Человек подвергнутый остракизму. Политология

В целях профилактики

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идет о гонении, травле, общественном неприятии, неправильно считать остракизм наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причем в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.

Клисфен. Современный бюст

Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до нашей эры — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который не допустит появления новых тиранов. Однако первый изгнанник появился только спустя два десятилетия. Им в 487 году стал Гиппарх.

Суд черепков

Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было. Изъявлять волю в устной форме не имело смысла — в условиях большого города-государства можно было и запутаться. Поэтому жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.


Остраконы, обнаруженные при раскопках

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.


Фемистокл

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

Примерно с 500 по 321 год до н. э . в Афинском полисе существовала первая в мире демократическая форма правления. Древнеафинскую демократию защищали, берегли от посягательства отдельных граждан. В Афинах дошло до того, что самых популярных и любимых народом граждан, пользующихся властью над умами народа безапелляционно изгоняли из полиса на десять лет — такие граждане могли сосредоточить власть в своих руках и стать тиранами. Такой древний обычай афинской демократии назывался остракизмом. Демократический суд вершился над гражданином в Афинах с помощью голосования, используя обыкновенные глиняные черепки.

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идёт о гонении, травле, общественном неприятии, в древнеафинской демократии остракизм нельзя считать наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Острокизм в Афинах был профилактической мерой, направленной на защиту демократии, острокизм можно расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви к самому выдающимуся человеку города-государства. В Афинах изгоняли зачастую самых успешных, популярных и красноречивых граждан полиса.

Клисфен. Современный бюст

Аристотель утверждает, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Таким образом, возникновение в Афинах обычая острокизма можно датировать примерно 508 годом до нашей эры — незадолго до этой даты была свергнута тирания Писистратидов , и афинский полис нуждался в некоем механизме общественного контроля , который не допустит появления в Афинах новых тиранов. Первый изгнанник Афин Гиппарх появился только спустя два десятилетия, в 487 году до н.э.

Суд остроков

Привычных нам бюллетеней для голосования у древних афинян, конечно же, не было. В условиях большого города-государства гражданам изъявлять волю устно не было смысла, невозможно подсчитать голоса, можно было и запутаться. Жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.

Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок ) — острый-кусочик керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание захвата власти и т.п

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.

Остраконы, обнаруженные при раскопках

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.

Остракон с указанием имени Фемистокла

Фемистокл

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

Был подвергнут остракизму и Дамон, советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.

В современной психологии остракизм - это игнорирование или неприятие человека окружающими. В общем-то, такое определение уже достаточно полно отражает сущность явления. Сегодня остракизм - это достаточно широкое понятие, которое можно применить ко всему спектру социальных отношений. Везде, где есть взаимоотношения между людьми, существует в какой-либо мере и игнорирование или изгнание отдельных личностей. Таким образом, остракизм - это то, что превращает человека в общественного изгоя, маргинала. Вместе с тем это понятие имеет корни,

Которые совершенно четко прослеживаются.

Античный остракизм

Значения многих терминов пришли в современные европейские языки из древнегреческого. Античные полисы-государства дали современному миру множество политических идей и концепций. К этой области относится и изначальный остракизм. Это понятие на заре своего существования также относилось сугубо к и являлось инструментом сохранения демократического правления в полисах. Традиционно целый ряд городов-государств имел всенародную систему управления, когда самые важные вопросы в жизни города решались всенародным собранием его граждан (исключая женщин, чужеземцев и рабов) - эклессией. Тем же народным собранием избирались своеобразные временные органы правления. Эта процедура являлась превентивным инструментом для избегания узурпации власти со

стороны какого-либо гражданина или группы людей. Подвергнуть остракизму могли любого гражданина, популярность или политическое могущество которого начинало угрожать устройства полиса. Проводилась процедура в январе каждого года. Председатели из Совета пятисот (своего рода парламента) регулярно ставили на рассмотрение общественности вопрос о необходимости остракизма. Если решение одобрялось, то сама процедура проводилась весной этого же года. В определенный назначенный день каждый из имеющих право граждан приносил с собой черепок (отсюда и название), где было написано имя человека, который, по его мнению, является угрозой, и которого следует изгнать. Голосование было тайным. Каждый гражданин заходил в подготовленное огражденное от посторонних глаз пространство с черепком, зажатым в руке, и клал его в специальную коробку. По итогам

