Что означает оглушение звонкого согласного звука. Озвончение согласных: примеры

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

Твердые и мягкие звуки

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие . Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе


Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения.
Звуки каждой пары ([б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [в] - [ф], [з] -[с], [ж] - [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.
Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
снижении физического слуха;
несформированности фонематических процессов;
нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
1) Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню - «Бабушка пошла в баню»).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло - «У меня заболела голова и горло»).
2) Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда - «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы.
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] - [д] - [г].
Подготовительные упражнения:
поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе;
сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.
Общие приёмы для постановки звонких звуков
Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый - сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного.
Например, озвончение звука [з]:
шепотом - [а]; громко - [а];
шепотом - [э]; громко - [э];
шепотом - [и]; громко - [и];
шепотом - [с]; громко - [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] - [с], [о] - [ш], [у] - [в], [а] - [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом - а. а. а. а... громко - а. а. а. а... шепотом - о. о. о. о... громко - о. о. о. о... шепотом - э. э. э. э... громко - э. э. э. э... шепотом - т. т. т. т... громко - д. д. д. д...
Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.
Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф - в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот - получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты:
звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;
установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з.
Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].
Начинать целесообразно со звука [б]:
звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте;
другой прием основан на постановке звука [б] от губно-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх - вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:
прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа - ва, са - за, ша - жа, па - ба, та - да;
если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции;
если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).
Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.
Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука - [г]:
звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;
можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).
если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).
Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.

  • Фонематические и фонетические нарушения . Привести примеры . Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков , имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения .


  • Дефекты озвончения и оглушения звуков . Фонематические и фонетические нарушения . Привести примеры .
    Отрицательное влияние фонетико -фонематического недоразвития на усвоение детьми навыков чтения и письма.


  • Дефекты озвончения и оглушения звуков . Фонематические и фонетические нарушения . Привести примеры .
    Развитие внимания и памяти у детей с фонетико -фонематическим недоразвитием речи.


  • Дефекты озвончения и оглушения звуков . Фонематические и фонетические нарушения .
    Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков , имеющих звонку... подробнее ».


  • Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи.
    В фонетико -фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: - трудности в анализе нарушенных в произношении звуков ; - при...


  • В зависимости от характера дефекта произношения выделяют антропофонические нарушения (фонетические ) - искажения или отсутствие звуков и фонологические (фонематические ) - смешения звуков .


  • Раскрыть различия в понятиях «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонетические и фонематические недостатки речи».
    Нарушения слухового восприятия выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной...


  • Разговорная речь отличается ненормативностью на фонетическом уровне: ей присущи убыстрение темпа речи, веду.
    К таким интересным вопросам фонетики языка относятся озвончение и оглушение звуков .


  • 2. Соблюдение определённой последовательности в работе над звуками одной фонетической группы.
    нарушения . Вначале осваивается тот, который сохранён, а затем менее сохранённый парный звук .


  • В группу фонетико -фонематического недоразвития речи направляются дети, имеющие различные речевые нарушения .
    Дети с ринолалией имеют также особенности звукопроизношения, в зависимости от тяжести анатомо-физиологического дефекта органов...

Найдено похожих страниц:10


Диссимиляция (от лат. dissimilis- несходный) – это расподобление двух или более согласных звуков, находящихся в пределах одного слова, по каким-либо акустико-артикуляционным признакам. «Если для ассимиляции характерно взаимодействие двух соседних звуков, то диссимилируются очень часто и звуки, находящиеся в одном слове не в непосредственном соседстве друг с другом» 13 .

Диссимиляция может быть прогрессивной (например, просторечное произношение пролубь вместо прорубь или современное литературное февраль на месте старого феврарь 14 ). Однако чаще встречаются случаи регрессивной диссимиляции, когда первый согласный «отталкивается» от второго, диссимилируется с ним по какому-либо признаку, как, например, в просторечном произношении бомба как бонба.

Согласные могут диссимилироваться по разным признакам, в соответствии с этим различают два наиболее часто встречающихся вида диссимиляции.

а) Диссимиляция по способу образования. Например:

мягко - мя[хк]о , но мягок – мя[гък] .

Труднопроизносимое сочетание двух взрывных согласных – [г] + [к] – заменяется сочетанием щелевого [х] с взрывным [к]. Или такой пример:

скучно – ску[шн]о .

