Эссе моя философия преподавания. Эссе "моя педагогическая философия"

Моё Учительское счастье.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный.

Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире? Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель!

Я учитель... Сколько раз повторяю эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым, или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Взращивать посеянное – значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

O Сеять – значит быть понЯтным.

O Взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

O Получить всходы – значит, быть пОнятым.

O Взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему.

O Получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим ученикам.

Уже более восемнадцати лет работаю учителем, а сформулировать своюпедагогическуюфилософиюкоротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.

Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Мне, кажется, что я уже нашел свой «золотой ключик» – это знаменитое «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – чувствие. Без этих составляющих (учитель – ученик – родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.

Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не знать и не любить. «Чтобы полноценно жить в этом мире нельзя не знать химию...», «…химия – это не только предмет, с помощью которого мы познаем себя и окружающий нас мир, химия – это источник материалов, которые окружают нас в повседневной жизни…», «…все науки взаимосвязаны и знания одного предмета помогают в изучении другого…», «…наш город называют городом химиков… и не нам ли – новому поколению, знать все о химии, чтобы держать честь города, ведь это наше будущее и думать о нем надо уже сейчас…». Это цитаты из сочинений моих учеников. На своих уроках я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что мой ученик совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом и приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.

Есть притча о царе, которыймечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моейпедагогическойфилософиии моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок для меня – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье…


Текущая оценка: 4.80 | Всего оценок: 5

Наконец-то вечер. Огни Дома Музыки приветливо мерцают, отражаясь в Москва-реке. Каблучки засеменили вдоль набережной, спеша домой. Студенты из колледжа выходят группами, что-то шумно обсуждая между собой. В одной из таких групп и я, что-то продуманно рассказываю, видя как ребята меня внимательно слушают. Нет, я не студент, я преподаватель специальных дисциплин. Работаю в колледже седьмой год, ни дня не пожалев о выборе своей профессии. Конечно, я не мечтала стать преподавателем, даже, учась в педагогическом университете, свое решение - идти работать по специальности приняла только на четвертом курсе. И как психологи определили, что самореализация у человека начинается с 13 лет?..

Базовые знания методик обучения и применения различных ТСО в процессе организации учебного процесса, обожание выступать на публике, самоконтроль и ответственность - все, что было у меня как у молодого начинающего специалиста. Разумеется, я делала ошибки. После открытых уроков я получала замечания от коллег о том, что не получается привлечь к деятельности всех студентов, что надо «работать голосом», что студенты должны уметь работать самостоятельно.

В тот момент рухнуло все мое теоретическое представление о деятельности педагога. Я стала замечать детали, обращать внимание на «неприметное» в работе преподавателя: как он говорит, в какой части аудитории находится, как обращается к студентам, как начинает свой рассказ. В один момент я поняла, что педагог это не копилка знаний, это прежде всего Человек. Человек живой, понимающий и сочувствующий, внимательный и строгий, сопереживающий и справедливый. Это не робот, отгородившийся столом, холодный и возвышенный. Настоящим педагогом надо еще стать!

Современный преподаватель - советчик, координатор, пример для подражания, человек мудрый, уверенный в себе и желательно счастливый. Он проникает в проблемы студентов и вместе с ними ищет решение, он перестраивает учебный процесс в зависимости от состояния учебной группы, он рассматривает ученика как равного себе партнера. Не о таком ли Человеке рядом каждый из нас мечтал, будучи студентом?

Профессия преподавателя несет в себе двойную ответственность. Во-первых, мы ответственны за знания и навыки, которые получает студент. Во-вторых, мы (педагоги) держим ответ перед обществом за то, с какими культурными ценностями уйдет студент из стен колледжа.

Изменения, происходящие в нашей стране и обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», внедрение Образовательного стандарта третьего поколения предъявляют новые требования к современному учителю. Сегодня Педагог - это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у студентов мотивацию и стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, формулировать определения, искать и находить необходимую информацию.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, она составляет содержание педагогической культуры.

Однако профессионализм педагога и его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. Диплом педагогического вуза - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Как правило, профессионализм выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.

