Дисграфия с чего начать занятия. Задания на развитие внимания для детей с дисграфией

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема - дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия?

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладеть школьной программой даже на базовом уровне будет очень сложно.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия - это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" - "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните: "предложение" - "бретлошение" и "предложение" -"придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая . Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для коррекции этого вида дисграфии, нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая . В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая . Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза . Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, переставлять слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных - пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия . Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии.

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики, до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?


К частью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Дисграфия - это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Дисграфия - нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства - необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.


Дислексия. Что это такое? Виды и признаки.

Ребенок, страдающий дислексией, до 6-7 лет обычно не сильно отличается от сверстников: играет, мечтает пойти в школу и хорошо учиться, возможно, он немного более активен и неуклюж. Но в начальной школе родители и педагоги замечают, что ребенок затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает прочитанного и избегает книг. Это может быть признаком дислексии. Что такое дислексия и как узнать, что ребенок дислексик?

Дислексия - это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. По словам дислексика, исследователя проблемы дислексии Рональда Дейвиса, отличие дислексиков от обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики - образами. Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием предмета или явления, он испытывает трудности. Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: "через", "над", "под".

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).


Диктант ребенка, страдающего дисграфией. Дислексия и дисграфия - нарушения, часто идущие вместе.

В чем проявляется дислексия?

Как правило, нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквами или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка. Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту.

Диагностика дислексии

Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.

Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта, техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи.

Виды дислексии

  • Фонематическая дислексия . Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
  • Механическое чтение (семантическая дислексия) . Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
  • Аграмматическая дислексия , как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
  • Оптическая дислексия . Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
  • Мнестическая дислексия . Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.

Последствия дислексии.

Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам, также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.

Что делать, если у ребенка дислексия?

Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы коррекции дислексии.

Несмотря на все возможные отрицательные последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить нешаблонно, образами, творчески. Казалось бы, такая проблема может поставить "крест" на развитии ребенка и его будущем, однако история знает множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней, Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер, Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие. Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии.

Как выбрать правильную методику коррекции дислексии?

Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия - не болезнь. С детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист - логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы.

Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они "нормальные", а другие - дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту - они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Зависимость от типа проблемы.

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методы коррекции.

Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом - решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Диагностика дислексии у ребенка.

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Коррекция дислексии.

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом - логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет. Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией - не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать "отлынивать" от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость - такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

В настоящее время среди учеников начальных классов имеется большой процент детей, страдающих от различных нарушений письменной речи и чтения. Многие родители не обращают внимания на ошибки своего чада и пускают ситуацию на самотек, думая, что со временем все наладится, но такие проблемы у ребенка могут появиться из-за мозговых нарушений, которые нужно обязательно корректировать. у младших школьников хорошо поддается коррекции при правильном выполнении упражнений.

Данное заболевание обычно проявляется у учеников младшего возраста, наблюдаются следующие признаки нарушения письма: искажение слов, неправильная вставка звуков и их замена по созвучию, неправильный порядок слов в предложении при . Симптомы недуга возникают из-за не сформированных психических функций мозга, то есть ребенок может знать и понимать все правила русского языка, но допускать нелепые ошибки при письме.

Это заболевание нельзя игнорировать, так как последствия бывают очень серьезными, и остаются на всю жизнь: появляются комплексы перед сверстниками, вследствие чего формируется слабая личность с кучей психологических проблем.

При комплексном подходе к коррекции заболевание можно вылечить с хорошим темпом и прогнозами на будущее обучение. В некоторых случаях упражнения при придется выполнять длительное время, несколько месяцев, а в худшем варианте – даже несколько лет. Главное – не терять настроя, и систематизировано заниматься с ребенком.

Озаботиться проблемой нужно всем вместе: родителям, учителю, психоневрологу и логопеду. Только при таком подходе удастся добиться хороших результатов.

Основные цели занятий:

  • развитие слуховой, зрительной, двигательной функций организма, которые помогут восстановлению фонематического восприятия у ребенка;
  • обучение четкому различию на слух похожих звуков, отличию гласных и согласных;
  • становление навыков построения правильных предложений;
  • обучение звукобуквенному анализу слов;
  • определение количества звуков в слове.

Дыхательные упражнения улучшают приток крови к мозгу, активизируют газообмен, что значительно облегчает процесс корректировки дисграфии.


Примеры упражнений

Важно понимать, что в диагностике и лечении должны участвовать несколько специалистов, обычно подключают логопеда, психолога, психоневролога. Родители также активно принимают участие в проведении упражнений в домашних условиях, поддерживают ребенка на всем пути.

