Гласные звуки. Гласные звуки Ветвь ветвистый крик крикливый глазной ледяной

Текущая страница: 2 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Диктант 18

Ночью был дождь. Дорожки и тропки стали вязкими. Жидкую грязь покрывают скользкие листья. Редкие пташки собирают крошки во дворе. Исчезли мошки и букашки. Из низкой беседки вышла кошка с узкими глазками и чуткими ушками. Она хочет аккуратно подползти к пичужкам. Робкие пташки взмахнули крылышками и перелетели на низкие ветки. (49)

Диктант 19

Я с друзьями и младшим братишкой играю в прятки в осеннем лесу. Илья у ветхой лавки на площадке считает до ста. Денис прячется в низкой беседке. Я залез на берёзку. Мой брат Миша сел за кучкой листьев. Антон встал за маленькой липкой. Кирилл убежал по тропке к овражку. Олег влез на дуб с большим дуплом. (55)

Диктант 20

Моя младшая сестра Катя сидела в беседке. Она читала книжку со сказками. Но вот подул резкий осенний ветер. Кате стало зябко. Она вложила закладку и пошла по аллее к дому. На детской площадке было скользко. Вот ловкая кошка прыжками пересекла тропку. Она ловила пташек. Но они перелетели на низкие ветки берёзки. (51)

Диктант 21

Группа ребят из нашего класса вышла на экскурсию. Как красив осенний лес! Чудесная яркая листва лежит на желтеющей травке. На ветках ещё остались цветные рубашки. Мы обходим близкий пруд и идём к опушке. Дождь оставил жидкую грязь на дорожках и тропках. На скользких листьях остаётся след от ног. А вот и дубки вокруг ветхой беседки. Эти деревца младше её. (59)

Диктант 22

Заяц залез в огород за морковкой. Потом он сел под куст и стал грызть кочерыжку. Вдруг из утреннего тумана появился пёс Пушок. Заяц прошмыгнул сквозь гибкие ветки. Ему удалось проползти под низкой решёткой и добежать до близкого леска. Пёс побежал за ним по скользкой тропке через овраг. На опушке у дубка заяц остановился. Пёс потерял след на дне овражка. (59)

Диктант 23

Соседская кошка Мурка пробралась сквозь гибкие ветки орешника на наш участок. Она хотела заползти в узкую канавку между грядками с морковкой и подкараулить пташку. У кошки чудесная гладкая шёрстка, чуткие ушки и узкие зоркие глазки. Ловким прыжком бросится хищник на робкую пичужку. Выпустит цепкие когти. Схватит острыми зубками лёгкие крылышки. Нет, не бывать этому! Мы прогоняем кошку. (57)

Диктант 24

Соседка Анна Кирилловна лёгкой походкой прошла через сад к ветхой беседке. Мой дед Илья Геннадьевич сидел там и читал книжку. Раздался резкий стук. Дед положил в книжку закладку и встал с лавки. Он был рад приходу соседки. Они стали гулять по скользкой после дождя аллее. Анна Кирилловна рассказывала Илье Геннадьевичу о своей работе. (53)

Диктант 25

Я перешёл по узкой доске топкое болотце и углубился в лес. Летом в лесу были мошки, букашки, на ветках чирикали пичужки. Сейчас мошек нет, пташек мало. Осенние заморозки сделали жидкую грязь на дорожках вязкой. Пруд у опушки покрыт хрупким ледком. В ветхой сторожке сторож топит печку. У крылечка стоит целая тележка дров. (52)

Безударные гласные

Диктант 1

По берегу озерца полз молодой рачок. Он случайно вылез из воды и хотел домой. Большой пёс Дружок высмотрел его, подбежал и начал лаять. Но он боялся схватить рачка зубками. Рачок, наконец, дополз до воды. Замолчал Дружок. Он побежал ловить пятнистых бабочек на полянке. Вот красивая бабочка села на пенёк. Пёс прыгнул вперёд. Щелчок! Но бабочка улетела невредимая. (57)

Диктант 2

Большой молодой медведь бродил по лесу. Он искал малину. Под ногами у него лежала густая трава и корневища. Попадались гнилые пеньки и поваленные стволы деревьев. Лесные цветы виднелись среди травы. Бабочки красиво перелетали с цветка на цветок. Над верхушками деревьев синели небеса. В просвете древесных стволов виднелась поляна. Медведь спустился в низину к роднику. Мохнатому зверю захотелось попить. Вот на берегу озерца малинник. (63)

Диктант 3

Сторож Кирилл Алексеевич будет зимовать в большом деревянном доме. В каждой стене дома есть окно. С одной стороны лежанка на печурке. Верхняя дверная петля заржавела. Пора её поменять. Но сейчас сторож взял метлу и начал подметать дорожки в цветнике. Утром он уже косил траву и пилил дрова. Сторож глядит вокруг. Вон по лесистому холму идёт группа лосей. За ними спешит малютка лосёнок. (62)

Диктант 4

Геннадий заболел гриппом. Ему надо лежать в кровати и лечиться. На столе у изголовья стоят лекарства. В комнате светло от окна. Геннадий читает книжку о лесных животных. Эту книжку принесла ему сестрёнка Светлана. Вот глава о медведях – самых могучих и мохнатых обитателях наших лесов. А вот главы о волках, лосях, кабанах. Слышен дверной звонок. Это пришёл врач. Он должен осмотреть больного, выписать лекарства. (63)

Диктант 5

Слонёнок бежал по большой полянке. Кругом мелькали красивые пятнистые бабочки. Слышалось жужжание пчелы или мохнатого шмеля. Среди зелёной травы виднелись пахучие островки цветов. Слонёнок сорвал несколько красивых цветков. Он захотел подарить их сестрёнке. Небеса затянулись сероватыми тучками. Упало несколько дождинок. Приближалась гроза. Слонёнок оробел и поспешил домой. Начался дождь. Вода лилась с небес. Она попадала в глаза и мешала смотреть. Но вот и конец грозы. По тропе течёт дождевая вода. (70)

Диктант 6

Ранним весенним утром мы побежали в лесок. На полянке резвились молодые зайчата. Они носились среди цветов. С верхушки ветвистой сосны раздавался голос скворца. На траве блестели росинки. По тропинке проскакала трясогузка. Мы влезаем на лежащую сосну. Это ветер сломал и свалил часть ствола дерева. Из сосновой коры легко вырезать. Но у нас нет ножа. А вот в низине родник. Хорошо в лесу в утренние часы. Мы не хотим уходить домой. (70)

Диктант 7

Небеса сереют на глазах и грозят дождём. Холодает. Пастухи загоняют скотину домой. Ветер проходит волной по вершинам деревьев. Птичьи голоса затихают. Только на берегу реки поют лягушки. Вдалеке сверкает ветвистая молния. Слегка громыхнуло. Вот по лесной поляне пробежал заяц и скрылся в зелёной листве кустарника. Спешат из чащи домой грибники. Но не успеют они в село до дождя. Лениво падают первые большие дождинки. Дождь становится сильнее. (66)

Диктант 8

Я частенько любуюсь синевой утреннего неба. Солнце встаёт из-за большого холма и освещает дорожки и тропинки, деревья и траву, полевые цветы и гнилые пеньки. Звонко поёт ручеёк в овраге, ему вторят птичьи голоса. Я сажусь посреди поляны на лежащий ствол. Рядом стоит мохнатая ветвистая сосна. Я глажу рукой кору дерева. Потом лениво бреду по тропе. Вот я уже на берегу реки у дощатого моста. (64)

