Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства. Результаты поиска по \"совокупность путей\"

Главная особенность - соотношение государства и личности. Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни. Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности - плюрализм, государственный режим базируется на законах.

Уровень развития демократии в разных странах может быть различен. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборных органах власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органов государственной власти. Различается непосредственная демократия - прямое участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни (выборы, референдумы, манифестации, забастовки и т. д.) и представительная демократия, - что означает передачу народом части принадлежащей ей власти формируемым им органам (парламенту, президенту, учредительному собранию и т. д.).

  1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии.

Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.



Элементы правотворчества:

· 1) Познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;

· 2) Определение органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой акт;

· 3) Выбор формы предполагаемого акта;

· 4) Подготовка, принятие или изменение акта в рамках соответствующих процедур.

Принципы правотворчества – основополагающие начала, соблюдаемые в процессе принятия, изменения, дополнения или отмены правовых актов:

· - Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение – учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов;

· - Принцип гласности – правотворческая деятельность осуществляется в открытой и доступной для населения форме;

· - Принцип научности - должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики;

· - Принцип законности - должны осуществляться только уполномоченными компетентными органами с соблюдением требований закона;

· - Принцип профессионализма – должны осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;

· - Принцип плановости – должны осуществляться по заранее продуманному плану;

· - Принцип исполнимости – принимаемые нормативно-правовые акты должны иметь финансирование, кадровую базу для их исполнения.

Основные стадии законотворчества:

· 1) законодательная инициатива – право субъектов внести законопроект на рассмотрение в законодательный орган (субъекты – Президент, депутаты ГД, члены Правительства, СФ, органы субъектов федерации, ВС РФ, ВАС РФ, КС);

· 2) обсуждение – осуществляется в комитетах ГД;

· 3) принятие – ГД, одобряется СФ;

· 4) подписание - Президентом;

· 5) обнародование закона.

  1. Основные правовые системы современности. Критерии классификации правовых систем современности.
  1. Понятие и структура политической системы общества.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются вполитическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения,общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задачобщества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Политическая система (ПС) – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть.

Особенности политической системы:

· 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть,

· 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества,

· 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем.

Функции политической системы:

· 1. определение целей, задач и путей развития общества,

· 2. организация деятельности общества по достижению целей,

· 3. распределение материальных и духовных ресурсов,

· 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением,

· 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни.

Политическая система включает в себя след элементы:

1. Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из:

· - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения),

· - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект,

· 0 несобственнополитические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации).

2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.

3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы.

4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях:

· - теоретическом (политическая идеология);

· - эмпирическом (политическая психология).

Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.

  1. Виды толкования норм права.

Толкование норм права - выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Необходимость толкования норм права:

· 1) нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применение их необходимо в конкретной жизненной ситуации,

· 2) краткость и лаконичность формулировок норм права, использование в них специальной терминологии требует специальных пояснений,

· 3) несовершенство юридической техники приводит к неясносности и противоречивости отдельных правовых актов.

Способы толкования норм права – специальные приемы, правила и средства познания правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.

Способы толкования норм права:

· 1) Языковой (грамматический, филологический) – выявление смысла норм права на основе знаний языка, на котором сформированы нормы права, при использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.

· 2) Систематический – уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в НПА, отрасли или системе права;

· 3) Логический – исследование не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики;

· 4) Историко-политический – выявление смысла нормы права путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования;

· 5) Специально-юридический – уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.

Структура толкования норм права:

· 1) участники (субъекты): официальные, неофициальные субъекты;

· 2) объект: нормы права и регулируемые ими общественные отношения;

· 3) действие: правовые действия и операции (уяснение и разъяснение);

· 4) способы: языковой, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический;

· 5) результат: юридические оценки о содержании нормы права;

· 6) форма: внутренняя и внешняя (письменная и устная).

Толкование норм права по субъектам:

· 1) Официальное толкование – дается органами, уполномоченными на то государством, закрепляется в специальном акте и имеет общеобязательное значение;

· 2) Неофициальное толкование – осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной.

Виды официального толкования:

· 1) Аутентическое – дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт;

· 2) Легальное (делегированное) – закон наделяет тот или иной орган правом толковать акты, изданные другими органами;

· 3) Казуальное – дается применительно к отдельному случаю (казусу);

· 4) Нормативное – дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм.

Виды неофициального толкования:

· 2) Профессиональное – разъяснения исходит от компетентных в области права лиц;

· 3) Обыденное – уяснение и разъяснение права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.

Виды толкования норм права по объему:

· 1) Буквальное – понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права;

· 2) Расширенное – смысл, который вложил законодатель в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы права;

· 3) Ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права уже смысла, вытекающего из текста нормы права.

  1. Законы в системе англо-саксонского права.

Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений.

Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории.

Нередко Парламент делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов другим субъектам (королеве, правительству, министерствам). Совокупность этих актов составляет «делегированное законодательство». Юридическая сила такого рода актов определяется передачей части законотворческих функций Парламента соответствующему органу. Поэтому их решения считаются частью закона и обязательны к исполнению всеми гражданами. Высшей формой осуществления делегированного правотворчества является «приказ в Совете», формально представляющий собой приказ Тайного совета (монарха и тайных советников), а фактически – правительства.

