Что можно сделать с воображением. Как улучшить фантазию и воображение? Игры как способ развития фантазии

У каждого из нас бывают дни, когда, вроде, все хорошо и ничто не предвещает беды, а потом в одночасье – раз! – и все становится плохо и мрачно. Внешне все так же, но внутри начинает бушевать вулкан, и ты осознаешь, что оказался на самом дне своей души.

Что стало поводом для этого? Чье-то замечание? Запах? Звук? Что именно заставило войти в пике определить сложно, но итого один – душевное спокойствие нарушено. Что-то совсем незначительное отправило тебя в ярость, злость, отчаяние или обиду. Причем так быстро, что ты сам не можешь осознать, как и почему сюда попал.

Как не попадать в такие ситуации? Как обрести душевное спокойствие? Можно ли сделать так, чтобы тело и душа всегда находились в гармонии, и не было срывов? Можно. Можно стать цельной личностью, и тогда никакие мелкие уколы и даже большие удары судьбы не выведут вас из равновесия.

Урок первый

Если с вами постоянно происходят случаи, когда бывает «последняя капля» — а это может быть и сбежавшее молоко, и разряженный телефон, и сломанный каблук, то есть те вещи, которые, в принципе, и обсуждения даже не стоят, но вас они ввергли в пучину боли, то загляните свое детство. Скорее всего, начало всего положено именно там. Может быть, вас игнорировали или оскорбляли. Может, к вам относились презрительно или, наоборот, слишком много хотели. Детские травмы забывает сознание, но подсознание их помнит и они, как шрапнель, ищут выхода. И очень часто это происходит именно таким способом.

У нас у всех есть такие ямы. У одних они мелкие, их спокойно можно обойти, у других – просто американский каньон, оставленный окружением – родственниками, знакомыми, учителями, друзьями, соседями.

Серьезные причины очень редко бросают нас в такие ямы. Их чувствуешь и посему подготавливаешься. Или уклоняешься. В такую душевную яму могут столкнуть только мелочи. Психотерапевты советуют для борьбы с такими ямами завести себе Личную карту спасения. Что это означает: вы оформляете на себя самого учетную карточку, в которой указываете все доказательства того, что вы – самостоятельный, взрослый, самодостаточный человек. Напишите в ней возраст, образование, все свои регалии, включая школьные похвальные грамоты, ученые степени, то, что умеете водить автомобиль, заводить детей, голосовать и все такое прочее – то, что имеет право делать взрослый полноценный человек. Когда вы окажетесь на краю душевной ямы, достаньте эту карточку и прочтите. Закрепите себя во взрослом состоянии, осознайте, что детство уже прошло. Это даст вам некоторую опору.

На обороте напишите адреса и телефоны тех людей, которые в любой миг готовы протянуть вам руку помощи. Это ваша Личная служба спасения. Запишите сюда только тех, кто действительно любит вас таким, какой вы есть. Тех, которые не боятся вашей внутренней и темноты и сделают все возможное, чтобы выдернуть вас на свет.

Урок второй

Никогда не сравнивайте свою жизнь с тем, как живут другие люди! Вы даже и понятия не имеете, как им живется, а делаете выводы только на основе внешних факторов, которые они вам показывают. Вы пытаетесь сравнить несравниваемое – то, что есть у вас внутри с тем, что есть у них снаружи. Поверьте, вам только кажется, что другим живется легче и проще.

Не желайте чужой жизни, живите своей. Так будет спокойней.

Вы пришли в этот мир таким, а не другим. И Вселенная хочет, чтобы вы оставались собой, а не пытались прожить чужую жизнь. Да, жизнь пинает нас, как футбольный мячик на Чемпионате Мира по футболу, постарайтесь найти в этом свою прелесть – наслаждайтесь крутыми поворотами, спусками и тряской. Получите удовольствие от этого путешествия. Это только ваше путешествие – ваша жизнь.

Урок третий

Наша жизнь очень коротка. И только от вас зависит, заниматься ей или заниматься смертью. Если вы все время находитесь в состоянии душевного разброса и при этом ничего не предпринимаете для того, чтобы избавиться от этого гнетущего чувства – вы не живете, вы занимаетесь своей смертью.

