Джанибеков и савиных реанимировали. Побережнее к космонавтике

11 февраля 1985 года пустующая станция Салют-7 не реагировала на команды и медленно двигалась в сторону Земли. Угроза нависла не только над советской репутацией, но и человеческими жизнями.

Руководство приняло решение отправить Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые на тот момент считались наиболее опытными космонавтами.

Джанибеков родился в 1942 году и с 1978-1985 гг. считался наиболее опытным летчиком-космонавтом. На его счету было 4 космических полета в роли командира, а также умение выполнять стыковку вручную. На момент старта Салют-7 он дважды получил звание Героя СССР. Четвертый полет закончился в июле 1984-го, поэтому на 1985-й год у него были медицинские ограничения на новый старт.

В 1940 году родился Виктор Савиных. В 1985 году участвовал в космическом полете под руководством Джанибекова и получил звание Героя СССР.

Руководил операцией с Земли Валерий Рюмин. Космонавты должны были провести физическую состыковку с 20-тонной станцией. Ранее никто не выполнял подобные трюки. К тому же, никто толком не понимал, что случилось со станцией и можно ли вообще вернуть контроль или изменить траекторию.

О катастрофе знали лишь несколько специалистов. В мировых СМИ стали появляться статьи о том, что советская станция потеряла контроль и может рухнуть на американскую, японскую или европейскую территорию. И они основывались на собственном опыте, ведь в 1979 году подобное случилось с американской станцией Skylab.

О трудностях подготовки рассказывал Виктор Савиных. Они приступили к длительным тренировкам. Приходилось тщательно оттачивать умение пилотировать кораблем, чтобы провести идеальную состыковку. Инструкторы каждый день усложняли процесс и подкидывали новые проблемы. Раз в две недели космонавты посещали космодром «Байконур» и работали на тренажере «бивни», а потом летели в московский гидробассейн, где репетировали космическую прогулку. Сначала было много ошибок, но с каждым новым заходом их число сокращалось. Когда стало ясно, что навыки закрепились на уровне рефлексов, руководство решило начать миссию.

Особенные требования предъявили к «Союз Т». Пришлось сделать корабль легче, убрав ненужные приборы, а также добавить еды, воды и топлива, чтобы выполнить ручную состыковку. Иллюминатор приобрел прибор ночного видения и лазерный дальномер, с которым экипаж самостоятельно мог контролировать приближение к объекту.

Руководство СССР сообщило, что 6 июня 1985 года стартовал экипаж корабля «Союз Т». Они должны были провести некие работы на станции. Говорили также, что все идет по плану, а космонавты чувствуют себя замечательно. Но проблемы начались еще на Земле. Техники подключили не блок очистки атмосферы, а выработку кислорода. В итоге, уровень давления стал повышаться и появилась предпосылка к возгоранию. Повезло, что члены экипажа вовремя вычислили и устранили проблему. 8 июня в иллюминаторах показалась станция.

Все казалось намного спокойнее, чем на тренировках. Владимир управлял кораблем в соответствии с этапами в графике. Важно было придерживаться определенной скорости, чтобы не врезаться в станцию. Командир каждые полминуты вычислял удаленность, а Савиных выполнял расчеты скорости. Космонавты делились позже, что напряжение нарастало с приближением. На удаленности в 980 м Савиных не выдержал и выкрикнул: «Гаси скорость», после чего Джанибеков спокойно выполнил команду.

Но и здесь все было не так просто. Оказалось, что они подлетели к неисправному стыковочному узлу. Тогда пришлось облететь станцию вручную. За расчет маневра отвечал Савиных, а координаты поступали с земного пункта.

При дистанции в 200 м они включили двигатели на разгон, чтобы приблизиться с ускорением в 1.5 м/с. Далее они подошли и выполнили успешное касание с захватом.

8 июня 1985 года стало знаменательной датой для советской космонавтики. Но для членов экипажа все только начиналось. Сильнее всего они переживали за разгерметизацию. Тогда кислорода бы не хватило и работу пришлось остановить. К счастью, этой проблемы удалось избежать.

Оказалось, что система ориентации солнечных батарей вышла из строя и температура опустилась к -5°C. Вода замерзла и разорвала трубы, а стены покрылись ледяной корочкой.

Космонавты начали с того, что открыли иллюминаторы и повернули станцию к Солнцу, используя двигатели Салюта. Руководство приказало, чтобы длительность пребывания на станции не превышала 8 часов с перерывами и по одному. Второй должен был оставаться на корабле и следить за действиями напарника. Напитки было разогреть негде, поэтому сначала их клали под мышку, а потом использовали осветительную лампу. Пришлось сократить количество питьевой воды и забыть о душе. Было настолько холодно, что когда Джанибеков плюнул на термоплату, то жидкость сразу замерзла.

10 июня они подключились к телеэфиру. Командование заставило их дыхнуть и с радостью отметило, что пара нет. В период связи пришлось снять теплые шапки, так как советские люди все еще верили, что это стандартный полет.

После связи они включили аккумуляторы и подсоединили их к солнечным батареям. Пришлось голыми руками раскручивать провода и обматывать их изолентой. А затем повторить все действия 16 раз. На следующий день заработала часть осветительной системы и удалось разогреть хлеб и консервацию.

Лед исчез, но что делать с водой? Оказалось, что приборы и панели по локоть погрузились в растаявшую жидкость. Космонавты использовали тряпки, одежду и даже костюмы.

23 июня прибыл груз на корабле Прогресс-24. Космонавты получили топливо, продовольствие, а также несколько номеров газеты «Правда». Дальше потребовалось выполнить космические прогулки, чтобы установить дополнительные блоки солнечных батарей.

Эту задачу осуществили 2 августа. Но при развертывании возникли проблемы с тросом. Лебедка не хотели сниматься с фиксатора, а шпилька не выдергивалась. Применили даже кочергу, но ничего не помогло. Тогда космонавты решили продолжать без фиксации. Оказалось, что трос приварился к лиркам. После нескольких совместных толчков его удалось отсоединить.

Но космонавты успели не только отремонтировать станцию, но и выполнить ряд научных заданий, среди которых было выращивание перца и хлопка. Прошло 100 дней и Джанибекову больше нельзя было оставаться на станции по медицинским требованиям. 18 сентября прибыла миссия «Союз Т-14», где среди членов экипажа числились Владимир Васютин, Георгий Гречко и Александр Волков. А 26 сентября Джанибеков и Гречко вернулись на Землю.

Руководство долго думало, что сделать: наградить их или наказать. Несмотря на успешную операцию, космонавты не всегда выполняли четкие указания ЦУП. В итоге их все же поощрили: Савиных получил вторую звезду Героя, а Джанибеков стал генерал-майором авиации. Дальнейший анализ показал, что связь нарушилась из-за проблем в системе энергообеспечения.

«Салют-7»: о фильме, участниках съемки и судьбе героев

12 октября ожидается премьера российского фильма «Салют-7». В качестве сюжета использовали реальное космическое задание 1985 года, события которой долгое время оставались засекреченными.

Серьей Сельянов (продюсер) делится, что это история о мужественной и яркой операции по спасению станции. Салют-7 не отвечала на сигналы и Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных пришлось отправиться на спасение.

В космической истории это одна из важнейших и героических операций, которая прошла успешно.

Трейлер к фильму «Салют-7»

Идею подал тележурналист Алексей Самолетов, увлекающийся космическими темами. За сценарий отвечают Алексей Чупов и Наталья Меркулова. Режиссером стал Клим Шипенко, а роли космонавтов достались Павлу Деревянко и Владимиру Вдовиченкову.

