Двойные буквы е е ю я. Двойная роль букв е, ё, ю, я
Класс: 5
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в
гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме.
Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно
совершим открытие, разгадаем тайну, которую
скрывают от нас гласные буквы.
Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же
нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к
испытаниям? И вот первое задание.
3. Проверка знаний
Задание 1
Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения,
дать его устную характеристику, начертить схему
предложения.
(Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – снежинки падают, во втором – все застилается.
Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи интонации и союза и, разделены запятой. [, и ].)
– Ребята, охарактеризуйте согласные звуки в слове белые
[б’] – согласный, звонкий, мягкий
[л] – согласный, звонкий, твёрдый
Задание 2
– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:
[б] [р] [с] и [а] [о] [и]
– Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны? (Нет. )
– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки. Запишите слова в тетрадь.
Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.
4. Знакомство с новой темой урока
– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква... зато осталась... (Е)Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)
– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну
они скрывают?
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие
звуки слышатся?
Вывод.
– Итак, буквы е , ё , ю , я обозначают два звука.
е – [й"э],
ё – [й"о],
ю – [й"у],
я – [й"а]
– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.
ме л [м"э л]
мё д [м"о т]
лю к [л"у к]
ря д [р"а т]
– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е , ё , ю , я .
Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? (открываю постепенно зашторенную часть слайда, где записана транскрипция слов).
– Где стоят буквы е
, ё
, ю
, я
в
словах данного столбика? (После согласного
.)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один
звук [э, о, у, а]
.)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие
.)
Сделаем вывод.
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят после
согласной, то они обозначают один звук [э, о, у,
а]
и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е
, ё
, ю
, я
–
это смягчение согласной.
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е , ё , ю , я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я ?
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят между
согласными, они обозначают один звук и указывают
на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят в начале
слова, после ъ
и ь
, после гласной, они
обозначают два звука.
5. Физкультминутка
6. Закрепление нового материала
– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь мудрая сова хочет проверить, как вы усвоили правило.
1) Обратимся к учебнику. Откройте стр. 127, упр. 305.
2) Распределите по алфавиту слова: буран
, буря
,
вьюга
, метель
, мороз
, позёмка
.
7. Проверка знаний
8. Рефлексия
– Ребята, сегодня на уроке мы побывали в гостях
у звуков речи, раскрыли тайну букв Е Ё Ю Я
,
хорошо поработали. Пора подвести итоги.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание
Дома: § 61, упр. 306
Использованная литература
>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Двойная роль букв я, ю, е, ё
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.
Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.
Буквы е, ё, ю, я
после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя
- [с"э"м"а].
В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд"йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.
Знаете ли вы?
В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио
.
А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин
(1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.
Сравните!
1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,
напишите эти буквы.
[ай] - ... [йа] - ...
[ой] - ... [йо] - ...
[уй] - ... [йу] - ...
[эй] - ... [йэ] - ...
2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я
передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].
Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.
3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё
и укажите, сколько звуков они обозначают.
Споёмте
, друзья, ведь
завтра в поход
Уйдём в предрассветный
туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой
капитан.
(А. Чуркин
)
4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?
5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.
Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Весь русский язык онлайн , список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей6. Сочетания букв, имеющие непроизносимый согласный звук:
СТН = [си]: грустный
ЗДН =[зн]:звёздный
РДЦ = [рц]: сердце
ЛНЦ = [нц]: солнце
7. Особенности произношения некоторых сочетаний согласных
ЧН - [ШН] в словах: скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный, Ильинична
ЧТ = [ШТ] в словах: что, чтобы, что-либо, кое-что и др.
СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ"]: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки, без часов и др.
СШ, ЗШ = [Ш]: бесшумный, без шарфика и др.
ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]: учится, учиться, уродство, братцы и др. ГК = [ХК], [Х"К"]: легкий ГЧ = : легче
8. Особенности произношения некоторых грамматических форм
В окончаниях -ОГО- (-ЕГО-) имен прилагательных, причастий и местоимений произносится согласный звук [В]: прекрасного, летящего, своего.
Специфика букв Ъ и Ь
Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.
Алгоритм выполнения задания А4:
1. Если требуется определить соотношение в слове букв и звуков, следует помнить о том, что
Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают;
Буквы Е. Ё. Ю. Я могут обозначать два звука
а) в начале слова (ЯМА, ЁЖИК);
б) после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ);
в) после Ъ и Ь (ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД).
Следующие буквосочетания произносятся как один звук:
а) СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ"]: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки, без часов и др.;
б) СШ, ЗШ = [Ш]: бесшумный, без шарфика и др.;
в) ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]: учится, учиться, уродство, братцы и др.
