Были ли выжившие в помпеи. Античный апокалипсис

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org

Город Помпеи возник в VI в. до н.э. по самой естественной и рациональной причине: там, где сходились дороги, соединявшие северную и южную части Апеннинского полуострова. А значит, это было идеальное место для доходной торговли. К тому же природа, климат создали здесь все для безмятежного времяпрепровождения, что в античности считалось лучшим условием достойной во всех отношениях жизни. Тогда поселения, которые стали предтечей города, располагались на берегу Неаполитанского залива (затем залив от этого места отступил). Жили здесь оски - одно из древних италийских племен. Впоследствии оски ассимилировались с латинянами-римлянами и исчезли с этнического ландшафта истории как племя. Считается, что оски были родственны самнитам, исходя из того, что имели похожие языки. Самая убедительная версия происхождения названия города связана с оскским словом pumpe - «пять»: столько было первых поселений на месте города. А основные дороги, которые сходились здесь, вели на Нолу, Кумы, Стабии. Другая версия происхождения названия города отталкивается от греческого pompe - «триумфальное шествие», согласно мифу об основании Гераклом городов Помпеи и Геркуланум. В пользу второй версии говорит то, что строился город по канонам греческой архитектуры. Что, впрочем, характерно для всех строений Древнего Рима наряду с этрусским влиянием. А Помпеями первыми завладели этруски, затем - греки из Кум и только потом - римляне.

Сначала структура Помпей была по-деревенски произвольной, но с IV в. до н. э. он преображается: были проложены прямые улицы, образовались кварталы двух-и трехэтажных жилых домов, в которых квартиры и комнаты сдавались внаем. Общественные здания этого небольшого, по сути, города, придавали ему едва ли не столичную респектабельность. «План помпейского дома поражает стремлением разделить как можно мельче пространство и как можно теснее связать между собой все деления. Нас удивляют маленькие размеры помпейских комнат, но не более ли удивительно, что в иных домах число комнат доходило до шестидесяти. Среди этих бесчисленных спален и столовых, различие между которыми мог понять только взор домолюбивого хозяина, тянулись внутренние дворы - полуоткрытый атриум и совсем открытый перистиль. С изумительной правильностью они повторяются во всех помпейских домах...» это цитата из краткого очерка о Помпеях выдающегося русского искусствоведа П. П. Муратова (1881-1950 гг.).

Многие дома здесь не имели кухонь. Хлеб покупали в пекарнях (их было 34), а готовые горячие блюда - в 89 термополиях, древнеримских тратториях. Сибаритский образ жизни утверждала римская аристократия, строившая в Помпеях, Геркулануме и вблизи них роскошные виллы. Так и жили помпеяне: ремесленники трудились, торговцы вели свою коммерцию на рынках и в порту близ устья реки Сарно, патриции отдыхали, и все посещали Форум, храмы, театры, амфитеатр - арену для гладиаторских боев, термы и лупанарии - дома свиданий. И даже военные конфликты этот порядок и безмятежный дух не особо нарушали. А главные события в истории Помпей были таковы: завоевание самнитами - 20-е гг. V в. до н. э., союз с Римом после Второй Самнитской войны - около 310 г. до н. э., Союзническая война - восстание италийских племен против Рима (91-88 гг. до н. э.) и завоевание императором Суллой в 89 г. до н. э.

Неизвестно было жителям Помпей о самом важном для них - что происходит в недрах стратовулкана , стоящего на стыке тектонических плит Европы и Африки. Время от времени помпеяне ощущали подземные толчки, но, поскольку масштабных разрушений не происходило, то и серьезного значения им никто не придавал. Обитателей Помпей не волновало даже то, что часть склонов была ощутимо теплой. Так продолжалось до 62 г.

Античные Помпеи, ныне археологический парк, находятся в итальянской области , в юго-западной части Апеннинского полуострова, на некотором расстоянии от побережья Неаполитанского - в древности Куманского - залива, примерно в 24 км на юго-восток от Неаполя. Город разделен на 9 районов (регионов), которые вполне можно назвать и более привычно - кварталами.

Землетрясение 5 февраля 62 г, нанесло Помпеям весьма ощутимый урон. Правящий тогда император Нерон даже подумывал о том, чтобы выселить всех жителей из города. Но им не верилось, что нечто подобное может повториться.

Ведь до этого Везувий представлялся им по характеру добродушным великаном: на его изумрудно-зеленых склонах паслись стада, на плодородных вулканических почвах обильно плодоносили оливковые рощи и виноградники. Во время землетрясения рушились стены домов, была повреждена система водоснабжения, падали и разбивались статуи.

За какие-то 10-15 лет все было восстановлено, и построены новые здания. Пострадал и соседний город подругую сторону Везувия, пострадал больше, но он был и гораздо меньше Помпей. Город Стабии был полностью разрушен еще в 89 г. до н. э. Суллой во время Союзнической войны, но на его месте было возведено довольно много вилл, в 62 г. также сильно пострадавших от землетрясения.

