Что такое психоанализ? Что такое психоанализ личности.

Под термином психоанализ подразумевают теорию душевной жизни человека, методики исследования, способы лечения различных невротических расстройств, создателем которых является Зигмунд Фрейд. Эта теория оказала огромное влияние на интеллектуальную жизнь человечества, на ее культуру.

Причем, данное влияние не прекращается и в настоящее время. Психоанализом называют способ изучения психических процессов, которые иначе недоступны. Также подразумевается методика терапии невротических расстройств, основанная на данном исследовании. В том числе, психоанализом называется ряд психических концепций, возникших как результат и в дальнейшем сложившихся в отдельную научную дисциплину.

Что такое психоанализ? Как известно, многие из идей Фрейда были пересмотрены и изменены, тем не менее, основные положения являются прежними. Что такое психоанализ? Это открытие, что основная часть психики, хотя и оказывает на человека определяющее влияние, все-таки остается для человека скрытой.

Психоанализ признает повсеместность бессознательного конфликта, а также понимание, что общаясь с окружающими, человек использует так называемые шаблоны, взятые из раннего детства, переносит эти ситуации в реальную жизнь.

Психоанализ признает центральную роль и сексуальности в психической жизни, и закладка этих важнейших аспектов происходит в детском возрасте. Психоанализ применяется в различных контекстах, в том числе, в искусстве, политике, социологии, литературе.

Психоанализ в виде метода психологической помощи основывается на таком мнении, огромная роль отведена ранним переживаниям любви, утраты, понимания смерти, переживания сексуальности, и прочее. Все это способствует формированию бессознательного представления, влияющего на психику.

Данный фактор может представлять собой источник конфликтов, который блокирует развитие. Что значит психоанализ, какие возможности обеспечивает пациенту? Это практика, в ходе которой человек способен осознать ряд бессознательных проявлений, найти им объяснение.

Благодаря психоанализу пациент получает возможность быть более глубоко понятым, проявляются бессознательные силы, которые сформировали в его жизни пустые отношения или возникающую тревогу. Психоанализ направлен на коррекцию структуры психики, при этом имеется направленность не только на осознание определенных симптомов, но и на их тщательную проработку.

Задача психоаналитика не в том, чтобы осудить пациента, поставить диагноз или дать совет. В первую очередь ставится цель помочь человеку разобраться в себе, устранить социальные стереотипы, избавиться от необоснованной самокритики, всевозможных заблуждений. Важно, чтобы пациент научился полноценно чувствовать жизнь, стать внутренне свободным.

В первую очередь, психоаналитическая психотерапия психоанализ необходимы людям, чувствующим безысходность из-за постоянно возникающих психологических проблем, создающих препятствия для реализации жизненных целей, мешающих в личной жизни, дружбе.

Спады настроения, торможения и тревоги являются часто встречающимися признаками внутренних конфликтов. Если оставить их без внимания, они значительно воздействуют на личные выборы и профессиональные решения. Обычно корни таких проблем расположены в бессознательной области, и их невозможно разрешить без применения психотерапевтических методов.

Специалист помогает пациенту по-новому понять бессознательную часть проблем. Благодаря разговору с психоаналитиком в спокойной обстановке пациент осознает элементы внутреннего мира, ранее для него недоступные. Имеются в виду его воспоминания, сновидения, а также чувства и мысли. Тем самым снимается психическая боль, обеспечивается самосознание.

Все это дает пациенту уверенность, что его жизненные цели будут достигнуты. При позитивных эффектах психоанализа активно развивается дальнейший личностный рост. Причем, это продолжается длительное время после того, как психоанализ завершен.

Что такое профессиональный психоанализ? До обращения к психотерапевту человек вынужден находиться со своей проблемой один на один, искать различные способы решения, исследовать. Если все его усилия в данном направлении не дают желаемых результатов, не оправдывают себя, или даже усугубляют проблему, то возникает решение обратиться за помощью к специалисту.

Вначале, в течение двух-четырех встреч происходит знакомства клиента с психоаналитиком, происходит первичное исследование проблемы, которая беспокоит человека. Обе стороны приходят к договоренности о форме работы. Это может быть анализ либо психоаналитическая терапия.