В следующих буквосочетаниях имеются непроизносимые согласные:
а) СТН = [сн]: грустный;
б) ЗДН = [зн]: звёздный;
в) РДЦ = [рц]: сердце;
г) ЛНЦ = [нц]: солнце.
2. Если требуется определить, в каких словах все согласные звуки твердые или в каких словах все согласные звуки мягкие, помните о том, что
Буквы Е, Ё, Ю, Я, Ь указывают на мягкость предшествующего согласного;
В буквосочетаниях ШЬ, ЖЬ буква Ь (мягкий знак) не указывает на мягкость согласного (звуки Ж, Ш всегда непарные, твердые), а указывает на определенную грамматическую форму:
а) рожь, мышь - Ь знак показывает, что перед нами имена существительные 3-его склонения;
б) ешь, режь - Ь знак показывает, что перед нами форма повелительного наклонения глагола;
в) едешь, говоришь - Ь знак показывает, что перед нами форма 2-го лица единственного числа глагола;
В слове может быть всегда мягкий непарный звук-невидимка [Й"], обозначаемый на письме при помощи букв Е, Ё, Ю, Я, если они идут в начале слова (ЯМА, ЁЖИК); после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ); после Ъ и Ь (ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД).
Примечание: иногда учащиеся забывают о существовании этого звука и поэтому ошибочно полагают, что, например, в слове ЯБЛОКО все согласные звуки твердые.
3. Если требуется определить, в каких словах все согласные звуки звонкие или в каких ювах все согласные звуки глухие, помните о том, что
все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой: ДУБ [ДУШ; СКАЗКА [СКА С К А].
Глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий: ПРОСЬБА [ПРОЦБА].
ЗАДАНИЕ А5
Что должен знать ученик, выполняя задание А5 : правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.
1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Пример: сериал - серИйный; выстиранный - стИрка, смиренный - смИрный, зачарованный - чАры, честолюбивый - чЕсть.
Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путем подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:
У существительных изменить число: весна - вЁсны, паруса - пАрус;
У прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - он нАг, босой - он 60с;
У глаголов:
A) изменить число: я брожу - мы брОдим;
Б) изменить время: показал - покАжет;
B) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвЁл.
При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, на различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:
1. старожил нашего города (= стАрый житель) - он сторожил склад (= стОрож)
2. умолять о пощаде (= он мОлит) - умалять значение (делать мАлым)
3. разрядить ружье (= разрЯд) - разредить морковь (= рЕдкий)
4. раздражать поведением (= кто-то дрАзнит) - задрожать от холода (дрОжь)
5. благословить на подвиг (= сказать благое слОво) - прославлять героя (= слАва)
6. покарать врага (= кАра) - покорить природу (= покОрный) - укорять за лень (= укОр)
7. посвятить стихотворение (= свЯтость) - посветить свечой (= свЕт)
8. увидать издали (= увИдит) - увядать без влаги (= увЯнуть)
9. утихать постепенно (= утИхнуть) - утешать ласково (= утЕшить)
10. флаг развевается (= вЕять) - ребенок развивается (= развИтие)
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Узнаем, чем отличаются от других гласных буквы е, ё, ю, я.
Для начала посмотрите на транскрипцию и определите, какие перед вами слова.
Если внимательно посмотреть на запись данных слов (ель, лес, бельё, мёд, полью, блюдо, якорь, мясо), то можно заметить, что в них присутствуют буквы е, ё, ю или я. Но соответствуют они разным звукам! Почему?
Все дело в том, что в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с различными фонетическими процессами, происходящими в языке. Один из них - позиционное чередование звуков, т.е. такое чередование (замена), которое зависит от места (позиции) звука в слове. Буква - это специальный знак, который используется для обозначения звука на письме, ведь звук можно только слышать или произносить. Звуков в русском языке значительно больше, чем букв. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторым буквам «приходится» обозначать несколько звуков. Так произошло и с буквами Е, Ё, Ю, Я.
Чтобы разобраться, в каких случаях эти гласные обозначают один звук, а в каких два, проделаем следующую работу. Произнесём слова и проанализируем положение в них интересующих нас гласных.
Итак. М[э]ра, пол[о]т, кл[у]в, с[я]ду. Во всех этих словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, стоят они после мягких согласных.
Теперь разберем следующие примеры: [йэ]м, [йо]лка, [йу]г, [йа]щер. Здесь гласные используются для обозначения двух звуков ([йэ], [йо], [йу], [йа]), а стоят в абсолютном начале слова.
Еще группа слов: бо[йэ]ц, при[йо]м, ка[йу]та, сто[йа]т. В данных словах буквы е, ё, ю, я также обозначают два звука, но находятся уже после другой гласной буквы.