Предвестники новой грядущей беды начали проявляться с первых дней августа 79 г.: пересыхали ручьи, беспокойно вели себя животные, улетели птицы. Наблюдательные и образованные жители города, поразмыслив, сочли за лучшее поскорее покинуть его. Остались в Помпеях в основном рабы, охраняющие оставленное хозяевами имущество, да мелкие ремесленники со своими семьями и одинокие люди. Всего погибло не менее 2 тыс. человек. Есть предположение, что гораздо больше - до 16 тыс. (с учетом Геркуланума, Стабий и мелких селений), но, поскольку раскопки не завершены и по сей день, пока официальная цифра - 2000.

Роковое сокрушительное извержение началось во второй половине дня 24 августа и длилось почти сутки. Сначала произошли взрывные выбросы вулканического пепла, покрывшего все окрестности Везувия. Затем из жерла вулкана, как пробка из бутылки, вылетел толстый слой застывшей лавы, до поры до времени запечатывавший жерло вулкана. Еще в воздухе этот слой разлетелся на большие и мелкие куски, и потекла лава уже раскаленная. А также пирокластические потоки. Это была движимая напором вулканических газов и взлетающая время от времени в воздух смесь из расплавленных глубинных горных пород, раскаленных камней и пемзы - пористого застывшего вулканического стекла, теперь снова плавящегося. По произведенным современным вычислениям, скорость этого смертоносного потока могла достигать 700 км/ч (рывками), а температура - 800°С. Над кратером Везувия залповыми снопами взлетали лапилли - застывавшие на лету мелкие фрагменты магмы.

Затем частота залпов снизилась, и образовалось огромное дымное облако из пепла и вулканических газов, ветром его относило в сторону Помпей и Стабий. Высота облака достигала 33 км. А процесс внутри Везувия продолжался, западная часть вулкана взорвалась и рухнула в расширившийся кратер, оттуда вырвались новые потоки лавы. Люди в Помпеях были обречены. Кто-то пытался укрыться в собственном доме, кто-то, напротив, на открытых местах, чтобы видеть, куда бежать. Но все это оказалось бесполезно. Многие, прежде чем на них обрушились камни, погибли, задохнувшись ядовитыми сернистыми испарениями. Предположительно так же погиб в Стабиях писатель Плиний Старший, автор «Естественной истории» - крупнейшего энциклопедического сочинения античности. Он командовал тогда галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива и, как только началось извержение, устремился в Помпеи, но на галеры уже падали камни, и Плиний повернул на Стабии, чтобы кому-то помочь и вообще понять, что происходит.

Когда извержение закончилось, Помпеи и Стабии покрывал пепел, камни, лахары - грязевые потоки. Толщина слоя достигала 8 м. Над Геркуланумом образовался покров толщиной около 20 м. Уцелевшие люди бежали куда глаза глядят, лишь бы подальше от места пережитого апокалипсиса.

Раскопки

Научные археологические раскопки на месте трагедии 79 г. в Помпеях начались только в XVIII в.

Первым наткнулся на следы погибшего города архитектор Д. Фонтана, руководивший прокладкой подземного канала от реки Сарно к вилле на холме Чивита. Этими следами были фрагменты зданий и, по-видимому, городской стены, но большого значения находкам придано не было. А между тем под этим холмом и находились Помпеи, хотя символическое название холма Чивита - «Город» (в переводе) - прямо на это указывало. В 1607 г. неаполитанский богослов и историк Дж. Капаччо, задумавшись над тем, что могла бы означать латинская надпись с этого холма - decurio pompeis, истолковал ее как «начальник декурии» (группы рабов) или городской советник Помпей (а консул Помпей Великий в истории Рима был) и сделал вывод, что здесь была вилла вельможи, возможно, того самого Помпея Великого. Мысль о древнем городе по-прежнему никому не приходила в голову, и заурядный городок того времени Чивита на холме никак на такие догадки не наталкивал. В 1631 г. произошло еще одно мощное извержение Везувия, покрывшее уже Чивиту слоем пепла, и жители города тоже покинули его.

Раскопки на холме начались в 1748 г. Глава экспедиции археологов Р. Дж. Алькубьерре, однако, был уверен, что найденный город - Стабии, и вскрыл только три незначительных участка, не связанных между собой. Гораздо больший интерес у него вызывали раскопки Геркуланума, над которым располагался новый город - Резина. Здесь случайно, при рытье колодца, были найдены предметы большой материальной ценности, и началась настоящая лихорадка охоты за ними. Алькубьерре тоже был нацелен только на самое ценное, но, разумеется, в отличие от самодеятельных копателей, ценное с точки зрения высокого искусства. Все прочие находки из найденного им в «Стабиях» и Геркулануме он, будучи по натуре снобом, бестрепетно уничтожал. Пока этим варварством не возмутились его ученые коллеги.

В 1760-1804 гг. под руководством Ф. ле Вега раскопки приобрели, наконец, иной, систематический характер. Поднятый грунт вывозился, на открытых памятниках сразу же начиналась первичная реставрация. И ценные артефакты, и обычные бытовые предметы тщательно классифицировались: век (приблизительно), стиль, происхождение.