Жизнь очень часто выводит нас на развилку «Жизнь – смерть», и только от нас зависит, по какому пути идти.

Если вы оказались в яме, то как можно быстрее выбирайтесь из нее, пока она не превратилась в могилу.

Урок четвертый

Мы очень мало живем настоящим. Большинство живет прошлым, небольшой процент – будущим, а тех, кто наслаждается настоящим моментом можно пересчитать по пальцам. Можно выдержать все, что уготовила вам жизнь, если не станешь заглядывать в будущее и постоянно прокручивать в мыслях прошлое. Важное правило в работе над тем, как обрести душевный покой, это всегда помнить, что:

Не бывает плохой жизни. Есть плохие моменты.

А эти моменты нужно пережить и отправить их в прошлое. И больше никогда не вспоминать.

Так избавляются от смертельных болезней. Те, которые выиграли борьбу с раком, говорят: «Я просто проживал сегодняшний день и никогда не смотрел на календарь. Моя задача была одна – прожить день сегодняшний. И у меня это получалось».

Такой подход применим к любой ситуации. Просто живите СЕЙЧАС. Андре Дюбю очень хорошо сказал об этом:

«Отчаяние появляется из-за нашего воображения, которое лжет, будто будущее существует, и настойчиво «предсказывает» миллионы мгновений, тысячи дней. Оно опустошает тебя, и ты больше не можешь жить в настоящем мгновении».

Не растрачивайтесь на страх перед будущим и не жалейте прошлое. Живите сегодня.

Урок пятый

Это, пожалуй, самый веселый урок, выполнить который совсем не сложно. Нужно на немного вернуться … в детство.

Внутри каждый из нас остается ребенком. Мы стараемся выглядеть взрослыми и успешно это делаем, пока кто-то или что-то не нажмет на «любимый мозоль» и мы моментально превращаемся в испуганного обиженного малыша.

Уберите плохие детские воспоминания – сами себе сделайте второе детство, которое будет гораздо счастливей первого.

Вспомните, чего бы вам хотелось в детстве, но вы этого не получали. И дайте это себе именно сейчас.

Вы хотели иметь маленькие розовые пинетки? Пойдите и купите. Вы мечтали об автомобиле-конструкторе? Идите немедленно в магазин. Вы хотели, но боялись залезть на дерево? Кто мешает сделать это прямо сейчас?

Вот еще несколько идей, которые помогут вам обрести душевное спокойствие:

  • Отправляйтесь в планетарий и загадайте желание на падающую звезду;
  • Разрисуйте красками обои в спальне;
  • Целый день смотрите мультики;
  • Нарвите букет одуванчиков;
  • Покатайтесь на качелях;
  • Погуляйте под дождем без зонта;
  • Прокатитесь на велосипеде по лужам;
  • Устройте пикник прямо на полу в гостиной;
  • Постройте крепость из столов, табуретов, простыней и одеял;
  • Порисуйте мелом на асфальте;
  • Наберите в стаканы воды и попробуйте сыграть на них какую-нибудь мелодию;
  • Устройте драку подушками;
  • Попрыгайте на кровати, пока не устанете и не уснете.

Чем заняться – ваш выбор. Этот список можно дополнять и дополнять. Придумайте свое, вернитесь в детство. Помните, что никогда не поздно сделать себе счастливое детство, которое зависит только от вас.

Говорить о том, как обрести душевный покой можно еще и еще. Но даже эти пять уроков, если вы начнете претворять в свою жизнь, добавят вам спокойствия и внутренней гармонии. Попробуйте. Выбирайте полноценную жизнь, а не мрачные ямы, и вы обретете столь долгожданное душевное спокойствие. Счастья вам!

К сожалению, немногие люди могут спокойно реагировать, когда на них кричат, унижают, хамят, когда деньги теряются или уходит любимый человек. Все люди сталкиваются с проблемами, и лишь в редкие моменты можно ощутить радость своей жизни. А ведь счастье, как говорится, живет внутри каждого индивида. И не каждый может оградить себя от проблем и застраховать свою жизнь, как автомобиль . Это значит, что необходимо самим стать духовно счастливым, чтобы чувствовать радость бытия.

