Автор поэмы возмездие. Александр Блок, поэма «Возмездие

», его поэтический талант достиг расцвета. Пролог и первая глава - истинные шедевры. Вторая глава не окончена, третья осталась в набросках. Русская поэзия редко достигала такого пророческого величия. Вот что писал Блок в 1919 году в предисловии к поэме:

«Не чувствуя ни нужды, ни охоты заканчивать поэму, полную революционных предчувствий, в годы, когда революция уже произошла, я хочу предпослать наброску последней главы рассказ о том, как поэма родилась, каковы были причины ее возникновения, откуда произошли ее ритмы.

Интересно и небесполезно и для себя и для других припомнить историю собственного произведения. К тому же нам, счастливейшим или несчастливейшим детям своего века, приходится помнить всю свою жизнь; все годы наши резко окрашены для нас, и - увы! - забыть их нельзя, - они окрашены слишком неизгладимо, так что каждая цифра кажется написанной кровью; мы и не можем забыть этих цифр; они написаны на наших собственных лицах.

Тема заключается в том, как развиваются звенья единой цепи рода. Отдельные отпрыски всякого рода развиваются до положенного им предела и затем вновь поглощаются окружающей мировой средой; но в каждом отпрыске зреет и отлагается нечто новое и нечто более острое, ценою бесконечных потерь, личных трагедий, жизненных неудач, падений и т. д.; ценою, наконец, потери тех бесконечно высоких свойств, которые в свое время сияли, как лучшие алмазы в человеческой короне (как, например, свойства гуманные, добродетели, безупречная честность, высокая нравственность и проч.).

Словом, мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека; от личности почти вовсе не остается следа, сама она, если остается еще существовать, становится неузнаваемой, обезображенной, искалеченной. Был человек - и не стало человека, осталась дрянная вялая плоть и тлеющая душонка. Но семя брошено, и в следующем первенце растет новое, более упорное; и в последнем первенце это новое и упорное начинает, наконец, ощутительно действовать на окружающую среду; таким образом, род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает в свою очередь творить возмездие; последний первенец уже способен огрызаться и издавать львиное рычание; он готов ухватиться своей человечьей ручонкой за колесо, которым движется история человечества. И, может быть, ухватитсятаки за него...

Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога. Каждая глава обрамлена описанием событий мирового значения: они составляют ее фон.

Первая глава развивается в 70-х годах прошлого века, на фоне русскотурецкой войны и народовольческого движения, в просвещенной либеральной семье; в эту семью является некий «демон», первая ласточка «индивидуализма», человек, похожий на Байрона, с какими-то нездешними порываниями и стремлениями, притупленными, однако, болезнью века, начинающимся fin de stecle.

Вторая глава, действие которой развивается в конце XIX и начале XX века, так и не написанная, за исключением вступления, должна была быть посвящена сыну этого «демона», наследнику его мятежных порывов и болезненных падений - бесчувственному сыну нашего века. Это - тоже лишь одно из звеньев длинного рода; от него тоже не останется, по-видимому, ничего, кроме искры огня, заброшенной в мир, кроме семени, кинутого им в страстную и грешную ночь в лоно какой-то тихой и женственной дочери чужого народа.

В третьей главе описано, как кончил жизнь отец, что сталось с бывшим блестящим «демоном», в какую бездну упал этот яркий когда-то человек. Действие поэмы переносится из русской столицы, где оно до сих пор развивалось, в Варшаву - кажущуюся сначала «задворками России», а потом призванную, по-видимому, играть некую мессианическую роль, связанную с судьбами забытой Богом и истерзанной Польши. Тут, над свежей могилой отца, заканчивается развитие и жизненный путь сына, который уступает место собственному отпрыску, третьему звену все того же высоко взлетающего и низко падающего рода.

В эпилоге должен быть изображен младенец, которого держит и баюкает на коленях простая мать, затерянная где-то в широких польских клеверных полях, никому не ведомая и сама ни о чем не ведающая. Но она баюкает и кормит грудью сына, и сын растет, он начинает уже играть, он начинает повторять по складам вслед за матерью: «И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот».

Вот, по-видимому, круг человеческой жизни, последнее звено длинной цепи; тот круг, который сам, наконец, начнет топорщиться, давить на окружающую среду... вот отпрыск рода, который, можетбыть, наконец, ухватится ручонкой за колесо, движущее человеческую историю.

Вся поэма должна сопровождаться определенным лейтмотивом «возмездия»: этот лейтмотив есть мазурка, танец, который носил на своих крыльях Марину, мечтавшую о русском престоле, и Костюшку с протянутой к небесам десницей, и Мицкевича на русских и парижских балах. В первой главе этот танец легко доносится из окна какой-то петербургской квартиры - глухие 70-е годы; во второй главе танец гремит на балу, смешиваясь со звоном офицерских шпор, подобный пене шампанского fin de siecle, знаменитой veuve Clicquot... в третьей главе мазурка разгулялась: она звенит в снежной вьюге, проносящейся над ночной Варшавой, над занесенными снегом польскими клеверными полями. В ней явственно слышится уже голос Возмездия».

Хотя и неоконченная, поэма по праву считается шедевром. Путешествие, похороны, посмертная близость к отцу потрясли поэта.