Некоторые примеры эффективных упражнений, с которыми удобно работать дома:

  1. запоминание графики слов – нужно попросить малыша составить слова из слогов на бумаге. Для младших школьников лучше использовать простые и знакомые для них слова, выделять слоги нужно разными цветами карандашей, так как у детей с дисграфией очень хорошо развита зрительная память;
  2. написание вслух – важно попросить ребенка записывать слова и предложения, проговаривая при этом слоги вслух и выделяя цветными карандашами на бумаге. Пример написания: важ-ны-й, стОл, мОлОко и т. д., важно выделять правильные звуки написания, так как говорим мы совсем не так, как пишем. Главной проблемой таких детей является не понимание разницы между устной и письменной речью – они пишут так, как произносят слово, поэтому важно графически закрепить правильное написание;
  3. игра на увеличение объема предложений – положить перед ребенком лист с несколькими предложениями, оформленными нумерованным списком, в конце каждого предложения нужно написать, сколько слов использовано. Например:
    • Пришла зима. Ударили морозы. Появилась наледь. Выпало много снега. Дети радовались снегу. Они играли в снежки. (16 слов).
    • Маша поехала на дачу. В окне машины мелькали деревья. Девочке было интересно рассматривать. Папа был за рулем автомобиля (18 слов).
      Далее нужно попросить ребенка разбавить эти сухие предложения словами, которые окрасят речь. Затем составить графические схемы этих мини рассказов (нарисовать на бумаге рассказ);
    • коррекция текста – положить перед ребенком текст из книги или скучного журнала, предложить ему найти в нем определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов, где она имеется. После того, как данный навык будет освоен и закреплен, нужно усложнить задачу, например, вычеркивать одигласный и один согласный звук разными цветами (синий и красный). Через неделю таких занятий можно постепенно переходить на вычеркивание слогов и похожих по звучанию букв: т/д, п/б, у/ю и т. д.

Отдельное внимание стоит уделить написанию диктантов. Данное упражнение будет занимать много времени, начальная стадия и тексты от 150 знаков пишутся не менее 60 минут.

Сначала текст прочитывается родителем вслух четко и медленно, с выражением. Затем текст диктуется по предложениям, уделяя внимание орфографии каждого. Можно попросить ребенка посчитать на слух количество запятых в предложении, проговорить сложные слова из него по слогам. Только после устного разбора можно приступать к записи предложений по частям, обязательно проговаривая вслух.

Важно! Дисграфия у подростков сложно поддается коррекции, упражнения подбираются в таком случае тщательнее, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Некоторые люди остаются всю жизнь с данным заболеванием, из-за упущенного времени. Лучше начинать лишение до полного становления речевого аппарата и закрепления функций письма.

В раннем возрасте дисграфия хорошо поддается лечению, упражнения можно найти здесь и распечатать.

Когда у ребенка (взрослого человека) выявляются сложности (вплоть до отсутствия возможности? аграфии) с овладеванием письменной речью, то можно с уверенностью сказать, что это дисграфия.

Причины дисграфии у детей и взрослых

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с устной речью – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивая фразы.

Причины дисграфии у младших школьников бывают спровоцированы как медицинскими проблемами, так и обусловлены условиями, в которых осуществляется социальное, психологическое становление малыша. При этом могут присутствовать также:

  • дизартрия (звуки выговариваются неверно из-за проблем со структурами организма, отвечающими за речь);
  • алалией (ребенок практически не разговаривает или говорит очень плохо и мало);
  • афазией (пропадает уже установившаяся речь);
  • дислалией (неверно выговариваются звуки, но нет структурных поражений) и пр.

Медицинские причины? это повреждение мозга из-за:

  • сложной беременности (родов);
  • инфекций;
  • гипоксии и т.д.

Социальные и психологические условия:

  • вынужденность одномоментного овладевания рядом языков из-за семейных обстоятельств (как пример, билингвизм);
  • проблемы с речью у лиц в окружении малыша;
  • недостаток общения посредством разговорных навыков;
  • отсутствие настороженного отношения к особенностям речи малыша со стороны значимых взрослых;
  • начало обучения грамоте на фоне недостаточной готовности;
  • конституциональные черты;
  • наличие иных проблем (психических, речевых и т.п.).

У взрослых факторами, предрасполагающими к дисграфическим проблемам, служат в структурах мозга:

  • хирургические вмешательства;
  • опухолевые образования;
  • травмы;
  • инсульт и др.

Классификация и виды

Предложен целый ряд классификаций, основанных на причинно-следственных взаимодействиях. Наиболее распространено выделение 6-ти видов.

Оптическая

Довольно редко встречается сама по себе, но часто сопутствует иным формам. Для нее типичны:

  • проблемы с пространственным, зрительным мировосприятием;
  • слабая зрительная память;
  • проблемы с восприятием понятий величины, формы, цвета;
  • сложности с различением буквенных изображений.

Проявляется:

  • заменой (неправильным изображением) на письме похожих внешне букв (л-м, э-с и пр.).

Акустическая

Причиной патологии служат трудности дифференциации звуков, которые похожи по звучанию (проблемы с фонематическим слухом). Проявляется:

  • заменой букв, которые соответствуют парным звукам (ж-ш, д-т, е-и и пр.);
  • перестановкой и/или пропусками букв.

Аграмматическая

Несформированность умения правильно выстраивать речь? причина данного типа. Проявления:

  • неправильное применение рода, предлогов, числа;
  • неверное упоминание окончаний падежей;
  • пропуски ряда членов в предложении;
  • неверный порядок слов;
  • нарушения взаимосвязей между предложениями, внутри одного.

Артикуляторно-акустическая

Патология вызвана неверным выговариванием звуков. Проявляется:

  • написанием, как самому пациенту «слышится», как он сам произносит.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Патология заметна в предложениях (при их делении на слова) и словах (проблемы со слогами/звуками). Проявления:

  • буквы/слоги меняются местами, пропускаются, добавляются лишние;
  • появляется склонность к неверному написанию слов слитно и/или раздельно;
  • появляется склонность к сливанию предлогов с иными словами;
  • появляется склонность к отделению корня от приставки.

