Где искать лукоморье. Где находится лукоморье, о котором писал Пушкин Лукоморье кот

29 января по старому стилю, 10 февраля по новому 180 годовщина гибели одной из самых великих фигур в мировой и российской культурах - Александра Сергеевича Пушкина. Многочисленные исследователи его биографии установили, что это было заказное убийство. Но вот заказчик и мотивы этого величайшего преступления до сих пор под вопросом. Сформулируем новую и неожиданную гипотезу, которая расставляет по местам многие известные факты. Начнём с неожиданного и незнаемого.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Что же здесь неожиданного и незнаемого? Этот вопрос снисходительно задаст любой, кто имел приличную оценку в советской школе. Знания нынешних школьников, слушая ответы студентов престижных в моё время ВУЗ-ов, на самые простые вопросы, гарантировать не могу. Так вот, в том, что это начальные строки поэмы «Руслан и Людмила», действительно нет ничего неожиданного. А вот то, что Лукоморье - реальный географический объект и обозначен на зарубежных картах и глобусах средневековья?

Ну, а чтобы не напрягать головы читающих сопряжением иностранных слов на старинных атласах и глобусах, дадим и привязку «Лукоморья» к современной географии.

Кстати, золотой цепи, как говорится в стихотворении, на древних картах нет. Зато некая «Золотая Баба» присутствует. И это не название «незнаемого» артефакта, известный легендарный идол, предмет поклонения населения не только Северо-Западной Сибири, в точном соответствии с указанным объектом на картах, но и Северо-Восточной Европы. Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом» (XIII в.). Интересно, что в Сибири Золотую Бабу иначе называют «Сиби́рский фарао́н». Вообщем, сюжет достойный приключенческого фильма, которых, на этот интригующий материал, лично видел два подобных сценария: один - с аналогичным «идолу» названием, а другой - одна из серий похождений «Пираньи».

Но это тема, требующая отдельного освещения и анализа, поскольку дошедшая до нас информация обширна и крайне противоречива. Вернёмся к нашему расследованию.

Приуроченный к очередной годовщине гибели великого поэта, несколько лет назад, на телевизионных экранах прошел сериал, посвященный его семейной жизни. В нем семейная пара соревнуется по навешиванию ветвистых рогов друг другу. Впрочем, такая версия истоков дуэли давно уже фигурирует в качестве официальной.

Никто и не сможет отвергнуть, что это, действительно, было ПОВОДОМ для убийства, замаскированного под дуэль. Об этом говорят версии того, почему ответный ТОЧНЫЙ выстрел поэта даже не ранил Дантеса (надетая под верхнюю одежду кираса, не полный заряд пистолетов), поскольку официальная версия с отклонившей пулю пуговицей - смехотворна. Не объяснены и факты участия в подготовке этого убийства: зарубежного дипломата; отсутствие суровых санкций, которые применялись к участнику дуэли со смертельным исходом со стороны власти; быстрый карьерный рост и причины быстрого обогащения Дантеса.

Не объясняют столь радикального отношения российской власти к поэту, чтобы пойти на убийство, и анализ многочисленных «пушкинистов». Да, по молодости лет, поэт, как и большинство юношей, был заражён идеей либерализма. Но, по-возмужании, он не только с уважением стал относиться к власти, но и власть отвечала ему взаимностью, что и проявлялось даже в его придворном статусе, а значит и материальном положении.

В качестве подтверждения вышесказанному. У Пушкина есть уничтожающе острая характеристика американского, до сих пор считающегося образцом либерализма, государственного устройства в его позднем произведении «Джон Тернер»: «С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нетерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую - подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort)…». Разве не актуальны его слова к нынешней действительности?

Так что же было НАСТОЯЩИМ ПОВОДОМ УБИЙСТВА? Ещё раз, несмотря на то, что его деятельность исследована, казалось-бы, вдоль и поперёк, попытаемся найти корни произошедшего в его творческом наследии.

