Дифференциация звуков д т на письме задания. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков - в словах, предложениях и связной речи"

  1. Развитие и закрепление моторики артикуляционного уклада.
  2. Сравнение и выделение отличительных и общих моментов в артикуляционном укладе данных звуков.
  3. Различие звуков в слогах, словах, предложениях.
  4. Развитие звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах.
  5. Обогащение словарного запаса словами на тему «Профессии».
  6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Оборудование: картинка мальчика, изографы, карточки для сравнения артикуляции, картинки со схемами, мяч, картинки с профессиями, слова пословицы, индивидуальные карточки для детей, карточки с буквами Д и Т, цветные карандаши, тетради.

Ход урока

1. Посмотрите, кто к нам сегодня снова пришел на занятие?

Дима Лентяйкин

Почему его так зовут, помните? Он снова пришел посмотреть, как вы трудитесь. Посмотрите, он пришел с каким-то письмом. Но мы его прочтем позже. А сейчас начнем работать.

2. Посмотрите на изографы. Разгадайте их (дом, трактор).

Назовите первые звуки в этих словах. (Д-Т)

3. Какой буквой обозначается звук Д? Т?

4. Сравнение по артикуляции.

Чем же эти 2 звука отличаются?

Сегодня мы будем учиться различать звуки Д и Т.

5. Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки Д или Т, поднимите соответствующую букву: Удочка, уточка, катушка, кадушка, душ, тушь, подул, стук, подруга, нарядный, страна, дело, тело.

6. Следующее задание такое: запишите первую букву каждого слога.

Да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для.

Проверим, какие вы записали буквы. (д, д, т, д, т, д, т, т, д)

7. На доске развешаны картинки. Вам нужно закрасить квадратик, соответствующий месту звука Д или Т в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)

Названия картинок: бант, топор, торт, утка, дыня, кеды.

Проверим задание.

8. Сейчас будьте внимательны. Закончите слова, добавив слог да или та (устно):

9. Работа по карточкам. Возьмите карточку зеленого цвета. Вставьте пропущенные буквы Д или Т в слова: боро_а, _у_очка, с_рела, свис_ок, по_руга, по_боро_ок, запла_ка.

Проверка: борода, дудочка, стрела, свисток, подруга, подбородок, заплатка.

10. Физминутка с мячом. Игра «Кот Всё-Наоборот». Если ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Маленький дом». Что ответит Кот, если ему сказать:

Богатый человек –
Толстое дерево –
Жидкий суп –
Короткая лента –
Грязная посуда –
Острый нож –
Быстрый шаг –
Молодое дерево –
Темная комната –
Теплый ветер –

11. Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:

Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери.

Проверка:

12. Работа по карточкам.

А сейчас посмотрите карточку белого цвета. Вам нужно отгадать, какое слово «сломалось». Допишите эти слова.

Проверка: градусник, таблетки, ткань, нитки, молоток, долото.

Посмотрите на доску. Работники каких профессий здесь изображены? (доктор, портной, строитель). У кого есть карточка с названием предмета, который подходит для доктора, портного, строителя?

Проверка: доктору – градусник, таблетки; портному – ткань, нитки; строителю – молоток, долото.

13. Работа по карточкам.

На синей карточке – игра «Четвертый лишний». Нужно вставить пропущенные буквы Д или Т и в каждой строчке найти и подчеркнуть «лишнее» слово:

Воро_а, ве_ка, о_уванчик, пар_а.

Пого_а, моло_ок, ве_ро, о_еяло.

Ру_но, _ож_ался, _абуре_, _рак_ор.

Проверка:

Ворота, ветка, одуванчик , парта.

Погода, молоток , ведро, одеяло.

Трудно, дождался, табурет, трактор.

14. А сейчас прочитаем письмо Димы Лентяйкина. У него в конверте какие-то слова.

Кто догадался, что получится из этих слов? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите ее в тетрадь по памяти.

Проверка:

15. Итог. Что нового узнал сегодня Дима Лентяйкин и вы? Какие звуки учились различать? Что мы о них можем сказать?

