Чем отличается цель от задачи? Пример продвижения к успеху. Цели организации

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ

ГРУППЫ ЦЕЛЕЙ

Период установления

стратегические

оперативные

тактические

экономические

организационные

Функциональная структура

кадровые

производственные

финансовые

административные

внутренние

Повторяемость

постоянные (повторяющиеся)

Приоритетность

особо приоритетные

приоритетные

Существует еще следующая классификация целей.

  • 1. По уровням значимости:
    • - главная цель;
    • - основная цель;
    • - частная цель.
  • 2. По долгосрочности:
    • - долгосрочные (стратегические);
    • - среднесрочные (оперативные);
    • - текущие (оперативные).
  • 3. По уровням управления:
    • - общегосударственные;
    • - отраслевые;
    • - региональные;
    • - цели объединений;
    • - цели предприятия.
  • 4. По этапам деятельности:
    • - промежуточные;
    • - конечные цели.

СВОЙСТВА И ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ

Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:

  • * соподчиненность, то есть цели подсистем вышестоящего уровня, обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (вывод: цели формируются сверху сверху - вниз);
  • * развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями.

Развертываемость может, осуществляется по содержанию, по времени, по уровню;

* соотносительная важность.

Можно выделить также следующие требования к целям:

  • * во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации;
  • * во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.

Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации;

  • * в-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;
  • * в-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать её, а следовательно, знать, что их ожидает впереди;
  • * в-пятых, цели должны быть совместными. Совместность предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместности целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместности требуют цели роста и цели поддержания стабильности;
  • * в-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер тем не менее должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

Процесс установления целей в различных организациях проходит по- разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях opганизaции может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.

Менеджмента

Вопросы для обсуждения

1. Миссия организации.

2. Цели организации. Дерево целей.

3. Функции планирования и организации.

4. Функции мотивации, контроля и координации.

5. Предпринимательское управление.

Тесты

1 . Выберите из представленного списка обязательные характери­стики миссии организации:

а) отраслевая принадлежность;


б) получение прибыли;

в) назначение;

г) роль для общества;

д) ассортимент продукции;

е) политика по отношению к персоналу.

2. Что понимается под целями организации:

а) основные направления деятельности организации;

б) ключевые результаты, к которым стремится организация в сво­
ей деятельности;

в) линия деятельности организации?

3. К основным (общим) функциям менеджмента относятся:

а) планирование, организация, маркетинг, контроль;

б) планирование, организация, маркетинг, управление персоналом,
мотивация,контроль;

в) планирование, организация, маркетинг, контроль, координация.

4. Функция планирования включает:

а) определение целей и задач развития организации;

б) разработку управленческих решений;

в) разработку прогнозов на будущее;

г) определение структуры организации;

д) разработку перспективных планов;

е) разработку текущих планов.

5. Что из перечисленного относится к функции «организация»:

а) формирование структуры управления;

б) обеспечение предприятия всем необходимым для работы;

в) делегирование прав и ответственности;

г) подбор персонала управления?

6. Укажите правильную последовательность при мотивации:

а) потребности - мотив - стимулы;

б) мотив - потребности - стимулы;

в) стимулы - мотив - потребности.

7. Функция контроля включает следующие этапы:

а) постановку целей, разработку планов, анализ достигнутых ре­зультатов, корректировку планов;


б) установление стандартов, сопоставление стандартов с достигну­
тым уровнем, корректировку планов;

в) анализ достигнутых результатов, корректировку планов.

8. Функция координации необходима:

а) для обеспечения бесперебойности и непрерывности процесса
управления;

б) достижения согласованности в работе всех звеньев управления;

в) согласования стиля руководства;

г) эффективного достижения поставленной цели.

9. Что из перечисленного входит в число требований предприни­
мательского управления:

а) концентрация внимания на рынке, на изменении спроса;

б) финансовое предвидение, особенно в планировании и регули­
ровании наличных денег;

в) подбор и расстановка кадров;

г) заблаговременное создание управленческого звена, а не подстраи-
вание его под сложившуюся ситуацию;

д) умение определять участки наиболее эффективного примене­
ния своих сил и способностей?

Задание

Используя данные известного вам предприятия, сформулируйте его миссию, общую (корпоративную) цель и ключевые цели по видам деятельности или функциональным подсистемам.

Глава 4. Методы управления Вопросы для обсуждения

1. Сущность и система методов управления.

2. Организационно-административные методы управления.

3. Экономические методы управления.

4. Менеджер-организатор эффективного управления.

Тесты

1. Что из перечисленного относится к методам организационного воздействия:

а) организационное нормирование;

б) организационное планирование;

в) приказы;

г) организационный инструктаж;


д) организационное распорядительство;

е) директива;

ж) организационный контроль?

2. Какие из названных позиций относятся к методам администра­
тивного воздействия:

а) приказы;

б) технические стандарты;

в) распоряжения руководителя;

г) директивы;

д) указания;

е) планы организационно-технических мероприятий;

ж) резолюции?

3. Какие из перечисленных позиций относятся к экономическим
методам управления:

а) внутрифирменное планирование;

б) коммерческий расчет;

в) технические условия;

г) оплата труда;

д) премии;

е) показатели качества продукции;

ж) ценообразование?

4. Что из перечисленного относится к доплатам за дополнитель­
ные результаты труда:

а) доплата за совмещение профессий и должностей;

б) доплата за профессиональное мастерство;

в) доплата за стаж работы на предприятии;

г) оплата за выполненное задание;

д) премия за высокие трудовые достижения;

е) премия за экономию сырья и материалов?

5. Какие из названных позиций относятся к социально-психологи­
ческим методам управления:

а) учет психологических особенностей каждого члена коллектива;

б) доброжелательный тон беседы руководителя с подчиненными;

в) приказ о выполнении задания;

г) формирование благоприятного морально-психологического
климата в коллективе;

д) выговор за плохо выполненную работу?


Задание

Дайте определение понятия «менеджер», раскройте его межлично­стные и информационные роли, а также роли в качестве лица, принима­ющего управленческие решения. Опишите разделения функций и полно­мочий между менеджерами высшего, среднего и низового уровней, используя данные конкретного предприятия. Какими способностями должны обладать менеджеры для выполнения отмеченных ролей?

Глава 5. Управленческое решение Вопросы для обсуждения

2. Этапы подготовки и принятия решений.

3. Методы принятия управленческих решений.

