Анализ учителя логопеда за год. Анализ работы учителя-логопеда за учебный год

В 2013 - 2014 учебном году логопедическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям: организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативное.

I. Организационно - методическое направление.

А) организация деятельности:

В период с 1 по 15 сентября 2013 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей из следующих групп: №5 (подготовительная), №9 (старшая), №3 (старшая), №4 (средняя), №2 (младшая). Обследование проводилось по методике Безруковой О.А., Каленковой О.Н. (Методика определения уровня речевого развития детей).

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт в 2013-2014г. было зачислено следующее количество детей: 21 воспитанник. Из них 17 были включены в работу сразу, а остальные 4 человека были зачислены по мере выпуска детей с логопункта (после устранения выявленных нарушений,в течение года). На каждого ребенка был составлен индивидуальный перспективный план коррекционного воздействия.

Со всеми детьми проводились индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию выявленных нарушений: звукопроизношения, развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря, развитие связной речи. В сложных случаях, при наличии стертой формы дизартрии проводился дифференцированный логопедический массаж по методике О.Г.Приходько. (Имею сертификат).

Родителям детей, составляющих группу риска, не зачисленных на логопункт ГБОУ(младшего и среднего возраста) были даны консультации и рекомендовано обратиться к специалистам.

В середине года был проведен мониторинг детей младшего возраста по методике Безруковой О.А., Каленковой О.Н. (Методика определения уровня речевого развития детей). По результатам диагностики были составлены рекомендации для воспитателей и родителей. В сложных случаях родителям были рекомендованы службы помощи.

В период с 15 по 30 мая была проведена диагностика речевого развития детей ГБОУ СОШ № 863 (СПДО №2), по результатам которой, был составлен список детей, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Б) методическая деятельность:

1. Повышение квалификации

А) 27.03.2014г. посетила Всероссийский Педагогический Марафон учебных предметов. День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, ЛФК. (Получен сертификат, 6 академических часов).

Б) 18.01.2014г. в ГБОУ СОШ № 200 посетила Московские Педагогические Чтения гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили.

В) На базе СПДО№2 прошла курсы повышения квалификации « Введение ФГОС в ДОУ»

Г) Итоги работы по теме самообразования:

Тема: «Формирование оптико-пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

  • Изучила и проанализировала дополнительную литературу по теме;
  • выбрала новые приемы по формированию оптико-пространственных представлений и включила их в активную работу на занятиях с детьми;
  • обновила дидактический материал по данному направлению работы.

2. Открытые занятия

А)11.12.2013г. Было проведено открытое занятие для учителей -логопедов, педагогов-психологов ГБОУ СОШ № 863 (СП №1,2,3,4) на тему: «Дифференциация звуков С-Ш в словах с применением логопедического массажа, пассивной, активной гимнастики по методике доктора педагогических наук, профессора О.Г. Приходько»

Б) 06.03.2014 Было проведено открытое интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе (№9) на тему «В гостях у звуков Л-Ль».

В)31 .03.2014г. Было проведено открытое интегрированного занятия учителя - логопеда, педагога-психолога и воспитателя в старшей группе. Тема:«Дети рисуют свой русский мир».

Г) 16.04.2014г. В рамках Дня открытых дверей было проведено интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну чудес». (Присутствовали студенты Пед. колледжа №4, родители, администрация ГБОУ).

3. Выступления на мастер-классах

19.03.2014 г. Выступление на окружном мастер-классе логопедов и психологов в ГБОУ СОШ № 863 (СП №2) по теме: "Формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в условиях современной школы".

Формы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога были представлены в виде интегрированных занятий с детьми, целью которых является обеспечение единого подхода к решению психолого-педагогических задач, а также взаимный учет рекомендаций специалистов во время занятий. Другая форма взаимодействия - это проведение консультаций: логопед - психолог, логопед - психолог - учитель, логопед - психолог - родитель. Целью этих занятий является решение задач индивидуального сопровождения, осуществление единой стратегии коррекционно-развивающей работы.

4. Печатные издания, публикации

а) 21.01.2014 Сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»
Опубликован конспект занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в словах с применением логопедического массажа, пассивной, активной гимнастики по методике доктора педагогических наук, профессора О.Г. Приходько». Выдан сертификат.

в) 2.03.2014г. Сайт «Школьный логопед» сайт
Опубликован конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гостях у звуков Л-Ль». Выдан сертификат.