Естественно, что они не могли быть изложены открытым текстом, иначе многочисленные исследователи наследия поэта давно бы нам всё разжевали и в рот положили. Обычно «эзопов» язык традиционен в символике басен. Но Пушкин, попробовав свой талант во всех литературных жанрах (эпиграмма, стихотворение, пьеса, поэма, рассказ, повесть, роман), как ни странно, НЕ НАПИСАЛ НИ ОДНОЙ БАСНИ. Поэтому, наиболее подходит для сокрытия многочисленное сказочное наследие поэта. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

Попробуем выделить суть этих произведений. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке», сюжет которой очень прост и известен нам с самого детства. Пойманная Золотая рыбка обещала и выполнила желания семейной четы: корыто, изба, столбовое дворянство, царский трон. И только последнее желание, поставить саму Золотую рыбку в услужение, приводит к тому, что страдающие чрезмерными амбициями остаются у «разбитого корыта». На первый взгляд ничего особенного. Если не знать широко известных символов того времени.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Анализ стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» Пушкина

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

(зеленоглазоведение) Книга 1.

Я долго думала – какую «площадку» выбрать для сбора маленьких и больших сокровищ наших зеленоглазых Зеркал Души. И кто должен повествовать Миру о новых пополнениях.
Мне мнился какой-нибудь старинный сундук, выброшенный зелёной пучиной Океана на очень зелёный берег и …
Дальше сознание не шло. Брякалось лицом вниз на этот самый берег, и начинало через зелёное стеклышко разбитой когда-то о камни – бутылки, лениво смотреть на солнце. Конечно, зелёная бутылка тоже была из разряда весточки, посланной при кораблекрушении, но само зелёное стёклышко делало мой взор – ну, просто, - очень ленивым.
А тут зашёл в гости Рецензент и сказал, что готов превратиться в кота.
В моём мозгу, в мгновение ока, всё встало на свои места!

У Лукоморья – Дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью –
Кот учёный…

Итак, хитрый Кот сундук из Океана припрятал. (Возможно, - под Дубом, потому и не отходит. Повесил для вида цепь. А где вы видели котов на цепях, если коты сами этого не захотели?) И, помахивая пушистым хвостом, заводит свои песенки, когда его собственные усы устремлены вправо, и, соответственно, - сказки, при обходе Дуба слева.

Таким образом, место встречи и зеленоглазый Герой назначены!
А то, что все Ваши истории идут из самого сердца, я и не сомневалась. И неужели, вы думаете, что Сердцу Океана они не слышны?

Кот замурлыкал! Действо началось!

1. Перестав слоняться туда-обратно, Кот уселся и, вытаращив свои зелёные глазищи, принялся что-то быстро записывать. Сведения потрясли даже видавшего виды Кота. Это был Первый вклад от Максима Валова -
2. Видимо, Кот намучился прятать сундук, потому что - и не заметил, как из него выпало одно сокровище. Рассказ Ивочки -
3. К вечеру Кота потянуло на романтику. Он пригладил усы и заговорил стихами Карин Гур - После стихотворения Кот не спал всю ночь и задумчиво глядел на звёзды. Искал самые зелёные.
4. А наутро Кот вытащил на свет новое сокровище и был потрясён до глубин ума. Найденное отвечало так точно главной сути всего зелёного на Планете, что он повесил мудрость на Дубе в виде таблички "Моё+Твое=МоёТвое в квадрате!" - Такую глубочайшую истину со дна зелёных глаз могла изумрудом извлечь только Ирина Шкода.
5. Кот не успел ещё прикрутить табличку, как по ней уже постукивал Господин Горишный со словами: "Моя, Моё!".
Что - "Твоя, Твоё?", - удивился Кот.
- Табличка, Лукоморье, Дуб. Я - Император! - утверждал этот Господин, протягивая что-то с печатями.
Кот даже не стал ради этих бумаг пялить на глаз монокль.
- Идите-ка Вы, с этой бюрократией в какую-нибудь Швейцарию, дорогой Господин, - только и рявкнуло животное. "Брысь" добавлять не стало. Оно было прекрасно воспитано, а рассказку оставило себе. В виде улики по защите собственности -

Зелёный Дуб понаблюдал за Котом, тряхнул стариной, звонкой цепью и застучал желудями. Некоторые из них упали на голову. И, возомнив себя Ньтоном, Кот принялся украшать дерево флажками ЗАКОНОВ-АФОРИЗМОВ.

