Анализ стихотворения «Победителям» Ахматова. Планируемые результаты обучения

В конце января 1944 года в Ташкент пришло известие о полном снятии блокады с Ленинграда. 29 февраля 1944 года А.А. Ахматова написала стихотворение «Победителям». Впер­вые оно было опубликовано в журнале «Красноармеец». Од­нако затем подверглось нападениям критики, длительное вре­мя было запрещено к переизданию. Генеральный секретарь правления Союза писателей А.А. Фадеев в одном из своих выступлений заявил, что в этом стихотворении у Ахматовой присутствует высокомерное, барское отношение к народу: «Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки… Так барыня кличет дво­ровых…».

А.А. Ахматова, вероятно, не читала это стихотворение пе­ред широкой аудиторией, но оно было прочитано в узком кру­гу: она читала его своим друзьям, коллегам - Н.Я. Мандель­штам, Э.Г. Бабаеву, З.А. Тумановой, Г.П. Макогоненко.

В центре сюжета стихотворения - Ленинград, город с Нарвскими воротами, война, идущие на фронт советские сол­даты. Первые строчки стихотворения полностью соответству­ют историческим реалиям:

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть,

Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «Берт».

Нарвские ворота здесь становятся своеобразной границей между жизнью и смертью. Впереди героев ждала неизвест­ность, возможно, гибель. Именно об этом писала А.А. Ахма­това. Это произведение - «и гимн победителям, и их помино­вение, ибо освобождение Ленинграда достигнуто ценой гибе­ли защитников, их “соборной жертвой”». Исследователи от­мечали наличие в произведении евангельских мотивов, мотива жертвы. Так, образ «желтые жерла “Берт”» с точки зрения фо­нетики и семантики ассоциируется у нас с образом «жертвы». Кроме того, исследователи отмечали, что выбор эпитета здесь не случаен. Желтый - цвет подлости, корысти, золота. Пере­кликается с названием рассказа М. Горького «Город желтого дьявола». Таким образом, фашистская идеология не что иное, как дьявольский режим, основанный на подлости, человеко­ненавистничестве, корысти.

И далее у Ахматовой следует цитата из евангельского тек­ста: «Жизнь свою за други своя» - «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В стихотворении речь идет не просто о почивших воинах, но о сто­ящих насмерть защитниках Ленинграда. «Их жертва - выс­шее проявление любви к городу, России, народу. Отсюда и открытая отсылка к заповеди Иисуса Христа перед его иску­пительной жертвой».

В финале поэт стремится назвать поименно каждого из погибших, безымянных героев, помня о том, что каждый из них - чей-то сын, брат, внук:

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки -

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки -

Внуки, братики, сыновья.

Здесь возникает тема памяти о погибших героях, особенно актуальная в послевоенный период.

Стихотворение написано дольником, рифмовка - пере­крестная, парная, кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («желтые жерла “Берт”», «незатейливые парнишки»), библейский афо­ризм («жизнь свою за други своя…»), метафору («Впереди была только смерть…»), ряды однородных членов и бессою­зие («Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки - Внуки, братики, сыновья»).

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,-
Внуки, братики, сыновья!

Анализ стихотворения «Победителям» Ахматовой

Произведение «Победителям» Анны Андреевны Ахматовой – отклик на весть о снятии блокады Ленинграда.

Стихотворение написано в январе 1944 года. Поэтессе исполнилось 55 лет, она находится в Ташкенте, куда попала в результате череды эвакуаций. Только после настоятельных просьб врачей она согласилась покинуть Ленинград. Уже в мае она вернулась в город. По жанру – патриотическая лирика, по размеру – дольник с перекрестной и охватной рифмовкой, 1 строфа. Лирический герой – рассказчик, выступающий от имени всего народа. «Нарвские ворота»: были установлены после побед над Наполеоном, сильно пострадали в Великую Отечественную войну. Образ невозможности отступления. «В жерла «Берт»: немецкая скорострельная мортира с бетонобойными снарядами времен Первой Мировой войны. Для А. Ахматовой словно продолжается незавершенная победой Первая Мировая. Тот же враг – Германия, столь же мощное вооружение. И против всего этого – «советская пехота». «Напишут книжки»: уменьшительный суффикс подчеркивает, что «книжек» выпустят много, их будут читать дети. «Жизнь за други своя»: библейская цитата о тех, кто не щадит собственной жизни ради спасения других. «Незатейливые парнишки»: в этом выражении А. Ахматовой и теплота, и материнская боль и гордость.

