная Екатерина Алексеевна
В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики предлагается использовать кинезеологические упражнения разных видов (даётся их описание).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Скоро в школу.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
Признаки:
1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:
Искажение букв и недописание элементов;
Замена рукописных букв графически сходными;
Замена букв другими, обозначающими похожие звуки;
Изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);
Нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);
Аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).
2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.
3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.
4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.
Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.
Профилактика дисграфии.
Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.
Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.
Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.
Варианты кинезеологических упражнений.
1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.
2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.
При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.
3. Игры – раскраски.
При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:
Раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;
Раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
Раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
Раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;
Штриховки – дорисовки.
Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «День рождения Лунтика»
Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука«Л». Продолжать учить правильно произносить звук «Л» в слогах, словах, предложениях. Продолжать учить определять наличие звука в слове, место звука в слове, умение выделять первый звук. Упражнять в склонении существительных. Активизировать словарь по темам «Продукты», «Игрушки», употребление обобщающих слов. Упражнять в согласовании существительных с прилагательным «сладкий».
Коррекционно-развивающие: Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Развивать умение систематизировать предметы, обосновывать свой ответ. Развивать мышление, внимание, навыки ориентировки в пространстве. Развивать темпоритмический слух. Закреплять знание основных и оттеночных цветов. Развивать фонематический слух, связную речь.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Прививать культурно-гигиенические навыки.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, дид/пособие «Самолёт» (определение места звука в слове), массажный мяч, инд. зеркало, мяч, предметные картинки к игре «Найди пару», карточки к игре «Зашифрованное слово», цветные кружки для зрительной гимнастики.
Предварительная работа:
1. Проведение дид/игр «Найди пару», «Зашифрованное слово»
2. Заучивание комплексов самомассажа.
3. Проведение игр «Повтори стук», «Повтори мелодию»
4. Работа с деформированными фразами.I. Организационный момент.
Логопед: Я загадаю тебе загадку о мультипликационном герое. Угадай, о ком идет речь.
«Однажды на луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю.
Там он нашел себе много друзей.» Ты догадался, о ком речь?
Ответ ребёнка.
II. Установка на выполнение задания.
Логопед: правильно, это Лунтик. Давай представим, что у Лунтика сегодня день рождения и посмотрим, что интересного произошло в этот день. Но мы будем не только смотреть и выполнять задания, но и вспомним правильное произношение звука «Л».
Давай посмотрим, как мы произносим звук «Л». В каком положении губы? (в улыбке)
Где находится язычок? (за верхними зубами).
III. Основная часть
. (с просмотром мультимедийной презентации)
Логопед:
Сегодня у Лунтика день рождения. Он встал пораньше, хорошенько умылся.
Выполняется самомассаж «Нос, умойся!».
1. «Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
2. «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
3. «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
4. «Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
5. «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
6. «Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
7. «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
8. «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
Потом Лунтик решил попускать пузыри в водичке.
Выполняется дыхательная гимнастика «Буль-бульки»
Хорошенько почистил зубки (упр-е «Почистим зубки»), причесался (упр-е «Расческа»), увидел свои любимые игрушки и решил немножко поиграть с ними. Это были лошадка (упр-е «Лошадка») и самолетик (упр-е «Самолет»). Потом Лунтик вышел на улицу и решил покататься на качелях (упр-е «Качели»).
Вдруг Лунтик услышал весёлое пение. Это пели бабочки. Он решил спеть вместе с ними. Давай подпоем бабочкам и Лунтику. (пропевание слогов со звуком «Л» по 2 раза)
Ла-ла ла-ла-ла
- ло-ло-ло ло-ло
- лу-лу лу-лу лу-лу-лу-лу-лу
- лы-лы-лы-лы лы-лы-лы
Логопед:
В гости к Лунтику пришли все его друзья: Мила, Кузя, Пчелёнок, Дядя Шнюк, Дядя Корней, Вупсень и Пупсень и даже жаба Клава.