В 1763 г. на постаменте одной из статуй была открыта надпись с указанием даты и места ее создания, и стало понятно, что раскапываемый город - не Стабии, а Помпеи. Самый значительный вклад в возвращение Помпей в мировую культуру внес археолог Дж. Фиорелли, руководивший раскопками в 1863-1875 гг. В 1870 г., глядя на скелеты погибших людей, засыпанные слоем пепла и похожие на статуи, он придумал заливать гипсом пустоты, образовавшиеся на месте несохранившихся тел людей и животных. Так были реконструированы их позы, рассказавшие о самых драматических эпизодах гибели Помпей. С 1980 г после очередного землетрясения в районе Везувия в Помпеях ведутся только реставрационные работы: форсирование раскопок может привести к обрушению зданий, что уже бывало. На сегодня примерно четверть территории города не вскрыта.

Среди античных городов Помпеи занимают особое место, с какой строны ни взглянуть. Например, с точки зрения урбаниститической культуры - в городе было все, что нужно человеку для благополучной на то время жизни. Улицы прямые, широкие, вообще все коммуникации - чрезвычайно хорошо продуманы. Высокого уровня был бытовой комфорт - водопровод в Помпеях технически не намного уступает средневековым системам водоснабжения. Монументальные здания Помпей: храмы, постройки для общественных собраний, развлечений, занятий спортом, виллы были настолько безупречны по своим пропорциям и общему облику в духе греческих традиций, что их можно было бы ставить если не вровень с шедеврами античной архитектуры, то сразу за ними, а отдельные - и вровень.

Фрески, скульптуры, мебель, декоративные изделия из металлов, мрамора и других материалов - все это особый, уникальный художественный мир. Высоким уровнем отличались и все технические приспособления, которыми пользовались ремесленники, а также врачебные инструменты. Свой хлеб Помпеи продавали даже в другие города - настолько он был хорош, благодаря применявшейся здесь тонкой технологии хлебопечения.

Общая информация

Античный римский город в Италии, уничтоженный извержением вулкана Везувий в I в. И вследствие этого же сохранившийся как археологический объект.
Месторасположение : западное побережье Аппенинского полуострова, юг Италии.
Административная принадлежность : регион Кампания, провинция Неаполь.
Официальный статус : музей под открытым небом, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1997 г.
Время основания : VII-VI вв. до н. э.
Начало археологических раскопок : 1748 г.
Официально принятая дата гибели : 24-25 августа 79 г.
Денежная единица Италии : евро.
Ближайший аэропорт : Каподичино в Неаполе (международный).

Цифры

Население города накануне извержения Везувия в 79 г. : около 20тыс. чел. (по современным умозрительным оценкам).
Площадь археологического заповедника Помпеи : 0,66 км 2 (внутри городских стен), виллы в предместьях и буферная зона - еще 0,44 км 2 .
Расстояние от кратера Везувия - 9,5 км, от подножия вулкана - 4,5 км, от Неаполя - около 24 км.
Вместимость самых грандиозных сооружений Помпей : амфитеатра - 20 тыс., Большого театра - 5 тыс., Малого театра - 1,5 тыс. чел.

Количество туристов в год : 2,5 млн чел.
Современная высота Везувия : 1281 м.
Площадь современного (нового) города Помпеи : 12,42 км 2 .
Население современного города Помпеи : 25 358 чел. (2016 г.).

Экономика

Туризм, торговля.

Климат и погода

Субтропический средиземноморский, сухое жаркое лето, дождливая осень, мягкая зима.
Средняя температура января : +8,8°С.
Средняя температура июля : +25,3°С.
Среднегодовое количество осадков : 980 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 73%.

Достопримечательности

    Форум и на нем : храм Юпитера (150 г. до н. э.), храмы Ларалий (святилище помпейских Ларов - божеств - покровителей города, спешно построено после землетрясения 62 г.), Веспасиана (2-я пол. I в. н. э.), базилика, общественное здание (130-120 гг. до н. э.), Комиции (место проведения голосований, I в. до н. э.), Евмахия - здание, построенное в I в. до н.э. жрицей Евмахией, предположительно для коллегии красильщиков, ткачей и фуллонов (мужчин-прачек), Мацеллум (крытый рынок, I в. до н. э.).

    Виллы : Дом Фавна (180-170 гг. до н. э.), вилла Мистерий (II-I вв. до н. э.), вилла Оплонтис (I в. до н. э.), дом Большого фонтана, дом Малого фонтана и др.

    Самые известные дома : Трагического поэта, Хирурга, Моралиста, Менадра, Позолоченных амуров, Юлии Феликс.

    Поблизости : Археологический парк Геркуланума, собор Мадонны дель Росарио в Помпеях (1876-1901 гг.), Национальный парк Везувий, Неаполь.

    Национальный археологический музей Неаполя.

Любопытные факты

    Извержение Везувия 24 августа 79 г. началось на следующий день после Вулканалий - проходившего в Риме празднества в честь бога огня Вулкана в древнеримской мифологии.

    В 1944 г., когда произошло последнее по времени значительное извержение Везувия, на аэродроме вблизи современного города Помпеи стояло авиационное подразделение армии США. Во время этого стихийного катаклизма слой вулканического пепла достиг метра. 88 самолетов и разное оборудование получили сильные удары кусками обрушившейся с неба пемзы, и американцы оставили аэродром, бросив всю поврежденную технику.

