Государственное призрение при екатерине 2. Благотворительная деятельность Екатерины II

Для России XVIII столетия равно характерны как стремитель­ность происходящих в государстве и обществе перемен, так и «не­слыханный, причудливый, исторический контраст рабства и про­гресса». Устремленный в будущее Бецкой с его образовательными прожектами и крепостница Салтычиха, Петер­бургская академия наук, Московский университет и безграмот­ность подавляющей части населения, повеление монастырям обес­печивать государственную систему призрения и секуляризация церковного имущества, монаршее поручение Д. Дидро составить программу реформ России и запрещение ввоза в страну иностран­ных книг, указ о терпимом отношении к раскольникам и преследо­вание юродивых Раскольничьей комиссией - факты одной эпохи.

Русская культура подвергается активной секуляризации. «Пра­вительство, - пишет Г. В. Вернадский, - почти полностью переста­ло рассматривать церковь как моральный авторитет в собственной деятельности или как источник образования для всего общества. Роль церкви считалась существенной лишь в моральном воспита­нии низших классов». Корона шаг за шагом ограничива­ла сферу влияния церкви и последовательно ущемляла ее имуще­ственные права. Указ 1764 г. узаконил конфискацию церковных земель, многие монастыри захирели и закрылись. Испытывающее постоянные финансовые затруднения, изнуренное в борьбе с рас­колом и теряющее доверие паствы, православное духовенство, в отличие от западного, не только перестало играть сколько-нибудь значимую роль в деле негосударственного призрения, но и надолго отошло от этой деятельности, как таковой. Церковно-христианская благотворительность в России переживала глубокий кризис на протяжении всего XVIII столетия.

Нищелюбие коронованных особ и знати иссякло, церкви забо­титься о неимущих и страждущих стало не под силу, в народе же благотворительные мотивы звучали все глуше. «Тяжело жилось русскому человеку, - восклицает В. Бильбасов, - вполне закре­пощенный, лишенный всех прав, поставленный вне закона, он был отдан на произвол грубого, невежественного властелина. Практика крепостного права быстро деморализовала все слои об­щества, все сословия: не только в крестьянском быту, но в воен­ной службе и даже в религиозных делах жестокие нравы, культи­вируемые закрепощением, отравляли жизнь русского человека, делали ему отечество «нелюбезным». Истоки «нелю­безности» очевидны - двор и прежде всего сам монарх равно неу­важительно относились и к духовенству, и к подлому сословию, даже дворянство зависело от государева каприза. Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна не задумываясь били высокород­ных приближенных. Увядающая Елизавета издала именной указ (1748) о запрещении придворным дамам делать прически, «какие носило Ее Величество». Более того, однажды лысеющая императ­рица повелела фрейлинам обрить головы, чтобы все, как и она, носили парики. Хроники беспристрастно сообщают о полной за­висимости первых лиц государства от прихоти самодержца. «Ека­терина пожинала плоды, посеянные не ею одной: в течение 37 лет верховная власть захватывалась и переходила незаконно из рук в руки; 37 лет русское общество приучалось подчиняться не зако­ну, а силе и произволу, быть свидетелями полного неуважения к носителям верховной власти: кому вчера оказывали самые раболепные знаки почтения, того сегодня подвергали унижению, обращались с ним как со злодеем и наихудшим врагом. Каждое новое царствование спешило прежде всего дискредитировать дей­ствия предыдущего». Даже те, кто достигал трона, чув­ствовали себя «непрочно».

«Прийти в себя» Россия сможет лишь в годы правления Екатерины Ве­ликой (1762-1796), именуемые исто­риками временем «просвещенного дес­потизма». Екатерина II Алексеевна (в девичестве София Фредерика Авгу­ста Ангальт-Цербстская) - дочь прин­ца Христиана-Августа Ангальт-Цербстского от брака с принцессой Иоганной-Елизаветой Голштейн-Готторпской родилась в Пруссии. Она приняла православие в 1744 г. под именем великой княжны Екатерины Алексеевны и в 1745 г. вступила в брак с наследни­ком российского престола Петром III. Впоследствии, свергнув супруга-импе­ратора в 1762 г., немецкая принцесса становится российской императрицей. Когда-то, провожая дочь-невесту Со­фию на далекую чужбину, отец закли­нал ее хранить верность лютеранству, не ввязываться в правительственные заботы и придворные инт­риги, быть аккуратной в ведении финансовых дел. Став великой княгиней Екатериной Алексеевной и супругой царского на­следника, немка пренебрегла отцовскими наставлениями и сформулировала собственные правила: «Нравиться мужу, нрави­ться императрице, нравиться народу!» Заняв трон, Екатерина Ве­ликая сократила формулу до последнего обязательства и в меру своего разумения пыталась его исполнять.

За почти двадцать тоскливых лет неудачного замужества Екате­рина прочла множество знаменитых книг, «4 года изучала гигант­скую «Энциклопедию» П. Бэйля. Надолго ее героем стал великий французский король Генрих IV - непревзойденный образец политика и государя». Екатерина с увлечением читала Монтескье и Руссо, все больше увлекаясь их идеями. Взойдя на престол, императ­рица завязывает оживленную переписку с французскими энциклопе­дистами Дидро, Вольтером, Д’Аламбером. Мечтая о культурном обу­стройстве России, Екатерина II попыталась на первых порах уп­равлять страной согласно рекомендациям европейских просветителей.

Стоит упомянуть об ее указе «Об иностранных поселенцах в России», в коем, по мнению В. А. Бильбасова, «выражена дав­нишняя, излюбленная мысль Екатерины. Будучи еще великою княгинею, она писала: «Мы нуждаемся в населении». <...> Екатерина предписывает Сенату «раз и навсегда» принимать всех жела­ющих поселиться в России иностранцев. <„.> Привлечь в Россию целые поселения иностранцев, которые принесут с собою свои взгляды, нравы, обычаи, применят свою систему обработки земли, пустырь обратят в оазис, распространят влияние иной культуры далеко вокруг своего поселка, что, по убеждению Екатерины, дол­жно «умножить блахонолучие империи». Государыня не ошибется, упомянутый указ будет иметь далекие и важные для дела специального обучения последствия. Сначала в Поволжье и Причерноморье возникнут немецкие колонии и евангелические лютеранские общины, со временем, в силу понятных причин, их стараниями в далеких от столиц провинциях Российской империи возникнут специальные школы для глухих и слепых детей.

Однако вернемся в Екатерининскую эпоху. К концу XVIII столе­тия большинство стран Центральной и Северной Европы осознало важность создания системы массового образования, признало право­мерность одного из ключевых требований Великой французской ре­волюции - «всеобщее образование народа»! Побочным следствием общеевропейской тенденции становится, как мы знаем, открытие первых специальных школ, финансируемых из государственной каз­ны. Убежденные в возможности умопостижения природы человека и преодоления ее несовершенства европейские просветители предло­жили несколько идеальных концепций воспитания, о чем Екатери­на II знала достаточно. Правда, в границах подвластного государства она не торопилась реализовывать западные модели в чистом виде. Государыня имела собственные, весьма далекие от идеалов просвети­тельства цели. Свято веря в возможность выращивания ради блага империи «новой человеческой породы», самодержица затевает ре­форму образования. В силу сословного деления общества возникает необходимость создать ряд образцовых учебных заведений, «педаго­гических инкубаторов» для воспитания подданных «желаемой поро­ды» - от дворян до крепостных.