Моторная или диспраксическая

Обуславливается двигательными проблемами во время письма, а также со связыванием зрительных отображений слов и звуков с моторными. Проявляется в виде структурных искажений, замен предложений и отдельных слов.

Представляем вашему вниманию видео, в котором рассказывается о причинах и признаках дисграфии:

Диагностика

Мероприятия подразумевают изначальное исключение физиологических факторов, слуховых и зрительных патологий и предполагают консультацию узких специалистов – невролога, окулиста, ЛОРа. Для выявления уровня сформированности речи пациент обязательно обследуется логопедом. Зачастую дисграфия и дислексия встречаются у ребенка одновременно.

При постановке диагноза важными моментами являются дифференцирование дисграфии с простым незнанием грамматических основ, а также определение типа патологии.

Проводятся обследования:

  • речевого, общего развития;
  • слуха, нервной системы, зрения, артикуляционного аппарата;
  • моторики (ручной, речевой);
  • по выявлению «главной» руки;
  • по оценке выговаривания звуков, способности к проведению звукового анализа;
  • специфических черт и объема словарного запаса, точности речевого построения;
  • аналитический разбор работ, которые пациент выполняет письменно;
  • на основе выполненных заданий на списывание, составление описаний, написание под диктовку, чтение и пр.

Лечение

Коррекция проводится с учетом механизма и типа нарушения. При наличии показаний назначаются медикаментозное и/или реабилитационное (физио- и гидротерапия, лечебная физкультура, массаж и пр.) лечение.

Коррекционная работа

Логопед оказывает пациенту помощь в:

  • восполнении пробелов при произнесении звуков;
  • формировании верной грамматически речи и обогащении словаря;
  • развитии связности речи;
  • развитии памяти, двигательной активности, пространственной ориентации, мыслительных процессов, восприятия на слух, способности к звуковому анализу/синтезу.

Сформированные в результате устойчивые навыки устной речи далее закрепляются посредством письменных упражнений.

Упражнения для устранения и коррекции дисграфии

Исходя из вида нарушения, логопед предлагает проведение ряда специфических упражнений. Однако имеются и примеры общего уровня, которые можно осуществлять своими силами в домашних условиях.

  • «Лабиринты» . Задания подобного рода, требующие проведения безотрывной линии, направлены на тренировку крупной моторики (предплечья, руки). Правильное их выполнение предполагает своевременную смену положения руки, но не листа бумаги.
  • «Пропущенные буквы» ? вставление отсутствующих букв в большой текст. Задание может осуществляться с помощью текста-подсказки, в котором заполнены все пробелы. Назначение упражнения? развитие внимания, уверенности письменного навыка.
  • Разъяснение постановки знаков препинания в тексте.
  • Проговаривание вслух непосредственно в момент письма согласно правилам написания.
  • «Корректурная правка» ? вычеркивание из довольно объемного текста заданной буквы, а на следующем этапе? вычеркивание одной и подчеркивание другой. Способствует запоминанию зрительного образа букв, устойчивости внимания.

Подобные упражнения, в отрыве от занятий со специалистом, не способны разрешить проблему, но позволяют значительно увеличить результативность лечения дисграфии у младших школьников.

Профилактика

Профилактические мероприятия эффективны до начала освоения грамоты и включают:

  • устранение проблем устной речи;
  • стимуляцию своевременного развития представлений о пространстве, сенсорных функций, способности различать звуки/буквы на слух или зрительно;
  • выявление и лечение проблем медицинского характера.

Начало учебного года в первом классе иногда выявляет проблему дисграфии у детей младшего школьного возраста. Логопедическое заболевание характеризуется нарушением письма: дети пропускают буквы, пишут так же, как говорят, без учёта правил, не дописывают слова, искажают падежные окончания.

Педагоги и родители должны вовремя обратить внимание на возникшую проблему. При отсутствии своевременных мер ребёнок привыкнет писать неправильно, станет объектом насмешек в школе, потеряет уверенность в своих силах. Обратите внимание на способы коррекции и упражнения для лечения дисграфии у детей.

  • Причины развития
  • Акустическая форма
  • Оптическая дисграфия
  • Аграмматический вид
  • Способы коррекции и лечения
  • Пишем вслух
  • Я работаю корректором
  • Найти и разобраться
  • Лабиринт
  • Найди пропущенную букву
  • Рекомендации специалистов

Причины развития

Как появляется дисграфия? Учёные пока не нашли точного ответа, механизм возникновения проблемы с письмом до конца не изучен. Большинство специалистов считает основной причиной наследственность (незрелые клетки определённых отделов головного мозга).

Среди вероятных причин:

  • биологические факторы: родовые травмы, патологии развития плода при беременности;
  • недостаток общения с малышом в раннем возрасте;
  • родители не уделяли внимание развитию речи;
  • неправильное произношение у членов семьи;
  • длительное коверкание слов, «сюсюканье» с детьми;
  • родители говорят на разных языках.