Развитие научно-технического прогресса наряду с положительными моментами привела к возникновению массы проблем, связанных с нравственностью и образованием. По логике, казалось бы, очевиден прогресс интеллекта студентов. Расширение форм коммуникации создает дополнительные и весьма благоприятные условия для развития личности.Но парадокс: пропал интерес к духовной жизни, произошло перенасыщение человека информацией. Сегодняшний студент не успевает усваивать, осознавать и использовать полученную информацию. И совершенно верно возникает интерес к тому, КТО сможет помочь разобраться, объяснить пути использования.

Придя работать в ГОУ СПО в сентябре 2009 года молодым специалистом, я представляла себя исключительно «копилкой ценных знаний» для студентов, желая опробовать известные мне формы и методы обучения. Как оказалось, что на пути к профессионализму необходимо преодолеть ряд этапов. Я назову их: этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования. Первый - связан с трудностями методического, психологического и социального характера. Этап самоактуализации привнес небольшое состояние дискомфорта, тревожности, страх перед решением новых задач, желание оправдать возложенные задачи. Последний этап подсказал пути направления деятельности и собственного развития в будущем.

Я поняла, что особенно важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться. Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно, но все же легче, чем стать Личностью для студента.

Книжные знания и сухая информация - ничто без проявления человеческой души преподавателя. Любая тема занятия все равно преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. И самое сложное - это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить студентов, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.

Главное для преподавателя - быть счастливым! Несчастный, утонувший в заботах и депрессии, человек никогда не воспитает счастливого студента. Современный педагог - человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью студента. Профессия преподавателя стала для меня возможностью самореализация личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Личность преподавателя - важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к предмету, личность сегодня как средство активизации интереса к предмету.

Главные качества педагога - выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение. Срывы, повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах студентов. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на студентов. Очень важно систематически и непременно справедливо оценивать знания, умения, поступки учащихся. Только человек уважаемый будет способен оказывать влияние. Преподаватель сегодня это помощник, советчик и союзник для студента.

Исходя из всего этого, я рассматриваю урок как совместный труд детей и педагога. Успех труда определяется теми отношениями, которые сложились между преподавателем и студентом. Использование устрашения (двойками, вызовом родителей) как метода поддержания дисциплины мне кажется наименее эффективным. Пусть таким способом преподаватель добьется послушания и дисциплины, но потеряет самое главное - доверие и увлеченность студентов предметом.

Каждый гражданин учился, учится или будет учиться. Каждому из нас нужен хороший преподаватель. Одни находят его в себе, другие - во внешнем мире. Многие обретают учителя в книгах, музыке, танцах, религии, поэзии. Одни учатся на своих ошибках, другие - на чужих. Мы взаимодействуем с социумом, с окружающей средой и пытаемся научиться чему-то у них. Одни из нас становится хорошими педагогами, у других этого не получается. Кому-то способность учить дана свыше, а кто-то, даже с заслуженными титулами, званиями и должностью так и не способен научить. От того, какой педагог встретится на пути человека, зависит его увлеченность предметом, его мотивация, умение искать и находить новое.

пусть, не смотря на нашу политическую и экономическую ситуацию в стране, профессия - Педагог снова зазвучит гордо!

Если подсчитать общее количество лет, что я учусь в своей жизни, то вместе со школой получается, что вот больше 20 лет я чешу зубки о научный гранит. Студенткой я стала неожиданно для себя, когда, просто «решив попробовать» поступить, взяла и, совершенно не напрягаясь, поступила в колледж после 9 класса. Так что пока мои одноклассники протирали юбочки с штанишки в 10 классе, я уже экстерном изучила и 10 и 11, причем весьма успешно. Еще три года на освоение профессии и… здравствуй ВУЗ. Признаться, даже тогда я так и не могла определиться, не имела ни малейшего понятия о том, кем хочу стать в жизни. Слова о «престижности» и «модности» специальностей совершенно сбивали меня с толку и помогали только еще больше запутаться. Да и как можно понять «нравится-не нравится», пока не начнешь изучать. Так что выбор профессии всегда риск, а риск - дело благородное.