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д

учитель-логопед МДОУ

«Кизильский детский сад №3»

При нормальном развитии речи звуки «раннего онтогенеза» К, Г, Т, Д усваиваются дошкольниками к 2-3 годам.

Одним из распространенных дефектов в произношении является замена звуков К, Г на звуки Т, Д.

В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков К, Г (,),

Однако в практике работы за последние годы все чаще приходится встречаться со случаями замены звуков Т, Д на звуки К, Г детьми дошкольного возраста.

При работе с такими детьми возникли трудности в поиске лексического материала на автоматизацию звуков Т, Д и их дифференциацию со звуками К, Г.

Для решения этой проблемы нами был подобран лексический материал по коррекции звуков Т, Д

1.Формирование восприятия звуков Т, Д.

-"Хлопни (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь звук Т, Д)".

Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме Г, К.

- "Хлопни, (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слог (та, ту, от, ды, до)".

Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков Г, Д.

- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Т: (работа, лото, туча, туман, рот, стол)»

- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Д»

(сады, дыня, дым, дочь, наряды)

Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.


2. Изолированное произношение звука Т, Д).

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы или картинки (дятел и колеса)

"Как стучат колеса поезда? - т-т-т,

Как стучит по дереву дятел? - д-д-д.

Педагог поочередно показывает картинки - ребенок произносит звуки Т или Д

3.Автоматизация звука Т в сло гах

та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, та-ту-то, ту-та-ты, то-ты-ту,

ат-ят-ут, ют-ет-ит, ат-ат-ат, ут-ут-ут, ит-ит-ит, ят-ят-ят, ют-ют-ют, ет-ет-ет и т. д.

4. Автоматизация звука Д в слогах

да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до, ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ

да-ды-до, дэ-до-ду, ада-ода-уду, уда-ода-ида и т. д.

5. Автоматизация звука Т в словах.

там, том, Таня. Толя, Тоня, Тома, Тамара, туфли, тумба, топор, труба, тут, туча;

салат, халат, салют, свет, привет, рот, крот, билет, брат, лист, пишет, пищит, летит,

полет, пилот, самолет, воет, поет, рисует, лепит, бьет, спит, шьет, несет, везет, сидит, делает, лежит, стирает, читает, лижет, обижает;

старый, штора, трудно, ноты, стол, стул, автобус, волчата, ребята, девчата, телята, ягнята, цыплята, утята, поросята, лисята, гусята, щенята

6. Автоматизация звука Д в словах.

дом, дым, дам, Данил, дуют, дают, дыня, дыра, думают, дрова, дубы, двор, дочь, дача, даль, дарит, дверь, двор, Даша, дарю,

сады, кидает, наряды, дыня, борода, холодно, выдать, посуда, вода, сюда, беда, медаль, педаль, льды, надо, ряды, рядом, ладони, обеды, победа, команда, пирамида, душ, дупло, духи,

7.Автоматизация звуков Т, Д в словосочетаниях и предложениях

(допускается одновременное произношение звуков Т и Д)

Таня делает салат. У Тамары новые туфли. Тоня и Толя рисуют. Там летают самолеты. Тоня шьет халат и шторы. Топор и труба лежат около тумбы. Ребята и девчата сидят в автобусе. Самолет летит за тучей. Брат сидит на стуле у стола. Даша подарила Данилу новые карандаши. Из трубы идет дым. Там фонтан.

В лесу спрятались волчата и лисята. Дым идет из трубы. Дом у Данилы стоит далеко от садов. Толя и Даша идут обедать. Открыли дверь, стало холодно. Данил и Толя моют ладони, они будут обедать. В ведре налита холодная вода. У Тамары самолет, улетает он в полет. Тут сады, а там дома.

Там Таня. Тут Тома. Вот твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Тома берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Ребята играют в лото. Таня достает домино. Жеребята стоят у дома. Дед рубит дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Друзья едят дыню. Толя идет по мосту.

8.Дифференциация звуков К-Т,

Дифференциация звуков К-Т на слух.

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик - поезд". Инструкция: "Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т".

2.Игра "Ладонь-кулак".

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.

Дифференциация звуков К-Т в слогах

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.

ка - та - ка, та-та - ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук - ут


то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,

ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око,

ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.

