Делить предложения на слоги дошколята. Деление слов на слоги

Конспект занятия «Деление слов на слоги, Перенос слов» предусмотрен для фронтальных занятий с учащимися 2-3 классов, имеющих заключение НЧП, обусловленное НВОНР (1 год обучения).

Конспект занятия на тему: Деление слов на слоги. Перенос.

Цель : Совершенствовать умение детей делить слова для переноса.

Задачи :

1. Дидактические:

  • Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
  • Совершенствовать знания детей о правилах переноса слов.
  • Упражнять в правильном переносе слов.

2. Коррекционные:

  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Совершенствовать координацию движений.
  • Развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • Продолжать формировать положительное отношение к занятиям.
  • Развивать навык сотрудничества в парах.

Оборудование: картинки, разрезанные на части; карточки с цифрами 1, 2, 3,4 на каждого; ножницы 4 шт.; простые карандаши, цветные ручки; напечатанные слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры; конверты с этими словами и листочками в линеечку; схемы слов; правила переноса; карточки с картинками; индивидуальные карточки с предложениями; карточки для графического диктанта.

Ход занятия:

Оргмомент.

Упражнения на координацию движений.

Покажи левой рукой правое ухо, правой рукой левое ухо. Давайте выполним упражнение «Ухо-нос».

Называние частей тела.

Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.

Составление картинки, разрезанной на части.

Вам сейчас нужно соединить, собрать картинку. Что вы сейчас делали? (составляли целое из частей). А что больше — часть или целое? (целое).

Значит, у картинки части – это те детали, из которых вы ее собрали.

Основная часть.

Определение темы занятия.

Работа проводится в парах.

Сейчас вы объединитесь в пары. Я вам раздам листочки со словами. Но слова эти непростые, в них буквы перепутались. Вы должны их поставить на место и определить, что это за слова.

Одной группе слово согли, второй – пренос.

Что у вас получилось? (слоги), (перенос).

Эти слова вам помогут определить, что мы с вами будем делать на занятии? Подумайте. (Делить слова на слоги и для переноса).

2. Деление слов на слоги на слух.

Давайте попробуем. Я вам буду говорить слова, а вы определять, сколько в слове слогов? А как это определить, сколько в слове слогов на слух? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

Давайте поиграем в игру и проверим, как вы умеете слушать. Игра называется «Молчанка». Я называю слово, а вы поднимаете цифру в зависимости от того, сколько в слове слогов.

Тротуар, носорог, трамвай, ухо, мост, сапог, красивая.

Если кто-то показывает неправильно, то проводится с этим словом следующая работа:

  • давайте выделим в слове тротуар гласные звуки, сколько их? (3), какие? (о,у,а);
  • а как еще можно проверить сколько в слове слогов? (отхлопать слово);
  • давайте отхлопаем (тро-ту-ар).

3. Составление слов из слогов-названий картинок.

Давайте поиграем в игру «Составь слово». Объединяемся в пары.

Я вам раздам листочки с картинками. Вам нужно будет составить новое слово. Для этого вам нужно будет разделить слово-название картинки по слогам. Выделить первый слог из каждого названия картинки и составить новое слово.

луна, кошка, колокольчик (лукошко)

снежинка, голубь, виктория (снеговик)

карандаш, радуга, мельница (карамель)

молоток, лошадь, колос (молоко)

4. Деление написанных слов на слоги и подбор слов к схеме.

Мы с вами делили слова на слоги на слух, составляли новые слова, а теперь давайте попробуем разделить на слоги записанные слова. Ваша задача будет разделить слова на слоги, поставить ударение и найти подходящую схему для этого слова.

Слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры.

Дети по одному приглашаются к доске. На доске висят схемы слов.

- «Берлога». Сколько в этом слове слогов? Как определить? (Сколько гласных букв, столько и слогов).

(3 слога, потому что здесь 3 гласные буквы: е, о, а).

Поставь ударение.

Подбери подходящую схему. Слово поставь под схемой.

Для чего мы делим слова на слоги? (Для переноса слов).

А какие правила переноса вы знаете?

  • Слово переносится по слогам.
  • Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
  • Одну букву нельзя оставлять и переносить.
  • «Ь», «ъ» нельзя переносить отдельно на следующую строку.
  • Слова с двойной согласной: одну букву оставляем, другую переносим.

