Два обязательных вопроса на собеседовании. Какие основные ошибки бывают во время создания вопросов

Руководитель крупной компании пошел в лес за грибами. Он доехал до леса на машине, оставил ее на обочине дороги и углубился в лес. Там он долго ходил, но проплутав около шести часов, понял, что заблудился и не в состоянии вернуться к своей машине. На берегу ручья под высокой сосной он увидел удобный пенек и сел на него, чтобы отдохнуть. Через какое-то время к месту, где он сидел, вышел другой грибник. Заблудившийся обрадовался и спросил его:

— Извините меня, можете ли вы сообщить, где я нахожусь?

Внимательно посмотрев на него, грибник ответил:

— Вы находитесь в лесу, на берегу ручья. Вы сидите на пеньке, стоящем под высокой сосной.

— Вы должно быть, психолог-консультант! — сказал заблудившийся.

— Ого! Как вы это узнали? — спросил прохожий.

— Все, что вы сказали, я знал и до вас. Ваш ответ технически правилен, но абсолютно бесполезен, и фактически я так до сих пор и не знаю, как выйти к своей машине.

— А-а-а, ну вы, должно быть, президент крупной компании! — улыбнулся консультант.

— Точно! А как вы догадались?

— Следите за мыслью: вы прекрасно видите, где вы находитесь, и все же вы не знаете, где вы находитесь, и спрашиваете об этом, хотя сами знаете ответ, который услышите. Вы не знаете, куда вам двигаться дальше, но об этом как раз не спрашиваете. Реально вы находитесь точно в том же положении, как и до нашей с вами встречи, но теперь вашу проблему вы превратили в мою ошибку и обвиняете меня!

Данный анекдот, хоть и метафорическая, но вполне наглядная демонстрация неумения задавать правильные вопросы и, как следствие, вести конструктивный диалог.

Человек получает ответ на свои вопросы в соответствии с его способностью к пониманию и его подготовкой.

Успех в социальной или деловой сфере напрямую связан с вашим умением задавать нужные вопросы и добиваться необходимых ответов. В жизни социальной это умение поможет вам сохранить дружбу, встретить нового партнера или просто подружиться с соседями. В бизнесе искусство задавать правильные вопросы может помочь заключить сделку, а неумение сделать это, наоборот, поспособствует ее провалу. Умение или неумение правильно спрашивать могут спасти или погубить переговоры, определить вашу будущую карьеру.

Итак, рассмотрим два основных типа вопросов: открытые и закрытые.

Закрытые вопросы

Кто? Когда? Где? Который?

Закрытые вопросы строятся по принципу «истина—ложь» или по принципу множественного выбора. То есть они требуют односложного ответа. Например: «Где вы родились?», «Вы вышли на работу в 9:00?», «Вы умеете играть на скрипке?»

Закрытые вопросы полезны, чтобы побудить человека рас-крыть какие-либо факты из собственной жизни, которые вы могли бы использовать для построения дальнейшего разговора. «Я родился в городе, но в другом», «Да, я три раза в неделю хожу в тренажерный зал». Также закрытые вопросы задают, чтобы определить позицию собеседника по интересующему вас вопросу. Когда они уже выполнили свою роль, закрытые вопросы делают беседу унылой, однообразной и скучной. После каждого из них воцаряется гнетущее молчание. Люди, которым задают подряд несколько закрытых вопросов, начинают ощущать себя, как на допросе, и часто испытывают раздражение.

Открытые вопросы

Как? Почему? Зачем? Каким образом? Расскажите о..., Объясните... и т. п.

Вопрос «Что?» относится к смешанному типу и по контексту может быть использован в обоих вариантах.

Советуем вам чередовать закрытые вопросы с открытыми, если вы хотите, чтобы ваш разговор был интересным и более глубоким. Открытые вопросы подразумевают, что ответ обязательно будет состоять из нескольких слов. Подобные вопросы нуждаются в объяснениях, более полном раскрытии. Задавая такой вопрос, вы показываете собеседнику, что вы заинтересованы в его словах и стремитесь узнать о нем больше.