г) 04.04.2014г. Сайт «Школьный логопед» сайт

5. Выступление на педсовете

17.12.2013г. Педагогический совет №1. Тема: «Реализация преемственности дошкольного и начального школьного образования». Выступала с презентацией.

6. Участие в общих мероприятиях

Принимала участие в роли ведущей 1 сентября, выступала в роли скомороха на празднике «Проводы деда Мороза», участвовала в Конкурсе чтецов в роли жюри, принимала участие в поздравительном новогоднем выступлении в СПДО №3 в рамках педсовета.

7. Участие в окружных, городских и региональных мероприятиях

а) Приняла участие во Всероссийском дистанционном конкурсе методических разработок по формированию исследовательских умений детей дошкольного возраста «Радуга открытий» 2014 г. Выдан сертификат.

б) Приняла участие в конкурсе учебно - методического портала «Виртуалия. РФ» по созданию интерактивных проектов, направленных на популяризацию русского языка и культуры в мире. Выдана благодарность.

В течение учебного года создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете: пополнялся дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана.



II. Коррекционно- развивающее направление. Данные о работе учителя - логопеда в 2013 - 2014 учебном году представлены в таблице №1:

Поступило всего:

Диагнозы при поступлении

1 (+ стертая форма дизартрии)

7 (Из них 1-стертая форма дизартрии)

ОНР 2 уровня

ОНР 3 уровня

7 (из них 2- стертая форма дизартрии)

ОНР 4 уровня

6 (из них 2 - стертая форма дизартрии)

Заикание

Стертая форма дизартрии
(всего из выше перечисленных)

С какой речью выпущены дети

Выпущено всего

С хорошей речью

Со значительными улучшениями

Без улучшений

Оставлены для продолжения обучения

Оставлено всего

ОНР 2 уровня

ОНР 3 уровня

2 (из них 1 - стертая форма дизартрии)

ОНР 4 уровня

III. Консультативное направление.

В течение всего учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей детей, имеющих речевую патологию. Были даны рекомендации по коррекции речевых дефектов и продемонстрированы формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей. Также, были проведены занятия с показом логопедического массажа, с целью обучения родителей приемам данного вида воздействия, после чего многие родители стали выполнять его в домашних условиях, что значительно ускорило процесс устранения речевой патологии. Все проведенные консультации фиксировались в журнале, с указанием даты и темы.

На сайте СПДО №2 даны консультации на темы: «Формирование и развитие фонематического слуха у старших дошкольников», «Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи», «Зачем нужен учитель - логопед в простом детском саду?», «Новые логопедические технологии в работе учителя-логопеда». Размещены видеоролики занятий.

Презентация: интегрированные занятия и консультирование, как форма взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога

Интегрированные занятия и консультирование как форма взаимодействия педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога.
ГБОУ СОШ 863

1. В этом году помимо своей основной работы мы осваивали новые для себя формы взаимодействия педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

В начале нашей работы мы поставили перед собой цели: повысить качество и эффективность образовательного, коррекционного процесса; обеспечить единообразный подход к решению психолого-педагогических задач; способствовать здоровьесбережению.

2. Мы старались осуществить следующие задачи:

  • Повышение учебной мотивации детей на занятиях;
  • Развитие когнитивной сферы, коммуникативной сферы, эмоционально-волевой сферы детей;
  • Осуществить индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • Разработать методические рекомендации по работе с детьми, имеющими особенности развития ВПФ
  • Развитие у детей умения сотрудничать;
  • Расширение кругозора детей.

3. Мы выбрали и апробировали такие формы взаимодействия, как консультирование и интегрированные занятия.
Преимуществом таких объединенных консультаций является

  • обмен информацией и расширение профессионального опыта;
  • осуществления единой стратегии коррекционно-развивающей работы;
  • разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

4. Проводились интегрированные занятия. Особенностью таких занятий стало:

  • соблюдение четкости и компактности учебного материала;
  • занятия отличались большой информативностью, ёмкостью, взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала на каждом этапе занятия;
  • такие занятия вызывали огромный интерес у детей.

5. Результатом нашей работы стало:

  • обновление форм и содержания работы с детьми;
  • развитие профессионального уровня и творческого характера деятельности педагогов;
  • создание у детей установки на успех.