Правила вывешиваются на доску в левый верхний угол.

Теперь давайте разделим эти слова для переноса.

Дети по одному выходят к доске. На местах работают самостоятельно.

У каждого из вас есть конверт со словами и листочками в линеечку, а также ножницы.

Давайте разрежем слово «берлога» на слоги. А теперь кто на доске, а кто на листочках покажите, как можно перенести это слово? А по-другому можно? Как?

И так все слова.

5. Закрепление навыков деления слов на слоги и для переноса. Отгадывание ребусов.

Посмотрите на доску, здесь записаны слова: «мальчик», «дождевые». Разделите сова на слоги и для переноса.

Дети по очереди выходят к доске. На местах работают в тетрадях.

Открываем тетради, записываем число. В тетрадях делим на слоги и для переноса карандашом.

Дугами делят на слоги, вертикальными палочками для переноса.

А вот следующие слова зашифрованы. Их сначала надо отгадать.

Ребусы: И100РИЯ, КО100ЧКА, С3Ж, РАС100ЯНИЕ, ОСЕЕЕ, изограф утюг.

Слово отгадали, запишите, разделите на слоги и для переноса.

6. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.

7. Деление слов на слоги и для переноса в предложении.

Задание на карточках по степени сложности.

Вам нужно составить правильно предложения. Каждое слово в предложении разделить на слоги и для переноса.

1 карточка. (Ти, де) надели (зи, ре, но, вую) обувь. (Де, ны, е, жур) (би, ра, у, ли) класс.

2 карточка. Точкилас мяткор ихсво цовптен. (У, тель, чи, ца, ни) (ва, ли, пох, ла) (де, ных, жур).

3 карточка. Они (ли, ва, по, ли) цветы и (ме, под, та, ли) пол.

4 карточка. (бя, та, ре) (ках, конь). Составь предложение с этими словами и запиши его.

Предложения записывайте в тетрадь.

8. Графический диктант.

Левая часть нарисована, нарисуй правую.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Что мы сегодня с вами учились делать?

Что вам было непонятно, трудно выполнять?

Какие задания понравились?

2. Рефлексия.

В тетрадях нарисуйте кружок. Выберите цвет.

  • Ручка зеленого цвета, если вам было все понятно, легко;
  • красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибки;
  • черного цвета – если занятие не понравилось, вам было что-то непонятно и нужна помощь.

3. Прощание.

Занятие закончено. Спасибо! До свидания!

Деление слова на слоги. Правила переноса слов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА: Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении. Например: Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный Сколько букв может быть в слоге? Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге. Гласный звук образует слог. Как определить количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: Лист, ко-ра, де-ре-во, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни-е Как слова делятся для переноса? Для переноса слова делятся на две части. Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку. Какие слова переносить нельзя? Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя. Например: класс, осы, юла. Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ? Буква Й при переносе не отделяется от гласной. Например: май – ка, зай - ка. Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной. Например: боль - шой, подъ - езд. Как можно перенести слова с двойными согласными буквами? При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится. Например: кас - са, рас - сказ. ЗАПОМНИ! 1. Слог разрывать нельзя. 2. Слова из одного слога не переносятся. 3. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать. КАРТОЧКА №1 Допиши слог так, чтобы получилось слово. ре… но… печ… ша… лу… лу… гор… но… ко… ре… боч… коч… чай… ме… ко… КАРТОЧКА №2 Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова. Облака, кора, отмель - … Сало, ступа, вата - … Купи, перо, снежок - … Пальма, орлы, ерши - … Много, чучело, носок - … Муза, поезда, удача - … КАРТОЧКА №3 Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово. Пример: каша, река, тарелка – карета. колос, рота, ваза – ___________________________ молоко, невод, таракан – _____________________ коса, лото, боксёр – __________________________ баран, рана, банка – __________________________ КАРТОЧКА №4 Раздели слова, где можно, на слоги. утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы КАРТОЧКА №5 Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей. хороша, дворе, горка, нашем, в её, ребята, сделали Наташа, возили, Яков, снег, и скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________ __________________________________________________________ КАРТОЧКА №6 Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги. ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ КАРТОЧКА №7 Подчеркни слова, которые нельзя переносить: Крайний, змейка, ежи, оса, олени, сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла. КАРТОЧКА №8 Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса: Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять, уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна. КАРТОЧКА №9 Запиши слова - названия предметов с делением для переноса. ________________________________________________________ ______________________________________________ КАРТОЧКА №10 Прочитайте текст. Раздели слова для переноса. Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают. КАРТОЧКА №11 Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса. Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ КАРТОЧКА №12 Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Придумай свои два примера. Дом - __________, ____________ - ______________ , клён - __________, ____________ - ______________ . КАРТОЧКА №13 Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса. Я – ластик, я – резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста – Помарку стёрла я с листа. ________________________________________________________ ________________________________________________________ _________________________________________ КАРТОЧКА №14 Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли, глядим в окно. Снег ложится белый – белый… Отчего же так темно? КАРТОЧКА №15 Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно – красен, И реки блестят извивы. КАРТОЧКА №16 Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя. Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью, угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень. КАРТОЧКА №17 Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса. Авось и к нам на двор солнышко взойдёт. Без собаки зайца не поймать. Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет. Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут. Не зная броду, не суйся в воду. КАРТОЧКА №18 Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся. У кого жить, тому и служить. Умей шутить, умей и отшучиваться. Что ни день, то новость. Семь дел в одни руки не берут. Добро и во сне хорошо. Худ обед, коли хлеба нет. КАРТОЧКА №19 По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса. Солёная вода для засолки овощей - ________________ . Помещение в школе, где идёт урок - _______________ . Шестой день недели - __________________________ . Обучение животных послушанию - ________________ . Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой __________________________________ . Асфальтированная дорога - ______________________ . Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ . КАРТОЧКА №20 Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса. В марте воробьи гнёзда вьют. Парит – перед дождём. Солнечный дождь быстро пройдёт. Снег прилипает к деревьям – к теплу. Длинные сосульки - к долгой весне. Большая роса в мае – к урожаю огурцов.

Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
- Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
- Какой это лес?
- И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята?
- Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги.
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
(Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
- Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
- Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши, ши, зи, корзина, да, вода, игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
(В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)


Итог занятия
-Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги)
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?
- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?
- Прикрепите на «Дерево успехов» свой осенний листок – красный – всё получилось, жёлтый – не всё получилось.

Учимся делить слова на слоги

Очень важно, что бы ребенок умел различать

гласные и согласные звуки!

Гласные звуки образуют слог.

Например, А-ИСТ, УТ-КА, ГРА-ЧИ, ПАР-ТА .

В русском языке 6 гласных звуков – А, О, У, И, Ы, Э , которые обозначаются соответствующими буквами.

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!

Для того, что бы ребенку было легче разделить слова на слоги можно использовать слоговую линейку (длинный «конверт» с прорезями в виде кружков или квадратов, полоска по размеру «конверта»).

Линейка – это условное обозначение «слова». А кружки на полоске – части или слоги, из которых состоит слово.

МАЛИНА

МА-

ЛИ-

НА

МА-ЛИ-НА (3 кружка открылось – 3 части в слове или 3 слога)

С помощью слоговой линейки ребенку будет легко увидеть сколько слогов в слове и их последовательность. Для этого необходимо произносить слово по слогам и на каждый слог сдвигать полоску вправо. Открывающийся кружок – это слог в слове. Сколько кружков открылось, столько и слогов.

Слоги в слове можно обозначать по-разному: счетными палочками, фишками, картонными кружками, квадратами, черточками и пр.

Игры и упражнения, которые помогут ребенку научится

делить слова на (части) слоги

  1. «Слова заблудились»

Взрослый произносит слово по слогам (по частям), нараспев, протягивая слоги, объясняя ребенку, что слова «потерялись», их нужно найти. Можно использовать заранее приготовленные предметные картинки. Затем попросите ребенка проговорить слово так же, как вы. Далее попросите ответить, сколько частей он услышал в слове, назвать первую часть и вторую.

