Дифференциация гласных звуков а я. Логопедическое занятие "Дифференциация звуков, " план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему Дифференциация а у сад задания

Цель данного этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок-символов. Например, при дифференциации з и ж ребенку рисуют в тетрадь такие картинки: на левой странице звонок, на правой жук. Вместе с воспитателем ребенок уточняет произношение этих звуков, при этом его внимание обращается на различия в положении органов артикуляции. Например: губы - при з - в улыбке, при ж - округляясь, слегка выдвигаются вперед; язык - при з - за нижними зубами, при ж - поднимается к бугоркам за верхние зубы; воздушная струя - при з - холодная, узкая, при ж - теплая, широкая. Далее воспитатель поочередно показывает картинки-символы, а ребенок: 1) называет соответствующие им звуки, 2) не называя звук, говорит, где находится при его произношении язык: вверху (жук), внизу (звонок). Таким образом, ребенок различает звуки, опираясь на их артикуляционные признаки.

Для дифференциации по акустическим признакам воспитатель называет поочередно звуки з, ж, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.

Дифференциацию звуков в слогах проводят, используя игровые упражнения. Так, педагог говорит ребенку, что звоночки и жуки бывают разных размеров, поэтому они по-разному звенят (за..., зы..., зо..., зу...) и жужжат (жа..., жи..., жо..., жу...). Показывает на картинках разные звоночки и разных жуков, а ребенок произносит разные слоги, следя за правильным положением языка. Потом воспитатель произносит разные слоги (за, жи, жо, зу, зо и др.), а ребенок показывает соответствующие картинки-символы.

Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим признакам, переходят к дифференциации звуков в словах. Сначала используются картинки, в названии которых имеется звук з или ж.

При дифференциации по акустическим признакам воспитатель берет картинку, называет ее, а ребенок показывает соответствующую картинку-символ. Если он выполнил это правильно, педагог перерисовывает картинку в тетрадь на страницу с соответствующим символом.

При дифференциации по моторным признакам ребенок переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), называет, говорит, какой в ней звук (з или ж), затем кладет под соответствующую картинку-символ.

Затем воспитатель называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например: кожа - коза, лужа - луза. Ребенок должен найти соответствующие картинки и сказать, где звук з, а где ж.

После этого ребенку предлагаются картинки, в названиях которых имеются оба дифференцируемых звука - з и ж. Например: железо, зажигалка, железнодорожник, зажимы, жезл и др. Ребенок называет их, определяет, какой из двух звуков он произнес в слове первым.

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведется и словарная работа.

При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами воспитатель вместе с ребенком составляет фразы, затем ребенок повторяет их. Далее они сообща придумывают потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с этими звуками (жа - за, жа - за, жа - за - идет жадная коза; зы - жи, зы - жн, зы - жи - на заводе. делают ножи; зу - жу, зу - жу, зу - жу - дает Зоя молока ежу). Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребенок заучивает, пересказывает.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.)- Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться воспитатель), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам воспитателя. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.

Вопросы и задания

1. Какие основные этапы работы по исправлению звукопроизношения вы знаете?

2. Назовите цель и содержание работы на подготовительном этапе.

3.Какие требования предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики?

Какие вы знаете упражнения для выработки направленной воздушной струи?

Какие игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики вы можете предложить детям?

Какие звуки называются опорными? Приведите примеры опорных звуков для звуков с, ш, л, р.

Назовите цель и содержание работы на этапе постановки звука.

Какие три основных способа постановки звуков вы знаете?

Как используются картинки-символы никакие требования к ним предъявляются?

Назовите цель и содержание работы на этапе автоматизации звука.

Как проводится автоматизация звука в слогах?

Как строится работа при автоматизации звука в словах?

Какой материал и как используется для автоматизации звука во фразовой речи?

Назовите цель и содержание работы на этапе дифференциации звуков.

По каким основным признакам проводится дифференциация изолированных звуков, а также звуков в слогах и словах? Приведите примеры

Цели:

Образовательные:

а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.

в) Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

а) Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.

в) Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

г) Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.

д) Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.

е) Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.

ё) Обогащение пассивного словаря.

Развивающие:

а) Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.

в) Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.

г) Развитие слухового внимания.

д) Развитие крупной и мелкой моторики.

Оборудование и ТСО:

  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • символы звуков;
  • конверты для игры «Почтальон»;
  • цветные полоски;
  • картиночный план;
  • кассета «Звуки леса»;
  • кассета «Азбука-потешка»;
  • магнитофон.