Вам может показаться, что многие отвечают на закрытые вопросы так, словно они были открытыми. Если это так, то ваш собеседник ответит на открытый вопрос еще более подробно. Значит, он чувствует себя в настоящий момент и в вашем обществе легко и свободно. Когда вы задаете открытые вопросы, собеседник получает возможность раскрыться наиболее полно.

Задавая вопросы, вы имеете возможность лучше контро-лировать ситуацию, тему и ход разговора. Например, со-беседник говорит вам: «Я только что вернулся из Индии». В такой ситуации существует множество вопросов, которые вы могли бы задать в зависимости от ваших интересов. «Какая погода там была?», «На каком языке там говорят?», «Какие у тебя впечатления от индийской кухни?», «Расскажи о самом ярком впечатлении».

В тему
Умение задать правильный вопрос иногда может предотвратить даже крупные конфликты. Это наглядно демонстрирует история, рассказанная генералом Лебедем. Александр Иванович в апреле 1989 года командовал 106-й Тульской воздушно-десантной дивизией, направленной в столицу Грузии для подавления антисоветских выступлений. «В Тбилиси собирается толпа и гундит: «Вот, ваш десантник бежал за старушкой три километра и лопаткой ее зарубил! В „Заре Востока" написано!» Я говорю: «Будем орать или поговорим? Если орать, я ухожу". — „Ну, давай поговорим". — „Тогда у меня три вопроса. Первый: что это была за бабка, которая смогла пробежать три километра? Второй: что это был за десантник, который три километра бабку догнать не мог? И самый главный вопрос, уважаемые грузины: как это среди вас не нашлось мужчины-воина, который бы заступил дорогу этому негодяю?"»

Выбирая, какой вопрос задать, помните о двух вещах. Во-первых , задавайте вопрос, только когда вы действительно хотите услышать, что ваш собеседник вам ответит. Неважно, насколько вы искусны в ведении беседы, собеседник может почувствовать фальшь невербально — по вашим движениям, микромимике или интонации, и тогда, скорее всего, отнесется к вам без особой симпатии.

Во-вторых , стремитесь работать в двух планах, что означает умение вести беседу не только так, как интересно и хочется вам, а так, чтобы и собеседнику было приятно разговаривать с вами. Самый скучный разговор получается, когда оба его участника пренебрегают интересами друг друга.

Основные ошибки при задавании вопросов

Слишком открытые вопросы

Для наглядной иллюстрации подобной ошибки приведем в качестве метафорического примера один из наших любимых внутрикорпоративных анекдотов.

Жили-были мыши и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому филину и говорят:

— Мудрый филин, помоги советом. Все нас обижают, коты разные, совы. Что нам делать?

Филин подумал и говорит:

— А вы станьте ежиками. У ежиков иголки, их никто не обижает.

Мыши обрадовались и побежали домой. Но по дороге одна мышка сказала:

— Как же мы станем ежиками? — и все побежали обратно, чтобы задать этот вопрос мудрому филину. Прибежав, они спросили:

— Мудрый филин, а как же нам стать ежиками?

И ответил филин:

— Ребята, вы меня ерундой не грузите. Я стратегией занимаюсь.

Точно такой же характер носят и другие вопросы: «Расскажите о себе», «Что новенького?» и т. п. «Как дела?» звучит как клише, направленное скорее на поддержание разговора или заполнение неловкой паузы, чем на получение действительно интересующей собеседника информации. Стандартные вопросы влекут за собой стандартные же ответы: «Нормально», «Неплохо» или «Как обычно». Гораздо реже собеседник проявит инициативу и хотя бы съязвит «Еще не родила».

Слишком сложные вопросы для начала беседы

Некоторые вопросы требуют либо слишком большого для начала общения самораскрытия от собеседника, либо заданы без создания контекста как полезной канвы и благодатной почвы для общения.

