Эколого исследовательские проекты для учащихся. Исследовательская работа по экологии

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
  4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы : индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап - обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Приложение 1. Проект по экологии.

Приложение 2. Презентация проекта.

Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

Экология занимает особое место среди глобальных проблем современного мира, имеющих транснациональный и межгосударственный характер.

Вопрос взаимоотношений людей и природы всегда стоял остро, однако с наступлением третьего тысячелетия противоречия в цепочке «индивидуум – общество – окружающая природа» достигли максимума.

В последние несколько десятков лет на фоне взаимоотношений человечества и природы проводятся самые острые дискуссии ученых, общественности, мировых организаций и правительств разных стран.

Темы исследовательских работ по экологии связаны с теми проблемами, которые существуют в современной действительности, сюда вошли все .

Загрязнение мирового океана

В наши дни в океан поступает множество вредных веществ: пластмасс, нефти, пестицидов, химических и производственных отходов, что негативным образом сказывается на существовании морской фауны. Из этого понятно, что напрямую связана с деятельностью человека, т.е. антропогенна.

Существенный урон океану наносят:

  • Промывка трюмов танкеров, в результате чего в его воды ежегодно сбрасывается от 8 до 20 баррелей нефти. Эта цифра названа без учета аварий, которые случаются в ходе перевозки нефти морскими путями. Образующаяся нефтяная пленка перекрывает доступ кислорода в воду, служа причиной вымирания планктона и рыбы.
  • Тяжелые металлы, попадающие в воду. Наиболее вредными из них являются хром, свинец, ртуть, никель, кадмий и медь. Согласно статистическим данным, только в воды Северного моря каждый год сбрасывается около 50000 этих металлов.
    попадание сточных вод с высоким содержанием пестицидов – альдрина, дильдрина и эн-дрина, способных откладываться в тканях живых организмов.
  • Губительно действует на морских обитателей трибутилоловохлорид (ТБТ), который нашел широкое применение для покраски корабельных килей – в качестве защиты от обрастания поверхности водорослями и ракушками. Ученые доказали, что это вещество препятствует размножению одного из ракообразных – трубача.
  • В течение последних лет воды океана стали все чаще использоваться для размещения ракетно-ядерного оружия и для захоронения радиоактивных веществ, что также приводит к отрицательным последствиям.

Сегодня охрана океанических вод является одной из наиболее актуальных проблем всего человечества. В 1982 году в ходе Конференции ООН участники приняли Конвенцию по морскому праву, которая ввела ряд ограничений по использованию вод Мирового океана.

Таким образом, охрана его ресурсов и борьба с загрязнением приобрели особое значение.

Соединенные Штаты, Канада, Япония, Индия, Европа и другие государства ежегодно запускают спутники для сбора данных методом дистанционного зондирования.

Точность возможности разрешения таких приборов постоянно растут; кроме того, расширяется набор параметров, которые характеризуют состояние внешней среды, измеряемой из космоса. Америка и Европейское космическое агентство открывают все больше доступа к спутниковым данным; постоянно растет число специалистов, вовлеченных в разработку и реализацию новых международных проектов.

Глобальное потепление в Арктике

Проблема глобального потепления в Арктике наступает с катастрофической скоростью. Последствиями может стать исчезновение мест летнего обитания белых медведей и критическое повышение уровня моря на планете.

Такую оценку глобальных климатических изменений сделали члены международной группы климатологов. Предупреждение, сделанное учеными, может повлиять на США и ряд других стран с развитой промышленностью, заставив их уменьшить эмиссии от сжигания ископаемых видов топлива.

Отчет исследования, направленного на изучение последствий глобального потепления в Арктике, гласит:

  • Таяние ледников, которые содержат огромное количество пресной воды, может спровоцировать поднятие уровня моря за несколько сотен лет на 7 метров. В соответствии с расчетами специалистов, в нашем столетии, из-за превышения пороговой температуры в Арктике может произойти длительное таяние ледяного щита.
  • Арктические температуры растут вдвое быстрее, чем на остальных участках планеты. В течение последних 50 лет среднезимовая температура на Чукотке, в западной Канаде и на Аляске выросла на 3,5 ºС. В следующем столетии данный показатель может достигнуть 6,5 ºС.
  • Резко сокращается площадь паковых льдов, расположенных в Северном Ледовитом океане. За последние 30 лет их площадь стала меньше на 20 %; к концу этого столетия их площадь может сократиться еще на 10-50%. Существует мнение, что к 2040 году арктические паковые льды могут полностью исчезнуть.

Каждое из вышеперечисленных изменений может способствовать ускорению . Приток пресной воды в Атлантический океан может привести к изменению планетарных океанических течений, что, в свою очередь, нарушит климатические условия, метеорологические явления и концентрацию ресурсов рыб и прочих морских обитателей.

Это исследование проводилось в течение 4,5 лет; в роли заказчика выступил Арктический совет и международный Арктический комитет по науке. Членами совета являются высшие чиновники из Соединенных Штатов, Канады, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии России и лидеры организаций коренных народов Арктического региона. В работе принимают участие 300 ученых из центров полярных исследований из разных государств мира.