Лексический материал: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум, Антон, удочка, Аня, улица, уж, асфальт.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Инструкция: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес). Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.

II. Сообщение темы.

Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Инструкция:

Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково? (Улиточка, помоги пожалуйста.) Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук [У]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.

Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. (Аистёнок помоги нам пожалуйста.) Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»? (Звук [А]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А-воротца большие, У-воротца маленькие.) Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.

III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно.

Развитие слухового внимания.

1. Игра «Какой звук [А]». (С применением мультимедийного проектора)

Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [А] по разному.

Со мною вместе пойте, -А!
Пошире рот откройте, -А!
Споём мы высоко, -А!
Теперь протянем низко, -А!
Как будто далеко, -А…
А теперь близко, -А…
Шепнём слегка, -А…
И крикнем звонко, -А!
Тихонько, -А.
Так громко, -А!
Теперь мы будем знать,
Как «А» может звучать.

2. Игра «Подудим, погудим».

Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [У].

Мы в дудочку дудим, -У…
Как поезд мы гудим, -У!
Вперёд потянем губки, -У.
И выдыхаем в трубку, -У…

3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»

Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [У], поднимите маленький красный кружочек.

А-У-О-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.

Молодцы! Положите кружочки на край стола. Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная полоска).

IV. Дифференциация звуков [А], [У] в слогах.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

1. Игра «Слог поймай и измени, [А] на [У] перемени».

Инструкция: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [А], [У]. Если вы услышите слог со звуком [А], замените его на [У]. Если вы услышите слог со звуком [У], замените его на [А]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА».

Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма.

Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая полоска).

2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

Игра «Потерялись в лесу».

Инструкция:

  • Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили? (Звук [А]).Какой звук был после звука [А]? (Звук [У]) Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [А]-(большой красный кружочек), потом звук [У]-(маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.
  • Послушайте, в далеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали? (Звук [У]). Какой звук был после звука [У]? (Звук [А]). Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [У]- (маленький красный кружочек), потом звук [А]- (большой красный кружочек).

Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая полоска).

V. Дифференциация звуков [А],[У] в словах, выделение первого звука.

1. Игра «Посмотри и разложи».

Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [А], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [У], к маленькому красному кружку.

Картинки: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.

2.Игра «Почтальон».

Инструкция: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [А]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [У]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная полоска).

VI. Физминутка.

Инструкция:

Аист, аист длинноногий, - Дети попеременно топают ногами
Покажи скорей дорогу.
Топай правою ногой,
После левою ногой,
Снова правою ногой,
После левою ногой.
И тогда придёшь домой.
Уля, милая улитка, -
Дети складывают руки в виде «улитки»,высовывают «рожки»
Дом найти нам помоги-ка.
Высунь рожки покажись.
Помоги, не откажись.

VI. Дифференциация звуков [А],[У] в предложениях.

1. Игра «Исправь ошибку».

Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.

Антон ловит удочку рыбой.
Аня гладит утюг рубашкой.
Аквариум сидит а улитке.
Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
Улица едет по автобусу.
Папа Анатолий отрастил длинные уши.

Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая полоска).

2. Игра «Посмотри и расскажи».

Инструкция: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [А], [У].

Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя полоска).

VIII. Дифференциация звуков [А], [У] в связной речи.

1. Потешка «Аты-баты».

Инструкция: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке? (Звук [А]). Давайте её споём.

Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар.

2. Потешка «Утки».

Инструкция: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [У] вы услышали в этой потешке?

Давайте её споём.
Раз, два, три, четыре,
Утки жили на квартире.
Чай пили, чашки били,
«Ути-ути» говорили.

3. Стихотворение «Апельсин».

Инструкция: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.

Мы дели апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для ужа.
Эта долька для бельчат.
Эта долька для утят.
Долечка для кабана.
А для волка кожура.

Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).

Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая полоска).

IX. Итог.

Инструкция: Посмотрите внимательно, что у нас получилось? (радуга). Пойдёмте по осеннему лесу собирать листья, искать цвета радуги и они нас приведут к дому.

Красный – Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]

Оранжевый – Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…

Жёлтый – Как плачет маленький ребёнок?– Уа, уа…

Зелёный – Назовите слова со звуком [А].

Голубой – Назовите слова со звуком [У].

Синий – Кто нам помогал найти дорогу домой? – Аист,

Какой первый звук в этом слове? – Улитка

Фиолетовый – Вот наш дом. Давайте громко крикнем Ура!











