Делим слова на слоги задания. Упражнения деление слов на слоги
Звук и буква «й» в середине слова
(интегрированный урок чтения и развития
сенсорных и психомоторных процессов
учитель высшей квалификационной категории
педагог-психолог высшей квалификационной категории
Пояснение к уроку.
Интегрированная система коррекционно-развивающих занятий в нашем образовательном учреждении построена на технологии комплексного подхода в обучении детей с выраженными комплексными нарушениями, которая направлена на глубокую дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, что способствует решению комплекса педагогических, психологических, дидактических, логопедических , воспитательных задач. Речевое развитие детей рассматривается здесь как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций, навыков общения детей. Преемственность в коррекции нарушений у детей предполагает поэтапное усложнение поставленных задач в соответствии с развитием их практического опыта, обязательного личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей, что позволяет добиваться позитивных изменений в развитии и формировании учебных навыков. Данный урок взят из системы уроков по формированию навыков чтения и развитию сенсомоторных навыков у детей с выраженными комплексными нарушениями в развитии.
Метод круга применяется на каждом уроке и является продуктивной формой обучения детей с ОВЗ, который направлен на стимуляцию сенсорного восприятия, тактильного взаимодействия; активизацию зрительного и слухового внимания; развитие эмоционально-волевой деятельности и подражания. Основная цель круга – формирование произвольной регуляции деятельности и развития речи, навыков общения. Для расторможенных детей – это опора для организации своего поведения; с низкой активностью - стимулирование к участию в общем действии; с нарушением общения – осознание себя как школьника.
Цели урока:
Формирование навыка чтения буквы й в середине слова.
Задачи:
Образовательные
- закрепить произношение звука й
Формировать умение определять место звука в слове
Отработка чтения слов с Й в середине, предложений с этими словами
Коррекционно - развивающие
Развивать зрительно-пространственную ориентацию
ИКТ – средства: иллюстративный материал.
Технологии:
Личностно-диференцированная
Здоровьесберегающая
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Педагог - психолог. Психологическая готовность к уроку (проводится в круге)
Создание положительного эмоционального настроя
Развитие умения согласовывать свои движения
Умение слушать инструкцию
Развитие произвольности
Развитие тактильных ощущений
1 . Упражнение – приветствие «Здравствуй!» (Дети закрывают глаза руками и далее действия выполняются соответственно тексту.)
Здравствуй, Катя… (психолог приветствует каждого ребёнка с помощью прикосновения ладошкой к ладошке). Все здесь!
2. Упражнение на мышечное расслабление.
1,2,3,4,5 начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте, и за мною повторяйте. | Плечи вверх мы поднимаем, а затем их опускаем. А теперь посмотрим вниз, мышцы шеи напряглись. |
А я вам сейчас скажу и при этом, покажу: Руки вперёд, в кулачок, разожмём и на бочок. | Возвращаемся обратно – расслабление приятно. Ну, ребята, не зевайте, живую пирамиду из ладошек составляйте (упражнение «Живая пирамида»). |
3 . Гимнастика для пальчиков «Дом на лужайке».
Стимулирование речевых областей
Стабилизация внимания
Развитие мелкой моторики
Координации мелких движений.
На лужайке дом стоит
На замочек дом закрыт.
Мы замочек отопрём
Дружно в домик тот войдём.
– все у домика опять.
(Дети подходят к доске, где расположен наглядный дидактический материал «Домик гласных».)
4. Дыхательная гимнастика .
Задание: поднести цветок к носу и вдохнуть аромат цветка, а на выдохе произнести гласные звуки с опорой на «Домик гласных». (Выполняется стоя у доски с индивидуальным макетом «цветок - одуванчик» в руках.)
Формирование концентрации внимания
Предупреждение утомления
Способствование улучшению самочувствия ребёнка.
III. Опрос – повторение.
Учитель :
1. - Какие пели звуки?
Какой звук последний? (И)
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
1 . Упражнение на внимание и восприятие.
Послушайте двустишие и подумайте, как И превратилась в букву Й:
Чтобы Й не спутать с И,
Сверху галочку пиши.
(всем раздаётся галочка – элемент буквы из магнитной азбуки).
Послушайте, как произносится Й. Какой это звук? В каком домике живёт, в красном или синем? (Внимание на дидактический материал.)
2. Словарная работа по материалу прошлого урока.
0 " style="border-collapse:collapse;border:none">
Зайка под кустом сидит
И ушами шевелит.
Зайке скучно стоять
Надо зайке поскакать.
Зайке скучно сидеть
Надо лапки согреть.
Кто – то зайку напугал,
Зайка, прыг и убежал.
2. Дидактическая игра «У куста»(с персонажами рассказа «Зайка и лайка»).
Подготовка к восприятию рассказа
Формирование пространственных представлений с помощью предлогов в, на, под, у, около;.
Отработка навыков по употреблению и дифференциации предлогов на практическом материале по инструкциям:
Встаньте вместе за кустом;
Посмотрите на куст;
Кто спрятался в кусту?
Встаньте у куста;
Скажите по-другому: мы стоим у куста (около, рядом);
Посадите зайца у куста, собаку – за кустом и т. д.
VII. Работа по букварю..
1. Чтение у чителем рассказа «Зайка и лайка»
У кус-та зай -ка. За кус-том со-ба-ка лай -ка
- Зай -ка, у-хо-ди, а то лай -ка у-ви-дит!
Зай -ка в кус-ты. А лай -ка на кус-ты: гав! гав!
- Про кого рассказ?
2. Речевая разминка (чтение с доски)
и - й ку – кус то – том ди – дит
3. Хоровое чтение рассказа по абзацам с комментариями.
Что делает зайка? Лайка?
4. Отработка чтения по цепочке. (Читающим детям выдаются пронумерованные, напечатанные предложения из рассказа с учетом их индивидуального темпа чтения. Нечитающие дети выполняют индивидуальные задания: печатание й в тетрадке, обводка буквы й в тексте. Отметить хорошее чтение рассказа детьми)
5. Беседа по содержанию текста с опорой на детские игрушки, находящиеся у куста.
Про кого предложение? Где зайка?
Про кого предложение? Где лайка?
Куда прыгнул зайка?
На что лаяла лайка?
Как вы думаете: зайка был у куста, а оказался в кустах, почему? (Спрятался от лайки).
6. Закрепление. Упражнение на внимание «Буква заболела».
Прочитайте слова: ЗАИКА ЛАИКА МАИКА.
Что изменилось? Какая буква «заболела»?
Попросим Айболита или сами вылечим букву? Давайте вместе с Айболитом вылечим букву! (Дети должны подставить птичку над буквой И.)
Дети, в имени Айболит есть звук й? Вот ещё одно слово со звуком й в середине слова. Запомните его: Айболит! Молодцы!
VIII. Итог урока(в круге, около куста).
Айболит хвалит Вову, Катю….
За что он хвалит Вову, Катю..?
Что делали Вова, Катя … на уроке?
За хорошую работу он прописал вам витамины. Где они? (Дети ищут витамины под кустом.)
Спасибо детям за работу, спасибо доктору Айболиту за вкусные витамины!