Что ответить если тебе сказали просто. Учимся хамить красиво: как правильно и красиво нахамить

Фрагмент книги Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012

Сколько можно мириться с грубостью? В транспорте, на работе, в гостях, дома, в сети, на улице - где угодно! Сколько можно исполнять роль жертвы? Терпеливо перенося любые неудобства, любые проявления хамства. Известный психотерапевт и мужественный человек, Дмитрий Ковпак решил, что с него хватит! Читайте его захватывающие истории и профессиональные советы по борьбе с грубостью и цинизмом. Доктор Ковпак готов изменять окружающий мир, не прогибаясь под него! А вы?

Основные стратегии преодоления грубости

Эффективное противодействие

Очевидно, существует три подхода в отношениях между людьми. Первый - считаться только с собой и подавлять других... Второй - всегда и во всем уступать другим... Третий подход - иметь в виду свои интересы, не пренебрегая интересами других.

Только мертвого невозможно задеть за живое. Каждый из нас попадал в ситуации, когда был уязвлен или психологически травмирован. Естественным образом возникает желание наказать или проучить обидчика либо свести к минимуму урон для реноме и оценок окружающих.

Что конкретно делать? Терпеть или ответить? Чем все это обернется? И целый сонм других вопросов неотступно крутятся в голове. Это случилось не впервые и не только с вами. Как на это отвечали раньше люди, уже столкнувшиеся с подобной проблемой?

Когда то Конфуцию задали вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?» На что он ответил: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью».

Бесспорно, если вы регулярно позволяете себя обижать, это может войти в привычку у ваших обидчиков. Желание сделать замечание или даже сорваться на вас у грубияна наступает раньше, чем возникает для этого повод.

Если вы будете помогать неуравновешенным людям, регулярно предоставляя им площадку для выплеска своего раздражения, эта тактика у них станет срабатывать автоматически. Им больше не надо будет гадать, кто же во всем виноват.

Так, перепутав терпение и благоразумие со страхом и ленью, вы можете превратиться в местного козла отпущения.

Человек в реальности не так миролюбив, как он это декларирует и даже как сам о себе думает. Поэтому ждать от ваших обидчиков, что они самостоятельно прозреют, признают ошибки и учиняемую несправедливость, может оказаться слишком трудоемкой и дорогостоящей стратегией. Помогите им осознать, что не на того нарвались.

Но отвечайте не на содержание речи противника, а на сам факт его вмешательства не в свое дело.

Есть ли победители в схватке с грубиянами, вопрос спорный и даже риторический. Однако если уж вы решились на единоборство, то вам не помешают некоторые навыки, технологии и полезная информация.

Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков:

  • оперативность поиска и воспроизведения информации;
  • остроумие, ироничность;
  • находчивость, хитрость, предприимчивость;
  • умение использовать логику и последовательное аргументирование;
  • мастерство риторики;
  • стрессоустойчивость и терпимость (толерантность);
  • помехоустойчивость.

Весьма часто люди, отстаивая свои интересы, ведут себя грубо и бесцеремонно, смешивая понятия агрессивного, пассивно-неуверенного и уверенного поведения. Различие в этих способах поведения заключается в том, что, действуя уверенно, человек не оскорбляет и не подавляет других, уважая права людей в той же мере, что и свои собственные.

Люди, умеющие должным образом постоять за себя, в значительно меньшей степени подвержены стрессовым состояниям в сложных жизненных ситуациях и чаще испытывают чувства удовлетворенности собой и самоуважения.

Люди, действующие в агрессивной манере, в действительности испытывают чувства вины, неполноценности или неуверенности в себе и своим агрессивным поведением пытаются маскировать эти подспудные переживания.

Ключ к уверенному поведению - это закрепление в регулярной практике новой модели отношения и поведения.

Запомните: то, что вы скажете грубияну, гораздо менее важно, чем то, как вы это скажете.

Чтобы успешно ставить на место хамов и агрессоров в любой ситуации, прежде всего надо четко осознать право на неприкосновенность своей личности и личной жизни.

Проявление грубости - это, в первую очередь, свидетельство отсутствия у человека достойных аргументов.

«Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ», - сказал Прометей раз гневавшемуся Юпитеру, который готов был бросить в него молнию, не найдя другого ответа.

Самый малоэффективный вариант реагирования на хама - эмоционально завестись и закричать в ответ всякие глупости. Таким образом вы становитесь братом-близнецом этого невоспитанного типа и скатываетесь до его уровня. А главное, ваши эмоции покажут, что его стрелы достигли цели и уязвили вас.

Но порой и это помогает сбросить напряжение. Цена такого сбрасывания варьирует в зависимости от ситуации и присутствующего в этот момент окружения, а также отсроченных последствий. Порой она непомерно высока.

Гораздо лучше помогает прием выплеска отрицательных эмоций в воду. Особенно когда ситуация уже в прошлом, а «махать кулаками» все еще хочется.

Откройте кран и просто прокричите все, что накипело, в струю воды. Заодно умойтесь прохладной водой и идите получать положительные эмоции. Конфликт исчерпан. Вы оказались умнее!

Представьте себе такую ситуацию: вас здорово разозлил начальник, жестко и грубо отчитавший вас за ситуацию, к которой вы на самом деле не имели никакого отношения. После его ухода вы ударяете кулаком по столу, ломаете два карандаша, ручку и превращаете целую стопку бумаг в бесформенную массу. Уменьшат ли эти действия ваш гнев? И избавят ли они вас от склонности в будущем сердиться на руководителя в подобных ситуациях?

Согласно хорошо известной теории катарсиса (очищения), ответ в обоих случаях будет положительным. Когда рассерженный человек выпускает пар посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых, уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Эти предположения восходят еще к трудам Аристотеля, считавшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими другими, в частности З. Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других.

Признавая реальность такого «очищения», Фрейд впоследствии был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его влияние малоэффективно и недолговечно. И действительно, просмотр фильмов или телевизионных программ со сценами насилия не приводит к снижению уровня агрессии - напротив, подобный опыт скорее усилит интенсивность агрессивных проявлений в будущем.