Логопеды выделяют несколько видов дисграфии у детей. Информация поможет родителям разобраться, почему дети пропускают буквы или неправильно пишут окончания слов. Важно знать, какая форма дисграфии у школьника, чтобы дома правильно выполнять упражнения, рекомендованные логопедом.

Узнайте инструкцию по применению Виброцила для детей от насморка.

О том, как правильно принимать грудной эликсир детям прочтите в этой статье.

Акустическая форма

Особенности акустической дисграфии:

  • замена букв фонетически сходными. Устно ребёнок проговаривает буквы верно, но пишет неправильно;
  • чаще всего смешиваются: шипящие – свистящие (Ж – З), глухие – звонкие (Ф – В). Ребёнок часто путает Ц – С, Ч – Щ;
  • ещё один признак – пропуск или излишнее добавление мягкости согласных при письме, например, «гулать» вместо гулять», «больит» вместо «болит».

Артикулярно-акустическая форма

Особенности:

  • неправильное произношение звуков фиксируется на бумаге;
  • пока ученик не будет верно произносить слова, невозможно избавиться от этой формы логопедического заболевания.

Оптическая дисграфия

Особенности:

  • проблема развивается при недостаточном формировании навыков зрительного анализа и синтеза;
  • ребёнок слабо различает детали букв, плохо усваивает комбинацию «овалов», «палочек», специальных элементов, из которых состоят все буквы;
  • чаще всего детки не до конца доводят линии, получается не М, а Л, прибавляют лишние детали, пропускают соединительные элементы при схожести букв. Иногда ученики пишут буквы в зеркальном отражении.

Аграмматический вид

Особенности:

  • проблема возникает при нарушении правил грамматики. Аграмматичность наблюдается при написании не только слов, но и словосочетаний, предложений, целого текста;
  • проблема проявляется при изучении грамматических норм. Родители и педагог выясняют, что маленький дисграфик неправильно пишет падежные окончания, плохо умеет между собой согласовывать слова. Детки пишут «хорошая солнце», «длинные день», «большая деревья».

Способы коррекции и лечения

При выявлении проблемы нельзя откладывать начало занятий. Комплексный подход включает работу с психологом (помогает преодолеть трудности в школе, семье) и логопедом (определяет форму заболевания, разрабатывает схему лечения).

Специалисты предложат способы коррекции и упражнения для устранения проблем в зависимости от вида дисграфии. Родители должны настроиться на ежедневные занятия по методике, разработанной специалистами. Идеальный вариант – перевод младшего школьника в логопедическую школу или класс, если таковые имеются в вашем населённом пункте. При отсутствии специализированных заведений требуются регулярные визиты к психологу, занятия с логопедом, обязательное закрепление навыков дома, с родителями.

Эффективные способы коррекции дисграфии:

  • занятия для развития памяти, мышления;
  • обогащение словарного запаса;
  • работа над правильным произношением слов;
  • запоминание грамматических норм;
  • упражнения для улучшения слухового и пространственного восприятия;
  • занятия, побуждающие к анализу определённых явлений, грамматических форм;
  • письменные упражнения. Ученик должен воспроизвести новый материал на бумаге, подтвердить понимание различий между элементами букв при оптической форме дисграфии;
  • реабилитационное лечение: массаж, физиопроцедуры, успокоительные препараты при излишней возбудимости, синдроме гиперактивности.

Обратите внимание! Нередко дисграфия сочетается с дислексией – нарушением процесса чтения. Логопед проанализирует проблему маленького пациента, предложит упражнения для комплексной коррекции.

Основные этапы лечения:

  • диагностический. Проведение диктантов, проверка состояния грамматической, лексической стороны речи, анализ полученных результатов;
  • подготовительный. Развитие мышления, мелкой моторики, памяти, понимание пространственно-временных связей;
  • коррекционный. Исправление дисграфических нарушений. Основная работа сосредоточена на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровне. Задача – устранить проблему с речью, исправить произношение, нормализовать процесс чтения;
  • оценочный. Проверка достигнутых результатов, анализ письменных работ, рекомендации родителям для закрепления навыков.

Как распознать отклонение: советы родителям

Чаще обращайте внимание на произношение, письменное изложение мыслей в следующих случаях:

  • ребёнок левша или переученный правша;
  • вы начали неоправданно раннее обучение грамоте;
  • отмечены проблемы с концентрацией внимания, памятью;
  • члены семьи разговаривают на двух, иногда, более, языках;
  • перед школой малыш ходил в логопедическую группу;
  • вы часто замечаете, что ученик младших классов пишет слова так, как произносит;
  • ребёнок не до конца понимает отличие между парными звонкими и глухими согласными, гласными ю – ё, у – о, часто путает «р»/«л», шипящие;
  • нередко не дописывает окончания слов, пропускает буквы/целые слоги.

Упражнения для преодоления недуга

Пишем вслух

Простой, эффективный приём. Ученик должен проговаривать всё, что пишет, обязательно выделяя слабые доли. Важно чётко, не спеша произнести безударные гласные, шипящие, позиции согласных на конце слова. Например: кОрова даёт пОлезнОе мОлОко (беглое произношение другое: карова даёт палезнае малако). Задача ребёнка – проговорить КАЖДОЕ слово.

Ещё один момент: нужно чётко выделить согласную на конце: зуБ, ноЖ, кроВЬ. Неправильное произношение окончаний часто вызывает непонимание: какую букву писать. Отсюда – непонятные закорючки вместо правильных обозначений.

