Гласный звук ы буква ы старшая группа. План-конспект в подготовительной группе по обучению грамоте на тему «Гласный звук Ы

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель : Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

Коррекционно - образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ - ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.

Дети, получают билеты, отвечают.

Повторение пройденного.

Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили?

Логопед: Как называются эти звуки?

Логопед: Почему они гласные?

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка" ) Мы определяли место звука в слове.

Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды ).

Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

Игра «Читалочка» - по сигналам гласных звуков.

Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих - выставляют на доске .

А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом - символом гласных звуков. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы занятия

Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите как обозначаем звук на письме - буквой.

Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.

Правило : Буква - это графический знак, обозначающий звуки на письме.

4. Игра «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.

Вот они!

Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)

5. Игра «Заколдованные картинки»

Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой дружок!

Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.

Почему картинок меньше чем букв?

(В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

Кто будет кидать первым?

Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.

Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль - и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА - птица

Выполняют упражнение - «тело-буква».

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы: О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау !
  • Как зовут ослика: Иа!
  • Малыш плачет: Уа !
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

__, а _ __. Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___ у-у-у!

_______ _________ Уа,уа!

У и ,

а у и .

У ..

_____ О .

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)

9. Итог занятия. Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.

Дерево - дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета.

Если вы испытывали затруднения - оранжевого.

Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).

Какое дерево получилось?

Осеннее, разноцветное.

Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.

О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», - что значит багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото - желто - оранжевое.

Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Ещё по данной теме:

Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук - невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка -
Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук? Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…

Что на карточке лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.

Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.

Произнесите звук и дайте характеристику…

Звук [ы] - гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…

1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы] .

Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….

2. И г р а «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком [ы ] в середине.

О т в е т: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы]: сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

4. Игра «Один – много»

Кукла – (куклы), гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода -…, дуб – …, зуб – …, банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..

5. Игра Рифма» (придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р: лы (-жи ), мы (-ло ), сы (-рок ), тык (-ва ), малы (-ши ).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы ] .

Ум (-ный ), ост (-рый ), аккурат (-ный ), че (-ты -) ре, во-пер (-вых ), во-вто (-рых ), цве (-ты ), фрук (-ты ), тра (-вы ).

Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.

1 . Найди спрятанные буквы ы . Обведи их.

2. Допиши недостающую часть.

3. Соедини линиями одинаковые буквы

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Нарисуй в букве кружочки по образцу. Найди и раскрась букву Ы с левой стороны рисунка.


5. Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком [ы].



6. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы Ы справа.

7. И г р а «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву. С – р, м – ло, кур – .

8. И г р а «Сквозная буква»

– ы – – – ы – – –

– ы – – – ы – – –

– ы – – – ы – – –

– ы – – – ы – – – – –

– ы – – – ы – – – – –

– ы – – – ы – – – – –

О т в е т: дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи; выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.

9. И г р а «Дополните слово»

Сыт (досыта ), вдох (выдох ), зов (вызов ), рыло (крыло ), вина, рыба (рыбак ).

10. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

Подберите слова, содержащие букву ы . Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.

Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло; т ыл – лыко – обыск – корыто.

11. Кроссворд

1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.

3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.

5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.

О т в е т: цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква, пыльца, дымоход, сыроежка.

12 .

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы .

Возьми красный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву ы .

Виктория Авдеева
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Продолжить знакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Ход занятия:

I. 1) Дети стоят в кругу с воспитателем.

Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

Какой месяц?

Какое сегодня число?

А день недели?

А какие занятия у нас в четверг?

Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).

Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.

Наш один общий друг снова прислал нам письмо. Это Почтальон Печкин. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

2) Артикуляция звука

Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

3) Характеристика звука.

Звук [ы] – гласный.

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],

На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

II . 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на доски.

3) Образование существительных множественного числа.

Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

А в клумбах растут не нарцисс – а (нарциссы, не георгин, а. (георгины, не пион, а. (пионы)

На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).

И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).

В городе у звука [Ы] не Автобус – а. (автобусы) Не троллейбус- а. (троллейбусы)

И на день именинника водит не хоровод- а… (хороводы)

Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

III. а) Знакомство с буквой

Какой звук мы сегодня вспомнили? (Звук [ы]).