Поступала сразу в три ВУЗа: экономический, педагогический и литературный. Решила: как судьба распорядится, так и будет. Где-то взяток, где-то связей не хватило… поступила. В 2009 году стала дипломированным специалистом с высшим образованием, преподавателем в Московском колледже. Надо заметить, что и экономика, и психология, и мое стихописательство ни на минуту меня не оставляли на протяжении всех лет учения в колледже и ВУЗе. Наоборот, получая образования, я только еще сильнее убедилась, что эрудиция и широкий кругозор еще никому не вредили.

Иногда мне задают вопрос о том, чтобы я изменила, если бы опять оказалась за школьной партой. Проделала бы я снова такой путь: школа - колледж - ВУЗ? Конечно! В придачу я бы еще на танцы записалась и на курсы английского языка. ИМХО сегодня мне жаль время, которое когда-то я потратила впустую. Наша жизнь и так полна ненужных знакомств и бесцельно проведенных вечеров, как сказал кто-то из великих.

Если хочешь чего-то добиться, надо действовать здесь и сейчас, не дожидаясь «хорошей погоды» или чьего-то благосклонного расположения. Откладывая все на потом, будет трудно добиться своих целей. Пусть сложно, но все же надо окружать себя людьми «комфортными», приятными, т.е. такими, с которыми хочется общаться. И главное - воля и решимость, преданность своим убеждениям и ценностям.

Для современного студента я бы выделила два правила. Во-первых, окружить себя достойными людьми - из них получатся потом отличные спутники по жизни и, во-вторых, занять себя постоянным развитием и самообразованием. Оглядываясь назад, я с великой радостью констатирую тот факт, что практически все, чему я училась, мне сейчас пригождается по жизни:

Психология и умение общаться учит обращать внимание на невербальные сигналы собеседника,

Делопроизводство и умение грамотно составить текст, помогает написать документ, расположить и оформить реквизиты,

Стенография и слепой десятипальцевый метод набора - без них я себя вообще уже не представляю (!), я бы год печатала диплом и постоянно кричала преподавателям «подождите, я не успела записать вашу гениальную мысль»,

Педагогика - теории и методы обучения, возрастные особенности детей и подростков, умение «выступать» и привлекать внимание аудитории,

Математика развивает мозг, черчение и стандартизация дают нам элементарные инженерные знания, актуальные и сейчас,

Информатика и умение работать с приложениями - это сегодня как «уметь дышать» - обязательные и необходимые знания… можно продолжать бесконечно.

Соглашусь, что бывают люди, у которых весь этот кладезь знаний пылится девственным на дальней полке мозга, пока совсем не растворится за ненадобностью в старческом маразме. Но не даром же говорят, что высшее образование - это то, что остается у нас, когда мы забываем все, чему нас учили. Образование сегодня - это статус, это, если хотите, определенная страта в обществе. Образование - это сила! А Вам известно, что к сильным людям всегда тянутся другие?

Когда я была студенткой… я училась. Пусть на первом курсе университета я не просыпалась каждое утро с мечтой стать преподавателем. Но надо изучать, чтобы выяснить и осознать свой интерес, отношение к предмету! Сейчас буду рассуждать как старушка и напишу, что «молодежь» обленилась, она потеряла самое главное - мотивацию к учению. Их можно обвинять и все сваливать на них, студенты обленились, студенты ничего не хотят… Так проще, не правда ли? А можно начать урок с того, что рассказать о том, как можно применить знания, которые сегодня они получат. А можно поставить их в нестандартные ситуации и предложить найти выход. А можно попросить найти их что-то в интернете к уроку - с удовольствием согласятся(!).

Годы студенчества - самые лучшие воспоминания. Эти волнения, сердцебиение и шпаргалки… эх, знать бы тогда, сколько еще экзаменов мне предстояло сдать, сколько курсовых написать и сколько раз на сцене оказаться. Студенчество - это не только заполнение ячеек мозга информацией, это эмоциональное и личностное развитие, формирование собственных точек зрения, рефлексия себя и происходящего вокруг. Студенчество - это то, что должно непременно быть в жизни у каждого.

И завершить свое повествование хочется собственными строчками из стихотворения

«Четыре года пролетели точно сказка»:

Вы отчитали лекций нам часы…

Нет! Так сказать я не имею право!

