Деятельность и активность в психологии. Отличие понятия деятельности от понятий «активность» и «поведение

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру - процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления - в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо . Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность . Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Отличие деятельности от поведения и активности.

Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение своих потребностей и желаний. Главное её свойство – сознательность, то есть понимание субъектом поставленных целей и задач. Деятельность может быть практической, эстетической и познавательной и всегда имеет определённый смысл.

Поведение – способность живых существ к действию под воздействием различных факторов. Главная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение проявляется у многоклеточных организмов, где им управляет центральная нервная система. Необходимо отграничивать данное понятие от действия, которое присуще и одноклеточным существам, а также растениям.

Термины «деятельность» и «поведение» имеют свою отдельную специфику содержания. Они оба являются формами проявления активности, но разительно отличаются друг от друга по своему значению и употреблению. В данной статье мы рассмотрим отличия данных терминов.

В научном смысле слово «деятельность» применимо только по отношению к разумному существу, то есть к человеку . И все потому, что совокупность действий рождается побуждающими последствиями. Она состоит из нескольких элементов, среди которых обязательно есть цель, разумная потребность и последовательность взаимосвязанных актов . Она может проявляться внутренне или внешне, но всегда подчиняется только разуму.



Деятельность неразрывна с социальным статусом индивида . Вне его она не существует, деятельность не может быть врожденной формой активности. Посмотрите на любого младенца, до достижения психологической зрелости, он не может осознанно ставить перед собой цели и реализовывать их, и все потому, что у него нет жизненного опыта.

Выводы:

1.Единицей деятельности является действие, в отличие от единицы поведения – поступка.

2.Деятельность присуща только разумным существам. Особенности поведения могут наблюдаться и у животных.

3.Деятельность может быть внутренней (психическая активность) и внешней (физическая активность), в отличие от поведения, форма активности которого может быть только внешней.

4.Поведение – это одна из форм деятельности. Деятельность более многогранна и обширна.

5.Поведение не всегда целенаправленно, часто пассивно, в отличие от деятельности, которая – обязательно активна, имеет цель, помогает создавать материальный или духовный продукт.

6.Поведение – спонтанно, а деятельность всегда организована.

Структура деятельности

Структура деятельности состоит из мотивов, способов и приемов, цели и результата.

Мотив это внутренняя цель, она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность к некоторой деятельности . Таким образом, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность и то, что ее побуждает.

Мотивы, в свою очередь, могут иметь различную природу, они могут быть органическими (направлены на удовлетворение естественных потребностей организма), функциональными (удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности), материальными (направлены на создание предметов, обслуживающих естественные потребности), социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе), духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).

Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для ее выполнения. Таким образом, происходит организация системы всех психических процессов и состояний, которые будут развернуты в ходе выполнения деятельности.

Способами и приемами (действиями) принято считать относительно законченные элементы деятельности, которые направлены на достижение промежуточных целей, которые, в свою очередь, подчиняются общему мотиву.

Стоит учитывать, что если действие сложное, оно может потребовать составления цепи актов, особым образом связанных друг с другом. Эти самые звенья цепи являются операциями.

Любая деятельность состоит из двух компонентов : внутреннего и внешнего.

Виды деятельности.

Классифицировать все виды деятельности человека не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды деятельности. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всей жизни вида деятельности : игру, учение и труд.

Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Существует несколько типов игр : индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учение. Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.

В обучении есть две стороны : деятельность учителя и деятельность ученика (учение) . В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Движущей силой учения является противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он хочет или должен узнать. Так, например, в младенческом возрасте манипуляции с предметами и игрушками позволяют ребенку научиться использовать их в соответствии с назначением. Большинство действий ребенок усваивает по образцу. В одном случае ребенок видит, как действуют взрослые, и сам воспроизводит их действия. В другом - взрослые специально показывают приемы действия и помогают освоить их. Обычно самостоятельного освоения детьми образцов значительно больше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и с помощью взрослых. Здесь наблюдается тесная связь между игрой и учением, постоянный переход игры и учения друг в друга, включение элементов одной деятельности в другую.

Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразрывно связаны.

Труд. Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.

Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд является решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания . В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:

- физический труд;

- интеллектуальный труд;

- духовный труд.

В теории и на практике под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический.