Я работаю корректором

Для упражнения с таким необычным названием нужна скучная книжка, технический журнал, сложная литература, которую ученик точно не захочет читать. Главное – крупные буквы, удобный шрифт.

Задача – найти в тексте определённую букву, например, «о», зачеркнуть её. Ориентируйтесь на буквы, которые ребёнок путает, не может правильно написать. Во время поиска ученик чётко запомнит, как выглядят буквы «а», «у».

Первый этап пройден? Пора усложнить задачу. Ребёнок должен найти в тексте две буквы, желательно, похожие по написанию, например, «л»/«м», «ж»/«х». Часто дети пишут не в ту сторону «хвостик» у буквы «б». Нужные примеры легко найти, проанализировав ошибки в написании диктантов младшего школьника.

Важно! Во время упражнения следите, чтобы учение не читал, а искал знакомый облик выбранной буквы. Для этой цели нужен скучный, сложный материал, который не заинтересует ученика.

Найти и разобраться

Для работы понадобятся сборники диктантов. Задача – объяснить каждую запятую с подробностями. Если ученик плохо знает правила, учите по ходу. Важно, чтобы в результате занятий вы получили чёткий ответ.

Пример: «Запятая между существительным «весна» и союзом «и» разделяет две части сложносочинённого предложения (Весна пришла, и зазеленела трава). Не перегружайте занятие примерами. Разберите четыре-пять предложений, чтобы ученик чётко понял правила постановки запятых. Каждую фразу важно проговорить вслух два-три раза.

Лабиринт

Отличное упражнение для развития крупной моторики. Купите специальные пособия с лабиринтами разного вида или нарисуйте запутанные ходы сами. Задача – проследить пальцем от начала лабиринта до выхода. Во время упражнения задействованы кисть, предплечье.

Контролируйте, чтобы маленький дисграфик двигал руку, а не листок бумаги.

Узнайте подробности о симптомах и лечении гастрита желудка у детей.

Методы лечения ларингита у детей в домашних условиях описаны в этой статье.

Найди пропущенную букву

Понадобится исходный текст, в котором всё на своих местах. Для работы нужен тот же материал, но некоторые буквы отсутствуют. Задача ученика – заполнить пропуски. Текст-подсказка поможет найти, запомнить буквы.

Образец: На л*гу р*ст*т крас*в*е цв*ты. Д*т* р*д*ю*с* в*сн* и *ол*ц*.

Подсказка: На лугу растут красивые цветы. Дети радуются весне и солнцу.

Найдите нескучный текст, чтобы ученик заинтересовался, что же получится в результате его усилий.

  • помните: способы коррекции дисграфии разнообразны, не всегда интересны взрослым, но эффективны для развития навыков письма у детей;
  • упражнения занимают немало времени: требуется настойчивость, терпение, постоянный контроль домашних работ;
  • если логопед задал большое текстовое задание для работы с родителями, обязательно разбейте его на два-три более коротких. Переутомление – прямая дорога к капризам, нежеланию заниматься;
  • никогда не заставляйте сына или дочку 3–4 раза переписывать домашнюю работу. Такой подход несёт вред здоровью школьника, вызывает большее количество ошибок с каждым разом, провоцирует неуверенность в своих силах. Дети начинают злиться, тихо или открыто выражают недовольство. Недопустимо отбивать охоту к занятиям;
  • всегда хвалите школьника за любые, даже самые скромные успехи. Не унижайте деток при неудачах. Обзывать, придумывать обидные прозвища категорически запрещено: ребёнок страдает в школе, где не всё получается, а тут ещё родители обижают. Опасная ситуация для детской психики.

Теперь вы знаете, что такое дисграфия, как проявляется логопедическое заболевание у младших школьников. Изучите способы коррекции и упражнения для приобретения навыков правильного письма. Выполняйте рекомендации опытного логопеда, консультируйтесь с психологом. Лечение дисграфии у детей требует терпения, желания помочь, правильного подхода к занятиям.

Видео. Специалист о причинах и лечении детской дисграфии:

Ученики начальных классов часто страдают логопедическим заболеванием – дисграфией. Она характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности. Сверстники в школе будут насмехаться над ним, что приведёт к потере уверенности в своих силах. Поэтому дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и профилактика будут представлены ниже) должна стать важной темой для обсуждения среди родителей.

Причины появления

Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является наследственность. Причины дисграфии у младших школьников:

  1. Наследственность. Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.
  2. Функциональные источники. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
  3. Недоразвитие головного мозга. Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
  4. Социально-психологическое влияние. Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей.

Виды дисграфии у младших школьников

Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:

  1. Акустический. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит - лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы. Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства.
  2. Моторный. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.
  3. Оптический. Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.

Как можно обнаружить дисграфию?

Если родители подозревают возможность развития данного заболевания, необходимо пройти обследование у невролога или окулиста. Уровень речевого роста проверяет логопед. Главное – верно определить, есть ли у ребёнка дисграфия или это просто банальное незнание норм правописания.

Обследование детей на наличие дисграфии включает в себя:

  • Проверку устной речи. Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.
  • Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо. Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.
  • Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.