Ознакомительные беседы с целью установления доверительных отношений между семьёй и сотрудниками ДОУ, создания полноценных условий для эмоционально психического здоровья детей.

Консультирование родителей логогруппы (каждую среду), совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребёнку. Знакомство родителей с основными приёмами обучения, подбором материала. А также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.

Темы: Результаты логопедического обследования на начало уч. года.

Развитие речи детей 6-7 лет жизни.

Артикуляционная гимнастика, автоматизация и дифференциация звуков, введение их в речь.

Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.

Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом.

Речевая готовность к школе. И др.

Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка и семьи, основными приоритетами семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребёнка в ГОУ. Сбор анамнестических сведений.

Проведение консультаций на родительских собраниях:

«Давайте познакомимся». Знакомство с родителями. Ознакомление родителей с требованиями, особенностями жизни в подготовительной логопедической группе, спецификой режима.

Специфические особенности группы для детей с общим недоразвитием речи. Знакомство родителей с результатами диагностики (основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, степени отставания от нормы, необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта). Ознакомление с планом работы в 1ом периоде обучения, его задачами и содержанием.

«Чему мы научились». Подведение итогов за первое полугодие. Раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения. Характеристика речевого и общего развития. Успехи и трудности, возникшие в процессе коррекционных занятий.

«Итоги нашей работы. Речевая готовность к школе». Подведение итогов обучения за год. Рекомендации по закреплению пройденного материала.

Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению Открытые фронтальные занятия на темы: «Дифференциация звуков и букв К,Х», «Предлоги из-под, из-за».

«Логопедические уголки», информационные стенды, папки-передвижки для родителей, памятки.

Темы: особенности речевого развития детей 6-7 лет.

Упражнения для развития связной речи.

Чтобы ребенок не заикался.

Советы для родителей «10 почему» детям необходимо читать.

Как помочь ребенку стать читателем.

Развитие познавательной сферы детей.

Профилактика тревожности. И др.

Тематические выставки книг. Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам.

Анализ работы учителя-логопеда

Главной целью работы в 2013-2014 учебном году являлось оказание квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопедического пункта, определены задачи:

¾ осуществление диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

¾ развитие у детей подвижности артикуляционного аппарата, произвольного внимания к звуковой стороне речи, фонема тического восприятия, связной речи, психических процессов (внимание, память, мышление);

¾ обогащение словарного запаса;

¾ воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи;

¾ пропагандирование логопедических знаний, проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов.

Работа на логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

¾ организационному;

¾ диагностическому;

¾ коррекционно-развивающему;

¾ просветительно-профилактическому.

Организационное направление

Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции. В разделе организации и оптимизации учебного процесса была запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий был подобран и систематизирован материал; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал. Велась работа по систематизации диагностического и программного материала:


¾ шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с обучающимися начальной школы в связи с большим притоком детей, имеющих общее недоразвитие речи;

¾ оформлены диагностические материалы для обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма.

В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:

1.Составлены списки детей, занимающихся на логопункте. 2.Журнал консультаций. 3. Речевые карты. 4. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год (перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, индивидуальные планы работы сформированы по характерам нарушений).

На основе анализа за истекший учебный год определена цель на 2014-2015 учебный год:

продолжить работу над созданием условий по оказанию квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Определены следующие задачи:

1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи детей; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость обучающихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.

2. Расширить сотрудничество со специалистами школьным ПМПк, родителями.

3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.

4. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

Анализ работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР д/с №5 «Золотая рыбка» Романовой Е.Г. за 2013-2014 учебный год.

Работа по коррекции и развитию речи у детей 6 лет с нарушениями речи в 2013-2014 уч.гг. проводилась в условиях специальной логопедической подготовительной группы. Эта группа была укомплектована детьми, которые прошли ПМПК и были направлены в мае 2012г. сроком на 2 года.

Работа по коррекции нарушений речи детей в подготовительной логопедической группе МДОУ ЦРР д/с № 5 «Золотая рыбка осуществлялась по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина.

Основная цель коррекционной работе: Оказание помощи в нормальном формировании и дальнейшем развитии речи детей, имеющим какой-либо дефект речи.

Задачи коррекционной работы:

1.Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.

2. Предупреждение и устранение различных речевых расстройств методами и средствами специального обучения и воспитания.