  1. Дифференциация звуков [з - ж] в изолированном звучании

«Комар - жук». Произносить звуки: "З З З - Ж Ж Ж"

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в прямых слогах

ЗА - ЖА ЖА - ЗА

ЗУ - ЖУ ЖУ - ЗУ

ЗЫ - ЖИ ЖИ - ЗЫ

ЗО - ЖО ЖО - ЗО

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в интервокальных слогах

АЗА - АЖА ОЗА - ОЖА УЗА - УЖА ЫЗА - ЫЖА

АЗО - АЖО ОЗО - ОЖО УЗО - УЖО ЫЗО - ЫЖО

АЗУ - АЖУ ОЗУ - ОЖУ УЗУ - УЖУ ЫЗУ - ЫЖУ

АЗЫ - АЖИ ОЗЫ - ОЖИ УЗЫ - УЖИ ЫЗЫ - ЫЖИ

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в слогах со стечением согласных

ЗНА - ЖНА ЗМА - ЖМА ЗВА - ЖВА ЗДА - ЖДА

ЗНО - ЖНО ЗМО - ЖМО ЗВО - ЖВО ЗДО - ЖДО

ЗНУ - ЖНУ ЗМУ - ЖМУ ЗВУ - ЖВУ ЗДУ - ЖДУ

ЗНЫ - ЖНЫ ЗМИ - ЖМИ ЗВИ - ЖВИ ЗДИ - ЖДИ

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в начале слова

Зыбкий - жидкий заря - жаря

Залей - жалей зал - жал

Зовёт - живёт

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в середине слова

Узы - ужи вязать - бежать

Везу - вяжу лизать - лежать

Козы - кожи базар - пожар

Розы - рожи мазут - мажут

Грозу - грожу дерзать - держать

Лоза - ложа разок - рожок

Лиза - лыжа возы - вожжи

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки З - Ж в одном слове

Ж из нь, з аж игать, з аж им, з аж ать, з аж ёг, воз мож но, из неж ённый, з аж ужж ать,ж елез о, з аж игалка, з алеж и, з абеж ал, з адерж ал, з аслуж ил, з акруж ить,з аж арить, воз лож у, ж елтиз на, з аж арит, з аряж ать, з аж елтеть, з аж арил.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словосочетаниях

З абавный ёж ик, кож аная уз да, з ваный уж ин, бумаж ная коз а, ж идкий маз ут,з абытый ж акет, тяж ёлый воз .

Важ ный муз ыкант, из мятая кож а, книж ный магаз ин, Ж енин з накомый, неж ные нез абудки, неж ные мимоз ы, ж елезный з амок.

Вяз аный ж акет, важ ное з адание, вяз аные манж еты, из огнутая ж есть, юж ныйз акат, з атяж ной дож дь, з накомый худож ник.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 3 слов

Зоя звонит Жанне. Бизон - дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 4 слов

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 5 слов

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени - медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина - Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 6 - 8 слов

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени - заводной зайка, у Жанны - заводной жук.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в стихах

Звенит звонок, жужжит жучок.

Жужжат - звенят, звенят - жужжат.

Уж ужа позвал на ужин,

Уж совсем не ожидал,

Но ужу не нужен ужин -

Уж уже поужинал.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Знает каждый: змей бумажный

На земле лежать не любит.

Лёгкий змей, как будто дым.

Наблюдать за ним несложно,

Только жаль, что невозможно

Полетать нам вместе с ним!

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та-кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

ДВЕ КОЗЫ

Идут две козы под зонтами, знакомятся:

Тебя как зовут?

А тебя как зовут?

У тебя зонт?

А у тебя?

И у меня зонт.

У тебя зонт от зноя?

От зноя.

А у тебя?

А у меня от дождя.

Заходи в мою избушку ужинать.

И ты заходи в мою избушку ужинать.

Когда заходить ужинать?

На закате.

А к тебе, когда заходить ужинать?

Тоже на закате.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.

Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1 .Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

  1. 2 . Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.

Свешникова О., учитель-логопед.

  • Тема: “Дифференциация гласных звуков О – А в словах и предложениях на основе лексической темы “Этика поведения – встречаем гостей”.

    Цель: Дифференциация звуков [O] и [A]. Привитие эстетических норм поведения.

    • Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, речевой и ручной моторики, воображения, памяти, творческой фантазии;
    • Актуализация словаря, формирование связности и чёткости высказываний;
    • Воспитание любви и интереса к учению, умения самостоятельно принимать решения, самостоятельно работать, этических норм поведения.