Победители – это ведь простые ребята, из народа. Далее идет перечисление самых распространенных русских мужских имен, в той форме, как этих ребят окликали дома, среди друзей. «Внуки, братики, сыновья»: что ж, по возрасту кто-то годился ей и во внуки. «Братики»: так могли бы звать их младшие сестры, а также – все, кого «братики» освобождали от оккупации. Ну, а среди сыновей был и ее сын Лев, который, несмотря на аресты и ссылки, в конце того же 1944 года сумел добиться отправки на фронт. Как простой солдат, а затем и зенитчик, он дошел до Берлина. Лишь в финальной строке появляется восклицательный знак, ставящий точку в этом коротком, емком, взволнованном стихотворении. Прием инверсии: была смерть, шла пехота. Эпитет: незатейливые. Поэтесса использует аллитерацию и ассонанс для усиления экспрессивности стихотворения. Первые четыре строки метафоричны, соединяют в себе несколько эпох. Тема памяти – одна из важнейших в этом произведении.
Гражданская лирика в годы войны занимала большое место в творчестве А. Ахматовой. «Победителям» — произведение о связи времен и поколений, страница опаленной войной русской истории.

«Победителям» Анна Ахматова

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, -
Внуки, братики, сыновья!

Анализ стихотворения Ахматовой «Победителям»

Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Оставлять любимый город она не собиралась, но на эвакуации настояли врачи. В итоге 52-летняя поэтесса в сентябре отбыла в Москву, оттуда – в Чистополь. Далее ее маршрут пролегал через Казань в Ташкент. В сложные для родины времена Анна Андреевна не прекращала писать. В эвакуации свет увидел сборник стихотворений. Естественно, Ахматова не могла пройти мимо темы войны. Посвященные ей произведения проникнуты патриотическим пафосом, мужеством, стойкостью, в них содержатся призывы не жалеть сил в борьбе с захватчиками.

27 января 1944 года советские войска окончательно сняли блокаду Ленинграда, почти два с половиной года находившегося в плотном кольце немецкой армии. Спустя месяц Анна Андреевна написала стихотворение «Победителям». В первых строках фиксируется образ последнего рубежа. Враг подошел максимально близко к родному дому, отступать некуда. Нарвские ворота упомянуты в тексте неслучайно, ведь недалеко от них в период с 1941 по 1944 год располагалась линия фронта. Их можно считать одним из ярчайших символов борьбы ленинградцев с немецко-фашистскими захватчиками. Не стоит забывать, что возведены они были в 1814 году известным архитектором итальянского происхождения Джакомо Кварнеги специально для церемонии возвращения в столицу гвардии. Соответственно, Нарвские ворота – еще и символ Отечественной войны. Имеет смысл предположить, что в стихотворении «Победителям» Ахматова показывает крепкую связь времен. Через образ Нарвских ворот Отечественная война 1812 года рифмуется с Великой Отечественной войной 1941-45 годов. В четвертой строке произведения к ним присоединяется Первая мировая война при помощи образа «берт» - немецких дальнобойных орудий, которые активно использовались в период с 1914 по 1916 год.

Когда Ахматова начинает говорить о простых русских воинах, благодаря которым одержана победа, - Гришках, Васьках, Алешках, Ваньках, - в стихотворении появляется по-матерински нежная интонация. При этом сын Анны Андреевны – Лев Николаевич Гумилев – из-за пребывания в исправительно-трудовом лагере и последующей ссылке в Заполярье – получил возможность уйти добровольцем на фронт только в конце 1944 года.

Семенова Алена Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №33"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Анализ лирического произведения. "Вот о вас и напишут книжки": забытое стихотворение А. А. Ахматовой "Победителям".
Дата публикации: 27.11.2017
Раздел: среднее образование

Конспект урока изучения лирического произведения в старших классах.

Тема

урока:

стихотворение

Ахматовой

«Победителям».

Тип урока: урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом).