    Амфитеатр для гладиаторских схваток в Помпеях - наиболее хорошо (хотя и не идеально) сохранившееся из подобных римских сооружений в мире. Размеры его - 104х135 м. Гладиаторские бои проходили там в самый канун извержения 79 г.

    На дне Неаполитанского залива, в 20 км от Помпей, покоятся руины еще одного роскошного античного города - Байи, также ставшего жертвой вулкана.

    Самым известным произведением на тему извержения Везувия в 79 г. стала картина «Последний день Помпеи» русского художника Карла Брюллова, написанная в 1830-1833 гг. Первыми, кто увидел это эпическое плотно, были римляне, оставившие о нем восторженные отзывы. Шедевр Брюллова выставлялся также в Лувре. Картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

    Во время раскопок XVI в. архитектор Фонтана обнаружил фрески эротического содержания и взял на себя смелость снова закрыть их. При следующих раскопках выяснилось, что подобных изображений в городе необычайно много.

    Улицы в Помпеях были замощены каменными плитами, при этом были приподняты по отношению к мостовой на 20-25 см.

    Каждый год 8 мая и в первое воскресенье октября десятки тысяч католиков устремляются в городок Сантуарио, что означает Святилище, близ современного города Помпеи на праздник в честь Мадонны дель Росарио в Помпеях. Над изображением Мадонны и младенца, которое почитается как чудотворное, сияют звездные ореолы, украшенные драгоценными камнями, среди которых есть уникальные изумруды. Все это - дары богатых прихожан. Собор строился в 1876-1901 гг., и сразу по окончании строительства был возведен в ранг папской базилики. В нем хранятся часть тернового венца с головы Христа и фрагмент Святого креста. С 80-метровой колокольни собора, куда можно подняться на лифте, открывается самый захватывающий вид на Помпеи и другие окрестности Неаполя.

Всем известны Помпеи с самого детства — знаменитый древний город, который погиб от извержения Везувия и был погребен заживо под лавой и пеплом. Италия манила меня с самого детства, но мне почему-то никогда не приходило в голову, что я побываю и на развалинах знаменитых Помпей. И вот этот день настал. Мы прибыли из в Помпеи. Первое, что видишь — вход в город, который некогда был портом. Надо заметить, что сейчас море начинается наверное не расстоянии нескольких километров от этого места — вот как за 2000 лет поменялась береговая линия.

Извержение Везувия произошло в августе 79 г н.э. и длилось оно 2 дня.В первый день были стремительные выбросы ядовитого дыма из вулкана, которые очень быстро покрыли все близлежащие территории, в том числе настигли и Помпеи. Многие просто задохнулись от этого дыма в первый день. Говорят, было достаточно 1 раз вдохнуть чтобы сжечь себе легкие и умереть. Те, кому удалось сбежать и спастись, стали возвращаться в город после того, как дым рассеялся. И это была их роковая ошибка — в древности люди не знали наверное, что выбросы дыма — предвестник извержения вулкана. И вот на 2-ой день началось извержение вулкана, и тогда уже погибли все те, кто сумел выжить в первый день и вернулся в город. Такая вот печальная история.

Большинство домов выглядит как-то так — разрушенные стены, остатки печей, посуды, пола.

А это центральная площадь древних Помпей (древние, потому что сейчас рядом есть новые, современные Помпеи, ничем не примечательное провинциальное поселение) — Форум. Вернее то, что от него осталось — колонны, восстановленные стены, арки храмов.

Панде здесь очень понравилось 🙂

Путеводитель гласит о том, что когда город нашли, начались раскопки и сюда хлынули первые толпы туристов — все здесь выглядело менее разрушенным. Для посещения было открыто более 50 домов. Но туристы — они же такие, все любят потрогать, отломать камешек на память и т.д. — в результате чего половина домов, представлявших собой интерес, превратилась в такие же унылые руины, и тогда было принято решение разграничить посещение для туристов, установить ограды, а какие-то зоны вообще закрыть для туристов.

А это и есть Везувий. Визуально — находится довольно-таки далеко, но видимо убийственная волна идет на большие расстояния.

Сейчас у Везувия нет пика, вместо него образовался кратер. Но до извержения это была одна гора с верхушкой и он был выше, нежели сейчас. На данный момент Везувий считается почти потухшим вулканом и такого страшного извержения он уже больше никогда не совершит. Но тем не менее — периодически бывают небольшие подземные толчки. Специалисты установили датчики контроля действия вулкана, и если вдруг он что-то и задумает опять — люди об этом сразу узнают и смогут предотвратить такое количество жертв.

Городской кран с водой — уж не знаю новодел ли это или осталось с древних времен с небольшими современными доработками в виде крана. Но люди тут пьют воду и умываются. Я не рискнула.

Пустынные улицы Помпей.

А это соседняя улица — здесь полно туристов.
Благодаря лаве и пеплу, покрывшими город на 5-6 метров (а местами и на 8 метров), Помпеи являются чуть ли не единственным древним городом, который дошел до наших времен в первозданном виде и является уникальным памятником истории. Даже сейчас, глядя на руины, тяжело до конца представить как тут все выглядело 2000 лет назад.