Данный этап подразумевает, что аналитик получает максимум информации о пациенте, узнает его историю жизни. Это служит основой для принятия решения о дальнейших действиях, максимально полезных в каждом случае.

Если работа психоаналитика начата со свободных ассоциаций, то в начале анализа клиент посещает специалиста до пяти раз в неделю. Человек располагается на кушетке, и говорит все, что в данное время придет в голову. Это его переживания, впечатления, а также мнение о психоаналитике. Вместе с пациентом специалист интерпретирует бессознательные факты, являющиеся основой поведенческих способов, отношений и поступков пациента.

Очень часто причиной обращения к психоаналитику является депрессия. Поняв, что такое психоанализ, многие люди осознают, что именно этот метод поможет им понять себя, вернуться к нормальному жизненному ритму.

Тоскливое состояние, подавленность и глубокое разочарование являются чувствами, знакомыми каждому. Но порой депрессия приобретает интенсивность и чрезвычайный размах, буквально поглощает человека. Причем, обратившись к психоанализу, можно проработать боли и тревоги, увеличить способность человека переживать невзгоды и трудности.

Психоанализ - это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX - первой трети XX в.
В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.
Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного.
Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.
Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.
В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе применяется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов - потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.
Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.
Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.
Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа - индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.
Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.
К. Юнг, один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа - аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта - они существуют уже при рождении в виде архитипов, которые унаследованы от предков.
А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Лекция, реферат. 4. Психоанализ как одно из направлений в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Академическая психология и психоанализ

Психоанализ развивался преимущественно вне основного русла академической психологии. Подобная ситуация сохранялась в течение длительного времени. Американская академическая психология не восприняла психоаналитическую доктрину. В редакционной статье без подписи в «Журнале аномальной психологии» за 1924 год высказывалось явное раздражение этим «нескончаемым потоком работ европейских психологов о бессознательном ». В данной статье они едва упоминались как совершенно недостойные внимания.

Понятно, что в такой ситуации очень немногие психоаналитические работы удостаивались публикации в профессиональных изданиях. Подобная дискриминация продолжалась в течение, по меньшей мере, 20 лет. Многие академические психологи обрушились с яростной критикой на психоанализ. В 1916 году Кристина Лэдд - Фрэнклин писала, что психоанализ - это продукт «недоразвитого... германского ума». Следует отметить, что данное суждение было вынесено в тот период, когда все немецкое воспринималось с большим подозрением на фоне германской агрессии в первой мировой войне.

Роберт Вудворт из Колумбийского университета назвал психоанализ «жуткой религией», которая даже здравомыслящих людей приводит к совершенно абсурдным заключениям. Джон Б. Уотсон вообще определил фрейдовскую позицию как шаманство, вуду. Несмотря на все эти едкие нападки на психоанализ со стороны лидеров академической психологии и отношение к нему как к еще одной «безумной» теории, все же некоторые фрейдовские идеи в начале 20-х годов пробили себе дорогу в американские учебники по психологии. Проблема психологических защитных механизмов , а также явного и скрытого (латентного) содержания сновидений вполне серьезно обсуждалась в психологических кругах. Однако, поскольку безусловно доминирующей школой оставался бихевиоризм, психоанализ в целом попросту игнорировался.

Психология психоанализа

Однако, в 30-40-е годы психоанализ получает неожиданно широкое распространение среди публики. Сочетание секса, насилия и скрытых мотивов, а также обещание излечить от широкого спектра разнообразных эмоциональных расстройств выглядит весьма привлекательно, почти неотразимо. Официальная психология в ярости, поскольку, с ее точки зрения, люди могут спутать психоанализ и психологию , полагая, что они занимаются одним и тем же. Официальным психологам претила сама мысль, что кто-то может посчитать, что секс, сновидения и невротическое поведение - это и есть все, чем занимается психология. «В 30-е годы многим психологам стало ясно, что психоанализ - не просто еще одна безумная идея, а серьезный конкурент, угрожающий самым основаниям научной психологии, по крайней мере, в сознании широкой читающей публики».