Вид урока: анализ лирического произведения

Форма урока: урок-беседа

Цели урока:

образовательные:

Сформировать у учеников представление и понимание лирического произведения,

Углубить биографические знания об А. А. Ахматовой.

развивающие:

Отрабатывать навыки анализа стихотворного текста.

Развивать умения применять на практике знания по теории литературы.

Развивать умение делать обобщения и выводы.

Развивать навыки творческого восприятия материала.

Развивать умения высказывать и аргументировать свое мнение.

Развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

воспитательные:

Воспитывать гражданские и патриотические чувства.

Способствовать формированию читательской культуры.

Воспитывать эстетический вкус учащихся.

Формирование культуры взаимообщения.

Воспитание умения работать в коллективе.

Цели анализа лирического произведения:

Развивать умения анализа лирического произведения.

понимать

художественное

словесную

Путь анализа: проблемно-тематический.

Оборудование: фотография Нарвских ворот, сообщение ученика о Нарвских воротах,

сообщение

стихотворения

современниками

Ахматовой,

стихотворения, (на карточках).

Ведущий метод: Эвристический метод (анализирующе-интерпретирующий).

Методы

дидактические

приемы:

частично-поисковый,

стихотворения, система вопросов и заданий, которые предполагают переход от одного к

Время, отведенное на изучение темы: 45 минут

Планируемые результаты обучения:

основные

теоретико-

литературные

знать биографию А.

Ахматовой

главнейшие

п р и м е н я т ь

практике

теоретико-

литературные

с п е ц и фи ку

лирического

произведения;

анализировать

лирическое

произведение;

выразительно

лирическое

произведение.

понятием о

лирическом

произведении;

основными видами

публичных

выступлений;

монологической и

диалогической речью

План урока:

Организационный момент.

Работа со стихотворением «Победителям» А. А. Ахматовой:

Сообщения учащихся.

Анализ лирического произведения.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Варианты вступительного занятия к уроку.

Обращение к биографии А.А. Ахматовой и связь с темой войны в её творчестве.

Обзор стихотворений военной тематики в творчестве Ахматовой с дальнейшим переходом

к анализу «Победителям».

Включение стихотворения «Победителям» в контекст литературы периода Второй

мировой войны: судьба стихотворения.

В конспекте урока мной был реализован первый вариант вступительного занятия к данной

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте,

продолжим

разговор

творчестве

Андреевной Ахматовой и поговорим о военной лирике великой русской поэтессы.

Запишите, пожалуйста,

число и тему нашего урока в тетради (число и тема заранее

записаны учителем на доску): «Вот о вас и напишут книжки»: забытое стихотворение

А. А. Ахматовой «Победителям».

Слово учителя + работа с эпиграфом.

Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны

вы вспомнить и назвать поэтов, писавших о Первой мировой и Великой Отечественной

Войне? (Симонов, Твардовский, Дудин…). Верно, ребята. Но заметили ли вы, что назвали

только мужчин- поэтов? Можем ли мы представить, что и Анна Ахматова писала о войне,

ведь, как нам известно, Ахматова вошла в литературу как поэт любви?

Да, талантливость ее стихов была очевидна: в них сочетание женственности и твердости

духа, хрупкости и властности. Даже простые на вид стихотворения поражали своей

драматичностью. Но на самом деле лирика Ахматовой наполнялась не только личными

мотивами.

сборнике

появляются

стихотворения,

поэтесса

заявляет о себе уже как поэт-гражданин.

Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война.

Эпиграфом к нашему занятию я взяла строчку из эпиграфа к поэме Ахматовой «Реквием».

«…Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был».

А. А. Ахматова

«Реквием»

Давайте прочитаем его. (Один ученик читает вслух, выразительно). Запишите эпиграф в свои

тетради, пожалуйста. Ребята, подумайте и ответьте, пожалуйста на вопрос:как вы думаете, о чем

говорят данные строчки? О чем хочет сказать Ахматова? (О кровной связи с Россией, которая,

ощущалась

особенно

Трагическая

пережита Ахматовой вместе с ней, со своим народом, она говорит о том, что она разделила

участь своей Родины).