Начинает государыня с женского образования. По высочайше­му замыслу, пройдя с младых ногтей особую подготовку, девочки-дворянки, повзрослев, смогут «правильно» выращивать собст­венных детей, что поможет формированию в России элиты, с молоком матери впитавшей ценности европейской культуры. Екатерина II учреждает Императорское воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном женском мона­стыре - Смольный институт (1764). Чуть позже при нем открыва­ется мещанское отделение для дочерей чиновников, купцов и ме­щан (1765). Тогда же по поручению императрицы составляется и издается «Общий регламент по воспитанию детей обоего пола» (1764). Для подготовки из юношей дворянского происхождения элиты военного и гражданского чиновничества переписывают устав Сухопутного шляхетского кадетского корпуса (1765). Для взращивания же грамотных и работящих простолюдинов в Москве учреждают Воспитательный дом (1764).

Составить план устроительства новаторских учреждений Ека­терина II поручает хорошо осведомленному в европейских образо­вательных модах стареющему сановнику И. И. Бецкому (1764), ему же впоследствии выпадет некоторое время курировать глав­ные учебные заведения империи.

В грандиозных планах культурного обустройства России Воспитательному дому отводилось особое место: «Дело не в том, писал И. И. Бецкой, - чтобы ока­зать пособие некоторым из наших ближ­них, но в том, чтобы превратить неис­числимое число детей погибающих в неисчерпаемый источник богатства для России». По замыслу императрицы и по рецептам И. И. Бецкого в Воспитательном доме из безродных сирот предстояло вы­вести уникальную человеческую поро­ду - неких государственно-крепостных образованных ремесленников, «крепост­ных граждан»! Реформаторы верили, что выпускники «генерального учреждения» впоследствии через собственные семьи распространят принципы нового воспита­ния на все общество.

Иван Иванович Бецкой, «опережая собственное время мыслью, составив проект, равных которому по широте и благородству за­мыслов немного найдется в мировой истории, тот человек, которо­го назовут позже «первым русским филантропом», не был силен в практической реализации собственных планов. «Бецкой видел вообще человека только в профиль и с хорошей стороны, а рус­скую добрую, простую бабу представлял себе в радужных чертах европейской гражданки; он не отдал себе отчета в слабостях и по­роках человека...».

Не успели высохнуть чернила на «Генеральном плане», как в Москве был открыт Воспитательный дом (1764), через шесть лет его отделение появилось в Петербурге (1770). Мечта Петра I о со­здании особых заведений для воспитания незаконнорожденных младенцев воплотилась в реальность спустя полвека.

В отыскании источников содержания государственных заведе­ний Екатерина II строго следовала отцовскому наказу аккуратно вести личные финансы, в силу чего, инициируя открытие воспита­тельных домов, денежного обеспечения на их содержание из казны императрица не предусмотрела. Материальным источником мыслились «доброхотные подаяния» филантропов. Свой вклад го­сударство определило фискальным манифестом (1763) об обяза­тельном отчислении в пользу образцового заведения: 25% доходов от театров, общественных увеселений, балов, азартных игр на деньги, налога на ввоз игральных карт и т. п. Вынужденный под­держать монаршее начинание Синод отреагировал церковным указом провести подписку по сбору средств на устройство и содержа­ние московского Воспитательного дома: «Чтоб оному содержану быть от единого щедрого подаяния тех, которые Бога и ближнего по евангельской заповеди любят и о благосостоянии отечества всеусердно пекутся». Первый вклад - 20 ООО р. на устройст­во Воспитательного дома лично внесла государыня (1763). Аверс медали, отчеканенной в память о филантропическом деянии, укра­шал поясной портрет императрицы. Реверс - облокотившаяся на прицерковный постамент аллегорическая женская фигура - Вера с крестом в правой руке, повелевающая другой аллегорической женской фигуре - Человеколюбию поднять найденного у дороги младенца и отнести его в созданный государственный дом. Вкруг этих фигур шли слова из Евангелия: «И вы живы будете».

Поступок самодержицы придворные расценили как сигнал к действию и также совершили разовые пожертвования, многие обязались переводить ежегодно определенные суммы из жалованья либо доходов (окладные подаяния). Составили даже список буду­щих дарителей. 29 благодетелей пообещали оказать помощь в 1763 г., 16 готовы были сделать это в 1764 г., на 1765 г. записа­лись шестеро. Наиболее щедрым благотворителем оказался заводчик и землевладелец Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786), пе­реводивший крупные денежные вклады на строительство Воспитательного дома и Московского университета. Только на открытие Родильного института при Воспитательном доме П. А. Демидов пожертвовал 200 ООО р. Императрица на содержание Воспитатель­ных домов выделяла средства регулярно, в общей сложности пожа­ловав за годы своего правления около 2 ООО 050 руб., тогда как общие окладные подаяния, поступившие с 1763 по 1787 г., со­ставили менее 40 000 р. Личный вклад И. И. Бецкого в 163 000 р. превысил эту сумму четырехкратно.

Под возведение благотворительного комплекса И. И. Бецкой без труда получил необычайно удачное место - Гранатный двор с Васильевским садом на Яузской улице (между Яузой и Москвой-рекой). Вероятно, по мысли устроителей, власти предержащие с вершины Кремлевского холма отчетливее могли рассмот­реть нужды страждущих, задуматься о превратностях судьбы, о горькой сиротской доле и щедрее поддерживать их.

Первый камень в основание будущего предприятия по произ­водству «полезных граждан» заложил московский генерал-губер­натор граф П. С. Салтыков. В фундамент замуровали две медные доски с латинским и русским текстом: «Екатерина II, императрица и самодержица всероссийская, для сохранения жизни и воспита­ния в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих, повелела соорудить сие зда­ние...». Государство наконец перешло от слов к делу и двинулось по пути формирования светской благотворительности, положив начало воспитанию неблагополучных детей.

Московский и петербургский Воспитательные дома являют со­бой заданную властью модель государственного приюта для детей-сирот, предусматривающую их обязательное образование.

«С седьмого до одиннадцатого года как все питомцы, так и питомники посещали ежедневно по одному часу школу, построенную для них в Воспитательном доме, где обучались Закону Божиему, грамоте и начальной арифметике; с возрастом ученье продолжалось и большее время. В остальное время происходило обучение различным работам и рукоделиям; так, мальчиков обучали вязать чулки и колпаки, плесть сети и корзины, работать в саду. Питомцев с четырнадцатого года от­давали в обучение ремеслу особым мастерам, которых поселили в квартирах при Воспитательном доме...».

Потребность учить безродных питомцев согласно утвержден­ной государыней программе вынудила учителей Воспитательного дома задуматься о способностях детей, выделить из их общего чис­ла особую группу неуспешных или малоуспешных в освоении школьных дисциплин. Столкнувшись с необходимостью организо­вать массовое обучение без предварительного отбора, И. И. Бецкой убедился в «разнице природных дарований» его подопечных. По качеству задатков (уровню развития) И. И. Бецкой разделил пи­томцев на три категории, выделив, в частности, воспитанников, «коих понятия тупы, из простых работников». Ученики с «тупыми понятиями», по мысли филантропа, имели способность исключи­тельно к самой простой работе, а потому их и не следовало пере­гружать знаниями, довольствуясь обучением простому ремеслу. «Никогда не должно хотеть против здравого рассудка и возможно­сти, чтобы, например, яблоня приносила ананасы» (1789).