))))Зеленоглазые умеют продуктивно ждать.
А Природа - их не забывать.)))
Жанна Марова

))))Теперь понятно, почему зеленоглазые женщины так притягивают мужчин!
Мужчины видят в глазах женщины зеленый свет светофора...и идут на него!)))
Ирина Шкода

Продолжите сказку Коту, Дубу и всему Лукоморью!

(Зеленоглазоведение) Книга 2

Проснувшись поутру, мудрый Кот, потягиваясь, сладко замурлыкал песенки о самом себе. Пропев солнцу, Дубу, морю и всему Лукоморью, что он самый учёный, красивый, положительный и рассудительный, воззрился хитрым зелёным прищуром к синему горизонту. Кисточки насторожившихся ушек подсказали ему, что сегодня солнце, Дуб и море с ним согласны.
Настроившись на замечательный день, Кот и приступил к дальнейшему разбору рукописных сокровищ сундука.
1. Первый же рассказ его потряс тем, что в каком-то странном месте люди не хотели принять в ряды своих любимцев девочку с необычного цвета глазами. Кот так усиленно начал сочувствовать девочке, уничтожающей свои фото, - Веруня , что недоглядел за встающим солнцем и сильно перегрелся.

2. Кот едва отдышался в тени от человеческой недальновидности, как снова ему попалась страдающая, но очень сильная девочка – Ксения Байкальская . Наверное, все зеленоглазые девочки много перенесли печального в детстве, потому и выросли не только терпеливыми, но и мудрыми, - решил Кот. У него ещё не было своих детей и мнение, как их следует воспитывать, у него пока не сложилось.

3. В следующей истории – Галина Михалева - Кот переживал так, что его сердечко было готово раствориться в солёных слезах океана, забыв о собственных лукоморных владениях. Здесь всё было – про Любовь! Про такую Любовь, которая уже выше жизни и смерти! Кот чуть не стёр шёрстку на лапках, утирая мокрые глаза. Он не хотел, чтобы Златая Цепь видела его слёзы. Вот она бы – точно - ничего не поняла в таких чувствах!

4. Но когда Кот добрался до этого рассказа, то понял – вот Она! Его мечта! Марина Брусиненко ! Она не только была мудра и волшебна, но и обладала владениями, которые, похоже, вполне могли потягаться с его Лукоморьем!!! Сердце Кота сладко заныло, учёный ум углубился в размышления, какой мерой придётся измерять совместные владения, а душа заволновалась, что недостаточно ещё сильна для встречи с такой роковой Феей…

Кот не мог погасить внутреннее волнение до самой ночи. Сердечко его рвалось навстречу Фее и новым владениям, но... Он испугался!.. Испугался, что рядом с Феей собственная уверенность растает воздушным облаком! Надо было крепить свою душу. Но - как?!
Ночь разразилась страшнейшей грозой. Полыхало и громыхало так, что Кот забрался в сундук, плотно закрыв над собой крышку. И именно здесь, в полном уединении и темноте его глазам предстала серьёзнейшая работа, несущая новые знания. И ведь ничто сильнее не укрепляет душу - понял учёный Кот. Его сердечко встало на место, подхлёснутое поговоркой - Век живи, век учись!
Смотрите же все, что нашёл наш мудрый Кот!
(((Короче зеленоглазые и желтоглазые - это как хищные кошачьи. Могут развивать энергию бешеную, но на очень короткое время. Как гепард который быстрее всех но на короткие дистанции. Темноглазые и голубоглазые - это в основном потомки оседлых народов землепашцев. Немногий процент зеленоглазых на земле - это остатки древних кочевников охотников, для которых очень важна была быстрая реакция на короткое время (типа стремительный бросок), а до этого долгое и неподвижное выслеживание добычи (как у кошачьих).