. Дифференциация звуков К-Т в словах

танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, ток, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, шутка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, ток, скачет, скулит, тыква, кабинет

красит, капот, катает, копает, таскает, ветка, утка, комната, копыта, каток, моток, так, клетка, картошка, конфеты, кофта, стук, молоток, лодка.

9.Дифференциация звуков Г-Д

Дифференциация звуков Г-Д на слух.

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Гуси-дятел". Инструкция: "Когда я говорю «Гуси», ты произносишь звук Г, когда я говорю «Дятел», ты произносишь звук «Д".

2.Игра "Ладонь-кулак".

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Г, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком Д.

Дифференциация звуков Г-Д в слогах

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками Г-Д.

Га-да, ды-гы, го-до, до-го-до, ду-ду-гу, гы-ды-гы, ога-ода, ода-ога-ога, гна-дна, гра-дра-дра, длы-глы-глы и т. д.

Дифференциация звуков Г-Д в словах

догоняет, города, ягода, подруга, радуга, огороды, дорога, гадает, погода, угадает

10.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д в предложениях

У Кати красная кофта. Зайка ест морковку. Данил играет танком. Это подарок его друга Сергея. На тарелках лежат косточки. Щенок скулит около огорода. Корова ест травку. Даша гуляет с Таней. Толя читает газету и книгу. На тарелках лежит петрушка. Галя с подругой работает в огороде. Молоток лежит на столе. Под кустом прыгает зайчик. Дорога идет вдоль огорода. Галя красит домик. После дождя видна радуга. Гром гремит над домом. В сказке говорится о добром гноме. Ребята идут на каток. Толя и Галя катаются на коньках на катке. Катя читает сказку «Кот в сапогах». Наташу укусил комарик. Кот Васька любит молоко и сметану. Коля тащит удочкой огромную щуку из реки. Радуга видна над городом. Попугай сидит в клетке. На карточке нарисованы кот и кит. В огороде растет картошка. Далеко пасутся гуси.

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

11.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д чистоговорках

Та-ка, та-ка - мы увидели жука

Ик-ит, ик-ит - самолет летит

То-ко, то-ко - улетит он далеко

Ка-та, ка-та - мы впустили к нам кота

Ут-ук, ут-ук - садим в огороде лук

Ак-ат, ак-ат - Катя рвет салат

Кы-ты, кы-ты - на реке стоят мосты

Ат-ак, ат-ак - в огороде стоит бак

Ага-ада, ага-ада, - стоит высокая ограда

Дон-гон, дон-гон - стоит пустой вагон



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д"]-[т"].

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: обучающие 1 класса, имеющиеНВ ОНР.

Продолжительность урока: 45 минут (второе полугодие)

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д"] – [т"] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д"]-[т"];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д"] – [т"] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;
  • уточнить конкретное значение предлогов к, от, до ;
  • упражнять в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение транспорта.

Лексический материал: слоги, слова, предложения насыщенные изучаемыми звуками.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.
    1. Сопоставление по артикуляции.
    2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Речевая зарядка
  6. Развитие фонематического восприятия.
  7. Физкультминутка «Паровозик»
  8. Звуковой и слоговой анализ.
  9. Дифференциация в слогах: Определение слога со звуками д–т, д"-т" в словах.
  10. Физкультминутка «Как живешь?».
  11. Дифференциация д–т, д"-т" в словах: Преобразование слов. Работа с омонимами.
  12. Дифференциация д–т, д"-т" в предложениях: Работа с предлогами К, ОТ, ДО.
  13. Итог занятия.

Презентация выполнена для фронтальной работы. Каждый слайд состоит из заданий, смена которых происходит по щелчку мыши или автоматически после предыдущего слайда. При необходимости установить на компьютер шрифт Propisi.TTF (включен в пакет презентации).

Ход занятия

I. Организационный момент .

(Приветствие)

– Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п.

II. Введение в тему .

– Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки).(Слайд 2)

Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).

– Какие звуки мы находили в словах? (звуки Д – Т, Д " – Т ")

III. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.

1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать? (звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой).

– Какими буквами обозначаются эти звуки? (буквами Дэ и Тэ).

– Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4)

2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

– Сейчас мы дадим характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д"] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
  • [т"] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5, 6)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д " – Т ".

(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях.)

IV. Артикуляционная гимнастика.

– Проведем гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».

V. Речевая зарядка .

– В пути всегда веселее, когда поешь песни. Давайте, потренируемся.

ТА-ДА-ТА ТРА-ДРА-ТРА ДА-ДА-ТА? (спрашиваем)

ТА-ДА-ДА ДИМ-ДИМ-ТИМ ТУ-ДУ-ДУ. (отвечаем)

ТИ-ДИ-ТИ ДОМ-КОМ-ТОМ ДЫ-ТЫ-ДЫ! (удивляемся)

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

– Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

– Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится (автобус, трамвай, автомобиль, поезд ) (Слайд 9).

– Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам.

VII. Физкультминутка «Паровозик» .

– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.

Едет, едет паровозик: Вращаем обеими руками поочерёдно в локтевом суставе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» под счёт 2 раза;
По домам ребят развозит: повторить движение «паровозик»;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо сосен и рябинок: «паровозик», ускоряем темп;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо ёлок и осинок: «паровозик» в быстром темпе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, быстрый темп;
Остановка на лужайке: медленно развести руки в стороны, потянуться;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, замедляем темп;
Мы, попрыгаем, как зайки: руки на поясе, прыжки на двух ногах;
Раз-два-три, раз-два-три. прыжки поочерёдно на левой-правой ноге;
Поиграем, порезвимся прыжки с поворотами влево-вправо;
И в автобус мы садимся. маршируем на месте. (Слайд 10)

VIII. Звуковой и слоговой анализ.

– А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус» (3 слога). Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог? (ав) Наполняем первый слог цветными кружками. (Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)

– Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным.

– Какой по счёту звук [т]? (звук [т] третий по счёту)

– Проверим, правильно ли вы сделали.

IX . Дифференциация д–т, д"-т" в слогах.

Определение слога со звуками д–т, д"-т" в словах.

– Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели? (деревья, дома, цветы).

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д"-т".

Слова: ду бы, сосны, то поль, берёза, до мик, да ча, де ревня, те лега.

– Проверим, какие слоги вы записали. (ду, то, до, да, де, те)

(Проводится коллективная проверка)

X. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

XI. Дифференциация д–т, д"-т" в словах.

Работа с омонимами.

– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15)

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12)

– Какое слово получилось? (слово «дом»).

Второе слово аналогично разбирается по заданию (слово «том») (Слайд 13).

– Каким звуком отличаются слова? (отличаются звуками Т – Д) (Слайд 14)

– Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово? (ДЫМ) Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ.

Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово? (ТАМ).

– Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д .

дом дым

том там

– Чем отличаются слова уточка – удочка?

(в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т]) (Слайд 15).

XII. Дифференциация д–т, д"-т" в предложениях.

Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

– Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше.

Он по рельсам едет звонко,
И звенит: "Эй, не зевай!"
Отдохнет на остановке,
И поедет вновь...(трамвай )

– Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай?

(Трамвай доехал до дома). (Слайд 16)

– Сколько слов в предложении? (четыре) Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог.

– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор».

(Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома.) (Слайд 16)

– Назовите предлоги в этих предложениях. (предлоги к и от ).

– Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.

– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17)

– Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду».

(Предложение разбирается аналогично. Один ученик записывает на доске.)

– Какие вы молодцы! Все верно сделали!

XIII. Итог занятия.

– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д"]-[т"]. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта. Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т]. Составляли схемы предложений.

– Молодцы, до свидания!

Логопед благодарит всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников. Прощается с группой.

Список литературы :

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.– (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).

Пупкова Н.А., учитель-логопед, Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 3”, г. Салехард, ЯНАО.

Тема. Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях.

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т.

  • учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование.

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д.
  • Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка.
  • Карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

    Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

    Мы будем проговаривать все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать

    артикуляционную гимнастику.

  3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения “Маляр”

“Лягушка и слоненок”

“Качели”

Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

Сколько звуков в этих словах? 6 звуков

Это очень похожие слова уточка-удочка.