Вы правы, ребята. Эти строчки не что иное как осознание и приятие судьбы, или, как оно чаще и

говорится, доли. Поэтесса, как известно, пережила все то, что переживали русские люди в самое

тяжелое время своей жизни. В 1921 году арестован и вскоре расстрелян её муж по обвинению в

контрреволюционном заговоре. В 30-е годы, в годы сталинских репрессий, арест единственного

сына. Затем освобождение - и вновь арест.

Отечественная

Ахматову

Ленинграде.

эвакуировали в Ташкент и уже в 1944 году она возвращается в Ленинград, ведь перед Ахматовой

выбор - уезжать из России или остаться - никогда не стоял. Она считала бегство предательством.

Победе она радовалась также вместе со своим народом, хорошо понимая, конечно, какой дорогой

ценой пришлось заплатить за эту Победу. Об этом нельзя было забыть и в дни всеобщего ликования.

Работа со стихотворением «Победителям» А. А. Ахматовой.

выразительно

стихотворение

Ахматовой

«Победителям».

внимательно слушают.

Победителям

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Так советская шла пехота

Прямо в жёлтые жерла «берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Стихотворение «Победителям» входит не во все сборники избранных произведений, почти

не упоминается в мемуарах и наконец, редко попадает в школьный канон. Но, тем не

известными

стихотворениями,

«Клятва»,

«Мужество»,

«Победа»,

встречаю

вдали...»,

семьсот...», «С самолета» и отражает гуманизм человека, потрясенного судьбой родины,

участью своих сограждан, их страданиями и болью.

Но в записных книжках А. А. Ахматовой за 1950-1960 – е годы стихотворение ни разу не

упоминается и не цитируется. Сама история создания «Победителям» покрыта тайной.

Свидетельств о чтении и обсуждении стихотворения также почти не обнаружено.

Какой же была реакция современников на стихотворение А. А. Ахматовой?

(Одному ученику было дано предварительное домашнее задание: познакомиться с суждениями В. Д.

Брестова

и Г. П. Макогоненко о стихотворении «Победителям» (для чего были предложены

карточки с суждениями и воспоминаниями В. Д. Брестова и Г. П. Макогоненко о стихотворении

«Победителям») и сделать вывод о реакции современников на произведение).

КАРТОЧКИ:

Андреевна

стихотворения:

«Измена»

«Новоселье» и «Победителям». Первое мне понравилось.

<...> Услышь мы «Победителям» после «Соловья», мы бы сразу вспомнили слова Китса, которые

Ахматова перевела нам прозой: «Где юность растет бледной, призрачно-тощей и умирает». Для

всех нас это были сейчас образы блокады, госпиталей. Мы уловили бы в стихах Ахматовой

соловьиный

говорить

погибшей

Название

«Победителям» - не дань ли казенной риторике, насторожились мы. Но ведь победители -

некоем литмероприятии, не в одну бдительную голову залетело бы: «Но где же имя того, кто

ведет нас от победы к победе?».

Анна Андреевна согласилась познакомить меня с некоторыми еще не опубликованными

стихотворениями о Ленинграде:

известие

Ленинграда, я написала стихотворение «Победителям». - И она прочла его мне.

Вывод ученика: Воспоминания Брестова показывают, что реакция современников не всегда была

положительной (в отличие от воспоминания Макогоненко) и вскрывает, вероятно, одну из причин

отторжения стихотворения – возможность ассоциации с советской агитационной литературой.

стихотворения

современниками

Ахматовой.

Давайте разберемся, были ли подобные оценки справедливыми? Может быть, современники Анны

Ахматовой увидели в ее стихотворении совсем не то? И чего они не увидели вовсе?

прочитаем

стихотворение

стихотворения

распечатан

карточках и дан каждому ученику.

С чего Ахматова начинает свое стихотворение? (С сообщения о том, что позади остались Нарвские

ворота). Верно. Знаете ли вы, что такое Нарвские ворота? (Нет). Давайте послушаем вашего

товарища, который подготовил для вас небольшое сообщение.

предварительно

качестве

домашнего

достаточно

объемная

информация, из которой он должен был выбрать самое главное и связать выбранную информацию с

темой урока).

Сообщение ученика (учитель в это время выставляет изображение Нарвских ворот): Нарвские

ворота являются одним из самых значительных памятников в честь победы русского оружия в

войне с наполеоновской армией. В 1814 году, после победы над войсками Наполеона, русская армия

возвращалась

встречали

ликующих

направлялись

Петербург

Петергофской

торжественно

проходили

деревянные

триумфальные ворота. Вскоре граница города сдвинулась к югу. По проекту архитектора В.П.