Уровень агрессии не уменьшается, если человек вымещает свой гнев на неодушевленных предметах.

Вспомните, как у нас любят пересказывать мифы о подвалах японских корпораций, где якобы сотрудники молотят чучела своих боссов и потом спокойные и довольные идут на рабочее место. Если предоставить людям возможность отдубасить надувные игрушки, закидать дротиками изображения ненавистных врагов или разнести вдребезги какие-нибудь предметы, совершенно не обязательно, что сила их стремления совершить агрессивные поступки по отношению к досаждающим им лицам уменьшится.

Уровень агрессии не уменьшается также и после серии вербальных атак - напротив, полученные данные свидетельствуют о том, что такие действия на самом деле усиливают агрессию оппонента.

Английский писатель Джон Рескин сказал: «Кроткий ответ удаляет злобу».

Это тоже определенная техника. Только она требует достаточной закалки и выдержки. Чтобы хватило терпения на злые оскорбления реагировать вежливо и не выходить при этом из себя не только внешне, но и внутренне. Для этого потребуется развить в себе немалую самодисциплину.

В крайнем случае можно сказать спокойно-нейтральную описательную фразу, например: «Как вы грубо сейчас высказались. Мне не подходит общение в такой форме/таком тоне». Иногда это останавливает обидчика или сбивает его на время. В любом случае вы получите паузу и сможете с гордо поднятой головой ретироваться с места словесного боя.

Так вы устраните причину для последующих возвратов к ситуации в воспоминаниях, что происходит при проглоченной безответной обиде, с прокруткой «победоносных сценариев» в фантазии - виртуального «махания кулаками» после вербального боя.

Главное - это сохранение внутренней уверенности в себе.

Будет уместна мысленно сказанная самому себе фраза Ганди: «Они не способны отнять наше самоуважение, если мы сами не отдадим им его». А выводы, сделанные на основе житейского опыта, о том, что мы зачастую чувствуем себя лучше (то есть менее возбужденными или напряженными), ответив людям, выводившим нас из себя, действительно имеют под собой основания, как заявляют весьма серьезные исследователи агрессии.

Если вы располагаете временем, позвольте собеседнику без очевидной агрессии договорить до конца, выслушайте его внимательно, правильно и аналитически.

Внимательно слушать - значит воспринимать слова, которые произносятся, не слишком отвлекаться на попутные мысли. Правильно - подавать сигналы обратной связи, показывающие, что вы понимаете собеседника (например, с помощью кивка).Аналитически - ухватить суть высказывания, одновременно воспринимая информацию, зашифрованную между слов. Уметь слушать - это настоящее искусство.

Но бывают ситуации, когда собеседник резко негативно о вас отзывается или лжет. В такой щекотливой ситуации следует отказаться от данного правила. Спокойно прерывайте разговор в тот момент, когда вы заметили, что была сказана ложь: просто вежливо и корректно поправьте собеседника. Но, пожалуйста, будьте кратки.

Например, во время переговоров за круглым столом или выступления на трибуне нужно реагировать сразу же - если не словами, то отрицающим покачиванием головой или жестами.

На негативное высказывание вы можете отреагировать позже, если это произошло во время диалога, но если присутствуют третье лицо или зрители, они будут ждать вашей реакции. А отсутствие реакции означает согласие!

Не бойтесь при необходимости нарушать правила и стереотипы. Умный человек выбирает тактику в зависимости от ситуации.

Техника вопроса - это королева диалектики. «Кто спрашивает, тот и управляет!» - так в виде лозунга сформулировано одно из ведущих правил искусства ведения беседы.

Вопросы часто являются инструментами давления для того, чтобы требовать информацию, углублять тему разговора, мотивировать собеседников или переводить беседу с материальной или технической плоскости в эмоциональную. Они служат также для того, чтобы требовать объяснения, настаивать на справедливости, взбадривать участников беседы или внушать им что-то, требовать приведения фактов или конкретизировать высказывания собеседника.

Поэтому помните о тактике задавания вопросов. Ими вы можете остановить агрессора и хама. Не бойтесь отвечать вопросом на вопрос. Это тоже сильный инструмент.

Клиент спрашивает:

  • А почему все риелторы отвечают вопросом на вопрос? Ответ риелтора:
  • А вы сами как думаете?

Если кто-либо указывает вам, как нужно поступать, делает некорректные замечания, пытается проверять ваши знания в какой-либо области или давать вам оценки, о которых вы не просили, можно дать отпор одним из следующих способов, описываемых В. Петровой.

Начальный, самый мягкий и вежливый прием самозащиты можно обозначить как «психологический заслон». Своими вежливыми и конкретными замечаниями мы можем отграничить наше личное пространство, недвусмысленно давая понять собеседнику, что он посягает на чужую территорию. Как правило, уже после первого этапа самозащиты большая часть агрессоров отступает.

Чаще всего этот метод применяется, когда незнакомые или малознакомые люди высказывают свои соображения, комментарии или дают нам советы, о которых мы не просили.

Вот примеры подобных ответов:

  • Спасибо за ваше внимание, вам не стоит об этом беспокоиться.
  • Пожалуйста, не беспокойтесь из-за наших дел, мы сможем разобраться сами.
  • Пожалуйста, не стоит уделять столько внимания...
  • Прошу вас, не утруждайте себя…
  • Простите, но разве это ваше дело? Не говорите: «Не ваше дело» - это звучит куда более грубо, а также избегайте формулировки «Это мое дело», поскольку она привлекает внимание к вашей персоне (переводит центр внимания окружающих на вашу персону), а не к поведению вашего оппонента.
  • Возможен вариант - напомнить нападающему о том, что судить имеет право только суд или Господь Бог и у агрессора нет никакого права давать другим людям оценки. Сила воздействия этих слов заключается в том, что каждый человек подспудно понимает, что сам он не идеален и не имеет морального права указывать окружающим. Любого критика и хама можно высмеять за присвоение им роли судьи: «А судьи кто?»
  • «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?» - такие ответы формализованны, но это помогает поддержать собственную уверенность ассоциацией с силой бюрократии и сбивают с толку разнузданных хамов, чаще оперирующих просторечием. Агрессивность такого ответа значительно приглушена, и его можно применять даже в разговорах с начальством в случае сильного давления.
  • «Это уж пусть Бог рассудит. Или вы хотите возложить на себя его функции?» Неважно, к кому вы обращаетесь - к атеисту или к религиозному фанатику, все равно сработает. Переадресация «к Богу» - эффективный прием, поскольку каждый понимает, что, давая оценку другому человеку, он явно превышает свои полномочия.