Вы дали нам уроки доброты,

Учили жить, учили мыслить здраво.

Вы научили нас теплу и красоте,

Быть Человеком, добиваться цели,

Найти свою дорожку в пустоте,

Мы помним все, что Вы сказать сумели.

Ирина Грузинова
Эссе «Моя педагогическая философия»

"Это невозможно!" - сказала Причина.

"Это безрассудство!" - заметил Опыт.

"Это бесполезно!" - отрезала Гордость.

"Попробуй. " - шепнула Мечта.

Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала учителя, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это и сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии. В 2009 году я с отличием закончила филологический факультет педагогического колледжа , а в 2012 году получила высшее педагогическое образование по специальности «социальный педагог » .

Я помню свой первый рабочий день в детском саду. Когда я вошла в группу, меня встретила забавная и шумная толпа маленьких человечков. Они с любопытством смотрели на меня, а я смотрела на них и думала : «Смогу ли я воспитать их добрыми, благородными и мудрыми людьми? С чего начать?» Глядя в распахнутые навстречу глаза детей, я поняла, что нужна им. Для них я - целая вселенная, которую хочется изучить, энциклопедия, с которой можно найти ответы на все вопросы. И я должна поддержать их любопытство, согреть теплом своего сердца, любить и быть для них второй мамой и другом, добиться того, чтобы они приняли и впустили меня в свой мир детства, мир сказок и фантазий.

Мой 5-летний стаж не настолько велик, чтобы я могла смело и с точностью рассуждать о предназначении воспитателя. Но я, мне кажется, поняла главное. Воспитатель в первую очередь это друг, а уж потом наставник и помощник. И сейчас я осознаю, что педагогическая деятельность для меня – это не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая новое для них и для себя. После долгих размышлений я пришла к выводу, что надо просто идти с детьми в будущее, приоткрывая им дверцу в это самое будущее. А по пути в каждом ребёнке раскрывать его неповторимость, индивидуальность и самоценность. Самой учиться у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать.

На протяжении всего дошкольного детства ребёнка надо вести к успеху. Этому учили и учат меня мои учителя, опытные педагоги - те люди , с которыми мне посчастливилось встретиться на моём профессиональном и жизненном пути. Что значит «вести к успеху» ? Это значит наполнить день ребёнка в детском саду радостью и интересом в общении, игре, познании. Воспитатель должен быть увлечённым человеком в своей профессиональной деятельности. Знать и мотивировать свою деятельность «С чем я иду навстречу к детям? Что нового и интересного я привнесу в их день»? А в конце дня порадоваться своим успехам, задуматься над трудностями и наметить пути дальнейшей работы. Важно вести ребёнка к цели такой дорогой, которая помогает ему рассуждать, думать, ставить цель, выбирать материал и инструментарий, совершать последовательность действий, поступков и анализировать свой результат.

Важно способствовать тому, чтобы ребёнок не боялся ошибок, и здесь взрослому надо быть осторожным с оценкой. В противном случае инициатива ребёнка будет подавляться, пропадёт интерес к новому делу.

Я радуюсь вместе с ребёнком каждому его, пусть даже самому малому результату, достижению и успехуи стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок научился понимать, распознавать, проговаривать свои собственные чувства и эмоции. Тогда он научится чувствовать, понимать других людей и окружающий его мир. А для этого мир ребёнка надо наполнить разными оттенками чувств и эмоций.

Я люблю детей и строю свои отношения с детьми так, чтобы они чувствовали себя любимыми и осознающими своё достоинство. Стараюсь быть терпеливой к другим, и очень требовательной к самой себе. Нужно еще многое узнать и освоить, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок. В работе с детьми это недопустимо. Работать с детьми надо с искренней душой, - только в этом случае влияние на ребёнка будет благоприятным.

Задавая себе вопрос : «Кто кого учит?» , прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны : я также учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Стоит отметить, что дети за это время многому меня научили. Научили тому, что нужно быть «не просто рядом» , а «вместе» . Научили тому, что все дети разные и нужно принимать их такими, какие они есть.

Ежедневно воспитатель направляет ребёнка к успеху, а дети, в свою очередь, своим умением делать выбор, своими поступками, поведением дают наглядную оценку профессиональному мастерству педагога .