Но как можно ощутить счастье, когда вас окружают многочисленные проблемы? Никак. И здесь необходимо быть душевно уравновешенным человеком, чтобы спокойно относиться к любым жизненным неурядицам и сохранять радость внутри самого себя.

Как обрести душевное равновесие?


Нужно перестать играть и притворяться

Человек трудно быть душевно расслабленным и счастливым лишь потому, что он сам начинает быть неискренним, притворщиком, обманщиком. Большинство людей обманывает даже самих себя, что выясняется лишь тогда, когда человек понимает, что он желал совершенно иного, а не то, что получил. Люди играют в какие-то роли: выходя из дома, каждый из вас уже не является тем, каким он бывает, когда остается наедине с собой. Вы стараетесь улыбаться, когда хочется плакать, поддерживаете добродушные отношения с коллегами, когда на самом деле они вас раздражают. Все эти игры и притворство просто отнимают душевные силы и выводят из равновесия.


Нужно делать что-то не потому, что другие этого хотят,
а потому, что вы сами этого пожелали

Душевное равновесие теряется, когда человек начинает жить и действовать по указке других людей. Он уже не прислушивается к себе, он слушает, что говорят ему другие люди. И как в такой ситуации можно быть спокойным и уравновешенным, если даже иногда вы не понимаете, почему должны делать то, что вам не хочется делать? Вы привыкли жить в соответствии с желаниями окружающих людей, а про свои - забыли. Как в таком случае можно говорить о душевном равновесии, если вы даже не прислушиваетесь и не обращаетесь к себе?


Нужно познавать и любить самого себя

Нужно почаще общаться с собой наедине, понимать мотивы своих желаний и поступков. Тогда такие знания приведут вас к уверенности в себе, стабильности. И это будет связано не с тем, есть ли у вас большие суммы денег и шикарный дом, а с тем, что вы понимаете самого себя. Вы знаете, что вами движет, чего вы на самом деле хотите, причем вы любите и принимаете все то, что с вами связано. Вы себя не осуждаете, не критикуете, а спокойно относитесь даже к тому, что раньше могло вызывать неприязнь. Потому что это – вы, какой есть, у которого имеются свои достоинства и недостатки.

От принятия самого себя и начинает развиваться душевное равновесие. Вы больше себя не судите, а просто принимаете с теми негативными и положительными качествами, которые у вас есть. У каждого человека есть свои недостатки, но вы вправе научится к своим отрицательным качествам относиться положительно.

Ментальное равновесие дается нелегко. Ваш ум контролирует мышление, влияя (иногда разрушительно) на то, что вы говорите или чувствуете. Приходится подстраховывать себя, ведя постоянный внутренний диалог с умом. А он заставляет вас слышать только то, что вы хотите услышать, что иногда полезно для концентрации, но не всегда гарантирует, что плохие вещи не вернутся опять. Ум контролирует множество вещей, и хотя он кажется нематериальным, он вполне реален. И он влияет на каждое суждение – оно будет таково, каковы ваши мысли. Поиски ментального равновесия также трудны и опасны, как попытка найти иголку в стоге сена. Вы не знаете, с какого края подступиться, и как защитить себя от укола в руку. Угрозы напоминают шипы прекрасной розы, столь же красивой, как и опасной.

Шаги

    Найдите себя. Это сложно сделать, когда со всех сторон искушают разные возможности расслабиться и успокоить сознание. Работа вызывает стресс, и она может напрягать вас ментально, чтобы искать пути выполнения задач и целей на ближайшие недели и даже годы. Обычно время является тем, что напрягает особо, хотя также нужно помнить множество мелочей, которые нельзя забыть. Иногда хочется убежать от этого, то есть жизнь воспринимается, как бедствие.

    Выделите некоторое время на отдых. Обычно лучшее решение – взять недельный отпуск или хотя бы отгул, чтобы расслабиться с помощью разных спа-процедур, имея под рукой деликатесы для гурманов. Сделайте все возможное, чтобы разгрузить свой ум, послушайте любимую музыку или проведайте родственников. Выходной нужно использовать для того, чтобы уравновесить рабочее напряжение чем-то хорошим. Ради лучшего будущего найдите возможность побыть один день в мире, не беспокоясь о том, какое очередное рабочее задание предстоит. Чтобы снять напряжение, следует очистить сознание от малейших мыслей о работе. Единственное, к чему нужно стремиться – это чувство мира.