Картина базируется на достоверной ситуации, но создатели добавили множество вымышленных сцен, поэтому решили оставить имена героев, но изменили фамилии. Вдовиченков стал Владимиром Федоровым, а Деревянко – Виктором Алехиным. Сильно помогли дневники Виктора Савиных, который описал не только операцию, но и детально передал эмоции. Сценаристы постарались описать сцены проще, чтобы далеким от космической тематики людям было понятно действие.

«Салют-7»: действия за кадром

В декабре 2015 года стартовали съемки фильма о космонавтах, выполняющих операцию по спасению потерявшей контроль космической станции. До этого целых 8 месяцев шла подготовка, в период которой нужно было успеть возвести масштабные объекты и сложные конструкции.

Удалось воссоздать копию ЦУП и даже помещение Центра подготовки космонавтов. Также можно заметить макеты станции и корабля «Союз Т-13», причем были соблюдены реальные масштабы.

Главные роли исполнили Павел Деревянко и Владимир Вдовиченков. Чтобы вжиться в историю, им пришлось пройти медкомиссию, а затем выполнить всю систему подготовки. Создавалось впечатление, что их готовят к реальному космическому полету.

Вдовиченков говорит, что подготовка была необходимым этапом. Большая часть сцен имитировала состояние невесомости. Чтобы передать все достоверно, пришлось создать целую систему тросов и подвесов, а также нарастить физическую форму и научиться непринужденно выполнять полет.

Но сперва нужно было пережить это состояние. Поэтому всю съемочную группу поместили в самолет и сымитировали ситуацию. Для этого воспользовались аэродромом Жуковский, где расположены «горки». Это самолет Ил-76 с туристами. Он взлетает на высоту в 10000 м и целых 27 секунд резко падает. Во время полета создается эффект невесомости.

Актеры рассказывали, что после этого чувствовали себя ужасно и не завидуют космонавтам. Съемка заняла 5 месяцев и сцены с невесомостью оказались наиболее сложными по выполнению. В некоторых эпизодах актеры вынуждены были висеть на тросах часами.

Это удивительное зрелище, ведь впервые в фильме 20 минут отвели на открытый космос и 40 минут на невесомость в станции. Среди сложных сцен особого внимания заслуживает длинный пролет Вдовиченкова по станции. На это ушло множество дублей, где он повисал вниз головой, но не останавливался.

В съемке понадобилось выполнить огромное количество трюков, поэтому пригласили каскадеров. Все маневры придумывал Сергей Головкин, участвовавший в проектах «Антикиллер» и «Сталинград». Но в большей части сцен появлялись сами актеры.

Каждый из них провисел вниз головой по 20-25 часов. Актеры признавались, что было сложно не висеть, а притворяться, что это легко и контролировать выражение лица. Пытались исправить ситуацию гримом, но это не срабатывало.

Чтобы еще сильнее вжиться в образы, актеров угостили космической пищей на космодроме Байконур. Актеры признавались, что выглядело это ужасно, но вкус понравился. При съемке задействовали настоящие космические костюмы, в которых выходили в пространство.

«Салют-7»: прямая речь

Клим Шипенко (режиссер):

Идея создания фильма принадлежит продюсерам Бакуру Бакурадзе и Сергею Сельянову. Когда мне предложили этот проект, я сразу дал согласие.

Детали истории реальной космической операции я узнал уже в процессе съемок. В детстве я обожал все фильмы, связанные с космосом, а также перечитывал фантастическую литературу. Можно сказать, что сбылась моя детская мечта.

Признаюсь, что снимать подобные картины крайне сложно, потому что на площадке приходиться имитировать невесомость. Радует, что кинематограф дошел до того момента, когда технически мы можем добиться реальности происходящего.

Сильно помог наш оператор Сергей Астахов, а также декорации, которые создавали в натуральную величину под Санкт-Петербургом. Мы даже задействовали дома космонавтов.

Конечно, Володе Вдовиченкову и Паше Деревянко пришлось пройти тяжелую предварительную подготовку. Мы даже летали на самолете, имитирующем невесомость. Я уверен, что после всего этого, их можно отправлять в настоящий космос.

Мы старались максимально приблизиться к реальности, но чтобы зритель не начал скучать. Сценаристы додумывали сцены, поэтому есть много вымышленных ситуаций. Но важно было увлечь аудиторию и раскрыть героизм космонавтов.

Все буквально происходило впервые, поэтому каждый съемочный день приносил какие-то сюрпризы. Зато актерский состав работал максимально и превзошел все ожидания.

Владимир Вдовиченков (в роли Владимира Федорова):

Съемки были невероятно трудными, потому что большая часть сцен касалась невесомости. А как это снять? Чтобы передать все достоверно, мы придумали систему подвесов и тросов, которыми нас прикрепляли к механизму. Пришлось долго тренироваться, чтобы в кадре казаться непринужденно.

До нас все сцены репетировали каскадеры, но перед камерами уже оказывались мы. Постановщики трюков сделали процесс максимально комфортным и проверяли все до мелочей, обсуждая детали с режиссером, нами и оператором.

Космонавты мне всегда казались совершенно неземными людьми. Нас отвезли в Звездный Городок, чтобы познакомиться.

Вместе с Павлом нам пришлось висеть на тросах по 20-25 часов. Причем висеть вниз головой – дело терпимое, а вот контролировать лицо – не так уж просто. Я не играю конкретно Владимира Джанибекова. Это скорее собирательный образ советского космонавта, который летит побеждать и не собирается сдаваться.

Этот фильм рассказывает о людях, посвятивших себя любимому делу. Они решают проблемы, стараются выжить и спасти остальных. Приходиться сражаться с собственными амбициями, слабостями и недостатками.

Павел Деревянко (в роли Виктора Алехина):

В детстве мы всегда смотрели на космос, как на нечто загадочное и недоступное. Это сейчас запуски ракет уже стали чем-то обыденным, а фильмы о космических катастрофах выходят чуть ли не каждый год.

Мы же поставили задачу добиться характерного сходства с конкретными прототипами и отобразить реальную историю. К сожалению, нам не удалось познакомиться с Джанибековым и Савиных, но мы старались вжиться в образы.

Я все еще верю, что старое поколение было лучше нас. Не думайте, что я брюзга, но думают, что люди 40-70-х гг. были более сосредоточенными, открытыми и целеустремленными. Они знали, что такое любовь к Родине и верили в это чувство. Они действовали не по страху, а по совести. Да и потерять космическую станцию было непозволительно.

Для меня было главным рассказать все правдиво, чтобы зритель это прочувствовал и сопереживал. Конечно, не будем забывать о технической части и великолепных спецэффектах.

Фильм — о захватывающем эпизоде в истории отечественной космонавтики, когда в 1985 году на орбите отключилась 20-тонная советская станция "Салют-7" и любой ценой надо было спасти Землю от падения станции. Приказ сделать это получили космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Но сначала нужно было пристыковаться к неуправляемой станции, оживить её и взять под контроль. Как проходили съёмки?

Про этот фильм можно сказать: просто фантастика! Но сюжет нового российского космического блокбастера к фантастике не имеет никакого отношения. Реальность недалекого прошлого сама написала лучший сценарий.

"Салют-7" — это история настоящего подвига, который и 30 лет спустя еще никому не удалось повторить", — уверен режиссер картины Клим Шипенко.

Они первыми в мире состыковались в космосе с неуправляемым объектом, 20-тонной станцией, которая сходила с орбиты и приближалась к Земле. Войдя внутрь этой, по сути, железной бочки, они чудом вернули ее к жизни, ежеминутно рискуя своей.

В ожидании выхода на большие экраны грандиозного космического детектива "Салют-7" герои той легендарной поисково-спасательной экспедиции вспоминают, что же случилось тогда на околоземной орбите. А исполнители главных ролей в экранизации героического подвига делятся секретами, как это снимали.