Мотивация деятельности.

Одним из важнейших условий достижения целей организации является обеспечение заинтересованности всех участников процесса управления в эффективности их действий.

Для успешного достижения целей необходимо осуществить:

· стимулирование , т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

· мотивация т.е. создание у работников внутренних побуждений к труду.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

В мотивационной сфере выделяются:

· мотивационная система личности - общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

· мотивация достижения - потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

· мотивация самоактуализации - высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Основные составляющие мотивации:

· потребности - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

· вознаграждение - это все, что человек считает для себя ценным.

Потребности могут разделяться на:

· физиологические (еда, вода, жилье, отдых, секс и т.д.)

· психологические (успех, власть, уважение и т.д.)

Вознаграждения могут быть:

· внутреннее – от самого труда, от общения

· внешнее – зарплата, дополнительные выплаты, льготы

Умения и навыки .

Навык - автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия . Любая профессиональная деятельность очень сложна. Она требует переработки в сознании человека огромного объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации «вывести» из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык. Существуют разные виды навыков : сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и т.д.Навык - это прижизненно сформированный способ решать какую-либо задачу. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны . Пусковым механизмом любого навыка является сенсорный сигнал, воздействующий на человека.

Одними из первых начинают формироваться моторные навыки, постепенно осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами . Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем: в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная производственная операция). Под их влиянием у субъекта формируется определенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и «передается» на уровень подсознательного контроля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации. Формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально организованных упражнений , включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение - это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка. Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений.

Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам :

1) ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

2) наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных информационных признаков, на которые ориентируется учащийся при выполнении действия;

3) частичная автоматизация действия;

4) наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

5) «запуск» системы саморегуляции действия, направленной на устранение недостатков и исправление ошибок;

6) систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Однако если упражнения прекратить полностью и одновременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушаться. Для его восстановления требуется новая серия упражнений.

Важным моментом любой деятельности является ее оценка. Эта оценка распространяется и на выполнение навыка.

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка , называют умением. Умение - это знание, которое понято и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и по мере тренировки достигается преобразование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия . Умение включает в себя достаточно сложную систему психических и практических действий . При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения.

Формирование умений, по мнению К.К. Платонова, проходит ряд стадий:

· первоначальное умение;

· недостаточно умелое действие;

· развитые отдельные умения (умелые, относительно законченные элементы действия);

· высокоразвитые умения;

· мастерство .

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает оперативную перестройку системно-структурной основы действия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Последний имеет стандартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.

Основная форма осуществления учебной деятельности - упражнение . Для того чтобы освоить какую-либо деятельность, человеку необходимо ее многократно повторить . Упражнение - это активный процесс систематического и целенаправленного выполнения какого-либо действия с целью его усвоения и усовершенствования. Количество и качество упражнений зависят от целей обучения и трудности поставленной задачи.

Понятие деятельности и поведения.

Структура деятельности

Виды деятельности

Понятие деятельности и поведении.

Живым существам от природы свойственна активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые вызывают соответствующие действия, реакции. Но активность животных и человека существенно отличаются своими психологическими аспектами. Активность животных ограничивается инстинктивными и условно-рефлекторными действиями, направленными на приспособление к условиям жизни и удовлетворения биологических потребностей в пище, размножении, защите. Активность человека реализуется в деятельности, когда человек не только приспосабливается к условиям жизни, но и активно изменяет их в соответствии со своими человеческими потребностями, которые возникли и развивались исторически.

Деятельность это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генетически обусловленные возможности.

Существенными признаками деятельности являются:

- предметность , которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира;

- осмысленность – реализующий деятельность человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит ожидаемый результат;

- социальная опосредованность – активность человека реализуется в социуме, имеет общественный характер, требует координации и активности других людей;

- субъективность – она реализуется как отдельными, так и коллективным субъектом, имеет субъективную значимость.

В зависимости от того, кто выступает в роли субъекта деятельности – конкретный индивид, социальная группа или общество в целом – выделяют индивидуальную, коллективную и общественно-историческую деятельности.