3. Организация логопедической помощи, коррекция речевых расстройств.

4. Работа над звуковой и лексико-грамматической стороны речи.

Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза;

Обобщать и активировать словарный запас детей;

Формировать понятие о грамматических категориях;

Развивать творческие способности детей и воображения.

В коррекционно-педагогической работе нужно ставить достойную цель – стремиться к тому, чтобы все способствовало стать ребенку физически, социально и интеллектуально совершенным.

Методы работы:

1. Пальчиковые игры;

2. Артикуляционная гимнастика;

3. Звукоподражание;

4. Проговаривание различных форм слов;

5. Составление и проговаривание различных форм слов (словоизменение: по роду, числу и по части речи);

6. Составление различных слов с заданным слогом - видоизменение;

7. Составление различных конструкций предложений;

8. Игры на развитие восприятия, память и мышления;

Проговаривание слов по слогам,

Доскажи, отгадай слово,

Кто больше знает слов с определенным звуком?

Назови слова по порядку или подбери признаки к предметам?

Повтори название слов в определенной последовательности,

Выбери слова с заданным звуком,

Назови, какой звук повторяется в этих словах.

9. Работа над активизацией словаря:

Однокоренные, родственные слова;

Отгадывание загадок;

Составление предложений и рассказов по картинкам.

10. Проговаривание скороговорок, чистоговорок, пословиц, стихов и рассказов.

11. Упражнения на развитие фонематического слуха:

Выбери звук из слова, текста;

Место звука в слове.

12. Собери разрезную картинку;

13. Выкладывание букв, картинок из палочек, фишек;

14. Составление рассказов по описанию погоды, предметов, праздников. Действий и деятельности людей.

Контингент детей логопедической группы.

Подготовительную логопедическую группу в течение года посещали 16 детей с разными речевыми патологиями:

НСЯ уровня у ребенка с дизартрией -2 чел. (Исмагилов Ж., Кашина М.)

ОНР III уровня у ребенка с дизартрией - 3 чел. (Бобин Д., Спасских К., Шиховцева М.)

ФФНР у ребенка дизартрией - 3 чел. (Помехин А., Недбаев Р., Сытытов Л.)

ФФНР у ребенка с дислалией - 6 чел. (Гордеева А., Лозовая А., Макаров И., Плешивцев С., Симонов Е., Шудренко М.)

ФФНР у ребенка с ринолалией – 1 чел. (Валиахметова А.)

НРСХ, у ребенка у моторной алалией- 1чел. (Кузин И.)

В мае 2014 года дети логопедической группы были выпущены из логопедической группы, и результаты ПМПК таковы:

Всего детей в подготовительной логопедической группе

Детей выпущены из логопедической группы с чистой речью

Детей выпущены из логопедической группы со значительными улучшениями

Дети оставленные на повторный курс обучения в группе.

Дети выбывшие

из логопедической группы в течении года

Кол-во человек

Проценты

100 %

69,2%

30,8%

15,4%

Сведения о повышении квалификации и участии в методической работе за 2013-2014уч.гг.

С декабря 2013года вхожу в состав районной аттестационной комиссии.

Курсы ПК:

Постоянный участник вебинаров на педагогическом портале МЕРСИБО. Сертификаты участника вебинаров.

Самообразовательная работа над темой:

  1. Общедетсадовские темы:
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
  1. Индивидуальная тема :
  • Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

В течение года посетила 4 методических объединения учителей-логопедов ДОУ :

  • Консультации
  • Мастер класс: «Постановка шипящих звуков»
  • Просмотры открытых НОД
  • Участие в методической выставке: «Картотека по постановки звуков»
  • Участие в группе поддержки на конкурсе «Педагог ДОУ»

В течение года мною были проведены беседы с воспитателем на следующие темы:

1. Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

3. Загадка как средство развития речи и мышления.

4. Работа по развитию артикуляционной моторики.

5. Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи

6. Вербальные и невербальные коммуникации.

7. Обогащение словаря детей с ОНР антонимами и синонимами.

8. Развитие внимания и памяти детей.

9. Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год.

Обсуждение рабочих моментов.

Взаимодействия со специалистами ДОУ: с инструктором по физ. развитию, муз. руководителем, психологом, воспитателями групп для детей с НР.

Выступления на родительских собраниях:

  • « Цели и задачи коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе для детей с нарушениями речи». Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий.
  • «Подведение итогов коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе. Рекомендации родителям на летний период».