Для того, чтобы справиться с этой угрозой, психологи решили проверить психоанализ на предмет его соответствия строгим критериям научности. Они провели «сотни исследований, чья изобретательность могла поспорить лишь с бесполезностью полученных результатов». Подобный шквал исследований, хотя, по большей части, и плохо исполненных, доказал, что психоанализ существенно отстает от уровня экспериментальной психологии, по крайней мере, с точки зрения самих приверженцев экспериментальной психологии. В итоге это позволило им вновь занять позицию «арбитров и блюстителей психологической истины». Вдобавок эти исследования показали, что и академическая психология может представлять интерес для широкой публики, поскольку занимается, по существ, теми же вопросами, что и психоанализ.

В 50-е и 60-е годы прошлого века многие бихевиористы занимались тем, что переводили психоаналитическую терминологию на язык своей концепции. Можно сказать, что начало этой тенденции положил сам Уотсон, когда определил эмоции всего лишь как набор привычек, а неврозы - как результат неудачного стечения обстоятельств. Скиннер также обращался к фрейдовской идее защитных механизмов психики, описывая их как форму оперантного обусловливания. В конце концов, психологи усвоили многие из фрейдовских идей, которые даже со временем вошли в основной корпус психологических теорий. Признание роли бессознательных процессов, значимости обращения к детскому опыту , исследование действия защитных механизмов - вот далеко неполный список психоаналитических идей, получивших широкое распространение в современной психологии.

____________________________________________________________________

Статьи о психологии

Карл Юнг и аналитическая психология

Юнг постепенно развивал свою собственную психологию бессознательных процессов и анализа сновидений. Он пришел к выводу, что методы, при помощи которых он анализирует символы сновидений пациентов, могут быть также приложимы к анализу и других форм символизма, то есть он подобрал ключ к интерпретации мифов, народных сказок, религиозных символов и искусства >>>

Психология бессознательного

Проследим, каким путем пришел Фрейд к открытию бес-сознательного. Он идет от психического симптома к бессознательному. Симп-томы констатируются. Они входят в действительность как функ-циональные расстройства организма или мышления и стано-вятся причиной страдания для пораженного субъекта, более того — причиной жалоб. До Фрейда эти жалобы оставались упрямо непроницаемыми для психологии психиатра. Но он не пошел прямым путем, от симптома к бессознательному. Он выбрал окольный путь через заросли сновидения, ошибочных действий и даже остроты. До него все это считалось малозначитель-ным и особенно несерьезным в глазах психиатров >>>

Психология грудного вскармливания

Психоаналитики, создавшие психологию эмоционального развития человека, в какой — то мере тоже в ответе за некоторую переоценку значения груди для психики младенца. Нет, они не ошибались, но прошло время и теперь «хорошая грудь» это жаргонное психоаналитическое словечко, означающее вполне удовлетворительную материнскую заботу и родительское внимание в целом. Психологи говорят о том, что умение нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним является более важным показателем того, что мать успешно справляется со своей задачей, чем факт действительного вскармливания грудью >>>