Кроме того, выделяется автономное законодательство – акты местных органов власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций (англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных, транспортных, газовых компаний, Юридического общества и т.п.). Они принимают решения, которые обязательны для их членов, пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных органов.

Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по характеру. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало случаев, когда принятые статуты оставались мертворожденными, игнорировались судами либо их смысл и значение интерпретировались иначе. Отсюда английский статут нельзя рассматривать как источник, разрушающий или нивелирующий систему прецедентов, как инородную форму права, скорее, наоборот, он сам стал придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее.

  1. Формирование признаков государства.

Общими для государства являются следующие признаки:

1) Наличие публичной власти (совокупность аппаратов управления и подавления). Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями.

2) Административно-территориальная организация населения. Смысл - в наилучшей (рациональной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.

3) Население. Характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству (реализуется через институт гражданства).

4) Государственный суверенитет . Независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри или за пределами страны, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все государственные дела. Государственный суверенитет имеет две стороны: внешнюю (самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом), и внутреннюю (исключительное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории). Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. В некоторых случаях можно говорить об ограничении государственного суверенитета, которое может быть добровольным и принудительным.

5) Налоговая система – общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, поддержания обороноспособности государства, развития науки и культуры, социальной защиты населения.

6) Государственная территория - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В ее состав входят: суша с ее недрами, водные территории, а также лежащие над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды. Находящиеся под сухопутной и водной территорией нефа являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства (приблизительно до высоты 100км). Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами - продолженными в натуре или воображаемыми линиями на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

7) Правотворческая деятельность , реализующая тесную связь государства с правом. Законодательство - это особые социальные нормы, закрепленные в издаваемых государственной властью нормативно-правовых актах: законах, указах, постановлениях. Такие нормы называются юридическими, а систему, их содержащую, принято называть законодательством.

8) Государственные символы – герб, флаг, гимн.

9)Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

10) Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

11) Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Это признаки государства-идеала. По отдельности они присутствуют у большинства современных государств, но собранными воедино – таких государств не существует.

  1. Правоотношение: понятие, признаки, структура.

Правоотношение есть разновидность общественного отношения, урегулированное нормами права. Таким образом, правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами.
Правоотношение - юридическая взаимосвязь субъектов права, возникающая на основе правовых норм в случае наступления предусмотренных законом юридических фактов.

Признаки правоотношения :

1. Нормативное основание. Норма - атрибутивное основание любого правоотношения, обязательное условие его возникновения, изменения или прекращения. Субъекты не могут произвольно устанавливать любые правоотношения. Требуется прямо выраженная в норме государственная воля, санкционирующая то или иное правоотношение. Норма и правоотношение неразрывно связаны, они - части единого механизма правового регулирования. Иногда правоотношение называют «норма в действии». Гипотеза нормы указывает на фактические условия возникновения правоотношений, диспозиция - на их содержание, санкция - на отрицательные последствия для участников правоотношения, нарушающих требования правовых норм.

В правоотношении норма права конкретизируется применительно к определенным субъектам и ситуациям. Норма - правило общего характера, адресованное персонально неопределенному кругу лиц, рассчитанное на многократное применение. При появлении обстоятельств, указанных в гипотезе нормы, она из абстрактного правила превращается в модель для разового употребления - применительно к конкретной жизненной ситуации.

2. Реальный характер. Правоотношения всегда объективируются вовне в действиях, решениях, словах, жестах субъектов. Поэтому они допускают внешний контроль в отличие, скажем, от эмоционально-чувственной или интеллектуальной сферы. В обществе непрерывно действует сложнейшая сеть правоотношений. Люди порой не замечают, что являются их участниками. Одни из них носят более или менее длительный характер (гражданство, права человека, собственность, семья, работа), другие мимолетны (мелкие сделки).

3. Общественный характер. Правоотношения - определенная форма социальных взаимодействий. Это отношения между людьми, их коллективами по поводу различного рода социальных благ. В этом отличие правоотношений от технических (механических) взаимодействий, строящихся по типу: Субъект-Объект.

4. Целенаправленный, результативный, сознательно-волевой характер. В правоотношении участвуют люди, наделенные волей и сознанием. Чтобы стать участником правоотношения, человеку требуется определенная мотивация. Сознательно-волевой элемент правоотношения развивается по схеме: потребность - интерес - цель - задача - результат. Побудительным фактором выступают здесь различного рода социальные ценности, именуемые объектом правоотношения. Человек вступает в правоотношения для удовлетворения своих потребностей. Например, купить имущество, избрать депутата, взыскать убытки, зарегистрировать брак. Реализация интересов, достижение результатов - движущая сила правоотношения. При этом воля субъекта, направленная на достижение правового результата, должна соответствовать государственной воле, выраженной в норме и конкретизированной в правоотношении.