Тесты

1. Что из указанного списка относится к классификации управ­
ленческих решений:

а) стратегические решения;

б) тактические;

в) производственные;

г) конкурентоспособные;

д) кадровые;

е) аналитические;

ж) реалистичные;

з) единоличные;

и) документированные?

2 . Что из перечисленного относится к требованиям эффективного
управленческого решения:

а) ясная цель;

б) обоснованность;

в) дальновидность;

г) конкретность;

д) универсальность;

е) своевременность;
ж)четкость?

3. Что представляет собой процедура подготовки и принятия
управленческих решений:

а) документальное оформление принятого решения;


б) распределение ответственности и полномочий в процессе под­
готовки и принятия решения;

в) последовательность этапов подготовки и принятия решения
с указанием их содержания и исполнителей;

г) построение дерева целей;

д) документальное оформление схемы информационных потоков
в процессе подготовки и принятия решения?

4. Выработка решения состоит из следующих этапов:

а) диагноза проблемы, формулирования критериев и ограничений,
разработки и оценки альтернатив, выбора альтернативы;

б) разработки и оценки альтернатив, выбора альтернативы, органи­
зации выполнения решения;

в) разработки и оценки альтернатив, выбора альтернативы.

а) образование;

б) опыт работы;

в) рост человека;

г) его возраст;

д) цвет его волос;

е) здоровье кандидата?

6. Что из названного можно отнести к этапу организации выпол­
нения принятого решения:

а) определение комплекса необходимых действий;

б) определение необходимых ресурсов;

в) определение влияния факторов внешней среды;

г) определение сроков выполнения решения;

д) доведение задания до исполнителей?

7. Возможно ли использование мозгового штурма в качестве ме­
тода принятия управленческого решении:

Задание

Сравните и проанализируйте стадии принятия известных вам управленческих решений. Поясните полученные результаты.


Глава 6. Организационная структура управления Вопросы для обсуждения

1. Бюрократические структуры управления и их характеристика.

2. Адаптивные структуры управления, их достоинства и недостатки.

3. Проектирование организационных структур.

Тесты

1. Какие из перечисленных типов организационных структур от­
носятся к категории бюрократических:

а) линейная;

б) функциональная;

в) линейно-функциональная;

г) дивизиональная;

д) проектная;

е) матричная?

2. Определите, каким типам организационных структур (функ­
циональной, дивизиональной, проектной, линейно-функцио­
нальной, линейной) присущи перечисленные ниже свойства:

а) в структуре имеется закрепление связей на основе двойного под­
чинения - линейному и функциональному руководителю;

б) каждый подчиненный имеет только одного руководителя, кото­
рый выполняет работу по всем функциям управления и несет
ответственность за работу всех сотрудников подразделения;

в) гибкость, оперативное принятие решений по межфункциональ­
ным проблемам, ориентация на новые технологии и рынки;

г) каждый подчиненный имеет несколько руководителей, выполня­
ющих различные функции. Связи в структуре сложные, пере­
крестные;

д) специализация и компетентность, быстрое решение проблем,
находящихся в компетенции одной функциональной службы,
ориентация на действующие технологии и рынки.

3. Что из нижеперечисленного относится к преимуществам линей­
ных структур управления:

а) единоначалие;

б) подотчетность исполнителя одному лицу;

в) увеличенное время прохождения информации;

г) простота и четкость управления;

д) келейность при принятии решений;

е) стимулирование развития компетентности руководителя?

4. Что из приведенного списка относится к недостаткам функцио­
нальных структур управления:

а) возможность получения противоречивых указаний исполните­
лями;

б) специализация деятельности руководителей;

в) сложность разделения взаимосвязанных функций;

г) сложность контроля выполнения указаний;

д) короткое время прохождения информации?

5. Какие из приведенных позиций относятся к преимущества
линейно-функциональной структуры управления:

а) расширение возможности принятия компетентных решений;

б) сохранение принципа единоначалия;

в) отсутствие гибкости и динамичности процессов управления;

г) возможность привлечения высококвалифицированных специа­
листов;

д) трудность регулирования отношений линейных и функциональ­
ных руководителей?

6. К достоинствам дивизиональной структуры относятся:

а) специализация, многопродуктовость;

б) специализация, гибкость;

в) оперативность, инновационность.

7 . К достоинствам матричной структуры относятся:

а) гибкость, инновационность;

б) оперативность, специализация;

в) гибкость, специализация.

8. Назовите принципы построения организационных струк
управления предприятием:

а) соответствие структуры управления целям и стратегии развития
предприятия;

б) единство структуры и функции управления;

в) первичность функции и вторичность органа управления;

г) уровень механизации и автоматизации управленческих работ;

д) квалификация работников;

е) комплексная увязка в структуре управления всех видов деятель­
ности.


9. Что из приведенного списка относится к требованиям при про­ектировании организационных структур управления:

а) оптимальность ступеней управления;

б) оперативность процесса принятия и исполнения управленческих
решений;

в) простота структуры управления;

г) экономичность структуры управления на основе оптимального
разделения управленческого труда;

д) гибкость структуры управления в соответствии с изменениями
внешней среды и стратегии развития предприятия?

Задание

Используя данные конкретного предприятия (организации), изоб­разите на схеме его организационную структуру, выделите ее элементы (подразделения, звенья, уровни), покажите горизонтальные и вертикаль­ные связи. Определите вид организационной структуры, дайте ее харак­теристику.

Глава 7. Стратегическое управление организацией Вопросы для обсуждения

1. Сущность стратегического управления и его роль в развитии ор­ганизации.

2. Виды и характеристика деловых стратегий.

3. Факторы выбора стратегии деятельности и ее оценка.

4. Функции и содержание стратегического планирования.

Тесты

1. Что из перечисленного является характерными признаками стратегического управления:

а) видение долгосрочной перспективы организации;

б) ориентация деятельности на запросы потребителей;

в) использование прошлого опыта;

г) опора на человеческий потенциал как стержень организации, ее
основную ценность;

д) осуществление гибкого реагирования на изменения во внешней
среде;

е) ориентация на выживание и достижение целей организации
в долгосрочной перспективе;

ж) использование существующей структуры управления организа­
цией?


2. Какие из названных позиций правильно характеризуют страте­
гию развития предприятия:

а) прогноз развития предприятия;

б) модель действий для достижения поставленных целей;

в) план развития предприятия?