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Несмотря на, то что многие психоаналитики стремятся подчеркнуть научный (и в этом смысле нефилософский) статус П., учение Фрейда с момента своего возникновения не только претендовало на обобщения философского характера, но и включало в себя установку на создание своеобразной философии человека. Становление П. связано с попыткой найти выход из тупиков, в который вели философию, с одной стороны, позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучное знание, и, с другой стороны, иррационализм, апеллирующий к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия. Организационное оформление П. началось в 1902 с образования маленького кружка единомышленников, затем переросло в Венское психоаналитическое общество и наконец завершилось распространением психоаналитического движения во многих странах Западной Европы и Америки. В П. исследуется не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Онтологическая проблематика смещается в плоскость психики. Реальностью признается психическое, имеющее свою собственную природу и подчиняющееся особым закономерностям развития, далеко не всегда имеющим аналог в физическом мире. Исследование психически реального, выявление закономерностей функционирования человеческой психики, изучение внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубинах человеческого бытия, - таковы существенные моменты психоаналитической философии. П. опирается на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная, но тем не менее реально значимая и заметно отличающаяся от процессов сферы сознания. Если в некоторых философских системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательного ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то в П. исследуются не только эти взаимоотношения, но и содержательные характеристики самого бессознательного психического. Бессознательное сравнивается с большой передней, где находятся все душевные порывы, а сознание - с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит страж, пристально разглядывающий каждое душевное движение и решающий вопрос о том, пропустить ли его из одной комнаты в другую. Если душевное движение допускается в салон, то оно может стать сознательным, когда привлечет к себе внимание сознания. Передняя комната - обитель бессознательного, салон - вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья собственно сознательного. Таково одно из пространственных, или топических, представлений П. о человеческой психике. В 20-е годы в П. используется иное сравнение. Психика понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, - Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно представлено в качестве унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого скрыты потаенные душевные движения, напоминающие старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельностьиндивида. Сверх-Я - инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. Я пытается подчинить себе Оно. Если это не удается, то Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним. Сверх-Я тоже может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге Я оказывается в тисках многообразных противоречий, являясь "несчастным", подверженным троякой угрозе: со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я. Учение о "несчастном Я" направлено против светских и религиозных иллюзий о человеке как внутренне непротиворечивом существе. Согласно Фрейду, на протяжении истории развития научной мысли человеческая самовлюбленность претерпела несколько ощутимых ударов - "космологический", нанесенный Коперником и сокрушивший представления человека о Земле как центре Вселенной; "биологический", нанесенный Дарвином, показавшим, что человек является лишь ступенькой в эволюции животного мира. Но наиболее ощутимым должен стать, согласно Фрейду, удар "психологический", исходящий из учения о "несчастном Я", не являющимся господином в своем собственном доме. Душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение связано с защитными механизмами, позволяющими приспосабливаться к внешнему миру. Человек руководствуется в жизни двумя принципами. Первый из них - "принцип удовольствия" - внутренне присущая каждому индивиду программа функционирования психических процессов, в рамках которой бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия. Второй - "принцип реальности", корректирующий ход протекания психических процессов в соответствии с требованиями окружения и задающий ориентиры, способствующие избежанию потрясений, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетворения влечений. Однако защитные механизмы подобного рода, эффективные по отношению к внешней реальности, не всегда способствуют разрешению глубинных конфликтов, обусловленных психической реальностью. В лучшем случае происходит вытеснение социально неприемлемых порывов и желаний в сферу бессознательного. При этом создается лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, ибо вытесненные в бессознательное желания человека в любой момент могут вырваться наружу, став причиной очередной драмы. Разрешение внутренних конфликтов должно достигаться путем сознательного овладения желаниями, непосредственного их удовлетворения или сублимацией. П. как раз и замышляется в качестве эффективного средства оказания помощи тем, кто нуждается в переводе бессознательного в сознание. Практика П. направлена на выявление и анализ патогенного материала, получаемого в процессе расшифровки "свободных ассоциаций", толкования сновидений, изучения ошибочных действий (описки, оговорки и т.