Необходимо различать грубость и объективную критику.

Всем людям свойственно ошибаться, и вам тоже. Если вас раскритиковали по делу (например, в своей точке зрения вы не учли какой-то факт, что-то не заметили, допустили какую-либо ошибку или оплошность) - поблагодарите критика, например, словами: «Да, действительно, я не учла/учел этого факта. Спасибо, буду иметь в виду», «Спасибо, я этого как раз не заметил», «Я подумаю, спасибо за замечание/информацию».

Целый ряд техник отпора грубиянам построен на принципе переводе внимания с вашей личности на личность нападающего.

Примером может служить фраза одного из персонажей фильма «Кин-дза-дза»: «Вам кто-то сказал, что вы умная, или вы сами так решили?»

Еще одним вариантом переключения внимания на личность грубияна является описание его действий. Любое действие собеседника можно представить в виде картины, только написанной не красками, а вашими словами.

Человек, который ведет себя недостойно, как правило, не отдает себе отчета в том, что неприглядность его поведения и мотивы, которые заставляют его поступать таким образом, прекрасно видны окружающим, или просто вытесняет понимание этого. Как это ни странно, агрессору кажется, что люди воспринимают только его слова, но его самого не видят (не оценивают). Поэтому, чтобы смутить противника, следует описать его поведение в виде наглядной картины, например: «Вы сами слышите, что говорите?» или «Вы понимаете, как сейчас выглядите?»

Людей, которые любят говорить за других, в частности вещать с позиции «высших ценностей», «норм морали и нравственности», тоже можно поставить на место.

Следует спросить у человека, который, например, обвинил вас, кому конкретно был нанесен вред вашими действиями. Если не ему лично, то вы не обязаны с ним разговаривать и тем более перед ним отчитываться. Отвечайте: «Об этом мы поговорим с тем человеком, интересы которого были затронуты, но не с вами».

Если же агрессор утверждает, что вы наносите ущерб сразу многим, скажите: «При желании вы имеете право обратиться в соответствующие инстанции» (например, к вашему начальству, в домоуправление, в милицию, в суд и т. п.). Но ни в коем случае не включайтесь в не нужный вам диспут. Не оправдывайтесь, не отчитывайтесь перед человеком, не являющимся должностным лицом, в чьи обязанности действительно входит правовая оценка ваших действий.

Разговаривать с людьми, настаивающими на том, что вы наносите вред каким-то третьим лицам, не стоит, даже если вы располагаете неопровержимыми доказательствами собственной невиновности. Приберегите эти доказательства на тот случай, если в дело вмешаются уполномоченные лица, перед которыми вы действительно обязаны отчитаться.

Сам факт того, что вы начали оправдываться перед посторонним человеком, свидетельствует о том, что у вас снижена уверенность в себе, у вас легко вызвать чувство вины и вы слишком много «должны» окружающим.

Каким бы самоуверенным и наглым ни казался вам хам, помните, что на свете существуют люди, с которыми он боится разговаривать так, как с вами.

Также грубиян не осмелился бы вести себя подобным образом, если бы ситуацию видели люди, которых он боится или мнением которых дорожит. Можно апеллировать к ним: «Почему бы вам не повторить то же самое такому-то (назвать имя начальника этого человека, родственника, которого он уважает или боится, и т. п.)?», «Ты ведь на работе так не разговариваешь!»

Еще одним вариантом является ссылка на виртуальных свидетелей: «Как вы полагаете, как поступил бы на вашем месте воспитанный человек?» (можно назвать имя конкретного человека, которого агрессор уважает), «Как вы полагаете, почему другие люди так не делают?»

Если недостойно ведет себя человек, который находится при исполнении служебных обязанностей, можно прокомментировать его поведение пожеланием, чтобы его слова услышал человек, которого чтят представители этой профессии.

Как-то раз учитель обозвал ученика бранным словом. Тот не растерялся и сказал: «Да услышат вас Макаренко и Сухомлинский».

Весьма эффективен так называемый метод Милтона Эриксона (известного гипнопсихотерапевта), который использовал метафоры и рассказы, в которых заключался намек или пример поведения человека, которому предназначалась история.

Метафора представляет собой вид косвенного внушения. Это слово состоит из двух греческих корней: мета - «через» и форе - «переносить». То есть метафора - это средство переноса. Что же переносит метафора? Она переносит смыслы, минуя сознательные контроли и барьеры.

Например, вот история о том, что не все является грубостью, каковой кажется на первый взгляд.

Однажды странник остановил прогуливающегося старца, чтобы узнать, далеко ли еще до города.

Ступай, - односложно ответил тот. Озадаченный странник продолжил путь, размышляя о грубости местных жителей. Но не прошел он и полусотни шагов, как услышал:

Постой! Старик стоял на дороге и кричал путнику:

До города тебе еще час пути.

Почему же ты не ответил сразу? - воскликнул странник.

Я должен был увидеть, каким шагом ты идешь, - пояснил старик.

Или история о поспешных выводах.

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По дороге он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах более стоять на ногах и держать меч.

И тогда из последних сил дракон спросил:

  • Рыцарь, а ты чего хотел-то?
  • Воды попить.
  • Ну так и пил бы...

А напоследок вспомните феерический фильм «Формула любви» и спокойную отповедь доктора проходимцу Калиостро с использованием наглядных примеров из жизни:

Да-да, - согласился Калиостро. - Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна для людей, носящих звание магистра... Начнем с самого детства. Родился я в Месопотамии, недалеко от слияния рек Тигр и Евфрат, две тысячи сто двадцать пять лет тому назад... - Калиостро оглядел собравшихся, как бы давая им возможность осознать услышанное. - Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?