11 февраля 1985 года советская космическая станция "Салют-7", находясь в автономном полете, перестала выходить на связь. Дистанционное управление оказалось невозможным, и станция начала медленно сходить с орбиты. Катастрофа казалась неминуемой — траектория падения — от Южной Европы до Японии.

"Встал вопрос, что же делать: Или ее бросать — она потом упадет, неизвестно куда, — или принять все меры к тому, чтобы ее спасти. А как это сделать? Значит, нужен экипаж, который туда должен полететь", — вспоминает Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Экипаж за спиной называли "смертниками". В Центре подготовки все понимали: это — полет в одну сторону, полет в неизвестность. Не было точных данных, где находится "Салют", какие на станции повреждения и - главное — как к станции пристыковаться. И только командир экипажа Владимир Джанибеков был уверен: все получится!

"В том, что я состыкуюсь, я не сомневался: ни с первой, так со второй попытки. Уверенность была в том, что корабль не подведет, а дальше все от нас зависело", — говорит Владимир Джанибеков, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Откуда у командира такая уверенность, понял актер Владимир Вдовиченков, который сыграл самого Джанибекова в экранизации. "Тогда космонавты были избранными, как будто посланники человечества. Мысли — на другом уровне. Мне кажется, они чуть-чуть ощущали себя ангелами", — отметил Вдовиченков.

Как по небесному проведению в окошке иллюминатора корабля и появилась станция. О том, что нашли именно "Салют" космонавты поняли по яркому свечению.

"Когда после последнего маневра мы вышли из тени и увидели станцию, Володя сидел у иллюминатора справа, и мы увидели этот рукотворный кораблик, он был намного ярче, чем все звезды", — вспоминает Виктор Савиных, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Бортинженер того исторического полета Виктор Савиных в своей книге "Записки с мертвой станции" стыковку с "Салютом" назвал стыковкой с громадным булыжником, летящим только по ведомой ему одному траектории. Чтобы подлететь к стыковочному модулю, "Союзу" пришлось облетать станцию, а ведь космические корабли двигаются не так, как истребители, маневрируя, а лишь корректируя свою траекторию. В случае ошибки — столкновение и неминуемая гибель.

"Володя кончиками пальцев подобрал скорости нашего корабля со скоростями станции, выровнял, и мы выдали импульс на сближение", — рассказал Виктор Савиных.

"Стыковка произошла на заходе, и солнце мне било точно в перископ. В какой-то период у меня были проблемы с определением, — отметил Джанибеков. - Но все прошло спокойно, само касание было деликатным".

Но главные и самые опасные сюрпризы ожидали космонавтов внутри заснувшей станции.

За четыре месяца неуправляемого полета, когда станцию швыряло и переворачивало во все стороны, она чудом сохранила герметичность, но на борту вышли из строя все системы жизнеобеспечения — солнечные батареи и системы регенерации воздуха не работали, трубопроводы полопались от замерзшей воды. Темнота и мертвецкий холод встретили космонавтов на "Салюте", а ведь у экипажа не было даже элементарных перчаток, и запас кислорода был всего на пять суток. Чтобы максимально точно передать атмосферу на станции, создатели фильма построили под Петербургом полноразмерный макет "Салюта", оснастили его настоящими приборами, многие из которых были в космосе, все сцены невесомости на тросах актеры проходили с каскадерами.

В это почти невозможно поверить, но они сделали невозможное — прозвонили все электрические цепи "Салюта", восстановили электропитание, а затем справились уже с потопом на станции — от растаявшего льда. Как не умерли от недостатка и переизбытка кислорода, как почти ежедневно боролись за жизнь!

"У этих космонавтов действительно были истории. Они, может быть, были не такие драматические, как в кино, но это история преодоления себя, это история любви к Родине, к работе, к своей семье, к жизни, ко всему", — считает актер Павел Деревянко.

Они стали заложниками "Салюта" почти на четыре месяца. Зритель вместе с героями за киносеанс прочувствует каждый из этих ста дней, ощутит себя на борту терпящей бедствие станции. "Салют-7" — это фильм про наш общий подвиг, когда можно не прятать слезы, сжимать кулаки и верить, что наши герои вернутся домой.

Текст: "Вести недели"

Орбитальная космическая станция «Cалют-7» перестала отвечать на сигналы из ЦУПа. 11 февраля 1985 года в 9 часов 23 минуты по московскому времени станция, на которой к тому времени уже полгода не было людей, вышла из-под контроля и постепенно приближалась к Земле. Под угрозой были человеческие жизни и репутация советской космонавтики.

На «Салют-7» было решено отправить экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – самых опытных на тот момент действующих космонавтов, на кандидатуре которых настоял лично Алексей Леонов.

Владимир Джанибеков родился в 1942 году в селе Искандер Казахской ССР (ныне Узбекистан). Джан, как называли его друзья, — самый опытный советский летчик-космонавт, совершивший с 1978 по 1985 год четыре полета в космос в качестве командира корабля и имевший опыт ручной стыковки. На момент полета к «Салюту-7» был уже дважды награжден званием Героя СССР. Из своего четвертого полета Джанибеков вернулся в июле 1984-го, поэтому в начале 1985-го у него имелись медицинские ограничения на продолжительность нового полета.

Виктор Савиных родился в 1940 году в деревне Березкины Кировской области. К 1985 году участвовал в одном космическом полете под командованием Джанибекова в качестве бортинженера, был награжден званием Героя СССР.


Экипаж космического корабля "Союз Т-13" Владимир Джанибеков (слева) и Виктор Савиных (справа) перед стартом. © РИА Новости. Александр Моклецов

Руководивший полетом с Земли космонавт Валерий Рюмин очень точно описал сложившуюся ситуацию: космонавтам на корабле «Союз-Т» нужно было состыковаться фактически с 20-тонным булыжником, который «Салют-7» представлял собой на тот момент.

Ничего подобного история космонавтики еще не знала. Было также неизвестно, что именно произошло на станции и в каком она состоянии — можно ли ее восстановить или хотя бы сдвинуть с орбиты, чтобы управлять падением.

В Советском Союзе о ситуации с «Салютом-7» знали только специалисты. А мировые СМИ в феврале сообщили о том, что над головой землян крутится огромная неуправляемая советская станция, которая в любой момент может упасть где угодно — в Америке, Европе или Японии. Подобный прецедент уже был: в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». Часть обломков позже нашли в Западной Австралии.

«Вместе нам предстояло шагнуть в неизвестность», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Инструкторы придумывали все новые и новые трудности, изобретали отказы различных приборов и систем, вводя различные угловые скорости вращения станции по всем осям. Раз в две недели мы летали на космодром «Байконур» и работали на доработанном под эту программу тренажере «бивни», прилетали в Москву, выполняли тренировки в гидробассейне, отрабатывали выход в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей. Поначалу были ошибки. Потом их становилось все меньше и меньше. Мы научились летать на тренажерах с новыми приборами, по новой методике, в новых условиях. Когда стало ясно, что наши навыки и знания позволят осуществить намеченное, было принято решение о старте», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Особенная экспедиция требовала и специальной подготовки космического корабля «Союз-Т»: освободили вес, убрав ненужное оборудование, добавили емкости для воды и продовольствия, а также для горючего, которое позволит осуществлять маневры ручной стыковки. На иллюминатор был установлен прибор ночного видения и лазерный дальномер, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции.


Космонавты Владимир Джанибеков (справа) и Виктор Савиных (слева) тренируются на модели корабля "Союз-Т" © РИА Новости. Александр Моклецов

У советских космонавтов на подготовку было всего три месяца. Шестого июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур под «несчастливым» номером 13.