Аффриката [ч], т.е. смычно-щелевой звук, должна в этом слове сочетаться со смычно-проходным звуком [н], т.е. в артикуляции обоих звуков наличествует связка. Такое сочетание считается труднопроизносимым, поэтому смычно-щелевой звук [ч] заменяется щелевым звуком [ш].

б) Диссимиляция по месту образования (встречается в основном в просторечии и представляет собой нарушение орфоэпической нормы, например:

бомба - бо[нб]а.

Труднопроизносимое сочетание двух губно-губных согласных звуков [м] и [б] заменяется сочетанием губно-губного [б] с переднеязычным согласным [н].

Оглушение звонких согласных в конце слова

Оглушение - это замена звонких парных согласных в абсолютном конце слова на глухие согласные. Надо отметить, что, в отличие от ассимиляции и диссимиляции, оглушение парных звонких согласных в конце слова не вызывается никакими объективными причинами (например, приспособлением органов речи к произнесению двух соседних звуков). Мы хорошо знаем, что любой русский человек при изучении иностранных языков (например, английского) свободно перестраивается и перестает оглушать конечные согласные. Значит, процесс оглушения можно считать традиционным для русского языка фонетическим явлением. Примеры оглушения: столб – стол[п], луг – лу[к], грязь – гря[с’ ] .

Задание № 25. Разбейте слова на две группы: 1) слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости-глухости; 2) слова, в которых ассимиляции нет.

Ковкий, жезл, отговорить, отбить, арбитр, приятный, укладка, ложка, гвалт, сбить, жизнь, привезли, с другом, кворум.

Задание № 26 . Определите, в каких словах происходит ассимиляция по звонкости, в каких - по глухости. Затранскрибируйте эти слова.

Резьба, косьба, с боями, пробка, просьба, повозка, отголосок, плуг, разжечь, расшуметься, подписать, отбить.

Задание № 27. Затранскрибируйте предложения, подчеркните слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости-глухости.

    Ты - как отзвук забытого гимна В моей черной и дикой судьбе (А.Блок).

    И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука (А.Блок).

    Приди сюда хоть русский царь, Мы от бокалов не привстанем. (Н.Языков).

4. За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму. (Б.Паст.)

Задание № 28. Распределите слова на три группы, где а) ассимиляция по мягкости происходит регулярно; б) носит факультативный характер; в) не происходит. В случае затруднения обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка».

Вьюнок, сплетни, надменные, распятье, вязание, перекресток, сохли, блестели, свечи, кантик, банщик, гнездо, глиняный, гвозди, кисти, ветки, разве, сделать, ладья, медведь, яркий, полдень.

Задание № 29. Затранскрибируйте слова. Отметьте наличие или отсутствие ассимиляции по мягкости (ассимилятивного смягчения).

Вонзить, кончик, тончайший, сверху, тмин, при лампе, съежился, кегли, реквием, жалость, фонтанчик, каменщик, бедняжка.

Задание № 30. Выпишите и затранскрибируйте слова, в которых встречается разные виды ассимиляции (по звонкости-глухости, по твердости-мягкости, полная), а также слова с оглушением согласных в конце слова.

    Слепой осел с дороги сбился (он в дальний путь было пустился), но к ночи в чащу так забрел мой сумасброд, что двинуться не мог ни взад он, ни вперед (Крылов).

    Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (Пушкин).

    С башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает. (Пушкин)

    Неслышно ходили по дому, не ждали уже ничего. Меня привели к больному, А я не узнала его. (Ахм.)

    Потряхивая карбованцами И медленно пуская дым, Торжественными чужестранцами Идем мы городом родным (Цветаева)

    Напрасно в дни великого совета, Где высшей страсти отданы места, Оставлена вакансия поэта: Она опасна, если не пуста. (Паст.)

    И мгновенно житейской канет, словно в темную пропасть без дна... И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина. (Блок)

    Все наденут сегодня пальто И заденут за поросли капель, Но из них не заметит никто, Что опять я ненастьями запил. (Б.Паст.)

Задание № 31. Установите, какие действующие в современном языке законы привели к появлению следующих омофонов:

Рот - род, съезд - съест, из сказки - и сказки, от оков - а таков, возка - воска, освещу - освящу, свезти - свести, вязом - вязам, а дед - одет.

Конспект занятия

Тема : «Оглушение звонких согласных».

Цель : научить детей не полагаться на слух при написа­нии слов со стечением согласных

Оборудование : предметные картинки.