Нет, не изумляет, - невозмутимо сказал доктор. - У нас писарь в уезде был, в пачпортах, где год рождения, одну цифирку только обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки.

© Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012
© Публикуется с разрешения издательства

Вы когда-нибудь попадали в такие ситуации, когда в словесной перепалке ваша репутация среди друзей могла измениться в зависимости от того, получится ли у вас быстро и остроумно ответить тому, кто вас оскорбил или решил перехитрить? И даже в менее серьезных ситуациях, разве вам никогда не хотелось прямо с ходу суметь найти остроумный ответ в чей-то адрес? Умение быстро находить остроумные ответы требует определенной врожденной предрасположенности, но его можно улучшить практикой и предварительной подготовкой. Также вам придется научиться уверенному и обдуманному поведению, если вы хотите провести тонкую грань между остроумием и грубостью.

Шаги

Развивайте свои навыки

    Практикуйтесь над умением давать остроумные ответы. Не каждый способен самостоятельно что-нибудь придумать, поэтому в крайнем случае искусство остроумных ответов может опираться на запоминание некоторых стандартных фраз. Не пытайтесь казаться остроумным человеком, если совсем не предрасположены к этому, так вы рискуете выставить себя глупо и впоследствии расстроиться, что ваша попытка того не стоила.

    • Запоминание и практика помогут вам выжать максимум из имеющихся у вас способностей и смогут обеспечить неплохую базу для того, чтобы свободно перекинуться парой словечек то там, то здесь. Однако, как и в случае с артистами из других областей, умельцы остроумных ответов обладают врожденным даром подкреплять свое естественное поведение дополнительной подготовкой.
  1. Работайте над умением слушать. Не существует универсальной формулы для быстрого развития остроумия, но в этом чрезвычайно хорошо помогает работа над умением слушать людей. Смотрите на собеседника, концентрируйтесь на его словах и подразумеваемом за ними смыслом. Самые остроумные реплики рождаются прямыми ответами на то, что вам сказали, а не вытаскиваются из мешка заготовленных фраз, которые в некотором роде подходят к сложившейся ситуации.

    Разбирайте прошлые ситуации. Попробуйте записать свою собственную версию разговора с человеком, в котором вам хотелось бы вести себя остроумнее. Замените опыт прошлой попытки общения на лучший сценарий развития ситуации и отталкивайтесь от этого, чтобы в будущих реальных ситуациях научиться направлять себя на более остроумный путь.

    • Тем не менее, помните, что лучшие ответные реплики рождаются сиюминутно и не являются более совершенным переложением фраз из прошлого опыта. Пользуйтесь данным приемом для поиска вдохновения и получения практики, а не в качестве способа пополнения запаса заготовленных ответов.
  2. Быстро парируйте любые оскорбления в свой адрес. Если вы будете задумываться над оскорблением, то запнетесь на нем, приняв его близко к сердцу. Вместо этого сконцентрируйтесь не на самом оскорблении, а на быстром ответе на него.

    • Секрет остроумных ответов кроется в их скорости. Не анализируйте сложные последствия того, что было сказано, относитесь к словесной перепалке как к игре, которой она и является, где оскорбление – лишь челнок, который необходимо запустить в обратную сторону.
    • Например, если кто-то завершил свое оскорбление фразой "и ты тоже замарался", не стоит размышлять о личных гигиенических процедурах, придумывая ответ. Сконцентрируйтесь только на словах и парируйте их фразой примерно такого содержания: "Да, но, по крайней мере, моя внешняя грязь отмоется, в отличие от той, которая у тебя внутри".
  3. Будьте готовы и охотно используйте возможность придраться к словам собеседника. Включитесь в перепалку и насладитесь атмосферой конфронтации, вместо того чтобы опасаться ее и пытаться погасить. Смотрите на конфронтацию как на приглашение к игре, а не как на основание почувствовать себя оскорбленным. Если вы просто не в состоянии смотреть на вещи с такого ракурса, возможно, вам будет лучше отказаться от попыток подбора остроумных ответов в пользу какого-нибудь другого подхода.

    • Не упускайте возможность подчеркнуть любые противоречия в словах собеседника, когда он пытается блеснуть своим остроумием. Этот шаг обычно заметно снижает значимость оскорбления в глазах самого обидчика.
    • Однако не стоит придираться дольше, чем нужно. Если вы углубитесь в долгий мудреный ответ, вас могут прервать очередным язвительным замечанием, и ваши слова уже будут не к месту.
    • Например, если вас оскорбили фразой о том, что вы не стоите потраченного на вас времени, ответьте: "О, я рад слышать, что в течение последних пяти минут вы отнюдь не пытались меня оскорбить".
  4. Используйте сарказм , если сможете качественно его применить. Сарказм уместен в том случае, когда он применяется с умом и без злоупотребления. Если кто-нибудь пытается оскорбить вас абсурдным комментарием, спокойно и в саркастичной манере можно потянуть фразу: "О, этому есть разумное объяснение..." Здесь также будет уместна краткость, саркастичный но затянутый монолог уже не будет иметь должного эффекта.

    Не углубляйтесь в лишние подробности. Большинство известных примеров остроумных ответов настолько кратки и благозвучны, что ставят собой отличную завершающую точку в разговоре. В большинстве случаев вашей остроумной ремарки должно быть достаточно для того, чтобы окончить разговор здесь и сейчас. Продолжение обсуждения, споров и подливание масла в огонь только ослабит эффект ваших слов.

    • Вам решать, сменить ли тему, просто уйти, чтобы закончить разговор с этим человеком в следующий раз, или притвориться, что вы его больше не замечаете. Главное – взять верх, прежде чем вы сделаете что-либо такое.
    • Не следует уходить на полуслове оскорбительной фразы, так как этим вы продемонстрируете, что не в силах вынести такого отношения. Однако при необходимости можно постоять за себя, бросив следующую фразу: "Я вернусь, когда твоя истерика закончится, чтобы мы могли вернуться к обмену "любезностями"". Эта фраза призывает оппонента к более подобающему поведению и дает вам с достоинством выйти из ситуации.
  5. Прежде всего сохраняйте спокойствие. Не давайте волю гневу и даже малейшему раздражению. Помните, что оскорбления оппонента не стоят вашего времени и гнева. Отгородитесь от личной неприязни к человеку и объективно сфокусируйтесь на том, что вам говорят. Сконцентрируйтесь на остроумном ответе, который сможете дать, и произнесите его, сохраняя спокойствие.