Диктант 9

Вечером на небесах появилась грозовая туча. Скоро упали первые дождинки. Вдалеке загрохотал гром. Гроза приближалась. Вот из-за соснового леска блеснула длинная молния с несколькими ответвлениями. Она осветила небосвод. Почти сразу небо раскололось от громового раската. Большая берёза на краю леса вспыхнула, как свеча. Ледяные струи проливного дождя ударили по пыльной земле. После дневной жары листва и трава встречают их с облегчением. (61)

Диктант 10

Во дворе лежит большая свинья. Моя сестрёнка Леночка робко стоит под рябиной. Ей страшно пройти мимо. Она боится животного с пятачком. Но свинья задремала и не смотрит на малышку. Леночка прямиком побежала к дому. В её глазах появились слезинки. Мама дала ей рогалик и медовый пряник. Девочка сидит за столом и пьёт чаёк. Она снова весёлая. Малышка идёт смотреть, как курицы клюют зерно. (63)

Диктант 11

На поляне было много зелени и цветов. Жужжали шмели и пчёлы. Бабочки перелетали с цветка на цветок. На них лениво смотрела большая овчарка Альма. Собака лежала в тени под ветвистым деревом. На площадке детишки играли в теннис. Вот Денис побежал за мячом. Мяч проскакал далеко по тропинке и потерялся в траве. Овчарка помогла его найти. Прошло несколько часов. Небеса потемнели. Может начаться гроза. Скорее домой! (65)

Диктант 12

Светает. Последняя звезда погасла на небесах. Трава сырая от росы. Поют ранние пташки. Их голоса несутся к молчаливым вершинам могучих деревьев. Ветер слегка качает их. За далёкими тополями блеснуло солнце. Пока ещё стоит утренний холодок, но скоро будет жара. Среди стволов мелькнула лиса. Стая волков пробежала по берегу лесного озерца. Они увидели лосиные следы. Вот ломает кусты медведь. Он идёт по звериной тропе к воде. (65)

Диктант 13

В седьмом часу утра лесник вышел на поляну косить траву. Он чуть не сломал косу о пенёк. Надо быть аккуратнее, смотреть внимательно. Через два часа работа подошла к концу. Лесник оставляет только группу цветов на середине поляны. Этот островок среди зелени очень красив. Вокруг поляны стеной стоят колючие кусты шиповника. Ягоды уже покраснели. Лесник сорвал десяток – заварить с ними чайку. Уже девять часов утра. (64)

Диктант 14

Ученик третьего класса школы номер девять Стёпа Петров сидел за столом. Он писал в тетради текст. Завтра ему отвечать у доски. Котёнок Пушок с гладкой шёрсткой лежал на ковре. Зверёк дремал, свернувшись клубком. Он уткнулся носишком в мягкие лапки с цепкими коготками. Миска с едой стояла на полу у окна. На кухне мама варила суп на плите. В комнату доносился вкусный запах. Но Степан терпеливо учил русский язык. (68)

Диктант 15

Вековая сосна упала на тропу. Она мешает проходить людям. Денис и Коля взяли в чулане пилу. Они идут к лежащему стволу. Пилить дерево – не такая уж простая работа. Пилу надо сначала тянуть, а потом вовремя отпускать. Пила слегка дрожит. На дорожку летят опилки, щепки и хвоинки. Но конец уже близко. Мальчики откатили бревно в сторонку. Вокруг тропы ещё много густого валежника. Участок надо расчищать. (64)

Диктант 16

Вечером начался проливной дождь. Вода с крыши стекала в узкую канавку. Ручеёк бежал вдоль тропки к большой поляне. Там, в низине, было лесное озерцо. Гроза продолжалась. В темноте блестели молнии. Громыхали раскаты грома. Ранним утром первый золотой луч осветил гладь озера. Пора выходить на зарядку. Мы подошли к плакучей иве на берегу. Концы её ветвей свисали до воды. Я слегка покачал гибкое дерево. (63)

Диктант 17

На вершине холма стоят девять красивых тополей. Их верхушки глядят в синеву небес. Вот ворона прилетела в своё гнездо. На земле у стволов лежит десяток больших камней. Давным-давно их прикатил из гористых краёв ледник. Вокруг камней и стволов растёт густая трава. Со всех сторон среди зелени виднеются цветы. Склон холма пожелтел от них. Вон на лужке пасутся коровы и пяток коней. Из близкого леска потянуло дымком. Там пастухи жгут костерок. (71)

Диктант 18

Утром засверкали красные костры среди зелёных кедров. Это лиственницы опалило морозцем. Иголки на ветвях покраснели. На многих других деревьях зажелтели листочки. Клёны роняют свои резные листья. Осень спустилась в долину. Завяли последние цветы. Поднялись красные осенние травинки на болотах. На озере по ночам кричат дикие гуси. Красавцы журавли отправились в свой дальний путь. Прилетайте к нам весной! (57)

Диктант 19

Вечерело. Быстро сгущались сентябрьские сумерки. Засверкали первые звёздочки. Деревья слились в одну тёмную массу. Тишина кругом. Из мохнатых туч бесконечным потоком полился ледяной дождь. Зашумел ветер. Он сорвал с деревьев омытые дождём листочки. Низко над землёй ползут облака. В долине появился туман. С каждым часом становится холоднее. К рассвету воздух обжигает лёгким морозцем. Трава поседела от первого утренника. На востоке наливается заря. (62)

Диктант 20

Заглянула осень в леса, сады. Проверяет, хорошо ли готовятся животные к зиме? Вот хлопочут белочки. Они утепляют жилища и запасают грибы к зиме. Опустели скворечники. Собрались скворцы в большие стаи. Нет уже в небе ласточек и стрижей. Длинными цепочками улетают наши летние гости. Лететь нужно очень далеко. Слышна их прощальная песня. Их ранний отлёт – к ранней зиме. Зимующие птицы ищут пищу в аллеях парков, садах. (65)

Диктант 21

Русский лес очень красив в осенние дни. В зелёный убор деревьев вплелись яркие краски. Опадают с берёз золотые лёгкие листья. Но могучий дуб ещё долго будет крепко держать свои резные листья. Очень красива осенью рябина. Огнём горят её гроздья сквозь листву. Протянулись липкие нити паутины. В увядающей траве видна краснеющая шляпка гриба. Осенняя вода в лесных ручьях прозрачная. Солнце золотит верхушки деревьев. На земле удивительный разноцветный ковер. О такой красоте мы будем вспоминать всю зиму. (75)

Диктант 22

В лесу стояла тишина. По ночам замерзали лужи. По утрам трава была белой. Бесконечно шли мелкие осенние дожди. Без устали свистел ветер. Он далеко разносил созревшие семена деревьев и трав. Сами деревья ветер истрепал, и они стали сероватого оттенка. Всё живое погружалось в крепкий сон. Ветер вертел по лужам опавшие хрупкие листочки. Казалось, что уже никогда больше не будет тепла. Одно радовало. До инея цвели в садах астры. Осень вступила в свои права. (73)

Диктант 23

Наш класс пошёл на экскурсию в лес. Раннее утро. Лёгкий мороз выбелил землю и затянул её хрупким ледком. Лес нарядился. По сторонам толпились пожелтевшие берёзки. Краснели осины и клёны. Среди них густая зелень молодых ёлок. Мы чувствуем запах грибов. У тропки нам попадались подберёзовики и сыроежки. Осенним утром легко дышится. Тишина и прохлада. Вдруг над головой раздался протяжный звук. Высоко в небе летел косяк журавлей. Их печальный крик звучал, как прощальный привет родине. (73)