    Получите общую оценку состояния ума: умиротворенность и чувства. Умиротворенность – это спокойствие океана, соединение солнца и луны для создания всего, благодаря чему мы видим тучи и безграничные градации цветов, которые используются, чтобы раскрасить увиденный мир. Ментальный мир – это чувственный ритм внутри сердца во время прослушивания музыки; это сложное сочетание, способное изменить нас (в данном случае любимая музыка способна вызвать релаксацию). В таком состоянии спустя некоторое время мы обнаруживаем себя в одиночестве, размышляя, как мы попали сюда, и что смогло столь резко изменить жизнь. В любом возрасте мы храним в себе маленькую часть ребенка, живущего в сердце. Но с годами и опытом мы все больше теряем былую детскую доверчивость. Стресс – это давление окружающей среды, в которой мы растем, а ментальный стресс – это воздействие на наши чувства. Чтобы вернуть умиротворенность, нужно подготовиться. Выпейте чашку кофе, расслабьтесь и отпустите ум в сферу фантазий. Помните, то что мы чувствуем и в чем мы сомневаемся, является изменчивым, но это тема для отдельного разговора.

    Постарайтесь, чтобы деньги и время не вызывали стресс. Мы беспокоимся по поводу времени и переживаем из-за тысячи мелочей, позволяя буйствовать идеализму. То, что откладывает след на сознании, находится в сердце, а ум – всего лишь небольшая слабость, необходимая для работы. Трудно ли вам найти время между работой? Многое зависит от компании и должности (количество рабочих часов, оплата, условия и т.д.), и мы привыкли, что время – это деньги. Постоянная потребность платить аренду, покупать еду и обеспечивать себя предметами первой необходимости становится причиной стресса для многих. Желание оказать впечатление на других также добавляет беспокойства. Постарайтесь воспринимать это легко. Не беспокойтесь, проблемы все равно могут найти вас, но вы способны преодолеть их. Можно выживать в школе, на работе и в жизни вообще.

    Снимите стресс: Займитесь любимым делом. В стрессовом состоянии вы постоянно беспокоитесь о работе и завтрашнем дне, и у вас растет кровяное давление, что не может не повлиять на физическое здоровье, а также на ментальное и эмоциональное состояние. Также, помимо работы нужно беспокоиться и о социальной жизни. Утешение эмоций при помощи друзей не повлияет на ментальный стресс. Более того, это может еще больше ухудшить ситуацию. Постарайтесь найти такое хобби, чтобы испытывать к нему настоящую страсть. Помните, что нужно идти маленькими шагами. Хобби помогает, но это не моментальное преображение после Апокалипсиса.

  1. Планы: порвите и выбросьте. Этот день или неделя полностью принадлежат вам. Не спешите. Фраза избитая, но именно терпение является лекарством против стресса. Отсутствие ментального спокойствия – это огорчение и даже разрушение. И такое состояние вызывается не только стрессом. Беспокойство мыслей возникает не только из-за внешних обстоятельств, внутренняя неуравновешенность и сомнения также подливают масла в огонь. Если вы начнете что-то планировать, вы можете вызвать еще больший стресс, как бы сглазив себя. Поэтому сейчас лучше выбросить все планы и заняться только собой. Вам просто нужно больше любить себя. Это кажется эгоистичным, но именно с этого нужно начать. Нужно принять, что мир вокруг не идеальный, и даже любовь не идеальна. Совершенство – это только образ, за которым скрывается реальность. Совершенство – это миф, и состояние каждого человека уже само по себе является совершенством. Мы просто не видим этого за множеством масок. Место нашей жизни – это мир, наполненный борьбой ненависти и любви, жизни и смерти, начала и завершения. В старости и в молодости нужно видеть бесчисленные оттенки серого между черным и белым. Война и мир. Что такое война, если нет мира? Наш ум в состоянии постоянной войны мыслей и эмоций, которые заходят в наше сердце и вызывают чувства. Ментальный мир – это то, что мы принимаем в своей жизни. Возможно, принимать некоторые вещи не всегда хорошо, но любой выбор вызовет последствия, которые мы можем даже не осознавать.