Поэтому рутина для зеленоглазых просто невыносима. Поэтому же у них в жизни весьма скромная карьера по сравнению с голубоглазыми а в особенности с темноглазыми. Господь скорее определил зеленоглазых для мистики. Здесь таится очень большая опасность для них. Поскольку мистика может быть светлой, а может и темной. Они обычно видят то, что невидимо для всех остальных, а поскольку в мире очень много зла и зеленоглазые видят эту невидимую для других духовную сущность зла, то их и без того малая энергия окончательно изнемогает от таких страданий. Зато зеленоглазых очень трудно обмануть. Они даже если чего и не видят, то чувствуют интуитивно. Это самые непокорные люди. Они никого не подчиняют но и никому не подчиняются. Если хочешь сделать зеленоглазого своим смертельным врагом - то можешь его попробовать подчинить себе. После этого, будь уверен, ты потеряешь все, что ты имел до этого. Соответственно зеленоглазые довольно мстительные, поскольку их недостаток сил и энергии не дают возможности ответить на обиду сразу. Они зато отвечают тогда когда обидчик уже обо всем забыл. И вот тут то для него начинается целый ад. А превращать чужую жизнь в ад зеленоглазые умеют очень хорошо. Им так надо выживать среди более сильных людей. Соответственно зеленоглазые сидят во многих тайных обществах (и хороших и плохих) - и так дерутся друг с другом чужими руками - например инквизиция с масонами. А поскольку спецслужбы - это все наследники инквизиции - то и подумайте, кто там в основном сидит.

Вообще зеленоглазые и желтоглазые отличаются тем, что у них помимо темного пигмента в глазу есть еще желтый, а больше ни у кого его нет. Голубоглазые - это те же темноглазые, но пигмент у них находится не на поверхности (как у темноглазых) а в глубине, поэтому свет, преломляясь, не сразу попадает на пигмент глаза (если смотреть на такого светлоглазого со стороны) и поэтому возникает иллюзия голубого цвета глаз, на самом деле никакого голубого цвета нет, а есть тот же черный пигмент, но на глубине радужки глаза. Зеленые же глаза - это те же голубые глаза плюс еще желтый пигмент. Желтый цвет плюс голубой как правило дает зеленый или же иллюзию зеленого цвета.)))
5. И рядом - само произведение, к которому автор и давал столь развёрнутый ответ. Сей Автор - Некто.

(зеленоглазоведение) Книга 3

Я весь год жалела, что хранителем наших зеленооких историй является Кот.
Бедняга не рискнул открыто показаться на глаза Тигру. Что ж – делать? В мире нет ни одного животного, ни одного фрукта, ни одного человека и ни одного дня в году, который бы смог угодить всем. Нет! Душевная близость может обернуться физическим отталкиванием, физическая тяга – аллергией, а эстетические вкусы – противоречить направлениям пути. Но жизнь продолжается всегда! Лишь набираясь внутренних сил, рекой перекатываясь по камням противоречий…
Истории, натасканные тайком из Зелёного Океана Души, кот конечно - прибрал в свой Сундук.
И – Ура! Теперь Кот не только в окрытую может мурлыкать свои магические песни, но и пропеть гимн всей кошачьей породе!
С этого он и начал, разрываемый любовью к себе подобным.

Иван Рогожин в «Кошачьих историях» разбил в пух и прах утверждение, кто кошкам лучше удаётся лов мышей. Не тут-то было! Маленький заморыш-котик за одно утро утвердился в доме, уложив к ногам хозяев сразу с десяток мышей! Вдохновляющая история! Особенно, если её перевести в мир людей…
«Кошачья мистика» Ивана Рогожина именно мир людей и заставляет напряжённо затаить дыхание от кошачьих мистических, почти – потусторонних проделок!

Тему продолжила Лидия Гусева с произведением «Рыцарь Непобедимое Око» Это – целое сказание о том, как много видели и знали люди, когда имели Третий глаз! Как был похищен этот самый Глаз у людей. И как теперь, в обыденной жизни, третий человеческий глаз заменили кошки! Вы сможете почти узреть картину окружающих вас недругов с помощью «Непобедимого Ока».