Давайте посмотрим как выглядит буква Ы (показ буквы).

б) Анализ образа буквы

Воспитатель с детьми рассматривает букву.

Посмотрите на букву ы. Из каких элементов состоит она? (Две палочки, полукруг).

А палочки одинаковые или разные?

В) Синтез образа буквы.

IV. «Кто внимательный» Запомнить слова, в которых встречается звук [ы]. (Г. Юдин «Крыса Дылда и Пых-пых»)

V. Чтение слогов: Ды-ня, цве-ты, кры-са, боб-ры, тык-ва, о-гур-цы, по-ми-до-ры, спи-цы, кры-ша, плы-вет, крас-ный, ша-ры.

VI . Штриховка «Часы»

Подведение итога занятия.

Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

Что было трудным?

Где вам это может пригодится?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Тема: звук [ш] и буква Шш. Задачи: Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа.

Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

любовь клокотова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

НОД, область «Познание»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Учитель – логопед: Клокотова Л. Л.

СП Детский сад «Теремок»

МБОУ «Лешуконская общеобразовательная школа» 2012г.

Задачи:

1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».

2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.

3. Развивать фонематический слух.

4. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе.

5. Продолжить работу над предложением.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

7. Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование: презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа, мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

Сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

2. Сегодня на занятии

мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

3. Отгадайте загадки:

(мультимедио)

Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

Оберегает он семью коровью.

Всегда на страже собственного стада,

Дразнить его совсем не надо.

Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный …

(Рысь) (появляется картинка)

Творожку я брат,

Сметанке - сват,

Маслу - племянник,

А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

Какой это звук? (гласный)

4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр»

(мультимедио)

Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.

5. Поиграем в игру «Светофор»

Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

6. Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедио)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (мультимедио)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

Ты - худой, а я - толстяк.

Ешь поменьше натощак!

7. Физкультминутка

Сейчас мы с Мышонком поиграем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

8. Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками

Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах. (в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

9. Составление предложения по картинке (мультимедио)

Мышь несёт сыр.

Сколько слов в предложении? (3)

Выложите схему.

10. Звуковой анализ слова усы (мультимедио)

Сколько слогов в слове усы? (2)

Сколько звуков? (3)

Назовите первый звук. (У)

Какой он? (гласный)

Назовите второй звук. (с)

Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

Каким цветом обозначим? (синим)

Назовите третий звук. (ы)

Какой он? (гласный)

Каким цветом обозначим? (красным)

11. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)

Сыр, мышь, дым, дыня.

12. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

13. Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

14. Игра «Составление словосочетаний»

Подберите слова:

Дежурный…

Быстрый…

Длинные…

Медленный…

Высокие…

Красивый…

15. Итог занятия

С каким звуком познакомились?

Как называется буква?

Придумайте слова со звуком [ы]. если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].

Попрощаемся с Мышонком.

Логопедическое занятие по обучению детей грамоте в старшей группе.

Подготовила Шематонова Л.В.

Тема: Звук [Ы]

Цели: 1. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях;

2. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; познакомить с буквой Ы.

3. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти;

4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Ход занятия:

1. Под тихую музыку дети проходят на ковер.

Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много.

Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода – ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы.

Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас пройдите на свои места.

2. Ребята, давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

3. Ой, опять в нашем телевизоре сломался звук. Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой это звук. И поднимите карточку с этим звуком. Денис, какой сейчас был звук? Саша? Инна?

Ребята, а звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

– Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы.

Какой новый звук вы услышали?

Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. А буква Ы будет жить у нас в этой квартире нашего многоэтажного дома.

– Давайте вместе пропоем звук Ы

– Громко, тихо, кратко, длинно.

– А сейчас хотите поиграть? Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики – где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Девочки ставят карточки Нюше, а мальчики – Крошу. Проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.

Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.

Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

– Ы – буква сытая, несет брюшко набитое. Очень любит поесть. Варит суп и солит его, картошку варит, солит, салат делает – солит. Что еще можно приготовить и посолить?

Ребята, что сегодня делали на занятии? Познакомились со звуком и буквой Ы, учились ее произносить. Молодцы, хорошо поработали!

Можете отдыхать.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...