Несмотря на то что из документов московского Воспитательного дома видно, что среди здоровых в этом доме воспитывались и глухие дети, нет оснований полагать, будто московский Воспита­тельный дом стал прототипом специальных школ для глухих в отече­стве, как о том иногда пишут. Случайное попадание детей с нарушением слуха в общеобразовательные классы вряд ли можно считать началом организованного специального обучения, тем более что сурдопедагоги в штате упомянутого дома отсутствовали.

Через четыре года от помпезного открытия московского Вос­питательного дома младенческая смертность в нем достигла 90%. Вины И. И. Бецкого в том нет, просто не могло «блаженство обще­ства», приемлющего крепостничество, «вседневно возрастать» бла­годаря работе государственных инкубаторов, выводящих вольных людей «полезной породы». К чему тратить деньги на содержание особого Воспитательного дома, когда полезного работника можно сотворить из крепостного кнутом на конюшне, а именно так дума­ло большинство российских дворян. Идея императрицы выращи­вать из изолированных от общества сирот полезных государству подданных оказалась неисполнимой, доказательство тому прави­тельственные документы.

«1 сентября 1763 г. - Манифест с приложением высочайше утвержденного проекта генерал-поручика Бецкого «Об утверждении в Москве Воспитательного дома (дома для приносимых детей), с особливым госпиталем для неимущих родильниц».

3 июля 1767 г. - Именной, данный Коллегии экономии указ «Об отдаче московскому Воспитательному дому прежде бывшего Архие­рейского дома с церковью и двором в Нижнем Новгороде для при­ема в оный приносимых детей».

10 января 1771 г. - Сенатский указ «О доставлении младенцев, подкидываемых частным лицам, в Воспитательный дом».

21 декабря 1772 г. - Сенатский, с приложением объявления Опекунского совета Воспитательного дома, указ «О воспитании оставленных родителями младенцев до пяти лет; о приносе оных в Воспитательный дом и о платеже за воспитание».

27 ноября 1773 г. - Объявление Императорского Воспитатель­ного дома Опекунского совета «О предпринятом гражданами города Осташкова заведении собственным иждивением дома для воспита­ния найденных и приносимых несчастно рождающихся и родителями оставленных младенцев обоего пола».

6 марта 1776 г. - Сенатский указ «О содержании незаконно­рожденных младенцев в Казанской губернии из доходов Коллегии экономии».

10 марта 1777 г. - Именной, данный ярославскому и вологод­скому генерал-губернатору Мельгунову, указ «О дозволении учре­дить в Ярославле дом призрения и воспитания сирот».

1820 г. - Именной, объявленный управляющим Министерством внутренних дел гражданским губернаторам указ «О распределении незаконнорожденных воспитанников Приказов общественного при­зрения».

1828 г. - Высочайше утвержденное положение Комитета мини­стров «О недозволении вновь утверждать воспитательные заведе­ния под ведением Приказов общественного призрения».

Достаточно прочитать названия документов, чтобы понять офи­циальную линию в деле опеки подкидышей-сирот. Опытный мос­ковский Воспитательный дом (1763) задумывался как первый шаг на пути реализации генерального плана. В последствии из-за отсут­ствия или экономии казенных средств для нужд дома экспро­приируется церковная недвижимость в Москве и Нижнем Новгороде (1771). Комплекс расширяется, но нет четких правил комплектова­ния учреждения, не определен порядок доставки иногородних мла­денцев. Часть вопросов снимают указы 1771-1772 гг., но москов­скому и петербургскому домам оказывается не под силу принять всех подкидышей, а в других городах их негде размещать. Младен­цев начинают раздавать на вскармливание в крестьянские семьи за плату. Рушится изначальный замысел воспитания детей в отрыве от губительной среды.

Правительство призывает «боголюбивых сограждан всякого зва­ния» браться за воспитание младенцев «до двух, трех лет и более, но не далее пяти». По достижении указанного возраста воспитанников следовало привозить в один из домов, «куда кому способнее», имея при себе комплект заверенных справок и свидетельств (когда ребенок взят на воспитание, крещен ли он, если да, то в какой церкви и т.д.). При желании опекун мог получить в кассе Воспитательного дома денежное вознафаждение. Закон установил таксу за выращивание детей: «За двухлетнего 10, за трех 18, за четырех 24, за пятилетнего 30 р. за каждого». Предложенный «нехристианский» способ заработка не вызвал массового энтузиазма среди православного населения.

Поражает изобретательность чиновников высокого ранга, же­лавших продемонстрировать государыне собственное рвение, но не войти при этом в расход. Так, изощренный царедворец граф Я. Е. Сивере, объявив о своем желании на личные средства обеспе­чить призрением сирот-подкидышей, незамедлительно, в наруше­ние действующего закона, ввел в подвластных ему землях налог с бань и кабаков для компенсации затрат на содержание частного Воспитательного дома. В той же логике действует нижегородский прокурор А. И. Бахметьев, который под размещение своего частно­го воспитательного дом добился изъятия церковного здания.

Видя пассивность подданных, императрица резко сокращает помощь московскому Воспитательному дому, всего через несколь­ко лет после открытия его пропагандистское предназначение утра­чивается, поднять волну частной благотворительности по царской прихоти не удалось. Государство выступило с почином, на кото­рый не торопились откликаться ни богатые аристократы, ни церковные иерархи. Когда же рядовые жители небольшого городка Осташков, ссылаясь на закон, попросили помочь местным сиро­там, тотчас последовала отповедь и от церкви, и от знати, и от вла­сти. Что оставалось делать доверчивым осташковцам? Осенью 1773 г. горожане выступили с почином организовать частный Вос­питательный дом на собственные средства. Созданный на народ­ные деньги Осташковский дом просуществует вплоть до 1917 г.

Появление частных детских приютов (Олонец, Вытегра, село Капустинец Киевской губернии, Архангельск, Калуга, Смоленск, Старая Русса, Белозерск, Боровичи и т. д.) имело уже мало обще­го с первоначальной идеей Екатерины II и И. И. Бецкого. Столич­ным заведениям покровительствовали монархи и знатные вельмо­жи, провинциальные же существовали за счет местных пожертво­ваний, однако ни те ни другие заведения не являлись воспитатель­ными, тем более учебно-воспитательными заведениями. Условия жизни в частных домах были таковы, что уровень детской смерт­ности постоянно оставался высоким. Так, в Воспитательный дом Гродненского приказа с 1823 по 1827 г. поступило 425 младенцев, из них умерло 341, за тот же срок в воспитательном доме Томско­го приказа из 511 младенцев умерло 485.

Правительство осознает бессмысленность, если не пагубность сохранения стихийно сложившейся сети Воспитательных домов и принимает решение об их упразднении. В 1828 г. выходит закон «О недозволении вновь утверждать воспитательные заведения под ведением Приказов общественного призрения».