Консультации для родителей:

1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования.

2. Как организовать логопедические занятие дома.

3. Зеркальное написание букв

4. Роль родителей в развитии речи детей.

5. Развитие внимания и памяти детей.

6. Игры по развитию словаря.

7.Как помочь ребенку, если забывает, путает, неправильно пишет буквы он?

8. Речевая готовность ребёнка к школе.

Участие Интернет в конкурсах методических наработок:

1. Статья на тему: «Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией» . Диплом лауреата международного фестиваля педагогического мастерства «Аксиус»;

2. Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте детского сада МКДОУ ЦРР детский сад № 5 «Золотая рыбка» г. Пласт.

3. Сайт - Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте , ссылка на портфолио. Сертификат о создании персонального сайта, сертификат на электронное портфолио, благодарность от администратора социальной сети за активное участие в работе сайта (2013 г.); Свидетельство о публикации Конспект НОД по обучению грамоте в в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

4. Участие в III Всероссийском творческом конкурсе для детей и взрослых "Талантоха" ("Талантоха - III"), Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р. Диплом лауреата

6. Фото на сайте газеты "Вектор образования" Челябинск
7. Электронный педагогический журнал "Большая перемена", материал на Конкурс эссе ко дню учителя "Я - воспитатель!", посвященный дню дошкольного работника: Эссе учителя-логопеда . Диплом участника конкурса.

8. "Талант с колыбели"

Участие во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов и родителей «ОТКРЫТАЯ КНИГА - III», электронного портфолио учителя-логопеда . Диплом лауреата конкурса.

10.Клуб логопедов "Логобург" , участие в конкурсе "Лучший логопед - Осень 2013год". Диплом участника конкурса.

11. Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте МААМ.RU . Свидетельство о создании электронного портфолио; Свидетельство о публикации Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ФФНР «Кот Том идет на день рождения»

12. Публикация на творческом Центре СФЕРА, Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

13. Участие в IХ Всероссийском конкурсе "Творчество умников и умниц". Конспект подгруппового НОД в подготовительной логопедической группе «В гости к лесным друзьям». Диплом победителя конкурса, I место.

Пополнение учебно-методического комплекса:

  • новинки методической литературы
  • пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми
  • пополнение консультаций для педагогов и родителей

Пополнение учебно-дидактического комплекс:

  • новые игры и игрушки для работы с детьми
  • пособия для фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

Анализ работы учителя-логопеда

Митрохиной Елены Ливьевны

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» за 2010-11 учебный год.

Целью деятельности является коррекционная работа, направленная на преодоление речевых нарушений у детей, социализацию ребёнка в обществе.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

    своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями;

    совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;

    пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей;

    осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и начальным звеном школы.

Диагностика

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи. Изучение этимологии и патогенеза. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.

3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:

а) логопедическое обследование детей;

б) анализ медико-педагогической документации.

в) опросы педагогов и родителей, анкетирование;

г) изучение данных психологической диагностики.

Анализ документации предусматривает работу с тетрадями для контрольных работ школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка. В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.) Данные вносились с таблицу «Учет специфических ошибок письма» по классам. У учащихся, зачисленных на логопедические занятия, проводился анализ ошибок.

д) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей направлялись в лечебно - профилактические учреждения для обследования врачами - специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:

Звукопроизношение;

Обследование артикуляционного аппарата;

Фонетико-фонематических представлений;

Звукового анализа и синтеза;

Зрительного восприятия и узнавания;

Пространственных представлений и ориентации;

Общих представлений о предметах;

Лексико-грамматического строя речи;

Обследование состояния общей моторики;

Исследование произвольной моторики пальцев рук;

Умения работать по словесной и письменной инструкции.

Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки, тесты, пробы. Обследование устной речи учащихся первых классов проводилось по альбому О.Б. Иншаковойи «Экспресс-обследованию фонематического слуха и готовности к звуковому анализу», В.В. Коноваленко и В.С. Коноваленко.