3. Какие из приведенных характеристик относятся к наступате
ной стратегии:

а) рассчитана на занятие лидирующего положения на рынке;

б) предполагает удержание своих позиций на рынке;

в) требует значительных финансовых затрат;

г) имеет высокую степень риска?

4. Что из приведенного списка характеризует оборонитель
стратегию:

а) предполагает удержание своих позиций на рынке;

б) фирма располагает ограниченными средствами;

в) имеет высокую степень риска;

г) требует пристального внимания к действиям фирм-конкурентов;

д) связана с большими финансовыми затратами?

5. Какие из перечисленных характеристик относятся к сильным
сторонам предприятия:

а) высокая квалификация кадров;

б) современная технология производства;
в) ограниченные финансовые ресурсы;

г) хорошая репутация у потребителей;

д) слабое представление о рынке;

е) низкие издержки?

6. Какие из перечисленных факторов характеризуют возможн
сти предприятия:

а) выход на новые рынки;

б) самодовольство среди конкурентов;

в) возможность появления новых конкурентов;

г) добавление сопутствующих товаров;

д) замедление роста рынка;

е) вертикальная интеграция?

7. Какие из названных факторов оказывают ключевое влияни
на выбор стратегии предприятия:

а) финансовые возможности;


б) квалификация работников;

в) место размещения предприятия;

г) степень риска, заложенная в стратегии;

д) возраст руководителя предприятия?

8. Какие из приведенных позиций относятся к функциям стратеги­ческого планирования:

а) содержит основные проблемы организации;

б) является наиболее долгосрочным по сравнению с другими ви­
дами планирования;

в) определяет технологию производства продукции;

г) придает деятельности организации в разные периоды стройность
и внутреннее единство;

д) заставляет высшее руководство организации активизировать
свою работу?

9. Что из перечисленного определяет успешную реализацию стра­тегии:

а) доведение стратегии и планов до всех работников организации;

б) обучение персонала исходя из требований выбранной стратегии;

в) закупка необходимого сырья;

г) разработка эффективного мотивационного механизма;

д) формирование системы контроля и оценки достигнутых резуль­
татов?


Задание

Изобразите на схеме в виде логической цепочки модель стратеги­ческого менеджмента, используя ее основные элементы: миссия, цели, стратегии, обследование внутренней и внешней среды, альтернативы, программы, оценка, контроль.

*■ -*

Впишите эти элементы в прямоугольники.

Глава 8. Управление персоналом Вопросы для обсуждения

1. Подбор кадров и его критерии.

2. Порядок и содержание обучения персонала.


3. Организация и условия работы командой.

4. Принципы эффективного управления персоналом.

5. Оценка результатов работы персонала.

Тесты

1. Что из перечисленного относится к основным критериям под­
бора персонала:

а) здоровье;

б) образование;

в) стаж работы;

г) национальность;

д) трудолюбие;

е) общительность;

ж) рост человека;

з) организованность?

2. Какие положения из числа приведенных относятся к этапам
подбора персонала:

а) выявление претендентов путем анализа их документов;

б) ознакомительное собеседование с претендентами;

в) прием работника в результате ознакомительного собеседования;

г) целевые собеседования для оценки необходимых качеств пре­
тендентов;

д) тестирование для получения всесторонней информации о пре­
тендентах;

е) прием работника на основе прошлых его заслуг?

3. Какие положения из числа приведенных характеризуют пре­
имущества обучения персонала:

а) персонал получает необходимые знания в соответствии с требо­
ваниями организации;

б) персонал узнает больше о своей организации и вырабатывает
чувство принадлежности к ней;

в) возможность повысить квалификацию за счет организации;

г) работники узнают о новых разработках, новой технике и техно­
логии;

д) в сочетании с эффективным стимулированием труда обучени
помогает получить более высокие результаты?

4. Какие из перечисленных факторов влияют на эффективность
работы команды:

а) размер команды соответствует ее задачам;


б) состав команды - люди с одинаковыми чертами характера;

в) сплоченность на основе тяготения членов команды друг к другу
и к группе;

г) здоровый уровень конфликтности;

д) имеющие высокий статус члены команды не доминируют?

5. Что из перечисленного относится к факторам эффективного
управления персоналом:

а) говорить с подчиненным понятным ему языком;

б) соотносить цели работы со способностями подчиненных;

в) сдерживать рост квалификации сотрудников;

г) следить за психическим состоянием подчиненных;

д) обеспечивать положительное подкрепление работы сотрудников;

е) руководить всеми сотрудниками одинаково;

ж) критиковать мотивированно, не вызывать реакции недовольства;

з) стремиться к достижению конечных целей постепенно по вос­
ходящей линии?

6. Что из названного относится к процессу оценки результатов
работы персонала:

а) анализ итогов работы сотрудника за прошедший год;

б) похвала сотрудника за успехи в работе;

в) рассмотрение недоработок и их причин;

г) критика недостатков в работе сотрудника;

д) возможность для сотрудника высказать свое мнение об услови­
ях работы?

Задание

Приведите примеры и дайте оценку схеме подбора кадров на осно­ве рекомендаций родных и знакомых.

Глава 9. Основы инновационного менеджмента Вопросы для обсуждения

1. Понятие и квалификация инноваций.

2. Роль инноваций в развитии организации.

4. Организация инновационной деятельности.

Тесты

1 . Какие из предложенных вариантов можно назвать новшеством:

а) новый вид продукции;


б) новый вид услуг,

в) новая технология;

г) новый обычай;

д) изобретение;

е) новый порядок организации производства?

2. Назовите правильные варианты из перечисленных, что Й. Шум-
петер понимал под нововведениями:

а) использование новой техники;

б) изобретения;

в) использование нового сырья;

г) изменения в организации производства;

д) появление новых рынков сбыта;

е) открытия.

3. Какие из названных вариантов включает инновационная дея­
тельность:

а) выявление проблем предприятия;

б) поиск инновационных идей;

в) оценка финансовых возможностей предприятия;

г) осуществление инновационной деятельности;

д) повышение квалификации персонала;

е) организация инновационной деятельности?

4. Какие из перечисленных позиций относятся к внутренним ис­
точникам инноваций:

а) успех, неудача в деятельности предприятия;

б) неконгруэнтность;

в) демографические изменения;

г) нововведения, основанные на потребностях процесса;

д) новые знания?