Когда в ходе деятельности, т.е. взаимодействия субъекта с объектом (вещью, предметом) на передний план выступают отношения между людьми, а не отношения между вещами, то в мотивации человека центр тяжести переносится из сферы вещной в план межличностных отношений, с обязательным атрибутом – общением. Тогда деятельность выступает в новом качестве, она становится поведением. Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть.

В психологии выделены и описаны четыре формы индивидуального поведения, дифференцирующим признаком которых служит соотношение в структуре действий генетически заданных и приобретенных при жизни компонентов:

- инстинктивное поведение – мотивация, ориентировка и исполнение заданы генетически, их реализация обеспечивает непосредственный адаптивный эффект;

Запечатленное поведение (импринтинг ) – мотивация и исполнение заданы генетически, а недостающий компонент формируется при жизни;

Заученное поведение (навык) – мотивация задана генетически, ориентировка и исполнение отыскиваются в прижизненном опыте и закрепляются упражнением;

- интеллектуальное (разумное) поведение – мотивация задана генетически, но требует обязательного опосредования проблемной ситуацией; ориентировка и исполнение должны быть найдены в индивидуальном опыте.

На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям , рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки , в которых выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

Личность порождается поступком, но и поступок порождается личностью. Поступок – обращение к людям, борьба за понимание морали. Благодаря поступку жизнь человека обогащается, приобретая вид сложных многоуровневых отношений с миром, при этом личность исследует себя и свою жизнь, стремится найти свое место в ней.

С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим, потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др., когда поведение подчиняется социальной норме и социальным ценностям.

Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение . Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio – отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, драки, агрессия, бродяжничество, наркомания, алкоголизм.

Делинквентное (от лат. delictum – проступок, правонарушение) – это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является проступок, то критерием делинквентного поведения - преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т.е. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

Структура деятельности.

В структуре деятельности следует прежде всего различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.

Единая целостная психологическая система деятельности включает следующие функциональные блоки:

Мотивы и цели деятельности;

Программу (план деятельности);

Информационную основу деятельности;

Принятие решения;

Восприятие результатов деятельности (обратную связь).

Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив-цель » это своего рода вектор, задающий деятельности направленность и интенсивность. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремиться достигнуть. Цель выступает как регулятор и системообразующий компонент деятельности. Отношения мотива и цели весьма сложны и динамичны. В одних случаях цели и мотивы могут расходиться и даже вызывать ситуацию внутренних противоречий, в других они создают гармоничное единство. При определенных условиях может происходить смещение мотива на цель. Однако, в любом случае, вектор «мотив-цель» является ведущим регулятором деятельности, определяющим строение и динамику ее составляющих. Осознание цели – залог успеха и эффективности любой деятельности.

Деятельность реализуется в последовательности действий . Связь между ними возможна только в том случае, если человек имеет план деятельности. План, так же как и цель, формируется в сознании человека еще до начала деятельности. Неотъемлемыми компонентами процесса планирования является целеполагание, предвидение, прогнозирование , которые относятся к опережающему отражению объективного хода событий (что нужно делать и как).

Под информационной основой деятельности понимается совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовывать деятельность в соответствии с вектором «цель-результат». Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информации.

Кроме того, в любую деятельность входит и принятие решения , которое может относиться как ко всей деятельности в целом, так и к отдельным действиям. Любая деятельность включает в себя также творческие процессы.

При выполнении деятельности важная роль принадлежит процессам ее психической регуляции. Различают три основных уровня регуляции: уровень ощущений и восприятия; уровень представлений; уровень речемыслительных процессов. Соотношение между ними меняется в зависимости от характера решаемых задач и уровня обученности человека. Важная роль в регуляции деятельности принадлежит сигналам обратной связи , несущим информацию о ее результатах.

Структурными компонентами деятельности являются действия и операции. В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий.

Действие это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель – мотив – способ – результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия сенсорные, моторные, волевые, умственные и т.д.

Действия, имея определенную цель, осуществляются разными способами. Способы осуществления действий называются операциями.

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, относится исключительно к уровню операций. Главное психологическое свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и осознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действий.

Операции это преобразованные действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности .

Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

Может происходить и обратный процесс, а именно: превращение операций в действие, т.е. дробление деятельности на более мелкие единицы. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие при изменении его цели может превратиться в операцию. В процессе деятельности непосредственные предметные действия над объектами переходят в идеальные (психические) операции над существенными свойствами этих объектов. Подобный процесс перехода от внешнего действия к внутреннему называется интериоризацией (превращение во внутренние). Главным средством осуществления этого перехода является слово. Так, если человек просто выполняет какое-то действие, то его перевод во внутренний план деятельности может быть неточным, неполным. Если же одновременно идет проговаривание того, что делается, то соответствующая действию идеальная модель формируется быстрее и адекватнее.

Обратный процесс перевода внутренней, психологической, деятельности во внешнюю, предметную форму называется экстериоризацией (превращение во внешнее).

Подготовка к профессиональной деятельности состоит в том, что будущий специалист должен интериоризировать огромное количество предметных, физических действий, сформировывать на их основе множество умственных действий и теоретических моделей, овладеть приемами последующего их перевода в действия внешние, учитывая при этом вариативные условия практики.

Для того, чтобы процесс деятельности протекал в нужном направлении с постепенным переходом от одного этапа к другому, им необходимо управлять. Такое управление осуществляется при помощи воли , которая выражается в усилиях, затрачиваемых на принятие решений и их выполнение. Управляя собственной деятельностью, человек тем самым управляет самим собой, намечает и выдерживает определенную линию поведения.

В процессе деятельности формируются психические образования, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания – это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности . Знание человека о мире возникает первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Умение – это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение появляется там, где знание определенного дела объединяются с искусностью в выполнении тех действий, из которых состоит эта деятельность. Деятельность человека часто состоит из ряда разных действия, поэтому умение ее выполнять также составляется из ряда частных умений. Так, умение водить автомашину включает такие составные моменты, как умение завести мотор, регулировать его работу, управлять движением, следить за дорогой и др.

На этапе умения усвоенный способ действий регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение новых задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык.

Навык – это автоматизированное выполнение простейших действий, усовершенствованных путем многоразовых упражнений . Умения и навыки подразделяют на разновидности в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые ею удовлетворяются. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и т.п.

Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения (упражнения). В этом процессе выделяют три основных этапа:

Аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия;

Синтетический - объединение изученных элементов в целостное действие;

Автоматизацию действия – формирование собственно навыка.

6.3. Виды деятельности .

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется и проявляется в ее деятельности.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей , мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Существует по крайней мере три причины того, почему человек занимается творчеством: удовлетворить потребность в новой и разнообразной ситуации; улучшить способности передавать свои идеи и ценности; разрешать проблемы.

К личностным особенностям, связанным с творчеством, относятся интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой, заинтересованность в достижении высоких результатов, автономность, интуиция, уверенность в себе, толерантность к неопределенности, независимость суждений, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения.

Творчество предполагает по меньшей мере пять этапов: очерчивание проблемы, сбор информации и накопление знаний, создание образов или категорий, синтез и воздержанность от суждений.

В зависимости от цели, содержания и форм различают четыре главные разновидности деятельности: игру, учение, труд и общение.

Сознание и воля

Воля – свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям [словарь]

Одной из центральных в отечественной психологии является категория деятельности , выступающая в качестве объяснительного принципа при изучении различных проявлений психической реальности. Под деятельностью в психологии понимается целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта и направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека и условия его существования .

Деятельность, в отличие от активности животных и поведения, имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, деятельность является продуктом общественно-исторического развития. Во-вторых, деятельности присущ целенаправленный, продуктивный, творческий характер. Результатом деятельности является создание предметов материальной и духовной культуры, развитие способностей и потребностей. В-третьих, в отличие от активности, деятельность порождается и поддерживается искусственными потребностями, среди которых потребности в познании, творчестве, самосовершенствовании. В-четвертых, деятельность связана со сложными двигательными умениями и навыками, подчиняющимися логике предметов и приобретенными в результате целенаправленного организованного обучения. Предметы используются в качестве инструментов, средств удовлетворения потребностей или собственного развития.

Основными характеристиками деятельности являются мотив, цель и предмет . Под мотивом понимается побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Целью называется продукт деятельности, ее конечный результат. Результатом деятельности может быть предмет, навык, идея и т.д. Предмет деятельности – это то, с чем она непосредственно связана:информация, знания, умения, навыки, материальный объект.