Сейчас наблюдаются и прогнозируются изменения, касающиеся всех аспектов жизни населения Арктики – сельского хозяйства, структуры перевозок и жизненного уклада, а также местной фауны – например, многие редкие виды перелетных птиц могут лишиться мест размножения.

Проблема утилизации пищевых отходов

В последние десять лет внимание многих экономических секторов привлекает проблема минимизации и утилизации отходов. Однако, среди прочих отходов, именно пищевым внимания уделяется меньше, чем другим. В течение многих десятилетий огромные объемы урожая, собранного в ряде развивающихся стран, так и не становятся полезными продуктами питания.
Ситуация принимает все более серьезный оборот вследствие того, что эти страны оказывают минимальное содействие для решения проблемы .

По данным, полученным в результате исследования, проведенного UNEP (программой ООН по вопросам окружающей среды), свыше 50 % всего объема производимых сегодня продуктов питания теряется, выбрасывается или тратится впустую вследствие не эффективной схемы пищевой цепочки в ресторанах и продовольственных магазинах.

Этот факт был подтвержден и другим исследованием, осуществленным по заказу NRA (национальной ассоциации ресторанов) – как оказалось, в ресторанах Британии 65% пищевых отходов выбрасывают во время приготовления пищи и всего лишь около 30 % остается на тарелках.

В 74 странах мира будут основаны объединения под названием «Вместе против отходов», членами которых станут группы специалистов отрасли, совместно работающие над решением вопроса о сокращении потерь в продовольственной сфере. Объединив потребителей и партнеров в стремлении минимизировать отходы, движение намерено разработать эффективные способы уменьшения потерь и утилизации отходов продуктов питания во всем мире.

Значение проведения международных исследований в области экологии

Задачи наблюдения за состоянием природы в масштабах планеты содержат много критериев. Одним из основных вопросов можно назвать определение максимально допустимого влияния населения на Землю, в частности, на ее .

В качестве примера современного проекта глобального мониторинга можно привести систему EOS в соединенных Штатах. Это долгосрочная программа, рассчитанная на 15 лет и имеющая научный характер. Работа проводится на основании данных, получаемых с трех спутников, которые обслуживаются орбитальной системой, с целью детального изучения состояния экологии планеты.

Исследования в школе

В нашей стране научно-исследовательские работы по экологии начинают проводить ещё в школе, приобщая таким образом детей к мировым проблемам. Начиная с младших классов для учащихся в школьную программу включены учебно-исследовательские работы.

Экологический семейный проект для младших школьников

Основной целью экологического образования в дошкольном учреждении, является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании географических, климатических, национально-культурных особенностей жизни человека в уральском регионе.
Ориентиром в непрерывном экологическом образовании детей в период детства становятся: детская игра, художественно-литературное творчество, фольклор, общение, экологически грамотное поведение детей.
Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:
Воспитывать у детей:
- охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;
- стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.
Формировать у детей:
- образное, поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения ее образов;
- умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
- представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и неживой природы: временах года, их ритмичности и цикличности; наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;
- позитивное: бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить), познавательное (хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;

Мама:
Я сегодня сбилась с ног –
У меня спросил сынок:
Сын:
Что такое доброта?
Как беречь леса, луга?
Где живет скворец весной?
Что за мусор под сосной?
Птицы что зимой едят?
Как поделки мастерят?
Всё хочу узнать скорей,
Расскажи мне побыстрей!
Мама:
Ночью не могла я спать –
Стала думать, рассуждать…
Всё хорошее в жизни – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться. Узнать, полюбить!

Стали чаще мы в лес выбираться,
Стали больше мы в парке гулять,
И весной и зимой наслаждаться,
Лето с осенью с радостью ждать!


Сын: Но под белою шапкою снега
Оказалась отходов гора.
Да недавно у стройной березки
Обломила сучок детвора…
Как сберечь природу нам?
Птиц веселых песни?
Мама: Мы плакаты для людей по лесу развесим!

Сын: Бутылку, ложку и стакан
на землю не бросаем!
Поделки смастерим из них,
И смело в ход пускаем!
Тюльпаны, веер и сова,
Лягушки, снеговик –
Вот так ненужный материал
Преобразился вмиг!

Мама: Сынок мой улыбнулся,
И тут же погрустнел…
Скворцы скоро вернутся,
А дома у них нет….

И с тем вопросом к папе
Сынок скорей бежать:
Давай скворечник делать,
Я буду помогать!
Ножовка, доски, молоток,
Мелькают беспрерывно,
Гордится папою сынок,
А тот гордится сыном!

Сын: Работа кончена! Ура!
скворечник наш готов!
Селиться вам, скворцы, пора!
И заводить птенцов!
Мама: Крошка-сын к нам подошел,
И промолвил кроха:
Сын: Беречь природу – хорошо!
Губить природу – плохо!
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоят
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!

Мама : Скоро вырастут наши дети.
Это жизни таков удел.
Но мы верим тропинка эта
Станет дорогою добрых дел!