5. Назовите правильные варианты ответов из числа названных по
поводу того, что и как нужно делать в процессе инновационной
деятельности:

а) инновация должна соответствовать нуждам, желаниям людей;

б) инновация должна быть простой и иметь точную цель;

в) инновация не должна быть нацелена на лидерство на рынке;

г) внедрение инновации необходимо начинать масштабно, с раз­
махом;

д) не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу.


6. Какие из перечисленных положений необходимо учесть при организации эффективной инновационной деятельности:

а) создание в структуре предприятия обособленного инновацион­
ного подразделения;

б) формирование команды из лучших работников предприятия,
освобожденных от текущей работы;

в) назначение работника, персонально ответственного за успех ин­
новаций;

г) проведение оценки эффективности вложений в разработку ин­
новаций одновременно с анализом эффективности вложений
в текущее производство;

д) формирование в коллективе атмосферы восприятия нового как
благоприятной возможности?

Глава 10. Лидерство и руководство Вопросы для обсуждения

1. Понятие лидерства.

2. Стиль руководства. Типы управленческого поведения.

3. Власть и влияние. Формы власти.

4. Формы влияния на персонал.

5. Основные качества менеджера.

Тесты

1. Какие из перечисленных качеств относятся к лидеру:

а) честность;

б) способность видеть в человеке личность;

в) уход от ответственности;

г) настойчивость в достижении целей;

д) отсутствие устремленности к роскоши;

е) эрудированность;

ж) отсутствие контроля над эмоциями?

2. Руководитель, который дает своим подчиненным почти полную
свободу в выборе рабочих задач и контроля за своей работой,
относится к:

б) демократическому;

в) либеральному.

3. Что из перечисленного характеризует демократический стиль
руководства:

а) руководитель считает, что люди изначально не любят трудиться;


б) лидер считает, что труд для людей является естественным про­
цессом;

в) единоличная власть руководителя увеличивает его возможно­
сти влияния на подчиненных и позволяет более эффективно до­
стигать цели организации;

г) удовлетворенность трудом всегда ведет к его более высокой про­
изводительности?

4. Что из перечисленного характеризует тип менеджера-органи­
затора:

а) учитывает потребности и интересы людей;

б) учитывает нужды производства;

в) в основном ориентирован на производство;

г) нацелен на инновации и развитие организации;

д) нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе;

е) использует в качестве метода управления беседу о результатах?

5. Какие из приведенных позиций относятся к формам власти:

а) власть, основанная на принуждении;

б) власть, основанная на убеждении;

в) власть, основанная на вознаграждении;

г) власть, основанная на профессиональной компетентности;

д) власть примера;

е) власть собственника (хозяина)?

6. Какие из приведенных качеств характеризуют современного
менеджера:

а) хороший управляющий;

б) лидер, способный увлечь людей и повести их за собой;

в) властный руководитель;

г) воспитатель, способный выявить и развить у работников их спо­
собности;

д) инноватор, стремящийся к новшествам во всех сферах деятель­
ности организации;

е) человек, которому не чуждо ничто человеческое?

Задание

На конкретных примерах покажите применение менеджером раз­личных методов управления и стилей руководства. Выявите случаи, когда стиль руководства сдерживает развитие и вступает в противоречие с методами управления.


Глава 11. Управление конфликтами и стрессами Вопросы для обсуждения

1. Сущность и типы конфликтов.

2. Причины и последствия конфликтов.

3. Управление конфликтом, варианты его разрешения.

4. Факторы, вызывающие стресс, способы управления стрессами.

Тесты

1. Что из перечисленного относится к основным типам конф­
ликтов:

а) внутриличностный конфликт;

б) межличностный конфликт;

в) конфликт между личностью и группой;

г) конфликт между руководителем и подчиненным;

д) межгрупповой конфликт?

2. Какие из названных позиций являются причинами конфликтов:

а) распределение ресурсов;

б) нечеткое разграничение прав и обязанностей;

в) неудовлетворительные коммуникации;

г) низкое качество выполнения работы;

д) неблагоприятные условия труда;

е) необоснованное публичное порицание одних сотрудников и не­
заслуженная похвала других?

3. Что из перечисленного является причинами конфликта, свя­
занного с личностными особенностями руководителя:

а) неопытность в работе с людьми;

б) карьеризм, нечестность;

в) нежелание признать допущенную ошибку;

г) внимательное отношение к людям;

д) завышенная требовательность к подчиненным;

е) низкий культурный уровень?

4. Какие из приведенных факторов характеризуют отрицатель­
ные последствия конфликтов:

а) ухудшение психологического климата;

б) снижение производительности труда;

в) нарушение сотрудничества и взаимопомощи;

г) укрепление нервной системы работников;

д) возрастание неудовлетворенности трудом и текучесть кадров;

е) формирование представления о другой стороне как о враге?


5. Какие из приведенных позиций делают целесообразным комп­
ромиссный подход к разрешению конфликта
:

а) использование равных аргументов в пользу взаимоисключа­
ющих позиций;

б) требование временного урегулирования проблемы;

в) необходимость принимать срочное решение при дефиците
времени;

г) источник разногласий несуществен;

д) директивные утверждения точки зрения руководителя не при­
водят к успеху?

6. Что из перечисленного относится к факторам, вызывающим
стресс:

а) перегрузка в работе;

б) страх наказания;

в) интересная работа;

г) плохие условия работы;

д) выговор;

е) увольнение с работы;

ж) поощрение?

7. Какие из приведенных позиций являются способами управле­
ния стрессами:

а) распределение объема и типа работы в соответствии со способ­
ностями сотрудников;

б) четкое определение полномочий и ответственности сотруд­
ников;

в) принуждение к выполнению неинтересной работы;

г) надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

д) использование стиля лидерства, соответствующего требовани­
ям ситуации;

е) развитие способностей работников и обсуждение с ними слож­
ных вопросов?

Задание

Определите природу и тип известного вам конфликта (причину, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конф­ликтом.


Глава 12. Основы финансового менеджмента Вопросы для обсуждения

1. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента.

2. Финансовое планирование и его содержание.

3. Управление прибылью и рентабельностью.

4. Анализ финансового положения предприятия.

Тесты

1. Что относится к стратегическим целям финансового менед­
жмента:

а) воспроизводство;

б) максимизация прибыли;

в) минимизация расходов;

г) рост рыночной стоимости акций организации;

д) повышение благосостояния собственников?