В структуре деятельности выделяют две основные составляющие: действия и операции . Действием является часть деятельности, имеющая самостоятельную, осознанную цель. Операция этоспособ выполнения действия. Например, написание реферата является действием в структуре учебной деятельности студента. Способы выполнения данного вида работы, т.е. операции, могут быть различными. Инструменты, которыми человек пользуется при выполнении действий и операций, называются средствами деятельности. В качестве средств деятельности выступают как материальные предметы, так и интеллектуальные способности человека.

К основным видам деятельности относятся игра, учеба и труд . Простейший вид деятельности – игра, которая определяется как вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта . Особенностью игровой деятельности является отсутствие практического результата, в ней важен сам процесс, доставляющий ребенку физическое и эмоциональное удовольствие. Кажущаяся простота, однако, не умаляет роли и значения игры в развитии личности. Именно в процессе игры ребенок овладевает приемами и правилами взаимодействия с миром вещей. В игровой деятельности ребенок учится общаться и приобретает навыки самоконтроля. Игра определяет психическое развитие ребенка до поступления в школу и готовит его к более сложному виду деятельности – учению. Выделяют игры предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игра является эффективным способом обучения не только детей: большой популярностью у взрослых пользуются всевозможные игровые тренинги и деловые игры.



С момента поступления ребенка в школу ведущей его деятельностью становится учение это вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков, позволяющих ему включиться в трудовую деятельность [Петр 123].

Учебная деятельность включает: усвоение информации о свойствах мира, необходимой для успешной организации других видов деятельности (продукт – знания); освоение приемов и операций, из которых складываются различные виды деятельности (продукт – навыки); овладение способами использования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт – умения).

Учебная деятельность обеспечивает прочный фундамент для эффективного осуществления главного вида деятельности взрослого человека – трудовой деятельности.

Труд – деятельность, направленная на производство продуктов (материальных и идеальных) с целью удовлетворения общественных и личных потребностей.

Труд – это ведущая деятельность взрослого человека, в которой он удовлетворяет материальные потребности, а также имеет возможность развивать способности и реализовать свой потенциал. Человеком осуществляются различные виды трудовой деятельности, начиная с простого труда по самообслуживанию и заканчивая сложной творческой деятельностью. Результатом трудовой деятельности могут быть как предметы, так и явления, идеи, умения и пр. Например, целью и продуктом деятельности менеджера являются четкая слаженная работа коллектива и благоприятный психологический климат, обеспечивающие высокую производительность труда и качество продукции. Продукт деятельности педагога – знания, умения и навыки учащихся, а также их свойства и качества, которые были сформированы в процессе обучения и воспитания.

Разновидностью трудовой деятельности является профессиональная деятельность. Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества [Маркова, стр.15] Профессия является для человека источником средств существования и средством самореализации.

В настоящее время насчитывается более 10 тысяч профессий, для классификации которых используются различные основания. Так, профессии можно рассматривать с точки зрения требований, предъявляемых к субъекту труда. В данном случае выделяют профессии, требующие абсолютной профпригодности (космонавт, летчик) и профессии с требованиями относительной профпригодности, когда отсутствие желательных качеств может быть компенсировано мотивацией и опытом человека. Во вторую группу входит большинство профессий. Профессии делятся по целям, по средствам труда, по условиям труда, по степени активности и самостоятельности субъекта труда и т.д. [Маркова, Климов]

В отечественной психологии наиболее популярной классификацией профессий является классификация, разработанная Е.А. Климовым [Климов]. Используя в качестве критерия объект труда, автор выделил пять основных типов профессий: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знак», «человек -художественный образ».

Знания об особенностях и требованиях той или иной профессии необходимы для осуществления правильного выбора профессионального пути. В настоящее время эта проблема актуальна не только для старшеклассников. В связи с тем, что мир профессий изменчив, постоянно возникают новые профессии, видоизменяются или исчезают старые, в современных условиях остро стоит вопрос формирования готовности специалиста к постоянному личностному и профессиональному развитию, к непрерывному образованию, к овладению новой профессиональной деятельностью.

Профессиональный цикл жизни человека в общей сложности длится около сорока пяти лет. Каждый человек, проходит определенные этапы профессионального пути. Исследователи выделяют следующие стадии развития субъекта труда [Климов, стр.168-171]:

1. Стадия оптанта . Стадия выбора профессионального пути.