Александра Сосновская «Жёлтые осенние листья» Эта удивительная история не уходит в мистику. Но она соединяет кошачью и человеческую братию полётом Вдохновения! Потрясающая попытка выделить «чистую летящую душу» в обыденной жизни не только людей, но и котов…

Таким образом, как бы не хотелось Коту хозяйничать, мы возвратились к миру людей и душам их зеленоглазых представителей.

«Девочка с глазами цвета лета» Мария Юрьева щемящий душу, красивый рассказ - о стойкости, верности и уединённой скромности зеленоглазых людей. Браво, Мария!

«Непуганая ворона» Юлии Лозовой раскрывает какой-то мир «тонких эмонаций», затрагивает струны информационных полей. Благодаря этому – встречаются и объединяются люди, прошедшие в прошлом – по самой отдалённой касательной линии.

Но от небесной геометрии нас возвращает на землю Лилиани с рассказом «Конфуз»

Произведение «У Лукоморья дуб зеленый» было задумано Пушкиным как вступление к поэме «Руслан и Людмила», работу над которой он начал в 1817 году, будучи еще молодым лицеистом. Первый выход литературного детища был представлен без строф об ученом коте. Идея о нем пришла Александру Сергеевичу немного позже. Только в 1828 году, когда поэма вышла новым тиражом, читатель познакомился с необычным стихотворным вступлением. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, более приближенным к астрофическому. В то время, именно такой стиль написания был присущ стихотворным формам.
Мысли о сказочных персонажах, о волшебном дубе пришли автору не случайно. Его няня Арина Родионовна знала огромное количество сказок, которыми делилась со своим воспитанником. Что-то подобное он услышал именно от нее.
35 волшебных строк по сей день привлекают литературных критиков и исследователей пушкинского наследия. Они пытаются разгадать загадку о том, действительно ли существовала земля под названием Лукоморье. Некоторые пришли к выводу, что такие территории действительно существовали на картах Западной Европы в 16 столетии. Это была местность в Сибири, по одну из сторон реки Обь. Пушкина всегда влекла история. В его творчестве часто упоминаются давние названия городов, деревень. Он напоминает современникам о том, что наши корни уходят в далекое прошлое, и о них забывать нельзя.

Предлагаем Вам текст стиха:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Лукоморье - одно из первых географических названий, которые мы узнаем в жизни. На современных картах его не найти, зато оно есть на картах XVI века. Упоминание Лукоморья есть и в «Слове о полку Игореве», и в русском фольклоре.

Что значит слово «Лукоморье»

Слово «лукоморье» звучит для нас загадочно и даже сказочно, но этимология его достаточно прозаична. Оно происходит от старославянского «лѫкъ» и «море». Слово «лука» означает изгиб. Однокоренные с ним слова - «лук», «излучина», «лука» (у седла). То есть «лукоморье» переводится как изогнутый берег моря, бухта.

Лукоморье у Пушкина

О Лукоморье мы узнаем из пролога к первому большому произведению Александра Пушкина, поэме «Руслан и Людмила». У Пушкина Лукоморье описывается как некое условно-сказочное место «где Русью пахнет», где стоит памятный каждому дуб со златой цепью и ходящим по ней ученым котом.

Важно, что пролог был написан уже ко второму изданию поэмы, которое было опубликовано через 8 лет после первого издания - в 1828 году. Это многое может прояснить в происхождении пушкинского Лукоморья.

К этому времени Пушкин уже побывал в южной ссылке, где вместе с Раевскими побывал и в Приазовье, и в Крыму. Генерал Раевский из Горочеводска восторженно писал дочери Елене: «Тут Днепр только что перешел свои пороги, посреди его - каменные острова с лесом, весьма возвышенные, берега также местами лесные; словом, виды необыкновенно живописные, я мало видал в моем путешествии, кои бы мог сравнить с оными».

На человека военного эти пейзажи произвели неизгладимое впечатление. На поэта Пушкина они просто не могли не повлиять.

А что же Лукоморье?

Однако пейзажи пейзажами, но что с Лукоморьем? Откуда у Пушкина мог выкристаллизоваться этот образ, который войдет не только в историю русской литературы, но и в подсознание каждого русского человека?