д.) и тех "мелочей жизни", на которые, как правило, не обращают внимания. В теоретическом отношении это самым тесным образом связано с психоаналитической теорией познания, основывающейся на признании наличия в человеке такого знания, о котором самому ему ничего не известно до тех пор, пока не будет восстановлена цепь воспоминаний о реальных событиях прошлого, некогда имевших место в жизни отдельного индивида или в истории развития человечества. Познание бессознательного является в П. не чем иным, как припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существовавшего знания. Психоаналитически истолкованное сознание оказывается воскрешением знания-воспоминания, вытесненного в предсознательное в силу нежелания или неумения человека распознать за символическим языком бессознательного те его внутренние стремления и желания, которые нередко ассоциируются с какими-то скрытыми демоническими силами. П. объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека, опираясь на постулат, согласно которому источником бессознательного является нечто, связанное с сексуальными отношениями в семье между детьми и их родителями. Познание бессознательного завершается обнаружением в нем Эдипова комплекса - тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность. Как в теоретическом, так и в практическом плане расшифровка "следов" бессознательного и выявление его смысла не решали окончательно вопроса о возможности понимания и осознания бессознательного психического, поскольку интерпретация бессознательных представлений допускает произвольное толкование и не исключает пристрастного отношения, проявляющегося в процессе познания бессознательного. В психоаналитической философии просматривается стремление к выявлению нравственных оснований человеческого бытия. Расшифровка символического языка бессознательного, толкование сновидений, обнаружение симптомов болезненного расщепления внутреннего мира личности - все это приводило к признанию "злого", "дурного" начала в человеке. Другой аспект состоит в том, что развертывание бессознательного психического сопровождается не только соскальзыванием к низшему, животному началу человеческого существа, но и деятельностью по созданию высших духовных ценностей жизни, будь то художественное, научное или иные виды творчества. В П. находит отражение кантовская идея о "категорическом императиве", рассматриваемом в качестве особого психического механизма, всецело предопределяющего или корректирующего деятельность человека. Этим императивом является совесть, вытесняющая и подавляющая природные влечения индивида. Таким образом, в психоаналитической философии фиксируется двойственность бытия человека в мире, связанная с естественной и нравственной детерминацией его жизнедеятельности. Акцентируя внимание на подавлении культурой сексуальных влечений человека и соотнося "культурную мораль" с ростом невротических заболеваний, Фрейд выражал надежду на то, что когда-нибудь проснется "совесть" буржуазного общества, в результате чего произойдет изменение нравственных норм, способствующее свободному развитию личности. В психоаналитической философии рассматривается комплекс проблем и культурного, и социального характера. Обсуждаются проблемы "коллективных неврозов" и "невротической культуры", а также такие темы, как антисоциальное поведение индивидов и психология масс, "социальноевлечение" и социальная справедливость, "культурное лицемерие" общества и регулирование человеческих отношений в нем, "корпоративный дух" и трудовая деятельность и т.д. Однако социокультурная проблематика преломляется, как правило, через семейно-сексуальные отношения, получает такую трактовку, которая легко вписывается в психоаналитическое толкование бытия человека в мире как непрекращающейся борьбы между "инстинктом жизни" (Эросом) и "инстинктом смерти" (Танатосом). Философское осмысление П. характерно для целого ряда направлений современной западной философии, о чем свидетельствует разработка таких концепций, как "психоаналитическая философская антропология" (Бинсвангер), "экзистенциальный П." (Фромм), "психоаналитическая герменевтика" (А. Лоренцер), а также ряда "синтетических" философско-антропологических учений, сочетающих отдельные идеи П. с "феноменологией духа" Гегеля (Рикёр) или феноменологией Гуссерля (Л. Раухала). В.М. Лейбин П., поначалу обозначавший метод лечения неврозов, по мере перенесения внимания Фрейда на исследование сновидений и ошибочных действий становится общим обозначением техники анализа психологических феноменов. Дальнейшая теоретическая разработка расширяет значение П. Он понимается уже не только как техника, но как самостоятельная научная дисциплина или проект, осознанно отграничивающий себя, с одной стороны, от метафизики, с другой - от классической психологии, что подчеркивается также его особым обозначением: "метапсихология" или "психология бессознательного". Фрейд предпринимает неоднократные попытки определить сущностные черты "мета-психологии", однако ни ему самому, ни его последователям не удается представить метапсихологию в виде особой системы, вывести основоположения психоаналитического метода. После