5. Индивидуальный характер. Норма права регулирует общие, типичные, повторяющиеся отношения. Поэтому норма всегда абстрактна и рассчитана на множество аналогичных, сходных ситуаций. Правоотношение же всегда индивидуализировано, оно возникает в конкретной обстановке, между конкретными людьми, по поводу конкретных объектов. Поэтому правоотношения характеризуются как типичностью, так и уникальностью, неповторимостью. Так, все правоотношения купли-продажи в чем-то сходны, поскольку строятся по единой нормативной модели, однако каждое из этих правоотношений строго индивидуально, обладает своей неповторимой спецификой.

6. Государственная защита. Правоотношения гарантируются и обеспечиваются государством, в том числе и мерами государственно-правового принуждения.

Виды правоотношений :

1. Абсолютные и относительные. У абсолютных правоотношений формально определен только управомоченный участник. На другом «полюсе» персонально определенный субъект отсутствует. При этом у всех субъектов существует обязанность не нарушать субъективное право первого участника. Типичный пример - отношения частной собственности, где собственнику противостоит неопределенное множество субъектов права, обязанных воздерживаться от любых действий, препятствующих реализации права собственности. В относительных правоотношениях персонально определены все участники. К этому типу относятся все правоотношения договорного типа, сделки, обязательства. Носителю субъективного права (продавцу, кредитору, заказчику, арендодателю) здесь противостоит конкретное обязанное лицо (покупатель, должник, подрядчик, арендатор).

2. Отраслевые. Определяющим критерием здесь выступает отраслевое законодательство, на основании которого возникает конкретное правоотношение. Так, выделяют административные, гражданско-правовые, налоговые, трудовые, бюджетные и т. п. правоотношения.

3. Двусторонние и многосторонние. Критерием классификации здесь выступает количество участников правоотношения - два или более. При этом нельзя смешивать абсолютные и многосторонние правоотношения. У первых персонально определен лишь один участник, которому противостоит неограниченное количество субъектов (все остальные лица); у вторых поименно определены все участники, хотя общее количество их может быть значительным (например, при учреждении предприятия, проведении общего собрания акционеров).
4. Регулятивные и охранительные. Первые возникают (изменяются, прекращаются) на основе регулятивных норм, вторые - на основе охранительных. Также по нормативному основанию выделяют материальные и процессуальные, публично-правовые и частно-правовые отношения.
5. По длительности существования выделяют краткосрочные (мелкие сделки, участие в демонстрации, голосование на вы- борах), среднесрочные (военная служба, получение высшего образования), долгосрочные (гражданство, инвалидность, пенсионное правоотношение).
6. Простые и сложные. Первые характеризуются тем, что субъ- ективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника. Типичным примером является правоотношение типа «должник-кредитор». В сложных право- отношениях каждый из участников одновременно обладает и субъективными правами, и обязанностями (например, трудовое правоотношение, гражданство или большинство процессуальных правоотношений).
Структура правоотношения включает такие элементы, как субъекты, объекты, содержание, юридические факты. В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:

а) субъектов (участников) правоотношения;

б) объекты правоотношения;

  1. Судебная практика как материальный источник права в РК.

Судебная практика, на протяжении всей истории своего развития, являлась своеобразным ориентиром для правильного и единообразного разрешения споров, толкования и применения действующего законодательства, восполнения пробелов в нормативных правовых актах. В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам «судебной практики». Решения Верховного Суда занимают важное место в системе решений судов, охватываемых понятием «судебная практика», при этом они включают: 1) нормативные постановления; 2) постановления надзорной судебной коллегии по гражданским, административным делам и уголовным делам.

Анализ казахстанской правовой системы позволяет сделать вывод о том, что судебная практика не является самостоятельным источником права. Она выступает в качестве непосредственного результата применения права судами. В одних случаях она представляет собой совокупность вариантов толкования неясных правовых норм, а в других – совокупность корректировок иных правовых норм и пробелов. В обеих ситуациях к судебной практике должно применяться требование единообразия, которое закрепляется в постановлениях специально назначенных судебных инстанций (в основном в виде обобщений судебной практики и руководящих разъяснений высших судебных инстанций). Вне зависимости от того признается ли судебная практика источником права или нет, она занимает важное место в казахстанской правовой системе и ее значение определяется следующим образом: а) разъяснения Верховного Суда Республики Казахстан в части применения правовых норм обеспечивают единство судебной практики в Республике; б) в процессе изучения и обобщения судебной практики выявляются пробелы в действующем законодательстве; в) судебной практикой проверяется эффективность правовых норм, а также исследуется необходимость в совершенствовании отдельных нормативных правовых положений; г) обобщение и анализ судебной практики позволяет выявить тенденции развития правоприменительной деятельности, определить пути ее совершенствования.

  1. Разделение властей в практике современного государства.

Разделение власти - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

  1. Сущность, содержание и назначение права.

Право является продуктом общественного развития. И пред­ставляет собой явление цивилиза­ции, оно призвано обеспечить и защитить статус личности, гарантированные простор и меру поведения.

Право - это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называютсяпозитивным правом.

Сущность права - это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Существует несколько подходов к изучению сущности права:

· классовый;

· общесоциальный;

· религиозный;

· национальный;

· расовый и др.