В некоторых зажиточных домах сохранились бассейны, надписи, мозайка и рисунки на стенах. Сразу видно, что в таком доме жили не простые люди.

Мы набрели на Малый театр

По соседству с ним — форум. Здесь наверное тоже было место сосредоточия людей в античном городе.

Остатки античного театра. Неплохо сохранился!

Все места пронумерованы стальными табличками. Подозреваю, что здесь и по сей день устраивают небольшие камерные выступления.

О, а это современные обитатели античных Помпей — злые псы! Они бродят по развалинам, на них можно наткнуться где угодно. Трогать их и кормить крайне не рекомендуется, т.к. собаки дикие, могут и укусить.

Судя по рисунку на стене — еще один зажиточный дом. Правда кондиционер, стул и дверь — это конечно же новодел =)

А этот дом похож на красильную мастерскую или бани.

Еще один хорошо сохранившийся дом

Мозайка с собакой в дверном проходе — достаточно оригинально. Интересно, жила ли тут настоящая, живая собака?

А это для нас оставили архитекторы — чтобы можно было увидеть, насколько был погребен город и как его поэтапно раскапывают.

Фотографии откопанных скелетов. В том числе и пес! Может, тот самый, который жил в зажиточном доме?

А это общественные бани.

Воду наливали в сосуды, посетители бань черпали из них воду для банных процедур.

А это Grande Palestra — похоже на большой сад или полигон, или очережнйо форум.

Мы прошли город насквозь, и в самом конце расположен большой античный афмитеатр.

Кое-где сохранились надписи. Здесь наверное устраивали гладиаторские бои, соревнования и прочие зрелища, которые так любили посещать древние жители.

Идем дальше. Вообще, если верить путеводителю, то чуть ли не центральное место в городе занимает лупанарий — античный публичный дом. И чуть ли не на каждом шагу на стенах дома нарисованы фаллосы, которые указывают направление к нему. Но увы — мы прошли город насквозь, но так и не добрались до Лупанария, и не заметили еще ни одного фаллоса. Может куда-то не туда смотрели или шли? И вот мы решили возвращаться ко входу по другой части города. Вдруг нам тут повезет!

Ура! Мы нашли первый указатель на лупанарий. Правда он никуда не указывал, а просто нарисован мужской половой орган, смотрящий вверх дома. К слову — лупанарий находился полностью в противоположном направлении.

А вот еще один. Правда, больше мы их не встречали 🙂

Если вы смотрели хоть один научно-документальный фильм про Помпеи, то эта статуэтка должна быть вам знакома (я себе, к примеру, прикупила магнитик с ее изображением). Это самый известный дом в Помпеях (правда, наверное, после лупанария) — дом Фавна. Данная статуя Фавна — копия, и именно в честь нее и назван дом.

Зажиточный был дом, с собственным садом!

А это наверное картина о битве Александра Македонского (или ее копия).

По соседству с домом Фавна расположены термы Форума

Неплохо сохранились

Кафетерий, вживленный в античный дом

Во время раскопок, как только натыкались на останки людей, делали небольшое отверстие, заливали его гипсом и получался такой вот слепок человека, заживо погребенного под слоем лавы и пепла.

А эти ребята удостоились меньшей чести — их просто погрузили в ящики и поставили на улице за решеткой.

По соседству — кувшины

Мы снова на форумной площади города

О, а это тот самый лупанарий. Мы наконец нашли его! Оказалось очень маленькое здание, в котором было всего 4 крохотные комнаты. Кровати и подушки — каменные, не очень то удобно. размеры кроватей тоже маленькие — по ним можно судить о высоте людей, некогда живших тут.

Знаменитые порнографические рисунки на стенах лупанария

Ну вот и все, лупанарий был последним пунктом для посещения. Дальше мы решили отправиться в некрополис в музей откопанных останков людей. Наш путеводитель гласил, что он находился рядом со входом в Помпеи, но как мы позднее выяснили — он переехал, и ныне находится недалеко от Амфитеатра, т.е. в противоположной части города. Поскольку путь был далеким (сам город не такой уж и маленький, а бродить в 35-ти градусную жару по руинам не так то просто) — то нам пришлось смирится с тем, что мы уже увидели несколько скелетов и гипсовых слепков людей — и в общем нам этого хватило.

За обедом нам подали пиво в таком вот кувшине — мохито!

От железнодорожной платформы Pompei Scavi каждый час отправляются экскурсионные автобусы на Везувий — а что, удобно — посмотрел Помпеи и поехал на сам вулкан, чтобы посетить и его, виновника торжества. Нас везли вначале на автобусе порядка 30 минут, потом пересадили на вот такие бронированные специализированные машины, где надо было пристегиваться на каждом сидении, и уже на нем мы добирались почти до верхушки вулкана, насколько это возможно. Дальше — только пешком. Вот, мы уже в пути.

Надо заметить, что с точки зрения обуви мы были не подготовлены — не очень то удобно в шлепанцах взбираться на гору, пусть и по проложенным дорожкам. Вулканическая крошка постоянно забивается среди пальцев и доставляет массу неудобства при ходьбе.