«Да, сын любил тогда отца!» - пишет он в третьей главе, а в письме к матери из Варшавы читаем:

«Все свидетельствует о благородстве и высоте его духа, о каком-то необыкновенном одиночестве и исключительной крупности натуры. Смерть, как всегда, многое объяснила, многое улучшила и многое лишнее вычеркнула».

В прологе поэмы ямб напоминает пушкинский стих. Девятнадцатый век, о котором говорит Блок в первой главе, - это эпоха Бекетовадеда, спокойная, простая, деятельная, с ее либерализмом, милым образом мысли и не менее милым образом жизни. Но очень быстро начинается распад - вокруг человека и в нем самом: исподволь, незаметно, пока еще неощутимо, но уже явственно сказываются его первые признаки. Во внешней жизни все меняется, как в умах, охваченных лихорадочными и бесплодными построениями:

Рожком горниста - рог Роланда И шлем - фуражкой замени...

Но грядет XX век - век комет, мессинского землетрясения, вооружений, авиации и оскудения веры:

И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне... И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи.

Повествование продолжается. «Демон» бросается на свою добычу, как ястреб, и юная девушка, рожденная для мирной жизни, вырвана из лона семьи.

Во второй главе юный герой бродит по широким набережным синей Невы. Он обращается к проклятому городу, которому однажды суждено исчезнуть:

О, город мой неуловимый, Зачем над бездной ты возник? Провидел ты всю даль, как ангел На шпиле крепостном...

Здесь слышатся отзвуки пушкинского «Медного всадника», голоса Гоголя и Достоевского . Как и они, Блок стал певцом Петербурга, его тайны, его необычайной судьбы.

Свои мысли о теснейшей и трагической связи человека с «мировым водоворотом» истории Блок попытался воплотить и в форме большой эпической поэмы «Возмездие», над которой он много работал в 1911 г. Сам он впоследствии сравнивал задуманное произведение с циклом романов Э. Золя «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Однако можно предположить, что большие творческие импульсы к созданию поэмы давал ему русский реалистический роман (не говоря уже о том, что сама поэтическая интонация «Возмездия» чрезвычайно, порой «опасно» - до полного подчинения - близка «онегинской»).

«Волнение идет от „Войны и мира” (сейчас кончил II том), - записывал Блок в 1909 г., - потом распространяется вширь и захватывает всю мою жизнь и жизнь близких и близкого мне». Здесь уже очерчивается некий тематический круг, в значительной мере совпадающий с автобиографической основой будущей поэмы. Особенно близкие ее замыслу размышления о романе из жизни русского дворянства есть в одной из любимых Блоком книг - «Подростке» Достоевского, где в связи с «Войной и миром» говорилось: «Внук тех героев, которые были изображены в картине, изображавшей русское семейство средневысшего культурного круга в течение трех поколений сряду и в связи с историей русской, - этот потомок предков своих уже не мог бы быть изображен в современном типе своем иначе, как в несколько мизантропическом, уединенном и несомненно грустном виде. Даже должен явиться каким-нибудь чудаком, которого читатель, с первого взгляда, мог бы признать за сошедшего с поля и убедиться, что не за ним осталось поле. Еще далее - и исчезнет даже и этот внук-мизантроп...»

Наиболее яркий образ незавершенной поэмы Блока - отец, талантливый, мятущийся, «демонический», вносящий в жизнь ближних муки и хаос, а под конец жизни опустившийся, озлобленный неудачник (первым стимулом к созданию «Возмездия» и явились впечатления от смерти отца поэта - профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока). Во многом соответствует эскизному «сюжету будущего романа», набросанному Достоевским, и оставшаяся недорисованной фигура сына, в которой без труда угадывается сам автор.

Замечательно выразителен в поэме «исторический фон» - характеристика времени, взятого во всемирном масштабе. Истолкованные в символическом плане «природные знаки» - «пожары дымные заката», отмечавшиеся в начале века и А. Белым, «ужасный призрак» кометы Галлея, появившейся в 1910 г., разрушительное землетрясение в Мессине - сочетаются здесь с такими чертами наступившей эпохи, как «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь» (образ, находивший себе точное соответствие в публицистических статьях того времени о «могущественной индустрии, воспитанной войной и живущей для войны»), и «первый взлет аэроплана» - событие, отразившееся во многих стихах поэта (так, в «Авиаторе» предсказан «грядущих войн ужасный вид: ночной летун во мгле ненастной, земле несущий динамит»).

Глухие отголоски все убыстряющегося исторического потока начинают ощущаться уже и в судьбе изображенной в поэме дворянской семьи (в ней запечатлены многие черты Бекетовых), а впереди Блок предвидит трагический поворот русской жизни:

Так неожиданно сурова
И вечных перемен полна;
Как вешняя река, она
Внезапно тронуться готова,

На льдины льдины громоздить
И на пути своем крушить
Виновных, как и невиновных,
И нечиновных, как чиновных...

Неизвестное приближается, и приближение его чувствуют бессознательно все»,- объяснял Блок смысл своей пьесы «Роза и Крест» (1912-1913), в которой из французской истории средних веков выбрано, как позднее определил сам автор, «время - между двух огней, вроде времени от 1906 по 1915 год».