Диктант 24

На улице скучно и зябко. Часто идут холодные дожди. Сильный ветер налетает на деревья и обрывает последние листья. Это ветер виноват? Нет, деревья сами сбросили большую часть листвы. Затихло пернатое царство. Не слышно больше звучных песен. Лишь печально поёт синичка, да громко кричат галки. Резкий ветер больно треплет гибкие веточки рябины. Близки холода. Ночью участились заморозки. Они хотят сковать землю. Хрупким льдом затянуло лужи. Вдруг робко выглянуло солнышко. Но печальна эта последняя улыбка осени. (74)

Диктант 25

Наступила золотая осень. Подружки Инна Рыбкина и Алла Субботина пошли в лес. Какая красота! Ещё встречаются цветы. Трава пока не пожелтела. По опушкам торчат скользкие маслята, душистые рыжики. Весёлые солнечные зайчики смеются и скользят по стволам деревьев. Краснеют гроздья рябины. Осенний ветер качает ветви берёз. В синем небе над лесом висит одинокое облачко, похожее на барашка. Подружки не хотят уходить из такой красивой сказки. (64)

Диктант 26

Причудлив и красив осенний лес. Пленительную красоту придаёт ему рябина. Для очень многих птиц ягоды рябины – вкусная пища. Вот подлетела к рябине красивая птичка. У неё оранжевая грудка, а на крыльях аккуратные голубые пятнышки. Это сойка. Птичка распушила перья, с аппетитом поела и улетела. Появилась стая крикливых дроздов. Они разместились на ветках рябины. Птицы глотают ягоды целиком. Ощипав одно дерево, отправляются искать другое. Вот какое замечательное дерево – рябина! (68)

Диктант 27

Наконец наступила суббота. Мы поднялись с рассветом и пошли в лес. Ласково пригревало солнце. От села к озеру сбегали аккуратные ряды огородов. Узкая тропа петляла среди деревьев. Вот мы и в лесу. Лёгкий ветерок пробежал по вершинам сосен. Под соснами прячутся рыжики. У этого гриба рыжая ножка и такая же шляпка. Даже сок у него рыжий. В пушистом мху мы замечаем массу этих чудесных грибов. В наших лесах рыжики растут почти всю осень. (73)

Непроизносимые согласные

Диктант 1

Вот и наступила поздняя осень. Солнце поднимается всё ниже. Лес без листвы выглядит грустным. Как чудесно было гулять здесь ранней осенью! Каким прекрасным был тогда осенний лес! Юннаты из нашего класса собрали интересную коллекцию листьев. Теперь вся местность кажется посеревшей. Небесный свод затянули тучи. Редко можно увидеть синее или звёздное небо. Часто стоит ненастная погода. Это праздник дождя и грязи. Порой яростный ветер опасно качает деревья. Тяжело на сердце в эту безрадостную пору. (73)

Диктант 2

Начался листопад. На аллеях группы людей сгребают гигантские охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. Часто случаются ночные заморозки – первые вестники близкой зимы. Наша местность поздней осенью кажется грустной. В окрестностях чудесные краски ранней осени сменил пресный серый цвет. На сердце появилось чувство тоски. Но в начале ноября у нас был праздник. В наш областной центр приехал известный певец из Москвы со своей группой музыкантов. Мы были счастливы попасть в субботу на его концерт. (72)

Диктант 3

Позади счастливое и радостное лето. Прошла чудесная золотая осень. Стоят ненастные дни поздней осени. На полях и в лесу, на тропках и аллеях ужасная грязь. Жёлтые и красные листья уже потемнели. Они лежат на земле безобразной скользкой массой. Ночью редко увидишь прекрасное звёздное небо. Небесный свод скрывают пресные серые тучи. Здравствуй, утреннее солнышко! Но напрасно низкое солнце хочет удержать тёплую погоду. Близко зима. Ударит русский мороз. Снег сделает всё чище и аккуратней. Мы сможем играть в хоккей. (77)

Диктант 4

Мы с Аллой и Эммой гуляем по окрестностям нашего села. Сегодня самый чудесный праздник поздней осени. Выпал первый снег. Всех охватило радостное чувство. Безобразные от грязи поля вдруг стали прекрасными. Они блестят на солнце, как алмазные. Группы деревьев под снегом могут показаться парусными судами. Грустная, пресная местность стала интересной. А в колхозных ангарах идёт работа. Там аккуратно чинят железных коней для весеннего сева. Опасно оставлять технику на зиму без серьёзного ремонта. (71)

Диктант 5

Известный профессор Илья Анатольевич грустно спускался по длинной лестнице. Это был серьёзный, но чувствительный человек. Он ужасно не любил позднюю осень. Она казалась ему безобразной и опасной для здоровья. Ненастная погода мешала думать. Низкое солнце плохо согревало. Илья Анатольевич часто чувствовал тяжесть на сердце. Аккуратный профессор не хотел подводить свой коллектив. Чтобы не болеть, он принимал лечебные ванны и ходил в бассейн. Но все переживания напрасны. Придёт зима с прекрасным алмазным снегом. Потом настанут весна чудесная и лето красное. (79)

Диктант 6

Ночью была ужасная ненастная погода. По небесному своду неслись гигантские тучи с безобразными клочьями. Яростный ветер опасно качал вековые деревья. Но напрасно. Они доблестно выстояли. Утром всё счастливо закончилось. Окрестности покрылись прекрасным снежным покрывалом. Солнце появилось над полями. Они чудесно засверкали алмазным блеском. К вечеру небо прояснилось. Открылся звёздный купол. Как на небе тесно от звёзд! Кажется, что их миллион. Но видно всего несколько тысяч. Они составляют группы. Интересно находить известные созвездия и читать рассказы о них. (77)

Диктант 7

Наступила суббота. К сожалению, этот зимний день был ненастным. К вечеру яростный ветер утих. Небо стало ясным. Солнце на закате казалось красным. Мы вкусно поужинали и вышли на вечернюю прогулку. Наш путь лежал по шоссе, затем по аллее. Над головой раскинулось звёздное небо. Мы любовались алмазным блеском небесных сокровищ. Моё сердце радостно билось при виде этого чудесного зрелища. Мне известно несколько созвездий. Интересно слушать рассказы об открытиях новых звёзд. Нам грустно идти домой. Но уже поздний вечер. (77)

Диктант 8

На дворе поздняя осень. Я грустно сижу дома. Но вот мне в окно свистнул мой друг Кирилл. Я спускаюсь к нему по скользкой железной лестнице. Лёд сделал её опасной. Безобразная лужа во дворе покрылась хрупким ледком. Мы с другом идём по аллее. Справа от нас аккуратные частные дома, слева – колхозное поле. Люди коллективно трудятся на нём. Летом там были капустные грядки. Из леса часто прибегали группы зайцев за вкусной едой. Пёс Шарик доблестно охранял поле от них. (77)

Диктант 9

Наш одноклассник Денис зовёт нас покататься на парусной лодке. Нам надо серьёзно подумать. Мы согласны. В наших окрестностях только одна речка. Там есть опасные места. Мы слышали рассказы о них. Погода стоит чудесная. Мы плывём в тесной лодке по узкой реке. Вокруг прекрасный вид. Заросли жёлтых и красных цветов раскинулись гигантским ковром. А вон прелестная роща. У нас с собой вкусный завтрак. Напрасно мы не взяли соль. Картошка кажется пресной. Но мы едим её с аппетитом. Мы съедаем больше килограмма. (80)

Диктант 10

Кто-то поставил безобразное пятно на моей аккуратной тетрадке. Я обвиняю мою соседку по парте Катю. Но Катя даёт честное слово, что это не она. Мне интересно найти виновного. Я провожу в классе серьёзное следствие. Всё напрасно. С чувством досады я грустно сажусь за парту. Солнце радостно светит на ясном небе. На уроке мы повторяем русскую грамматику. Я получаю пятёрку за устный ответ. Моё сердце наполняет радостное чувство. После уроков я с аппетитом ем вкусное яблоко. (75)

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Северозападный ветер его поднимает над
сизой, лиловой, пунцовой, алой
долиной Коннектикута. Он уже
не видит лакомый променад
курицы по двору обветшалой
фермы, суслика на меже.