Утвержденное Комитетом министров положение 1828 г. гласит: «Находя <...> существование по губерниям Воспитательных домов бесполезным и крайне неудобным [Комитет] положил: учреждение оных под ведением Приказов общественного призрения вновь не дозволять. <...> С 1812 г., замечая худое состояние по губерниям заведений сих, со стороны Министерства делаемы были предписа­ния о принятии мер и отвращению великой смертности в них детей и приведению самих заведений в благоустройство; но по недостат­ку способов Приказов и по разным неудобствам в содержании за­ведений сих, настояния о том не могли быть успешными. Между тем принос детей время от времени увеличивается и до того, что на содержание одних сих заведений в некоторых местах истрачива­лось почти столько же, сколько вообще на все прочие заведения и расходы в иных Приказах превышали доходы».

Итак, через полвека от своего начала бесславно угаснет пред­ложенная Екатериной II идея выращивания людей «полезной по­роды» из числа сирот. Это неудивительно, так как


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА (2-я половина XVIII - начало XX вв.)

Благотворительная деятельность Екатерины II

После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы. Среди них особое место занимают Учреждения императрицы Марии Федоровны.

12 ноября 1796 г. императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением. На другой же день после своего назначения императрица пожаловала Обществу в ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. руб. Сумма эта легла в основание так называемого кассетного капитала. Несмотря на ежегодные из него расходы, капитал этот быстро возрастал и за время управления Марии Федоровны достиг 1,3 млн руб. серебром. 2 мая 1797 г. императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище, приняла по воле государя главное начальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем. Вступив в управление, императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормилицами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге государь пожаловал Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. (В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 г.) Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член “высокого и знатного рода” сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем “без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству”. Мария Федоровна также заботилась об увеличении доходов Воспитательных домов. Вступив в управление, императрица обнаружила, что кредит Сохранных казен упал, обороты значительно сократились.

Благодаря энергичным мерам, предпринятым императрицей, Сохранные казны быстро оправились, и уже в 1799 г. из их доходов заимообразно была отпущена значительная сумма Государственному казначейству для завершения строительства Вытегорского канала, названного в честь императрицы “Мариинским”. К 1812 г. обороты казен представляли огромную по тому времени сумму в 105 млн руб.

Заботясь об устройстве уже существующих, императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 г. в Петербурге и Москве были открыты женские учебно- воспитательные учреждения им. Св. Екатерины, в 1807 г. основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г. - Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Уставы этих первых учреждений сохранились неизменными до 1913 г.

Императрица заботилась о воспитании дочерей нижних чинов армии и флота. В 1820 и 1823 гг. были открыты два училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского ведомства в 1826 г. были учреждены училища в Севастополе и Николаеве. Кроме того, в 1806 г. на своей даче в Павловске (близ Санкт-Петербурга) Мария Федоровна на свои средства открыла училище для глухонемых детей обоего пола.

С 1801 г. в ведение императрицы поступила первая по времени учреждения больница императора Павла I, основанная в Москве в 1763 г., когда Павел был еще великим князем. В 1802 г. был открыт новый Воспитательный дом на средства Марии Федоровны в Гатчине.

К числу наиболее значимых учреждений императрицы относятся Вдовьи дома - один в Санкт-Петербурге, другой в Москве (оба существовали до 1913 г.). Дома были открыты в 1803 г. для вдов военных и гражданских чиновников, содержались на доходы Воспитательных домов, т. е. Сохранных казен, и получали от императрицы по 1500 руб. ежегодно. В том же 1803 г. Мария Федоровна основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов (одну в Петербурге, другую в Москве), каждую на 200 кроватей. Впоследствии в память о Марии Федоровне они были наименованы Мариинскими.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Тема работы: «Благотворительная деятельность

Представительниц дома Романовых»

Выполнила: ученица 10-а класса,

МАОУСОШ №22

Коваленко Маргарита,

Учитель Зеленина Л.А.

1.Введение

Актуальность исследования . Уровень цивилизованности общества определяется его отношением к самой обездоленной части граждан, людям, не имеющим возможности обеспечить себе достойное существование. Среди современного российского частного капитала есть фирмы и предприятия, оказывающие поддержку нуждающимся, тем более что это освобождает их от некоторых налогов. В целом же политика нашего государства в сфере призрения неимущих не подаётся никакой критике. Именно поэтому я считаю выбранную мною тему достаточно актуальной на сегодняшний день.

Предмет исследования: благотворительная деятельность представителей династии Романовых.

Цель исследования: на основе анализа историографической литературы и ряда исторических источников попытаться определить роль представителей дома Романовых в благотворительной и меценатской деятельности.

Задачи исследования :

  1. изучить исторические источники, связанные с благотворительной деятельностью семьи Романовых;
  2. показать вклад семьи Романовых в развитии меценатской деятельности;
  3. проследить традиции, заложенные домом Романовых, в благотворительной деятельности современной России.

Благотворительность – это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему. «Богатые и сильные должны жить и поступать так, чтобы другие люди прощали им их богатство и власть». Эти слова, произнесённые генерал-фельдмаршалом князем М.С. Воронцовым стали жизненным принципом российских императоров и членов их большой разветвлённой семьи. Было бы неправильно идеализировать социальную политику Российской Империи. Она отнюдь не являлась страной всеобщего благоденствия. В ней

существовали пережитки минувших эпох, мешавшие справедливому (именно справедливому, а не уравнительному) распределению благ. Было еще много нуждающихся и угнетенных, чей труд оплачивался неадекватно затраченным усилиям. Однако нельзя не отметить, что вся система благотворительности находилась под государственной защитой и под попечением Императорского Дома.

2.Благотворительная деятельность Екатерины II

Великая Екатерина II (1729-1796), которая, вступив на престол, провозгласила: «Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей суть две верховные должности каждого боголюбивого правителя». В то же время, организуя помощь нуждающимся, Императрица помнила сама и напоминала другим, что «подаяние милостыни нищему на улице не может почесться исполнением обязательств правления, долженствующая дать всем гражданам надежное содержание, пищу, приличную одежду и род жизни, здравию человеческому невредящий».

В годы правления Екатерины II Верховная власть стала искать новые подходы к решению вопроса о помощи сиротам и бездомным детям. Готовя Наказ для Уложенной комиссии, Императрица поручила И.И. Бецкому подготовить проект, на основании которого 1 сентября 1763 г. Государыня издала манифест о постройке в Москве воспитательного дома. Создавался не просто воспитательный дом, в котором детей кормили и давали ночлег, а учреждение, где им стремились дать образование и трудовые навыки для достойной жизни в будущем. Екатерина II внимательно следила за практической реализацией своего плана. Сохранились черновики Екатерины Алексеев0ны, свидетельствующие о том, что она неоднократно возвращалась к разработке учебного плана и программ для воспитательных домов в Москве и Петербурге, а также Смольного института для благородных девиц. Екатерина II лично внесла в фонд воспитательного дома 100 тысяч рублей. Торжественная закладка здания состоялась 7 октября 1764 г. в присутствии Императрицы. В 1764 г. в Московский воспитательный дом было принято 523 ребенка (в воспитательные дома принимались дети до 2,5 лет). Вскоре на частые пожертвования в крупных губернских городах - Архангельске, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Нижнем Новгороде, Тобольске и других по примеру Москвы также были открыты воспитательные дома. В них «приносимые младенцы» воспитывались только до трех лет, а затем передавались для обучения в Московский воспитательный дом. В 1771 г. в самостоятельное учреждение было преобразовано петербургское отделение Московского воспитательного дома.

Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, воспитательные дома появились в Новгороде, Енисейске, Олонце, Киеве, Казани, Вологде, Пензе и других российских городах.

Воспитательные дома имели ряд привилегий для увеличения денежных средств. Они имели право проводить благотворительную лотерею; на их нужды шла четвертая часть сбора от всех публичных городских увеселений; они имели доходы от производства и продажи игральных карт и др.

В 1775 г. по губернской реформе Екатерины II в провинции создаются приказы общественного призрения под предводительством губернатора с участием в их руководстве зажиточных горожан от разных сословий. Приказы должны были следить за функционированием народных школ, больниц, богаделен, сиротских домов, а также учреждений для душевнобольных, смирительных и работных домов. На содержание всех этих заведений Императрица единовременно выделила приказам общественного призрения по 15 тыс. рублей. Далее доход должен был складываться от процентов с этого капитала, а также частных пожертвований, штрафов и пени, взимаемых при судебном разбирательстве и др. Примечательно, что приказы общественного призрения, будучи органами государственной власти, имели право привлекать благотворительные пожертвования. Благотворительные средства поступали и в Смольный институт. Таким образом, в екатерининское время начал формироваться системный подход к благотворительности.

3.Благотворительная деятельность Марии Фёдоровны и Елизаветы Алексеевны

Дальнейшее развитие благотворительных учреждений связано с именем супруги (с 1801 года - вдовы) Павла I Императрицы Марии Федоровны (1755-1828), создавшей целую систему учреждений призрения, действовавших на благотворительной основе. В 1781 – 1782 гг. Павел Петрович (1754-1801) с Марией Федоровной совершили путешествие в Западную Европу (Вена, Флоренция, Париж и другие города) под именем графа и графини Северных. Знакомство с благотворительными заведениями Европы, в частности воспитательным домом во Флоренции, побудило супругов заняться, после восшествия в 1796 г. Павла I на Престол, широкими благотворительными акциями.

В это и следующее царствования наибольший вклад в дело монаршей благотворительности внесла супруга Павла Петровича, Императрица Мария Федоровна. Она не только взяла под свое личное руководство и покровительство основанные Екатериной II благотворительные учреждения призрения, но и в дополнение к ним Мария Федоровна создала целый комплекс учебно-воспитательных, медицинских и богаделенных благотворительных учреждений.

Свой вклад в это благородное дело внесли супруга Александра I Елизавета Алексеевна (1779-1826) и супруга Николая II (1868-1918) Святая Царица Александра Федоровна. Она только по попечительству о домах трудолюбия и работных домах пожертвовала 50 000 руб. на библиотеку и 70 000 руб. на учреждение премий авторам трудов о благотворительности.

В.А. Жуковский, бывший чтецом Императрицы, накануне ее погребения написал восторженные строки:

Благодарим! Благодарим…
Тебя за жизнь Твою меж нами!
За трон Твой, Царскими делами
И сердцем благостным Твоим
Украшенный, превознесенный…
… За благодать, с какою Ты
Спешила в душный мрак больницы,
В приют страдающей вдовицы
И к колыбели сироты!

В Царствование Царя-Освободителя делами Ведомства Императрицы Марии занималась супруга Александра II Мария Александровна (1824-1880), основавшая в 1867 году Общество попечительства о раненых и больных воинах.

4.Благотворительность представительниц династии Романовых в конце XIX – начале XX веков

С началом Царствования Александра III Ведомство Императрицы Марии возглавила его супруга, также Мария Федоровна (1847-1928), руководившая ведомством вплоть до его закрытия в 1917 году. Кстати, в 1880 г. она приняла под свое покровительство Российской общество Красного Креста. При Марии Федоровне было принято новое Положение о детских приютах Ведомства Императрицы Марии, ряд законодательных актов, облегчивших сотрудничество с другими благотворительными ведомствами и обществами, с государственными структурами. В начале XX в. были приняты новые положения о женских институтах и гимназиях Императрицы Марии, унифицированы табели и учебные планы учебно-воспитательных заведений. Мария Федоровна стремилась к сохранению Ведомства учреждений Императрицы Марии как самостоятельной и независимой структуры.

С началом Первой мировой войны Мария Федоровна отдала распоряжение о формировании с сентября 1914 г. перевязочно-питательного отряда военно-санитарного поезда. Она брала на свой собственный счет оборудование поезда, снабжение санитарным имуществом, продовольствием и содержание врачебно-санитарного персонала и слесарей. К январю 1915 г. на ее счету было несколько организаций для нужд военного времени: склад в Аничковом дворце, госпитали в Минске и во Львове, военно-санитарный поезд № 142 и перевязочно-питательный отряд, поезд № 90 (для обслуживания Кавказского фронта с марта 1915 г.) и санаторий для выздоравливающих офицеров в Балаклаве.

Александра Федоровна (1872-1918), став в 1894 г. Императрицей, первое время не имела под своим покровительством никакого благотворительного ведомства. Но уже в 1895 г. она приняла покровительство над созданным в том же году Попечительством о домах трудолюбия и работных домах, к чьей помощи прибегали безработные, бродяги, освободившиеся из мест заключения, лица, утратившие прежний социальный статус. По ее инициативе были открыты ортопедические клиники для детей, оказывалась помощь туберкулезным санаториям в Крыму. Во время голода 1898 г. она пожертвовала 50 000 руб. из своего частного фонда, что составляло восьмую часть семейного бюджета. Под покровительством Александры Федоровны находились также Попечительство для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей, Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, Школа народного искусства и множество других благотворительных заведений.

В годы Первой мировой войны вместе с дочерьми Ольгой (1895-1918) и Татьяной (1897-1918) Николаевнами, Александра Федоровна прослушала двухмесячный курс лекций по хирурги, прошла практические занятия и выдержала экзамен на звание сестры милосердия военного времени. При этом Государыня и её старшие дочери не просто числились сестрами милосердия, а реально трудились в учрежденных Императорской Семьей госпиталях, под размещения которых были отданы помещения дворцов и резиденций. Александра Федоровна, по воспоминаниям Анны Вырубовой: «Стоя за хирургом, государыня, как каждая операционная сестра, подавала... инструменты, вату, бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны». Раненым казалось, что ее перевязки держались дольше и крепче других. Ежедневная работа Императрицы в качестве сестры милосердия в операционной Царскосельского лазарета продолжалась до конца 1916 года.

Взгляды Императрицы о благотворительной и милосердной деятельности всецело разделяли ее старшие дочери Ольга и Татьяна. Они так же, как и мать придерживались мнения об особой роли членов Царствующей семьи в деле заботы о жертвах войны. Старшие дочери в Царской семье занимались благотворительной деятельностью с самой ранней юности. Еще до войны они посещали туберкулезных больных в Крыму, а когда у Великой Княжны Ольги появились собственные деньги, ее первой просьбой было позволить ей оплатить лечение хромого мальчика, которого она встретила во время прогулки в Царскосельском парке.