А чем они различаются? (второй звук т, в слове уточка)

В слове удочка второй звук д

Какой второй звук в слове уточка? Т

А какой второй звук в слове удочка? Д

На доску вывешивается слова, уточка-удочка посмотрите, поменяли

одну букву, а изменилась все слово.

Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для

того чтобы на письме их не путать.

  1. Сравнительная характеристика звуков.

Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? (Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

Какой вывод можем сделать?

5. Соотнесение звука и буквы.

Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами)

Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы. тэ, дэ.

А скажите если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог)

6. Дифференциация звуков в слогах

Рассмотрите схему и составьте и прочитайте слоги.

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.

Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

ТА, ТО, ТУ;

ДА, ДО, ТУ;

А что образуется из слогов? (Слова)

Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число

  1. Дифференциация звуков в словах

Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1)

Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву,

с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки,

Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.

Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове?

Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? дыня

Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове?

Карандаш

Что находится между карандашом и стулом? Дом

Что находится под тарелкой? ведро

Молодцы справились с этим заданием хорошо.

Скажите, слова связанные между собой по смыслу образуют, что?

(Предложения)

  1. Дифференциация звуков в предложении.

Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Прочитайте, что у вас получилось.

Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что?

(Рассказ)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы

получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у

Придумайте продолжение нашему рассказу.

1 вариант

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.

2 вариант

Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

Как можно озаглавить наш текст.

  1. Итог занятия

Какие звуки учились различать на занятии? Т, д.

Дайте краткую характеристику этих звуков?

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

Для чего мы учились различать эти звуки?

Чтобы писать без ошибок.

Саяна Дашимолонова
Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г]

.Звуки [К] , [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков (В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, И. С. Лопухина, тогда как переднеязычные звуки [Т] , [Д] рассмотрены недостаточно (И. С. Лопухина) . Это возникает из-за того, что наиболее частым является замена звуков заднеязычных на звуки [Т] , [Д]. При встрече же с ребенком в прямо противоположной ситуации (замена звуков [Т] , [Д] на звуки [К] , [Г]) возникают трудности в поиске лексического материала сначала на автоматизацию указанных переднеязычных звуков , а затем на их дифференциацию со звуками заднеязычными .

Поэтому главной задачей данной работы мы считаем подбор лексического материала по указанной проблеме.

Постановка и автоматизация звуков [Т] , [Д]

На данном этапе работы из речевого материала исключаются звуки [Г] , [К].

1. Формирование восприятия звуков [Т] , [Д].

- "Хлопни, когда услышишь слово : (суп, таз, хвост, рот, стол, дом, удав) ". Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

- "Хлопни, когда услышишь слог : (та, ту, от, ды, до) ". Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков [Г] , [Д].

- "Хлопни, когда услышишь звук [Т] ([Д]) ". Звуки называются вперемежку с любыми звуками , кроме [Г], [К].

2. Изолированное произношение звука [Т] ([Д]) .

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы (Фомичева) : "Как стучат колеса поезда? - т-т-т", "Как стучит по дереву дятел? - д-д-д".

3. Автоматизация звуков в слогах .

Та - ту - то да - ду - до

Ты - тэ - та ды - дэ - да

От - ат - ит ды - да - до

Ут - ат - от ду - ды - до

4. Автоматизация звуков в словах .

Слова со звуком [Т] : там, таз, Тома, Толя, туфли, лото, это, четыре, лисята, волчата, медвежата, бельчата, ежата, телята, поросята, цыплята, индюшата, зайчата, жеребята, салат, халат, рот, вот, самолет, пилот, тут, салют, машет, машут, спит, спят, пьет, пьют, хлопает, хлопают, строит, строят, нюхает, нюхают, смотрит, смотрят, бежит, плачет, плачут, сидит, сидят, ест, едят, поет, поют, танцует, танцуют, везет, везут, нет, винт, туман, петух.

Слова со звуком [Д] : да, дай, Даша, дача, дом, дуб, дым, душ, дупло, духи, думай, Вода, иду, пирамида, пойду, уйду, беда, свобода, борода, помада, победа, команда, наряды, следы, пруды, сады, посуда.

5. Автоматизация звуков

Чаще всего на данном этапе уже можно использовать речевой материал, содержащий одновременно звуки и [Т] и [Д] .