2. Что относится к тактическим целям финансового менеджмента:

а) рост объемов производства и реализации;

б) увеличение доли рынка;

в) рентабельность;

г) минимизация риска;

д) борьба с конкурентами;

е) избежание банкротства;

ж) выживание?

3. Какие позиции из перечисленных относятся к функциям фи­
нансового менеджмента:

а) финансовый анализ и планирование;

б) принятие долгосрочных инвестиционных решений;

в) анализ структуры основных фондов;

г) управление портфелем ценных бумаг;

д) управление оборотными активами организации;

е) функции, связанные со страхованием активов, налогообложе­
нием?

4. Какие из перечисленных задач решает финансовый менед­
жмент:

а) формирует финансовую систему организации;

б) осуществляет планирование использования краткосрочных
и долгосрочных финансовых ресурсов;


в) управляет процессом формирования капитала организации
(приобретение имущества, аренда, лизинг, покупка акций, об­
лигаций);

г) управляет процессом производства продукции;

д) управляет финансовым обеспечением производственно-хозяй­
ственной деятельности;

е) управляет изучением рынка;

ж) управляет оптимизацией налогообложения?

5. Какие из названных позиций относятся к финансовому плани­
рованию:

а) анализ финансовой ситуации и стоящих перед организацией
проблем;

б) прогнозирование будущих финансовых условий;

в) постановка финансовых задач;

г) выбор оптимального варианта решений финансовых задач;

д) составление и выполнение финансового плана;

е) выбор стратегии развития организации;

ж) анализ и контроль выполнения финансового плана?

6. Какие позиции относятся к принципам финансового планиро­
вания:

а) обеспечение максимальной рентабельности вложенных средств;

б) сокращение сроков окупаемости вложенных средств;

в) использование наиболее экономичных способов финансирова­
ния долгосрочных затрат;

г) минимизация рисков;

д) игнорирование инфляции?

7 . Какие задачи необходимо решить в ходе составления финансо­
вого плана:

а) определить основные финансовые показатели организации на
плановый период;

б) увязать финансовые показатели с производственными и ком­
мерческими;

в) выявить резервы увеличения доходов и прибыли организации;

г) определить пути повышения эффективности использования
финансовых ресурсов;

д) определить перспективы развития организации?


8. Какие из перечисленных позиций относятся к постоянным за­
тратам:

а) амортизация;

б) аренда зданий и оборудования;

в) оплата труда производственных рабочих;

г) страховые взносы;

д) административные расходы;

е) оплата труда руководителей?

9. Какие из названных позиций относятся к переменным затратам:

а) затраты на сырье и материалы;

б) затраты на топливо и энергию;

в) затраты на транспортировку грузов;

г) отчисления на социальные нужды;

д) оплата труда управленческого персонала?

10. Какие из предложенных вариантов правильно характеризуют
прибыль от реализации продукции:

а) выручка, полученная от реализации продукции;

б) разность между выручкой от реализации продукции (без НДС
и акциза) и полной себестоимостью;

в) чистый доход предприятия;

г) валовой доход предприятия?

11 . Какие из названных направлений способствуют росту прибыли:

а) снижение затрат на единицу продукции;

б) увеличение объема производства;

в) внедрение прогрессивной технологии;

г) повышение заработной платы персонала;

д) снижение цены на продукцию?

12. Какой из названных вариантов правильно характеризует рен­
табельность продукции:

а) отношение балансовой прибыли к себестоимости продукции;

б) отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат
на производство и реализацию продукции;

в) отношение балансовой прибыли к стоимости имущества пред­
приятия?

13. Рентабельность производства определяется как отношение:

а) прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции;


б) балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных про­
изводственных фондов и нормируемых оборотных средств;

в) балансовой прибыли к объему реализованной продукции.

14. Показатель фондоотдачи характеризует:

а) количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основ­
ных производственных фондов;

б) уровень технической оснащенности труда;

в) производительность труда.

15. Какие позиции характеризуют коэффициент оборачиваемости
оборотных средств:

а) объем реализованной продукции в расчете на 1 руб. оборотных
фондов;

б) количество оборотов оборотных средств за соответствующий
период;

в) продолжительность одного оборота оборотных средств?

16. Что характеризует показатель материалоемкости продукции:

а) нормы расхода материалов на изготовление продукции;

б) суммарный расход материальных ресурсов на производство
единицы продукции;

в) общий вес материалов на изготовление изделия?

17. Какие показатели характеризуют ликвидность организации:

а) коэффициент текущей (общей) ликвидности или коэффици­
ент покрытия;

б) коэффициент быстрой ликвидности, или критической оценки;

в) коэффициент абсолютной ликвидности;

г) коэффициент рентабельности?

Задание

В базисном и плановом периодах предприятие имеет следующие

показатели:

А 200 210 180 182 1 000 1 100

Б 280 300 260 265 1600 1800

В 350 370 310 300 2 000 2 600


Определите и проанализируйте:

а) прибыль предприятия в базисном и плановом периодах и ее рост;

б) рентабельность по отдельным видам изделий, всей реализован­
ной продукции, а также их рост;

в) прирост прибыли в плановом периоде за счет изменения себе­
стоимости изделий, увеличения объема производства и ассор­
тиментного сдвига.

Глава 13. Деловое общение Вопросы для обсуждения

1. Сущность и содержание делового общения.

2. Виды и формы делового общения.

3. Организация и осуществление делового общения.

Тесты

1. Что из приведенного является барьерами общения:

а) речь-скороговорка;

б) непонимание ряда слов (терминов);

в) сложная логика рассуждений;

г) четкая речь коммуникатора;

д) недоверие к коммуникатору?

2. Что из приведенного относится к интерактивному взаимодей­
ствию партнеров:

а) сотрудничество;

б) противоборство;

в) уклонение от взаимодействия;

г) однонаправленное содействие;

д) разнонаправленное содействие;

е) контрастное взаимодействие;

ж) компромиссное взаимодействие?

3. Что является средством передачи информации при невербаль­
ном общении:

в) мимика;

д) интонации;

е) взгляды?


4. Что из приведенного относится к формам делового общения:

а) деловая беседа;

б) деловые переговоры;

в) дискуссия;

г) доходчивая речь;

д) деловое совещание;

е) телефонные разговоры;
ж)деловая переписка?