«В соответствии с программой исследования космического пространства 6 июня 1985 года в 10 часов 40 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-13». Программой полета корабля предусматривается проведение совместных работ с орбитальной станцией «Салют-7». В настоящее время станция, находящаяся на околоземной орбите более трех лет, совершает полет в законсервированном состоянии. Бортовые системы корабля работают нормально, самочувствие экипажа хорошее. Космонавты В. Джанибеков и В. Савиных приступили к выполнению программы полета».

Проблемы начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе.

Запись в бортовом журнале:

В. Джанибеков: «Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек... Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек... Расхождение полтора километра».

В. Савиных: «Мы идем не в графике... Станция уже в стороне, далеко... Нам надо переходить в ручной режим...».

«С виду спокойнее, чем на тренировках, Володя действовал ручками управления корабля. Наша задача — идти в графике движения, который позволит догнать станцию и не врезаться в нее. Командир каждые тридцать секунд по дальномеру должен замерять расстояние до станции, а я делал расчет скорости, сравнивая с графиком. В руке — секундомер, перед глазами — панель управления, контроль расхода топлива. Очень хочется посмотреть на станцию, но ее заслоняет в иллюминаторе плечо Володи. Станция ориентирована на нас боком. Очень ярко высвечена, как будто она высечена из алюминия с желтой добавкой. Панели крутятся? Подойдем поближе, посмотрим.

Дальность 3,170 км, скорость 4,5 м/сек... Сближение идет устойчиво... Все время видим Солнце сбоку... Расстояние 2240 метров, скорость 6 м/сек. Идем в графике. Какая же она яркая!.. Расстояние 1865 метров, 1640 метров. Цвет станции до сих пор остается серебряным... 1280 метров. Пока трудно сказать по панелям, вращаются они или нет, потому что Солнце все время подсвечивает с нашей стороны. Идем на сближение. 980 метров, скорость 5 м/сек. В этот момент я не выдержал: “Начинай, гаси скорость”. В. Джанибеков спокойно передает на Землю: “Гашу скорость”. Нетерпение нарастает. И я, словно не слыша его ответ, продолжаю твердить: “Гаси, гаси скорость”», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

В этот момент космонавты поняли, что станция развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Нужно было совершить облет станции. Вручную. Маневр просчитывал Савиных, Земля помогала с координатами.

Из бортового журнала:

В. Джанибеков: «Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся... Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться потому, что по солнышку у нас не все хорошо... Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске... Нормально идет управление, гашу скорость... ждем касания...»

В. Савиных: «Есть касание. Есть мехзахват».

«Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить — все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«А чего там сложного? Я умею это делать, это мое ремесло. Вот мне сложно уголь добывать: я когда в шахту спустился — однажды меня погрузили ребята в Луганской области — мне страшно там стало. Здесь герои настоящие работают, вкалывают! А я к этому всю жизнь шел, я об этом мечтал!» — Владимир Джанибеков.

Восьмое июня 1985 года вошло в историю пилотируемой космонавтики. Однако для экипажа экспедиции основная работа только начиналась. Самое страшное, что могло случиться с «Салютом» — его разгерметизация. Кислорода, который был в распоряжении «Союза», не хватило бы на всю станцию, и работа на ней была бы невозможна. После нескольких волнительных минут открывания люков выяснилось, что станция герметична.

Из бортового журнала:

Земля: «Первое ощущение? Температура какая?»

В. Джанибеков: «Колотун, братцы!»

Система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха была ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем.

«Подплыл к столу, там нас ждали приклеенные липкой лентой сухарики в пакете и при них — таблетки с солевыми добавками. Это хлеб-соль от предыдущих хозяев. Согреваясь резкими движениями, стал изучать обстановку», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«Я представил себе глубокий погреб где-то в пустыне Каракум ночью: сухо, холодно. Я из тех краев и знаю, что такое сухой холод. И абсолютная гробовая тишина. До того тихо, что слышно, как кровь струится по жилам», — Владимир Джанибеков.

Из сообщения Телеграфного агентства Советского Союза:

«Сегодня, 8 июня 1985 года, в 12 часов 50 минут московского времени осуществлена стыковка космического корабля “Союз Т-13” с орбитальной станцией “Салют-7”. После проверки герметичности стыковочного узла космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных перешли в помещение станции. В соответствии с программой полета экипаж проводит проверку состояния бортовых систем и оборудования станции. Самочувствие Джанибекова и Савиных хорошее».

Первым делом космонавты открыли иллюминаторы на станции и развернули ее к Солнцу с помощью двигателей «Союза». Земля разрешила космонавтам работать на «Салюте» не больше восьми часов в сутки с перерывами и только по одному: другой должен был оставаться на корабле и оттуда контролировать напарника. Разогреть еду на станции не представлялось возможным: чай и кофе сначала грели под мышкой, затем — под лампой освещения на корабле. Воду приходилось экономить, о душе — только мечтать.

Из бортового журнала:

Земля: «Володя, а вот если плюнуть, замерзнет или нет?»

В. Джанибеков: «Немедленно делаю. Плюнул. И замерзло. В течение трех секунд».

Земля: «Это ты прямо на иллюминатор или куда?»

В. Джанибеков: «Нет, на термоплату. Вот тут резина замерзла. Она стал как камень твердая».

Земля: «Это нас не воодушевляет».

В. Джанибеков: «А нас — тем более...»

Десятого июня космонавты вышли в телеэфир. В ЦУПе предусмотрительно попросили их «дыхнуть» и остались довольны — пара изо рта не было видно.

На время эфира Савиных и Джанибекову пришлось снять теплые полосатые шапочки, взятые из дома. На Земле по-прежнему сообщалось, что полет проходит в штатном режиме.

В этот же день космонавты смогли подключить аккумуляторы станции, соединив их напрямую с солнечными батареями: голыми руками скручивали электрические провода и обматывали их изолентой. И так 16 раз. На следующий день включили часть освещения, подключили регенераторы воздуха, разогрели консервы и хлеб. Станция начала оживать. Лед растаял, что принесло космонавтам новые проблемы: что делать с водой?

«Я как-то раз засунул руку за панель и замер: рука по локоть в воде!.. Пошли в ход тряпки. А где их взять? Начали раздирать одежду: сначала белье, потом костюмы. Достаю упаковку Светланы Евгеньевны Савицкой (Вторая женщина-космонавт работала на станции в 1982 году. – Прим. РИА). Светочка, извини, пожалуйста! Я бы вернул тебе вот этот красивый наряд, но вынужден был использовать его не по назначению. Когда пришел «грузовик» с огромным количеством вафельных полотенец, это был большой подарок!» — Владимир Джанибеков.


Летчики-космонавты СССР Виктор Петрович Савиных (слева) и Владимир Александрович Джанибеков во время тренировки в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке. © РИА Новости. Александр Моклецов

«Грузовик» — корабль «Прогресс-24» — пристыковался 23 июня. Привез оборудование, запасы воды и топлива, а также несколько номеров газеты «Правда». О ресурсах можно было больше не беспокоиться. Космонавты начали готовиться к выходу в открытый космос и установке дополнительных секций солнечных батарей: те, что были на станции, за годы нахождения на орбите потеряли свою эффективность под ударами микрометеоритов. Второго августа Владимир Джанибеков и Виктор Савиных осуществили эту операцию. При этом снова не обошлось без проблем: при развертывании батарей заел трос.