первой серии метапсихологических статей Фрейда (последняя из которых датируется 1915) и многочисленных работ второго поколения психоаналитиков (Абрахама, Ференчи, Райха, Кляйн, Джоунса и др.), в 50-х годах происходит "пересмотр" концепции мета-психологии, связанный с именем Лакана. Используемая при этом техника заимствуется из лингвистики и общественных наук (Р. Якобсон, Леви-Строс), а образование понятий опирается на философскую традицию Гегеля и Гуссерля. По мысли Фрейда, предмет мета-психологии составляет описание того или иного психического процесса в его топографических, динамических и экономических аспектах. Топографический угол зрения фиксирует различие сознательных и бессознательных представлений, динамический - интенсивность протекания психических процессов и напряженность импульсов, а экономический устанавливает распределение психической энергии между структурными частями психики и определяет источник импульса. Структурная метапсихология постепенно отказывается от использования понятий психические "зоны", "силы" и "энергии", пришедших в П. из психофизики. Однако то, что Фрейд в свое время обозначал как "топика", "динамика" и "экономика", в современной: психоаналитической теории фактически полностью выражают ее четыре центральных концепта: "бессознательное", "влечение", "повторение" и "перенос". Основное понятие П. - бессознательное. Традиционное представление о бессознательном, служившее метафизической основой нейрофизиологической психологии, принимается Фрейдом вплоть до 1895. Последующая разработка концепции бесознательного приводит к его радикальной переинтерпретации. П. постулирует несводимость психического к сознательному. В теоретическом и методологическом отношении одинаковую ценность имеют как "манифестированные" (явленные) содержания психических процессов, так и "латентные" (неявные) содержания психического. Любое психическое содержание есть "запись". Вопрос при этом стоит не столько о том, являются ли элементы записи сознательными или пред-сознательными, сколько о том, при каких условиях они могут стать сознательными. Способность психического элемента стать сознательным определяется не его принадлежностью ассоциативному ряду (могущему состоять исключительно из бессознательных звеньев), а его значимостью в рамках определенной системы отношений, которое и есть бессознательное в строгом смысле слова. Бессознательное не исчерпывается своими содержаниями. Леви-Строс и Лакан, сравнивая структуру бессознательного со структурой речи, говорят в этой связи о "символической функции" или "символическом порядке". Структура бессознательного подвижна, в ней постоянно происходят изменения, в ходе которых отдельные элементы "субституируются" {замещаются другими), объединяются с другими в одно целое или "смещаются" (перемещаются в другой контекст). Два вида трансформации - "сгущение" и "смещение" - представляют собой первичные процессы бессознательного и подлежат обнаружению с помощью разработанного Фрейдом "метода свободной ассоциации". Последний состоит в свободном, непринужденном проговаривании пациентом всего, что приходит ему в голову во время психоаналитического сеанса, с последующим истолкованием этого аналитиком. Предполагается, что выявление и осознание пациентом скрытой связи между частями рассказа и вытесненными, бессознательными влечениями оказывает положительное терапевтическое воздействие. Структурная метапсихология подчеркивает аналогию между механизмами сгущения и смещения, с одной стороны, и такими риторическими фигурами, как метафора и метонимия, с другой. Если в динамической модели Фрейда отделению психического элемента от его символического места соответствовал процесс вытеснения, то структурная метапсихология Лакана и его последователей, ставя во главу угла связь элемента с его символическим местом (аналогичную связи означающего с означаемым), отказывается от допущения двойственности психологического места (то есть принадлежности элемента системе сознания и системе бессознательного), от которого отталкивалась первая топографическая модель. Соответственно, и вытеснение трактуется уже не через динамику двух противодействующих сил, а как символическое снятие вытесненного. Фундаментальная теоремапсихоанализа, сформулированная Фрейдом вначале применительно к сновидению (1900), а затем - к симптому (1905), гласит: в форме "исполнения" желаний и репрезентации влечений вытесненное представляет желание. Фрейд называл это "бессознательной фантазией"; Лакан ведет речь о "фантазме" как о "носителе желания". Устанавливаемая таким образом связь между понятиями бессознательного, желания и влечения, знаменующая переход от топико-динамического к "экономическому" подходу, образует сердцевину психоаналитической теории Лакана. Клаус Хамбергер (Вена) Фрейд 3. Лекции по психоанализу. М., 1989; Лейбин В.М. Фрейд. и современная западная философия. М., 1990; Psychoanalysis and Philosophy. N.Y., 1970; Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996; М. Miri. Philosophy of Psychoanalysis. Simla, 1977; J. Lacan. Les quatre consepts de la psychanalyse. P., 1973; Ch. Hanly. Existentialism and Psychoanalysis. N.Y., 1979; B. Farrell. The Standing of Psychoanalysis. Oxford etc., 1981; A. Grunbaum. The Foundation of Psychoanalysis: A Philosophical Critique. Berkeley etc., 1984.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...