    • Думайте о ситуации как о противодействии нападающему игроку команды-противника в футболе. Не думайте о том, является ли он ничтожеством, а спокойно сконцентрируйтесь на мяче, чтобы отнять его и перейти в решающую в этом матче контратаку.
    • Практикуйте внешнее спокойствие перед зеркалом даже в тех ситуациях, когда вы возбуждены или ошеломлены. Даже если изнутри вас раздирает гнев, снаружи вы должны быть спокойны, напоминайте об этом самому себе и ваши мысли сами направятся в это русло.
  6. Не пытайтесь острить, если не готовы к этому. Пока вы все еще работаете над развитием навыков острого слова, старайтесь придерживаться тактичности и дипломатии в общении. Если у вас так и не получится научиться применять остроты на практике, по крайней мере люди не узнают о ваших отчаянных попытках и просто будут считать вас вежливым человеком!

    Ищите вдохновение

    1. Учитесь у мастеров. При том, что неоспоримо лучшие остроумные ответы полностью оригинальны, через изучение истории наиболее известных острот и шуток можно получить немало хороших идей. Потратьте время на составление коллекции эффективных остроумных ответов. В конце концов, разовьются и ваши собственные навыки, и вы лучше научитесь острить безо всякой подготовки.

    2. Ищите для себя примеры в сети. Для активного интернет-серфера будет доступно бесчисленное количество различных острот. В самом деле, существуют даже целые сайты, специально посвященные остротам и дающие один пример за другим (некоторые из них хороши, некоторые не очень). Составьте для себя список любимых острот и выучите их наизусть. По меньшей мере, они могут оказаться полезными, когда вы не сумеете подобрать других слов! Ниже дано несколько возможных примеров.

      • "Спасибо, что подтвердили мою точку зрения".
      • "Свет распространяется быстрее звука, вот почему вы выглядели так ярко до того, как заговорили".
      • Обопритесь на что-нибудь, прикройте глаза и выждите несколько секунд, а затем внезапно откройте глаза и скажите: "О! Извините! Вы говорили что-то важное? Мне кажется, я задремал".
      • "О, у нас так много общего!" – используйте эту фразу в случае оскорблений в адрес вашего веса, внешности, сообразительности и так далее.
      • "Извините, я не расслышал. Не могли бы вы повторить?" – оскорбление никогда не бывает столь же эффективным, когда его повторяют во второй раз.
      • "Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала!" – фраза уже “достаточно потертая”, но все еще может быть использована в тех случаях, когда у вас не останется никаких других идей.
      • Если кто-то постоянно повторяет одно и то же оскорбление, ответьте так: "Все еще цепляешься за старую идею? Попробуй придумать что-нибудь более… оригинальное". Затем улыбнитесь и просто уйдите.
    3. Собирая примеры остроумных фраз, не забывайте о контексте, в котором они применялись. Острая фраза может ударить точно в цель в одной ситуации и далеко промахнуться в другой. Читайте и собирайте потенциально обидные или оскорбительные остроты, но не думайте, что они будут применимы к любому человеку или к любой похожей ситуации.

      • Например, фраза "когда будешь говорить в следующий раз, пользуйся настоящими словами" вполне безобидна во многих ситуациях, но для некоторых людей и она может оказаться болезненной. Остроумный ответ должен немного “кусаться”, но не должен оставлять после себя длительный неприятный осадок.
      • Либо можно привести в пример еще одну фразу: "Я не пошевелю и пальцем, чтобы уничтожить тебя, как не пошевелил бы им, если бы ты уже погибал". Это может подействовать на кого-то, кто хорошо вас знает, и может доставить вам неприятности. Даже смутные шутки о насилии многими воспринимаются серьезно.
    4. Позвольте словам оппонента говорить самим за себя. Порой даже нет никакой нужды в подборе остроумного ответа. Если человек продолжает говорить что-то нелепое, оскорбительное, бессмысленное или безосновательное, позвольте ему закончить и просто сделайте пренебрежительный жест, чтобы выразить свое неодобрение или неприязнь. Окружающие, скорее всего, увидят, что ваш оппонент не способен контролировать свой темперамент , и его уколы и истерики не нуждаются в ответных остротах.

      • Научитесь приподнимать бровь, ухмыляться , закатывать глаза и использовать некоторые другие жесты для выражения отсутствия впечатления.
      • Зевните и нетерпеливо взгляните на часы.
      • И еще один вариант (по правде говоря, немного детский): в точности повторите сказанное, но смешным голосом. Чтобы не показаться ребенком из ясельной группы, можно попробовать сначала попрактиковаться вместе с другом, который согласится вам помочь.

    Используйте свое остроумие разумно

    1. Отвечайте оппоненту в сдержанной, невозмутимой и уверенной манере. Несмотря на всю важность содержимого вашей острой фразы, также важен и стиль ее преподнесения. Избегайте высокомерного или превосходительного тона голоса. Также старайтесь не показаться обиженным или оскорбленным, как будто бы ваша острота была рождена пламенем ответного гнева.

      • Произносите свой ответ четко, быстро и уверенно . Пусть в ваших глазах и в тоне голоса проскользнет легкая улыбка, так как вам необходимо сделать упор на смешную, юмористическую сторону ситуации, чтобы фраза оказалась успешной.
    2. Избегайте нецензурной брани (или сведите ее к минимуму). Брань обычно нельзя отнести к остротам, а, скорее, к внутреннему взрыву эмоций. С ней вам может стать легче, так как вы снимете напряжение , но большинству окружающих вы покажетесь незрелым человеком . Это также не будет способствовать вашей цели побить доводы или заявления оппонента.