На воздушном потоке распластанный, одинок,
все, что он видит — гряду покатых
холмов и серебро реки,
вьющейся точно живой клинок,
сталь в зазубринах перекатов,
схожие с бисером городки

Новой Англии. Упавшие до нуля
термометры — словно лары в нише;
стынут, обуздывая пожар
листьев, шпили церквей. Но для
ястреба, это не церкви. Выше
лучших помыслов прихожан,

он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,
с прижатою к животу плюсною
— когти в кулак, точно пальцы рук —
чуя каждым пером поддув
снизу, сверкая в ответ глазною
ягодою, держа на Юг,

к Рио-Гранде, в дельту, в распаренную толпу
буков, прячущих в мощной пене
травы, чьи лезвия остры,
гнездо, разбитую скорлупу
в алую крапинку, запах, тени
брата или сестры.

Сердце, обросшее плотью, пухом, пером, крылом,
бьющееся с частотою дрожи,
точно ножницами сечет,
собственным движимое теплом,
осеннюю синеву, ее же
увеличивая за счет

еле видного глазу коричневого пятна,
точки, скользящей поверх вершины
ели; за счет пустоты в лице
ребенка, замершего у окна,
пары, вышедшей из машины,
женщины на крыльце.

Но восходящий поток его поднимает вверх
выше и выше. В подбрюшных перьях
щиплет холодом. Глядя вниз,
он видит, что горизонт померк,
он видит как бы тринадцать первых
штатов, он видит: из

труб поднимается дым. Но как раз число
труб подсказывает одинокой
птице, как поднялась она.
Эк куда меня занесло!
Он чувствует смешанную с тревогой
гордость. Перевернувшись на

крыло, он падает вниз. Но упругий слой
воздуха его возвращает в небо,
в бесцветную ледяную гладь.
В желтом зрачке возникает злой
блеск. То есть, помесь гнева
с ужасом. Он опять

низвергается. Но как стенка — мяч,
как падение грешника — снова в веру,
его выталкивает назад.
Его, который еще горяч!
В черт-те что. Все выше. В ионосферу.
В астрономически объективный ад

птиц, где отсутствует кислород,
где вместо проса — крупа далеких
звезд. Что для двуногих высь,
то для пернатых наоборот.
Не мозжечком, но в мешочках легких
он догадывается: не спастись.

И тогда он кричит. Из согнутого, как крюк,
клюва, похожий на визг эриний,
вырывается и летит вовне
механический, нестерпимый звук,
звук стали, впившейся в алюминий;
механический, ибо не

предназначенный ни для чьих ушей:
людских, срывающейся с березы
белки, тявкающей лисы,
маленьких полевых мышей;
так отливаться не могут слезы
никому. Только псы

задирают морды. Пронзительный, резкий крик
страшней, кошмарнее ре-диеза
алмаза, режущего стекло,
пересекает небо. И мир на миг
как бы вздрагивает от пореза.
Ибо там, наверху, тепло

обжигает пространство, как здесь, внизу,
обжигает черной оградой руку
без перчатки. Мы, восклицая «вон,
там!» видим вверху слезу
ястреба, плюс паутину, звуку
присущую, мелких волн,

разбегающихся по небосводу, где
нет эха, где пахнет апофеозом
звука, особенно в октябре.
И в кружеве этом, сродни звезде,
сверкая, скованная морозом,
инеем, в серебре,

опушившем перья, птица плывет в зенит,
в ультрамарин. Мы видим в бинокль отсюда
перл, сверкающую деталь.
Мы слышим: что-то вверху звенит,
как разбивающаяся посуда,
как фамильный хрусталь,

чьи осколки, однако, не ранят, но
тают в ладони. И на мгновенье
вновь различаешь кружки, глазки,
веер, радужное пятно,
многоточия, скобки, звенья,
колоски, волоски —

бывший привольный узор пера,
карту, ставшую горстью юрких
хлопьев, летящих на склон холма.
И, ловя их пальцами, детвора
выбегает на улицу в пестрых куртках
и кричит по-английски «Зима, зима!»

Анализ стихотворения «Осенний крик ястреба» Бродского

«Осенний крик ястреба» Иосифа Александровича Бродского – одно из самых известных его произведений.

Стихотворение написано в 1975 году. Его автору в эту пору 35 лет, он уже 3 года находится в эмиграции, впрочем, отъезд произошел только по настоятельной просьбе советской власти. В США начал преподавать, выступать с чтением своих стихов. По жанру – философская лирика, по размеру – тактовик со смешанной рифмовкой, 20 строф, экспериментальных по своей форме, ритму. Лирический герой – рассказчик. Он то фиксирует происходящее с птицей, то будто ассоциирует себя с ней. Топоним новой родины: долина Коннектикута. Сам поднимающийся с «северозападным ветром» пока не назван. «Воздушный поток» несет его, «распластанного, одинокого». Он смотрит на то, что внизу, глазами птицы, а не человека. Потому и «для ястреба это не церкви». Авторская ирония: его полет «выше лучших помыслов прихожан», таких приземленных. Птица летит к покинутому гнезду. Память о своем рождении, «тени брата или сестры». Сам ястреб – только «точка» на вершинах деревьев. Его бьющееся в «голубом океане» сердце бросает небесный отсвет на землю: ребенка у окна, женщины на крыльце. «Восходящий поток» поднимает его еще и над временем. Он будто ближе к началу истории. «Он видит как бы тринадцать первых штатов», даже дым из труб: все наносное, актуальное исчезает. «Эк куда меня занесло!» Он бросается вниз. «Упругий слой воздуха» не выпускает. «Не спастись». Мир на мгновение вздрагивает от крика, полного экзистенциального ужаса. Появляются люди с биноклями, «мы». «Механический нестерпимый звук» для них трансформируется в обыденное ощущение: что-то вверху звенит. С небес падает горстка перьев, как снег. Дети бегут на улицу, радуются и кричат: зима! Есть здесь и аналогии с мифом об Икаре, отсылки к стихам Е. Баратынского, Н. Гумилева, Л. де Лиля, автобиографические мотивы, отказ от избитой темы «поэт и народ», взгляд на отношение поэта к языку, чужому творчеству. Метафорические пласты с осмыслением времени, пространства, истории, столкновения физического и душевного. Лексика возвышенная, нейтральная, просторечная, с включением прозаизмов (термометры, алюминий). Среди символов – эринии, языческие божества мщения. В сущности, трагедию никто не заметил. Тепло, обжегшее холод выси – это всего лишь царапина. Эпитеты: привольный, сизой, пунцовой, алой, распаренной. Сравнения: точно ножницами, как падение грешника, как крюк, сродни звезде. Перифраз поговорки: так отливаться не могут слезы никому.

В лирике И. Бродского гармония внезапно сменяется дисгармонией, привычное – прорывом в пугающее неизвестное.

Как тот, у кого в жилах течет драконья кровь, вы можете использовать мощную силу криков под названием Ту’ум (Thu’um). Эти крики или кличи представляют собой слова древнего драконьего языка, которые обладают невероятной магической силой.

Именно с их помощью драконы дышат огнем, а их бой скорее походит на словесную дуэль, чем на ожесточенную схватку. Крик состоит из трех слов силы, каждое из которых усиляет действие предыдущего. То есть определенный крик можно применять и с одним словом, но его сила будет намного меньше полного крика из трех слов.