Ярким примером благотворительных акций в начале 20в. являлись необычайно популярные «Дни цветков». Идея их проведения принадлежит Европейской Лиге борьбы с чахоткой при международном обществе Красный крест. Эту инициативу поддержал Датский королевский дом, а затем и царская семья Романовых. С 1911 года «Дни цветков» стали проводиться в России. Сборщики, снабженные именной карточкой и особым жетоном, принимали пожертвования в обмен на специально изготовленные цветы – белые ромашки. В ручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка».

На благотворительных базарах в Ялте, которые получили название «Праздника цветов», императрица Александра Федоровна лично занималась продажей вещей. Ее Величеству помогали Великие княжны – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, иногда цесаревичи. Все продавалось по относительно низкой цене. С 1911 по 1914г. императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больниц. Она сама работала, рисовала и вышивала для базара и, несмотря на свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Царские дети, молодые женщины и дети высшего общества ходили по всему побережью, продавая в городе, в дачных поселках, в татарских деревнях, в рабочих мастерских собственноручно изготовленные ромашки. В кружку для денег местные жители и отдыхающие клали кто копейку, а кто и десять рублей. Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

5.Преемственность традиций

В наши дни происходит возрождение традиций русской благотворительности. Вновь проходит во многих городах России удивительный праздник «Белого цветка», оставлены в наследие семьей последнего российского императора. Этим летом в Ливадии праздник состоялся уже в восьмой раз в современной истории Ялты. Символично, что в этом году торжество совпало с 400-летием династии Романовых. Все собранные деньги идут в помощь Ялтинскому туберкулезному диспансеры и Православному сестричеству милосердия имени Святой Страстотерпицы царицы Александры. Сегодня проблема с туберкулезом не стоит так остро, как это было столетие назад, и современные Дни белого цветка посвящают сбору средств на лечение малоимущих больных, на помощь детям, инвалидам, заключенным, престарелым. В прошлом году в Воронеже благотворительная акция была посвящена сбору средств для детей, страдающих тяжелой формой онкологии. Ее целью было не просто собрать средства для оказания помощи тяжелобольным людям, но и возродить традиции благотворительности, привлечь внимание общества к проблемам больных и неимущих. Как и столетие назад, трогательные белоснежные лепестки объединили всех тех, кто не может оставаться равнодушным к чужой боли. В Таганроге студенты ТТИ ЮФУ, занимаясь волонтерским движением, собирают средства, покупают подарки, организуют экскурсии для детей из городского дома ребенка. Несколько лет подряд мои одноклассники активно участвуют в акции «Под флагом добра». За эти годы наш класс стал самым «добрым» классом в школе.

Хочется надеяться, что традиции милосердия и сострадания, заложенные семьей Романовых будут продолжаться и в наше время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Закатов А.Н. На благо Отечества. // Добрые люди (приложение к газете "Трибуна"), июнь-июль 2011 года.

2. Мельник Т. Воспоминания о Царской Семье и Ее жизни до и после революции - Белград, 1921 .

3. Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах. - Париж: Русская Летопись, 1924.

2.3 Благотворительная деятельность Екатерины II

Первое время своего правления Екатерина II уделяла вопросам благотворительности не так много внимания, поскольку сперва необходимо было закрепиться на престоле и имелись другие дела первоочередной важности. В это время были изданы указы об ответственности за нищенство, однако форма наказания была несколько смягчена. Согласно указу от февраля 1764 года полицейские могли задерживать нищенствующих. В то же время до того, пока их дело не будет рассмотрено в судебном порядке, задержанным полагалась небольшая денежная дотация.

На этом факте следует заострить внимание, поскольку по сложившейся традиции правонарушители и подозреваемые помещаются в камеры предварительного задержания (КПЗ), условия в которых не то что оставляют желать лучшего, а больше напоминают тюрьму, где содержатся уже осужденные по приговору суда преступники. Проблема условий содержания в КПЗ и особенно нашумевшие в печати случаи смерти задержанных (особенно дело Сергея Магнитского) приобрели в нашей стране необычайную остроту и дискуссию в обществе. Понятно, что изменить условия содержания подозреваемых в совершении преступлений в сторону смягчения быстро не получится, т.к. для этого нужны большие средства. Но, по крайней мере, можно ограничить содержание в КПЗ лиц, не подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Видимо поэтому, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, в одном из своих Посланий к Федеральному Собранию говорил о ведении "разумной уголовной политики", направленной на декриминализацию общества. Как следствие, несколько лет назад были приняты законы, которые позволяют применять наказания без лишения свободы. Таким образом, государство "убивает" сразу двух зайцев: ограничивает общение в КПЗ случайно попавших граждан с настоящими преступниками, а также не помещает подозреваемых (многие из которых, как показывает практика, в дальнейшем будут оправданы по решению суда) в тюремные условия. Отрадно видеть, что опыт гуманного отношения к задержанным, который впервые был применен при Екатерине II и оказался явно забытым в годы советской власти, становится востребованным в наше время.

По прошествии нескольких лет, когда с политического горизонта были устранены потенциально возможные соперники, императрица Екатерина II смогла более активно заняться государственными делами. Не остался без внимания и вопрос благотворительности. В 1764 году было основано "Императорское воспитательное общество благородных девиц", которое впоследствии превратилось во всем известный Смольный институт. Оно было создано с целью формирования образованного общества, распространения образования. По замыслу императрицы, которая вплоть до Великой Французской Революции находилась под влиянием прогрессивных идей Локка и Монтеня, вернувшиеся в свои родовые гнезда выпускницы общества, будут стараться дать полученное образование своим детям. Если изначально будущих воспитанниц отбирали из дворян, то уже спустя год после основания Общества было открыто отделение для остальных сословий (не принимались только дети крепостных крестьян).

Постепенно по всей стране начинало открываться все больше учебных заведений. Обязанности по их обустройству легли на Приказы общественного призрения, о которых речь пойдет ниже. Действующие же учебные заведения реформировались с целью улучшения качества получаемого образования. Это были первые робкие шаги по внедрению грамотности среди простого населения. И, хотя, до внедрения системы в масштабах страны было еще очень далеко, начало народного образования, по мнению многих историков, было заложено именно при Екатерине II, которая делала все для его развития.

В 1763 году вновь вспомнили о приютах для брошенных младенцев, которые впервые были основаны при Петре I, но в последние годы были в забытьи. Екатерина II настолько загорелась этой идеей, что выделила из своих средств 100000 рублей, подав тем самым пример и для остальных доброхотов и, прежде всего, для своих фаворитов. Деятельность приюта была очень успешной. От приносивших детей просили назвать только имя младенца и сообщить, крещен он или нет. Вот почему всего лишь за 1765 год в Приют принесли почти 800 детей, что значило 800 спасенных жизней! В то время от детей не принято было отказываться, чадородие и плодовитость воспринимались, как дар Божий. Такие случаи, на первый взгляд, могли иметь место разве что среди знатных горожанок, которым необходимо было скрыть свою связь на стороне. И все-таки была еще одна причина, чтобы отдать младенца в Приют. Дело в том, что дети крепостных после рождения также считались крепостными, а согласно Уставу данного заведения каждый младенец считался от рождения свободным. Вот почему для многих крестьян сдача ребенка в Приют была единственным шансом подарить ему свободу.

