«Анализ стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая

Написанное в раннюю пору творчества Бунина (1894), стихотворение поражает зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, чувством родной истории и литературы, богатством лексики. Ф. А. Степун в статье к собранию сочинений А. И. Бунина (Париж, 1929) справедливо замечает: «Чем пристальнее вчитываешься в стихи Бунина, тем глубже ощущаешь… их пронзительную лиричность и глубокую философичность… » При чтении стихотворения в нашем сознании возникают образы степи и ковыля, «старого и сонливого»; ветра, который «качает, клонит и качает» ковыль, колышет вежи (палатки, кочевые шатры) половецкие и «бежит-звенит старинной былью». Прошлое и настоящее как бы сошлись в художественном времени и пространстве стихотворения. Отсюда и вопрос: Не тот ли это шлях, Где Игоря обозы проходили На синий Дон? Эпиграф взят из «Слова о полку Игореве» и почти повторен в первой строке стихотворения. Этот вопрос, ответом на который является все стихотворение. В нем мы угадываем бунинское чувство памяти, истории, природы, ощущение прежних и новых «великих бед». Тема стихотворения — тема родной земли, раздумья о прошлых битвах в «темном поле», о тех полках, память о которых осталась в русских душах, в русской истории, о русских реках и дорогах («А путь бежит»), о... неумолимости времени. Смысл заглавия: Ковыль - как образ степи, ее красоты, ветра, шепчущихся сухих трав, связи времен. Обращаем внимание на повторяющиеся, как в русском фольклоре, глаголы: шумит-звенит, бежит-звенит; на обращение-восклицание: «Гей, отзовись, степной орел седой! «; на необычные эпитеты: «бледный день», «рассвет ненастный», «серая мгла», «степи безбрежной», «задумчивые, тоскующие поля», «ветер буйный и тоскливый». Но суть не только в эмоциональности и яркости образов, а в этой общей картине степи, воли, памяти о прошлом и ненастного дня сегодня. Тема родной земли, ее истории, природы, жизни, прошлого и настоящего сказалась на поэтике стихотворения. Бросается в глаза обилие вопросов, начиная с эпиграфа. Их в первой и во второй частях стихотворения - семь. В них глубокая философичность, раздумье, поэтому и тон стихотворения медленный, неторопливый, настраивающий на размышление. Этой же цели служат умолчания - их пять в стихотворении (например: «А путь бежит… «). Ощущение своеобразного «расширения времени» в стихотворении возникает сразу - при чтении эпиграфа и затем строк о ветре. Вместе с поэтом мы осмысливаем связь прошлого и настоящего, образы ратного стана, половецких шатров, и вторая часть как бы соединяет прошлое и настоящее образами шляха, Дона, ветра и орла…

Для Бунина природа является той волшебной силой, которая дарует человеку мудрость, силу, красоту. Она наделяет его ощущением единства с могучими силами природы. Однако погрузиться в ее тайны способен не каждый, а лишь тот, кто может увидеть даже самые незначительные изменения.

Бунин рисует нам потрясающую картину русской природы, непревзойденную красоту русской степи и поля. Стоит отметить, что автор мастерски связывает описывающийся пейзаж с фрагментами древней истории Руси. Ведь не случайно в качестве эпиграфа Бунин взял строки из «Слова о полку Игореве».

Автор употребляет ряд слов, благодаря которым можно услышать шелест степного ковыля, например, «ночь», «колышет». Подобное сочетание шипящих согласных позволяет создать уникальный звукообраз. Кроме того, для этого также служит такой прием, как аллитерация.

Стоит отметить, что присутствие в тексте стихотворения постоянных эпитетов свидетельствует о связи стихотворения, в частности, с народным творчеством Руси.

Очень много в тексте приемов олицетворения, например «травы шепчутся» или «немых могил». Благодаря олицетворению, как одному из разновидностей метафоры, удается достичь высокого уровня «зримости», а также «осязаемости» образов бунинской природы.

К слову, в поэме «Слово о полку Игореве» олицетворение – это один из ведущих приемов, как и в стихотворении Бунина «Ковыль».

Что касается имеющихся в тексте риторических вопросов, то они призваны активизировать внимание читателя, а также усилить эмоциональную реакцию. Вся лирика Бунина характерна тем, что автор довольно часто использует номинативные предложения, а также глагольные конструкции.

В произведении Бунина «Ковыль» как раз можно увидеть большое количество глагольных конструкций. Они помогают одушевить предмет-носитель признака. Благодаря глагольным конструкциям удается куда более лучше, нежели за счет других лексических средств, создать глубокое одушевление описываемого предмета.

При помощи глагольного типа предложений Бунину удается наделить природу способностью к самовыражению, подобно живому человеку.

Слова стихотворения наталкивают на мысль о том, что любить русскую природу так, как любит ее Бунин, не умеет, пожалуй, никто другой. Весь его мир состоит из многочисленных зрительных, а также слуховых впечатлений, а также из переживаний, которые они вызывают.

«Спит ковыль. Равнина дорогая...»


Эстетическая концепция С.А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. Как и В.В. Маяковский, и А.А. Блок, С.А. Есенин встретил революцию с восторженным воодушевлением.

Мать моя - родина,
Я - большевик,

Восклицает он в произведении «Иорданская голубица». Однако не все перемены в общественной жизни пришлись поэту по праву.