Как ночь тревожна! Воздух напряжен,
Как будто в нем - полет стрелы жужжащей... -

говорит один из героев пьесы.

Про "Соловьиный сад" все упорно молчат, так будет же бред. В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. + столкновение реализма и романтизма, поэма считается романтической, но реализм победил. В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» - это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна. В «Соловьином саде» любовь, противопоставленная широкому миру жизни, не спасает героя, бегство его в жизнь предопределено.

В 1910 г. он начинает работать над поэмой «Возмездие». По замыслу она должна была состоять из четырех глав с прологом и эпилогом. Поэма осталась незаконченной (последние наброски ее относятся к 1921 г.). Из задуманного были написаны пролог, первая глава, вступ­ ление к главе второй и часть третьей главы. Первоначальный замысел поэмы был связан со смертью отца поэта и носил явно автобиографи­ ческий характер. Но с течением времени тема индивидуальной судьбы становится темой рода, сменяющих друг друга поколений. Основная проблема поэмы - отношения личности и общества, связи человече­ской судьбы с судьбой народной, народных судеб с судьбами револю­ции. В «Возмездии» в полную силу зазвучала и тема отношений народа и интеллигенции, интеллигенции и революции. Позднее Блок скажет, что поэма была «полной революционных предчувствий». «Возмездие» - одно из наивысших достижений Блока, в ней раскрывается идейная проблематика всего его творчества. Каждая глава поэмы, рассказывающая о судьбах рода, должна была, по замыслу поэта, обрамляться «описанием событий мирового значе­ния». Блок создал широкий фон исторического движения жизни Европы и России, на котором развертывались картины русской жизни конца XIX и начала XX в.

Блок говорит об антигуманном характере буржуазной цивилизации, теорий буржуазного прогресса: Век девятнадцатый, железный,// Воистину жестокий век! //Тобою в мрак ночной, беззвездный //Беспечный брошен человек!

Двадцатый век... Еще бездомней. //Еще страшнее жизни мгла...

Перед читателем поэмы проходят петербургские сходки, предстают многие реальные фигуры того времени: народовольцы, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Перовская. Поэт описывает настроения тех лет, когда Блок хотел рассказать и о событиях 9 января, о баррикадах 1905 г. Последний отпрыск рода-сын-должен был, по замыслу поэта, погибнуть на революционной баррикаде. В эпилоге, как писал Блок в предисловии к поэме, молодая мать качает младенца и он начинает повторять по складам вслед за матерью: «И я пойду навстречу солда­ там... И я брошусь на их штыки... И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот». Именно ему и предназначено совершить возмездие над историей. Так решалась Блоком проблема развития человеческой личности и ее отношения к истории. "Победоносцев над Россией //Простер совиные крыла, //И не было ни дня, ни ночи, //А только -тень огромных крыл...

Тема «Возмездия»: «...род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи,- начинает в свою очередь творить возмездие; последний пер­ венец... он готов ухватиться своей человеческой ручонкой за колесо, которым движется история человечества».

Жду Прекрасную Даму "тоскуя и любя", но боюсь: а вдруг "изменишь облик Ты" и что я тогда делать буду? – О, как паду - и горестно, и низко,Не одолев смертельные мечты!

Лиргерой разлюбил "утонченность мечты", зато любит "твое белое платье". Встречались они с возлюбленной в тумане вечернем, но теперь все в прошлом: "Всё померкло, прошло, отошло..//Белыйстан, голосапанихиды // И твое золотое весло". - символы!

Геройвходитвхрам, гдеждетПДв " мерцаниикрасных лампад". Понятно, она - Святая, он ей какбэ молится. "А в лицо мне глядит, озаренный,//Только образ, лишь сон о Ней".

3) Осенняя воля - 1905

Тема современности, Родины, России, народа. Пытается приобщиться к народной жизни России с ее тайной душой, непостижимой внутренней силой. "Простор" он наевки полюдит, ведь "цветной" рукав России ему "призывно машет. Просит: "Приюти ты в далях необъятных!//Как и жить и плакать без тебя!"И конечно: "Нет, иду я в путь никем не званый..//Буду слушать голос Руси пьяной,//Отдыхать под крышей кабака".

4) «Девушка пела в церковном хоре» - Август 1905

Контраст, тема "тезы-антитезы", трагическое несоответствие желаемого и реальности.

Девушка поет, всем кажется, "что радость будет", но ни черта:"И только высоко, у царских врат,//Причастный тайнам, - плакал ребенок//О том, что никто не придет назад".

5) Незнакомка - 1906

ПД вытеснена незнакомкой, двуликим посюсторонним существом: одновременно воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя идеале "небесном", но в то же время и порождение "страшного мира" реальности, где: "пьяницы с глазами кроликов//"In vino veritas!"* кричат". И вывод (дадада!): "В моей душе лежит сокровище,//И ключ поручен только мне!//Ты право, пьяное чудовище!//Я знаю: истина в вине".

6) Из цикла «Снежная маска»:

Явление Снежной Девы народу: "И ты смеешься дивным смехом, //Змеишься в чаше золотой". Хи из ин лав эгейн.