~ При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

~ При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

~ При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного демокра­тического общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется демократия, экономи­ческая свобода, свобода личности.

Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

  1. Соотношение экономики, политики и права .

Экономика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.

Согласно первому среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.

  • 10.Выборочная совокупность, пути её формирования и способы отбора отдельных элементов.
  • 11. Закон больших чисел, как теоритическая основа выборочного метода исследования. Требования к выборочному методу.
  • 12.Относительные и абсолютные числа. Виды относит-х величин, их применение в дея-ти лпу.
  • 13. Вариационный ряд, этапы его построения. Графическое изображение варьирующего признака.
  • 14.Средний уровень признака, виды средних величин. Способы расчета сред. Арифметических величин. Применение в научной и практической дея-ти врача.
  • 15.Понятиео разнообразии признака статистической совокупности. Основные критерии разнообразия признака. Их расчет. Значение критериев разнообразия для оценки статистической совокупности.
  • 17. Этапы статистического исследования.Содержание программы и плана статист-гоисслед-я. Виды стат-х таблииц. Требование к их построению.
  • 18.Сбор,разработка и анализ материалов статистического исследования. Применение статич-го метода в клин исследованиях.
  • 19.Взаимосвязь(корреляционная зависимост)ь между группами признаков статист-й совокупности. Методы расчета корреляции и регрессии. Применение в научныхисслед-х и практ. Деят-и.
  • 20.Метод стандартизации. Методика расчета прямого метода стандартизации, применение в научных исслед-х и практ.Деят-и.
  • 21.Динамичекие ряды и их анализ. Их сущность, применение в науч. Исслед-х и практ. Дея-и.
  • 23.Предмет и содержания демографии. Методы изучения населения. Значение демограф. Данных в практике здравоохранения.
  • 25.Мииграция населения. Медико-социальные проблемы миграции населения. Учет миграционных потоков при планировании мед. Соц. Помощи населению. Связь демограф-й ситуации с условиями жизни населения.
  • 26. Основные закономерности естественного движения населения.
  • 27.Рождаемость,как показатель санитарного состояния населения. Динамика рождаем-ти в стране. Её значение при планировании мед соц помощи населению.
  • 28.Общая и возрастная смертность, её причины, структура. Правила оформления врачебного свидетельства о смерти
  • 31. Ожидаемая продолжительность жизни(опж),как показатель общественного здоровья, динамика опж в стране и зарубежьем. Постарение населения,(долголетие-как соц мед проблема).
  • 33.Возрастно-половые особенности заболеваемости и смертности населения, их соц мед характер-ка. Задачи врачей в изучении причин заболеваемости населения.
  • 34. Изучение заболев-ти по данным обращаемости ав амбулаторно-поликлинические учреждения. Учет 1й и общей забол-ти. Роль врачей в изучении заболев-ти населения.
  • 35.Мкб-10,её значение и применение в практике здравоохранения.
  • 36. Талон амбулаторного пациента, его роль в изучении заболев-тинаселен-япо обращаемости за мед. Помощью. Правила заполнения.
  • 38. Инфекцион-я заболев-ть, методы изучения и анализа. Организация учета и отчета инфекцион-х и паразитарных болезней в мед учреждениях.
  • 40.Заболевае-ь временной утратой трудоспособности,её показатели и методы изучения.
  • 41. Физическое развитие населения, как показатель общественного здоровья, методы его изучения, влияние образа жизни на физическое развитие.
  • 43.Компетенция в области охраны здоровья граждан рф, республик в ее составе, краев, областей, органов местного самоуправления.
  • 45.Права граждан и отдельных групп населения в об-ти охраны здоровья и оказания мед оц помощи.
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
  • 46 Соц-профилактич-я направленность, развития здравоохранения. Стратегия охраны здоровья населения рф.
  • 47.Мед –соц. Помощь, определение понятия. Организация мед. Соц. Помощи населению.
  • 48. Номенклатура медиц-х учреждений, ее характеристика. Лицензирование медицинских учреждений.
  • 49. Организация стационарной помощи населению в условиях современного города. Нормативны потребности населения в стационарной помощи.
  • 60. Учетная мед. Документация стационара больницы. Организация оперативного контроля за деят-тью структурных подразделений и специалистов.
  • 61. Анализ деят-ти поликлиники по данным амбулаторного пациента и материалам годового отчета.
  • 62. Профилак. Мед осмотры, цель, задачи. Виды профилак. Мед осмотров. Формы организации и проведения профилактических мед осмотров. Проведение дополнит. Диспансеризации в усл-ях пнп «Здоровье».
  • 63. Диспансерный метод в работе мед. Учреждений. Виды диспансеризации, содержание плана диспансерного наблюдения за больными и лицами с факторами риска. Показатели эффективности диспансеризации.
  • 64. Виды специализированных диспансеров, их структура и организация работы. Критерии качества и эффективности работы диспансеров.
  • 65. Организация смп в городе и на селе. Функции врача смп.
  • 66. Госуд. С-ма омд в стране. Права семьи, беременных женщин, матерей и несовершеннолетних детей в области охраны здоровья.
  • 67. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника, основные задачи, методы и формы амбулаторно-поликлинической помощи.
  • 68. Особенности организации лечебно-профилактической помощи матерям и детям на селе. Роль фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, црб, краевых лпу.
  • 69. Стационарная помощь детям. Задачи, структура, функции, методы работы. Показатели деят-ти стационара детской больницы.
  • 71. Атп-комплексы, их структура, направления деят-ти. Место атп-комплексов в с-ме мер по охране материнства и детства.
  • 1. Цель:
  • 3. Структура:
  • 73. Перинатальные центры, их структура, функции. Роль перинатал центров в снижении материнской, перинатальной и младенческой смертности.
  • 74. Мед экспертиза, ее разновидности, их хар-ка. Место в с-ме оказания медико-социал помощи населению.
  • 8. Статистическая совокупность и её свойства. Виды статистических совокупностей.