Наводящие вопросы

Наводящие вопросы — это наиболее закрытая форма вопросов. Они предлагают собеседнику лишь согласиться с вашей точкой зрения. Приведем несколько примеров.

«Уже десять часов. Не остаться ли нам дома?», «Ты ведь не считаешь, что он прав?», «Двух часов прогулки вполне достаточно для одного вечера, разве нет?»

Умение задавать наводящие вопросы, причем делать это элегантно, может пригодиться в случае необходимости самому использовать манипуляции как тактический инструмент с ограниченным сроком годности. Но в повседневной жизни и в близких отношениях он не принесет пользы вашим отношениям с окружающими и приведет к их осложнению.

Заведомое несогласие

Когда кто-то высказывает мнение, с которым вы не согласны, и вы хотите изложить свою точку зрения, приводите свои доводы лишь после того, как расспросите собеседника, почему он думает именно так, но ни в коем случае не раньше.

Непродуманная тема вопроса

Если у вас есть возможность заготовить вопросы заранее, то вам будет гораздо легче вести разговор, чем когда вы вынуждены импровизировать по ходу беседы. Домашние заготовки — это очень полезная вещь, ведь лучшая им-провизация получается в результате хорошей подготовки.

Отношение к вам людей в значительной степени зависит от вашего умения задавать заготовленные вопросы о их любимом предмете — о них самих. В природе не существует прирожденных торговцев или людей, чье призвание — вести переговоры или быть душой компании. Сталкиваясь с людьми, которым это прекрасно удается, вы наверняка обнаружите, что они, сознательно или неосознанно, изучали правила общения и умения задавать вопросы.

сайт благодарит издательство «Питер» за предоставленный отрывок.

Уважаемые участники группы!

По вашим многочисленным просьбам мы открываем новый раздел "Вопросы Предсказателю". Многие часто присылают администраторам группы различные вопросы, адресованные Предсказателю Михаилу, прогнозы которого мы регулярно публикуем. Мы передали ему ваши вопросы , и будем публиковать ответы на самые интересные из них. Вопросы, на которые Вы хотели бы получить ответ, присылайте в личку мне, а также дублируйте администратору antex. Мы их перешлем Михаилу, а ответы опубликуем в нашей группе!
С уважением, Роксана Бессонова.

- Как правильно задавать вопрос тарологу?

Михаил: - На самом деле, этот вопрос действительно очень важный. Большинство тех, кто приходит на консультацию, как правило, очень запутанно рассказывают о своей проблеме, а рассказав, возникает пауза, но вопроса так и не прозвучало. Поэтому самое первое, что мы делаем на консультации, это упорядочиваем проблему, с которой пришел человек, образно говоря - раскладываем по полочкам, делим её на составляющие, а потом формулируем вопрос. То есть, вопрос должен быть поставлен четко, чтобы под него можно было подобрать расклад, в комплексе рассмотреть ситуацию с учетом различных влияющих факторов - как со стороны самого человека, так и его окружения, и после этого дать совет - как лучше поступить. Только в этом случае консультация может быть полноценной и принесет обратившемуся пользу.
Чтобы было понятнее, приведу пример. Это - среднестатистический образ обратившегося человека:
- Здравствуйте, у меня всё плохо, не знаю что делать. Когда всё будет хорошо?
В принципе, у тарологов существуют расклады, с помощью которых можно выявить основную проблему, которая беспокоит человека. Но на это затрачивается немало времени и зачастую видение проблемы со стороны может напугать обратившегося. Поэтому, как правило, начинаем выяснять - из чего же состоит это "всё", которое так плохо. При детальном рассмотрении, оказывается, что действительно - что-то плохо, но не настолько, чтобы впадать в депрессию и отчаяние. Уволили с работы - но вроде бы начали появляться варианты куда можно трудоустроиться; ушел любимый - но обещал вернуться; хочется поехать в отпуск - но сложно сделать выбор куда именно; начали появляться проблемы со здоровьем - но пока еще не настолько критично, чтобы безнадежно отчаиваться; и так далее и тому подобное - все вопросы, с которыми обращаются, перечислить попросту невозможно. Поэтому, обращаясь к специалистам по предсказаниям, Вам необходимо четко знать сформулировать вопрос, на который желаете получить ответ. Тогда и предсказание будет достаточно четким, и Вам как спрашивающему будет проще понимать как действовать дальше.