Очень важна профилактика дисграфии у младших школьников. Задания для выявления данного заболевания могут быть различными. Чаще всего используется метод определения фонематических способностей. Такие упражнения позволяют ребёнку продемонстрировать свои навыки:

  • различать конкретный звук в словах;
  • выделять картинки, название которых начинается с одинакового звука;
  • повторять несколько слогов подряд за учителем;
  • слышать неправильное произношение и указывать на ошибки.

Если ребёнок совсем мал и ещё не ходит в школу, у него также может развиться дисграфия. Проверить это можно по рисункам малыша. Дети, которые любят рисовать и часто этим занимаются, практически не подвержены этому заболеванию. Если же ребёнок не любит это делать, а все его картинки состоят из прерывистых или дрожащих линий, есть высокая вероятность развития дисграфии.

Способы исправления недуга

Дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и лечение помогут справиться с проблемой) не терпит отлагательств. Как только проблема будет выявлена, сразу необходимо начинать занятия. В случае развития заболевания с ребёнком следует заниматься логопеду и психологу.

Программа по коррекции дисграфии у младших школьников определяется в зависимости от формы недуга. Родители должны серьёзно отнестись к этой проблеме и выполнять рекомендации специалистов. Отличным вариантом будет перевод ребёнка в логопедическую школу, однако далеко не в каждом городе она существует. Чаще всего родителям необходимо самим заниматься с детьми.

Коррекция дисграфии у младших школьников осуществляется следующими способами:

  • проведение занятий для улучшения памяти;
  • увеличение словарного запаса;
  • запоминание норм правописания;
  • письменные задания различного характера;
  • реабилитация в виде массажа, приёма успокоительных препаратов при необходимости.

Этапы терапии

Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага:

  1. Диагностика. Здесь следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы.
  2. Подготовка. Здесь уделяют внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. Очень важно выявить понимание пространственных связей.
  3. Коррекция. С этого этапа начинается непосредственно лечение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель – исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения.
  4. Оценка. Завершающий шаг, на котором происходит проверка всех результатов, родителям даются последние рекомендации.

Эффективные методы коррекции дисграфии

Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:

  1. Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
  2. Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.
  3. Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
  4. Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.

Самое распространённое логопедическое заболевание – дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения, способствующие её лечению, предложены вашему вниманию ниже.

Задание «Пишем вслух»

Наверное, это одно из самых эффективных упражнений. Его ничем не заменить, суть заключается в проговаривании вслух написанного с обязательным выделением слабых долей. Это нужно делать не спеша, чётко выговаривая каждую букву. Например: кОрова даёт мОлОко.

Упражнение направлено на повышение уровня грамотности. Слабые доли представляют собой звуки, которым при беглой речи не уделяется внимание, и они произносятся неверно. Важным моментом является проговаривание слова до конца, выделение окончаний. Дети, страдающие дисграфией, очень редко могут написать слово полностью. Часто в конце они ставят палочки, которые можно принять за буквы. Однако количество этих линий не соответствует числу букв, которые должны быть в этом слове.

С помощью этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения, направленные на лечение заболевания, довольно разнообразны. Но основополагающим является «Пишем вслух». Нужно приучить ребёнка к проговариванию каждого написанного слова, и тогда результат не заставит себя долго ждать.

Упражнение «Корректор»

Для реализации этого задания понадобится скучный текст или сложная книга. Дело в том, чтобы ребёнок не был заинтересован в чтении. Единственное требование – крупные буквы, чтобы различать, что написано. Для начала необходимо выбрать лёгкую букву (обычно гласную), которую ребёнок знает и не делает ошибок в её написании, например «а». Задачей школьника будет найти упоминания этой буквы и зачеркнуть её.

Затем следует переходить к более сложному этапу. Можно увеличивать количество букв, желательно выбирать схожие по написанию, например «л» и «м». Понять, что именно вызывает трудности у ребёнка, очень просто. Нужно провести диктант, в процессе написания которого школьник сделает определённый ошибки. На основании этих погрешностей можно выявить слабые стороны в грамматике.

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью этого упражнения. Оно очень эффективно, так как нужно напрягать не только мозг, но и глаза. Необходимо подчеркнуть, что текст не должен вызывать интереса у ребёнка. Ему нужно не читать, а находить облик буквы.

Упражнение «Найди и объясни»

Для выполнения этого задания понадобятся несколько диктантов, написанных ребёнком. Он должен объяснить каждую запятую, поставленную в том или ином предложении. Если у него не хватает знаний, нужно по ходу рассказывать школьнику правила. Ещё лучше, если педагог будет подталкивать ученика к правильному ответу, чтобы он сам догадался и мог сформулировать своё решение.

Выполняя упражнение, важно помнить, что нельзя перегружать ребёнка. Из каждого диктанта рекомендуется разобрать пять-шесть предложений. Правильный ответ необходимо озвучивать несколько раз. Например, запятая между существительным «солнце» и местоимением «мы» разделяет части сложноподчинённого предложения. Необходимо отметить, что после каждого диктанта обязательно нужно проводить работу над ошибками.

В рамках этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения «Найди и объясни» и «Пишем вслух» являются наиболее эффективными для решения этой проблемы.

Задания «Лабиринт» и «Найди пропущенную букву»

Эти два упражнения довольно популярны, и большая часть родителей используют их в развитии способностей ребёнка. Они также полезны для коррекции дисграфии.