Слова силы написаны на специальных стенах с драконьими письменами, которые раскиданы по всему Скайриму, по одному на каждой. Чтобы его выучить достаточно просто подойти к этой стене. Пропустить ее сложно, так как при близости стены экран начнет затемняться, начинают все громче орать какие-то брутальные мужики, а само слово будет пылать магическим огнем.

После получение первого слова, вам будет доступен соответствующий ему крик, но использовать его сразу нельзя. Каждое слово нужно активировать, чтобы иметь возможность им пользоваться. Для этого нужны души драконов, которые, как не сложно догадаться, мы получаем после смерти дракона рядом с вами.

Если все условия выполнены (есть слово и душа), то идем в меню магии, выбираем там вкладу криков и активируем нужное слово (кнопка «R»). Там же можно выбрать активный крик, применяется он кнопокой «Z». Чтобы в полную силу использовать многословный крик, клавишу необходимо держать, пока произносятся все слова, иначе на выходе получится более слабая версия.

После использования крика, начнется отсчет времени, в течении которого нельзя кричать. У каждого свой период перезарядки, в зависимости от мощности.

Всего в игре 20 криков, то есть можно выучить 60 слов. Предлагаю вам полный список криков и слов силы с местом их нахождения в мире игры. Нужные локации можно посмотреть на .

Крики и слова силы в The Elder Scrolls 5: Skyrim

Безжалостная сила (Unrelenting Force) отталкивает и оглушает существ перед вами.

Слова силы:

  • Фус (Fus) — Ветреный пик (Bleak Falls Barrow). Задание «Золотой коготь» (The Golden Claw).
  • Ро (Ro)
  • Да (Dah) — получите у Седобородых (Greybeards) по ходу выполнения основного квеста.

Бесплотность (Become Ethereal) обращает вас в бесплотную форму. Вы не получаете повреждений, но и не можете атаковать.

Слова силы:

  • Файм (Feim) — Устенграв (Ustengrav), находится к северо-востоку от Морфала (Morthal). Задание на поиск рога Юргена от Седобородых. Нужно спуститься к водопаду.
  • Зи (Zii) — Lost Valley Redoubt, находится между Маркартом (Markarth) и Фолкритом (Falkreath).
  • Грон (Gron) — Ironbind Barrow, находится к юго-западу от Винтерхолда (Winterhold).

Все слова учатся в одном месте — в Двуглавом пике (Shearpoint), он находится к западу от Виндхельма (Windhelm). Будьте внимательны, стену охраняет дракон и .

Слова силы:

  • Зуль (Zul)
  • Мей (Mai)
  • Гут (Gut)

Грозовой рев (Storm Call) призывает огромную грозу, которая поражает молниями все живое в радиусе.

Слова силы:

  • Струн (Strun) — Форелхост (Forelhost), находится к юго-востоку от Рифтена (Riften).
  • Ба (Bah) — Руины высоких врат (High Gate Ruins), находится к западу от Данстара (Dawnstar).
  • Кво (Qo) — Скулдафн (Skuldafn), попасть туда можно только по ходу выполнения основного квеста.

Драконобой (Dragonrend) приказывает дракону приземлиться.

Слова силы:

  • Джор (Joor)
  • За (Zah)
  • Фруль (Frul)

Дружба со зверями (Animal Allegiance) призывает зверей вам на помощь.

Слова силы:

  • Ран (Raan) — Ангарвунде (Angarvunde), находится далеко на западе от Рифтена (Riften).
  • Мир (Mir) — Ход древних (Ancient’s Ascent), находится в горах к юго-востоку от Фолкрита (Falkreath). Охраняется драконом.
  • Та (Tah) — Гробница Исграмора (Ysgramor’s Tomb), находится на острове к северо-западу от Винтерхолда (Winterhold).

Замедление времени (Slow Time) заставляет замереть мир вокруг вас.

Слова силы:

  • Тид (Tiid) — Ведьмино гнездо (Hag’s End), находится к западу от Солитьюда (Solitude).
  • Кло (Klo) — Корваньюд (Korvanjund), находится к западу от Виндхельма (Windhelm). Задание Легиона/Братьев бури про корону (The Jagged Crown).
  • Уль (Ul) — Лабиринт (Labyrinthian), находится в горах к юго-востоку от Морфала (Morthal).

Зов доблести (Call of Valor) призывает героев вам на помощь.

Все три слова получите у Седобородых (Greybeards) по ходу выполнения основного квеста.

Слова силы:

  • Хун (Hun)
  • Каль (Kaal)
  • Зор (Zoor)

Зов дракона (Call Dragon) призывает на помощь дракона.

Все три слова получите у Седобородых (Greybeards) по ходу выполнения основного квеста.

Слова силы:

  • Од (Od)
  • А (Ah)
  • Винг (Viing)

Испуг (Dismay) заставляет врагов вокруг вас разбежаться в ужасе.

Слова силы:

  • Фас (Faas) — Драконье логово Lost Tongue Overlook, находится к югу от Рифтена (Riften). Охраняется драконом, на которого можно получить наводку в таверне, если спросить про местные слухи.
  • Ру (Ru) — Старушечья Скала (Dead Crone Rock), находится к югу от Маркарта (Markarth). Задание «Осколки былой славы» (Pieces of the Past).
  • Мар (Maar) — Лабиринт Шалидора (Shalidor’s Maze), находится там же, где и Лабиринт (Labyrinthian) в горах к юго-востоку от Морфала (Morthal).

Ледяная форма (Ice Form) превращает вашего противника в глыбу льда.

Слова силы:

  • Из (Iiz) — Гора Антор (Mount Anthor), находится к юго-западу от Винтерхолда (Winterhold). Охраняется драконом.
  • Слен (Slen) — Склеп Фростмер (Frostmere Crypt), находится к юго-западу от Данстара (Dawnstar).
  • Нус (Nus) — Саартал (Saarthal), находится к юго-западу от Винтерхолда (Winterhold). Задание «Под Саарталом» (Under Saarthal) в .

Мир Кин (Kyne’s Peace) успокаивает окружающих диких зверей.

Слова силы:

  • Кин (Kaan) — Рагнвальд (Ragnvald), находится к северу от Маркарта (Markarth).
  • Дрем (Drem) — Обитель Ранмвейг (Rannveig’s Fast), находится к югу от Морфала (Morthal).
  • Ов (Ov) — Shroud Hearth Barrow, находится около Иварстеда (Ivarstead). Задание на его осмотр дает местный бармен.

Морозное дыхание (Frost Breath) позволяет дышать холодом, как дракону.

Слова силы:

  • Фо (Fo) — Драконье логово Bonestrewn Crest, находится к югу от Виндхельма (Windhelm). Охраняется драконом.
  • Кра (Krah) — Фолгунтур (Folgunthur), находится к юго-востоку от Солитьюда (Solitude).
  • Дин (Diin) — Алтарь Рожденного Небом (Skyborn Altar), находится на горе к югу от Данстара (Dawnstar). Охраняется драконом.

Огненное дыхание (Fire Breath) позволяет дышать огнем, как дракону.

Слова силы:

  • Йол (Yol) — Древний Каирн (Dustman’s Cairn), находится к юго-востоку от Морфала (Morthal). Задание «Доказывая Честь» (Proving Honor).
  • Тор (Toor) — Разделенное ущелье (Sunderstone Gorge), пещера находится к северо-западу от Фолкрита (Falkreath).
  • Шуль (Shul) — получите у Седобородых (Greybeards) по ходу выполнения основного квеста.

Разоружение (Disarm) вырывает оружие из рук врага.