Примеры "неправильных" вопросов:
1. Когда я буду счастлив(а)
2. Мне попадаются одни идиоты, когда я найду себе нормального?
3. Я всю жизнь провела в нищете, когда я выиграю миллион в лотерею?
4. Муж алкоголик, сын алкоголик, сосед с ними алкоголик, что мне с ними делать и как мне с ними жить?
5. Мне нужна машина, но я не знаю что мне делать?
6. Посмотрите по картам, где мне найти работу, чтобы не было начальников, со свободным графиком и чтоб денег нормально было?
7. Хочу замуж, но меня никто не берет. Когда меня возьмут?
8. Когда у меня будет много денег?
9. Когда в моей жизни всё нормально будет?
10. Подруга попросила узнать, когда у неё будет парень и кто это будет - Сережа, с которым она училась, Дима, с которым она была на море, или Саша, у которого есть БМВ?

Поверьте, эти вопросы не придуманы - это лишь часть вопросов из писем, которые я регулярно получаю. По очевидным (надеюсь, что очевидным со стороны) причинам, на подобные письма я даже не отвечаю.
Теперь - пример правильно сформулированных вопросов. Для правильно сформулированного вопроса всегда предшествует краткая предыстория ситуации.

1. В настоящее время ищу работу. Получил несколько предложений. Какое из них стоит выбрать, чтобы зарабатывать больше денег и был карьерный рост?
2. Возникли проблемы в отношениях с любимым человеком. Как будут развиваться отношения между нами в дальнейшем?
3. Собираюсь пройти обучающие курсы. Есть несколько организаций, где это можно сделать. В какой из них результат будет эффективнее?
4. Планируем переезд в новое жилье. Когда для нас будет наиболее благоприятный период для этого?
5. Хочу продать автомобиль. Какую максимальную сумму можно выручить от сделки?
6. Стоит ли на данный момент менять работу или лучше подождать более благоприятного случая?
7. Познакомилась с парнем. Вроде бы нравимся друг другу. Возможны ли между нами серьезные отношения?
8. Планирую на работу взять такого-то человека. Есть некоторые сомнения - не столько в его компетентности, сколько в порядочности. Стоит ли остановиться на этой кандидатуре?
9. Планирую открыть новый офис в связи с расширением бизнеса. Насколько успешным будет его работа в течение года?
10. Меня интересует прогноз на (такой-то период). Какое время будет более благоприятным для успешной финансовой деятельности?

Таким образом, когда Вы

Современные поисковые системы научились распознавать даже слова, написанные с ошибками. Поисковик предложит вам на выбор несколько сходных по написанию слов. Но все же постарайтесь писать грамотно - это сократит время поиска.

Чтобы быстрее найти необходимые сведения, постарайтесь как можно короче сформулировать поисковый запрос. Знаки препинания, вводные слова, предлоги, наречия не только ничего не прибавляют к результатам, но и замедляют поиск.

Если необходимой информации найти не удается, попытайтесь изменить и расширить фразу, примените синонимы. Уточняйте запрос, используя ключевые слова - подумайте, какие фразы и выражения могут часто встречаться на странице с нужной информацией и добавьте их в запрос.

При составлении поискового запроса воспользуйтесь расширенными настройками. Укажите язык, на котором вы хотите получить результаты поиска, выберите нужный период и регион.

Язык поисковых запросов

При составлении сложных запросов используются специальные символы - операторы. С их помощью вы можете указать поисковику требования к расположению и сочетаниям входящих в запрос слов.

Если какое-то слово обязательно должно находиться на искомой странице, поставьте перед ним оператор «плюс». Соответственно, «минус» перед словом означает, что оно не должно встречаться в найденном документе. Эти символы не должны отделяться пробелами от слов, к которым они относятся.