    • Каждый успокаивается по-своему, но очень эффективно лечь и расслабиться. Можно подремать или послушать негромкую музыку, чтобы успокоить мысли.
    • Если причина беспокойства связана с учебой, выполнение заданий или домашней работы – ваша обязанность. Учителя обычно (но не всегда) ждут от вас зрелости. Они хотят видеть прогресс, хотят убедиться, что вы сделали все, что в ваших силах, а не ленились из-за того, что задание казалось скучным. В любом случае, можете попросить о помощи после уроков. Возможно, учитель сможет дать хороший совет или подсказку для выполнения домашнего задания на завтра.
    • Не волнуйтесь, вас никто не подгоняет. Человеческий ум содержит много приятных сюрпризов, которые интересно открывать.
    • Живите в настоящем, позвольте себе чувствовать свободу.

    Предупреждения

    • Идя по тонкому льду, соблюдайте осторожность. Помните об ответственности за свой выбор и не забывайте о своей работе.
    • Каждый человек индивидуален, и не стоит действовать, как кто-то другой. Будьте собой, кем бы вы ни были. Не слишком обращайте внимание, что говорят другие люди, но если это связано с работой, сделайте свои действия максимально профессиональными.
    • Действуйте смело и не позволяйте чувствам управлять мышлением.
Воображение – это процесс создания новых образов будущего, основанный на предыдущем опыте и творческом мышлении. Оно играет важную роль в создании образов, которые не принимались человеком в действительности, влияет на силу эмоций и чувств и является важным фактором в развитии человеческое личности.

Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.

Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.

Классификации

По степени активности:

  • Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
  • Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).

По видам:

  • Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
  • Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
  • Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
  • Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
  • Сновидения.

По связи с прошлым опытом:

  • Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
  • Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)

Приемы творческого воображения

  1. Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
  2. Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
  3. Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
  4. Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
  5. Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).

Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.

В ранней молодости Уолт Дисней мечтал стать журналистом и устроился работать в газету, откуда его уволили через пару месяцев за отсутствие фантазии и профнепригодность. Позже он стал величайшим мультипликатором в истории, подарившим всему миру волшебный мир сказок.

Методы развития творческого воображения

Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.

Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.

Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.

Упражнения на развитие воображения

  1. Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
  2. Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
  3. Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
  4. Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.

Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.

  1. Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
  2. Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.

Еще больше упражнений на развитие творческого воображения и фантазии можно найти на сайте: .

  • Что такое воображение?
  • Как развить воображение
  • Визуализация
  • Считайте в уме
  • Немое кино
  • Читайте книги
  • Выдуманные истории
  • А что, если?..
  • Найдите творческое хобби
  • Сиквел, приквел, фанфик…
  • Новые слова

Фантазер - так называют того, кто оторван от реальности, живет в своих грезах и не способен справиться с превратностями судьбы. Это практически диагноз. Говоря на приятеля «Да он фантазер!» - человек чаще всего обреченно махнет рукой, как бы добавляя: «Толку с него не будет».

Но давайте представим себе, как выглядела бы наша планета, если бы у людей не было воображения. Мы - единственный вид, которому свойственна фантазия, умение представлять предметы и явления, не существующие в данный момент времени. (К слову, стоит уяснить, что фантазия и воображение - это синонимы).

Итак, каким бы был наш мир? Люди до сих пор живут в пещерах, по дорогам не ездят автомобили, не существует городов, а у вас, читатель, нет компьютера, с которого вы просматриваете эту статью. И статьи тоже, само собой, нет. Если бы у человека не было воображения, он не стал бы человеком, не появилась бы цивилизация и Земля осталась бы диким царством животных.

Неужели все мы - продукт воображения? Именно. Все, что есть вокруг нас, наше самосознание и даже умение читать и писать - все это существует благодаря воображению. Поэтому, прежде чем говорить, что фантазеры не от мира сего, подумайте о том, что этот мир создали именно фантазеры. По крайней мере, его рукотворную часть.

Но, кажется, я забегаю вперед. Чтобы осознать всю важность фантазии, нужно для начала разобраться в том, что это такое.

Что такое воображение?