      • Однако брань собеседника однозначно может быть избрана в качестве мишени для вашей остроты, чтобы выдать монотонным тоном кусающийся комментарий: "О, ты уже научился ругаться матом? Как по-взрослому!" – и поставить на этом точку.
    3. Смягчите обзывательства. Обзывательства близко связаны с бранью и просто заставляют вас выглядеть завистливым, потерянным или чрезмерно эмоциональным человеком. Также обзывательства могут быть восприняты как выход для вашего гнева и фрустрации, но все это идет на руку оппоненту, что уже не так остроумно с вашей стороны.

      • Если вы вынуждены кого-то обозвать, сделайте акцент не на этом, а на доводах этого человека. Например, вместо того чтобы просто обозвать человека идиотом, скажите: "У тебя очень странный взгляд на вещи". Либо вместо того чтобы назвать человека невежей, попробуйте сказать: "Ну, теперь я совершенно уверен в твоем невежестве".
    4. Воздержитесь от снобизма . Острота, которая будет говорить о вашем превосходстве или более высоком статусе, обязательно выйдет боком, так как даст основание оппоненту зацепиться за то, что "вы считаете себя лучше" и так далее. Вступив в подобную перепалку, вы очень быстро потеряете контроль над спиралью ее развития.

      • Включите между строк фразу "о, я понял, в чем твоя проблема, я сталкивался с таким в школе/детском саду", это может несколько смягчить атмосферу снобизма, в зависимости от конкретного контекста и ее подачи.
      • Очень трудно провести четкую грань между снобизмом и остроумием, но ключом к успеху служит контроль над собственным чувством юмора и умение осознавать банальность отдельных ситуаций.
    5. Проявляйте тактичность к тем, что принимает все слишком близко к сердцу. Конечно, такие люди не должны строить из себя жертву, как будто-то целый мир рассыпался на части, когда вы решили их подколоть. Но со своей стороны вам необходимо воспринимать людей такими, какие они есть. В некоторых случаях просто нечестно, жестоко и немилосердно провоцировать остротами заведомо слабого оппонента.

      • Возможно, вам захочется преподать такому человеку урок. Но, по крайней мере, постарайтесь учесть возможные последствия от словесного уничижения оппонента, который, вероятно, расстроится и разразится в ваш адрес бранью или гневом.
      • С другой стороны, если вы имеете дело с совершенно неадекватными людьми, возможно, будет полезно преподать им урок без оглядки на их слабую подкованность.
    6. Не держите в себе обиду . Знайте, что отталкивание человека в словесной перепалке лишает вас той ценности, которую вы имеете в его глазах. Не делайте этого слишком часто, так как ваши слова ранят и отчуждают, старайтесь предварительно убедиться в том, что они действительно необходимы. Как бы то ни было, что сделано, то сделано, и если вы хотите заново начать общаться с тем, кого когда-то поставили на место, сделайте первый шаг, чтобы предложить оливковую ветвь мира и дать человеку понять, что вы не держите на него обиды.

      • Скажите что-нибудь такое: "Мне на самом деле понравилось, как в тот раз тебе удалось забить мяч в мои ворота, но мне не понравилось твое стремление продолжить эту игру. У меня не было выбора и я вынужден был осадить тебя. Надеюсь, ты простишь меня за прямолинейность".
      • по отношению как к себе, так и к оппоненту.
  • Не нужно внешне показывать, что вы активно пытаетесь родить что-то умное в ответ оппоненту. Это будет ему только на руку, особенно если ему не приходится лезть за словом в карман.
  • Если вы оскорбили кого-то до потери дара речи или вынудили взять большую паузу для размышлений, ухмыльнитесь, произнесите вслух фразу "я так и думал" или что-нибудь подобное и уйдите.
  • При поиске острот онлайн используйте такие поисковые запросы, как "остроумные ответы", "умные остроты", "остроумные высказывания", "применение острот", "обидные шутки" и так далее. Знайте, что на некоторых сайтах будут как "чистые", так и грубые варианты острот.
  • Преподносите себя как невозмутимую и незаинтересованную сторону – это ключ к успеху многих острот. Улыбкой, пренебрежительными жестами и сохранением спокойного тона голоса демонстрируйте, что оскорбление вас не задело, и все время думайте об отражении натиска оппонента, а не о том, чтобы его спровоцировать. В этом вам поможет мысленное повторение фразы: "Делай вид, что тебе скучно и совершенно безразлично!"
  • Если вам ответят фразой "оставь меня в покое" или "заткнись", вы выиграли. Просто ухмыльнитесь в ответ и скажите примерно так: "Я знал, что ты когда-нибудь сдашься". Или так: "Больше не в силах этого вынести? Хорошо-хорошо, с тебя достаточно".
  • Если в словесной перепалке оказались упомянуты другие люди, напомните оппоненту, что дело касается только вас двоих, а не кого-то еще.
  • Не повторяйтесь в своих ответах, используйте лучшие из них только один раз, а потом подыскивайте другие.
  • Ваш ответ может полностью прекратить любую перепалку. Воспользуйтесь указанными выше принципами, чтобы срубить на корню любые препирательства, еще до их начала.
  • Если с остротами ничего не получается, постарайтесь рассмеяться. Внешняя невозмутимость одержит победу над оскорблением и сама по себе станет опорной точкой вашего ответа.
  • Тем, кому все это не дается с врожденной легкостью, необходимо научиться изображать улыбку на лице и притворяться, что фразы оппонента вас не волнуют. Это еще один способ отразить нападки и почувствовать себя лучше.

Предупреждения

  • Ни при каких обстоятельствах не используйте ребяческие виды оскорблений вида "кто как обзывается, тот сам так называется" или "я уж получше тебя буду". Это совсем не оригинально и лишь показывает ваши безуспешные попытки подыскать хороший ответ. Последнее оскорбление также подразумевает демонстрацию вашего превосходства, чем нарушает правило, что не нужно активно нажимать на эту тему.
  • Не затрагивайте оскорблениями матерей, отцов, братьев, сестер и даже двоюродных бабушек, если только не отвечаете на подобное оскорбление в свой адрес или не хотите его получить.
  • Фраза "оставь меня в покое" несет в себе отчаянную попытку отвязаться от человека. Она отнюдь не является остроумным ответом на приставания. Произнесете ее, и сразу откроется огромный простор для других нападок в ваш адрес. Лучше промолчать, чем произнести эту жалкую отчаянную фразу.
  • Со слишком большим количеством ответов на придирки вы можете показаться глупым и похожим на попугая. Запомните, что ваш ответ должен быть кратким и четким, после него необходимо прекратить перепалку.
  • Запомните, что если не соблюдать осторожность, оскорбление в чей-то адрес может превратиться в клевету. Будьте особенно внимательны к этому, если устраиваете свой "рыцарский поединок" там, где все ваши слова записываются, например, в чате, в комментариях к блогу и электронных письмах.