Стасова в 1827 - 1834 год на новом въезде в столицу построили каменные триумфальные ворота

взамен старых деревянных. Поскольку ворота были расположены за Нарвской заставой (сегодня –

Площадь Стачек), их назвали Нарвскими.

(орнамент)

украшает

выполненная

латинском

событие описано в хорошо знакомой Ахматовой поэме Б. Л. Пастернака «Девятьсот пятый год»

упоминание

Нарвской

рассчитано

ассоциацию

своего стихотворения обращалась в образу Нарвских ворот, сложившемуся после «кровавого

воскресенья».

Через эти ворота снова

уходили на фронт воины

1941 году. У ворот были возведены

противотанковые укрепления. С сентября 1941 года по январь 1944 года линия фронта проходила в

непосредственной близости от Нарвских ворот. В годы Великой Отечественной войны ворота

получили две тысячи пробоин от осколков снарядов. В 1944 году через арку проходили уже войска

победители.

В стихотворении ворота использованы в качестве последнего рубежа, который предстает

символической границей между смертью впереди и родиной.

Спасибо. Ребята, скажите, что мы теперь можем сказать о смысле первых строк стихотворения?

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла «берт».

(Можно сказать, что Нарвские ворота -

это образ-символ. Когда-то их построили,

чтобы прославить

и воспеть

русских героев, затем они стали символом кровавой

расправы 1905 года, затем сквозь них прошли те, кому было не суждено вернуться, те,

кому была суждена смерть от огня фашистов).

Совершенно верно, ребята.

Остались ли в этих строках, непонятные для вас слова? («берт»). «…желтые жерла «берт» - это

немецкие дальнобойные орудия времён Первой мировой войны.

Как же мы

можем пояснить фразу: «прямо в жёлтые жерла «берт» в контексте стихотворения?

(Ахматова говорит здесь о том, что молодые солдаты, шли прямо «на орудия», где их ждала

верная и неминуемая смерть за правое дело, за свою Родину). Я согласна с вами, ребята.

определим

основную

стихотворения.

вспомним,

произведения? (основной замысел; это круг явлений и событий, образующих основу произведения;

объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь

основное внимание). Верно. Какова же тема стихотворения?

(Стихотворение раскрывает тему

Через какие слова и образы эта тема раскрывается? («Нарвские ворота»,

«смерть», «советская

пехота», «жёлтые жерла «берт»). Верно.

Давайте запишем тему стихотворения в тетради.

В чем же заключается основная идея этого стихотворения. Вспомним, что такое идея произведения.

(Идея произведения – это основная мысль, лежащая в основе художественного произведения. В

определить

основную

(Разнообразные

выразительные

средства.

Например, символы. Здесь таким символом выступают Нарвские ворота, которые являются

олицетворением

смелости, отваги русских солдат,

их патриотизма. Ему противопоставлен

образ – «жёлтые берты», которые символизируют врага. «Так советская шла пехота,

Прямо в желтые жерла «берт»», то есть русские солдаты смело шли на верную смерть за свою

Абсолютно

определить

стихотворения? (Идеей

стихотворения

является

благородная,

отважная

родину, за свободу своей страны и своих близких, за свой народ, но в бессмысленной войне).

Запишем идею стихотворения в свои тетради.

А как вы думаете, ребята, кто является лирическим героем данного стихотворения? Подумайте. Для

начала давайте вспомним определение этого понятия «лирический герой».

(образ поэта в лирике,

выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности). Правильно.

Лирический герой – условный образ. Кем же является лирическая героиня? (Лирическая героиня –

мать, которая переживает за судьбы своих сыновей, а также судьбу Родины). Верно. Всю боль

материнства, о которой она знала не понаслышке, Ахматова вложила в

свои стихи. Особенно

ощущается этот мотив, когда Ахматова стремится «всех поименно назвать», произнести самые

распространенные русские имена сыновей-героев.

Давайте подумаем,

для чего Ахматова использует именно такой образ? (образ

именно такой

лирической героини позволяет понять и почувствовать наиболее глубокую и сильную скорбь по

погибшим в бессмысленной войне).