2.Стадия адепта . На этой стадии осуществляется профессиональная подготовка.

3. Стадия адаптанта. В этот период происходит привыкание молодого специалиста к профессии, к условиям труда, к коллективу. Новичок на практике овладевает профессией, вникает в ее тонкости. Длительность этой стадии во многом определяется индивидуальными особенностями адаптанта, но, как правило, длится не менее полутора-двух лет.

4. Стадия интернала. Субъект является полноправным представителем профессии, он способен самостоятельно выполнять профессиональные функции, принимает нормы и ценности профессии, любит свое дело.

5. Стадия мастера. Работник справляется с профессиональными задачами различной сложности, выделяется среди остальных индивидуальными профессиональными качествами и способностями.

7. Стадия наставничества. На этой стадии субъект труда является человеком, у которого стремятся перенять опыт, научиться мастерству.

По завершении профессионального цикла человек переходит на стадию послепрофессионализма . В ряде профессий, однако, существует возможность профессионального долголетия, и уход на пенсию носит формальный характер. Субъект готов делиться опытом, консультировать молодых коллег, помогать им, руководить их научной деятельностью.

Не каждый специалист достигает высших стадий профессионализма. Это зависит от комплекса причин субъективного и объективного характера. Если человек преследует в своей деятельности узко личные цели в ущерб другим или пытается создать видимость профессионализма, маскируя свою некомпетентность в профессиональных вопросах бурной деятельностью, психологи говорят о псевдопрофессионализме [Маркова Стр. 50].

Характер профессиональной деятельности оказывает влияние на личность человека. Профессионально обусловленная структура личности включает четыре подструктуры [Зеер, 183]:

1 – направленность (системообразующий фактор личности, который характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов);

2 – профессиональная компетентность (знания, умения, способы выполнения профессиональной деятельности);

3 – профессионально важные качества личности (наблюдательность, самоконтроль, креативность и т.п.);

4 – профессионально значимые психофизиологические свойства (сила нервной системы, реактивность, координация, глазомер и т.д.).

Профессиональная компетентность в свою очередь является структурным образованием. В число основных компонентов профессиональной компетентности входят:

Социально-правовая компетентность (знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми);

Специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению различных видов профессиональной деятельности);

Персональная компетентность (способность к постоянному профессиональному росту, самореализация в профессиональном труде);

Аутокомпетентность (адекватное представление о своих специально-профессиональных характеристиках);

Экстремальная компетентность (способность действовать во внезапно усложнившихся условиях).

В процессе профессиональной жизни возможно возникновение нежелательных качеств – профессиональных деформаций личности . Существуют различные виды профессиональных деформаций. Общепрофессиональные деформации являются типичными для представителей определенной профессиональной группы. Например, «синдром сострадательной усталости» у врачей, «синдром вседозволенности» у руководителей и т.д. Специализированные профдеформации возникают в процессе специализации. Так, у следователя возможно развитие правовой подозрительности, у оперативника – агрессивности, у адвоката – изворотливости. Профессионально-типологические деформации связаны с особенностями личности: профессиональная деятельность усиливает негативные черты характера. Индивидуализированные деформации могут развиться в результате многолетнего труда. Человек как бы психологически сращивается с профессией, у него образуются сверхкачества (гиперответственность, фанатизм). Знания о профессиональных деформациях, причинах и закономерностях их развития могут помочь человеку предупредить их возникновение.

Профессиональная деятельность занимает значительную часть жизни человека. Правильный выбор, успешность трудовой деятельности и удовлетворенность ею в значительной степени определяют позитивное мироощущение человека, удовлетворенность жизнью в целом.


Глава 4. Познавательная деятельность личности

4.1.Ощущения. Классификация ощущений. Пороги ощущений. Влияние ощущений на эмоциональное состояние человека. Понятия: адаптация и синестезия.

4.2.Восприятие. Виды восприятия. Свойства восприятия: активность, предметность, целостность, константность, селективность. Иллюзии восприятия. Восприятие пространства, движения, времени.