Ход занятия

Детям предлагается рассмотреть две предметные картинки. Назвать их, выделить третий звук в каждом слове.

чашка ложка

Затем открываются надписи, выделяется третья буква в каждом слове.

Выясняется, что в обоих словах произносится и слышится звукш, а пишется в первом случаеш, во втором - ж.

Логопед. Почему звонкий звук ж притворился глухим? Посмотрите, какой звук стоит после ж в слове ложка.

Ученики. Звук к . Он глухой.

Логопед. Значит, глухой звук к , встав рядом со звонким ж , повлиял на него.

Звук ж тоже зазвучал глухо, превратившись в звук ш . Для сравнения берутся ещё два слова:

ветка лодка

Приводится аналогичное сравнение.

Вывод. Если в середине слова звонкий согласный звук стоит рядом с глухим, то он под влиянием глухого тоже оглу­шается.

Например:

глаза - глазки согласный з звучит как с

борода - бородка согласный д звучит как т

ноготь - ногти согласный г звучит как к

юбочка-юбка согласный б звучит как п

книжечка-книжка согласный ж звучит как ш

рукава - рукавчик согласный в звучит как ф

Под влиянием глухого согласного могут оглушаться только парные звонкие.

Логопед. Заметьте, ребята, как непривычно для нас зву­чало бы такое произношение (Звонкие звуки з, д, г, б, в, ж логопед произносит не оглушая.): глазки, бородка, ногти, юбка, головка, бумажка.

Скажите, ребята, что произойдет, если в середине слова встретятся два глухих звука? Например, в слове кошка (ко­шечка) ш и к - глухие. От встречи этих двух глухих соглас­ных ничего не изменилось. Оба по-прежнему звучат глухо. Как же нам различить и отразить на письме, когда в середине слова звук сам по себе глухой (кошка), а когда он только притво­ряется глухим, подражая соседнему глухому звуку (ложка)?

Тут нас выручают гласные звуки. Они разрывают эту друж­бу звонкого с глухим, встают между ними и разделяют их, отчего, звонкий звук становится самим собой, т. е. звучит звонко: ложка-ложечка. А если в слове стоит настоящий глухой звук - это тоже выясняется с помощью гласного: кошка - кошечка. Итак, если в середине слова встретились два согласных звука, это слово нужно проверить, изменив его так, чтобы между согласными встал любой гласный звук.

Задание. Проверить согласный в середине слова (устно).

ветка - лодка - рыбка - лапка -

лавка - шубка - селёдка - сказка -

тетрадка - полоска - матрёшка - обложка -



Задание. Списать предложения, вставляя пропущенную согласную букву в середине слова. Подобрать проверочное слово.

В ка-ке была дождевая вода. Собака спит в бу-ке. Стоит избу-ка на курьих но-ках. Самолёт летел ни-ко. Зазеленели молодые берё-ки. На выру-ке много малины. На гря-ках зреют огурцы. Береги свои тетра-ки.

Задание. Вставить пропущенные буквы.Проверить написание слов.

Шка чашка, вышка

Шка клюшка, …

Шка катушка, …

Шка покрышка, …

Жка ножка, …

Жка стёжка, …

Жка стрижка, …

Жка сыроежка, …

… … дка лодка, …

... ... … дка грядка, …

... ... … … дка селёдка, …

... ... ... … … дка тетрадка, …

… … тка ветка, …

... … … тка плитка, …

… ... ... … тка пилотка, …

... ... ... … … тка таблетка, …

... ... ... ... … … тка табуретка, …

Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Ры-ка мелка, да на вкус сла-ка.

Красна яго-ка, да на вкус горька.

Бро-ь да гла- ря-ком живут.

На мы-ку и ко-ка зверь.

Что из, ящика, морко-ка,

Хвост высовываешь свой?

Видно, хочешь стать, плуто-ка,

Носом бабы снеговой?

Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

Под ле-ком, ле-ком стоит ча­шечка с ме-ком. (Яйцо.)

Вот угадай-ка,

Чей пух на фуфайки,

на ша-ки, перча-ки

Идёт вам, ребя-ки? (Кролика.)

Я стою на но-ке толстой,

Я стою на но-ке гла-кой,

Под коричневою ша-кой

С бархатной подкла-кой. (Белый гриб.)

Заглянуло к нам в око-ко

Солны-ко на тонкой но-ке. (Подсолнух.)



Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гла-ко,

А откусишь - сла-ко. (Яблоко.)