Воображение - это свойство человеческой психики создавать новые образы на основе уже имеющихся в памяти. Грубо говоря, воображение это визуализация не существующих событий, явлений, картин. Не существующих - не значит невозможных. Это обозначает, что человек может представить себе знакомого, которого не видит на данный момент, или нарисовать в уме привычный пейзаж. А может придумать что-то новое, чего не видел раньше - например, треугольное одеяло, лишающее людей сна.

Именно в этом наше отличие от животных - ни одно из них не способно воспроизводить или создавать образы, они могут думать лишь о тех картинках, которые на данный момент находятся у них перед глазами. Воображение является одной из основ мышления, памяти и анализа - мы умеем думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в жизнь именно благодаря фантазии.

Создание новых образов основывается на сочетании уже известных компонентов. То есть все, что способен придумать человек - винегрет из того, что он когда-то видел. Механизмы воображения до сих пор не изучены, мало кто представляет себе, как оно работает, на чем основывается и в какой части головного мозга его искать. Это наименее изученная сфера деятельности человеческого сознания.


Существует много разновидностей воображения.


Активное воображение
позволяет сознательно вызывать в голове нужные образы. Оно разделяется на творческое и воссоздающее . Творческое служит для создания новых образов, которые впоследствии могут быть воплощены в результатах труда - картинах, песнях, домах или платьях. Прежде чем начать работу, любой человек сначала представляет себе ее результат, затем рисует эскиз или чертеж (если это необходимо), и лишь затем приступает к делу. Если бы не было воображения, работа даже не началась бы - к какому результату стремился бы человек, если бы не был способен представить его/

Поэтому его называют также продуктивным воображением , поскольку образы воплощаются в результатах труда, изобретениях и объектах культуры.

Воссоздающее воображение направлено на воскрешение визуальных образов того, что вы когда-то видели - например, можно закрыть глаза и представить свою собаку или обстановку в квартире. Этот вид воображения является важным компонентом памяти и базисом для творческой фантазии.

Пассивное воображение продуцирует образы, которые человек не намерен в ближайшее время воплощать в жизнь. Оно бывает сознательным и несознательным и также имеет свои подкатегории.

Мечты - сознательное создание образов далекого будущего. Мечты - это планы, на осуществление которых у человека на данный момент нет возможности, но теоретически они жизнеспособны. Они не обязательно могут быть достоянием лишь одного человека - потомки нередко осуществляют мечты своих предков, описанные в рисунках и литературных произведениях.

Например, тысячелетние мечты человека о вечной жизни сегодня воплощаются благодаря современной медицине, позволившей значительно продлить наш век и молодость. Что, если сравнить 60-летних женщин средневековья и XXI века? Первой, скорее всего, в таком возрасте уже не было в живых, потому что в 40-50 она становилась глубокой беззубой старухой. А нынешняя бабуля при наличии денег и желания вполне может посоревноваться фигурой со своей внучкой и выйти замуж за тридцатилетнего юнца.

Мечты людей о возможности быстрой передачи информации прошли долгий путь от голубиной почты до интернета, мечты запечатлевать картины окружающего мира эволюционировали от наскальной живописи до цифровых фотоаппаратов. Мечта о быстром передвижении заставила нас приручить лошадь, придумать колесо, изобрести паровой двигатель, автомобиль, самолет и сотни других приспособлений. Куда ни посмотри, все достижения цивилизации являются реализованными мечтами, а значит - продуктом воображения.

Грезы - еще одна ветвь пассивного воображения. Они отличаются от мечтаний тем, что их реализация невозможна. Например, если сегодня моя бабушка начнет мечтать, что отправится в путешествие на Марс, это смело можно назвать грезами - для этого у нее нет ни денег, ни возможности, ни здоровья, ни нужных связей.

Грезы и мечты являются сознательными проявлениями пассивного воображения.

Галлюцинации - несознательное генерирование несуществующих образов мозгом в случаях нарушения его работы. Это может происходить во время принятия каких-то психотропных препаратов или в случае психических заболеваний . Галлюцинации обычно настолько реалистичны, что испытывающий их человек верит, что они настоящие.