    Статистическая совокупность - группа или множество относительно однородных элементов, т. е. единиц, взятых вместе в конкретных границах времени и пространства и обладающих признаками сходства и различия.

    Свойства: неразложимость - частичное изменение элементов и исчезновение статистической совокупности не разрушает ее качественные основы; статистическая совокупность всегда однородна хотя бы по одному признаку; вариация - коллич изменения значения статистического признака при переходе одного ее элемента в другой.

    Виды совокупности: генеральная (состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесеныв зависимости от цели исследования); выборочная (часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом).

    9.Единица наблюдения в статистической совокупности,основные и учетные признаки,типы распределения признаков .

    Единица наблюдения - каждый первичный элемент статистической совокупности.

    Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, последние подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому дан­ные признаки называются учитываемыми (учетными).

    Учитываемые признаки - признаки, по которым различаются эле­менты единицы наблюдения в статистической совокупности. Призна­ки классифицируются: по характеру на: атрибутивные (описательные) признаки - выражены словесно, количественные признаки - выражены числом; по роли в совокупности признаки делятся на: факторные признаки, влияющие на изучаемое явление, результативные признаки, изменяющиеся под влиянием фак­торных признаков.

    Учитываемые признаки по характеру делятся на: атрибутивные - пол, наличие вредных привычек, состояние здоро­вья и т.п., количественные - возраст, число выкуриваемых сигарет, длитель­ность заболевания, стаж курения и т.п.;

    Программа сбора материала представляет собой последовательное из­ложение учитываемых признаков - вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые при­знаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты отве­тов. Эти варианты готовых ответов носят название «группировка».

    Группировка признаков осуществляется с целью выделения одно­родных групп для изучения тех или иных закономерностей явления.

    Группировка ответов по атрибутивным признакам называется типологической, если признак количественный - вариационной

    10.Выборочная совокупность, пути её формирования и способы отбора отдельных элементов.

    Выборочная совокупность - отобранная для исследования часть ге¬неральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть: репрезентативна (пред¬ставительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.

    Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной со¬вокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.

    Репрезентативность качественная основана на законе вероятнос¬ти и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризу¬ющих элементы выборочной совокупности по отношению кгене¬ральной.

    Для исследователя важно опре¬делить способ проведения исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).

    Сплошное наблюдение - регистрация всех единиц наблюдения, яв¬лений, составляющих генеральную совокупность.

    Несплошное (выборочное) наблюдение - изучение лишь части сово¬купности для характеристики целого.

    Существуют следующие методы отбора изучаемых явлений: слу¬чайный, механический, гнездовой, направленный, типологический, метод основного массива.

    Случайный отбор - проводится по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).

    Механический отбор - когда из всей совокупности берется для из¬учения механически отобранная единица наблюдения (например, каждая пятая, десятая или др.).

    Гнездовой (серийный) отбор - когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбира¬ются путем случайной или механической выборки.

    Пример: для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наибо¬лее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.

    Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав дан¬ного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность.

    Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.

    Направленный отбор - отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются толь¬ко те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неиз¬вестных факторов при устранении влияния известных.

    Пример. При изучении влияния стажа рабочих на травматизм отби¬раются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одно¬го образовательного уровня.

    Типологический отбор - отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп.

    Пример. При изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

    "

    Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

    Метод обучения характеризуется тремя признаками , он обозначает:

    – цель обучения;

    – способ усвоения;

    – характер взаимодействия субъектов обучения.

    Понятие метода обучения отражает:

    – способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

    – специфику их работы по достижению различных целей обучения.

    В структуре методов обучения выделяются приемы.

    Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

    Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

    В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части .

    Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

    Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

    Методы обучения осуществляются различными средствами обучения , к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

    Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

    На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.

    Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

    Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

    По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

    Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли

    Политический режим обеспечивает:

    1. Стабильность и определенную упорядоченность политической власти;

    2. Управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

    3. Достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

    Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

    Понятие "политический режим" включает в себя следующие признаки:

    Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

    Характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

    Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

    Место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

    Тип политического поведения; характер политического лидерства;

    Доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;

    Политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур;

    Меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

    Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима

    Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

    В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность -- не одно то же. Легальность власти -- юридическое обоснование, юридическое бытие власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, -- легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

    Легитимность -- это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

    Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

    Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

    Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает в себе лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

    Очень хорошо заметно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств, в которых слаборазвита политическая система. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты очень слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это, как правило, не результат закономерных процессов, а следствие каких-либо особых обстоятельств. По форме правления - это чаще всего монархи либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально-правовая власть, что характерно для государств с высокоразвитой политической системой. Далее идет, традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности.

    Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США.

    А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен -- революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей "поднять", мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы политической власти. Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти обставляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

    Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

    Любая государственная власть ищет поддержки в обществе. Традиционно большинство населения страны добросовестно и сознательно подчиняется требованиям государственной власти в лице государственных органов и должностных лиц. Однако не всегда поддержка политики государственной власти большинством населения есть благо. Необходимо еще, чтобы деятельность государственной власти получила одобрение международного сообщества, не ущемляла права соседних государств, не противоречила морали.

    Можно выделить следующие формы легитимации государственной власти:

    1. Признание государственной власти легитимной по происхождению, своему источнику, установлению, передачи.

    2. Одобрение подавляющим большинством населения деятельности субъектов государственной власти.

    3. Принятие Основного Закона и иных важнейших законов страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряется подавляющей массой населения.

    4. Возможность легализации путем регистрации действующих в рамках законов политических партий и движений, иных институтов гражданского общества.

    5. Признание государства и правительства международным сообществом, принятие государства в международные организации.

    6. Признание и ратификация государством международно-правовых документов по проблемам международной безопасности и защите прав и свобод человека, одобренных большинством стран - членов ООН.

    Все перечисленные признаки легитимности государственной власти можно классифицировать на внутренние и внешние. Это очень важная классификация, которая необходима при анализе государственной власти конкретных государств. Безусловно, главной является внутренняя легитимность, а внешняя - вспомогательным критерием. Причем легитимность не может быть абсолютной, так как в любой есть недовольные властью.

    Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

    В качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о "нижней" границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее "верхнюю" границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

    Особенностью кризиса легитимности государственной власти в России, является также утрата национально-государственной идеи, или с тем, что эта идея переставала выполнять присущие ей функции:

    1) быть социально-интегрирующим фактором;

    2) служить оправданием существующего политического режима и социального порядка;

    3) формулировать консолидирующие цели общества.

    В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций можно назвать следующие:

    Проведение разъяснительной работы относительно своих целей;

    Усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;

    Уравновешенность ветвей власти;

    Соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил;

    Организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;

    Укрепление демократических ценностей в обществе;

    Преодоление правового нигилизма населения и т.д.

    Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты - открытые формы недовольства режимом.


    метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия

    В современной науке и практике очень часто можно встретить такие понятия как «метод», «способ», «методика» и «технология». При этом довольно часто одно из этих понятий стараются определить через другое. Так, например, можно встретить следующее определение метода деятельности: «Метод  … прием, способ или образ действия» . Или же: «Метод  … способ организации практического и теоретического освоения деятельности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта» . В свою очередь понятие «способ» словарь С.И. Ожегова определяет следую­щим образом: «Способ  действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» . Из этих определений совершенно неясно какое из этих двух понятий шире, а какое уже, и как они соотносятся друг с другом. Аналогичная картина, как мы увидим далее, наблюдается и в отношении понятий «методика» и «технология», а ведь все вышеупомянутые понятия являются основными и в дидактике, и в теории воспитания. Таким образом можно констатировать наличие проблемы неоднозначности трактовки основных, базовых понятий педагогической науки и практики. Поскольку в нашем случае необходимо определить не одно понятие, а сформировать организованную систему понятий, закрепленную в терминах, мы обратимся в положению логики о том, что «организованная терминологическая система предусматривает соотношение «один термин - одно понятие» . При этом в данной системе предусматривается возможность выражения одного понятия через другое, или же другие понятия. Основываясь на данных положениях логики, постараемся решить следующие задачи: определить вышеназванные понятия в педагогическом контексте; установить, по возможности, их соотношение.

    Проанализируем различные дефиниции понятий «способ», «метод», «методика» и «технология», сведя в таблицу различные их определения в трактовке разных авторов.

    Наиболее часто встречающиеся определения понятий «способ», «метод», «методика» и «технология»

    Продолжение таблицы


    способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» .

    способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности» .

    3.Методика - это

    совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения» .

    4.Технология - это

    а)

    совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства .

    б)

    1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства… 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства .

    в)

    совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства .

    г)

    системный метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективных форм образования [определение ЮНЕСКО, цит. по 7, с.264].

    д)

    искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния .

    е)

    культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека .

    ж)

    интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей .

    з)

    совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов .

    и)

    организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс .

    к)

    содержательная техника реализации учебного процесса .

    л)

    средство гарантированного достижения целей обучения .

    м)

    описание процесса достижения планируемых результатов обучения .

    н)

    проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике .

    Продолжение таблицы


    п)

    минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании .

    Дословно слово «метод» происходит от греческого «methodos » и буквально переводится как «путь к чему-либо ». Философский словарь определяет метод так: «… в самом общем значении  это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» .