Там Толя. Тут Тома. Надену твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Мама берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Тома хлопает в ладоши. Жеребята везут дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Тома и Толя достали лото. Друзья едят дыню. Я иду по мосту. Вон там фонтан.

6. Стихотворные тексты со звуками [Т] , [Д].

У енота тетя Тоня.

Тетя Тоня в тине тонет.

Тетя Тоня, не тони!

Эй, тяни ее, тяни!

Вот идут мои друзья,

Подавать обед пора.

Дуб стоит у дома,

Дом стоит у дуба.

Кот сидит у дуба.

Кот сидит у дома.

Дома мама, дома папа,

Только Томы нету рядом.

Найдите нашу Тому!

Танцует там у дома.

Дед Данила дает дыню -

Вот и Дане, вот и Тане.

Дятел на дубу сидит,

Дятел ветви долбит.

Мама моет пол,

Папа чинит стол,

Я посуду убрала,

У нас дома чистота.

Даша и Наташа идут в лес. В лесу они видят дуб. На ветке дуба сидят бельчата. Даша и Наташа машут бельчатам : "Идите домой, в дупло!"

Толя идет в душ. Там льется вода. Толя стоит под душем. Потом он намыливается. Хорошо быть чистым и умытым!

Дифференциация звуков [К-Т]

А. Дифференциация звуков [К-Т] на слух .

Игра "Хлопни-топни". Инструкция : "Если услышишь слог ТА - хлопни, если услышишь слог КА - топни". Позднее, игра проводится на материале звуков . На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи .

Б. Дифференциация произношения звуков [К-Т] .

1. Попеременное называние изолированных звуков . Игра "Дождик-поезд". Инструкция : "Когда я говорю дождик, ты произносишь звук [К] , когда я говорю поезд, ты произносишь звук [Т] ".

2. Повторение по одному, по два и по три слога со звуками [К-Т] .

ка - та - ка та - та - ка

ты - кы - ты ко - ко - то

ку - ту - ту ты - кы - кы

3. Повторение слов и называние картинок.

Словарь : кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, девятка, дудка, утка, кот, ток, комета, комната, комод, конфета, копыто, кофта, подкова, молоток, моток, охотник, тук, стук, путник, спутник, каток, конфета, тыква, свисток, селедка, лодка, платок.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Задания :

а) "Посчитай до пяти". Выбирается несколько слов из вышеуказанного словаря,

б) "Спроси и ответь". Про любой неодушевленный предмет ребенок спрашивает и отвечает : "Это что? - Это канат". Про любое животное ребенок спрашивает и отвечает : "Это кто? - Это собака" или "Кто тут? - Тут овца".

Дифференциация звуков [Г-Д]

Задания, как и в предыдущем разделе.

Словарь : гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города.

Дифференциация звуков [К-Т-Г-Д]

1. Словарь : отгадка, агат, Агата, тайга, гоготать, гонит, коготок, готов, фагот, команда, подруга, градусник, удочка, дождик, селедочка, гусята, лодочка.

2. Предложения :

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

3. Тексты :

Опускается туман

На мосты и на кусты,

Опускается туман

На дома и на сады,

Тут не видно далеко,

Заблудиться так легко!

Вот так домик!

Вот так дом!

В доме том одно окно,

В том окне идет кино.

Тук! Тук! Тук!

Это кто тут?

Это я, коток,

Тонкий коготок.

Всё готово для хоккея :

И коньки и капитаны,

На катке стоят команды,

Ждут свистка, как кот сметаны!

Я иду куда?

Я пойду от кого?

От того.

Будет там кто?

Не будет там никого.

Не пойду туда,

Буду дома я тогда!

Вот на стуле кот сидит,

Вот за бантом он следит.

Когда бантик двинется,

Он на бантик кинется!

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрыты льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

Большинство приведенных текстов являются авторскими. Для самостоятельного подбора лексического материала по указанной проблеме можно воспользоваться литературой из списка.

Литература :

Коноваленко В. В., Клноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К , К", Г, Г", Х, Х". - М.: "ГНОМ-ПРЕСС", 1999.

Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1999.

Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский дом "Нева", 2005.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...