Лиргерой окунулся в стихию снежную, и хочет "под звонкой вьюгой умереть", о земной жизни отрекается, и от рая и боженьки тоже, бай зе вэй.

Продолжение этой темы. Возлюбленная Снежная Дева из мира "метелей" предает лиргероя "белой смерти", а он и рад: "сердце хочет гибели,//Тайно просится на дно".

7) Из цикла «Вольные мысли»:

В дюнах - 1907

Вновь к теме Руси. Россия тут в образе красивой женщины (предположительно крестьянке), а у лиргероя к стране/девушке такая жгучая страсть, он бежит за ней, на нем рвется одежда, а она хохоча убегает он него. Он хочет "затравить ее как зверя", а потом сказать: "Моя! Моя!" - И пусть она мне крикнет:"Твоя! Твоя!".

Видимо, обращениекбуржуям, церковникамипрочим противникам рев-ции.Говорит, что все они сдохнут, когда "придут замученные ими", которым помогут упыри и ночные призраки. А ваще обращается к народу:"Гроба, наполненные гнилью,Свободный, сбрось с могучих плеч!"

Тема - уныние и смерть, все плохо и возврата к прошлому нет, мы все умрем. В первом стихотворении лиргероя распинают на кресте, он видит плывущего к нему Христа-двойника, но сомневается, доплывет ли. Во втором: "И вот уже ветром разбиты, убиты//Кусты облетелой ракиты". Все мертво, но видит лиргерой сон о "былом солнце" и спрашивает, вотафак?: "О, глупое сердце,//Смеющийся мальчик,//Когда перестанешь ты биться?" А в последнем оказывается, что все хорошо, тк перед смертью лиргерой повеселиться с возлюбленной, "верной темному раю": "Мои опьяненные губы//Целуют в предсмертной тревоге//Холодные губы твои". Зе энд.

Развивается один из главнейших мотивов лирики Блока - "и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь". Неприглядность жизни (всякие "томления рабьих трудов") видит он, дисгармония и вообще ничего хорошего. Он он такой: "Принимаю". Это не пассивное смирение (типа, ууу всеплохо-пойду чаек заварю) Нет! Он воин, готов противостоять несовершенству мира. Щита не бросит. "Ненавидя, кляня и любя://За мученья, за гибель - я знаю -//Всё равно: принимаю тебя!"

Опятьрусская тема проклевывается. Хорошо пройтись по лугу, плести венки, "Но достойней за тяжелым плугом//В свежих росах по"утру идти". Правда вппереди "неизвестность и гибель", но это ничего.!

11) Цикл «На поле Куликовом» - 1908

Этот цикл (5 стих.) - ядро патриотической лирики. Куликовская битва для Блока - символическое событие, которому суждено возвращение. Стихотворения строятся на противопост. двух миров. Лиргерой готов погибнуть за родину("За святое дело мертвым лечь!"), но ощутима надежда на победное будущее. Цитатки:

"О, Русь моя! Жена моя! До боли//Нам ясен долгий путь!"

"И вечный бой! Покой нам только снится..." А потом на лиргероя сходит благодать его Невесты-Руси: "Был в щите Твой лик нерукотворный//Светел навсегда" (экспаповысиласьдо 3 уровня). Обращается он к ней с просьбой: "Явись, мое дивное диво!//Быть светлым меня научи!" И последнее стихотворение связывает прошлое с настоящим: "Но узнаю тебя, начало//Высоких и мятежных дней!". А потом: "Не может сердце жить покоем,//Недаром тучи собрались.//Доспех тяжел, как перед боем.//Теперь твой час настал. - Молись!

Тутпропооэтаитолпу. ТИпа, поэты: "Разнежась, мечтали о веке златом,//Ругали издателей дружно.//И плакали горько над малым цветком.." Ну и ладно - говорит Блок, хотя бы так, а не как это тупое обывательское быдло, к которому обращается: Ты думаешь, может быть, - хуже//Твоих ежедневных бессильных потуг,//Твоей обывательской лужи?" И в конце: пусть подохну "под забором", но меня хотя бы "бог снегом занес".

Знаменитое стихотворение со строкой "Россия, нищая Россия" - девушка, прекрасная, простая, которая носит "плат узорный до бровей". И лиргерой говорит: "Какому хочешь чародею//Отдай разбойную красу!//Пускай заманит и обманет,//Не пропадешь, не сгинешь ты.." Ну вы, конечно, поняли, почему - есть сила и что-то невообразимое, дикое и мощное.

Ностальгия по промчавшемуся счастью. Образ тройки, быстрой дороги, на которой уносится счастье лиргероя, все мчиться: "Я пьян давно. Мне всё - равно"."А ты, душа... душа глухая...//Пьяным пьяна... пьяным пьяна..."

15) «О доблестях, о подвигах, о славе» - 1908

Обращено к жене Любви Дмитриевне. Лиргероя покинула любимая, но она все равно "милая", "нежная". Ей он говорит: "грасиас пор тодо!" НО грустно: "Уж не мечтать о нежности, о славе,//Всё миновалось, молодость прошла!//Твое лицо в его простой оправе //Своей рукой убрал я со стола.

Все след. относится к циклу "Страшный мир", где ведущий мотив – омертвение мира современной городской цивилизации.