Презентация на тему: Экологический семейный проект в начальной школе

Методическая разработка проекта "В кладовой природы"

Бартенева Н.Н. учитель начальных классов, МКОУ СОШ №1, г. Макарьев.
Описание материала: предлагаю методическую разработку проекта в начальной школе "В кладовой природы" Данный материал полезен учителям начальной школы.
Проблема: Что мы узнаем о творчестве Костромского писателя? Как можно ознакомить с этим других?
Цели обучения: формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
- развитие у детей творческих способностей;
- повышение мотивации к обучению;
- повышение самооценки учащихся;
- приобщение родителей к совместной деятельности
Задачи:
1. Расширить кругозор детей о творчестве Костромского писателя. Способствовать воспитанию любви авторскому творчеству.
2.Развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.
3. Развивать у детей способность к созданию определенного продукта, уметь презентовать свой творческий труд.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Воспитывать уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, патриотизма, гуманного отношения к окружающим.
Продолжительность проекта: Февраль, март, самостоятельная подготовка детей, консультации учителя, 2 часа групповой работы, оформление.
Проект: групповой, информационный, творческий.
Предполагаемый продукт проекта: Рукотворная книга (Лэпбук - это самодельная книга, в которой в сжатом виде собраны все материалы по изучаемой теме.) Называется наша книга «Путешествие солнечного лучика»

Ход проекта

Поэтапно
Этап 1. Подготовка. Погружение в проект.
Этап 2. Проектирование.
Этап 3. Практический.
Защита проекта. Продукт проекта.
Этап 4. Контроль и оценивание.

План работы над проектом

Этап 1. Подготовка.
Предварительная подготовка учителя:
Выбор темы и формирование задач проекта;
Продумать ключевые понятия темы;
Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;
Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;
Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
Консультации для родителей.
Этап 2. Проектирование.
Сообщается тема проекта "В кладовой природы "
Предлагается создать проект рукотворной книги для детей. Какую книгу вы бы хотели создать, чтобы было интересным для ребенка (оформление, содержание).
Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения.
Класс знакомится с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
1) тема совместного проекта определялась за 3 недели до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала;
2) учитель создает необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на группы, помогает формулировать тему работы для каждой группы, готовит список литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала
3) ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы;
Этап 3. Практический

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята.
Дети рассаживаются за 4 стола по группам. Вспомнить правила работы в группе. Приложение 1. В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.
План
Группа 1 – Зелёный мир
Цветы нашего края.
Лесная страница.

Группа 2 –Живая страничка.
Птицы нашего края.
Животные нашего края.
Группа 3 –1. Живая страничка «Хозяева воды».
2.Страничка «Грибные дива».
Группа 4 – SOS !

2.Сообщение темы занятия

Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы вместе, каждый в своей группе, будете работать и презентовать одну из страниц нашего общего проекта рукотворную книгу по произведениям Костромского писателя Василия Бочарникова.
Учитель: Мы, знаем много интересного о природе, животном мире нашей страны. Мы изучали мир живой природы, себя в ней, устанавливали связи между объектами окружающего мира. Учились наблюдать, видеть в простом удивительное. Учились делать работу интересной увлекательной, что сухие слова могут превращаться в необычный рассказ. Многое узнали, но мы не остановились на достигнутом, а решили еще больше узнать, поэтому и решили создать творческий проект, содержанием и основными источниками которого, являются произведения Костромского писателя Василия Бочарникова. Он любил природу, деревенский край, Любил разговаривать с людьми, писал и о них.
На столах каждой группы лежат необходимые для работы предметы, рисунки, энциклопедии, собранный материал о животных, растениях, лесе и книги Василия Бочарникова.
Помните, что конечный результат зависит от деятельности каждого члена группы, а самое главное – качество работы.
Итогом работы должно быть создание рукотворной книги для детей.
Тема нашего проекта звучит так: «В кладовой природы»" а книга называется «Путешествие солнечного лучика "
Эти слова М.Пришвина будут нашим девизом.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину». М. Пришвин.
Путешествовать мы будем по страничкам.
1-я страница. Биография Костромского писателя Василия Бочарникова.
2-я страница. Поэтическая страничка.
3-я страничка. Уникальная Сумароковская лосиная ферма.
По первой страничке учитель рассказал биографию писателя тогда, когда детям распределялось задание по группам. Материал второй и третей странички учитель рассказывал на предыдущих занятиях.
4-я страничка. Выставка книг. Наши вопросы!
Выставка книг была проведена тогда, когда было знакомство с биографией писателя. А вопросы дети готовили каждая группа самостоятельно когда прочитали рекомендуемые книги, но с помощью учителя.

3. Защита проекта. Выступление 1 группы

Зелёный мир.