Если поисковая фраза заключена в кавычки, будут найдены документы, в которых слова запроса встречаются в том же порядке и падеже. Не можете вспомнить точное слово в цитате? Заключите ее в кавычки, а вместо забытого слова поставьте звездочку. Поисковик найдет правильную цитату вместе с пропущенным словом.

Вертикальный слеш применяется для перечисления слов, хотя бы одно из которых должно присутствовать на странице. Если объединить поисковые слова символом с названием «амперсанд» - &, будут показаны страницы, в которых они находятся в одном предложении.

Если необходимо найти материал с определенного сайта, используйте оператор site. Он позволяет указать системе, на каком именно интернет-ресурсе следует проводить поиск. После site обязательно должно стоять двоеточие.

Обладателям собственных блогов бывает интересно узнать, кто разместил ссылки на их публикации. В этом случае, в поисковой строке нужно ввести #link=«адрес». Такой запрос покажет все веб-страницы, ссылающиеся на интересующий сайт.

Перечисленные команды действуют одинаково почти во всех поисковых системах. Но перед их использованием желательно прочитать описание конкретного поисковика.

От того, насколько вы владеете искусством правильно задавать вопросы, зависит ваше общение с собеседником. Поэтому не стоит думать, что без этого умения вполне можно обойтись – неправильно заданный вопрос может смертельно обидеть человека.

Если вы сами уже задавали такие неудобные вопросы, то вы должны быть прекрасно осведомлены о последствиях. Но их, как и почти всего в этом мире, можно успешно избежать.

Узнаём из статьи, какие вопросы можно задать человеку при общении, а какие нельзя.

Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
Платон

Коммуникативное общение заключает в себе умение правильно ставить вопросы

Вопросы являют собой способ, при помощи которого можно получить нужные сведения, а также направить беседу в нужное русло.

Вопросы дают возможность нам узнать то, что нас больше всего интересует. Грамотно поставленный вопрос, кроме того, что предоставит вам требуемую информацию, позволит избежать конфликтных ситуаций и оплошностей.

Неважно кто вы: менеджер, тренер по баскетболу, психолог, вам обязательно пригодится умение корректно ставить вопрос.

Правильные вопросы позволяют:

  • Выявить интерес к оппоненту;
  • Продемонстрировать свою систему ценностей, которая будет понятна собеседнику, и узнать о его ценностях;
  • Получить необходимую информацию, показать, что вы можете уделить достаточное время для разговора;
  • Взять инициативу в свои руки и управлять ходом беседы;
  • Менять тему разговора;

Как правильно ставить вопросы


Для правильной постановки вопроса, следует сперва грамотно построить внутренний диалог, сформулировать свои мысли. Качество и актуальность наших вопросов в большинстве случаев воздействуют на действия, которые мы совершаем.

Выявлено два варианта вопросов:

  1. 7 традиционных вопросов: Что? Где? Как? Кто? Почему? Какими средствами?

    Эти вопросы дают возможность провести анализ ситуации в целом;

  2. 6 вопросов, затрагивающих чувства, факты, желания, время, средства, препятствия.
Задавая вопрос собеседнику, мы руководствуемся целью установить с ним позитивные отношения. Однако вы сможете достичь этого, если это не будет выглядеть как допрос.

Как начать разговор?

Прежде чем начать беседу, задайте собеседнику несколько вопросов, после чего можете переходить к собственно разговору. Таким образом, вы добьётесь психологического преимущества.

Ниже перечислены виды вопросов, которые вы можете задавать в диалоге:

Как расположить к себе оппонента?

Как известно, краткость – сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, лаконичным и ясным. Сложный и пространный вопрос может сбить с толку вашего собеседника, таким образом, вы не получите конкретного ответа.

Для того чтобы собеседник не чувствовал, что он на допросе, используйте мягкие интонации. Задавая вопрос, делайте это так, чтобы он был в непринуждённой форме.