«Начал откидывать лебедку, она не снимается с фиксатора. Нужно было выдернуть шпильку, которая крепит фиксатор. Шпилька не выдергивается. Подошел Володя, тоже подергал за веревку, которая привязана к фиксатору. Затем эта веревка оборвалась. Земля посоветовала резким откидыванием лебедки срезать шпильку. В бассейне это получалось. Здесь после двух ударов с основной солнечной батареи посыпались элементы. Не помогла и «кочерга». Решили работать без фиксации, раскрыли ручки, но лебедка не вращается. Володя занял мое место, попробовал, но безрезультатно. В это время у нас уплыла «кочерга» и дополнительный поручень. Видимо, пока менялись местами, они расфиксировались. Ситуация сложная. Возвращаться назад нельзя—нужна наращенная батарея. Поняли, что дело не в лебедке — трос приварился к лиркам, в которых он был уложен. Володя отошел подальше к люку с наконечником в руке, а я остался у лебедки. Он резко дергал, а я пытался сдвинуть трос с места. После нескольких рывков трос пошел. Ура!» - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Помимо восстановления станции, космонавты занимались на «Салюте» и научной работой: проводили эксперименты, вели наблюдения, выращивали хлопок и перец. Так прошло 100 суток, которые врачи отвели Владимиру Джанибекову на экспедицию. 18 сентября к станции причалил «Союз Т-14» с Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту.

26 сентября Владимир Джанибеков и Георгий Гречко вернулись на Землю. Савиных, Васютин и Волков продолжили работу на орбите.

На Земле, уже после возвращения Савиных, месяц решали: наградить космонавтов или наказать — те не всегда действовали строго по инструкции и в соответствии с командами ЦУПа. Но в итоге Виктору Савиных вручили вторую звезду Героя, а Джанибекову присвоили звание генерал-майора авиации. Расследование инцидента установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции.

РИА Новости благодарит за помощь в подготовке материала журналиста, автора идеи фильма «Салют-7» Алексея Самолётова.

В статье использованы фрагменты интервью с космонавтами Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных для документального фильма «Битва за «Салют». Космический детектив».

И ещё:

А вы знали что...

В 1985 году космонавты Джанибеков и Савиных реанимировали обесточенную орбитальную станцию "Салют-7". До сих пор этот полет считается самым сложным в истории космонавтики. Было нарушено энергоснабжение станции, она не выходила на связь. Для ремонта были посланы Джанибеков и Савиных на корабле «Союз Т-13». Пристыковались, взялись за ремонт. Ремонт происходил примерно так: вынимался какой-то блок, проверялся тестером, нормальные возвращались на место, неисправные заменялись. И вот, после замены очередного блока, Джанибеков отчетливо услышал за спиной спокойный голос: "Здорово, отцы!".

Первая мысль у него была: "Все, песец, прощай, космонавтика - у меня поехала крыша". Потом заметил, что и у Савиных побелел нос. Это несколько успокоило - сразу у двоих крыши поехать не могли. Ме-едленно обернулись (ну блин, кто там еще мог находиться-то, кроме них?!) и начали истерично ржать.

Предыдущий экипаж оставил в видеомагнитофоне кассету с "Белым солнцем пустыни". Пока станция была обесточена, видик спал, а как запитался - так и проснулся. Как раз на том самом месте, когда красноармеец Сухов подходит к аксакалам. В ЦУПе началась тихая паника, когда там заслышали истеричный хохот космонавтов, а те еще долго не могли внятно доложить обстановку.

Технической стороны картины: что было на экране и что – на самом деле.

Кадр из фильма "Салют-7"

Перчатки и ангелы

Особенности картины можно почувствовать уже с первых минут. Космонавты Джанибеков и Савицкая (в фильме фамилии изменены) занимаются сваркой во время внекорабельной деятельности, непринужденно развлекаясь шуточками про секс в космосе (привет, «Гравитация », которая тоже начиналась с шуточек в открытом космосе). Светлана прокалывает скафандр, и первая женщина, вышедшая в открытый космос, тут же оказывается в шаблонной ситуации «девы в беде». Спасать ее, впрочем, не торопятся, потому что напарник видит неотмирный свет с ангелами. После возвращения на Землю киноверсию Джанибекова из-за этого признают непригодным к полетам.

В реальности был очень успешный выход в открытый космос Джанибекова и Савицкой 25 июля 1984 года. В нем проверили универсальный ручной инструмент (УРИ), которым можно было резать, сваривать, паять и напылять покрытие.

Тот самый выход в открытый космос, Светлана работает фото Владимира Джанибекова

В истории космонавтики известно два случая повреждения перчатки скафандра, но они оба, по иронии судьбы, случились с американскими астронавтами. В миссии STS-37 в 1991 году ограничительная наладонная планка проколола перчатку скафандра, но это было обнаружено только после возвращения - утечка воздуха оказалась слишком слабой, чтобы ее заметили. В 2007 году на миссии STS-118 при выходе в открытый космос заметили повреждение перчатки, выход завершили досрочно, но опасности не было - пострадали только два из пяти слоев. На советских/российских скафандрах «Орлан» тоже много слоев, а кончики пальцев закрыты пластиковыми напальчниками, так что проколоть их не так уж и просто. Также, абсолютная герметичность недостижима, и у любого скафандра есть нормы потери атмосферы. А в специальных скафандрах для внекорабельной деятельности есть дополнительные баллоны для того, чтобы справляться с небольшой утечкой.

Авария

Кадр из фильма "Салют-7"

В фильме солнечные батареи станции повреждают метеориты, после чего показывается отключение какого-то блока, обесточившего станцию. Снова привет, «Гравитация».

В реальности станция была обесточена по другим причинам. Очень подробно и понятно происшествие описано в четвертой книге серии «Ракеты и люди» Б.Е. Чертока. 11 февраля 1985 года в системе управления сработала токовая защита - «выбило пробки» у одного из передатчиков системы радиосвязи. Автоматика перешла на резервный. Основной передатчик уже выработал ресурс, поэтому его отказ был неудивителен. По инструкции надо было дождаться прибытия специалистов по системе управления и системе связи, но следующая смена в ЦУПе попробовала включить основной передатчик - а что если срабатывание автоматики случайное? Увы, это было ошибочным решением - команда на включение основного передатчика вызвала короткое замыкание, которое вывело из строя находящиеся в одном блоке с аварийным передатчиком приемники и дешифраторы. Станция потеряла возможность принимать команды с Земли. Ток короткого замыкания в 100-120 ампер разрядил аккумуляторы станции и вывел из строя программно-временное устройство, которое должно было регулярно давать команду на подзарядку аккумуляторов от солнечных батарей. Без тока аккумуляторов прекратила работу система терморегулирования, и станция начала замерзать - по расчетам, температура внутри нее должна была опуститься до -20°С. Оглохшую станцию никак нельзя было реанимировать дистанционно, должны были полететь люди.

Опасность

В картине и некоторых документальных фильмах всячески подчеркивается, что неуправляемое падение «Салюта» могло стать катастрофой глобального масштаба. По иронии судьбы, в 1991 году станция совершила неуправляемый сход с орбиты, и не сгоревшие обломки упали на территории Аргентины. Около любительской обсерватории Оро Верде лежит в качестве экспоната один из самых больших кусков.

Carloszelayeta/Wikipedia

Кроме этого, упоминается о находках труб, плит, колец и других небольших фрагментов. Жертв не было. В случае падения станции в густонаселенной местности могли быть единичные пострадавшие, но реальный урон был бы намного меньше, чем медийная шумиха.

Похищение и тайна фотографии

Еще один вопрос, который поднимается и в кино и в документальных передачах - якобы американцы собирались похитить станцию «Салют-7» на Спейс Шаттле. Очень коротко и по пунктам:

1. «Салют-7» - гражданская станция, на которой не должно было быть ничего особо секретного, на нее по программе «Интеркосмос» летали космонавты Франции и Индии. Предыдущую станцию «Салют-6» посещало множество космонавтов других стран от Кубы до Вьетнама. Военными станциями были «Алмазы», которые в целях конспирации обозначались как «Салюты» -2,3,5.