Слова силы:

  • Зун (Zun) — Пик древних (Eldersblood Peak), находится к югу от Морфала (Morthal). Охраняется драконом.
  • Халь (Haal) — Пещера Сильвердрифт (Silverdrift Lair), находится к югу и немного к западу от Данстара (Dawnstar).
  • Вик (Wiik) — Монастырь Снежной Вуали (Snow Veil Sanctum), находится к юго-востоку от Винтерхолда (Winterhold). Задание «Разговор в тишине» (Speaking With Silence) в .

Смертный приговор (Marked for Death) уменьшает здоровье, запас сил и броню противника.

Слова силы:

  • Кри (Krii) — Осенняя Сторожевая Башня (Autumnwatch Tower), находится к югу от Иварстеда. Охраняется драконом.
  • Лун (Lun) — Забытая пещере (Forsaken Cave), находится к западу от Виндхельма (Windhelm).
  • Аус (Aus) — Святилище Темного Братства (Dark Brotherhood Sanctuary), находится к западу от Фолкрита (Falkreath).

Стремительный рывок (Whirlwind Sprint) быстро переносит вас вперед.

Слова силы:

  • Вулд (Wuld) — получите у Седобородых (Greybeards) по ходу выполнения основного квеста.
  • На (Nah) — Упокоище (Dead Men’s Respite), находится к юго-западу от Морфала (Morthal), на верхнем берегу реки. Квест .
  • Кест (Kest) — Вольскигге (Volskygge), находится к западу от Солитьюда (Solitude).

Чистое небо (Clear Skies) делает небо ясным, вся непогода уходит.

Все три слова получите у Седобородых (Greybeards) по ходу выполнения основного квеста.

Слова силы:

  • Лок (Lok)
  • Ва (Vah)
  • Кор (Koor)

Шепот ауры (Aura Whisper) показывает всех живых существ в большом радиусе.

Слова силы:

  • Лас (Laas) — Вершина Северного Ветра (Northwind Summit), находится к северо-западу от Камня Шора (Shor’s Stone). Охраняется драконом, наводку можно получить от бармена в Иварстеде.
  • Йа (Yah) — Вальтум (Valthume), находится между Маркартом (Markarth) и Фолкритом (Falkreath).
  • Нир (Nir) — Волунрууд (Volunruud), находится к югу и немного к западу от Данстара. Задание «Разбитая Тишина» (The Silence Has Been Broken) от Темного братства.

Элементная ярость (Elemental Fury) увеличивает скорость нанесения ударов оружием.

Слова силы:

  • Су (Su) — Кратер Драконий зуб (Dragontooth Crater), находится посередине между Маркартом (Markarth) и Солитьюдом (Solitude). Охраняется драконом.
  • Гра (Grah) — Статуя Меридии (Statue to Meridia), находится в горах к западу от Солитьюда (Solitude). Задание «Рассветная Заря» (The Break of Dawn).
  • Дун (Dun) — Бастион Кричащий Ветер (Shriekwind Bastion), находится к северо-востоку от Фолкрита (Falkreath).

«Осенний крик ястреба» Иосиф Бродский

Северозападный ветер его поднимает над
сизой, лиловой, пунцовой, алой
долиной Коннектикута. Он уже
не видит лакомый променад
курицы по двору обветшалой
фермы, суслика на меже.

На воздушном потоке распластанный, одинок,
все, что он видит -- гряду покатых
холмов и серебро реки,
вьющейся точно живой клинок,
сталь в зазубринах перекатов,
схожие с бисером городки

Новой Англии. Упавшие до нуля
термометры -- словно лары в нише;
стынут, обуздывая пожар
листьев, шпили церквей. Но для
ястреба, это не церкви. Выше
лучших помыслов прихожан,

он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,
с прижатою к животу плюсною
— когти в кулак, точно пальцы рук --
чуя каждым пером поддув
снизу, сверкая в ответ глазною
ягодою, держа на Юг,

к Рио-Гранде, в дельту, в распаренную толпу
буков, прячущих в мощной пене
травы, чьи лезвия остры,
гнездо, разбитую скорлупу
в алую крапинку, запах, тени
брата или сестры.

Сердце, обросшее плотью, пухом, пером, крылом,
бьющееся с частотою дрожи,
точно ножницами сечет,
собственным движимое теплом,
осеннюю синеву, ее же
увеличивая за счет

еле видного глазу коричневого пятна,
точки, скользящей поверх вершины
ели; за счет пустоты в лице
ребенка, замершего у окна,
пары, вышедшей из машины,
женщины на крыльце.

Но восходящий поток его поднимает вверх
выше и выше. В подбрюшных перьях
щиплет холодом. Глядя вниз,
он видит, что горизонт померк,
он видит как бы тринадцать первых
штатов, он видит: из

труб поднимается дым. Но как раз число
труб подсказывает одинокой
птице, как поднялась она.
Эк куда меня занесло!
Он чувствует смешанную с тревогой
гордость. Перевернувшись на

крыло, он падает вниз. Но упругий слой
воздуха его возвращает в небо,
в бесцветную ледяную гладь.
В желтом зрачке возникает злой
блеск. То есть, помесь гнева
с ужасом. Он опять

низвергается. Но как стенка -- мяч,
как падение грешника -- снова в веру,
его выталкивает назад.
Его, который еще горяч!
В черт-те что. Все выше. В ионосферу.
В астрономически объективный ад

птиц, где отсутствует кислород,
где вместо проса -- крупа далеких
звезд. Что для двуногих высь,
то для пернатых наоборот.
Не мозжечком, но в мешочках легких
он догадывается: не спастись.

И тогда он кричит. Из согнутого, как крюк,
клюва, похожий на визг эриний,
вырывается и летит вовне
механический, нестерпимый звук,
звук стали, впившейся в алюминий;
механический, ибо не

предназначенный ни для чьих ушей:
людских, срывающейся с березы
белки, тявкающей лисы,
маленьких полевых мышей;
так отливаться не могут слезы
никому. Только псы

задирают морды. Пронзительный, резкий крик
страшней, кошмарнее ре-диеза
алмаза, режущего стекло,
пересекает небо. И мир на миг
как бы вздрагивает от пореза.
Ибо там, наверху, тепло

обжигает пространство, как здесь, внизу,
обжигает черной оградой руку
без перчатки. Мы, восклицая «вон,
там!» видим вверху слезу
ястреба, плюс паутину, звуку
присущую, мелких волн,

разбегающихся по небосводу, где
нет эха, где пахнет апофеозом
звука, особенно в октябре.
И в кружеве этом, сродни звезде,
сверкая, скованная морозом,
инеем, в серебре,

опушившем перья, птица плывет в зенит,
в ультрамарин. Мы видим в бинокль отсюда
перл, сверкающую деталь.
Мы слышим: что-то вверху звенит,
как разбивающаяся посуда,
как фамильный хрусталь,

чьи осколки, однако, не ранят, но
тают в ладони. И на мгновенье
вновь различаешь кружки, глазки,
веер, радужное пятно,
многоточия, скобки, звенья,
колоски, волоски --

бывший привольный узор пера,
карту, ставшую горстью юрких
хлопьев, летящих на склон холма.
И, ловя их пальцами, детвора
выбегает на улицу в пестрых куртках
и кричит по-английски «Зима, зима!»

Анализ стихотворения Бродского «Осенний крик ястреба»

«Осенний крик ястреба» – стихотворение, написанное в 1975 году и считающееся одним из наиболее известных и загадочных произведений Бродского. Его важнейшая особенность – четкий сюжет. В лирике Иосифа Александровича он встречается довольно редко (например, в «Новом Жюль Верне», «Посвящается Ялте», «Post аеtatem nostram»). Описать происходящие события можно посредством пары-тройки предложений. Ястреб парит в небе над долиной реки Коннектикут в конце октября. Против своей воли птица поднимается все выше и выше – ее уносит сильный ветер. В итоге она погибает из-за недостатка кислорода. Пух и перья, сыплющиеся с неба, американские дети принимают за снег и начинают радостно приветствовать приход зимы.