    Как видно из этого определения оно состоит из двух частей. Первая его часть трактует метод, аналогично рассмотренным выше определениям, как способ деятельности в интересах достижения цели. Вторая же его часть определяет метод как упорядоченную определенным образом деятельность. Проанализируем обе эти части.

    Из первой части следует, что метод  это способ. В свою очередь ранее было определено, что способ  это система действий, а действие всегда являлось элементом деятельности. Таким образом, метод  это деятельность по достижению определенной цели. Однако, как было показано выше, способ тоже определяется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». Соответственно, любая работа имеет определенную цель и осуществляется ради этой цели. Отсюда можно сделать только один вывод: существующие определения понятий «способ» и «метод» практически не отличаются друг от друга, и не позволяют понять различия между ними.

    В полной степени можно данный вывод отнести и к понятиям «методика» и «технология». Все это порождает насущную необходимость в определении понятий: «способ», «метод», «методика» и «технология».

    Не претендуя на каноничность, предложим следующие их определения и соотношение, сопроводив данный процесс необходимыми пояснениями.

    Способ деятельности  это совокупность средств , методов и форм деятельности, необходимых для заданного изменения исходного состояния объекта деятельности (предмета труда).

    Графически это можно изобразить так.

    Соответственно, в отношении обучения и воспитания данное представление можно конкретизировать следующим образом.

    Средства деятельности  это совокупность материальных и идеальных объектов, а также функциональных органов человека, при помощи которых производят изменение состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката в процессе деятельности.

    Метод  это определенная логическая последовательность действий, осуществляемых в интересах достижения поставленной цели деятельности.

    При этом в данном определении учитывается значение греческого слова «methodos » и буквальный его перевод: «путь к чему-либо ». Соответственно путь предполагает какую-то последовательность шагов, этапов, которые нужно сделать и преодолеть, чтобы достичь его конца, являющегося конечной целью путешествия по этому пути. Поэтому в данном контексте понятие «метод» и было определено как логическая последовательность действий, приводящая к достижению поставленной цели. Можно также сказать, что метод - это совокупность действий, взятых в их и логической последовательности, которая приводит к достижению заданной цели деятельности. Однако, и в том и в другом случае путь не тождественен средствам и формам его прохождения, то есть понятие «способ» не тождественно понятию «метод».

    Форма деятельности определяет характер связи между компонентами процесса деятельности.

    Например, в способе обработки металла, называемом «опиливание», можно выделить такие компоненты: средство деятельности  напильник определенной формы и назначения; метод деятельности  возвратно-поступательные движения, осуществляемые напильником в определенной плоскости; форма деятельности  индивидуальная ручная обработка металла.

    Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что при важности и неотъемлемости средств и форм деятельности в структуре определенного способа, основу его все же составляет метод деятельности, так как именно в нем осуществляются действия, необходимые для достижения цели деятельности, а вся совокупность действий, являющихся, фактически, самой деятельностью, и образует суть метода.

    На этом основании можно заключить, что методикой деятельности можно назвать совокупность методов и адекватных им средств, а также форм определенной деятельности или же  совокупность способов данной деятельности .

    Применительно к сфере обучения методика учебного предмета, например, определяет «задачи изучения данного предмета и его содержание», а также «выработку в соответствие с задачами и содержанием обучения методов, методических средств и организационных форм обучения» . Исходя из данного определения, можно констатировать, что средства и формы деятельности всегда неразрывно связаны с методами деятельности и должны быть адекватны им. Абстрагируясь от определения методики как науки, которая исследует закономерности деятельности (в нашем случае обучения), или же, как науки о методах деятельности, определим ее следующим образом.

    Методика деятельности  это совокупность методов определенной деятельности с адекватными им средствами и формами.

    В разработке любой методики можно вычленить определенную логическую последовательность действий. В обобщенном виде такая последовательность будет выглядеть так, как это представлено на рисунке.

    Такая деятельность в сфере производства, например, предполагает: обработку, изготовление, изменение состояния, свойств, формы объекта (предмета) деятельности. В то же время, поскольку в определении методики присутствуют, помимо методов, также средства и формы деятельности, то можно говорить, фактически, не о совокупности методов, а и о совокупности способов определенной деятельности.

    Почему же термин «методика» происходит от слова «метод», а не «способ»?

    Во-первых, если совокупность методов  это методика, то, следуя законам логики, совокупность способов  это, соответственно, «способика », а такого слова в русском, украинском и других славянских языках нет. Поэтому совокупность способов все равно названа методикой.

    Во-вторых, как было сказано выше, основу способа деятельности все же составляет именно метод деятельности.

    Однако, исходя из анализа определений понятия «технология», приведенных в таблице, которые, также как и методику, трактуют технологию как совокупность методов определенной деятельности (обработки), неясно, чем же методика отличается от технологии. Постараемся разобраться и в этой терминологической проблеме.

    Во-первых, в общих определениях технологии указывается на то, что данная деятельность осуществляется «в процессе производства». При этом следует отметить, что речь идет о производстве материальном, где осуществляется «обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката».

    Во-вторых, понятие «методика» употребляется большей частью в отношении обучения и воспитания (как, например, у С.И. Ожегова в ), то есть в гуманитарной сфере, или же сфере, которую условно можно назвать сферой духовного производства.