Помпеи находятся где-то там, слева, где зеленый кусок на фотографии. Если учесть что там раньше была вода, то мысленно можно подвинуть береговую линию и представить как это выглядело раньше (подозреваю что до извержения вулкана)

Не помню почему нам так весело на этой фотографии. Но подниматься в гору мы уже устали к этому моменту.

А это путь, который себе проделывает спускающаяся вниз лава.

Мы все выше!

Ура, мы наконец поднялись до кратера! Вот так выглядит вулкан наверху.

Кратер Везувия.

Кое-где до сих пор выходит горячий воздух из вулкана. Он хоть и практически не опасен, но все еще действующий.

Можете представить что тут было 2000 лет назад?

Везувий был моей далеко не первой горой, но был первым вулканом, на который я взбиралась, пусть уже и не такой активный. Сама эта мысль очень сильно впечатляла и возбуждала.

Да, это вид на противоположную сторону берега. Где-то тут возле залива расположен Неаполь. Кстати, до Неаполя извержения Везувия не добралось в свое время — слишком далеко.

Что могу сказать — приятно гулять по вулкану. Это стоит своих денег — побывать в историческом месте, да еще и на вулкане!

Удивительное дело — некоторые предпочитают строить храмы, церкви, делать священные места на вулканах — уж не знаю почему, типа ближе к богу? Извержение вулкана — божественное вмешательство? А географию в школе эти люди, интересно, хорошо изучали?

Довольное у меня лицо, правда?

Идем обратно. Наше время истекает, надо успеть сесть в машину, иначе она может уехать без нас.

Помпеи — безусловно то место, которое стоит посетить. Я нисколько не жалею что приехали сюда, потратили на это целый день, устали, но остались очень довольны. Нам предстоял пусть обратно, в Неаполь — на электричке ехать порядка 50 минут. Пока-пока Везувий и Помпеи!

Городу, где нет жителей, но есть толпы туристов, где нет городского управления, но есть громкое имя и неплохой годовой бюджет. Это некогда был довольно большой и процветающий город Римской империи. Здесь жило почти 30000 человек (для сравнения: это в три раза больше, чем нынешнее население Суздаля!). Город имел важное стратегическое и экономическое положение: портовый город, находящийся на Аппиевой дороге, соединявшей юг страны с Римом.

Сегодня мы с вами пойдём на прогулку по мёртвому городу Помпеи

В зависимости от значимости были широкими или узкими. Вымощены камнем. Кое-где видны сильно выступающие булыжники - пешеходный переход для людей во время дождя, когда улицы затапливало (например, видны вдалеке на фотографии ниже). Иногда по бокам видны места "парковки" лошадей.

В Помпеях у всех домов есть свои адреса. На карте Помпей, что вам выдадут на входе, будет понятно, как подобраться к какому дому. А на улицах будут стоять уже современные указатели (как на фото ниже).

Многие дома неплохо сохранились и в них даже можно зайти внутрь и посмотреть, а как оно было. Например, на этой улице есть пара таких домов.

На улочке ниже по левой стороне располагается ряд всяких торговых лавочек.

На стенах когда-то были всякие орнаменты, которые сейчас пытаются восстановить.

С питьевой водой в городе была беда. Как и во многих Римских городах, здесь был построен акведук. Но вода из акведука подводилась только к домам самых богатых гоорожан. Остальные люди ходили к фонтанам и колодцам со всякими ёмкостями. Ну, в общем, средненькие дачные условия у них там были. Вот вам улица с колодцем.

Зато в городе уже тогда была развита сеть фаст-фудов. Вот вам, пожалуйста: прототип Макдональдса и иже с ним. Хотя сервисом, если честно, больше напоминает шаурму на Киевском вокзале, которую оттуда убрали пару лет назад. :) Здесь внутри этих дырок были постоянно подогреваемые горшки со всякой едой. К слову, такой фаст-фуд был довольно популярен, т.к. во многих бедных домах просто не было кухни.

Развлекаться жители Помпей любили, посему отстроили себе там аж два театра. Один из них ниже.

Не меньше нас с вами жители Помпей любили секс (ага, а кто его не любит! :)). На город они там себе отгрохали аж 200 штук так называемых лупанариев (публичных домов), у которых были определённые часы работы и определённый набор услуг. Второй этаж был отведён для особо богатых клиентов с VIP-обслуживанием. Данное заведение пользовалось огромной популярностью и в те, и в наши дни. В те дни - среди клиентов, в наши дни - среди туристов. Ныне это самое посещаемое здание Помпей. :)

Комнатки, где обслуживали клиентов, площадью от силы два квадратных метра. То, что с натяжкой можно назвать кроватью, - ложе каких-то невероятно маленьких размеров. Ни дверей, ни вентиляции. В общем, меня б там на секс не потянуло. Честное слово. Меня там тянуло по-скорее на свежий воздух. Но вообще мужчинам виднее, конечно. :)

Кстати, товарищи, если вы помните, то, по преданию, Ромула и Рема вскормила волчица. Так вот, по одной из версий, вовсе это была не волчица, а та самая "лупа" - дама лёгкого поведения, которая с латыни переводится как волчица. Не пострадала ли там психика детей, выросших в борделе, если они сначала радостно убили своего дядю, потом Ромул убил Рема, а потом его потомки завоевали пол-Европы?..