В той или иной степени «Осенний крик ястреба» соотносится сразу с несколькими литературными произведениями. Начнем со стихотворения Баратынского «Осень». В обоих текстах совпадает ряд пейзажных элементов, а также временной вектор «осень-зима». Крик ястреба можно сравнить с криком отчаяния, подавляемым лирическим героем Баратынского. Также есть отсылка к другому стихотворению русского поэта девятнадцатого столетия – «Недоносок». У Бродского ястреб оказывается слишком высоко, хотя и не желает этого, и не может вернуться на землю. У Баратынского перед читателями предстает полет «ничтожного духа». Есть версия, что Иосиф Александрович ориентировался не на какие-то конкретные стихотворения великого коллеги. По мнению некоторых исследователей, гений двадцатого века опирался на весь сборник «Сумерки», изданный в 1842 году.

Сюжет «Осеннего крика ястреба» явно коррелирует со знаменитой историей об Икаре. Бродский создает новейший миф, при этом его послание остается не до конца ясным. Стихотворение наполнено реалистичными деталями, не свойственными архаике, – упоминаются особенности климата, подробности из мира географии и биологии. Кроме того, порой мелькает наукообразная лексика. Поэт будто старается убедить читателей в протокольной точности описания произошедших с ястребом событий. Впрочем, реалистичность Иосифа Александровича вполне условна. Он допускает ошибки и по отношению к географии, и касательно поведения птицы. Получается, что при помощи якобы точных примет Бродский создает картину символическую.

Особое внимание стоит обратить на то, как поэт рассказывает непосредственно про крик ястреба, залетевшего слишком высоко. Получившийся звук – неповторим и оригинален. Ни одно живое существо на земле не способно издать нечто подобное:
…Пронзительный, резкий крик
страшней, кошмарнее ре-диеза
алмаза, режущего стекло…
Предсмертный вопль птицы описывается Иосифом Александровичем посредством сравнения – «так отливаться не могут слезы никому». Бродский перефразирует популярную русскую поговорку «Отольются кошке мышкины слезки». По его мнению, страданий, испытанных птицей на пороге смерти, не заслуживает никто на свете – даже самый закоренелый и злостный преступник.

Широкое распространение получила точка зрение, согласно которой «Осенний крик ястреба» – стихотворение о поэте. Птица символизирует alter ego Иосифа Александровича. Фактически перед нами – романтический герой, похожий на тех, что фигурируют в стихотворениях Лермонтова, Цветаевой. В чем ключевое отличие произведения Бродского? Поэт романтического героя рисует не демоном, жрецом или пророком, а рефлексирующим интеллектуалом-отщепенцем. Если рассматривать «Осенний крик ястреба» в первую очередь как трагическую историю творца, становится понятно, почему именно это стихотворение особенно высоко оценивали многие коллеги Иосифа Александровича по цеху.

-- [ Страница 3 ] --

На основе той же антитезы построено изображение пространства в стихотворении «Шорох акации», здесь выход изнутри наружу и вход снаружи внутрь осуществляют сразу несколько объектов. Стремление лирического героя покинуть пространство города не осуществлено, а лишь намечено; «чужое» пространство и привлекает, и отталкивает героя. И несмотря на то, что изображенный в метафорическом ключе, связанном со смыслами опьянения и свободы, выход как будто существует («бар есть окно, прорубленное туда»), герой все же остается внутри. Со смыслом «внутри» связан здесь и образ зеркала, который через лексемы «петляешь», «котла», «овала», «над раковиной» связывается с образом замкнутого круга, - таков еще один, по-прежнему автобиографический, вариант трагической неразрешенности противопоставления смыслов «снаружи» и «изнутри».

Ту же антитезу можно заметить и в стихотворении «Восходящее желтое солнце следит косыми…». В нем проявляется двойственная, внутренне противоречивая тенденция слияния своего и чужого пространства и, одновременно, строгого их разграничения.

Выраженность на лексическом уровне смыслов «снаружи» и «внутри» наблюдается в стихотворении «Шведская музыка». Здесь продолжает свое развитие значимая для автора тема существования границ и преград, как раз и позволяющих определять состояние объекта как пребывание внутри или вне, выявлять его причастность / непричастность к совершающемуся, классифицировать пространство, в котором он существует, как свое или чужое. Эта тема сближается с темой связи и разъединения, понятий, центральных в творческом мировоззрении автора. Другой ракурс восприятия темы границ и преград - рассмотрение ее с точки зрения антитезы конечного и бесконечного.

В стихотворении «Bagatelle» активно реализуется смысл «наружу», где обозначение движения объекта за отведенные пределы не ограничивается уровнем конкретного изображения и переносится на уровень метафорического. Объект, воспринимаемый в космогоническом контексте («так творятся миры»), движется по направлению «к бытию вне себя». А в мире реально существующего допускается испытывать на прочность не только уже имеющуюся, но и саму «возможную жизнь». Своей кульминации развитие мотива движения объекта наружу, за отведенные ему пределы, достигает в строфе: «Разрастаясь как мысль облаков о себе в синеве, / время жизни, стремясь отделиться от времени смерти, / обращается к звуку, к его серебру в соловье, / центробежной иглой разгоняя масштаб круговерти», где именно это движение (у Бродского традиционно соотносимое со звуком, звучанием, противопоставленным «безголосью» мира) представлено залогом существования самой жизни. Так же, как и в стихотворении «Осенний крик ястреба», в реализации смыслов «изнутри» и «наружу» здесь активно участвуют темы жизни и смерти, конечного и бесконечного, живого и неживого.



Установив, что в цикле «Осенний крик ястреба» антитеза смыслов «изнутри» и «снаружи» играет важную структурообразующую роль, мы подходим к анализу произведения «Осенний крик ястреба». Представляется, что реализация антитезы смыслов «изнутри» и «снаружи», как и системы основных мотивных оппозиций Слово / Безмолвие, бесконечное / конечное, жизнь / смерть, в этом произведении цикла осуществляется наиболее ярко.

В параграфе 2.5. «Целостный анализ стихотворения И. Бродского " Осенний крик ястреба " » мы пытаемся проследить, каким образом и с помощью чего именно этот текст обеспечивает целостность цикла. Поэтому мы рассматриваем, каким образом организовано это стихотворение и какие его элементы участвуют в создании циклообразующих связей.

Прежде всего мы пытаемся выявить роль в создании циклического единства его заглавия. Элементы заглавия маркируют собой комплекс значений, широко развернутых в тексте цикла и сконцентрированных в теме времени, теме звучания и теме лирического «я» автора. Мы предполагаем, что ведущая в заглавии роль лексемы «крик» ориентирует читательское восприятие на главенство обозначаемой им темы и в этом стихотворении, и во всем цикле.

Далее мы анализируем субъектную структуру текста, выделяя в качестве одной из причин ее сложности следующее обстоятельство. Несмотря на то, что образ ястреба, как и вообще образ птицы у Бродского, является символом лирического героя (человека) и образом «я» в тексте, непрерывного отождествления лирического «я» автора с центральным объектом изображения, ястребом, на всем протяжении произведения не наблюдается. Наличие жесткой дистанции позволяет автору оставаться «объективным» при описании «пограничной ситуации», для героя оканчивающейся гибелью.

Затем мы переходим к анализу темы времени и темы пространства, а затем темы жизни и смерти.