Успехи ребёнка во многом зависят и от взаимоотношений семьи и детского сада. Свои отношения с родителями я строю на основе взаимопонимания, справедливости, искренности, доброжелательности. Не сразу, постепенно, они начинают доверять мне.

Работа с детьми способствует развитиюмоих личностных качеств, таких как общительность, умение ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам и успехам, преодолевать трудности.

Когда-то и меня, молодого воспитателя, впервые встретили в детском саду опытные педагоги . Тогда я поняла, как важны поддержка, совети понимание. Ведь так важно, чтобы в минуту неудачи тебя подбодрили, не дали сломиться, а научили искать причину, находить пути решения, поверили в твои способности и возможности, в твой успех.

…Приходит новый ребёнок, и я с ним снова и снова учусь находить себя; ищу ниточку, соединяющую его и себя как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника , как друга и друга.

Быть воспитателем, значит осознавать всю ответственность, взятую за сохранение тонкой ранимой души ребёнка; уметь прислушиваться к детям и понимать их желания; быть чутким и терпеливым. Конечно, эта задача очень сложная, и не каждому она по силам. Здорово, что меня окружает большой, сплоченный,творческий коллектив единомышленников, возглавляемый опытным и понимающим руководителем. Я всегда могу получить совет, поддержку, ведь вокруг неравнодушные, инициативные люди, которые, как и я любят свою работу.

Воспитатель для меня – это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций.

Я выбрала профессию педагога , а значит, взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, и вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом .

Моя профессия заставляет меня все время развиваться, двигаться вперёд, постоянно пополнять знания, чтобы иметь возможность ответить на множество детских «почему?» . Я считаю, что каждый педагог должен постоянно учиться, открывать и постигать для себя новые рубежи знаний. Поэтому в 2015 году прошла курсы переподготовки по программе «Дошкольное образование» .

И ещё я поняла – в педагогической профессии нет конечной точки развития. Именно поэтому решила попробовать свои силы в конкурсе профессионального мастерства.

За 5 лет моей педагогической деятельности я ни разу не пожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Константин Дмитриевич Ушинский сказал : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

Я люблю свою профессию, нашла в ней своё призвание и утвердилась в этом. А это значит - я счастливый человек!Желаю всем начинающим педагогам найти себя в профессии Воспитатель и полюбить её так же, как и я.