5. Что входит в состав слагаемых делового общения:

а) цель общения;

б) подготовка к общению;

в) определение стратегии и тактики общения;

г) непосредственное общение;

д) использование диктофона в ходе общения;

е) принятие решения?

6. Какие из приведенных позиций повьппают уровень доверитель­
ности в общении:

а) открытая демонстрация своих намерений;

б) доброжелательность отношений;

в) использование малопонятных терминов;

г) проявление компетентности в обсуждаемом вопросе;

д) умение убедительно излагать свои мысли?

7. Каких правил необходимо придерживаться для достижения
эффективности в.процессе аргументации:

а) оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными
и убедительными понятиями;

б) способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей
характера собеседника;

в) для убедительности можно применять «крепкие» выражения;

г) аргументация должна быть корректной по отношению к собесед­
нику;

д) следует избегать неделовых выражений и формулировок, за­
трудняющих восприятие сказанного?

Задание

Составьте идеальную модель общения (с воображаемым собесед­ником). Продумайте следующие действия:

1) построение контакта и налаживание отношений доверия;


2) привлечение внимания;

3) аргументация.

Глава 14. Самоменеджмент Вопросы для обсуждения

1. Управление и планирование затрат времени.

2. Организация трудового процесса менеджера.

3. Информация и коммуникации в работе менеджера.

4. Самоконтроль.

Тесты

1. Что из перечисленного позволяет осуществить эффективное
делегирование работы:

а) определение ответственности и полномочий за каждый вид дея­
тельности;

б) неприменение подробного инструктирования;

в) не делать выводов за подчиненных;

г) побуждение подчиненных к инициативе;

д) спокойное отношение к некоторым ошибками и сбоям в работе
подчиненных;

е) контролирование каждого шага подчиненного?

2. Какие задачи необходимо решать менеджеру самому:

а) коммуникативного плана (воспитание людей, их оценка, по­
лучение и передача информации, оказание влияния);

б) по стратегическому планированию и прогнозированию;

в) по оперативному управлению производством;

г) по выполнению каждой конкретной работы?

3. Что из перечисленного относится к правилам планирования
личного времени:

а) осуществление реалистичного планирования (т.е. планирования
лишь такого объема задач, с которым реально можно справиться);

б) фиксирование в планах результатов или целей, а не действий;

в) установление временных норм (т.е. предусмотрение в своем
плане на каждое дело ровно столько времени, сколько оно тре­
бует);

г) установление точных сроков исполнения для всех видов дея­
тельности, что приучает к самодисциплине;

д) установление приоритетов (т.е. точное определение, какое дело
имеет первоочередное значение);

е) не планирование времени на выполнение рутинной работы?


4. Что из названного относится к правилам организованного на­
чала дня:

а) хорошо позавтракать и без спешки - на работу;

б) начинать работу по возможности в одно и то же время;

в) пересмотреть свой план текущего дня, составленный накануне
вечером, оценивая степень важности и срочности задач, внести
в него коррективы;

г) выполнять в начале дня ключевые задачи;

д) начать рабочий день с обсуждения последних новостей или вче­
рашней телепрограммы;

е) приступать к делам «без раскачки»;

ж) согласовать план дня с секретарем (все сроки, приоритеты и цели
дня); в результате этого он будет работать эффективнее и огра­
дит вас от ненужных помех?

5. Что из перечисленного относится к правилам основной части
дня:

а) избегать незапланированных импульсивных действий;

б) делать регулярно (после часа работы) короткие паузы (не более
10 минут), соблюдать размеренный темп;

в) выполнять самому важные запланированные задачи в течение
более спокойного дообеденного периода;

г) начатое дело не обязательно доводить до конца;

д) небольшие однородные рутинные задачи выполнять сериями;

е) забывать об установленных приоритетах;

ж) выкраивать спокойный час для выполнения важных дел, нося­
щих долговременный характер?

6. Какие правила важно соблюдать при завершении рабочего дня:

а) контроль за результатами и самоконтроль (т.е. сравнение наме­
ченного в распорядке дня объема работы с реально выполнен­
ным);

б) недовольство по поводу невыполнения плана дня вымещать на
окружающих;

в) составление плана на следующий день с установлением целей,
приоритетов, делегированием и т.п.;

г) домой - с хорошим настроением (радуйтесь предстоящему за­
служенному отдыху после трудового дня и настраивайтесь на
вечернее времяпрепровождение);

д) каждый день должен иметь свою кульминацию (в смысле пози­
тивного образа жизни важно осознавать, какое качество и цен­
ность имеет каждый день)?


7. Какие из перечисленных факторов мешают быстрому чтению:

а) чтение по буквам или по слогам;

б) внутреннее проговаривание читаемого;

в) возвращение к прочитанным в тексте местам;

г) слежение пальцем или карандашом;

д) движение головой (вместо слежения глазами);

е) позы, удобные для чтения;

ж) внешние факторы (недостаточное освещение, отвлечения, шум
и т.д.)?

8. Каких советов целесообразно придерживаться при ведении
телефонных разговоров:

а) необходимо быть кратким, сводить фазу контакта до миниму­
ма; учитывать, что начало разговора определяет его ход и завер­
шение;

б) сначала сообщать партнеру, о чем идет речь, и только затем объяс­
нять причины и подробности беседы;

в) избегать параллельных разговоров с сотрудниками;

г) в конце длинного разговора кратко подвести итоги и перечис­
лить меры, которые надо принять;

д) начинать разговор с длинного предисловия;

е) во время разговора кратко записывать важную информацию,
с которой, возможно, следует ознакомить подчиненных и коллег;

ж) завершать разговор, как только будет достигнута его цель;

з) вежливо завершить разговор и попрощаться?

9. На какие вопросы надо дать ответы, контролируя выполнение
планов:

а) какие результаты были достигнуты;

б) что осталось несделанным и почему;

в) что хотелось бы сделать;

г) где было потеряно время;

д) какие можно сделать выводы для планирования следующего
периода?

Глава 15. Результативность и эффективность управления Вопросы для обсуждения

1. Понятие результативности и эффективности управления.

2. Критерии оценки управленческого труда.

3. Показатели и пути роста эффективности управления.