Друзья подарили Лунтику много подарков. Назови эти предметы, чётко проговаривая звук «Л». В названии каких предметов нет звука «Л»? Определи место звука «Л» в названиях картинок.
Ребёнок определяет место звука в слове при помощи дидактического пособия «Самолётик» . (скакалка, ласты, пенал, юла, слоник)
- Скажи, где находится каждый подарок.
Проводится игра «Назови, где предмет» (ребёнок называет, употребляя слова «справа», «слева», «перед», «за», «на», «около»)
- Лунтику понравились все подарки. Но особенно ему понравился слоник.
Давай поиграем в игру «Подскажи словечко».
Проводится игра «Подскажи словечко»
- Лунтик увидел … (слоника). – Лунтик подошел к … (слонику). – Он стал любоваться … (слоником). – У него никогда не было такого… (слоника). – Когда он будет ложиться спать, он будет думать … (о слонике).
Гимнастика для глаз «Разноцветные кружки»
(ребенок переводит взгляд на кружок того цвета, который называет логопед)
Логопед:
Баба Капа приготовила угощение. Давай назовем, что она приготовила. Нужно сказать полным предложением. Образец: «Баба Капа приготовила калач.» и т.д. (калач, булочка, слойки, пирог с клубникой).
Скажи, как будет называться пирог с клубникой. (ответ ребёнка)
А какие на вкус эти продукты? Правильно сладкие. Давай скажем какой калач (сладкий), булочка (сладкая), слойки (сладкие), пирог (сладкий).
Логопед:
- А из чего приготовлены все эти продукты? (ответ ребёнка)
Правильно, из муки. Когда в муку добавляют жидкость и начинают перемешивать, то получается тесто. Давай покажем, как мы «месим тесто».
Проводится упражнение для рук с использованием массажного мяча «Испечём мы каравай»
- Месим, месим тесто (сжимаем массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)
Испечем мы каравай (катаем мяч между ладоней круговыми движениями)
Перекладывай, давай (перекидываем мяч из одной руки в другую и сильно сжимаем)
После вкусного угощения Мила предложила поиграть в игру «Найди пару».
Нужно не только найти пары предметов, но и объяснить свой выбор.
Составь предложения по образцу: «Я объединил лошадь и осла, потому что это – домашние животные». (картинки: свекла, лопата, стол, лошадь, лук, осел, стул, пила.)
Проводится игра «Найди пару»
Логопед:
Пчелёнок любит сочинять стихи. Сегодня он сочинил стихотворение о Миле.
Проводится игра «Эхо» с перекидыванием мяча.
(Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки)
Ла-ла-ла - Мила маме помогла
Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло
Лы-лы-лы – Мила вымыла полы
Лу-лу-лу – Милочка полола лук
Ала-ала-ала – наша Мила вышивала
Ола-ола-ола – пальчик Мила уколола
Эла-эла-эла – Милу мама пожалела
Логопед:
А Кузя придумал игру «Зашифрованное слово». Необходимо определить первый звук в названиях картинок, потом соединив эти звуки, мы узнаем, какое слово зашифровано. (картинный материал:- стул, лампа, облако, ножи (слон), - ландыш, угол, пчела, акула (лупа), - пенал, игла, лось, алыча (пила)
Проводится игра «Зашифрованное слово»
Логопед:
Вупсень и Пупсень собираются идти в школу. Они уже умеют писать. Только то, что они пишут не всегда можно понять. Давай попробуем разобраться и составить правильно предложения.
- Делать, Мила, куличи, песок, из.
- Помогать, Лунтик, баба, Капа.
- Бабочка, ловить, Лунтик, сачок.
- Пчелёнок, Кузя, и, футбол, в, играть.
IV. Заключительная часть.
Логопед:
Вот и подошел день рождения Лунтика к концу. Ты справился (лась) со всеми заданиями. Что тебе запомнилось и понравилось?
Презентация на тему: Индивидуальное логопедическое занятие День рождения Лунтика