Каково же в связи с этим общее настроение стихотворения? (грустное, скорбное, поэт переживает

сам всё происходящее с бойцами, пропускает через себя, чувствует их боль, отсюда ощущение

трагичности и неизбежности смерти).

Хорошо, ребята, давайте запишем, кто является лирической героиней произведения.

Ребята, ответьте на вопрос: в стихотворении мы можем видеть только лирическую героиню? Ее

отношение? (Нет. Мы видим также и тех молодых, незатейливых парнишек, ушедших на войну и

не вернувшихся с нее). Верно.

Ахматова, как мы уже отметили, дает им простые, русские имена. Почему именно такие имена

выбирает

поэтесса? (потому что это распространённые русские

имена, через употребление

которых поэт изображает целый народ).

Давайте найдем слова, в которых отражает весь героизм и доблесть русских воинов.

(Так советская шла пехота, прямо в желтые жерла «берт»; «жизнь свою за други своя»). Верно.

Как вы понимаете фразу «жизнь свою за други своя»? (Во-первых, автор показывает доблесть,

отвагу, смелость русских солдат, а во-вторых, Ахматова вспоминает погибших «незатейливых

парнишек» с болью и горечью, ведь они были так молоды, они чьи-то внуки, братики, сыновья. Но

тем не менее, их смерти – это жертвы тем, кто будет жить. И задача тех, кто выжил –

помнить о героях, спасших им жизнь ценой своей, о чем и напоминает Ахматова).

посредством

тематики

стихотворения

Ахматова

добивается

создания

с о о т в е т с т в у ю щ е г о

н а с т р о е н и я?

использует

разнообразные

художественно-выразительные

средства).

(фонетические

аллитерация,

ассонанс;

«незатейливые» - т.е. не герои, а обычные, простые парни со двора, каких много погибло в войну –

это мог быть и внук, и брат, и сын, и друг; развернутая метафора - Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…: Нарвские ворота воплощаю образ дома, Родины, а то, что ждет

впереди является вражеским, несущим разрушения и смерть; инверсия - Сзади Нарвские были

ворота, Впереди была только смерть, Так советская шла пехота…: инверсия логически выделяет

наиболее

существенную

предложения,

выполняет

экспрессивную

помогает передать эмоциональное состояние лирической героини).

Учащиеся в ходе рассуждений и ответов записывают художественно-выразительные средства и

примеры в свои тетради.

Давайте обратим наше внимание на объем стихотворения и соотнесем его с темой произведения.

(Объем стихотворения небольшой; произведение написано кратко, будто выхвачено из потока

основного текста). Почему же такая глубокая, сложная, тяжелая тема – тема войны – раскрывается

Ахматовой всего на девяти строчках стихотворения? (Поэт концентрирует внимание на главных

событиях, главных составляющих войны – на уходе молодых парнишек на войну и их бессмысленной

гибели; за счет небольшого объема Ахматова достигает наибольшей концентрации чувств и

эмоций, большего напряжения).

Рефлексия.

Ахматовой.

рассматривать

отдельно

остальных

стихотворений этой тематики, и, конечно, невозможно понять, не зная судьбы поэтессы.

подумаем,

значение

читателей,

стихотворение? (Данное

стихотворение побуждает нас помнить о тех, кто погиб ради нашей жизни).

Верно, ребята. Страшнее смерти, по А. А. Ахматовой, может быть только забвение…

Домашнее задание.

Задания для всех:

Провести сравнительный анализ стихотворения «Победителям» со стихотворением

«Мужество (письменно).

Уметь рассказать о биографии Ахматовой в связи со стихотворениями военной тематики (в

частности «Победителям»).

Задание по желанию (повышенный уровень)* Написать стихотворение – подражание.

Сравнительный письменный анализ ученики должны будут сдать на проверку учителю.

Написанные стихотворения – подражания будут прочитаны в классе.

Список использованной литературы:

Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.

Богданов

Методика

литературоведческого

Просвещение, 1969.

Восприятие

учащимися

литературного

произведения

методика

школьного

анализа. М.: Просвещение, 1974.

Поэзия Великой Отечественной войны. М.: Книга, 1988.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....