Тесты

1. Какие из приведенных признаков позволяют считать управле­
ние результативным:

а) организация достигла конечных результатов, в которых реали­
зована ее общая цель (уровень достижения цели);

б) конечные результаты соизмеримы с потребностью (уровнем
удовлетворения потребности);

в) определена потенциальная потребность в результатах деятель­
ности организации как основание для формирования новой цели
и создания условий устойчивого ее развития (уровень возмож­
ного расширения производства);

г) достигнута результативность по каждому виду функционально­
го управления (уровень обеспечения соответствия функциональ­
ных результатов их целям);

д) достигнутые результаты не удовлетворяют руководителей орга­
низации?

2. В чем выражается эффективность менеджмента:

а) в достижении целей управляемого объекта и обеспечении соци­
ально-экономического эффекта в сопоставлении с использован­
ными ресурсами и затратами на управление;

б) экономический смысл эффективности управления - в обеспе­
чении наибольшего экономического эффекта в народном хозяй­
стве при данных ресурсах (затратах) на управление;

в) социальный смысл - в обеспечении наибольшего социального
эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление;

г) экономический эффект отдельного звена хозяйствования вы­
ражается величиной чистого дохода и прибыли;

д) в получении качественной продукции?

3 . Что из приведенного относится к частным показателям экономи­
ческой эффективности управления:

а) рентабельность;

б) оборачиваемость оборотных средств;

в) окупаемость капиталовложений;

г) фондоотдача;

д) производительность труда;

е) средний размер заработной платы?

4. Какие из частных показателей характеризуют эффективность
труда в сфере управления:

а) снижение трудоемкости обработки управленческой информации;


б) сокращение управленческого персонала;

в) сокращение потерь рабочего времени управленческого персона­
ла за счет улучшения организации труда, механизации и авто­
матизации трудоемких операций в сфере управления.

г) повышение производительности труда?

5. Какие показатели используются при оценке эффективности инвестиционных проектов:

а) показатели коммерческой (финансовой) эффективности, от­
ражающие финансовые последствия реализации проекта для его
непосредственных участников;

б) показатели бюджетной эффективности, отражающие финансо­
вые последствия для федерального, регионального и местного
бюджетов;

в) показатели экономической эффективности, учитывающие за­
траты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходя­
щие за пределы прямых финансовых интересов участников ин­
вестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение;

г) показатели получаемой прибыли?

Ответы к тестам


В очередной раз в попытках осмысления того, чем занимаются мои маркетинговые подчиненные понял, что у них есть непонимание разницы между целью и задачей , а так же сознательная или неосознанная путаница между личными целями специалистов и целями компании. Поделюсь и с Вами тем, что вынужденно рассказал им.

Что такое задача, и что такое цель?

Цель - это конечный желаемый результат.

Цель определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления.

Задача - проблемная ситуация с явно и заранее заданной целью.


Задача отвечает на вопрос «как сделать?», возникает в силу понимания проблемы, возникшей на пути к цели. Задача определяет план работ для решения задачи, для достижения цели в итоге. У маркетолога, как правило, есть много задач. Все задачи специалистов маркетинга мы делим на три вида:
  • текущие задачи (встречи, мероприятия, поручения, совещания и т. п.);
  • ключевые задачи, то есть очень важные задачи, которым можно присвоить высокий приоритет;
  • этапы, вехи – время, дата к которой должны быть выполнены некие работы, задачи проектов с длительностью, равной нулю;

Что различает цели и задачи?

Далеко не все умеют ставить цели, зачастую цели путают с задачами, проектами и наоборот. Предлагаю разобраться в этом лишь на первый взгляд несложном вопросе.

Все, что мы сейчас делаем, – это решение определенных задач, сформулированных и поставленных накануне. Достигаемый в результате решения задач результат – это отражение цели (100% ее достижение, или частичное), которая была поставлена.

  • Если задаете вопрос «что хотите?» – ставите цель
  • Если описываете проблему, что хотите в связи с ней, задаете вопрос «что сделать?» – формулируете задачу
  • Если озадачены вопросом «как сделать?» - это пытаетесь составить план .

Любая конкретизация, "обсасывание" цели неизбежно превращается в набор задач. Дело в том, что как только поставили цель, сразу же становится понятно, что проблем на пути к ней будет дофига!

Но, если цель не будет конкретной и облеченной в форму набора задач (будет слишком общей), она будет просто идеей, маркетинговой фантазией, прожектом.

Если менеджер по маркетингу считает целью освоение маркетинговых технологий, получение новых знаний в области торгового маркетинга и получения опыта взаимодействия с клиентами, BTL-агентствами, то это ли явяляется целью его работы?

Успеть разработать буклет к выставке - это задача. Успеть разработать, напечатать - это многоступенчатая задача. А участие в выставке - цель? Нет! Это коллективная задача тех кто разрабатывает буклет, готовит выставку, привлекает на ивент дилеров и знакомит их с новинками продукции.

А цель? Раскрутить новинку? Ну это не конкретно и похоже на прожект. У "раскрутки" должны быть SMART показатели . Вот продажа первой пробной партии новинок всем дилерам может быть локальной целью.

Хочется верить в то, что в отличии от моих подчиненных ваши сотрудники идут к намеченным вами целям. Но при этом они ставят и свои собственные жизненные цели, которые хотят достигнуть на каждой конкретной позиции. И еще одно очень важное: цели, определенные Вами, не должны противоречить целям, которые определил для себя сотрудник.

Организация по определению – это группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить то, что они не могут выполнить индивидуально.

Цели – это конечные состояния системы (в данном случае организации и ее элементов), которое стремиться добиться группа, работая вместе. В процессе планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

У организации могут быть разнообразные цели; особенно это касается организаций различных типов. Например, организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены главным образом на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, некоммерческие учебные и научные учреждения, больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

Это разнообразие направлений деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того, чтобы получить, например, прибыль, предприятие должно сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность, – то есть в каждой функциональной области, о которой говорилось выше. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но они, вероятно будут уделять большее внимание социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Таким образом, любая организация ставит перед собой множество целей, разных по значимости, срокам их достижения и охвату персонала, занятого их достижением. Одни цели устанавливаются для всей организации в целом и на их достижение затрачиваются практически все имеющиеся ресурсы. Другие же определяются только для какой-то функциональной области, третьи – для конкретного человека или определенной группы людей.

Поэтому все многообразие целей, как правило, разделяют на четыре категории по степени охвата целью персонала организации и горизонту, на который эти цели определяются.

К первой категории относится только одна цель, называемая миссией организации. Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Все остальные цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат критериями для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у нее не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.

Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решения только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство целей, имеющее существенное значение для успеха организации. Неудивительно, что такие исключительно преуспевающие организации, как IBM, Ford, Delta Air Lines, McDonalds, Sony Corporation, Kodak и Гарвардский университет, имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку миссии.

В качестве примера можно привести формулировку миссии одного из крупнейших финансовых учреждений США – компании Son Banks: «Миссия компании Son Banks заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании».

Миссия известной японской фирмы Sony Corporation заключается в том, чтобы посредством высокотехнологичных разработок, инновационной деятельности в сфере производства и организации сплоченного трудового коллектива удовлетворить потребности покупателей в мировом масштабе.

Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержания организации в будущем. Если предприятие берет на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если конечно, исключить плохое управление при осуществлении этой миссии. Аналогичным образом, если некоммерческая или общественная организация последовательно работает над удовлетворением потребностей своего круга потребителей, она обязательно должна получить поддержку, которая ей необходима для продолжения своей деятельности.

Итак, как уже было сказано, миссия – это основная общая цель организации. Для ее осуществления, собственно, и существует сама организация. Деятельность каждого члена организации направлена в первую очередь на реализацию ее миссии.

Другие общие цели , за исключением миссии, образуют вторую категорию целей. В отличие от миссии, цели этой категории, хотя и разрабатываются для организации в целом, имеют ярко выраженную функциональную направленность. Так же, как и миссия, они разрабатываются на длительную перспективу, но, вместе с тем, они обязательно увязываются с имеющимися ресурсами и имеют четкую ориентацию во времени, горизонт прогнозирования (то есть для каждой цели должно быть определено, к какому периоду времени, к какой дате эта цель должна быть достигнута).

Общие цели устанавливаются для каждой функциональной области, однако, перечень таких функциональных областей может быть различным. Поэтому в каждой конкретной организации формируется собственный набор общих целей. Он разрабатываются для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она захочет наблюдать и измерять.

Например, общими целями в области маркетинга могут быть увеличение доли рынка до определенного процента в течение определенного периода, обеспечение продажи какого-либо объема товара, завоевание какой-то определенной потребительской аудитории (опять-таки, за четко обозначенный период времени) и т.д. Общие цели в управлении персоналом могут выражаться в таких количественных показателях, как число невыходов на работу, опозданий, количество часов профессионального обучения, размер заработной платы и т.д.

Третью категорию целей образуют специфические цели , которые разрабатываются по основным видам и направлениям деятельности в рамках общих целей для каждой функциональной области. Между общими и специфическими целями существует ряд различий прикладного характера, что и обусловило их выделение в отдельную категорию. Во-первых, специфические цели разрабатываются, как правило, на более короткий срок, чем общие. Во-вторых, в рамках каждой общей цели разрабатывается несколько специфических, и если общие цели устанавливаются для каждой функциональной области в целом, а нередко их достижением занимается несколько функциональных областей, то реализацией специфических целей занимаются отдельные подразделения в рамках одной функциональной области. Достижение специфических целей всеми функциональными подразделениями обеспечивает и достижение общей цели.

Специфические цели могут быть двух типов. Одни являются детализацией общих целей (или других специфических целей более высокого уровня), а другие представляют собой эквиваленты критериев достижения этих целей. Например, в рамках такой общей цели, как увеличение доли предприятия на рынке косметической продукции Украины к началу следующего года, могут быть разработаны следующие специфические цели: «Увеличение доли предприятия на рынке косметической продукции Луганской области на 8% к 1 октября нынешнего года» и Увеличение времени трансляции рекламы продукции предприятия на украинском национальном телевидении на 20% до 1 сентября текущего года». В первом случае специфическая цель представляет собой детализацию общей цели, а во втором – является одним из критериев ее достижения.

Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Например, цели отдела маркетинга корпорации Sony будут ближе к целям такого же отдела компании Proctor & Gamble, чем к целям производственного отдела самой Sony, и могут заключаться, скажем, в увеличении потребительской аудитории на 15% в следующем году.

Из-за различий в специфических целях подразделений руководство должно принимать усилия по их координации. Основными направляющим моментом при этом следует считать общие цели организации. Цели подразделений должны внести конкретный вклад в достижение целей всей организации, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

Четвертая, последняя категория целей – это задачи. Задача – это краткосрочная цель, строго ограниченная во времени и других ресурсах и выполняемая одним или несколькими определенными членами организации заранее определенным способом. Возникновение задач связано с углублением разделения труда в организации и появлением специализации отдельных работников в рамках одного подразделения. С исторической точки зрения, изменения в характере и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации. Специализация задач повышает прибыль, потому что увеличение производительности снижает затраты на производство. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. В соответствии с принятой структурой организации каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации (подробнее об этом будет сказано ниже).

Все задачи организации направлены на работу с ресурсами и в соответствии с этим делятся на несколько категорий. Это работа с людьми (человеческими ресурсами), капиталом (финансовыми ресурсами), предметами (материальными ресурсами) и информацией (информационными ресурсами). Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоим из работы с предметами. Задачи же мастера – это, в основном, работа с людьми.

Чтобы лучше понять различия между миссией, общими, специфическими целями и задачами, в таблице 2 приведены их основные особенности.

Таблица 1 Характеристики целей организации

ХАРАКТЕРИСТИКА МИССИЯ ОБЩИЕ ЦЕЛИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ
1. По уровням управления
1. Организация в целом Единая миссия на неопределенный срок Несколько целей на длительную перспективу
2. Функциональная область Единая общая цель или частичное достижение нескольких целей Несколько целей в средне- и краткосрочном аспекте
3. Подразделение Одна или несколько целей, как правило краткосрочных Несколько задач для отдельных работников или групп
4. Работник или малая группа Одна или несколько взаимосвязанных задач
2. По элементам характеристики
1. Горизонт определения цели Не определен Долгосрочный и среднесрочный Среднесрочный и краткосрочный Краткосрочный
2. Уровень обеспечения реализации Организация в целом Одна или несколько функциональных областей Одно или несколько подразделений Отдельный работник или малая группа
3. Количество устанавливаемых целей в определенный момент времени Одна для всей организации Одна для функциональной области или несколько для нескольких областей Одна для подразделения или несколько для нескольких подразделений Одна для работника или несколько для малой группы
4. Число уровней целей Один для всей организации Несколько для организации и один для функциональной области Несколько для функциональной области и один для подразделения Несколько для подразделения или малой группы и один для конкретного работника

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...