Сны также являются несознательным созданием образов, но если галлюцинации преследуют человека наяву, то сновидения приходят во время отдыха. Их механизм также практически не изучен, но можно предположить, что сны несут какую-то пользу. Они могут рассказать об истинном отношении к нерешенной проблеме, о которой мы усилием воли пытаемся не думать.

Здесь мы говорили по большей части о визуальных образах, но воображение имеет отношение ко всем человеческим органам чувств - обонянию, слуху, вкусу, осязанию. Представьте себе, что вгрызаетесь в сочный лимон. Кисло? Свело зубы? Выступила слюна? Это и есть работа воссоздающего воображения.

У всех людей воображение развито по-разному - кто-то может с легкостью выдумывать удивительные истории и представлять небывалые картины, а для кого-то даже школьное сочинение является сущей проблемой.

Все дело в том, как много усилий человек и его окружение прилагали к развитию своего воображения. Если ребенок растет в семье, где не место фантазиям, то со временем он становится таким же приземленным, как его родители.

Французский психолог и педагог Теодюль Рибо в 19-м веке описал три этапа развития фантазии. Первый начинается в детском возрасте, вместе с зарождением воображения. Этот период охватывает детство от трех лет, подростковый период и юность. В это время у человека наиболее необузданная фантазия, он верит в чудеса, способен пускаться в авантюры и совершать необдуманные поступки. На организм в такое время сильно влияют гормоны, бушующие во время полового созревания.

К сожалению, есть у этого периода своя темная сторона - большинство самоубийств происходит именно в это время как раз потому, что молодые люди поддаются своим чувствам, навеянным воображением. Удивительный факт - чем сильнее у человека развито воображение, тем сильнее его чувства. Именно люди с буйной фантазией способны влюбляться до старости и по-настоящему страдать от неразделенной любви. И все остальные эмоции они переживают более ярко.

Второй период длится недолго и являет собой зарождение у человека рационального разума, говорящего о том, что эмоции и мечты не могут быть основополагающим жизненным ориентиром. В плане физиологии можно говорить об окончании полового созревания, формирования тела и мозга. В это время в человеке борются чувственная и здравомыслящая личность - в большинстве случаев вторая побеждает и начинается третий период.

Он окончательный, рассудок подчиняет себе фантазию и человек учится жить по правилам, а не повинуясь зову мечты. Исчезает творческое начало, чувства считаются лишь призраками прошлого, человек становится практичным и размеренным. Его воображение деградирует, но никогда не исчезает полностью - это невозможно. В душе всегда остается маленькая искра фантазии, которую можно снова раздуть в пламя.

Так было во времена Теодюля Рибо - он подсчитал, что начало ухудшения воображения приходится на возраст в 14 лет. Но сегодня все обстоит куда печальнее - из-за воздействия СМИ, интернета и слишком большого количества информации малыши уже к первому классу начинают терять воображение и мыслить штампами.

Как развить воображение

Отсутствие воображения делает внутренний мир тусклым и однообразным, лишает человека возможности развиваться и обогащаться за счет образов и идей, которые способен бесконечно генерировать наш мозг, если ему не мешать. Существуют многочисленные упражнения для развития воображения , которые помогут взрослым научиться фантазировать.


Визуализация

Именно с этого упражнения стоит начать развитие воображения - оно помогает выработать умение воспроизводить и строить визуальные образы в деталях. Визуализация улучшает не только фантазию, но также мышление и память.

Представьте себе предмет. Например, коробок спичек. Представьте его во всех деталях - коричневые бока, надпись. Теперь мысленно откройте и достаньте спичку. Подожгите ее и посмотрите, как она горит. Это кажется простым, но поначалу визуальные образы будут ускользать, а мозг попытается уводить вас в сторону привычного для него состояния пассивного наблюдателя.

Можно загадывать разные предметы, местности и действия, стараясь воспроизводить их в голове до малейших подробностей. Представьте, как заходите домой, поворачиваете ручку двери, снимаете обувь, куртку, кладете на тумбочку ключи… Интерьер может быть и незнакомым. В общем, тренируйтесь в визуализации и со временем заметите, что у вас лучше получается управлять собственными мыслями.