В группе распределены роли. Дети представляют сообщения, рисунки, книги. Звучит музыкальная заставка.
1ученик. Радугу мы наблюдаем на небе. Где же писатель сумел разглядеть радугу?
2 ученик. Из рассказа «Радуги на земле» Слайд 4.
«Зелёный, оранжевый, синий, белый и красный цвета радуг перемешались и стали от этого ещё прекрасней. К тому ещё издавали аромат»
Догадались, о чём рассказывает писатель?
3ученик. Отгадайте загадку
Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
4ученик. Да Василий Бочарников пишет о радуге из цветов.
Вы такой рассказ читали?
5ученик. А вот ещё строчки о цветах из рассказа.
«Будто кто-то разделил веточки сирени, чтоб побольше вышло и рассадил их по земле.»
О каких цветах пишет он?
1ученик. А с этим цветком В. Бочарников здоровался!
2ученик. А про эти цветочки он пишет, что они превратились в веснушки одной девочки по имени Настенька. Слайд5.
3ученик. Рассмотри этот цветок и раскрась.
4ученик. А про этот цветок он пишет «Почему же ты выбрал цвет снега….»
Рисуем подснежник Слайд 6.
5ученик. Отгадай загадку
Звать его нам нечего, Он и сам придет, Расцветет доверчиво Прямо у ворот – Солнцем залитой Цветик золотой (лютик).
5ученик. Название «Лютик» происходит от слова «лютый». То есть жесткий, режущий, едкий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок некоторых видов лютиков. «Куриная слепота» - таково народное прозвище одного из видов лютиков - лютика едкого. Это одно из самых ядовитых растений в семействе Лютиковых. Особенно едок он бывает во время цветения.
1ученик. Лютики можно встретить везде: вдоль дорог, на опушках леса, по берегам водоемов, на лугах. Несмотря на «скверный» характер лютика, это удивительно красивое растение - его желтые цветки словно бы светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.
2ученик. Можете ли вы представить огонёк над водой?
Не читая рассказ, можно разные варианты представить. Но нет! Василий Бочарников снова говорит о цветочке.
3ученик. Отгадайте загадку!
Чьи высокие макушки
Розовеют на опушке?
Лето красное встречай!
Расцветает...
4ученик. Прочитай легенду
Легенда про Иван-чай
Жил в одном селе под Питером паренёк Иван, любил щеголять в красной рубахе. Большую часть времени односельчане видели его в лесу, на опушках, среди цветов и трав. Любил он лес, изучал целебные свойства растений. Завидев мелькавший среди листвы алый цвет, говорили: «Да, это Иван, чай, ходит!».
5ученик. Никто и не приметил, в какой момент запропастился Иван, но на опушках у околиц вдруг появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, их увидев, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да, это Иван, чай!». Так и пристало название к неожиданно появившимся цветам.
1ученик. Привыкли к ним люди: красивые цветы, да душистые. А однажды попали цветы в котелок с кипятком и оказался отвар приятным и освежающим. Так и начали в том селе Копорье, что под Петербургом, делать из листьев и цветов иван-чая целебный напиток. Такова легенда о появлении на Руси иван-чая.
2ученик. народные названия: иван-чай, плакун, скрыпник, копорский чай, курильский чай, мельничник, дремуха, маточник, кипрей узколистный.
3ученик. Кипрей - теплый цветок иван-чая: обогревает вокруг себя воздух и почву, спасает слабенькие растения. "Заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!" (К. Паустовский).
4ученик. Отгадайте кроссворд «Полевые цветы» Слайд 7.
5ученик. А сколько произведений написал Василий Бочарников про лес и конкретно о каждом дереве. Слайд 8.
Это листочек какого дерева?
Очень интересную новеллу написал писатель про это дерево.
Называется « Клёновы сынки». Как боролся маленький клён за свою жизнь. Встречая на своём пути всё, но выжил клён, стал большим, подарил жителям ещё маленькие клёны.
1ученик. Отгадайте загадку
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна - Липа Слайд
2ученик. Всё замечает в жизни у людей автор: хорошее и плохое. Вот и здесь с липами происходит, что кто -то их бережёт, а кто-то в корыстных целях губит.
3ученик. Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики. Да и вообще, липа считалась деревом Богородицы, в народе говорили, что под ней отдыхает Богородица, когда спускается на землю. Согласно давним легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с совсем еще маленьким Христом во время их бегства в Египет. Многие народы почитали это дерево, украшали им свои храмы, городские улицы и площади. Не удивительно, что о липе находится так много упоминаний в литературных произведений - от античных времен до наших дней.
4ученик. О нашей русской красавице писали многие писатели, поэты. Вот и Василий Бочарников написал о гордости России. Слайд 9.
«Выпустили их деревья на серединку, стали они друг против дружки. На виду у всех. Обе молодые, Лёгкие, стройные, приглядистые. Девушки да и только……..»
Догадались, о каком дереве пишет он?
Отгадайте загадку.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
5ученик. Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Берёзка была центром внимания на этом празднике. Ветки берёзы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего праздника, как оберег здоровья и счастья, живущих в доме. В этот день девушки выходили в берёзовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них берёзовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвящённые берёзке.
1ученик. Берёза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про её достоинства загадки:
С одного дерева да четыре пользы:
Первая – от тёмной ночи свет,
Вторая – некопаный колодец,
Третья – старому здоровье,
Четвёртая – разбитому связь.
2ученик. Первая – издавна деревенская изба освещалась берёзовой лучиной. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.
3ученик. Вторая – из некопаного колодца вкусный и полезный для здоровья берёзовый сок. Весной, чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок, который обладает целебными свойствами. Чтобы берёза не истекала соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землёй.
4ученик. Третья – здоровье прибавляет и старому и малому берёзовый веник, который русские люди используют в банях: хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать.
5ученик. Четвёртая – ствол берёзы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше..
О берёзе он написал много произведений.
1ученик. А вот тополя он назвал в своём рассказе агрессором.
Вывод
Каждому дереву растущему в нашем краю он уделил внимание. Очень любил лес Василий Бочарников.
В своих произведениях он ведёт разговор о деревьях с жителями деревень.
Например, в рассказе «Бузина» он разговаривает с бабкой Марфой. Она говорит, что бузина – это сторож, это дерево для красы, не всё в рот. Слайд 11.
2ученик. Куст бузины всегда был неотъемлемой частью сельского двора. А все потому, что растение отпугивает мышей, пауков, мух, которые не выдерживают ее резкого, неприятного им, специфического запаха. Но ее охотно посещают птицы. Поселяясь в кустарнике, они поедают ягоды и помогают расселению этого растения.
3ученик. В своём рассказе «Осина» заступается он за это дерево. « Да, осина. Вот ещё одно дерево, к которому нет у нас почтения. Какой только напраслины на него не возвели!» Слайд 12.
4ученик. А иву называет храбрым деревом и вырастил её из прута, воткнувший в молодую осоку затянувшуюся болотиной. Слайд 13.
5ученик. Пишет он и об яблоньке, и об ели. Каждому дереву, кустику, цветочку, травинке он радуется, разговаривает с ними.
Вывод
Чему нас учит лес, луг, поле?- задавался этим вопросом писатель. И отвечал: доброте. От общения с природой человек делается мягче, внимательней, отзывчивей, зорче. У него пробуждается память, освежаются чувства, даруются новые силы.
Наша группа просит вас читать книги Василия Бочарникова. Это кладовая любви к лесу, знания о зелёном друге.
Оценка. Если вам понравилось выступление 1 группы покажите фишкой.
Вывод: Ответы детей.