ПРолюбовь, очень красиво. "Голос женщины влюбленный", "две тени, слитые в поцелуе", но лиргерой говорит: не стоит заблуждаться: Да, есть печальная услада//В том, что любовь пройдет, как снег.//О, разве, разве клясться надо//В старинной верности навек?" Типа "я не первую ласкаю" и "царств не требую у ней". Свободные люди, е.

Лиргерой (известные строки):"Я послал тебе черную розу в бокале

//Золотого, как небо, аи".А девушк ана него дерзко и надменно взглянула. НО: Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала//И, бросая, кричала: "Лови!.."//

ПРодевушку, котораябросиласьподпоезд: " Любовью, грязью иль колесами//Она раздавлена - всё больно". А почему? "Так мчалась юность бесполезная,//В пустых мечтах изнемогая...//Тоска дорожная, железная //Свистела, сердце разрывая...И ей конец.

Ничегонеизменить, всекакбыло, такибудет. Итс пойнтлесс: Живи еще хоть четверть века //Всё будет так. Исхода нет.//Умрешь - начнешь опять сначала//И повторится всё, как встарь://Ночь, ледяная рябь канала,//Аптека, улица, фонарь.

Счастья нет. "Что" счастие? Короткий миг и тесный,//Забвенье, сон и отдых от забот..." А потом опять толчок от судьбы, опять все плохо. "Когда ж конец? Назойливому звуку//Не станет сил без отдыха внимать...//Как страшно всё! Как дико! - Дай мне руку,//Товарищ, друг! Забудемся опять.

Музаподарила поэту проклятье своей красоты, ее ласки срашны, а ее явление для поэта - мученья и ад. ОН не зла, не добра. Для кого как, а для лиргероя - демон, такой Петр Могила: "И была роковая отрада//В попираньи заветных святынь,//И безумная сердцу услада//Эта горькая страсть, как полынь!

Уже не из "Страшного мира".

Трагическоеощущение российской современности как безвременья. Поэт поет в угоду толпе, без вдохновения, творческая обреченность поэта: его разум убивает душу. Душа в клетке. "Крылья подрезаны, песни заучены.//Любите вы под окном постоять?//Песни вам нравятся. Я же, измученный,//Нового жду - и скучаю опять".

Тма поэта и толпы. "Уюта - нет. Покоя - нет."Быдло и читателей своих он презирать готов, но все-таки: "Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь".

Предчувствуетмятежиужечувствует, чтоволинародныесобираютсилыдля этого, хотя, мб, день далек: "Я верю: новый век взойдет//Средь всех несчастных поколений".

НепригляднаякартинаРоссии, где живут всякие уроды, которые сначала грешат, а потом под лампадкой пьют чай и думают, что богу помолился энд ит мэйкс ит окей, грехи отпущены. Короче, есть и такие, НО: "Да, и такой, моя Россия,//Ты всех краев дороже мне".

ПосвященоЗинкеГиппиус. Онговорит, что мы - "дети страшных лет РОсии", что никогда ничего не забудем. ОН уже видит и смертное ложе, но потом, потом:"Те, кто достойней, боже, боже,//Да узрят царствие твое!"

26) Цикл «Кармен» (10 стихотворений): - 1914

Все посвящено исполнительнице партии Кармен о опере Бизе Л.А. Андреевой-Дельмас. Главная тема: сила страсти, любви, вдохновляющей на творческие сны. Саша потерял голову, эз олвэйз. Не смысла разбирать каждое, они как одно, везде он просто описывает ЕЕ. «"Кармен"»,- пишет Д. Максимов,-это апофеоз торжественной и таинственной, земной и уводящей в неизмеримость космических пред­ставлений любовной страсти». Блок увидел в своей современнице образ не знающей смирения цыганки. Сюжет об испанской героине сроднился с жизнью Петербурга, где "март наносит мокрый снег". Блок создал обобщенный образ, в котором не расчленены женская природа, условность сцены, восприятие текста Новеллы Меримэ. Об этом великом синтезе есть в стихах "Бушует снежная весна" (в Хозе Кармен метает взглд, я лиргероя до костей пробирает, а когда она говорит: "Ценоюжизни

Тымнезаплатишьзалюбовь!" - то ваще). А как он ее образ описывает, именно не женщину, а образ, от которого он "испытал немую жуткость!" ("Сердитый взор бесцветных глаз") Правда, в описании Кармен выражены черты Дельмас: ее "нежные плечи", "пугающая чуткость" "нервных рук и плеч", презренье глаз, львиное – " в движениях львиной головы". (не знаю, как у вас, но по мне это не женщина, а конь какой-то. Словно Дельмас, а не Кармен испытывает ревность к Эскамильо. Говорится о ее ревности к дублерше: "Не Вы возьметесь за тесьму,//Чтобы убавить свет ненужный,//И не блеснет уж ряд жемчужный//Зубов - несчастному тому..." Эта сценическая ситуация переносится в петербургскую жизь стихотворения "Ода, любовьвольна, какптица", ичтонесуждено больше испытать испытать Эскамильо, войдет в жизнь лиргероя:"И в тихий час ночной, как пламя,//Сверкнувшее на миг,//Блеснет мне белыми зубами//Твой неотступный лик (опять ведь эти зубы, джизас крайст).В тексте звучат цитаты из партии Кармен. Последнее стихотворение "Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь" написано в характерном для лав сайклз жанре послания. Ну и завершается так: такая у нас безумная страсть, но мы оба такие болезненно независимые: "Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен".