Источник первый: Арина Родионовна.
Как известно, сюжеты нескольких пушкинских сказок были навеяны поэту его няней. Историк литературы пушкиновед Павел Анненков писал, что многие эпизоды из сказок Арины Родионовны по-своему излагаются Пушкиным и переносятся из произведения в произведение. Вот отрывок из «Сказки о царе Салтане», как он рассказан Анненковым: «Так, у ней был кот: «У моря-лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет».

Как мы видим, кот ходит у няни Пушкина вверх-вниз, то есть мы имеем дело с типичным для финно-угорской традиции описанием мирового древа. Кот здесь является одновременно и хранителем границы между мирами, и медиатором между ними.

Источник второй: «Слово о полку Игореве».
Ещё в лицейские годы Пушкина А. И. Мусиным-Пушкиным было издано «Слово о полку Игореве». О Лукоморье в «Слове» сказано:

«А поганого Кобяка изъ луку моря
от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ
яко вихръ, выторже:
и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ,
в гридницѣ Святъславли».

В летописи сообщалось, что русские постоянно сталкивались с кочевниками в южной степи: «юкоже преже в луцѣ морА быю хусА с ними крѣпко».

Обитателями Лукоморья по летописям были половцы, с которыми киевские князья постоянно враждовали. Лукоморьем же называлась территория Северного Приазовья.

Это мнение, как полагает С. А. Плетнева, подтверждается тем, что «можно проследить лукоморских половцев и по каменным статуям (идолам), обнаруженным в районе нижнего Днепра. Они относятся к развитому периоду половецкой скульптуры, ко второй половине XII-началу XIII веков».

Таким образом можно сказать, что Лукоморьем (которое воспел Пушкин) называлась излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем. В топонимике Приазовья и сегодня можно встретить отзвуки этой исторической памяти: две степных реки Большой и Малый Утлюк. «Утлюк» - «Отлук» - «Лука» переводится с тюркского как «выгон, луг».

Что за дуб?

Небезынтересно понять также, что за дуб описывал Пушкин:

«И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый».

Путешествуя по Приднепровско-Азовской степи во время южной ссылки, Пушкин мог от старожил услышать легенду о знаменитом Запорожском дубе, который рос на острове Хортица.

О нем писал еще византийский император Константин Багрянородный: «Пройдя это место, руссы достигают острова святого Григория (остров Хортица) и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай».

Уже в 70-х годах XIX века запорожский историк-краевед Я. П. Новицкий также упомянул об этом дубе: «Лет пять тому назад на острове Хортице засох священный дуб.Он был ветвист и колоссальной толщины, стоял в стапятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии».

Где ещё искать Лукоморье?

Лукоморье встречается не только в летописях, «Слове о полку Игореве» и поэме Пушкина, но ещё и в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово Лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют.
Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье - это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере.

Лукоморье на картах

Лукоморье можно было бы считать историческим и полусказочным анахронизмом, если бы не западноевропейские карты XVI-XVII веков, на которых месторасположение Лукоморья точно определено.И на картах Меркатора (1546 год), и на картах Гондиуса (1606 год), а также на картах Масса, Кантелли и Витсена Лукоморьем названа территория на правом (восточном) берегу Обской губы.

Европейские картографы сами в этих местах не бывали. Скорее всего, при составлении карт они опирались на описание этой местности путешественников, в частности Сигизмунда Герберштейна. Он дал его в «Записках о Московии»: «в горах по ту сторону Оби», «Из Лукоморских гор вытекает река Коссин. Вместе с этой рекой берет начало другая река Кассима, и протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин».

Николас Витсен, опубликовавший в XVIII веке свою «Carte Novelle de la Tartarie», располагал графическим материалом. На его карте длина Обской губы соответствует действительности, и поэтому «Lucomoria» - обозначение самого залива Карского моря. В русской исторической картографии топонима «Лукоморье» не было, но очевидно, что западноевропейские картографы признавали Лукоморье как древнее название Обской губы.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...