4.3. Мышление. Виды мышления. Логические формы мышления. Понятие как логическая форма мышления. Операции с понятиями. Ум и интеллект. Качества ума. Интеллектуальный потенциал личности.

4.4. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания. Приемы организации внимания.

4.5. Память. Виды памяти. Процессы памяти. Закономерности процессов памяти. Способы повышения эффективности протекания мнемических процессов.

4.6. Воображение. Виды и функции воображения. Воображение и игра. Воображение и творчество. Приемы творческого воображения.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность - общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведение человека - его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.

Активность, Поведение, Дея-ть:

Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.

Формами проявления активности выступают произвольные движения. (физические объекты на это неспособны) от самых простых, элементарных, называемых актами, до самых сложных, высокоорганизованных форм, в частности рассудочной деятельности. Если расположить произвольные движения по степени нарастания признака сложности, то получим эволюционную лестницу.

В научном смысле понятие "деятельность " применимо только к человеку. Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин "действие" в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие "действие" сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).

Цель - осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время.: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина - действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия - штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. - объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

Итак, действие - единица деятельности. Отдельное движение - элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность - только людям. Забить гвоздь - это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы.

Поведение

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение - внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение - непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность - осознанное им "произвольное поведение".

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.

Свобода действий

Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.

Свобода действий - определяемый извне, прежде всего социальной средой, диапазон вариаций человеческих актов. Иначе, говоря, позволяемое (допускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведении, вызванные аффектами либо совершаемые бессознательно, например, отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразно оно ни происходило, к сфере свободных действий не принадлежат. Напротив, регулируемые культурными нормами действия, скажем, чихание, предполагают, что человек может соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может использовать носовой платочек, отвернуться в сторону или сдержать чихание как произвольную реакцию. А может ничего этого не делать. Хотя чихание - непроизвольное действие, но оно обставлено культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В зависимости от того, какова ситуация (присутствуют ли рядом посторонние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго следует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения.

3 вопрос (Характеристика деятельностного подхода в психологии) :

Понятие «деятельностный подход»в психологии употребляется в 2-х значениях:

1)В широком смысле – это методологическое направление исследований, в основу которого положено категория предметной д-ти (предложил Карл Маркс, Баллон, Политцеп, Томашевский и др.).

2)В узком – это теория, которая рассматривает психику в структуре процессов отражения в д-ти индивидов (рассматривает Леонтьев).

Деятельностный подход пришёл в психологию в 20-м веке и он совпал с методологическим кризисом в психологической науке (30-е годы).

Таким образом, предпосылкой развития деятельностного подхода в психологии стали: 1) поиск новой методологической основы в Советской психологии; 2) исторически обусловленное обращение психологов к психологии марксизма; 3) сдвиг тематики Отечеств. психологии в сторону трудовой д-ти.

Одной из первых теорий (Отечеств. теорий) в русле деятельн.-го подхода стала теория Корнилова, к-рая получила название «Реактология».

1)Теория «Реактология» - это теория, к-рая представляет синтез интероспективной психологии сознания и бихевиористическая трактовка поведения.

2) Рефлексология развивалась благодаря Бехтереву (1900- 1930 гг.). Позже Сеченов и Павлов.

3) Дальнейшее развитие деятельн.-го подхода в трудах Басова. Впервые заговорили, что человек – это активный деятель. Психология обратила внимание на д-ть.

По Басову, трудовая д-ть – это высшая форма д-ти человека, этапами формирования к-рого явл.-ся игра и учение.

4) В трудах Рубинштейна и Леонтьева (Рубинштейн – принцип единства сознания и д-ти)

5) Леонтьев А.Н. – он приступил к изучению д-ти, позже чем Рубинштейн. Он разработал полную развернутую общепсихологическую теорию д-ти. Настаивал на том, что изучать нужно только д-ть.

Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.

Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.

Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Основными формами деятельности являются:

¨ познание;

¨ общение;

Основными видами (уровнями) деятельности являются:

¨ учение;

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1999.

2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992.

3. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1983.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1989.

5. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1992.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1980.

2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).

Истоки теории деятельности:

¨ объективная рефлексология Бехтерева;

¨ реактология Корнилова;

¨ бихевиоризм Уотсона;

¨ культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).


Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А. Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" .

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" .

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Последние материалы раздела:

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...