Рейтинг
Подробности . Судьба. Что же это такое? По определению С.И.Ожегова, слово «судьба» имеет три значения: 1). Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий; 2). Доля, участь; 3). История существования кого-чего-нибудь.
Я считаю, что каждый человек делает свою судьбу сам. У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет? Главное в жизни, чтобы человек оставался Человеком.
А как же им стать? Секрет прост.
Первое – правильно выбрать дело по душе.
Второе – всегда учиться, не останавливаясь на достигнутом.
Третье – не жалеть времени и сил.
Свой выбор я сделала 26 лет назад, когда поступила в Орский государственный педагогический институт имени Т.Г.Шевченко, а затем связала свою судьбу со школой. Мой выбор не был случайным.
Моя бабушка, Шиханова Анастасия Тимофеевна, проработала учителем начальных классов 38 лет! Начинала учительствовать в далекие военные годы, когда «дети войны» боготворили учителя, «ловили» каждое его слово, когда учитель заменял зачастую родителей. Могу смело сказать, что три поколения ее учеников получили в дар частичку души своего Учителя. За свой труд, помимо Почетных грамот, бабушка награждена двумя медалями «За трудовую доблесть», знаком «Отличник народного просвещения», юбилейными медалями.
А самой главной из наград считает бабушка внимание и память о ней своих питомцев и коллег. Жизнь прожита не зря, если в душе смогла заронить разумное, доброе, вечное…
Я же 14 лет назад соединила свою судьбу с родной сельской школой. Вернулась уже не в качестве ученицы, а в качестве учителя русского языка и литературы. Правда, это уже не та восьмилетка, которую окончила когда-то, а прекрасная двухэтажная средняя школа. Красивая, светлая. Прекрасный педагогический коллектив. Хорошие дети.
А сельские дети – особенные, непосредственные. Каждый ребенок – особый мир. У одного он вмещает алые паруса, высокую радугу, утреннюю росу. У другого – тайны живой природы. Третий поглощен языками точных цифр современных компьютеров. И так до бесконечности. Но каждый из них нуждается в совершенствовании и развитии. Этим целям и служит образование. В воспитании нуждаются и хорошие, и трудные дети. В образовании – тоже.
Люди по - разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие … Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Работая с детьми, я пересмотрела, проанализировала требования времени и свои возможности и создала свою педагогическую систему работы.
Знаю точно, что настоящего учителя отличает не только знание своего предмета, но и любовь к детям. Мне очень нравится общаться с детьми, помогать им решать их проблемы и делать все для того, чтобы ребёнок в школе чувствовал себя комфортно, чтобы ему хотелось приходить сюда не только за знаниями и оценками, но и за общением, дружбой, заботой и человеческим теплом. Свою работу я строю так, чтобы между мной и учениками были доверие и взаимопонимание, чтобы каждый из них мог поделиться со мной своими переживаниями, обратиться за помощью и поддержкой. Я стараюсь понять душу ребёнка.
Но учитель не только должен быть вооружен последним словом науки, но и надежно защищен. В минуты разочарования он прикрывает и себя, и своих учеников удивительным щитом. Этот щит прочнее стали: он сделан из универсального сплава Веры, Надежды и Любви.
Верю и я в каждого ребенка, в его силы и способности.
Надеюсь, что «красота спасет мир», что ребенок выйдет победителем из своей схватки с неизведанным, сумеет стать счастливым, отдавая частичку своей души другим.
Люблю свое дело, детей, мир, который надо научить ребят принимать во всей его сложности.
Я педагог в третьем поколении и счастлива, что моя жизнь сложилась именно так. Я просыпаюсь утром с радостной мыслью, что мне сегодня на работу, в отпуске успеваю соскучиться и по любимым ученикам, и по урокам, и по коллегам. Общаясь с детьми, молодею душой, заряжаюсь положительной энергией, которая помогает мне жить и работать. И всегда передо мной образы Учителей - моих бабушки и тети. Я люблю свою профессию так же, как они, и сознаю, что мы начинаемся в своих учениках и продолжаемся в них. Это большое счастье и колоссальная ответственность. И какими бы ни были трудности на этом пути, они отступают, когда учитель видит в глазах учеников понимание, чувствует детскую привязанность и даже, быть может, любовь.
Я всегда помню о том, что на земле все профессии от людей и только три от бога – учить, судить и лечить. От учителя, а значит, и от меня, зависит, какой будет судьба будущего поколения, а значит, и судьба народа.

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Подписновой Марины Александровны

учителя физики МБОУ СОШ №54 г. Тулы

Педагог – это не профессия, это состояние души. Вот основной тезис моей педагогической философии. Моя работа – это труд, великий и порой тяжелый, требующий самоотверженности и постоянного поиска, открытия. Открытия новых учеников, узнавание их потенциала, поиск свежих, оригинальных и действенных путей формирования интереса детей к изучению предмета, мотивации в решении учебных задач.

Мое педагогическое кредо – сделать изучение такого сложного предмета, как физика, интересным, доступным и эффективным. И каждый этап урока я строю так, чтобы в нем присутствовал элемент удивления, открытия, противоречия, проблемы. Это способствует активизации познавательной деятельности школьников. «Не подавай готовое блюдо, а научи, как его готовить» - основа моей педагогической деятельности.