2. Технически было бы крайне сложно похитить станцию - пришлось бы срезать солнечные панели и антенны, а так же извлечь из станции и выбросить более 6 тонн груза - шаттл мог вернуть с орбиты 14,4 тонны, а «Салют-7» в начале эксплуатации весил 20, и с новыми полетами его масса только росла.

3. Реально летавший весной 1985 шаттл с миссией STS-51B выводился на другое наклонение (57° вместо 51,6° у «Салюта-7») и мог только пролететь недалеко от станции с большой разницей скоростей. Перейти на орбиту «Салюта-7» и сблизиться у него не хватило бы топлива. Да и в грузовом отсеке в этой миссии была лаборатория SpaceLab, которую пришлось бы выбросить, чтобы взять «Салют».

4. За прошедшие десятилетия не всплыло никаких документов о том, что такое предложение хотя бы выдвигалось, не говоря уже о планах работ, оборудовании и тренировках по его выполнению.

В недавно вышедшем фильме «Салют-7. История одного подвига» эта версия повторяется, причем журналисты даже вышли на Нормана Таггарта, члена экипажа STS-51B, который говорит, что сближение с «Салютом» было случайным. Там же утверждается, что с борта шаттла якобы сделали фотографию аварийной станции. Вот она:

На фотографии видна станция «Салют-7», действительно похожая на аварийную - на одной из солнечных панелей не развернуты дополнительные панели (узкие сбоку от основной широкой), а угол поворота панелей выглядит ненормально. Сам Савиных в передаче говорит, что не видел этой фотографии в советских архивах, значит, ее сделали американцы. В Википедии эта фотография атрибутирована как «сломавшаяся станция „Салют-7“, фото сделано экипажем „Союза Т-13“». Но это неверно - ссылка на источник недоступна, но в веб-архиве эта фотография никак не подписана. У меня не получилось найти это фото в онлайн архивах NASA, у него нет часто встречающихся в их архивах уникального номера. Как источник фотографии указывается агентство Sovfoto/Eastfoto, так что, скорее всего, верно объяснение по бритве Оккама - это советская фотография, а Савиных ошибся.

Стыковка

Стыковка в том виде, в котором она показана в фильме, не исторична и не реалистична. Прежде всего, в реальности станция практически не вращалась. А вращение по тангажу сделало бы стыковку вообще невозможной. Советский/российский стыковочный узел системы «штырь-конус» работает вот так:

«Наука и жизнь», 1988

Если бы станция сильно вращалась, то на этапе Б на штырь с одной стороны начала бы действовать инерция станции массой в 20 с лишним тонн, а с другой - корабля массой 7 тонн. Стыковочную штангу сломало бы или вырвало.

Забытое сближение

Лазерный дальномер ЛПР-1 6ppc.ru

А вот интересный и по-настоящему драматичный этап сближения никак не был показан. Дело в том, что баллистики могли сблизить корабль до расстояния нескольких километров до станции. Штатная система ручной стыковки ВСК-1 (Визир специальный космонавта) могла использоваться с расстояния нескольких сотен метров. А варианта ручного сближения между ними не было. В крайне сжатые сроки инженеры РКК «Энергия» и космонавты ЦПК сумели разработать методику сближения, когда командир корабля измерял дальность военным лазерным дальномером ЛПР-1 и управлял кораблем с дублирующего набора ручек управления, а бортинженер сидел с калькулятором и рассчитывал необходимые маневры. Более подробно это описано в отдельном материале.

Передраматизировали

Слой инея и потоп на станции - часто встречающееся в кино раздувание мухи в слона, чтобы было более драматично. В реальности на станции было немного инея и очень холодно (вязаные шапки - исторический факт). В переговорах действительно есть предложение ЦУПа плюнуть и проверить, замерзнет ли плевок. Замерз за три секунды. Когда станцию отогрели, стало сыро, и космонавты пустили на тряпки всю доступную ткань. Особенно страшно было протирать кабели перед соединением. Но, конечно же, реальное количество воды было меньше нарисованного. На фоне последующих ошибок к этому даже не хочется придираться.

Бессмысленный героизм

История с закрытым оплавленной блендой солнечным датчиком печальна тем, что бессмысленна. В реальности станцию сначала поворачивали солнечными панелями на Солнце двигателями ориентации корабля (и это даже показано один раз в фильме!), а кабели с панелей соединили напрямую с аккумуляторами, минуя какую-либо электронику. Так что весь героизм с кувалдой просто не был нужен. Отдельную грустную улыбку вызывает то, что после того, как бленду наконец успешно сбили, волшебным образом все стало хорошо, при том, что Солнце было по продольной оси станции и, по идее, вне видимости датчика.

История же с пожаром и скоростным выходом в открытый космос просто не выдерживает никакой критики. Сюжет пожара явно взят с истории на станции «Мир» и очень сильно преувеличен для драматизма. А мгновенно облачиться в скафандр не получится - там пониженное давление, и нужно заранее длительное время дышать чистым кислородом, чтобы азот в сосудах не закипел.

В то же время на станции были и реальные опасности. Например, из-за неработающей вентиляции космонавт оказывался в пузыре с повышенным содержанием углекислого газа, который он выдыхал. Был реальный риск удушья и потери сознания. Второй космонавт должен был контролировать работающего на станции, а при возможности они таскали с собой вентиляционные рукава. Жаль, что этого не показали. Бытовой героизм жизни и работы в холодильнике без горячей еды и питья на экране отсутствует.

11 февраля 1985 года произошло большое и тогда, естественно, засекреченное ЧП на станции «Салют-7». Космонавты Джанибеков и Савиных получили Звезды Героев за полет, но на самом деле он был чрезвычайный. Так что это было за ЧП?

32 года назад была потеряна связь с советской орбитальной стацией «Салют-7». Из-за неполадок с электроникой и цепи коротких замыканий пропал радиосигнал, дистанционное управление с Земли оказалось невозможным, а ручной режим взять было просто некому - ЧП совпало с пересменкой экипажа. Объект самопроизвольно сходил с орбиты. Тем временем информация о ЧП явно не случайно просочилась в западную прессу. «Советская станция летит на головы американцев» - написали газеты в США. И на мысе Канаверал уже готовили грузовой шаттл для перехвата.

«Нельзя было исключать и того, что, как в фантастических фильмах про Бонда, откроется грузовой отсек и наш спутник, и космический корабль утащит с орбиты», - рассказал Сергей Рогов, научный руководитель Института США и Канады РАН.

Не дать американцам «украсть станцию» и наши космические секреты было не только делом чести - неконтролируемый полет и падение могли и впрямь привести к катастрофе, рухнуть неуправляемая 20-тонная махина могла где угодно - от южной Европы до Японии. Пилотируемых грузовых кораблей «Буранов», чтобы забрать аварийный объект из космоса у Советского Союза еще не было, и было принято, казалось, невозможное решение: станцию не снимать с орбиты, а вернуть на нее.

Корабль «Союз», который обычно возит экипажи на станцию, экстренно переделывают в ремонтно-спасательный аппарат. Из кабины убрали все лишнее, чтобы облегчить вес, вместо кресла третьего члена экипажа загрузили дополнительные емкости с водой, топливные баки залили под завязку. Было неизвестно, какие повреждения на станции, получится ли к ней пристыковаться и сколько времени и сил это займет. Единственный, кто был уверен в успехе, - командир экипажа Владимир Джанибеков. Он это уже видел во сне.