"Чтобы ответ был положительным, вопрос должен быть соблазнительным."
Стас Янковский

Как правильно задать вопрос, чтобы получить положительный ответ

Вы можете получить то, что вы хотите от других, намеренно используя наводящие вопросы, побуждающие людей отвечать вам утвердительно.

Существует такое понятие, как положительно задаваемые вопросы, которые основываются на двух принципах:

ДА лучше, чем НЕТ

Несогласие является в целом некомфортным опытом при общении. Это можно даже считать невежливым поведением. Когда вы не согласны, вы как бы опротестовываете аргумент собеседника, и спорите, чтобы не прийти к провалу в общении.

По сравнению с риском и дискомфортом разногласий (НЕТ), согласие (ДА), как правило, предпочтительнее. Когда вы задаете вопросы, как правило, следует "подвести" собеседника к положительному выводу и ответа на ваши вопросы.

Создавайте, говоря

Когда вы говорите что-то, то для того, чтобы понять, что вы говорите, другой человек должен полностью вникать и понимать то, о чем вы говорите.

Например, если вы говорите "не вставайте" при задании вопроса человеку из аудитории, то человек должен думать о вставании с места, вместо того, чтобы сразу вам отвечать, в то время как если бы вы сказали "останьтесь сидеть", то все, что нужно сделать человеку, это остаться в положении сидя (которое, в данном случае, также улучшает их текущее состояние) и сразу отвечать на ваш вопрос.

Следовательно, задавая позитивные вопросы, вы должны говорить только то, что вы хотите, чтобы другой человек обдумывал, и избегать того, что вы не хотите, чтобы этот человек тратил время на обдумывание.

Вопросы, которые направляют

Используя приведенные выше вопросы, другой человек может вступить в какое-либо действие или получить другую реакцию.

Создание позитивного действия

Для того, чтобы заставить кого-то ответить положиьельно на вопрос, спросите его, указывая какое-либо действие, и формулируйте сам вопрос таким образом, что говоря «ДА», собеседник приходит к полному согласию и уступчивости с его стороны:
  • Будете ли вы делать эту работу?
  • Мне было интересно с вами, не хотели бы вы пройтись со мной?
  • Можете ли вы помочь мне поднять это наверх?
  • Возьмете ли вы эту вещь за меньшую сумму?

Убеждающее действие

Для того, чтобы заставить человека что-то сделать нужное вам, чего он не хотел бы делать, ваш вопрос должен побуждать его сделать это, для этого попробуйте использовать в вопросах принцип "от обратного", примеры ниже:
  • Вы не очень возражаете, если вы сделаете эту работу?
  • Я знаю, что вы, возможно, не хотите идти со мной, но не будете ли вы так добры?
  • Ты намерен там только смотреть футбол?
  • Будете ли вы менять цену, которую ранее озвучили?

Предотвращающее действие

Для того, чтобы заставить кого-то не делать что-то, используйте положительные моменты отрицательной задачи:
  • Вы бы предпочли что-то сделать еще?
  • С кем вы еще хотите идти?
  • Ты хочешь смотреть футбол?
  • Вы хотите, чтобы я согласился с вашей ценой?

Заключение

Умение грамотно задавать вопросы тесно связано с умением слушать.

Люди расположены к тем, кто внимательно слушает их. Однако, показывая свою заинтересованность, не упустите нужную вам информацию.

Каждый день люди сталкиваются с массой вопросов, на которые хотят либо найти ответы, либо узнать информацию от других. Естественно, часть из них озвучивается, а в вторая часть только подразумевается. Но немалое количество жителей планеты Земля хотят узнать, как , чтобы получить на них нужные, положительные или развернутые ответы.

На самом деле психологи давным-давно сделали определенное разделение всех существующих вопросов исходя из того, как человек на них отреагирует. Зная те или иные психологические уловки и хитрости манипулирования можно задать вопрос, ответ на который будет заранее вам подходящим. Как вариант, это может быть полноценный ответ на ваш запрос, дающий получение информации, которая вам необходима.