И ещё примеры: отъ[йэ]зд, съ[йо]мка, вь[йу]га, обезь[йа]на. Гласные буквы е, ё, ю, я снова обозначают два звука, а в слове они стоят после ъ или ь.
Теперь, думаю, вы без труда сможете сформулировать правило:
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они находятся в начале слова, после любой другой гласной или после твердого и мягкого знаков. Один звук эти буквы обозначают, если стоят после согласного и указывают на его мягкость.
Звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я, называют йотированными, потому что в их образовании участвует звук й или йот. В транскрипции он обозначается так [й], а иногда так [j].
Изучая раздел «Фонетика», мы можем убедиться ещё раз, насколько богат, разнообразен и удивительно красив русский язык. Но русский язык считается и одним из самых сложных в мире. Одной из трудностей нашего языка является то, что многие слова в нем пишутся совсем не так, как слышатся. Заботится о красоте и правильности своей речи необходимо. В противном случае можно попасть в такую нелепую ситуацию, о которой пишет в своем стихотворении «Грустные вести» поэт Александр Шибаев:
Список использованной литературы:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2008-2012.
- Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.: ИД «Литература», 2012.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся / Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
- Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных.- М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ»,1998.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: Вако, 2013.
- Васильевых И.П. Уроки русского языка к учебнику С.И.Львовой. Пособие для учителя. – М., 2013.
- Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка. 5 класс. – Владос, 2004.
- Грибанская Е., Новикова Л. Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс». Учебно-практическое пособие. – Л.: Экзамен, 2004.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя – Генжер, 2000.
- И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. «Секреты хорошей речи». - М.: Междунар. отношения, 1993.
I. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетания звуков
й + о; й + у; й + а.
II. Эти же буквы е, ё, ю, я после согласной буквы обозначают один гласный звук э, о, у, а и мягкость предыдущего согласного.
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
1. Если они стоят в начале слова.
яблоко юла
2. Если они стоят после гласной буквы.
поём каюта
3. Если они стоят после разделительного
Ъ или Ь.
съёмка семья
Вывод:
Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают 2 звука – й э, й у, й о, й а.
Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук э, о, у, а и мягкость предыдущего согласного.
Звуков ю, я, е, ё нет, есть у, а, э, о.
Слог – это часть слова, произносимая одним выдыханием, толчком.
Ударение – это произнесение какого-либо слога с наибольшей силой голоса. яблоко, день.
У русского ударения разноместный характер.
Фонетический разбор слова – это характеристика в слове звуков речи.
Порядок фонетического разбора.
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, какими буквами обозначены.
4. Количество звуков и букв.
Широка страна моя родная.
род-ная 2 слога родная – 6 букв, 7 звуков.
р – р – согласный, звонкий, твёрдый
о – а – гласный звук, безударный
д – д – согласный, звонкий, твёрдый
н – н – согласный, звонкий, твёрдый
а – а – гласный, ударный
я – й – согласный, звонкий, мягкий
а – гласный, безударный.
дрожжи – 6 букв, 5 звуков, т.к. 2 буквы ж – один долгий звук ж.
длинный – 7 букв, 6 звуков, т.к. 2 буквы н образуют один долгий звук н.
смеётся – сме-ёт-ся, 3 слога, 7 букв, 7 звуков.
м – м – согласн., звонк., мягкий
е – и – гласн., безуд.
ё – и – гласн., безуд.
о – гласн., ударн.
с ц – согласн., твёрд., глух.
я а – гласн., безударн.
устный уст-ный, 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
у – у – гласн., ударн.
с – с – согласн., глух., твёрд.
н – н – согласн., звонк., твёрд.
ы – ы –гласн., безуд.
й – й – согласн., мягк., звонк.
40. Лексика – это словарный состав того или иного языка, то есть слова языка.
Лексикология – это раздел науки о языке, в которых изучается лексика.
Слово – это основная единица языка, которая изучается в лексикологии.
Звуки, слово, предложение – это основные единицы языка. Слова служат в языке для названия предметов, действий, количества, признаков предмета.
Лексикон – это запас слов и выражений у одного и того же человека.
Лексическое значение слова – это его смысл, значение, это то, что слово обозначает.
У слова есть 2 значения: лексическое и грамматическое.
Полисимия – это многозначность слова.
Однозначные слова – это такие слова, у которых одно лексическое значение.
Многозначные слова – это такие слова, у которых несколько лексических значений. Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия в чём-либо сходные.
Различия между однозначными и многозначными словами
1. Однозначное слово называет один предмет (признак, действие), а многозначное несколько.
2. У однозначного слова одно лексическое значение, а у многозначного – несколько лексических значений.