Сводная таблица по направлениям диагностики

Направления диагностики

Кол-во методик

Учащиеся (класс, кол-во)

Педагоги

(кол-во)

Родители (кол-во)

Обследование устной речи учащихся:

При поступлении в школу первоклассников

119 (100%)

Вновь прибывшие

Конец учебного года

дети, состоящие на учете в логопункте

68 (100%)

Обследование письменной речи учащихся:

На начало года, учащиеся 2-4 классов

277 (100%)

На конец года, учащиеся 1-3 классов

Обследование уч-ся для ПМПК

Итого

За 2010-2011 учебный год обследовано 407 учащихся начальных классов. Из них 119 первоклассников. По сравнению с прошлым годом, увеличилось число детей со сложными речевыми нарушениями. Что значительно влияет на качество и продолжительность коррекционной работы всех педагогов, работающих с этими детьми.

Выявлено с нарушением устной речи- 67 учащихся.

Из них: с общим недоразвитием речи-19 учащихся.

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 18 учащихся.

С фонетическим нарушением- 19 .

С фонематическим недоразвитием-5 учащихся.

Заикание-6

Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи -32 учащихся (48% от нуждающихся), 19 (28%) получали помощь консультативно. Т.о, было охвачено 51 учащийся (76%). В 2009-10 уч.г. -89 учащихся (83% от числа нуждающихся). Нагрузка учителя-логопеда в прошлом году составляла 40 часов, в этом учебном году – в соответствии со штатным расписанием-20 часов. Соответственно, количество детей, получивших логопедическую поддержку, сократилось.

Результаты обследования учащихся первых классов. Выявлено с нарушениями речи 44 человека.

Количество

обследуемых

Выявлено с

Выявлено с

Фонетическое

нарушение

Фонематическое недоразвитие

заикание

Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 17 первоклассников (39% от числа нуждающихся).

Из них: с общим недоразвитием речи- 8 (89% от числа нуждающихся с данной патологией) учащихся;

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 7 (70%)учащихся,

с фоне-тическими-4 (15%).

В письменных работах вторых - третьих классов выявлено 15 учащихся с нарушением письма и чтения. Из них дисграфия, обусловленная фонетико - фонематическим недоразвитием речи - 7 учащихся, 8 учащихся с нарушением письма и чтения, обусловленного ОНР (эти дети испытывают трудности при усвоении программы по русскому языку, окружающему миру, чтению). Из них 7 учащихся с ОВЗ: 4 ученика, которым рекомендовано обучение по программе VIII вида, 2 ученика-VII вида. 1 учащийся второго класса (ребенок-инвалид по слуху) с нарушением письменной и устной речи.

Коррекционно-развивающее направление

Учебный год

Кол-во детей в школе

Кол-во и % детей, прошедших обследование

Кол-во детей, нуждающихся в коррекции

Охвачены коррекционной работой

Динамика

Всего кол-во, % от нуждающихся

Индивидуальной (кол-во, % от охваченных)

Групповой

(кол-во, % от охваченных)

Консультативной

(кол-во, % от охваченных)

Положительная

(кол-во, % от охваченных)

Отрицательная

(кол-во, % от охваченных)

Не наблюдается (кол-во, % от охваченных)

По данному направлению была проведена следующая работа: групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащения словарного запаса, развития фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза. Совершенствовались навыки мелкой моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционного праксиса, отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций, коррекции звукопроизношения. На индивидуальных занятиях использовались техники зондового массажа.

Занятия проводились в соответствии с планом коррекционной работы, составленным на основании проведенной диагностики. Дети были распределены в 7 групп в соответствии с речевым нарушением, для каждой группы разработано календарно - тематическое планирование.

Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, классный руководитель и родители. Посещаемость отмечалась в журнале.

Повторное обследование показало: выпущено по окончании курса коррекционной работы- 22 (69%) учащихся (1класс -10человек, 2-4 классы -12 учащихся). Снята инвалидность по речи с одного ребенка. Еще 19 учащихся (с изолированными нарушениями звукопроизношения), не имеющими возможности быть зачисленными на логопедические занятия в связи с отсутствием на логопункте мест, во втором полугодии посещали консультации логопеда. Из них 12 детей сняты с учета в связи с улучшениями речи.

Оставлено для продолжения занятий 10(31%) учащихся, т.к., программа обучения для этих детей составляет от 1,5 до 2-х лет, в зависимости от структуры дефекта.

В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, чтению, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Результаты обучения в логопункте представлены в приложении №1.

Консультирование.