Дня проводился подсчет голосов. Тот, чье имя наиболее часто упоминалось в надписях, должен был в десятидневный срок уладить все свои дела в полисе и покинуть его. Изгнание продолжалось, как правило, десять лет, хотя срок мог быть изменен в зависимости от того, насколько сильной представлялась угроза со стороны этого человека. Считалось, что за этот период влиятельная особа растеряет свою популярность, и по возвращении уже не будет угрожать демократическим основам города. Вместе с тем изгнанники не лишались ни прав гражданства, ни земельного надела (который обязательно имел каждый член общины), ни собственности. Изгнание они, как правило, проводили в других полисах полуострова, будучи там негражданами - метеками. Вернувшись в родной город, они восстанавливались во всех правах и обратно получали собственность.

Остракизм м. см. острацизм 1. Изгнание нелояльных или потенциально опасных граждан, решавшееся тайным голосованием черепками, на которых писались имена изгоняемых (в Древней Греции). 2. перен. Изгнание, гонение, преследование. 3. перен. Изоляция, бойкот. Толковый словарь Ефремовой

  • Остракизм - (όστρακισμός, όστρακοφορία) - был введен в Афинах Клисфеном (см.) как мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городе оставалось еще много, а главным образом против Пизистратида Гиппарха, сына Харма, который в 496... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • остракизм - -а, м. 1. В древней Греции: изгнание опасных для государства граждан, решавшееся путем тайного голосования черепками, на которых писалось имя подлежащего изгнанию. 2. книжн. Изгнание, гонение. Малый академический словарь
  • остракизм - Остракизма, м. [греч. ostrakismos, от ostrakon – черепок]. Изгнание, ссылка (книжн. ритор.). Подвергнуть кого-что-н. остракизму. [В древней Греции так называлось изгнание из пределов государства опасных для демократии граждан, путем голосования черепками, а также само это голосование.] Большой словарь иностранных слов
  • Остракизм - (греч. ostrakismós, от óstrakon - черепок) в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. О. был введён Клисфеном в конце 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании (См. Большая советская энциклопедия
  • ОСТРАКИЗМ - (ostrakismos) - в Др. Афинах изгнание отд. лиц из города по постановлению нар. собрания. О. был введен Клисфеном в кон. 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании (впервые применен в 487-485 до н. э.), позднее... Советская историческая энциклопедия
  • ОСТРАКИЗМ - ОСТРАКИЗМ (греч. ostrakismos, от ostrakon - черепок) - в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Большой энциклопедический словарь
  • остракизм - ОСТРАКИЗМ -а; м. [греч. ostrakismos] 1. Книжн. Изгнание, гонение; отвержение. Подвергнуть кого-л. остракизму. Предать остракизму что-л. Толковый словарь Кузнецова
  • остракизм - Это слово, означающее "изгнание опасных для общества граждан", было заимствовано из французского, где ostracisme через латинское посредство восходит к греческому ostrakismos, образованному от ostrakos – "черепок". Этимологический словарь Крылова
  • остракизм - сущ., кол-во синонимов: 9 гонение 7 изгнание 25 острацизм 1 отвержение 6 охота за ведьмами 5 охота на ведьм 5 преследование 22 ссылка 20 травля 17 Словарь синонимов русского языка
  • остракизм - орф. остракизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • ОСТРАКИЗМ - ОСТРАКИЗМ (от греч. ostrakismos - суд черепков) - англ. ostracism; нем. Ostrakismus. 1. В Древней Греции - изгнание граждан, опасных для государства, решавшееся путем тайного голосования на глиняных черепках. 2. Изгнание, гонение, отвержение. Социологический словарь
  • Последние материалы раздела:

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...