Задача, которая стояла перед Джанибековым и борт-инженером Виктором Савиных, была на грани возможного: найти в космосе мертвую станцию, подлететь и состыковаться с ней, что называется, на глазок, ведь точных координат «Салюта» никто не знал, станция не подавала радиосигнал:

«Мы ждали в том иллюминаторе, где она должна была появиться, маленькая звездочка, но мы поняли, что это не звезда, что не планета, мы поняли, что это станция», - вспоминает космонавт Виктор Савиных.

Началось сближение. Без права на ошибку, чтобы прицелиться поймать станцию в лазерный дальномер. Всего несколько секунд. Затем - снова в режим прямой видимости. Метр за метром.

Только на этом расстоянии экипаж понял, что станция развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Экипаж решает облететь станцию, но космические корабли летают не так, как истребители, маневрируя, а только прямо, лишь корректируя свою траекторию. В случае ошибки - столкновение и неминуемая гибель. Но у них получилось!

Уникальный случай в истории пилотируемой космонавтики: так, как это сделали Джанибеков с Савиных, не стыковался еще никто и никогда, тем более с неуправляемым объектом. Дальше космонавтам предстояло выровнять давление на станции и корабле. Несмотря на то что «Салют» четыре месяца находился в аварийном дрейфе, герметичность станции была сохранена.

Попав из стыковочного отсека внутрь станции, первое, что почувствовали космонавты, - это дичайший холод и кромешную тьму. За время неконтролируемого полета «Салюта» на станции вышли из строя все системы жизнеобеспечения: вся вода замерзла, а титановые трубопроводы просто лопнули. В кратчайшие сроки Джанибекову и Савиных предстояло починить все оборудование и превратить эту железную бочку снова в действующую орбитальную космическую станцию.

Запасов воды и воздуха было всего на пять суток. Как при минусовых температурах, работая даже без элементарных перчаток, им удалось прозвонить все электрические цепи салюта, восстановить электроснабжение, а затем справиться уже с потопом на станции от растаявшего льда, не умереть теперь от переизбытка кислорода и предотвратить пожар?! Как восстанавливали станцию снаружи? Почему возвращались герои поодиночке, а на Земле не знали, наградить или наказать экипаж?

О смелости наших космонавтов спустя три десятка лет страна узнает из остросюжетного фильма «Салют-7». Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко - в роли Джанибекова и Савиных. Об уникальной космической операции расскажут уникальными съемками в режиме невесомости. Новый отечественный блокбастер «Салют-7» смотрите уже совсем скоро во всех кинотеатрах страны. Этот подвиг забыт не будет!

«Салют-7»: история реального подвига

Орбитальная космическая станция «Cалют-7» перестала отвечать на сигналы из ЦУПа. 11 февраля 1985 года в 9 часов 23 минуты по московскому времени станция, на которой к тому времени уже полгода не было людей, вышла из-под контроля и постепенно приближалась к Земле. Под угрозой были человеческие жизни и репутация советской космонавтики.

На «Салют-7» было решено отправить экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – самых опытных на тот момент действующих космонавтов, на кандидатуре которых настоял лично Алексей Леонов.

Владимир Джанибеков родился в 1942 году в селе Искандер Казахской ССР (ныне Узбекистан). Джан, как называли его друзья, - самый опытный советский летчик-космонавт, совершивший с 1978 по 1985 год четыре полета в космос в качестве командира корабля и имевший опыт ручной стыковки. На момент полета к «Салюту-7» ему было уже дважды присвоено звание Героя СССР. Из своего четвертого полета Джанибеков вернулся в июле 1984-го, поэтому в начале 1985-го у него имелись медицинские ограничения на продолжительность нового полета.

Виктор Савиных родился в 1940 году в деревне Березкины Кировской области. К 1985 году участвовал в одном космическом полете под командованием Джанибекова в качестве бортинженера, было присвоено звание Героя СССР.

Экипаж космического корабля «Союз Т-13» Владимир Джанибеков (слева) и Виктор Савиных (справа) перед стартом.

Руководивший полетом с Земли космонавт Валерий Рюмин очень точно описал сложившуюся ситуацию: космонавтам на корабле «Союз-Т» нужно было состыковаться фактически с 20-тонным булыжником, который «Салют-7» представлял собой на тот момент.

Ничего подобного история космонавтики еще не знала. Было также неизвестно, что именно произошло на станции и в каком она состоянии - можно ли ее восстановить или хотя бы сдвинуть с орбиты, чтобы управлять падением.

В Советском Союзе о ситуации с «Салютом-7» знали только специалисты. А мировые СМИ в феврале сообщили о том, что над головой землян крутится огромная неуправляемая советская станция, которая в любой момент может упасть где угодно - в Америке, Европе или Японии. Подобный прецедент уже был: в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». Часть обломков позже нашли в Западной Австралии.

«Вместе нам предстояло шагнуть в неизвестность», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Инструкторы придумывали все новые и новые трудности, изобретали отказы различных приборов и систем, вводя различные угловые скорости вращения станции по всем осям. Раз в две недели мы летали на космодром «Байконур» и работали на доработанном под эту программу тренажере «бивни», прилетали в Москву, выполняли тренировки в гидробассейне, отрабатывали выход в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей. Поначалу были ошибки. Потом их становилось все меньше и меньше. Мы научились летать на тренажерах с новыми приборами, по новой методике, в новых условиях. Когда стало ясно, что наши навыки и знания позволят осуществить намеченное, было принято решение о старте», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Особенная экспедиция требовала и специальной подготовки космического корабля «Союз-Т»: освободили вес, убрав ненужное оборудование, добавили емкости для воды и продовольствия, а также для горючего, которое позволит осуществлять маневры ручной стыковки. На иллюминатор был установлен прибор ночного видения и лазерный дальномер, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции.

Космонавты Владимир Джанибеков (справа) и Виктор Савиных (слева) тренируются на модели корабля «Союз-Т»

© РИА Новости / Александр Моклецов

У советских космонавтов на подготовку было всего три месяца. Шестого июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур под «несчастливым» номером 13.

«В соответствии с программой исследования космического пространства 6 июня 1985 года в 10 часов 40 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-13». Программой полета корабля предусматривается проведение совместных работ с орбитальной станцией «Салют-7». В настоящее время станция, находящаяся на околоземной орбите более трех лет, совершает полет в законсервированном состоянии. Бортовые системы корабля работают нормально, самочувствие экипажа хорошее. Космонавты В. Джанибеков и В. Савиных приступили к выполнению программы полета».

Проблемы начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе.

Запись в бортовом журнале:

В. Джанибеков: «Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек… Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек… Расхождение полтора километра».
В. Савиных: «Мы идем не в графике… Станция уже в стороне, далеко… Нам надо переходить в ручной режим…».

«С виду спокойнее, чем на тренировках, Володя действовал ручками управления корабля. Наша задача - идти в графике движения, который позволит догнать станцию и не врезаться в нее. Командир каждые тридцать секунд по дальномеру должен замерять расстояние до станции, а я делал расчет скорости, сравнивая с графиком. В руке - секундомер, перед глазами - панель управления, контроль расхода топлива. Очень хочется посмотреть на станцию, но ее заслоняет в иллюминаторе плечо Володи. Станция ориентирована на нас боком. Очень ярко высвечена, как будто она высечена из алюминия с желтой добавкой. Панели крутятся? Подойдем поближе, посмотрим.
Дальность 3,170 км, скорость 4,5 м/сек… Сближение идет устойчиво… Все время видим Солнце сбоку… Расстояние 2240 метров, скорость 6 м/сек. Идем в графике. Какая же она яркая!.. Расстояние 1865 метров, 1640 метров. Цвет станции до сих пор остается серебряным… 1280 метров. Пока трудно сказать по панелям, вращаются они или нет, потому что Солнце все время подсвечивает с нашей стороны. Идем на сближение. 980 метров, скорость 5 м/сек. В этот момент я не выдержал: “Начинай, гаси скорость”. В. Джанибеков спокойно передает на Землю: “Гашу скорость”. Нетерпение нарастает. И я, словно не слыша его ответ, продолжаю твердить: “Гаси, гаси скорость”», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

В этот момент космонавты поняли, что станция развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Нужно было совершить облет станции. Вручную. Маневр просчитывал Савиных, Земля помогала с координатами.