Сводная таблица по консультированию

Виды консультирования

индивидуальное

групповое

учащиеся

педагоги

родители

Сводная таблица по направлениям консультирования

Направление

учащиеся

педагоги

родители

По результатам диагностики

С результатам коррекционной работы

Индивидуальное консультирование по запросам

В этом учебном году большее число консультаций пришлось для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, не имеющих возможности быть зачисленными на занятия, в связи с отсутствием на логопункте свободных мест. Высоко и количество консультирования родителей.

Профилактика и просвещение

Профилактика и просвещение

Кол – во мероприятий

Родительские собрания

Родители – 163, педагоги-6

Родители – 35

Сообщене на городском МО учителей-логопедов

Учителя – логопеды - 11

Учителя-логопеды – 7

Посещение на дому неорганизованных детей

Семьи учащихся

Открытые логопедические занятия с использованием ИКТ

Родители-3

Педагоги-1

Подготовка информации на школьный сайт

Страничка логопеда

Логопедическое занятие

Информация для педагогов

Информация для родителей

Дети с ОВЗ

Педагоги, родители, общество

Родители- 12

Оформление стендов

Педагоги, родители, учащиеся

«День здоровья»

Учащиеся – 32 (дети-логопаты)

Посещение уроков

педагоги – 5

Работа в экспертнойгруппе городской аттестационной комиссии.

Логопеды школ города № 5, 1

Логопеды ДОУ № 2,3,

Психологи ДОУ № 4,7

2 (консультации по подготовке уроков, документации)

Работа с мед. картами учащихся

Карты учащихся 1-х классов

Прибывших -7

Индивидуальная и групповая коррекционная работа (по расписанию)

Дети-логопаты

Проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку

2-4 классы (277)

Посещение семинаров

Завучи по ВР

ИТОГО

Направление взаимодействие логопеда с педагогом

Так как у логопеда и учителя общая цель - дать школьникам качественное образование, сообщаю педагогам об особенностях речевого развития детей в классе, содержании коррекционной логопедической работы. От педагогов получаю информацию об успеваемости обучающихся. При планировании обязательно учитываю программные требования по русскому языку, чтению, последовательность и время прохождения отдельных тем. Оказываю помощь педагогам в соответствии с содержанием уроков в подборе дидактического материала, во время проведения «речевых разминок» даю рекомендации по работе над рифмой, темпом, интонацией, ударением. В целях профилактики зубо-челюстных аномалий с учащимися 1-х классов провожу артикуляционную гимнастику (на которой присутствуют педагоги). Рекомендую на уроках обучения грамоте использовать артикуляционные профили, для уточнения правильного произнесения звуков. В этом учебном году просветительская работа с педагогами проводилась в основном с помощью компьютерных технологий. Информация была помещена на школьный сайт. В связи с высокой загруженностью педагогического коллектива очень трудно найти время для всеобучей. А школьный сайт хорошая возможность для получения информации. Для родителей, коллег были предложены: конспект и презентация логопедического занятия и другие формы работы.

По запросам педагогов были проведены беседы с родителями первых классов на родительских собраниях «Роль родителей в исправлении речи детей», «Предпосылки обучения грамоте», «Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения школьника», «Принципы письма». Участвовала в собрании для родителей будущих первоклассников. В течение года велась тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте.

Педагогам был предложен дидактический материал, для работы с детьми, имеющими трудности при усвоении программы. Работала над методической темой: «Использование новых технологий по преодолению тяжелых нарушений речи у учащихся». Было подготовлено сообщение для обмена опытом на городском МО учителей-логопедов. 2010-2011 учебном году посещались уроки учителей с целью выработки единых требований к детям-логопатам, отслеживанию результативности работы.

Побывала на занятиях учителей-логопедов при МОУ СОШ №1,2,5. Дошкольных учреждений.

В течение учебного года проводилось пополнение логопедического кабинета дидактическими материалами:

карточки по развитию моторики, автоматизации звуков.

На 2011-2012 учебный год планирую улучшить формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушением речи, разнообразить формы домашнего задания, пополнить логопедический кабинет необходимым оборудованием (список прилагаю).

Работа на школьном логопункте за 2010-2011 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.

По прогнозам логопедов дошкольных учреждений в этом учебном году увеличится количество детей с речевыми нарушениями поступающих в школу. Скажется и то, что в ДОУ №7 нет учителя-логопеда, коррекционная работа с детьми-логопатами там не проводилась, а значит, вся нагрузка ляжет на школьного логопеда.

Анализ анализ коррекционной работы ...

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...