Огурцы на нашей гря-ке

Целый день играют в пря-ки.

Мы с ведёрками пришли

И огурчики нашли.

Задание. Назови проверочное слово для прояснения сомнительного согласного звука.

Логопед. Лёд. Учащиеся. Ледок.(д)

Суп, залп, рябь, краб, глуп, зуб, сугроб, ястреб, прорубь.

Сад, завод, град, мёд, огород, пилот, труд, крот, дрозд, гвоздь, невод, народ, пот, вылет.

Шалаш, рожь, малыш, ландыш, стриж, ёрш, выигрыш, брошь, нож, мышь, камыш, манеж.

Мороз, пояс, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус, занос, автобус, обоз, газ, вкус, заказ.

Морковь, шкаф, кровь, обувь, бровь, клюв, обрыв, вежлив, кузов, взрыв, посев, шарф.

Утюг, стук, сапог, овраг, замок, флаг, берег, мак, шаг, друг, плуг, фартук, поток.

Задание. Вставить пропущенную букву.Проверить написание слов.

з-б с- -г м-д с- -д

л-в д- -г р-з в- -г

с-д Г- -б г-д г- -з

Задание. Вставить пропущенные буквы в пословицах, поговорках и загадках.

Кто любит тру-, того люди чтут.

На языке ме-, а под языком ле-.

В мае дож-ь, будет ро-ь.

Пей, ешь, а правду ре-ь.

Спасибо, моро-, что снегу нанё-.

Како- корень, тако- и пло-.

Плывё- парохо- то вза-, то вперё-. (Утюг.)

Без ру-, без но-, а рисовать умеет. (Мороз.)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак», червякам вра-. (Грач.)

Летом сне-!

Просто смех.

Сне- по городу летает.

Почему же он не тает? (Пух тополей.)

Без досок, без топоров

Через речку мост гото-. (Лед.)

Сидит де-, в шубу оде-.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Луг - лук, пруд - прут, плод - плот, груздь - грусть, мо­лод - молот, лёд - лёт.

Задание. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки: в одну-слова с буквойш, в другую-с ж .

Ча-ка, ло-ка, пу-ка, кры-ка, кни-ка, ко-ка, клю-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, мо-ка, пря-ка, теле-ка, обло-ка, по-кры-ка.

Задание. Записать под диктовку в две колонки слова, в которых:

а) в середине слова пишется глухой согласный; б) в середине слова пи­шется звонкий согласный.

Образец: плоский резкий

клюшка обложка

Коляска, лапти, повязка, узкий, сопка, коробка, пробка, шкафчик, булавка, коровка, колоски, салазки, будка, сутки, лодка, мотки, поправка, кнопки.

ирина шаева
Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков

Консультация для родителей

«Профилактика нарушения письменной речи . Дефект оглушения звонких согласных звуков ».

г. Новокузнецк

МБДОУ «Детский сад №279»

Учитель –логопед : Шаева И. Н.

Причинами являются недоразвитие фонематического слуха (способность человека к анализу и синтезу речевых звуков , т. е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка , недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект оглушения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи , что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Более всего дефекты глухости проявляются при произнесении парных звуков . Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных , т. е. дефект звонкости . Оглушение звонких согласных звуков : согласные Б , В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа,шелесо,и. т. д.)

Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок» , «щук» вместо замок, жук; «терево» , «куси» ,

«пулка» вместо дерево, гуси, булка)

Подготовительные упражнения при коррекции оглушения звонких согласных звуков :

Поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе.

Сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков , как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

Как говорилось выше, причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма . Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение , звуковой анализ речи . Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь в этом? Конечно же, играючи!

«Живая азбука»

Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребенком на столе изображением вверх : Ж - Ш, Б – П,В-Ф,Г-К, Д-Т, З-С. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игрока выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов,можно переходить к усложненному варианту : отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук .

«Перевозим грузы»

В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин.

«Путаница»

Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить.Например :

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному, не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, памяти и воображения.

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука [Л’] со стечением согласных звуков Цели: автоматизация звука Ль со стечением согласных звуками в слогах, словах, фразах, предложениях, формирование грамматического строя,.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики - пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

Конспект занятия по ЛФК. Профилактика и нарушения плоскостопия «Ножки топают по дорожке» Конспект занятия по ЛФК профилактика и нарушения плоскостопия " Ножки топают по дорожке". Инструктор по физической культуре: ЧДОУ "Детский.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...