Мы отмечаем характерную для творчества автора связь темы времени с темой пространства, выделяя различные способы его обозначения в тексте: от прямого называния географического положения объекта до многозначного, в силу отсутствия определенных материальных ориентиров, указания на движение птицы просто вверх, «в бесцветную ледяную гладь». Пространство в стихотворении трехчастно: это пространство видимой сверху земли; пространство неба, в котором находится ястреб; и пространство стратосферы, в которую его выталкивает воздух. В характеристике пространства мы отмечаем особую роль мотивов холода и тепла.

Антитеза тепла и холода, лежащая в основе кульминации произведения, начинает проявляться в контрастном изображении холодных и теплых цветов. Затем в выражении этой антитезы мотивы цвета сменяются мотивами звука. Важно, что крик рассматривается не только последним проявлением жизни, но и последней возможностью преодолеть безграничность ледяной пустыни, противостоять убийственному холоду.

Функции мотива тепла, как и функции мотива крика, проявляются в сближении конкретных качеств субъекта с абстрактными качествами философской категории, благодаря чему достигается уравнивание пространственных и временных «масштабов» величин несопоставимых («крик <…> пересекает небо», «тепло / обжигает пространство»).

Мотивный комплекс звука, звучания, голоса, крика в структуре стихотворения является одним из ведущих. Причиной крика является осознание ястребом своей обреченности («он догадывается: не спастись. // И тогда он кричит»). Крик вызван предчувствием смерти, близость которой герой ощущает «не мозжечком, но в мешочках легких», начиная задыхаться. Его крик – это последнее, на что он тратит свое дыхание. Крик ястреба – точка наивысшего напряжения в произведении. Эмоциональный и содержательный потенциал этого эпизода настолько высок, что «крик ястреба», метафорический эквивалент понятия «творчество поэта», дает название и главному стихотворению, и всему циклу.

Тема пространства в кульминационном эпизоде произведения выражена в отчетливой связи с темой жизни и смерти. В реализации темы пространства происходит соединение смысловых признаков пространства реального и ирреального. Необычность выражения темы заключается в том, что традиционно противопоставляемые мотивы пространства открытого и закрытого представлены здесь как совмещенные. Безграничное открытое пространство стратосферы представлено как пространство замкнутое, как пространство, которое нельзя покинуть. Амбивалентность этих мотивных связей (реальное / ирреальное; открытое / закрытое) акцентируется пространственным мотивом границы, препятствия.

Тема времени в этом эпизоде также проявляется теснейшим образом связанной с антитезой жизни и смерти. Последовательность смены явлений при описании крика ястреба представляет собой цепь кратчайших эпизодов, длительность которых измеряется долями секунды: так, с использованием глаголов активного действия, описано раздельно, как звук сначала «вырывается», потом «летит вовне», как он затем «пересекает небо». И продолжительность всех этих событий «умещается» в обозначенный автором «миг». И для автора особенно важно, что этот миг последний, что за ним для героя наступит смерть.

Тема звука, звучания, выраженная в заглавии лексемой «крик», взаимодействует и с темами времени и пространства, и с темой жизни и смерти. В кульминационных строках стихотворения выражена причастность звучания, звука, крика надмирному измерению. Именно звук равноценен субъекту, предстает как его замещение, берет на себя выполнение его функций. Пересекая пространство, уже не субъект, а сам звук побеждает его: оставляя на нем след от края и до края, звук словно перечеркивает его непреодолимость.

Кульминационный эпизод стихотворения, давший название всему циклу «Осенний крик ястреба», по содержанию может быть соотнесен со смыслом других известных строк поэта, точно так же послуживших заглавием, но уже для другого цикла: «От всего человека вам остается часть / речи. Часть речи вообще. Часть речи». Таким образом, можно увидеть, что повышение онтологического статуса звука, звучания, крика, речи, постулирование их овеществленности, материальной, выраженной в соотнесении с категориями пространства и времени, значимости характерно не только для того или иного сборника, цикла, но и для всего творчества поэта в целом. Это, наряду с доминированием в цикле мотивов звучания, звука, слова, и играет основную циклообразующую роль.

В «Заключении » мы подчеркиваем факт высокой смысловой значимости в стихотворном корпусе текстов Бродского именно этого стихотворения-метатекста. На наш взгляд, эта значимость свидетельствует и об особой важности в творчестве поэта одноименного цикла.

Наблюдение над поэтикой цикла показало, что в соответствии с принципом лингвоцентризма и принципом смещения границ между поэзией и прозой, а также между литературой и жизнью структурообразующим в цикле становится мотив Слова / Безмолвия. Таким образом Поэт утверждает мирозиждительное достоинство Слова. Мотив Слова / Безмолвия служит средством сохранения целостности цикла прежде всего за счет того, что участвует в выражения таких основных для Бродского тем, как темы пространства и времени, жизни и смерти, природы и культуры, творчества и творения.

В соответствии с принципом «космичности» авторской позиции и принципом семантической неопределенности антитеза локальной принадлежности Внутри / Снаружи организует пространство в цикле, маркируя его зачастую как «свое» и «чужое» одновременно. Это отражение автобиографической ситуации, трагическая суть которой невозможность возвращения.

На этом же основании (запрет на проникновение в пространство, мыслимое одновременно как «свое» и «чужое») строится и композиция цикла. О доминировании в композиции цикла принципа зеркальности, симметрии, отражения свидетельствует преобладание в нем стихотворений, характеризующихся наличием пары. При этом наблюдается неоднозначность и разветвленность зеркальных композиционных связей, когда одному стихотворению в цикле может соответствовать сразу несколько произведений. Своеобразной осью композиционной симметрии является стихотворение «Полдень в комнате»: если предшествующие ему стихотворения связываются в большей степени с пространством Родины, то следующие за ним произведения отображают пространство зарубежья.

Полагаем, что выявленные нами особенности поэтики цикла во многом обусловлены следующим обстоятельством. Стихотворение «Осенний крик ястреба», определяемое как метафора отрешенности и отчаяния, но в то же время и как современное поэтическое credo, дав заглавие всему циклу, в какой-то мере делегировало ему свою роль: служить образным отражением авторской стратегии преодоления именно ценой собственной жизни смертельно опасных препятствий, стратегии победителя пустоты, ничто, небытия.

Исследование подтвердило, что объединение самостоятельных произведений в особую целостность основано на существовании глубинных связей между различными элементами формы тех произведений, которые прежде существовали независимо и разрозненно. Это объединение влечет за собой разностороннее и многократное обогащение смысла отдельно взятых произведений. Именно поэтому художественный результат такого объединения (в нашем случае объединения отдельных стихотворений в общий цикл) необходимо рассматривать с точки зрения как его структуры, так и его семантики. Думается, что подобное наблюдение над отдельными произведениями цикла, расположенными в определенной последовательности и скрепленными единым заглавием, позволило сделать еще один шаг в направлении постижения как феномена циклизации, так и авторской поэтики в целом.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях .

  1. Киселева В.А. Мотив в лирическом цикле: принципы исследования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета (Филология и искусствоведение) 2010 г. № 3 (2). с. 78 82.
  2. Киселева В.А. Анализ концептосферы лирического произведения. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета (Филология и искусствоведение) 2010 г. № 4 (2). с. 25 28.
  3. Киселева В.А. Образ войны в лирике И. Бродского («Стихи о зимней кампании 1980-го года») // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: Филологические науки. 2011 г. № 4. с. 32 35.

Публикации в других изданиях

  1. Киселева В.А. Теория мотива на современном этапе // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы Восьмых Андреевских чтений. М., Экон-Информ, 2010. с. 10 – 14.
  2. Киселева В.А. Метод анализа концептов в интерпретации лирического произведения // Введение в методологию гуманитарных исследований: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов. Отв. ред. Н.О. Осипова. Киров, 2011. с. 129 – 135.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...