Это одно из первых желаний, возникающих после оскорбления. Но ответный выпад уместен, только если он:

  • остроумный;
  • происходит в кругу родных или друзей;
  • скорее разряжает обстановку, чем усугубляет конфликт.

Во всех остальных случаях, даже если вы считаете себя остряком похлеще Оскара Уайльда, отвечать оскорблением на оскорбление - не лучший выход. Так вы опускаетесь до уровня хама-оппонента и даёте понять, что его слова задели вас, то есть в них может быть доля правды.

2. Пошутить

Разница между остроумным оскорблением и шутливым ответом в том, что во втором случае вы высмеиваете саму ситуацию. Преимущества этой стратегии очевидны: оскорбление теряет свою токсичность, напряжение , а аудитория (если она есть) принимает вашу сторону.

В этом случае также можно занять псевдосамоуничижительную позицию. Так вы собьёте оппонента с толку и замаскируете сарказм.

Пример 1: Коллега говорит, что вы подготовили уродливую презентацию.

Ответ: «Пожалуй, ты прав. В следующий раз не буду просить помощи у своего пятилетнего сына».

Пример 2: Малознакомый человек обзывает вас.

Ответ: «Спасибо, это очень ценная информация. Вы открыли мне глаза на мои недостатки. Будет о чём поразмыслить за обедом».

3. Принять

В некоторых случаях проанализировать слова, которые кажутся вам оскорбительными, действительно стоит. Особенно если они исходят от близких и уважаемых вами людей. В этом случае воспринимайте их реплики не как оскорбление, а как критику, которая может сделать вас лучше.

Нелишним будет подумать о мотивах людей, выяснить, что именно заставило их использовать резкие выражения. Возможно, это бурная реакция на ваше далеко не ангельское поведение.

4. Ответить на намерение, а не на слова

У любого оскорбления всегда есть скрытая цель. Сделайте тайное явным: обозначьте её.

Например, в ответ на грубые слова скажите: «Ух ты! Между нами произошло что-то действительно серьёзное, раз вы решили сделать мне больно».

Так, с одной стороны, вы сможете выбить оппонента из колеи, а с другой - выяснить причину его негативного настроя.

5. Сохранить спокойствие

Если оскорбление исходит не от близкого человека, а от коллеги, знакомого или даже незнакомца, никогда не показывайте, что слова вас задели. Скорее всего, за ними кроется неуверенность, недовольство собственной жизнью и желание просто отыграться на вас. Не позволяйте трюку сработать, реагируйте спокойно и с улыбкой.

При необходимости продолжайте гнуть свою линию: спрашивайте, что же именно вызвало у человека такую реакцию, не обращая внимания на его слова.

6. Игнорировать

Часто лучший ответ - это его отсутствие. Если речь идёт об интернет-троллях, можно просто не отвечать на их комментарии или отправить хамов в . Ну а «в режиме офлайн» всегда можно пропустить оскорбление мимо ушей или уйти. Вы имеете на это полное право.

Пример из древнеримской истории… Однажды в общественных банях некто ударил политика Катона. Когда обидчик пришёл извиняться, Катон ответил: «Я не помню удара».

Эту фразу можно истолковать так: «Вы настолько незначительны, что я не только не забочусь о ваших извинениях, но даже не заметил самого оскорбления».

7. Использовать закон

Вы можете привлечь обидчика к ответственности или хотя бы пригрозить ему этим. Наказание за оскорбление прописано в Кодексе об административных правонарушениях, а вот клевета находится уже в сфере действия уголовного права. В случае оскорблений со стороны начальника можно обратиться в отдел кадров.

Главное - помните: никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию. Но и вы должны отвечать людям тем же. Иначе любые рекомендации бессмысленны.

В жизни каждого человека случалось хоть раз выслушивать оскорбления. Умышленно или по неосторожности, но осквернены достоинство и честь! Оскорбление несет в себе всплеск негативных эмоций, вызванных различными факторами. Зная эти причины, можно грамотно ответить на оскорбление или правильно на него отреагировать. Людям свойственны различные проявления определенных эмоций, но не всегда такие проявления получается сдерживать. И тогда, в грубой форме, дается отрицательная оценка личности. Но если знать, как правильно отвечать на оскорбления, то пострадавшим окажется сам обидчик.