Ну ладно, секс - это тема вечная и прекрасная. Вернёмся-таки в город. В Помпеях была пара довольно крупных площадей. Самая крупная из них - форум Помпей. Здесь были рынок, суд, здание муниципалитета, здание для голосований, всякие храмы, магазины и пр.

Ещё одна площадь. Отсюда был уже виден . Но в тот день, видимо, всё-таки был сильный туман, потому что фотка Везувия получилась как-то плохо: совсем всё в тумане...

Дальше будет то, что осталось от людей. Особенно впечатлительные на этом моменте могут закончить просмотр отчёта. А с людьми дело было так... Помпеи совсем не заливало лавой, как это изображено на картине у Брюллова: Помпеи засыпало многометровой толщиной пепла и камней.

В том самом фильме ВВС, про который я упомянула в начале, было как раз показано, что первые признаки конца были видны ещё за несколько дней до самого конца. Ветер приносил пепел, который сыпался на головы гражданам так, что почти невозможно было выйти на улицу, не накрыв чем-нибудь голову. Многие поспешно стали уезжать, но некоторые остались в городе и укрылись в домах.


А гора, принесшая столько бед и страданий, нахлобучила голубую шапку - мирно дремлет Везувий.

Знаменитым, печально знаменитым, этот древний римский город стал только после трагической гибели под вулканическим пеплом и лавой. Извержение вулкана Везувий началось днем 24 августа 79 н.э. и продолжалось вплоть до 26 августа (при этом дата извержения оспаривается до сих пор).

Почему город называется ПОМПЕИ (лат. Pompeii, итал. и неап. Pompei)? По одной из версий, название произошло от греческого "pompe" (триумфальное шествие). По легенде Геракл, победив великана Гериона, торжественно ("с помпой") прошествовал по городу.

История существования города Помпеи известна слабо. Известно, что разрастание Помпей началось в IV веке до н.э. Город развивался по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружались из известняка. С конца I до н.э. и до своей гибели в 79 году н.э. Помпеи достигли своего наивысшего расцвета. Здесь были возведены все основные типы сооружений, типичные для римского города. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий.

Известно, что в 62 году Помпеи серьезно пострадали от землетрясения, большая часть зданий была отремонтирована, однако многие остались поврежденными в течение еще 17 лет - вплоть до извержения Везувия.


Извержение Везувия привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл (этот и следующий снимок - из Интернета).


К.Брюллов. Последний день Помпеи

Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 г. Из 20.000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших были найдены и за пределами города. Поэтому точное число погибших было невозможно определить.

Главная особенность Помпей - прекрасно сохранившиеся под многометровым слоем пепла улицы, площади, жилые и общественные здания, элитные районы и трущобы города.


Еще до входа в главные ворота, ведущие в Помпеи (всего было семь ворот) - разрушенные и уцелевшие здания


Путь от касс до городской стены


Городская стена


Главный вход в Помпеи - Морские ворота. Одна арка предназначалась для вьючных животных,


...вторая - для пешеходов


Форум - центральная часть древнеримского города. Здесь проходили церемонии, шла бойкая торговля, заседало городское руководство.
Помпейский форум (Foro di Pompei) - центр политической, экономической и религиозной жизни города. Он представлял собой большую прямоугольную площадь размером 38 на 157 м., окружённую в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенную травертином.

БАЗИЛИКА (Basilica)


Базиликой в Древнем Риме называлось здание для заседаний судебных органов. Здесь состоялись важнейшие мероприятия.


Базилика Помпей сравнительно неплохо сохранилась - портик с колоннами и остатки 28 коринфских колонн большого центрального зала.


Базилика была построена в 120—78 годах до н. э. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.

Муниципалитет


Муниципалитет - комплекс из трех зданий в южной части Форума, служил местом заседания должностных лиц и муниципального совета.


Когда-то эти здания были украшены статуями знатных граждан и императоров.

ХРАМ ЮПИТЕРА (Tempio di Giove, Гражданский форум)


Главный храм Помпей. Построен в 150 году до н. э. Известно, что до разрушения храм был украшен колоннадой, триумфальными арками, статуями Юпитера, Юноны и Минервы, а в подвале хранилась городская сокровищница.


Западная арка Храма

Рыночная площадь / Мацеллум


Мацеллум — крытый продовольственный рынок, площадь 37 м. на 27 м., в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.
Сооружение пострадало также при землетрясении 62 г. До 79 г., когда город окончательно был разрушен, полностью восстановлено не было

Здание Евмахии


Здание, вернее, комплекс, находится неподалеку от рыночной площади


Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14—37 годы н. э.) для корпорации фуллонов, ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями.

Гражданский форум


Так называемая "Арка Нерона". На самом же деле принадлежность этой Триумфальной арки точно установить не удалось. Предполагается, что ее посвятили Германику.
Сквозь арку видна продолжающаяся via del Foro, еще одна Триумфальная арка и традиционный Везувий.

ХРАМ АПОЛЛОНА


Наибольшее внимание посетителей привлекает храм Аполлона, древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575—550 годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее, сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.
Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера.


Перед лестницей — алтарь



"Аполлон-Стреловержец", мечет стрелы в Диану. Это - копия бронзовой статуи, оригинал - в Неаполе.