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» заключена скрытая полемика с теми, кто за порывами безудержного стремления к новаторству забывает о корнях, об истоках, о традициях. С.А. Есенин осторожно относился к новомодным переменам. Он не пытался выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой тяжести полынь.

В нем противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Kobi.ijii. - типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь - образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении юлько как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба - воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

Яркая, запоминающаяся автономинация «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» актуализирует также тему города и деревни, характерную не только для творчества С.А. Есенина, но и для всего направления так называемой новокрестьянской поэзии, к которому, помимо С.А, Есенина, принято относить Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевца и ряд других поэтов.

«Я последний поэт деревни», - пишет С.А. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Примечательно, что собственное предназначение, творческая жизнь души увязываются в этих двух стихотворениях («Спит ковыль. Равнина дорогая...» и «Я последний поэт деревни...»), написанных с пятилетним промежутком, с судьбой деревни.

Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена в них уверенным и неизбежным шагам слепого технического прогресса. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» это сделано более конкретно:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» заявление о том, что прогресс несет в себе не только созидательное, но и негативное, разрушительное начало сформулировано более абстрактно, оно граничит с недосказанностью:

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новыо
На мои поляны и луга.

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» в целом, не характерно в плане раскрытия темы деревни. В нем нет столь обычного для ранних есенинских произведений сладостного любования красотами родной земли. Вернее, любование это становится лишь увертюрой для предстоящег о проблемного взгляда на современную поэту деревню. Семантика «покоя», заявленная первыми строками, в последующих строфах развенчивается, эмоциональный накал постепенно нарастает и взрывается тревожным исповедальным криком о назревших неразрешимых противоречиях, отчаянным возгласом:

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.

Сколько безысходности и душевной боли в этом невольно выплеснувшемся горьком возгласе!

У С.А. Есенина, женатого на иностранке, была реальная возможность остаться за границей и зажить более комфортной, респектабельной, а главное - спокойной жизнью, но он не мыслил

себя без России, пусть нищей, голодной, измотанной в социальных конфликтах, но самой родной и единственной в мире. И он вернулся, быть может, зная о том, что едет на родину умирать.

Сочинение

Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами. Литературный дебют Есенина состоялся в 1916 году с выходом сборника «Радуница». Несмотря на то, что Есенин неожиданно и стремительно ворвался в литературу, он был принят. В его ранних произведениях преобладает тема «малой родины», которая постепенно эволюционирует в тему России. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве, « – говорил Есенин. Этой теме посвящены многие стихи: Среди них и «Спит ковыль. Равнина дорогая» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта.

Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй – о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству. Главная тема стихотворения – глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту.

Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Перед моим внутренним взором представилась картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав. Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов.

Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя. Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине:

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения, происходящие в окружающем: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь».

Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её проявлениях и противоречиях. Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Вторая часть, -

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля, -

Продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине. Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы

Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

Идеал Есенина – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти. Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире:

Но и всё же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!

Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки. Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина», «луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина», «полынь», «окрик», «изголовью»).

Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал – патриархальная Русь. Значение стихотворения в поэзии, На мой взгляд, стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая» можно отнести к лучшим произведениям Есенина. Оно привлекло меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом – Золотой бревенчатой избы».

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни страны и жизни поэта. Примечательно, что главная мысль стихотворения именно в любви к родному краю, как и во многих работах именитого поэта. Однако же не на последнем месте тема изменений в стране. Есенин ясно дает понять, что эти события тревожат его, но любимую Родину он будет любить всегда, независимо от того, что происходит.

Такая нежная любовь присутствует в стихотворении Сергея Есенина. За что любят многие стихи его, так это за ясный смысл, простой язык, они легко читаются и учатся. Это произведение относится как раз к таким. Все лежит на поверхности, не нужно особо вдумываться, чтобы понять смысл стихотворения, однако совершенно четкая позиция и последовательность мыслей присутствует тоже.

В первой строфе автор пишет о том, что ни одна другая земля никогда не сможет так радовать его сердце, как Родина. Пояснение этому Есенин приводит во второй строфе, где говорится о том, что, несмотря на все невзгоды, «хорошо живется на Руси». А вот в следующих строфах уже присутствует тема проблем в государстве. «Плачут вербы, шепчут тополя» -Родина терпит несчастья, и ничто не заставит народ разлюбить ее. Свою позицию поэт ясно выражает в следующем четверостишье: новая жизнь коснулась и Есенина, но душа его не изменится и отношение к земле родной тоже.

Заканчивает автор произведение словами, которые не могут не задеть любое сердце, ведь он пишет о том, что его теснят изменения в стране, но он хочет умереть в Отчизне, так же любя ее за все, как раньше.
Пожалуй, в работах Сергея Есенина всегда своя атмосфера, которая наполняет сердце теплом и спокойствием. Стихотворения будто плавно сами текут, донося смысл до читателя.

Анализ стихотворения Спит ковыль по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы Маяковского Во весь голос

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.

  • Анализ стихотворения Никитина Поле

    Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство

  • Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…)

    Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего

  • Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

    После прочтения стихотворения Александра Прокофьева, сразу же к нам приходит мысль. Поэт будто изобразил известную картину Васнецова словами. Однако есть одна интересная детал

  • Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома

    Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...