4.Физкультминутка

Имитируем полёт птицы-ласточки.
Плавательные движения рыб - окуня, движения зверей – медведя, движения амфибий и рептилий – лягушки.

5. Выступление 2 группы. Живая страничка.

В группе распределены роли. Дети представляют сообщения, рисунки.
Раздаются голоса птиц. Слайд 14. Птицы нашего края.
1ученик. Рассказ «Ромашка» вовсе не о цветах, а о красивой птице.
Отгадайте загадку
За собою уж следит,
В отражения глядит,
Так изящна длиннонога,
Эта дивная особа!
2ученик. Рассказов у Василия Бочарникова об этой птице не один. В рассказе «Лети, журавль!», он спрашивает: «Что случилось с журавлём». Это ещё одна тайна.
3ученик. Русский народ всегда почитал прилетающего весной журавля как птицу всеобщего счастья и радости. На раздолья пробуждающейся природы нередко выходила вся деревня, едва заслышав долгожданное курлыканье. К птицам обращались с просьбами о плодородии, здоровье, благополучии в семье. В старину говорили: «Ежели кто весной в первый раз увидит пару журавлей – скоро гулять ему на свадьбе». Наблюдение целой стаи птиц иногда считали знаком грядущего пополнения семейства или встречи с родственниками.
4ученик. Улетающий осенью клин журавлей, напротив, символизировал невероятную тоску по родному краю. И вправду, прощальное курлыканье журавлей никого не оставляет равнодушным, настолько явно звучат в голосах птиц нотки отчаяния и скорби. Жители деревень порой долго бежали вослед журавлиному клину и кричали: «Колесом дорога», чтобы птицы вернулись весной домой. Иногда говорили, что этими словами якобы можно задержать улетающих журавлей, а вместе с ними – и наступление заморозков. На Руси всегда считалось хорошей приметой неожиданно увидеть в небе летящего журавля. Славяне верили, что если журавли присядут отдохнуть на поле, то смело можно ожидать от него богатого урожая.
5ученик. Сделаем журавлика для счастья и благополучия из бумаги.
Эту птицу вы все знаете! Отгадайте ребус слайд15.
Нарисуй ворону
1ученик. А ворону он называет сказочным словом « Кикимора» А прозвали её за дерзкие поступки.
2ученик. А ещё он пишет и о таких птицах. Василий Бочарников с ними разговаривает, слушает их пение, называет их певцами.
3ученик. А грачей Василий Бочарников называет озорниками. А это правда! Утащили они у одной бедной женщины веточки на гнездо, старушка печку им растапливала.
Нарисуй ворону
6ученик. Василий Бочарников следит и пишет о разных птицах. Слайд 16..
КРОССВОРД-ЗАГАДКА ПРО ПТИЦ слайд17.
Животные нашего края.
4ученик. Любил Василий Бочарников жизнь. Любил природу. А сколько произведений он написал о животных: диких и домашних.
Рассказ называется «Шёлковые уши» Сразу и не догадаешься о ком! Может пишет о цветах, о животных…… Василий Бочарников пишет про этого зверька, как про человека. Зверёк рассказвывает о своих врагах. Поймал его человек, но тут же и вырвался зверёк. Помогли ему уши. Слова из рассказа - « Так как же ты выпустил…..? - «Как же, как же!» - сердито отвечал дядя Костя. – Уши –то у него были ровно шёлковые – выскользнули…..
Догадались о ком пишет писатель? Про самого трусливого животного, который живет в лесу.
Слайд1 8.
Рассказ «Заячьи игры», название говорит о шалостях ушастых.
В рассказе «Зайчата – сироты» Бочарников призывает найденных зайчат сидеть тихо.
«Тихо, зайчата, сидите. Не призвали бы вместо мамки лисицу, та живо накормит….»
5ученик. Что за рыжая молния?
Отгадайте ребус
Да, вы правы, это белка.
Белка – это небольшой лесной зверёк, который живёт в тайге, а также в широколистных и смешанных лесах.