На протяжении многих лет учащимся знания преподносились в готовом виде. Кто – то легко их усваивал, кому – то это давалось с трудом, некоторые ребята так и ничего и не выучили, как ни старались учителя. Хочется, чтобы в каждом ребенке зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно. Очень важно научить человека мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты, делать выводы. Тогда ребята не перестанут учиться всю жизнь, независимо от того, какой род деятельности они выберут. Но как научить их учиться? Ведь не зря один из основоположников учения христианской церкви Василий Великий писал: « Насильственное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих». Выход один: нужно давать ученикам возможность самостоятельно искать ответы - искать, может быть, даже долго, но вперед. Это непросто, но необходимо. Современному обществу требуются выпускники не только знающие, но и умеющие оперативно добывать и обрабатывать нужную информацию. И главная задача современной школы - воспитать личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира. С этой точки зрения моя работа - это гражданский долг и ответственность. Философии нет без твердых убеждений. И я уверена, что от меня, педагога «сегодня», зависит будущее страны, «завтра» народа. Это не высокие слова – это истина. Моим ученикам предстоит сделать нашу родину сильнее, богаче, красивее. И речь идет не только о стране вообще, но и о человеке в частности. Дети – это будущие взрослые, от того, насколько успешно и интересна ученическая жизнь ребенка, зависит его взрослая жизнь, полноценная, с хорошей работой, крепкой семьей. Я должна помочь «состояться» человеку, и здесь важно абсолютно все. Я не просто преподаватель, я учитель, воспитатель. Мои ученики может, и не станут выдающимися инженерами, учеными, но они должны стать настоящими людьми, обладающими всеми качествами высокоморальной личности. Мне дорог каждый ученик, независимо от того, успешен он в изучении физики или нет. Учебные навыки, умения, знания, конечно, важны, но еще важнее человеческие качества: доброта, честность, гражданственность, преданность делу, да мало ли еще! Воспитать Человека – мой долг и мой успех. Сегодня понятие «успешности» работы основывается, прежде всего, на материальной составляющей. Чем выше доход, тем успешнее человек. Такая подмена понятий противоречит моей и жизненной, и педагогической философии. Когда мои ученики поступают в известнейшие вузы страны (МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и др.) и с успехом оканчивают их – это и мой успех. Мой успех и в том, что они вырастут просто порядочными людьми.

Процесс обучения и воспитания сложен и труден. Когда семиклассники первый раз приходят на урок физики, один из вопросов, который они задают «Физика – это очень трудный предмет?». Скорее, это даже не вопрос, а утверждение. «Что вы, это очень интересный предмет! И все вы уже многое знаете из физики» - так я отвечаю ребятам. И начинается рассказ о физических явлениях, которые наблюдали дети: о яркой радуге, о каплях росы на траве, о весенней капели, о неистовой летней грозе. Глаза ребят загораются – разве это изучают на уроках физики? Да, и многое другое. Вы узнаете, почему в темноте все кошки серы и бывает ли горячим лёд, отчего при ветре холоднее и почему в мёртвом море нельзя утонуть, как движется каракатица и многое многое другое. И вот уже в классе нет равнодушных, все смотрят во все глаза и слушают, затаив дыхание. И главное – не оборвать эту нить, которое связало учителя и ученика. Ребенок должен тебе доверять, потому что ты – учитель, и значит, поймешь и поможешь. Ребенок должен тебя уважать, потому что ты – учитель, а значит, много знаешь, умеешь объяснить, научить.

Педагог просто «мертв», если он не любит детей. Банально, но это так. Это основа любой педагогической философии. Но любить – это не значит «гладить по голове». Любовь учителя деятельна, она основана на уважении личности ребенка, терпимости и толерантности. Настоящий учитель равнодушен к тому, какой национальности его ученик, какую должность занимают его родители… Принцип равенства – основа моей педагогической деятельности. Моя задача как учителя – бороться с тем, что мешает получить любому ребенку качественное образование, помочь раскрыть его потенциал, если ученик лишен возможности вместе со всеми посещать школу, уметь работать с теми учениками, которые не подходят под определение «обычный». Это не просто, но необходимо. И еще: воспитывая личность, будь личностью сам. Будь искренен и честен с детьми, открыт и откровенен, не бойся признавать свои ошибки, и будь готов учиться сам, в том числе у детей. Меняйся, не будь косным ни в преподавании, ни в общении, не стой на месте, а ищи, ищи новое в методике, новое в личности ученика.

Иногда меня спрашивают: «Зачем? Тебе это надо? Оставаться после уроков, часами решать сложные задачи, читать специальную литературу, смотреть учебные фильмы, искать в Интернет-ресурсах что-то новое, интересное, увлекательное по предмету…» Да, надо. Потому что это моя жизнь. Педагогика – моя жизнь. Это моя философия…

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....