«Лабиринт» отлично развивает крупную моторику детей. В настоящее время существует огромное количество различных сборников, где можно найти отличные головоломки. Лабиринты при желании могут нарисовать сами родители. Главной задачей ребёнка является проследить пальцем или ручкой от начала запутанных ходов до конца. Организация профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников может основываться на этом упражнении. Оно является наиболее простым и универсальным.

Упражнение «Найди пропущенную букву» направлено на развитие внимательности у детей. Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика – заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.

При поиске материала нужно учитывать тот факт, что он должен заинтересовать ученика. В этом случае выполнение задания превратится в игру. В последнее время всё чаще развивается дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения и профилактика этого недуга просто необходимы для ограждения ребёнка от неприятных последствий.

Исправление почерка

Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.

Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.

Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.

В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.

Многие эксперты в этой области выделяют следующие положения:

  • Методы коррекции дисграфии довольно разнообразны, но одинаково эффективны. Родители должны заниматься с детьми, ведь от этого зависит будущее ребёнка.
  • Выполнение заданий требует усидчивости и терпения. Кроме того, упражнения должны проводиться регулярно, не меньше часа в день.
  • Если специалист задал большой объём информации для переработки, то текст необходимо разбить на несколько частей. Так будет проще и ребёнку, и взрослому. Нельзя допускать переутомления, так как это приведёт к капризам и снижению работоспособности.
  • Самой распространённой ошибкой является переписывание домашнего задания несколько раз. Родители не должны заставлять детей этим заниматься, ведь это не приведёт ни к чему хорошему. Наоборот, ребёнок будет допускать большое количество ошибок, что приведёт к нежеланию заниматься.
  • Очень важна поддержка, даже в самой незначительной ситуации. Ребёнок справился с заданием? Нужно похвалить его, но в меру. В этом вопросе потребуется деликатность, здесь нельзя переусердствовать. За неудачи ни в коем случае не унижать ребёнка. Тем более запрещается выдумывать обидные прозвища. Это отрицательно влияет на детскую психику.

Профилактика

Предупреждение дисграфии у младших школьников может выражаться в нарушении слухового распознавания речевых звуков. Ещё с 3 лет необходимо постоянно проверять этот момент. Если ребёнок этого возраста имеет проблемы, их легко решить при помощи регулярных упражнений.

В последнее время большую популярность получило обучение детей иностранному языку (чаще всего английскому) с 3-4 лет. Дети в этом возрасте отлично запоминают новую информацию и легко её воспринимают. Однако при неправильном подходе к обучению у ребёнка может развиться дисграфия или дислексия.

Следует обратить внимание также на правильность произношения слов взрослыми людьми. Если родители будут повторять за детьми, это может привести к определённым проблемам. Если ребёнок говорит неправильно, его необходимо сразу научить, как это нужно делать. Тогда он будет лучше запоминать, и речь будет развиваться быстрее.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке. Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой - огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ

Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям «из-под палки», результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости. Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). «Перьевое» письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.



2) Упражнение «Пишем вслух».


4) «Пропущенные буквы».

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти… М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты.
Найти разнообразные лабиринты можно здесь.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно!
    На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него», так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот».
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

Учим детей писать без ошибок

1) Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение «Пишем вслух». Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастный оборот «…», а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «…», вторая «…»), соединенные союзом «и»».

4) «Пропущенные буквы».

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти… М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать!

  1. Чрезвычайно медленно!
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Скорее всего ребенок откажется, не сможет это сделать, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот».
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Логопед Полей Яна Борисовна
Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка

Дисграфия — это полное или частичное нарушение письменной деятельности, которая связана с дефицитом сформированности тех функций психики, которые ответственны за выполнение и контроль письма.

Данная патология характеризуется постоянными и специфическими ошибками при написании, которые не устраняются сами по себе без целенаправленной коррекции.

Как показывает практика, дисграфия очень распространена среди младших школьников, это происходит потому, что большинство деток поступают в школу с неполноценным фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При наличии таких нарушений, процесс нормального освоения грамоты очень осложняется.

По степени выраженности письменного расстройства выделяют дисграфию и аграфию. В первом случае письмо искажается, но выполняет функцию общения, при аграфии происходит неспособность овладения письмом или полная потеря этих способностей.

Что провоцирует развитие нарушения

Вызвать нарушение могут такие причины:

Механизм развития отклонения

Письмо — это сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, при помощи которых реализуется переход артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему.

Для того чтобы происходило полноценное обучение навыкам письма, сформированность устной речи должна находиться на должном уровне.

Механизм развития отклонения связан с несвоевременным становлением ведущего полушария мозга, ответственного за речевые способности.

При нормальных показателях эти процессы должны завершаться к моменту начала дошкольного обучения. При условии несвоевременной латерализации и присутствии скрытого левшества, процесс контроля над письмом будет нарушен.