27) Цикл «Черная кровь» - 1914

Еще 9 стихотворений эбаут tough love. И тут опять же не нежная любовь, не цветочки-птички, тут жесть, вампиризм настоящий, еще чуть-чуть и дойдут до рукоприкладства. "Нет! Не смирит эту черную кровь//Даже - свидание, даже - любовь!" От ее взляда в нем демоны пробуждаются, пропасть опасная перед ним. Пожалуйста: "Даже имя твое мне презренно" или вот:"Подойди. Подползи. Я ударю //И, как кошка, ощеришься ты..." И в стихотворении "О, нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой" лиргерой говорит: отвали ты от меня к чертям, я хочу жить нормально, но опять его призывает, и ему не выдержать, хотя он знает: "Что твой змеиный рай - бездонной скуки ад". Взгляд ее "жадный" отводит от него дневное солнце. ОН уже и сам становится, как она: "Тогда - во взгляде глаз усталом//Твоя в нем ложь!"А в конце уже совсем интересно становится: "И обугленный рот в крови//Еще просит пыток любви..." А потом: - Ты мертва, наконец, мертва!//Знаю, выпил я кровь твою...//Я кладу тебя в гроб и пою.. (стихотворение "Я ее победил, наконец!") Наааайс.

"Над лучшим созданием божьим" - последнее стихотворение, где он ее изгоняет и чувствует себя счастливым: свободен от "низкой страсти"!

Сюжет: лиргерой едет на мохнатом осле мимо соловьиного сада и видит сквозь заросли роз белое платье и думает, как же туда попасть? Очень круто: "Сердце знает, что гостем желанным//Буду я в соловьином саду..."И он преспокойно оставляет своего осла, свой путь ("Я забыл о пути каменистом,//О товарище бедном моем") и идет в соловьиный сад, где она его ждет с распростертыми объятиями. Проводит там ночь, но видите ли, "Отдаленного шума прилива//Уж не может не слышать душа", а потом он слышит "призывающий жалобный крик" все того же осла. И бай, дарлинг, меня зовут Бонд, Джеймс Бонд. "Я вступаю на берег пустынный,//Где остался мой дом и осел".Но как раньше уже и не будет, так что извините..

29)Возмездие – 1919

Сначала Блок пишет предисловие к ней. Зачем? потому, говорит он, что не хочу заканчивать поэму, полную революционных предчувствий, когда рев-ция уже завершилась. Короче, начал ее он в 1910. Что за годы? Умер Врубель, Толстой + кризис символизма, повылезали акмеисты, футуристы + бурная общественная жизнь + почему-то вспоминает авиацию и цирки + убит Столыпин, после чего власть в стране переходит в руки департамента полиции. Ритм того времени - ямб, тк "мировой водоворот засасывает личность полностью", остается только "вялая плоть и тлеющая душонка". А потом: меня от теорий прогресса просто тошнит. Он хотел в поэме проследить судьбу рода, круг человеческой жизни, и, мб, последний "отпрыск рода ухватиться ручонками за колесо человеческой истории". Ну и мотив "возмездия" должен был быть.

Вот что получилось. Очень миленько, даже в духе Пушкина и с иронией.

Пролог: "Сотри случайные черты - увидишь: мир прекрасен". Время идет, уголь превращается в алмаз, и скоро этот алмаз всех замочит (гнев зреет в сердцах, в каждом дышит дух народа) И поэт призывает всех бить. "Дроби, мой гневный ямб, каменья".

1 глава: она развивается в 70-х годах прошлого столетия на фоне русско-турецкой войны и народовольческого движения. Короче, 19 век довольно мерзкий, но 20 еще хуже: "Еще чернее и огромней тень Люциферова крыла" (и теперь уж "И отвращение от жизни//И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне"..

Но это ладно. Описывается дворянская семья, либеральная притом (по секрету - Блок писал это со своей семьи по матушке - семья Бекетовых), но все равно в глубине души у них все та же "Княгиня Марья Алексевна". Отец семейства "хранит гражданские святыни с николаевских времен", у всех "тургеневская безмятежность", язык франц. и Париж + 4 дочери на выданье. Старшая пошла за чувака, у них вроде либеральные взгляды, гражданский брак и все дела, только все равно без "флер д"оранжа и фаты" никакой свадебки (хаха, ирония). Мда, тут вечер у Анны Вревской и либерал жмет руку славянофилу, пьют чай с ромом (знаете, что-то они все пьют чай с ромом, хм, надо и нам попробовать). И тут появляется красивый молодой человек, которого все сразу окрестили Байроном. Эдакий Демон ("душа больная, но младая"), бледный и умный. Младшую дочь семейства Бекетовых он очаровал, долго думал жениться- не жениться, потом ему предложили кафедру в Варшаве и он такой: а, чем черт не шутит, женюсь. Увез невесту в Варшаву, а та скоро сбежала от него с ребенком, тк был он психоватый. Ребенком был никто иной, как Сашка Блок.