    Оборудование:

    Мультимедийная установка, экран, презентация занятия;

    Мультибуки;

    Музыкальный центр, аудио запись с вальсом В.А. Гаврилина;

    Столовый прибор (тарелка, ложка, нож, вилка, стакан, салфетка);

    Набор бумажных салфеток для пальчиковой гимнастики;

    Индивидуальные зеркала;

    Листочки, ручка, карандаши для выполнения письменного задания.

    Этапы занятия:

    1. Организационный момент.

    Психологический настрой;

    Определение темы занятия.

    Работа по развитию зрительного гнозиса.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    3. Работа по пространственной ориентации.

    4. Пальчиковая гимнастика.

    5. Работа над звуко-буквенным и слоговым составом слова. (мультибуки)

    6. Дифференциация гласных звуков О-А на слух и при письме.

    7. Работа с пословицей.

    8. Физминутка.

    9. Работа над развитием зрительного внимания и ориентации в пространстве.

    10. Письменная работа. Дифференциация гласных букв на письме.

    11. Работы над логическим мышлением. Определение слова по значению. Дифференциация гласных звуков на слух.

    12. Работа над предложением.

    13. Кроссворд “Как мы знаем этикет”

    14. Итог занятия. Рефлексия.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    • Здравствуйте, дети! Начинаем логопедическое занятие. Сядет тот, кто назовет полное своё имя. Молодцы.
    1. Психологический настрой.

    На занятии

    • Наши глазки внимательно смотрят и все …
    • Наши ушки внимательно смотрят и все …
    • Наши головы хорошо …

    2) Определение темы занятия.

    Тема нашего занятия “Этика поведения”.

    Какие буквы пропущены? (А, О)

    Значит, с какими звуками и буквами будем работать на занятии?

    Для чего нам это нужно?

    3) Определение игровой ситуации. (работа над зрительным гнозисом)

    Чтобы узнать, в какую ситуацию мы попадет сегодня, я предлагаю Вам расшифровать слова. (составляют слова из букв с опорой на геометрические фигуры).

    Итак, мы сегодня с Вами встречаем гостей.

    Перед тем, как придут гости, нам нужно привести себя в порядок и настроиться на встречу гостей.

    1. Артикуляционная гимнастика.
    2. Пододвиньте зеркала. (работа над мимикой) Давайте улыбнемся и покажем, как мы рада гостям. Удивимся – какие интересные подарки они принесли, нахмуримся, расстроимся, когда они соберутся уходить.

    3. Ориентация в пространстве.
    4. Себя мы привели в порядок, а теперь нам нужно накрыть на стол.

      Что для этого понадобится? (посуда и столовые приборы)

      (Раскладывая приборы на стол, дети произносят, куда они их разложат: тарелку – на стол, салфетку – под тарелку, вилку – слева, нож – справа, ложку – справа, стакан – около тарелки)

    5. Пальчиковая гимнастика.
    6. Что не хватает на столе? (оформления, красоты)

      Для этого мы с Вами оформим салфетки и поставим цветы.

    7. Работа над звуко-буквенным и слоговым составом слова (использование мультибуков).

    Я буду показывать и называть предметы, а вы должны ответить на мои вопросы, выбрав ответ на мультибуке.

    Тарелка – сколько в слове слогов? (3)

    Нож – какой по счету звук О? (2)

    Вилка - какой по счету звук А? (5)

    Салфетка – сколько слогов в слове? (3)

    Ложка - какой по счету звук А, звук О? (2)

    6. Дифференциация гласных звуков О-А на слух и при письме.

    Ребята, мы с Вами стол засервировали, а теперь давайте приготовим продукты, которые подадим гостям к обеду.

    Девочки подберут продукты, которые понадобятся для приготовления ягодно-фруктовых блюд. Мальчики – для овощных.

    Какие блюда можно приготовить из фруктов и ягод? Из овощей?

    Но выбрать нужно только те слова в которых встречаются О или А в сильной позиции (под ударением)

    Фрукты, ягоды

    а н о вь
    а т а
    а нго о фель
    о с о х
    а д о ль
    о дина а н
    о вник о к

    Сейчас поменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку. А теперь чтобы убедиться, что все выполнили правильно, я предлагаю Вам посмотреть на доску и сравнить Ваши ответы с правильным вариантом.

    1. Работа над поговоркой.
    2. НЕ БУДЬ В ЛЮДЯХ ПРИМЕТЛИВ,

      БУДЬ ДОМА ПРИВЕТЛИВ.