Это симпатичное и резвое создание с остренькой мордочкой, пушистым длинным хвостом и очень хваткими лапками. Она строит себе гнездо на деревьях и очень мастерски ограждает его от снега, ветра и холода. Окраска шёрстки у белочки зависит от времени года. Летом она рыжая, а в зимнее время - светло-серая.
6ученик. У белки очень зоркое зрение, сильное чутьё и необыкновенная подвижность. Со скоростью молнии она перепрыгивает с одной ветки на другую. Но даже обладая всеми этими способностями, у белки достаточно врагов, и человек в том числе. Питается белка почками, желудями, орехами, и плодами деревьев.
Да,писатель пишет о белочке. «Ах какая же ты прекрасная, рыжая молния!»
В рассказе «Пропажа в лесу» белка ещё утащила из корзины грибы. «Она считала, что меченный ею гриб принадлежит ей…..» В рассказе « Беличий след» снова тайна. «Где же твоя дорога дальше, белка?»
1ученик. Отгадайте загадку.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?
И про лисичку – сестричку много произведений у писателя. Слайд19.
2ученик.в рассказе « Пастух и лисёнок» лисёнка назвали Одуванчиком.
А про злого волка он пишет в рассказах, где он встречается с крупными животными.
3уч.еник. Отгадайте загадку.
Хочешь – верь. Или не верь.
Есть в лесу сохатый зверь.
Словно вешалки рога,
Очень грозен для врага.
Шум в лесу. Что там стряслось?
То бежит огромный.
Раскрась картинки
4ученик. Отгадайте ребус
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
лучше в дом не заходи! Слайд20. Да, писатель писал и о домашних животных, о дружбе человека с собакой.
В рассказе «Пёс по кличке Шумок» Василий Бочарников рассказывает о преданной дружбе Сергуньки Березина с обыкновенной дворняжкой.
5ученик. Очень интересный рассказ о жеребёнке.
«Теперь он ещё пуще разошёлся: раскачивается, двигает передними и задними смешными тонкими ногами с копытцами…….»
Задание выполняем любое на выбор.
6ученик. В рассказе «Мал, да удал» пишет про зверька.
« На лёд неожиданно выскочил зверёк, белый – белый, нежно – снеговой, лишь кончик хвоста был чёрным.»
Догадались, что за зверёк? Слайд22.
Горностай - небольшой зверёк типичного куньего облика с длинным телом на коротких ногах, длинной шеей и треугольной головой с небольшими округлыми ушами. Длина тела самца - 17-38 см (самки примерно вдвое меньше), длина хвоста составляет около 35 % от длины тела - 6-12 см; масса тела - от 70 до 260 г.
1ученик. Окраска меха покровительственная: зимой чисто белая, летом двухцветная - верх тела буровато-рыжий, низ желтовато-белый. Зимняя окраска характерна для районов, где минимум 40 дней в году лежит снег. Кончик хвоста чёрный в течение всего года. Активен горностай преимущественно в сумеречно-ночные часы, иногда встречается и днём. В выборе убежищ, в том числе выводковых, неприхотлив. Его можно встретить в самых неожиданных местах - например, в стогах сена, кучах камней, в развалинах покинутых зданий или в брёвнах, сложенных у стены жилого дома. Занимает также дупла деревьев, часто прячется в них при паводке. Нередко горностай занимает норы и гнездовые камеры убитых им грызунов. Свою выводковую нору самка выстилает шкурками и шерстью убитых грызунов, реже сухой травой. Самостоятельно горностай нор не роет. Зимой постоянных убежищ не имеет и пользуется случайными укрытиями - под камнями, корнями деревьев, брёвнами. На место днёвки повторно возвращается редко.
2ученик. Викторина о животных «Узнай зверя по описанию»
Слайд22.
Вывод
Мы прочитали не так уж много рассказов. Но читая их, мы узнавали ещё больше о живом мире нашей природы, об их повадках. А с какой любовью писатель пишет о них. Его любовь при чтении передаётся читающему, то есть нам. Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Ответы. Оценка. Если вам понравилось выступление 2группы
Покажите фишкой.