Копия статуи "Диана" (богини растительного и животного мира, женственности и плодородия)

ХРАМ ИСИДЫ


Храм конца II века до н. э., окружённый портиком, с коринфскими колоннами, стоит на высоком цоколе. Он был восстановлен после землетрясения 62 года

ТЕЛА из ГИПСА


В местах, где гибель застала жителей (и животных) Помпеи, остались пустоты, которые при заполнении гипсом дали возможность увидеть обитателей города воочию, восстановив даже выражение их лиц.


В ряде комнат разрушенных домов стоят прозрачные саркофаги с гипсовыми телами


Иные тела из гипса расположены так и там, где были обнаружены их обладатели


Возле центрального входа - помещение с различными археологическими находками. В центре - знаменитый мальчик

ИСКУССТВО


Восхищает удивительно высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения


Амфитеатр
Театров в Помпеях было три - малый театр "Одеон", который был рассчитан на 1500 человек, Большой театр на 5.000 мест, и древнейший в мире амфитеатр, который мог вместить в себя около 20.000 человек.


Большой театр

Некоторые из зданий в районе театров

ДОМ ФАВНА (Casa del Fauno)


Дом Фавна - площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.


Перед домом - имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.

Треугольный форум / Foro Triangolare


Треугольный Форум - площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн.
Был построен еще в самнитскую эпоху. На нем возвышался храм дорического ордера (VI в. до н.э.), посвященный Геркулесу.

РЕМЕСЛА и БЫТ


В Помпеях обнаружено более 30 пекарен, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения.
Многие приспособления, в т.ч. жернова, изготовлены из вулканических пород. Это говорит о том, что помпейцы пользовались "результатами" предшествующих извержений вулкана.
Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти


В одном из домов была обнаружена эта печь, в связи с чем дом назвали "Дом печника" (Сasa del fumista / House of the stove-maker). Еще одно жилое здание названо "Дом хирурга" - в нём были найдены многочисленные хирургические инструменты, увидеть которые можно в Археологическом музее Неаполя. (Ряд других названий также были даны по конкретным признакам или символам: Дом трагического поэта, Дом Позолоченных Амуров, Дом Моралиста и др.)


Водопровод. "Сработанный ещё рабами Рима"?


В богатых домах широко использовался мрамор


Орнамент для сохранности - под стеклом. Справа - напольная мозаика.

УЛИЦЫ ПОМПЕИ


В застройке города широко использовались колонны, которые можно увидеть повсеместно


На этом просторе были замечены воробьи


Сохранились вывески с названием улиц и номеров домов


Камни на переднем плане - пешеходная "зебра": по ним переходили улицу, когда по мостовой стекали слякоть и навоз


Для воссоздания объектов современники используют металлические детали, конструкции. Надпись на двери - "Помпеи живы"


Ходили ли в те времена пары, взявшись за руки? В любом случае, тема секса была весьма злободневной в Помпеях.

ПРО ЭТО, или ЛУПАНАРИЙ


Публичный дом (был обнаружен в 1862 г.) назывался лупанарий, т.к. дам лёгкого поведения именовали лупами (с латыни - "волчицы"). Полагают, что эти заведения посещали моряки.
Здание относительно недавно (2006) повторно приведено в "смотрибельный" вид. Ученые подсчитали, что в городе существовало еще 25 комнат, где оказывались услуги сексуального характера, обычно они располагались над винными лавками.

Каменное ложе покрывалось матрацами


Изображение на мощеной улице. В древнем Риме фаллос - символ мужской силы; изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин; гигантские изображения его воздвигались в храмах. В Помпеях изображение фаллоса служили указателями, показывая путь в лупанарий


Раскопки в Помпеях продолжаются


Полицейский участок


Столик в кафе
Вокруг Помпей вырос целый городок - железнодорожная станция, гостиницы, административные здания, кафе, рынок сувениров, магазины - есть всё для туристов. Сюда приезжают из многих стран мира, чтобы увидеть и представить себе, какими творчески разнообразными были улицы и дома древнего итальянского города, который стал сегодня городом-памятником, городом-легендой.


В ближайшем соседстве с Везувием и с городом, ушедшим в небытие, но наглядно и в памяти живым, - множество поселений, публичных зданий, богатых вилл. Я спросила таксиста Эдуардо, возившего нас в Помпеи, не страшно ли жить в таком соседстве. "А, Русия, Москва! Мы привыкли", - ответил он, приняв нас за россиян (а мы не стали возражать). На обратном пути он уже знал, откуда мы - коллеги-таксисты надоумили, вычислив по теплоходу. "А вы не боитесь жить в Израиле? - там теракты каждый день, а вулкан просыпается раз в сотни лет. Ничего не надо бояться - жизнь одна", - философски заметил Эдуардо.


Спящий Везувий. До Неаполя - 25 км.
От кратера вулкана до Помпей 9,5 км., от подошвы вулкана - 4,5 км.
Вокруг вулкана располагается Национальный парк Везувия. Парк был основан в 1995 году и занимает площадь около 135 квадратных километров.


Здесь цветут маки


This entry was originally posted at

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...