Для игры можно использовать следующие слова (предлагайте ребенку для деления на слоги слова в указанном порядке):

  1. ма-ма, ла-пы, ту-чи, ва-та, му-ха, ва-за,
  2. ку-би-ки, са-по-ги, ка-би-на, па-на-ма, ма-ши-на,
  3. рак, сок, кот, дом, сад, рысь, зал (в этих словах один слог, так как один гласный звук)
  4. ли-мон, ба-нан, па-кет, ва-гон, ка-ток, ди-ван,
  5. бан-ка, вет-ка, ут-ка, нит-ки, тап-ки, ок-но, май-ка,
  6. чаш-ка, аль-бом, дож-дик, как-тус, буб-лик, кос-тюм, пав-лин,
  7. ко-ло-бок, са-мо-лет, по-ми-дор, бе-ге-мот, ба-ра-бан, ма-га-зин,
  8. кол-ба-са, кон-фе-ты, ку-ку-шка (ку-куш-ка), у-до-чка, ка-пус-та,
  9. ав-то-бус, ху-дож-ник, ав-то-мат, ши-пов-ник, а-пель-син,
  10. мат-реш-ка, иг-руш-ки, лам-поч-ка, гар-мош-ка, клуб-ни-ка,
  11. лист, болт, зонт, винт, бант, флаг, шкаф, гном (в этих словах 1 слог, так как один гласный звук)
  12. звез -да, гнез-до, спич-ки, флаж-ки, клюш-ка, клюк-ва, трав-ка, кноп-ка,
  13. пи-а-ни-но, ку-ку-ру-за, ра-ко-ви-на, ви-та-ми-ны, ма-ка-ро-ны, че-мо-да-ны,
  14. зем-ля-ни-ка, ос-та-нов-ка, вос-пи-та-тель, мед-ве-жа-та
  1. «Сосчитай слоги»

Взрослый называет слово или показывает предметную картинку, ребенок делит слово на слоги, отмечает с помощью счетных палочек, фишек, картонных кружков и пр. количество слогов в слове.

Например, МА- ЛИ- -НА

В слове МАЛИНА 3 слога.

*Можно отхлопывать количество слогов в слове (на каждый хлопок проговариваем слог), пропрыгать на скакалке (на каждый прыжок – проговариваем слог), прошагать слово (на каждый шаг – проговариваем слог) и пр.

Слова, которые можно использовать в этой игре, приведены в упр.№ 1.

  1. «Магазин игрушек»

В этом магазине игрушку можно купить, если правильно произнести ее название по слогам, сосчитать сколько слогов в слове.

Например, миш-ка (2 части или слога), ма-шин-ка (3 части или слога), кук-ла (3 части или слога) и т.д.

  1. «Птицы, рыбы, звери»

Взрослый предлагает ребенку сначала подобрать слова-названия птиц, животных, рыб, состоящих из 2 слогов, из 3 слогов.

  1. «Кто в каком домике живет?»

Нарисуйте три домика: с одним окошком, с двумя, с тремя. Предложите ребенку расселить слова в домики.

Слова, состоящие из одного слога – в домик с одним окошком, из двух слогов – с двумя окошками, из трех – с тремя окошками.

  1. «Назови словечко»

Взрослый предлагает ребенку назвать слово из двух слогов, из трех слогов по определенной теме, например: «Осень», «Зимние виды спорта», «Игрушки» и т.д.

  1. «Найди картинку»

Взрослый предлагает ребенку подобрать картинку, название которой состоит из 2 слогов, из 3 слогов. Для игры отбираются картинки, в названиях которых не только 2 и 3 слога, но и 4, и 1, что бы ребенок упражнялся в определении количества слогов.

  1. «Измени словечко»

Взрослый предлагает ребенку назвать предмет по-другому, так, что бы в слове стало больше слогов.

Например, в слове ша-ры – 2 слога. Назови эти же предметы так, что бы в слове стало 3 слога?

Ответ: ША-РИ-КИ.

  1. «Подбери словечко»

Взрослый предлагает ребенку придумать слова, начинающиеся на МА- (или любой другой слог):

маки, малыши, матрешка, мама, матрас и т.д.

  1. «Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, начинающиеся с определенного слога, например, МА, и состоящие не более чем из 2 слогов.

Например, ма-ки, ма-ма, ма-лыш, ма-трас…

  1. «Отгадай слово»

Взрослый предлагает ребенку: «Я задумал слово, оно начинается на слог РУ-». И предлагает ребенку называть слова, начинающиеся на этот слог. Ребенок подбирает слова, пока не назовет нужное слово.

  1. «Не ошибись!»

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, в которых слог ЗА встречается в начале слова, а затем – в конце слова, с опорой на схему (где квадрат обозначает слог в слове):

ЗА МОК

КО ЗА

  1. «Цепочка слогов»

Взрослый предлагает ребенку придумывать слова, начинающиеся на последний слог названного слова. Для этого слово надо произнести так, что бы последний слог прозвучал более отчетливо.