Какие виды вопросов бывают?

Будем отталкиваться от информации, что существует два основных варианта вопросов, которые могут задаваться людям:

  1. Закрытый. Это самый простой вариант, когда нужно получить минимум информации. Такой вид вопросов отличается тем, что ответ на него может содержаться в одном или двух словах. Чаще всего это «да», «нет», «не знаю». Информации получится узнать минимум, да и ее достоверность проверить не выйдет. Придется задавать какие-либо дополнительные вопросы человеку для того, чтобы или информации больше получить, или определить врет он, или говорит правду. Если речь идет об общении между незнакомыми людьми, то очень часто предложения закрытого характера будут накалять обстановку, поскольку придется искать либо дополнительные темы для разговоров, либо какие-то точки соприкосновения.
  2. Открытый. Отличается от предыдущего тем, что подразумевает получение полного и развернутого ответа от собеседника. На такой вопрос нельзя однозначно ответить «да» или «нет». Нужно дать определенную информацию человеку, которая будет максимально полной, ну а сам ответ достаточной длинным и связным. Этот вид более интересный, поскольку дает возможность получить максимум информации.

Естественно, из контекста можно определить, когда и какие вопросы задавать. Однако чаще всего этим интересуются или психологи, или люди, работающие в сфере продаж, пытающиеся найти общий язык с неразговорчивым клиентом.

Как правильно нужно задавать вопросы?

Здесь все зависит от того, какие ответы надо получить. Есть люди, которые специально выстраивают предложение таким образом, чтобы получить четкий положительный или отрицательный ответ. Отдельно стоит разобрать те элементы, которые используются в вопросе-просьбе. Здесь необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы человек ответил положительно, но опираясь на существующий запрос.

Итак, рассмотрим основные методы, благодаря которым можно получить желаемый ответ:

  1. Ни в коем случае не нужно начинать вопрос с частицы «не». С высокой долей вероятности человек, который является вашим собеседником, ответит на него отрицательно. Аргументировать это просто – фактически за него уже создан ответ, ему остается только подтвердить предположение. Соответственно стоит избегать вопросов: «не хотели бы вы?», «не желаете ли вы?», «не поможете ли вы?».
  2. Если есть необходимость получить четкий положительный ответ, то не спешите с основным вопросом. Перед тем как запросить у человека интересующую вас информацию, задайте ему три легких вопроса, ответ на который будет однозначно положительным, звучит как «да». На четвертый вопрос человек ответит не столько по инерции, сколько осознанно, и ответит положительно. Этот опыт проводился многими психологами и очень часто применяется на несговорчивых людях, которые могут достаточно сложно идти на контакт, доказывая свою точку зрения.
  3. Правильно подходите к созданию вопроса-просьбы. Практика показывает, что человеку неудобно дважды подряд отвечать отрицательно тому, кто задавал вопрос и попросил помощи. Поэтому если есть необходимость что-то попросить и получить на это положительный ответ либо разрешение, то оставьте основной вопрос на потом. А вот первый вопрос сделайте похожим. Так очень часто делают люди, которые хотят попросить денег взаймы. Как это выглядит? Первоначально надо спросить у человека, согласится ли он вам одолжить, например, 10000 рублей. В это же время вы предполагаете, что последует отрицание. После получения этого отрицательного ответа спросите, согласится ли человек одолжить вам 3000 рублей. Сумма в сравнении с первой кажется намного меньше, а человеку два раза подряд отказывать вам будет просто неудобно. Как раз по этой причине с высокой долей вероятности вы получите положительный ответ.
  4. Выбор без выбора. Эта методика также достаточно известна, и подразумевает под собой постановку вопроса таким образом, чтобы любой из ответов, который дает вам человек, был удобен для вас. Например: «Ты хочешь увидеться в понедельник утром или во вторник вечером?». По факту вы даете человеку возможность выбрать, и он может располагать между имеющимися вариантами. На самом же деле в вопрос вы можете вставить те факты, которые удобны для вас в любом случае. Соответственно, в предложении, которое указано выше, учтено только то время, которое максимально удобно для вас. Не желаемый результат можно получить только в случае, если человеку действительно в корне не подходят оба предложенные вам варианта.
  5. Вопрос-провокация. Этот метод также является достаточно известным. Фактически он является определенной техникой манипулирования. Базируется на том, что человек по факту не сможет отказать, ведь он либо выглядеть будет не в лучшем свете, либо покажет свою определенную слабость. Как раз этим приемом пользуются люди, которым присуще манипулирование с желанием добиться нужного эффекта. К сожалению, немало количество людей такие вопросы легко вычисляют, отвечая на них соответствующим образом.