1775 год был ознаменован созданием Приказов общественного призрения. По своим функциям они напоминали современные органы социальной опеки, но по своему масштабу они представляли "министерство благотворительности". В их задачи входили организация школ, приютов для сирот, богаделен, работных домов, дома для неизлечимо больных (прообраз современных хосписов) и для сумасшедших (смирительные дома). По сути, была создана государственная система, в которой Екатерина II сумела объединить все виды благотворительной деятельности.

Следует отметить, что некоторые идеи, заложенные в указе, явно опережали свое время. В частности, приютов для неизлечимо больных, в советское время не было. Таковых просто выписывали из больницы, и они угасали уже дома. К идее хосписов в нашей стране вернулись лишь в 1990 году. В настоящее время только в Москве их насчитывается 8, чего вполне достаточно для помещения неизлечимо больных. Идея хосписов активно развивается и на начало 2012 года их количество в России перевалило за 70. Остается только удивляться широте государственного ума императрицы, решения которой в вопросах благотворительности не потеряли актуальности до сих пор. благотворительность филантропический социальный попечение

Вместе с созданием новой государственной благотворительной системы всячески поощрялись любые формы частной благотворительности, однако жертвовать предписывалось в пользу действующих благотворительных учреждений во избежание попадания пожертвований в руки профессиональных нищих. Приказы общественного попечения представляли собой "верхний эшелон" общественной благотворительности. На местах же делами милосердия занимались поместные органы попечения, например, суд для сирот, дворянская опека и другие. В 1785 году через создание участковых попечительств, к благотворительности были привлечены и другие слои населения. Россия доросла до появления меценатства.

Князь Григорий Потемкин был выдающимся государственным мужем времен Екатерины II. Вся его жизнь и труды стали благом для России. Именно стараниями князя была ликвидирована постоянная угроза на южных рубежах России, которую ежегодно грабили хищные орды крымских татар. Он убрал с политической карты мира Крымское ханство, сделав степи древней Тавриды безопасными для простого русского землепашца, после чего его фамилия зазвучала иначе - Потемкин-Таврический. Вместе с этим князь считался выдающимся знатоком искусства. Как и многие из его современников, он активно собирал картины известных мировых художников, оставив после себя богатейшую коллекцию. Но больше всего он запомнился своей градостроительной деятельностью. При нем было основано множество городов на юге России, на его личные средства были возведено несколько храмов. Князь Потемкин-Таврический был одним из тех людей, благодаря которому время правления императрицы именуется не иначе, как "век золотой Екатерины".

Подводя черту под реформами в области благотворительности в правление Екатерины II, мы можем сказать следующее. Будучи немкой по происхождению, она всячески старалась облегчить жизнь своих новых подданных, благополучие которых для нее стояло превыше всего. О том, насколько нелицемерной была ее любовь к русскому народу, лучше всего говорит тот факт, что когда в 1775 году ей пожелали воздвигнуть памятник, на что было собрано свыше 50000 рублей, Екатерина II отвечала: "Для меня важнее возвести памятник в сердцах своих подданных, чем в мраморе". С этими словами она повелела отправить собранные деньги на организацию сиротских приютов.

Во время правления Екатерины II были проведены коренные преобразования в вопросе милосердия. В виде Приказов общественного призрения фактически было создано "министерство благотворительности", в рамках которого были объединены все ее виды: организация богаделен, устройство приютов, больниц, школ и училищ. Более того, идеи создания приютов для подкидышей и госпиталей для неизлечимо больных (хосписов) явно опередили свое время. И сейчас, 250 лет спустя, они вновь реализуются в Российской Федерации.

В то же время Православной Церкви при Екатерине II был нанесен сильнейший удар, от которого она так и не сумела оправиться. На экономической самостоятельности Церкви был поставлен крест, однако полученные в ходе секуляризации церковных земель средства позволили осуществить реформу всей системы благотворительности, которая в последующее время доказала жизнеспособность многих своих идей.

Внутренняя политика в период дворцовых переворотов и в правление Екатерины II

Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком городе Штеттине (Пруссия)...

Вольномыслие в печати при Екатерине II

Современники и потомки не поскупились на комплименты Екатерине II - единственной императрице, удостоенной звания "Великая". Она вошла в историю как Минерва, Астрея, Фелица, Северная Семирамида, а ее правление традиционно считают Золотым веком...

Выдающиеся личности династии Романовых

Екатерина II (21/04/1729 - 6/11/1796, императрица с 28/06/1762 по 6/11/1796) вступила не престол в результате дворцового переворота. Екатерина II стремилась упрочить самодержавие, устранив при этом влияние высшей аристократии и гвардии. Так, например, реформа сената...

Дворцовые перевороты XVIII века

Елизавета Петровна заранее позаботилась о преемнике, уже в самом начале царствования объявив им своего племянника Петра Федоровича. Однако привезенный в Россию в раннем юношеском возрасте этот внук Петра Великого так и не сумел ни полюбить...

Екатерина II – личность и государственный деятель

Еще проживая в Москве, после Коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге...

Историческая личность Екатерины II

В советской историографии постепенно сложилась и утвердилась в ходе дискуссии начала 1960-х годов четкая оценка просвещенного абсолютизма как либеральной маски самодержавия...

Мифы и реальность о благотворительной деятельности Екатерины II

С самого начала екатерининского царствования, как мы уже видели, Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок, дать им точные "пределы и законы"...

Наказ Екатерины II

Будущая императрица, Екатерина II родилась в 1729 г. в Германии в одном из мелких княжеских семейств. Девочку назвали Софьей-Августой. В 1744 г. ее привезли в Москву, а затем в Петербург, обратили в православную веру...

Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II и ее влияние на эволюцию российского общества

Екатерина II Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская - императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь мелкого владетельного князя Священной Римской империи...

Правление императрицы Екатерины II

Императрица была высокообразованным человеком, с детства много читала. Ее особенно привлекали труды французских просветителей - энциклопедистов. В государственных делах Екатерина считала себя продолжательницей трудов Петра Великого. Но...

Система государственного управления в годы царствования Екатерины II

С 1765 года Екатерина начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке Нового Уложения. Необходимость в новом законодательстве назрела давно. В 1754 году Елизавета (по предложению Петра Шувалова) уже повелела сочинить «ясные законы»...

Становление российского абсолютизма в XVIII веке

Ломка национальных устоев и традиций привела после смерти Петра I к периоду острого политического кризиса, вошедшего в историю как «эпоха дворцовых переворотов», в результате которых за 37 лет (1725-1762) сменилось шесть монархов...

Старообрядчество в Нижегородской губернии в XVIII - XIX веке

Первое время своего правления Екатерина II уделяла вопросам благотворительности не так много внимания, поскольку сперва необходимо было закрепиться на престоле и имелись другие дела первоочередной важности. В это время были изданы указы об ответственности за нищенство, однако форма наказания была несколько смягчена. Согласно указу от февраля 1764 года полицейские могли задерживать нищенствующих. В то же время до того, пока их дело не будет рассмотрено в судебном порядке, задержанным полагалась небольшая денежная дотация.