Глава 2: тут просто о том, как прошло время, как "петербургская чернь подобострастно глазела на царя". И спрашивает себя поэт: "Какие ж сны тебе? Какие бури суждены?

Глава 3: Сын вырос, отец умер, сын едет в Варшаву похоронить. "ОН славно отдохнет теперь" - подумал сын спокойным взглядом.."

"Да, сын любил тогда отца//Впервой - и, мб, в последний//Сквозь скуку панихид, обедней,//Сквозь пошлость жизни без конца..." Он смотрит н а квартиру бирюческую отца и думает, что "так жил отец: скупцом, забытым людьми, и богом, и собой". У героя начинаются "несвязный бред", смутный звон в ушах, грустно и страшно. Но все-таки приходит в конце поэм к тому, что " мир прекрасен как всегда".

Все, я чуть не умерла, пока писала содержание тв-ва Блока. Я уже не буду прежней никогда. Будь проклят тот день, когда я выбрала себе этот блок.

Когда поэт стремится выразить свои чувства, он пишет стихотворение. В небольшом произведении может быть заключена целая жизнь, как в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил...». Но если поэту мало просто выплеснуть свои эмоции, если он стремится запечатлеть исторические события или целую эпоху, на помощь приходит уже лиро-эпический жанр - поэма.

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отражена эпоха посткрепостнической России, а в поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти» нашла отражение вся сталинская эпоха. Русский поэт-символист Александр Блок тоже создал дело всей жизни - поэму «Двенадцать», посвященную Октябрьской революции 1917 года, где выразил свое символистическое отношение к этому историческому событию. Но гораздо раньше он начал работать над другой поэмой - «Возмездие».

В 1909 году умирает в Варшаве Александр Львович Блок, отец поэта, с которым, по сути, сам Александр почти не общался, в силу сложившихся семейных обстоятельств. Но вернувшись с похорон, поэт задумывает поэму «Возмездие». Взяв за основу судьбу своего рода, Блок стремился создать грандиозное произведение, своеобразный роман в стихах, новую «энциклопедию русской жизни», как когда-то Пушкин в «Евгении Онегине».

Предполагалось, что это будет широкое повествование, охватывающее события русской и европейской истории с конца XIX до начала XX века. Повествование о судьбе «рода» должно было перемежаться различными лирическими и философскими отступлениями, описывать портреты десятков действующих лиц.

Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу «Возмездия». И если одних она поразила свежестью восприятия истории, предметностью, бытовыми зарисовками - всем тем, что, по существу, было запретным для символистов, то Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты этого течения «метали громы и молнии». Они увидели разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок. Так формально она и осталась недописанной, ведь во все академические сборники вошли только пролог, первая глава и незаконченные обрывки второй и третьей.

В «Предисловии», написанном перед смертью, Блок объяснил замысел поэмы и ее название, использовав слова Г. Ибсена «Юность - это возмездие». Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, «полную революционных предчувствий». Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть «обрамлена описанием событий мирового значения», чтобы «они составляли её фон».

Пролог начинается с обращения к художнику, который должен верить в «начала и концы», ведь ему «дано бесстрастной мерой измерить все», что он видит. Он призывает:

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

В конце пролога звучит мысль о роде, о том, что это единая цепь, что каждое звено цепи - отражение в сыне отца, а два-три звена - это «новая порода». Конечно, он имел в виду и своего отца, которого почти не знал и полюбил, увидев мертвым в гробу.

Первая глава поэмы, посвященная «веку девятнадцатому, жестокому веку», описывает события 70-х годов, когда развивалось народовольчество и в одной из либеральных семей появился молодой красавец, похожий на Байрона и демона одновременно. Всем современникам было ясно, что это отец Блока, Александр Львович. В поэме нашел отражение реальный эпизод из жизни, когда его красоту отметил сам Достоевский и даже хотел сделать его героем одного из своих романов.

Этот «демон» постепенно обосновался в интеллигентной семье, а потом «скромно руку предложил» младшей дочери и «в даль увез ее с собой» - в Варшаву, где после защиты диссертации принял кафедру. Через два года дочь вернулась без него, но с сыном на руках. Вторая глава поэтому посвящена сыну «демона» - «бесчувственному сыну нашего века».

Третья глава описывает, как закончил жизнь отец, как изменился этот яркий «демон». Действие разворачивается в Варшаве, где действительно жил и умер Александр Львович. По замыслу поэта, над свежей могилой отца его сын должен был бы восстановить утраченное звено родовой цепи - уступить место уже своему сыну. Но так получилось, что в год, когда умер отец, умер и новорожденный сын Блока и его жены, Любови Дмитриевны. Возможно, из-за этого поэма так и не была закончена.

В поэме «Возмездие» Блок выступил прямым наследником пушкинского реализма: он описал конец русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед, а «мир всегда прекрасен».