      Что значит в людях? Что означает слово приметлив?

      Как понимаете поговорку?

    3. Физминутка.

    Любой праздник не обходится без танцев. И сегодня я приглашаю Вас танцевать. (звучит вальс В.А. Гаврилина).

    • И так, кавалеры приглашают дам. (Мальчики должны пригласить девочек по всем правилам этикета, также усадить их на места после танца)
    1. Работа над развитием внимания.
    2. Гости пришли к нам не с пустыми руками, а принесли множество подарков.

      Сейчас нам предстоит сложная задача – разобраться в этом огромном количестве подарков. (дети определяют, что им подарили, называя предметы)

    3. Письменная работа.
    4. Вставьте нужную букву в название предметов и запишите.

    5. Словарная работа.
    6. А сейчас давайте посмотрим какие гости пришли к нам?

      Ваша задача слушать внимательно и по характеристике человека, определить какой он?

      * Человек, соблюдающий порядок, тщательно выполняющий задания, относящийся к вещам осторожно, бережно. (АККУРАТНЫЙ);

      * Человек сосредоточенный, заботливый, проникнутый вниманием (ВНИМАТЕЛЬНЫЙ);

      * Человек, соблюдающий правила приличия, учтивый, воспитанный (ВЕЖЛИВЫЙ);

      * Человек способный безропотно, спокойно относится к чему-либо, обладающий терпением (ТЕРПЕЛИВЫЙ);

      * Человек, выражающий признательность за оказанное добро, внимание (БЛАГОДАРНЫЙ).

      Повторите, какие качества людей мы назвали: аккуратный, внимательный, терпеливый, благодарный, вежливый.

      Как одним словом можно сказать о человеке, обладающем всеми этими качествами? (ВОСПИТАННЫЙ)

      Из выше перечисленных качеств, назовите только те слова, в которых встречаются звуки О или А.

      (аккуратный, благодарный, внимательный)

    7. Работа над предложением.
    8. Прочитайте предложение, вставьте подходящее по смыслу слово и впишите нужную букву О – А.

      Перед ухо дом благода рные го сти сказа ли огро мное спасибо за пра здник.

      Запишите полученное предложение.

    9. Кроссворд “Как мы знаем этикет”
    1. Чем следует вытирать рот после обеда? (салфетка)
    2. Убранство стола: расставленная посуда, столовые приборы, оформление. (сервировка)
    3. Любезные приятные слова в адрес собеседника. (комплимент)
    4. В какой руке держат вилку при разрезании мяса на тарелке? (левая)
    5. Главное качество хороших гостей. (вежливость)
    1. Рефлексия.

    А чтобы узнать понравилось ли Вам занятие, я предлагаю к нашим симпатичным мордашкам прикрепить сердечки разных цветов.

    Очень понравилось! Ничего особенного! Совсем не понравилось!

    Спасибо за занятие!

  • Упражнения и игры направлены на развитие навыков звукового анализа и навыков фонематического восприятия. Способствуют профилактике нарушений письменной речи у дошкольников. Могут использоваться учителями-логопедами на занятиях по коррекции нарушений фонематической стороны речи. Будут полезны родителям для подготовки детей к школьному обучению.

    Дифференциация звуков [У] — [А]

    Схемы звуков: звук [У] — маленький красный кружок, звук [А] — большой красный кружок.

    1. Топнуть ножкой, если взрослый произнесет звук [А], хлопнуть в ладошки на звук [У].

    А И У Э У А О У А О Ы У И О Ы У И А…

    2. Послушать и повторить ряд, соблюдая ударение:

    Ауа — аУа — ауА

    Уау — уАу — уаУ

    3. Выложить схемы: [УА], [АУ].

    4. Озвучить схемы, подобрать соответствующие буквы разрезной азбуки.

    5. Назвать первый звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив картинки (аквариум, улитка, утка, арбуз).

    6. Назвать последний звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив этой картинки (труба, какаду, мышка, лягушка, марабу, Чебурашка).

    6. Это Антон и Уля. Определите, с каких звуков начинаются их имена и закрасьте соответствующие кружочки. Они рассматривают книжку с наклейками. Наклейки, в названии которых встречается звук [У], наклеивает Уля, а со звуком [А] — Антон. Определите, где чья наклейка (бусы, мишка, утюг, солдатик).

    Сорокина Татьяна Викторовна,
    учитель-логопед, МБДОУ МО город Краснодар
    «Детский сад комбинированного вида №213″

    Последние материалы раздела:

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...