5.Выступление 3 группы. Живая страничка – Жители воды.

В группе распределены роли. Дети представляют сообщения, рисунки,.
Рассказы «Коряжонок», «Мал, да удал» - в названии снова тайна.
Отгадайте загадки. 1уч. Крылья есть, да не летаю, ног нет, да не догонишь.
2ученик. Я по земле не хожу, вверх не гляжу, гнезда не завожу, а детей вывожу.
3ученик. У маленькой скотинки сто серебряных монеток в спинке.
4ученик. Под мостиком виляет хвостиком.
5ученик. Да, это отгадка – рыба. Слайд23.
1ученик. Коряжонок – это окунь.
Читает - Василий Бочарников писал «Я не раз ловил себя на мысли, что горжусь им, что, не будь его в речке, моя самая удачная рыбалка была бы обычной рыбалкой»
2ученик. А в этом рассказе он пишет « Этакие живые стрелочки снуют туда- сюда» Не догадались о ком?
3ученик. Как называется маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки?
4 ученик. читает - Василий Бочарников пишет « Мы и знать не знаем, скольких трудов, забот, хлопот, хитростей, смелости нужно мальку, чтобы вырасти в красавицу - сорогу, в бело – золотистого леща, в сильного, дерзкого язя.»
5ученик.Отгадайте загадки
Вот стайка рыбок замерла,
У мелочи одна наука, –
Сверкнув глазами, приплыла…
Скорее в тину! Это…… Слайд24.
Есть у него интересный рассказ и про щуку. «Узелок на память»
1ученик. читает - Щука – одна из наиболее хищных обитателей реки. Ее острые зубы и нрав пугают даже немаленьких рыбок. Но, именно она, если верить сказке, может осуществить любое заветное желание.
2ученик. рассказывает как нарисовать щуку(все рисуют)
3 ученик. Игра путаница. Назовите рыб.
РЁШ СЬКАРА НЬОКУ АКЩУ ДАКУС
Ответы. Ёрш, карась, окунь, щука, судак.
4 ученик. А ты видел эти рыбы?
Ответы. Я их видел. Папа приносил их с рыбалки.
5 ученик. Про их писал Василий Бочарников, это рыбы в наших реках живут, в Костромской области?
1 ученик. Отгадайте загадку.
.Драчун и забияка
В речной воде живёт
И маленьким рыбёшкам
Проходу не даёт.
Костлявый и колючий,
Не любит он шутить.
Его ведь даже щука
Не может проглотить.
Он весь в иголках, словно ёж,
А как зовётся рыба?Слайд
2ученик. Зоолог о рыбах.
Ёрш – небольшая рыбка, длиной 10 – 15 см, масса тела 30-50 г; спинной плавник соединяется с задним, глаза большие. Спина серо- зелёная, бока желтоватые, брюхо беловатое. Живёт в реках, озёрах с чистой водой. Он очень требователен к содержанию кислорода в воде. Обычно держится стаями около дна. Ёрш активен в сумерках, днём пребывает в глубоких местах. Питается донными организмами: червями, личинками насекомых, моллюсками и даже потребляет икру других рыб. Размножается он весной на песчаном грунте. На зиму залегают в ямы, впадая в оцепенение.
3 ученик. Отгадайте загадку.
В реках, старицах, озёрах
Много зарослей, в которых
Эта рыба обитает,
И прудов не избегает
С промерзающей водой.
И серебрянный бывает,
И бывает золотой.Слайд

Золотой карась – одна из самых известных пресноводных рыб. Длина его тела до 45 см, масса – до 3 кг. Тело высокое, сжатое с боков. Спина тёмно – золотистая, бока тёмно – зелёные. Брюхо светлое. Это неприхотливая рыба, она выживает при минимальном содержании кислорода. Взрослые рыбы всеядны, они поедают не только животные корма, но и растительную пищу. Размножается весной и в начале лета в прибрежной зоне среди водных растений. Карась очень вынослив. Легко переносит заморозки и холодную зиму. В случае полного промерзания водоёма он закапывается в ил на глубину до 70 см и таким образом проводит холодную зиму.
Вывод: Василий Бочарников пишет « И как же красива река, в которой плещется, дробя солнце, колебля водой отсвет малиновой зорьки, гуляющая рыба!»

6.Страничка Грибные дива. Слайд 25.