План1. Мечта о красивом доме.2. Дом моей мечты:а) стеклянная крыша;б) зимний сад;в) спортивный уголок и бассейн;г) свой «Игроленд»;д) кабинет и гостиная;е) мастерская.3. Дом, где тебя любят.КаждыйДолженИметь свой дом -Свой собственный,тайный, маленький дом.Татьяна МакароваВсе мечтают жить в красивом уютном доме. Часто, сидя за своим письменным столом, я в мечтах рисовал дом.Каким же я видел свой дом? Наверное, мои мечты совпадают с мечтами моих друзей и одноклассников.Я очень люблю лето, солнечный свет, поэтому хотел бы, чтобы крыша у этого дома была бы прозрачная, и

Профессия врача - это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней. В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова. О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе "Ионыч". С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательско

Произведение «Мертвые души», произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной структурой «Божественной комедии» Данте. Одним из аспектов которого, являются композиционное построение. Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг помещики, второй чиновники, третий высшие чиновники. Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души это не крестьяне, не мужики, это помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока. Гоголь, как писатель-сатирик, озира

В поэме «Возмездие» Блока о конце русского дворянства повествует, если воспользоваться словами самого автора, «тот, кто любил его нежно, чья благодарная память сохранила все чудесные дары его русскому искусству и русской общественности в прошлом столетии, кто ясно понял, что пора уже перестать плакать о том, что его благодатные соки ушли в родную землю безвозвратно. ». Блок прощался с этим прошлым, как герой другой его поэмы — с «соловьиным садом», где осталось многое, мучительно дорогое для него. Но всякое промедление в этом «саду» кажется

Ему тягостной, непростительной изменой иным, несравненно более высоким и благородным идеалам:

Опьяненный вином золотистым, Золотым опаленный огнем, Я забыл о пути каменистом,

О товарище бедном своем.

Сладостна соловьиная песнь, даже сами стихотворные строки как бы звенят ее звучными переливами и вариациями (опьяненный — опаленный, вином — огнем, золотистым — золотым).

Почему ж нам внезапно вспоминается пушкинское:

Шли годы. Бурь порыв мятежный Развеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

Может быть, по контрасту? Ведь сюжетная ситуация в поэме чуть ли

Не обратная пушкинской: не во «мраке заточенья» томится ее герой, а напротив — в прекрасном саду, в объятиях красавицы, да и «товарищ» его — всего-навсего осел, послушно деливший с ним тяжкий труд:

Вдруг — виденье: большая дорога

И усталая поступь осла.

Но припомним давние блоковские строки, порожденные отзвуками революции 1905 года:

Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.

Кто взманил меня на путь знакомый, Усмехнулся мне в окно тюрьмы?

Ведь и там, и в родственном по пафосу стихотворении «Вот он — Христос — в цепях и розах. » «тюрьма» — это «соловьиный сад» беспечальной жизни. А невзрачный пейзаж, где «убогий художник создал небо» и где столь прозаически «на пригорке лежит огород капустный», волнует и притягивает так же, как простонародная незнакомка «в платочке ситцевом своем» («Твое лицо мне так знакомо. »).

Живейшая нравственная необходимость зовет поэта выйти «в путь, открытый взорам».

Без этого пути дни тянутся «без божества, без вдохновенья. ». Характерно, что много позже Блок назовет так свою статью о поэтах, которые, по его словам, «спят непробудным сном без сновидений. не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще. ».

Приобщение к трагедии первой мировой войны еще более обострило блоковское чувство родины:

Да, ночные пути, роковые,

Развели нас и вновь свели,

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

«Чужая земля» — это образ оторванности от родины, от ее забот и судеб. В биографической основе стихотворения — не только духовные метания самого Блока в «ночные часы» реакции, но и бурное увлечение его жены-актрисы модными театральными исканиями («Модернисты разлучают ее со мной. » — горестно говорится в дневнике поэта). В первые годы войны Л. Д. Блок работала в военном госпитале близ фронта, и это, по мнению мужа, должно было отрезвить ее от прежних пристрастий.

Но, конечно, смысл стихотворения несравненно шире эпизодов чьей-либо личной биографии:

Крест и насыпь могилы братской,

Вот где ты теперь, тишина!

Лишь щемящей песни солдатской Издали несется волна.

Эти строки перекликаются со знаменитыми стихами Некрасова: «В столицах шум, гремят витии, кипит словесная война, а там, во глубине России,- там вековая тишина». Как и у Некрасова, тишина противопоставлена здесь суете и шумихе, поднятой вокруг происходивших событий («. хвастовство в стихах и прозе оглушало, словно московский колокольно-медный звон»,- писалось об этом времени в издаваемом Максимом Горьким журнале «Летопись»).

Другие стихи Блока этих лет также пронизаны ощущением все возрастающего трагического напряжения:

Ставни с петель

При первой, газетной публикации это стихотворение называлось «Ветер». Вновь возникает перед нами этот «герой» блоковской поэзии, несущий с собой тревогу и смутные предчувствия. Пройдет меньше двух лет, и запев стихотворения — «Дикий ветер стекла гнет. » — окажется той ритмической «искоркой», из которой вспыхнет бурное пламя «Двенадцати»: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!»

Сочинения по темам:

  1. На ногах не стоит человек. На всем божьем свете! Ветер, снег, под которым лед, — прохожие передвигаются с трудом. От...
  2. Краткая история создания. Поэма «Соловьиный сад» датирована 6 января 1914 — 14 октября 1915. Это был период бурного романа Блока...

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...