Из бортового журнала:

В. Джанибеков: «Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся… Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться потому, что по солнышку у нас не все хорошо… Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске… Нормально идет управление, гашу скорость… ждем касания…»
В. Савиных: «Есть касание. Есть мехзахват».

«Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить - все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«А чего там сложного? Я умею это делать, это мое ремесло. Вот мне сложно уголь добывать: я когда в шахту спустился - однажды меня погрузили ребята в Луганской области - мне страшно там стало. Здесь герои настоящие работают, вкалывают! А я к этому всю жизнь шел, я об этом мечтал!» - Владимир Джанибеков.

Восьмое июня 1985 года вошло в историю пилотируемой космонавтики. Однако для экипажа экспедиции основная работа только начиналась. Самое страшное, что могло случиться с «Салютом» - его разгерметизация. Кислорода, который был в распоряжении «Союза», не хватило бы на всю станцию, и работа на ней была бы невозможна. После нескольких волнительных минут открывания люков выяснилось, что станция герметична.

Из бортового журнала:

Земля: «Первое ощущение? Температура какая?»
В. Джанибеков: «Колотун, братцы!»

Система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха была ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем.

«Подплыл к столу, там нас ждали приклеенные липкой лентой сухарики в пакете и при них - таблетки с солевыми добавками. Это хлеб-соль от предыдущих хозяев. Согреваясь резкими движениями, стал изучать обстановку», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«Я представил себе глубокий погреб где-то в пустыне Каракум ночью: сухо, холодно. Я из тех краев и знаю, что такое сухой холод. И абсолютная гробовая тишина. До того тихо, что слышно, как кровь струится по жилам», - Владимир Джанибеков.

Из сообщения Телеграфного агентства Советского Союза:

«Сегодня, 8 июня 1985 года, в 12 часов 50 минут московского времени осуществлена стыковка космического корабля “Союз Т-13” с орбитальной станцией “Салют-7”. После проверки герметичности стыковочного узла космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных перешли в помещение станции. В соответствии с программой полета экипаж проводит проверку состояния бортовых систем и оборудования станции. Самочувствие Джанибекова и Савиных хорошее».

Первым делом космонавты открыли иллюминаторы на станции и развернули ее к Солнцу с помощью двигателей «Союза». Земля разрешила космонавтам работать на «Салюте» не больше восьми часов в сутки с перерывами и только по одному: другой должен был оставаться на корабле и оттуда контролировать напарника. Разогреть еду на станции не представлялось возможным: чай и кофе сначала грели под мышкой, затем - под лампой освещения на корабле. Воду приходилось экономить, о душе - только мечтать.

Из бортового журнала:

Земля: «Володя, а вот если плюнуть, замерзнет или нет?»
В. Джанибеков: «Немедленно делаю. Плюнул. И замерзло. В течение трех секунд».
Земля: «Это ты прямо на иллюминатор или куда?»
В. Джанибеков: «Нет, на термоплату. Вот тут резина замерзла. Она стал как камень твердая».
Земля: «Это нас не воодушевляет».
В. Джанибеков: «А нас - тем более…»

Десятого июня космонавты вышли в телеэфир. В ЦУПе предусмотрительно попросили их «дыхнуть» и остались довольны - пара изо рта не было видно.

На время эфира Савиных и Джанибекову пришлось снять теплые полосатые шапочки, взятые из дома. На Земле по-прежнему сообщалось, что полет проходит в штатном режиме.

В этот же день космонавты смогли подключить аккумуляторы станции, соединив их напрямую с солнечными батареями: голыми руками скручивали электрические провода и обматывали их изолентой. И так 16 раз. На следующий день включили часть освещения, подключили регенераторы воздуха, разогрели консервы и хлеб. Станция начала оживать. Лед растаял, что принесло космонавтам новые проблемы: что делать с водой?

«Я как-то раз засунул руку за панель и замер: рука по локоть в воде!.. Пошли в ход тряпки. А где их взять? Начали раздирать одежду: сначала белье, потом костюмы. Достаю упаковку Светланы Евгеньевны Савицкой (Вторая женщина-космонавт работала на станции в 1982 году. – Прим. РИА). Светочка, извини, пожалуйста! Я бы вернул тебе вот этот красивый наряд, но вынужден был использовать его не по назначению. Когда пришел «грузовик» с огромным количеством вафельных полотенец, это был большой подарок!» - Владимир Джанибеков.

Летчики-космонавты СССР Виктор Петрович Савиных (слева) и Владимир Александрович Джанибеков во время тренировки в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке.

© РИА Новости / Александр Моклецов

«Грузовик» - корабль «Прогресс-24» - пристыковался 23 июня. Привез оборудование, запасы воды и топлива, а также несколько номеров газеты «Правда». О ресурсах можно было больше не беспокоиться. Космонавты начали готовиться к выходу в открытый космос и установке дополнительных секций солнечных батарей: те, что были на станции, за годы нахождения на орбите потеряли свою эффективность под ударами микрометеоритов. Второго августа Владимир Джанибеков и Виктор Савиных осуществили эту операцию. При этом снова не обошлось без проблем: при развертывании батарей заел трос.

«Начал откидывать лебедку, она не снимается с фиксатора. Нужно было выдернуть шпильку, которая крепит фиксатор. Шпилька не выдергивается. Подошел Володя, тоже подергал за веревку, которая привязана к фиксатору. Затем эта веревка оборвалась. Земля посоветовала резким откидыванием лебедки срезать шпильку. В бассейне это получалось. Здесь после двух ударов с основной солнечной батареи посыпались элементы. Не помогла и «кочерга». Решили работать без фиксации, раскрыли ручки, но лебедка не вращается. Володя занял мое место, попробовал, но безрезультатно. В это время у нас уплыла «кочерга» и дополнительный поручень. Видимо, пока менялись местами, они расфиксировались. Ситуация сложная. Возвращаться назад нельзя-нужна наращенная батарея. Поняли, что дело не в лебедке - трос приварился к лиркам, в которых он был уложен. Володя отошел подальше к люку с наконечником в руке, а я остался у лебедки. Он резко дергал, а я пытался сдвинуть трос с места. После нескольких рывков трос пошел. Ура!» — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Помимо восстановления станции, космонавты занимались на «Салюте» и научной работой: проводили эксперименты, вели наблюдения, выращивали хлопок и перец. Так прошло 100 суток, которые врачи отвели Владимиру Джанибекову на экспедицию. 18 сентября к станции причалил «Союз Т-14» с Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту.

26 сентября Владимир Джанибеков и Георгий Гречко вернулись на Землю. Савиных, Васютин и Волков продолжили работу на орбите.

На Земле, уже после возвращения Савиных, месяц решали: наградить космонавтов или наказать - те не всегда действовали строго по инструкции и в соответствии с командами ЦУПа. Но в итоге Виктору Савиных вручили вторую звезду Героя, а Джанибекову присвоили звание генерал-майора авиации. Расследование инцидента установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции.

РИА Новости благодарит за помощь в подготовке материала журналиста, автора идеи фильма «Салют-7» Алексея Самолётова.

В статье использованы фрагменты интервью с космонавтами Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных для документального фильма «Битва за «Салют». Космический детектив».

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...