Почему люди переходят на оскорбления?
Прежде чем реагировать на оскорбления и начать отвечать на них, нужно определить, чем вызвана агрессия.
  1. Самоутверждение. Оскорбляя оппонента, человек тем самым хочет возвысить себя. Агрессия - признак внутренних страхов, переживаний, комплексов и неуверенности в себе. Поэтому, желая повысить самооценку, человек прибегает к различного рода оскорблениям. К такому человеку стоит проявить жалость и дать понять, что за ваш счет он не утвердится.
  2. Выплеск эмоций. Иногда в человеке накапливается слишком много негатива. И попасть под горячую руку - это возможность услышать о себе много нового. В таком случае человек позже извиниться сам, ему нужно только помочь успокоиться.
  3. Игра на публику. Такие люди получают огромный энергетический заряд от скандалов на публике. Здесь главное - дать человеку понять, что вы не герой его остросюжетной комедии. Оставаться равнодушным в этом случае, значит остаться победителем.
  4. Воспитание. Точнее, его отсутствие. Причины агрессивного поведения уходят в раннее детство, характеризующееся вседозволенностью и потаканием. Невоспитанному человеку - только брезгливое отношение.
  5. Неудачный день или синдром понедельника. В жизни каждого человека бывают понедельники, причем не обязательно в первый день недели. День тяжелый сопровождается эмоциональными расстройствами, что провоцирует выход накопившегося за день негатива наружу. Лучший вариант - это сказать, что вы понимаете чем вызвана агрессия, и попросить человека не вымещать на вас негатив.
  6. Соперничество. Оно порождает самые сильные оскорбления, порочащие честь и достоинство. Игнорировать такие оскорбления нельзя, необходимо дать человеку достойный отпор.
Статус и положение оскорбляющего
Реакция на оскорбление также зависит от того, кем является обидчик.
  • Муж/жена, родственник. Если это люди из ближнего окружения, то нужно максимально стараться сохранить между вами теплые отношения. Семейные ссоры носят временный характер и сопровождаются накопившимися претензиями и разрешаются за круглым столом.
  • Друг. Если это сделал друг, то обязательно стоит выяснить причину, подтолкнувшую его на оскорбления. Как только всплывут подробности, придется решить: простить или лучше от такого друга отказаться?!
  • Начальник. Оскорбления от начальства слышат большинство офисных работников. Это либо форма общения такая, либо личная неприязнь. В любом случае первое само узнается, а вот второе нужно выяснить. Но никогда не нужно бурно реагировать на агрессию босса. Можно представлять его в смешных и нелепых ситуациях или просто пустить в ход улыбку, это придаст уверенности. Босс увидит вашу стойкость и признает ваше психологическое преимущество.
  • Незнакомые люди. Вот отличная возможность проявить спокойствие, воспитание и интеллект.
В любом случае не стоит уподобляться оскорбившему и принимать правила его игры. Лучшее оружие - это спокойствие и адекватность, игнорирование или юмор.

Как грамотно ответить на оскорбление в различных ситуациях?

  1. Столкнулись с «троллем»? Лучшее оружие против него - игнорирование. У «троллей» агрессивное нападение - это образ жизни. Поэтому, чтобы помешать им внести разлад в общество, достаточно просто их игнорировать или направить на них всю силу интеллекта. Например, можно ответить, что вы бы сказали многое, но переживаете, что вряд ли его ограниченный разум осознает и примет эту информацию.
  2. Необоснованная критика вашей работы. Поблагодарите человека за высказанное мнение и скажите, что значит другим это точно понравится.
  3. Критика внешности. Замечания, касаемые внешности, могут изрядно подпортить самооценку, если принимать их близко к сердцу. На выпад: "Какие у тебя синяки под глазами! Просто ужас!", можно ответить, что это следствие бурно проведенной ночи, добавив довольную улыбку.
  4. Замечания по поводу одежды. Такие уколы часто касаются финансовой ситуации вашей семьи или вас лично и могут оказаться весьма обидными. На высказывание: "Ты одеваешься только в дешевых магазинах!", можно ответить, что на вашей фигуре любая вещь смотрится красиво и выгодно.
Когда ситуация доходит до оскорблений, не стоит принимать сторону обидчика и превращаться в его копию, выкрикивая обидные слова и проклятия в его адрес. Ведь победителем окажется не тот, кто знает много обидных слов, а тот, кто найдет конструктивный способ решения данного конфликта.

Вот примеры хороших ответов на оскорбления: Если он...

  • Говорит за вашей спиной: «Если тебе есть что сказать, скажи это мне в лицо, а не за моей спиной». (Если говорят: «Мне нечего сказать»…) «Ух ты, да ты сам не можешь этого сделать! Чего мне тебя боятся?» Или/и «Знаешь, мне плевать, что ты обо мне думаешь и говоришь, но мне не нравится то, что другие могут подумать обо мне плохо из-за тебя. Мне надоело все это, конкретно надоело, и я этого так не оставлю». (В этом месте можете закончить спор.)
  • Обзывает вас: «Назови мне хоть одну причину, почему ты так говоришь?" (Спрашивайте только тогда, когда он обзывается необоснованно, и если он не может ответить, засмейтесь и...) «Ты говоришь, что я (оскорбительное слово) и что, ты даже не в состоянии назвать этому причину? Возможно, перед тем, как обзываться, стоит сто раз подумать?»

Умные ответы на оскорбления: если кто-то говорит, что...

  • Вы неудачник: «Даже если я неудачник, ты не имеешь права меня судить! И чего это ты бросил все и наблюдаешь за мной? Больше заняться нечем? О, это только еще раз доказывает, что я гораздо лучше, чем ты!». Или «Да ну, мне, по крайней мере, не надо наносить макияж ведрами, чтобы хорошо выглядеть».
  • Вы (оскорбительное слово): «Знаешь что, я не подхожу к людям и не называю их (оскорбительное слово), потому что это просто ниже моего достоинства. Поэтому тот факт, что ты позволяешь себе меня так называть, говорит мне, что ты самый невежественный, бестактный и неграмотный человек, которого мне только доводилось видеть».
  • Вы - пустая трата времени: (иногда вылавливайте важную цитату/слово из того, что он говорит, и используйте это против него, это заставит его выглядеть глупо) «Если я такая трата твоего времени, так почему же ты сейчас на меня его тратишь? Ты, кажется, больше времени тратишь на обсуждение моей личной жизни у меня за спиной, чем на свою собственную. Поэтому я думаю, сейчас как раз время убраться из моей жизни и заняться своей». (На этом можно закончить).
  • Он лучше, чем вы: «Ты лучше меня? Почему ты тогда прилагаешь так много усилий, чтобы меня унизить, если я и так хуже? У тебя ужасный характер, его надо менять, причем немедленно. Иначе у тебя никогда не будет друзей».
  • Как закончить ссору:
    • «У меня есть более важные дела, чем думать о том, что ты обо мне говоришь. То, что ты делаешь и говоришь по отношению к остальным людям, ни в какие рамки не лезет. Ты самоуверенный и не заботишься ни о ком, кроме себя. Ты не человек, ты - черная дыра, которая высасывает жизнь из людей, ты мне опостылел. Я не хочу тратить на тебя ни секунды своего времени. Я не отношусь к людям так, как ты, потому что я знаю, что оскорбляя людей, ты показываешь настолько ничтожным человеком являешься».
    • Это поможет показать человеку, что вы намного умнее его.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...