1ученик. Не забыл писатель написать и о грибах.
В рассказе «Грибные дива» находкой грибов – семейки доярки Настеньки Березиной любовалась вся деревня.
Писатель в своих рассказах пишет, как он наклоняется к каждому грибочку, чтобы его разглядеть. А в рассказе «Корзина, полная грибов» он пишет о разных грибах.
Отгадайте загадки.
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый... (боровик)
2ученик.Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
3ученик.В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
Стоит старичок - красный колпачок.
(Подосиновик) Слайд
4ученик. Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.
Наука, занимающаяся грибами, называется микологией.
А изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам.
5ученик. Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен.
Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.
В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.
1ученик. Как нарисовать гриб поэтапно Слайд 26.
Вывод
2ученик. Василий Бочарников – писатель, наш земляк. Он умел вглядеться в красоту природы родного края, пропустить увиденное через свою душу, через своё сердце и поведать об этом читателям.
Вот какие стихи мы нашли Василия Бочарникова.
Костромская сторонушка, заводи синие,
Полевые, речные, лесные края.
Лён цветущий, луга, комбинаты текстильные
Вас нельзя не любить, вы – Россия моя.
Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Ответы. Я узнал о рыбах нашей местности. В нашей реке Унже, в озёрах живут эти рыбы. Ребята читали стихи наизусть, очень выразительно.
Оценка. Если вам понравилось выступление 3 группы, покажите фишкой.

7. Выступлений 4 группы. sos!

В группе распределены роли. Дети представляют сообщения.
1 ученик. Посмотрите, что за сигнал появился у нас на доске? Слайд 28.
Ответы. /Знак SOS, знак помощи./
2 ученик. Правильно. Этот знак – международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий услышавший его знает, где-то гибнут или молят о спасении.
Теперь сигнал о спасении всё чаще и чаще звучит в природе.
1 ученик. Почему так называется наша группа?
2 ученик. Мы много говорили с вами о животных. У меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?"
Ответы. Хорошие - это добрые животные, плохие - злые.
Все животные хорошие.
3 ученик. Стихотворение "Все на свете нужны"
Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется
Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
(Б. Заходер)
4 ученик. Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает. Берегите лес! Берегите природу!

1ученик. Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!
2ученик. Отряд! Наш девиз!
Все пройдем – леса и горы,
Путь наш труден и тенист.
Охранять природу будем:
Каждый кустик, каждый лист!
Отрядную песню запевай!

Гимн на мотив песни «Вместе весело шагать»
Ну зачем, скажите, нам губить природу,
Губить природу, губить природу!
Ведь не станет жить нам лучше год от года,
Год от года, год от года!
А цветы, трава, деревья, реки, птицы-
Все в природе на века пусть сохранится.
Очень многое зависит лишь от нас,
И поэтому всем вам даем такой наказ…
Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,
И, конечно, нашу Землю берегите!
Пусть рассвет встречает небо голубое-
Будет легче на Земле нам жить с тобою!

4ученик. Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Вывод. Давайте вдумаемся в слова писателя М. Пришвина: « Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина – будем охранять природу», значит будем любить Родину.
Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Слайд 29.

Учим все вместе.
А мы идем, шагаем по Земле,
И долго нам идти по ней,
А на земле растут цветы,
Деревья и кусты.
Беречь природу нужно нам,
Чтоб лучше наша жизнь была,
И всех друзей с собой мы позовем,
Зверей и птиц всех вместе соберем,
Природу сохраним.
Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Ответы. Ребята читали стихи наизусть, спели песню, очень выразительны и другие ответы.
Оценка. Если вам понравилось выступление 4 группы, покажите фишкой.


Цели проекта: Формирование экологической грамотности учащихся начальных классов. Формирование экологической грамотности учащихся начальных классов. Формирование у учащихся способности работать в группах. Формирование у учащихся способности работать в группах. Формирование самостоятельности в процессе обучения. Формирование самостоятельности в процессе обучения.


Задачи проекта: Воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Научить использовать информационные технологии для представления отчёта. Научить использовать информационные технологии для представления отчёта.




Проблемные вопросы: Если не будет дерева? Если не будет дерева? С кем дружит дерево? С кем дружит дерево? Что я могу сделать для своего дерева? Что я могу сделать для своего дерева? Почему деревья плачут? Почему деревья плачут? Болеют ли деревья? Болеют ли деревья?




Этапы работы Подготовительный этап 1 неделя Объяснение цели, задач проекта. Объяснение цели, задач проекта. Обсуждение актуальности поставленной темы. Обсуждение актуальности поставленной темы. Экскурсия. Экскурсия. Деление на группы. Деление на группы.


Этапы работы.2 неделя Выбор учащимися объектов исследований. Выбор учащимися объектов исследований. Обсуждение проблемных вопросов, полученных каждой группой. Обсуждение проблемных вопросов, полученных каждой группой. Выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез. Наблюдение Наблюдение


Этапы работы Исследовательский этап 3 неделя Общение с деревом. Общение с деревом. Исследование его кроны, ветвей, ствола. Исследование его кроны, ветвей, ствола. Наблюдения за животными, связанными с деревом. Наблюдения за животными, связанными с деревом. Исследование почвы под деревом. Исследование почвы под деревом.










Список ресурсов: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. А.А.Плешаков. Зелёные страницы А.А.Плешаков. Зелёные страницы Н.А.Рыжова.Экологический проект «Моё дерево». Начальная школа 4, 1997 год. Н.А.Рыжова.Экологический проект «Моё дерево». Начальная школа 4, 1997 год. Г.И.Колесникова. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». Начальная школа 6, 1998 год. Г.И.Колесникова. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». Начальная школа 6, 1998 год.



Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...