На этом факте следует заострить внимание, поскольку по сложившейся традиции правонарушители и подозреваемые помещаются в камеры предварительного задержания (КПЗ), условия в которых не то что оставляют желать лучшего, а больше напоминают тюрьму, где содержатся уже осужденные по приговору суда преступники. Проблема условий содержания в КПЗ и особенно нашумевшие в печати случаи смерти задержанных (особенно дело Сергея Магнитского) приобрели в нашей стране необычайную остроту и дискуссию в обществе. Понятно, что изменить условия содержания подозреваемых в совершении преступлений в сторону смягчения быстро не получится, т.к. для этого нужны большие средства. Но, по крайней мере, можно ограничить содержание в КПЗ лиц, не подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Видимо поэтому, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, в одном из своих Посланий к Федеральному Собранию говорил о ведении "разумной уголовной политики", направленной на декриминализацию общества. Как следствие, несколько лет назад были приняты законы, которые позволяют применять наказания без лишения свободы. Таким образом, государство "убивает" сразу двух зайцев: ограничивает общение в КПЗ случайно попавших граждан с настоящими преступниками, а также не помещает подозреваемых (многие из которых, как показывает практика, в дальнейшем будут оправданы по решению суда) в тюремные условия. Отрадно видеть, что опыт гуманного отношения к задержанным, который впервые был применен при Екатерине II и оказался явно забытым в годы советской власти, становится востребованным в наше время.

По прошествии нескольких лет, когда с политического горизонта были устранены потенциально возможные соперники, императрица Екатерина II смогла более активно заняться государственными делами. Не остался без внимания и вопрос благотворительности. В 1764 году было основано "Императорское воспитательное общество благородных девиц", которое впоследствии превратилось во всем известный Смольный институт. Оно было создано с целью формирования образованного общества, распространения образования. По замыслу императрицы, которая вплоть до Великой Французской Революции находилась под влиянием прогрессивных идей Локка и Монтеня, вернувшиеся в свои родовые гнезда выпускницы общества, будут стараться дать полученное образование своим детям. Если изначально будущих воспитанниц отбирали из дворян, то уже спустя год после основания Общества было открыто отделение для остальных сословий (не принимались только дети крепостных крестьян).

Постепенно по всей стране начинало открываться все больше учебных заведений. Обязанности по их обустройству легли на Приказы общественного призрения, о которых речь пойдет ниже. Действующие же учебные заведения реформировались с целью улучшения качества получаемого образования. Это были первые робкие шаги по внедрению грамотности среди простого населения. И, хотя, до внедрения системы в масштабах страны было еще очень далеко, начало народного образования, по мнению многих историков, было заложено именно при Екатерине II, которая делала все для его развития.

В 1763 году вновь вспомнили о приютах для брошенных младенцев, которые впервые были основаны при Петре I, но в последние годы были в забытьи. Екатерина II настолько загорелась этой идеей, что выделила из своих средств 100000 рублей, подав тем самым пример и для остальных доброхотов и, прежде всего, для своих фаворитов. Деятельность приюта была очень успешной. От приносивших детей просили назвать только имя младенца и сообщить, крещен он или нет. Вот почему всего лишь за 1765 год в Приют принесли почти 800 детей, что значило 800 спасенных жизней! В то время от детей не принято было отказываться, чадородие и плодовитость воспринимались, как дар Божий. Такие случаи, на первый взгляд, могли иметь место разве что среди знатных горожанок, которым необходимо было скрыть свою связь на стороне. И все-таки была еще одна причина, чтобы отдать младенца в Приют. Дело в том, что дети крепостных после рождения также считались крепостными, а согласно Уставу данного заведения каждый младенец считался от рождения свободным. Вот почему для многих крестьян сдача ребенка в Приют была единственным шансом подарить ему свободу.

1775 год был ознаменован созданием Приказов общественного призрения. По своим функциям они напоминали современные органы социальной опеки, но по своему масштабу они представляли "министерство благотворительности". В их задачи входили организация школ, приютов для сирот, богаделен, работных домов, дома для неизлечимо больных (прообраз современных хосписов) и для сумасшедших (смирительные дома). По сути, была создана государственная система, в которой Екатерина II сумела объединить все виды благотворительной деятельности.

Следует отметить, что некоторые идеи, заложенные в указе, явно опережали свое время. В частности, приютов для неизлечимо больных, в советское время не было. Таковых просто выписывали из больницы, и они угасали уже дома. К идее хосписов в нашей стране вернулись лишь в 1990 году. В настоящее время только в Москве их насчитывается 8, чего вполне достаточно для помещения неизлечимо больных. Идея хосписов активно развивается и на начало 2012 года их количество в России перевалило за 70. Остается только удивляться широте государственного ума императрицы, решения которой в вопросах благотворительности не потеряли актуальности до сих пор. благотворительность филантропический социальный попечение

Вместе с созданием новой государственной благотворительной системы всячески поощрялись любые формы частной благотворительности, однако жертвовать предписывалось в пользу действующих благотворительных учреждений во избежание попадания пожертвований в руки профессиональных нищих. Приказы общественного попечения представляли собой "верхний эшелон" общественной благотворительности. На местах же делами милосердия занимались поместные органы попечения, например, суд для сирот, дворянская опека и другие. В 1785 году через создание участковых попечительств, к благотворительности были привлечены и другие слои населения. Россия доросла до появления меценатства.

Князь Григорий Потемкин был выдающимся государственным мужем времен Екатерины II. Вся его жизнь и труды стали благом для России. Именно стараниями князя была ликвидирована постоянная угроза на южных рубежах России, которую ежегодно грабили хищные орды крымских татар. Он убрал с политической карты мира Крымское ханство, сделав степи древней Тавриды безопасными для простого русского землепашца, после чего его фамилия зазвучала иначе - Потемкин-Таврический. Вместе с этим князь считался выдающимся знатоком искусства. Как и многие из его современников, он активно собирал картины известных мировых художников, оставив после себя богатейшую коллекцию. Но больше всего он запомнился своей градостроительной деятельностью. При нем было основано множество городов на юге России, на его личные средства были возведено несколько храмов. Князь Потемкин-Таврический был одним из тех людей, благодаря которому время правления императрицы именуется не иначе, как "век золотой Екатерины".

Подводя черту под реформами в области благотворительности в правление Екатерины II, мы можем сказать следующее. Будучи немкой по происхождению, она всячески старалась облегчить жизнь своих новых подданных, благополучие которых для нее стояло превыше всего. О том, насколько нелицемерной была ее любовь к русскому народу, лучше всего говорит тот факт, что когда в 1775 году ей пожелали воздвигнуть памятник, на что было собрано свыше 50000 рублей, Екатерина II отвечала: "Для меня важнее возвести памятник в сердцах своих подданных, чем в мраморе". С этими словами она повелела отправить собранные деньги на организацию сиротских приютов.

Во время правления Екатерины II были проведены коренные преобразования в вопросе милосердия. В виде Приказов общественного призрения фактически было создано "министерство благотворительности", в рамках которого были объединены все ее виды: организация богаделен, устройство приютов, больниц, школ и училищ. Более того, идеи создания приютов для подкидышей и госпиталей для неизлечимо больных (хосписов) явно опередили свое время. И сейчас, 250 лет спустя, они вновь реализуются в Российской Федерации.

В то же время Православной Церкви при Екатерине II был нанесен сильнейший удар, от которого она так и не сумела оправиться. На экономической самостоятельности Церкви был поставлен крест, однако полученные в ходе секуляризации церковных земель средства позволили осуществить реформу всей системы благотворительности, которая в последующее время доказала жизнеспособность многих своих идей.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...