Например, маКИ – кисточКА – каША – шаРЫ…и т.д.

  1. «Нарисуй схему к слову»

Предложите ребенку разделить слово на слоги. Например, МА-ША.

Нарисуйте или выложите из цветных квадратов схему слова (цветовые обозначения звуков – красный цвет – гласные звуки, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие).

МА- -ША

Вертикальная черта черного цвета делит слово на слоги.

  1. «Позови слово»

Взрослый произносит слово, выделяя ударный слог голосом. Затем обращает внимание ребенка на то, что одна из частей слова прозвучала громче, протяжнее: «Этот слог лучше слышится». Просит ребенка повторить слово, выделить голосом ту его часть, которая слышится лучше.

Например, МАААА -ША. Повтори: МАААА -ША.

На схеме слова знак ударения – это косая черта над ударным слогом (ударным гласным звуком):

М А ША

Слова, используемые в игре – см. упр. № 1.

  1. «Произнеси слово правильно»

Взрослый называет слова, меняя ударение, предлагает ребенку определить – не допускает ли он ошибки. Если ребенок слышит, что слово произнесено неверно, то попросите его сказать правильно и назвать слог, на который падает ударение.

Мишка, подушка, зима, забор…

  1. «Живые слова»

Взрослый произносит слова, меняя в них ударение, предлагает ребенку объяснить значение слов.

Например, кружки – кружки, замки – замки.

  1. «Придумай слово»

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, в которых первый слог - ударный, затем второй слог - ударный, третий слог – ударный.

Ка ша, ма ли на, сапо ги …и т.д.


В этом разделе мы будем тренироваться делить слова на слоги. (Не путайте с делением слов для переноса, которое рассматривается в другом разделе. Это несколько разные вещи, так как существуют определенные правила переноса слов.)

Деление слов на слоги

Умение делить слова на слоги — очень важный навык, который желательно приобрести еще до поступления в первый класс. У детей, которые учились читать по слогам, соответственно, проблем возникает меньше. Но все равно бывают.

Представьте себе, ребенок уже слитно читает, мы его научили, какие бывают буквы — гласные и согласные, научили считать буквы в слове, а затем начали подходить к переносу слов, и снова вернулись к слогам. В этой ситуации часто дети путаются, и вместо деления на слоги делят слово по буквам.

Как же научить ребенка делить слова на слоги? Для этого существует множество способов.

Правила деления слов на слоги

  • слоги всегда образуются с помощью гласных букв , поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов . Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает. Примеры: мо-ло-ко, ё-жик, и.т.д.
  • Если слог состоит из нескольких букв, то он всегда начинается с согласной буквы. (Исключение — случаи, когда предыдущий слог оканчивается на Й: рай-он)

Раньше правила деления на слоги и для переноса были одинаковые, за исключением того, что нельзя переносить или оставлять на строке одну букву. Новые правила деления на слоги, по которым дети учатся сейчас, значительно сложнее, и, самое главное, отличаются от деления слов для переноса.. Особенно это касается слов с несколькими согласными в середине слова. Мы делили: кош-ка, ок-но, клас-сы и др.

По новым правилам, только сонорные согласные (м, н, л, р, мь, ль,нь,рь) и Й «прилипают» к первому слогу, в остальных же случаях все согласные «отходят» ко второму слогу. Например: кром-ка, бан-ка, бань-ка, май-ка, но: ша-пка, ра-вный, и т.д.

Два одинаковых согласных при делении на слоги обязательно отходят ко второму слогу: да-нный,

о-ттечь. При этом деление тех же слов для переноса будет другое — дан-ный, от-течь, шап-ка и т.д.

В любом случае тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно, особенно, если с этим проблемы. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе. Помогает «прохлопывание» слов в ладоши. Часто логопеды и учителя советуют ставить тыльную сторону кисти руки под подбородок, и громко произносить слово, при этом подбородок касается руки с каждым слогом.

Мы предлагаем вам онлайн игру-тренажер «Деление слов на слоги». В ней нужно перетаскивать черточки-разделители на слово. Подобные задания часто встречаются в тестах по русскому языку в 1 классе. В этой игре мы будем делить слова на слоги. В следующем разделе мы потренируемся делить слова для переноса.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...