Считайте в уме

Счет в уме помогает развить воображение, хотя он может показаться и не связанным с фантазией. Если вы далеки от математики, то хотя бы выполняйте простейшие действия - сложение, вычитание, деление и умножение. Не можете посчитать быстро - представьте, как решаете задачу в столбик на бумаге, но не вздумайте пользоваться блокнотом. Все должно происходить только в голове.

Если у вас высший балл по математике, то можете усложнить поставленную себе задачу - решайте геометрические и алгебраические уравнения, рисуйте в уме чертежи.Немое кино

Немое кино

Уберите звук во время просмотра фильма и додумывайте свою историю к увиденному. Лучше, если это будут юмористические диалоги персонажей, которые поднимут вам настроение. Можно позвать в гости друзей и сделать с ними озвучивание фильма, превратив ужастик или мелодраму в самую настоящую комедию.

Читайте книги

Это помогает развивать самые разные стороны личности, в том числе и фантазию. Старайтесь живо представлять себе описания интерьера, пейзажи, людей, которых встречаете в книге. Со временем их яркие образы сами начнут появляться в голове без приложения усилий.

Выдуманные истории

Соберите компанию друзей и рассказывайте друг другу сказки. Обязательное условие - сказки должны быть придуманы самостоятельно и желательно экспромтом.

А что, если?..

С этой фразы начинается первое предложение игры в гипотезы. В нее можно играть в компании и самому. Предположения должны быть максимально нереальными: «А что, если наш дом сейчас летает в космосе, а за порогом - вакуум?» «А что, если сейчас к нам зайдет граф Дракула и предложит купить у него набор ножей?» И развивайте мысль, выстраивая истории о том, что могло бы случиться в столь нестандартной ситуации.

Найдите творческое хобби

У всех людей есть творческая жилка. Многие считают, что хобби, не приносящее денег и мировой славы - пустая трата времени. Но это не правда - хобби развивает фантазию и делает богаче нашу жизнь. Вспомните, как вы писали стихи в школе или любили вышивать до того, как по уши увязли в рутине. Пусть ваши поделки далеки от идеала, но если процесс их создания доставляет удовольствие, значит, нужно достать из пыльного ящика забытые инструменты и снова взяться за созидание. Что это будет - спицы и нитки, материя и иглы, бумага и краски - решать только вам.

Сиквел, приквел, фанфик…

Вам знакомы эти слова? Говоря простыми выражениями, это продолжение, предыстория или свой вариант развития событий в фильме или другом произведении. Что будет после того, как закончится ваш любимый сериал или книга? Вы можете придумать это сами. Какой жизнью жили герои, пока автор не обращал на них внимание? А как все могло бы быть, если бы один из персонажей не совершил какого-то ключевого поступка? Вам по силам создать свою литературную реальность.Это могло бы существовать

Собака с шестью ногами, страус с головой крокодила, разноцветный снег, который появляется, пролетая сквозь радугу… Чего только нет на этом свете, а ведь могло бы быть! Представляйте себе несуществующих животных, предметы и явления, обсуждайте их с друзьями - это будет забавно и весело. Представьте, если бы люди жили под водой, как рыбы. А что, если бы апельсины были солеными? Мы ели бы их вприкуску с жаренной картошкой! Это может показаться кому-то бредом, поэтому осторожно выбирайте друзей, с которыми можно поиграть в эту игру - а то какой-нибудь бдительный приятель вызовет санитаров.

Новые слова

Не стесняйтесь играться с языком, как с конструктором. Это очень гибкий материал, из разрозненных элементов которого можно составлять принципиально новые слова. Сначала это покажется трудным, но со временем новые слова сами будут выскакивать из головы, а может, и станут основой для нового тайного языка в вашей семье. Так стол запросто превращается в «борщедром», собака - в «гавконожку», а кошка - в «мухожралку».

Зная, как развить воображение , можно значительно расширить горизонты своего сознания. Все приведенные упражнения направлены на комплексное развитие человека - они помогают стать ему более раскрепощенным, жизнерадостным и неординарным.

И пусть вы заживете славу чудака, но это не должно вас смущать. Помните о том, что великие люди не ходили проторенными путями обывателей, что у всех изобретателей была буйная фантазия, а самые успешные и богатые дельцы смогли создать свой бизнес за счет осуществления новых, не известных до этого возможностей. Они придумали свой мир сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...