Эрик эриксон статья. Биография э

Erikson, 1902-1994) - амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго-психологии. В отличие от классического психоанализа, противопоставляющего индивида и общество, Э. на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека. Важнейшим в концепции Э. является понятие -"психосоциальной идентичности": устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья; при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т. п.) психосоциальная идентичность индивида м. б. потеряна (так произошло, напр., с американцами, воевавшими во Вьетнаме: будучи пациентами Э., они признавались ему, что "не знают, кто они такие, они потеряли себя"). На восстановление утраченной идентичности и должны быть направлены основные усилия психотерапевта, хотя во многих случаях это восстановление происходит в силу изменившихся общественных условий. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. Э. выделял 8 стадий психосоциального развития личности, которые он - несмотря на оппозицию к

классическому фрейдизму - отчасти связывает со стадиями психосексуального развития, описанных 3. Фрейдом, См. также Доверие, Социальная идентичность. (Е. Е. Соколова.)

Эриксон (Erickson) Эрик Хомбургер

(15.06.1902, Франфурт-на-Майне - 1994, Гарвич, Массачусетс) - американский психолог, один из основателей эго-психологии.

Биография. Получил образование в Венском институте психоанализа. Работал на медицинском факультете Гарвардского университета, в университете Беркли в Калифорнии.

Исследования. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком восьми стадий развития, каждая из которых имеет целью достижение определенного социально значимого качества (доверие, автономия, инициатива и пр.).

Сочинения. Childhood and Society. N.Y., 1963;

Identity: Youth and Crisis. N.Y., 1968;

Life History and the Historical Moment. N.Y., 1975

Эрик Эриксон - выдающийся психолог 20-го века.

Он знаменит тем, что разработал теорию психосоциального развития и сформулировал концепцию кризиса идентичности.

Учёный считал, что каждый человек на протяжении всей жизни проходит 8 этапов психосоциального развития, каждому из которых соответствует свой центральный конфликт.

Например, доверие против недоверия к миру и родителям у младенца, или же генеративность против стагнации у человека в зрелом возрасте.

В теории развития Эриксона не существует автоматического завершения каждого этапа по заданному расписанию. Вместо этого способность людей справляться с возникающими проблемами определяет, будут ли они развиваться дальше или же надолго «застрянут» на каком-то этапе развития.

Биография

Эрик Эриксон родился во Франкфурте, в Германии, в 1902 году. Мальчик никогда не видел своего биологического отца и даже достоверно не знал, кем тот был. На момент рождения его мать, Карла Абрахамсен, уже несколько месяцев не встречалась со своим первым мужем, Вальдемаром Саломонсеном.

Эрик воспитывался матерью, а позже и отчимом Теодором Хомбергером, который женился на ней в 1905 году. Увы, всю свою юность он ощущал, что отчим никогда не любил его, как своих собственных дочерей. В обществе сверстников мальчик тоже чувствовал себя чужаком: в еврейской школе его сторонились из-за нордической внешности, а в гимназию не принимали из-за еврейского происхождения.

В юности Эрик интересовался живописью и мечтал стать художником, но знакомство с психоанализом изменило его планы. На протяжении трёх лет он изучал эту науку под руководством дочери Фрейда, Анны. Медицинского образования он так никогда и не получил. В 1930 году Эрик женился на художнице и танцовщице Джоан Серсен, с которой они впоследствии воспитали троих детей.

В 1933 году семейство покинуло Германию, где пришёл к власти Гитлер и начал процветать антисемитизм. Учёному довелось некоторое время пожить в Дании, а позже он перебрался в город Бостон в США. Эрик вырос, нося фамилию своего отчима, но в 1939 году, уезжая из Европы, он взял себе другую фамилию – Эриксон.

Таким образом, по его собственным словам – он «сам себя усыновил». Прежнюю фамилию психоаналитик оставил в качестве второго имени.

Научная работа

С 1936 по 1939 Эрик Эриксон работал в Институте человеческих отношений Йельского университета. Целый год из этого периода он провёл, работая с детьми индейского народа сиу в резервации в Южной Дакоте. В 1939 году учёный переехал в Калифорнию, где работал в Институте благосостояния ребёнка на факультете Калифорнийского университета в Беркли и Сан-Франциско.

В это же самое время он продолжал изучать особенности личностного развития коренных американцев, установив доверительный контакт с народом племенем юрок. Знаменитый психоаналитик работал на кафедре университета до 1951 года, когда его обязали подписать присягу на верность конституции штата и подтвердить, что он не коммунист.

Эрик Эриксон отказался подписать документ в знак протеста против антикоммунистической истерики, хотя, по его словам, и не был коммунистом лично. После этого он был вынужден уйти из университета и вернулся в Массачусетс. Эриксон закончил свою профессиональную карьеру на должности профессора кафедры развития человека в Гарварде.

Ещё долгое время после этого он продолжал проводить психологические исследования и публикации очерков. Умер учёный в почтенном возрасте 91 года, в 1994 году, находясь в доме престарелых.

Будучи незаурядным мыслителем, Эрик Эриксон сумел внести огромный вклад в научное понимание человеческого развития. Хоть он и считал себя фрейдистом, его реалистичная концепция развития эго не ограничивается одним лишь детством. Она охватывает весь период жизни и учитывает критическую важность социальных факторов, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться.

Его работы положили начало новым, серьёзным исследованиям становления личности.

  • За свою жизнь учёный носил целых три фамилии: Саломонсен, Хомбергер и, наконец, Эриксон.
  • За книгу о Махатме Ганди и «о происхождении воинствующего ненасилия» Эриксон получил престижную Пулитцеровскую премию.
  • Его сын Кай Теодор Эриксон пошёл по стопам отца и стал известным социологом в США.

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

В отличие от других персонологов, Эриксон не получил ­формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственым студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.

В 1927 году «мораторий» на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и «гepp Эрик», как его нежно называли, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марин Монтессори в Вене.

В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался ин Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка - тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.

В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 он - профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений: Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее он был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но предпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же «преступлении». Свою первую книгу «Детство и общество» он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году).

Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.

В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, - частный центр восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге «Детство и общество».

В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.

После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием «Истина Ганди» (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование» (1958), «Инсайт и ответственность» (1964); «Идентичность: кризис юности» (1968), а также второе издание «Юность: изменение и вызов» (1963). Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии «Эрик Эриксон: плоды трудов». Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: «В поисках общей почвы» (1973); «История жизни и исторический момент» (1975); «Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта» (1977); «Идентичность и жизненный цикл» (1979); «Зрелость» (1978); «Целостный жизненный цикл» (1982); «Жизненная вовлеченность в старости» (1986).

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....