Нужно ли планировать вопросы заранее?

Необходимо помнить о том, что спланированные вопросы, а также варианты ответов на них, помогут не только поддержать беседу, но еще и узнать ту информацию, которая была целью самой беседы. Итак, что же необходимо иметь в виду?

  1. Цель беседы и ее итог. Перед тем как задавать вопросы человеку, необходимо понимать, что в итоге вы хотите узнать или получить, какой результат для себя желаете вынести?
  2. Нужно формулировать достаточно простые и краткие вопросы. Лучше задать пару дополнительных, чем запутать человека одним длинным предложением.
  3. Постарайтесь заранее один и тот же вопрос сформулировать несколькими вариантами. Исходя из разговора можно понять, какой из предполагаемых лучше всего задавать человеку. Один и тот же вопрос может иметь три или четыре варианта своего звучания, соответственно и ответы на него можно получить разные.
  4. Не забывайте задавать дополнительные уточняющие вопросы. Собеседнику это укажет на то, что у вас есть желание узнать как можно больше информации, соответственно такой показатель вызовет уважение. Для вас это возможность получить максимум необходимой информации, ради которой и затевался разговор.
  5. В большинстве случаев старайтесь задавать вопрос, начиная со слова «почему?». Так вы подталкиваете человека к размышлению. Он задумается, почему и по каким причинам произошел тот или иной фактор.
  6. Будьте готовы самостоятельно отвечать на вопросы. Если это не просто обычная беседа, а желание получить как можно больше информации, то ожидайте, что шквал вопросов будет обрушиваться и на вас. Естественно, смотрите заранее, какие темы для вас приемлемо обсуждать, а от какой тематики лучше отказаться.

Какие основные ошибки бывают во время создания вопросов?

  1. Предложение формулируется таким образом, что в нем заранее заложен ответ. Это тактика будет оправдана только в случае, если в предложении сформулирован нужный вам ответ. Но фактически такой прием является манипулированием, поэтому получить личное мнение человека здесь будет намного тяжелее, ведь ему проще согласиться с вами.
  2. Постоянное использование только лишь закрытых вопросов. Вы самостоятельно можете преградить человеку путь к тому, чтобы он развивал свою мысль и выдал максимум информации. Это далеко не самая лучшая стратегия, и, как правило, результат она дает неважный.
  3. Создание давления в вопросе, который задается. Здесь можно говорить о повышении голоса либо моральном давлении на оппонента. Используются это только в случае, если необходимо признание вины собеседником. Естественно, производя определенный вид защиты, он согласится с тем предположением, которое вы высказывали.
  4. Не понять ответ, но сделать вид, что все ясно. Отсюда вытекает только одна неясность – зачем необходимо было задавать вопрос, если ответ не был понят. Лучше переспросить информацию два или три раза, переформулировать вопрос полностью. Только так можно понять, какой именно ответ подразумевался человеком, с которым вы общаетесь.

Ориентируюсь на вышеуказанные правила и методики можно без проблем получить необходимые ответы, которые человек будет давать осознанно и без каких-либо затруднений. Естественно, если предстоит достаточно серьезный разговор или собеседование, желательно потренироваться в создании правильных вопросов и провести диалог-тренинг. Так можно отрепетировать полученные навыки и уже без опаски общаться с человеком, от которого необходимо получить информацию.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...