    Чем же отличаются две эти два понятия, характеризующие человеческую деятельность?

    В сфере материального производства, в силу развития науки, техники и технологии, человечеству удалось добиться получения гарантированных по качеству и количеству результатов деятельности.

    Подобные успехи в сфере духовного производства, в частности обучения и воспитания, стали возможными только после достижения техникой и технологиями определенного уровня развития. К ним можно отнести создание адаптивных обучающих систем, использование в целях обучения мультимедийных средств, в том числе, например, дистанционного обучения, применение которых стало возможным благодаря интенсивному развитию компьютерной техники. Иными словами можно констатировать, что получение гарантированного по качеству и количеству результата в сфере духовного производства стало возможным только благодаря успехам в развитии сферы производства материального, а точнее благодаря применению новых, обусловленных развитием техники и технологии, средств духовного производства. Такими средствами в обучении, например, стали: компьютеры с соответствующим программным обеспечением в виде обучающих и контролирующих программ; использование международной информационной сети Internet, в том числе и в системе дистанционного обучения; различного рода современная проекционная техника с использованием жидких кристаллов, технически сложные тренажерные системы и т. д., заканчивая использованием лазерных указок.

    Именно желание получить гарантированный по качеству и количеству результат деятельности в сфере духовного производства породило необходимость применения таких методик, которые, по аналогии со сферой материального производства, позволяли бы его получать. Они, соответственно, получили название технологий в гуманитарной сфере вообще и технологий обучения и воспитания (педагогических технологий)  в сфере образования в частности.

    С учетом приведенных выше рассуждений можно предложить следующее определение общее технологии.

    Технология  система способов (методов, средств и форм) деятельности, обеспечивающая получение гарантированного по качеству и количеству конечного ее результата.

    На данном этапе рассуждений в отношении технологии образовательной (педагогической ) можно заключить следующее.

    1. Технология в сфере образования  это методика, гарантирующая высокий по качеству и количеству конечный результат.

    2. Получение высокого по качеству и количеству результата при использовании образовательных технологий не зависит от субъекта и объекта обучения и воспитания. В то же время методика всегда должна учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности, базируется на интуиции педагога, то есть является авторским способом деятельности или же своего рода авторской технологией.

    3. Технология в образовании  это доведенная до совершенства методика, в которой за счет использования особой комбинации средств, методов и форм обучения и воспитания нивелируются индивидуальные психофизиологические особенности, препятствующие получению гарантированного результата. В данной связи необходимо заметить, что эта «особая комбинация» есть не что иное, как система деятельности со всеми присущими системе свойствами: постоянной ориентированность на достижение цели, высокой помехозащищенностью и др. Именно эти свойства, характерные для любых систем, обеспечивают гарантированность результата деятельности.

    4. В основе любой технологии всегда лежит определенная методика и, наоборот, в основе любой методики лежит та или иная технология, адаптированная к личности педагога и учащихся. В данном соотношении методика больше является искусством, а технология  наукой. О данном феномене В.П. Беспалько в эпиграфе к первой главе своей известнейшей монографии «Слагаемые педагогической технологии» писал так: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология  на науке. С искусства все начинается, технологией  заканчивается, чтобы затем все началось сначала» .

    Подводя общий итог нашим рассуждениям, можно так определить соотношение этих понятий.

    ^ Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией .

    Всю эту логическую цепочку, адаптировав ее к сфере образования, можно использовать для характеристики элементов педагогического процесса.

    Литература


    1.
    ^
    Словарь иностранных слов.  7-е изд., перераб.  М.: Русский язык, 1979.  624 с.

    2.

    Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.

    3.

    Тофтул М.Г. Логіка. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. - К., 1999. - 336 с.

    4.

    Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 10-е изд., стереотип. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. - 846 с.

    5.

    Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. - 1991. - 863 с.

    6.

    Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.2. - 1991. - 768 с.

    7.

    Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1997. - 512 с.

    8.

    Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

    9.

    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 - 192 с.

    Васильев И.Б.

    Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия

    Сделана попытка уточнения существующего понятийного аппарата педагогики с позиций представления об организованной терминологической системе. Представлена авторская трактовка таких понятий как «метод», «способ», «методика» и «технология» с адаптацией их к сфере образования. Определены их соотношение и взаимосвязь.

    Васильєв I.Б.

    Метод, спосіб, методика, технологія як педагогічні поняття

    Зроблено спробу уточнення існуючого понятійного апарата педагогіки з позицій представлення про організовану термінологічну систему. Представлено авторське трактування таких понять як «метод», «спосіб», «методика» і «технологія» з адаптацією їх до сфери освіти. Визначено їхнє співвідношення та взаємозв"язок.

    I.B. Vasilyev

    Method, Process, Technique, Technology as Pedagogical Concepts

    In attempt has been made to specie by the existing conceptual apparatus of pedagogies from the point of view of an organized terminological system. The author"s treatment of such concepts as "method", "process", "technique" and "technology" with their adaptation to the sphere of education is submitted. Their ratio and interrelation are determined.

    Последние материалы раздела:

    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

    ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....