Также при дисграфии наблюдается несформированность всех познавательных сфер, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Существует пять типов дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая , связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия;
  • акустическая , вызвана нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза ;
  • аграмматическая — возникает из-за неполноценного развития лексико-грамматической речи и развивается на фоне ;
  • оптическая — связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Характерные проявления

В зависимости от разновидности дисграфии, виды характерных ошибок в письме и речи будут различаться:

  1. При артикулярно-акустической дисграфии допускаемые письменные ошибки допускаются из-за неправильного произношения, т. е. ребёнок пишет так, как и говорит. В данном случае замена и пропускание символов отображают такие же ошибки при разговоре. Такой вид патологии встречается у детей с фонетико-фонематическим речевым недоразвитием.
  2. При акустической форме нарушения произношение правильное, но фонематическое восприятие развито плохо. В данном случае ошибки имеют вид замены букв на схожие.
  3. В случае нарушения языкового синтеза и анализа обнаруживается неспособность разделения слов на слоги, и предложения на отдельные слова. В данном случае выпадают, дублируются или меняются местами буквы и слоги, добавляются ненужные символы, слова не имеют окончаний. Или же, например, ребёнок пишет слова с союзами вместе, а приставки отделяет. Такой вид ошибок считается самым распространённым.
  4. Аграмматическая дисграфия характеризуется неумением склонять слова по падежам, и числам, определением рода, нарушением комбинирования слов в предложениях, их непоследовательность. Такой вид патологии зачастую сопутствует общему речевому недоразвитию.
  5. В случае оптической формы нарушения меняются или перемешиваются визуально похожие символы. Литеральная оптическая дисграфия — нарушение узнавания и воспроизведения отдельных букв. Вербальная оптическая дисграфия — нарушение начертания букв в слове.

Самые распространенные ошибки

Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:

  • недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
  • добавление ненужных элементов;
  • пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
  • зеркальное написание букв.

Сопутствующие отклонения

Из-за тесной связи письменной и устной речи, дисграфия часто сопровождается и алексией — нарушениями процесса чтения, речевыми нарушениями.

Нередко дисграфии сопутствуют признаки неврологических нарушений, низкая работоспособность, чрезмерная активность, неумение концентрировать внимание, уменьшение объёма памяти.

Что касается почерка, то зачастую он неразборчив, буквы бывают неровными, слишком большими или наоборот, мелкими. Для того чтобы совершать процесс письма, ребёнок прикладывает огромные усилия, и при этом всё равно пишет медленными темпами.

Такие дети испытывают серьёзный дискомфорт из-за своих ошибок и медлительности. К тому же часто, это вызывает недовольство и раздражение со стороны педагогов.

В общении такой ребёнок также может испытывать некоторые сложности из-за неспособности выстраивать длинные предложения правильно, поэтому его речь может быть довольно краткой и сдержанной.

Виды ошибок при дисграфии

Профессиональная диагностика

Цель диагностики — дифференцирование дисграфии от обыкновенной безграмотности, а также выявление формы данной патологии.

Обследование проходит поэтапно и включает в себя:

  • анализ письменных работ;
  • оценка общего развития и речевого развития в частности;
  • анализ состояния ЦНС, органов зрения и слуха;
  • исследование артикуляционного аппарата, речевой моторики.

Анализ письменной речи осуществляется при помощи таких заданий:

  • переписывание напечатанного текста и, написанного от руки;
  • диктант;
  • описание сюжета по рисунку;
  • чтение вслух.

После того, как будут выявлены специфические ошибки, составляется протокол и специалист делает вывод.

В данном случае огромную роль будет играть ранняя диагностика, это позволит начать коррекцию на начальных стадиях развития отклонения, если соответствующие меры не будут приняты в детстве, симптомы дисграфии могут наблюдаться во взрослом возрасте.

Как на практике отличить дисграфию от безграмотности?

В основном дисграфия обнаруживается у ребёнка только в процессе обучения письму, т. е. в начальной школе. По ошибке такую патологию иногда принимают за простую безграмотность, однако, это в корне неверно.

Например, не знающий правил человек напишет «придложение», и такие ошибки не учитываются при дисграфии, а дисграфик «бретлошение», ошибки в данном случае напоминают грубые опечатки.

Коррекция нарушения

Дети, страдающие таким нарушением, требуют квалифицированной логопедической помощи, т. к. устранить эту проблему в обычных школьных условиях просто невозможно.

Коррекционная работа по устранению дисграфии будет разрабатываться исходя из вида нарушения.

Цели такой работы заключаются в следующем:

  • устранение дефектов в звукопроизношении и фонематических процессах;
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • улучшение всех познавательных сфер.

Навыки, полученные в ходе коррекции, закрепляются посредством выполнения письменных заданий. Кроме логопеда ребёнка необходимо обследовать у психоневролога на предмет наличия сопутствующих дисграфии нарушений.

При наличии таковых, будет назначаться лечение медикаментами, процедуры физиотерапии, мануальная терапия, лечебная гимнастика.

Упражнения для деток младшего школьного возраста

Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников, которые подбираются специалистом.

Вот некоторые из них:

  1. Корректурная правка . Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).
  2. Пишем вслух . Цель задания — проговаривать вслух всё, что пишется именно в таком виде, как оно пишется и при этом подчёркивать слабые доли. В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» или «на стале стаяла чашка с малаком». Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
  3. Лабиринты . Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.

Шансы на успех — каковы они?

Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома.

Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.

Также необходимо придерживаться таких правил:

  1. Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически . Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет.
  2. Родители должны сами правильно и чётко говорить дома . Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи.
  3. Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью , ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма.
  4. Оказывать ребёнку психологическую поддержку , т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...