Анализ стихотворения Маяковского «Кофта фата».
Владимир Маяковский - большое явление в искусстве двадцатого века, новатор и реформатор, перевернувший мир поэзии. У него удивительная судьба и творческий путь. В ранние годы он входил в кружок футуристов, которые оказали на него большое влияние. Молодой, смелый и дерзкий поэт пошел против устоявшихся представлений об искусстве, сделал все, чтобы "сбросить Пушкина с парохода современности".
О чем стихотворение
"Кофта фата" - стихотворение, которое относится к раннему оно написано в 1914 году (фат - щеголь и самодовольный человек). Поэт вошел в литературный мир в образе хулигана, таким его приняли и запомнили. Маяковскому ничего не оставалось, кроме как продолжать играть навязанную роль. Но этот человек и его лирика на самом деле намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В ней есть все: и любовь, и грусть, и философия, и отклик на происходящие исторические события. Но для широкой публики Маяковский оставался бунтарем - этим он и был интересен.
Поэт всегда на литературные вечера приходил в яркой желтой рубашке, которая вызывала у людей не самые приятные чувства. Про эту кофту уже тогда ходили легенды, Маяковскому даже приходилось придумывать всякие ухищрения, чтобы проходить в ней на мероприятия. Вот об этом предмете гардероба и идет речь в произведении.
Желтая кофта - символ индивидуальности, непохожести, желания выделиться из толпы.
Образы в стихотворении
Сочетание черного и желтого цветов считается очень дерзким и резким. Маяковский несколькими широкими мазками создает образ лирического героя - человека нестандартного, яркого, бросающего вызов обществу.
В стихотворении много внимания акцентируется на личности персонажа. Из толпы автор выделяет его с помощью местоимений: "своего", "я", "мне", "моего", "меня". В последнем четверостишии эти части речи даже присутствуют в каждой строчке. Интересный факт: доля местоимений в стихотворении Маяковского "Кофта фата" составляет почти 15 процентов.
"Зеленые весны идешь насиловать", "женщины, любящие мое мясо" - метафоры, создающие образ грубияна, очень импульсивного и эмоционального лирического героя. Немногие из поэтов решились бы на такие резкие выражения. Однако Маяковский сгущает краски, он делает все намеренно броским, и в этом проявляются его стиль и индивидуальность.
Художественные средства
Маяковский - реформатор в области рифм. В его произведениях отсутствует четкий ритм, поэтому держатся они только на созвучиях. Слова, на которых поэт хотел сделать акцент, он переносил в конец строчек и подбирал к ним нужную рифму. Благодаря такому приему стихи Маяковского звучат очень характерно и хорошо передают замысел автора.
"Стихи, веселые, как би-ба-бо" - здесь используется так называемое самовитое слово, то есть лишенное содержательной нагрузки. Этот прием изобрели футуристы. Вообще, би-ба-бо - это простая тряпичная кукла, надеваемая на руку.
Маяковский чувствовал себя одиноким воином, бросившим вызов обществу и старым парадигмам. Человек в рубашке "из трех аршин заката", он играл роль эпатажного, немного сумасшедшего и дерзкого поэта. Но его стихи "и острые и нужные, как зубочистки" отлично передавали настроение времени, соответствовали историческим реалиям. Все глубокое любит маску, так было и с Маяковским. За образом глашатая революции скрывался очень ранимый, чуткий и одинокий человек.
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.
Пусть земля кричит, в покое обабившись:
«Ты зеленые весны идешь насиловать!»
Я брошу солнцу, нагло осклабившись:
«На глади асфальта мне хорошо грассировать!»
Не потому ли, что небо голубо,
а земля мне любовница в этой праздничной чистке,
я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо
и острые и нужные, как зубочистки!
Женщины, любящие мое мясо, и эта
девушка, смотрящая на меня, как на брата,
закидайте улыбками меня, поэта,-
я цветами нашью их мне на кофту фата!
Анализ стихотворения «Кофта фата» Маяковского
Стихотворение написано в начале 1914 года, опубликовано весной. Его автору в эту пору исполнился 21 год. Он уже вполне освоился со своим призванием эпатировать публику и прививать ей вкус к прогрессивному искусству. Год начался с гастролей по городам империи, от Одессы до Севастополя, затем Киев, Москва. Принимали футуристов по-разному, но везде с любопытством. В газетах называли их и певцами урбанизации, технического прогресса, и скандалистами уголовного вида. На пике женской моды в одежде был золотистый цвет. Сама идея столь вызывающей детали, да еще в мужском гардеробе, была утверждена на общем собрании футуристов. Поэту его кофту апельсинового цвета сшила мать с сестрами. Был у В. Маяковского еще и розовый пиджак. Случалось, полиция запрещала ему выступать в таком виде. По жанру – авангардная лирика, по размеру – акцентный стих с перекрестной рифмовкой, впрочем, в первом пятистишии есть и нерифмованные строки. Лирический герой – сам поэт. «Фат»: модник. Первая строфа начинается со смелых метафор: штаны из голоса, кофта из заката. «Бархата голоса»: слушатели отмечали богатство интонаций, видимо, баритона поэта. Да и сравнение с «черным бархатом» позволяет предположить глубину, звучность его голоса. «Из трех аршин»: мера длины. Числительное подчеркивает серьезность намерения героя приобрести себе обновку из заката. Такого умопомрачительного костюма точно ни у кого нет. «Невскому мира»: Невский проспект превращается в одну из главных улиц мира. Особенно если по нему фланирует (картинно прогуливается) герой стихотворения. «Дон-Жуана»: соблазнитель. Ворчит даже земля, ослепленная невиданным щеголем: «весны идешь насиловать!» Времена года разбегаются в страхе. «Осклабившись», поэт дерзит солнцу. «Грассировать»: произносить «р» на французский манер. Ему комфортно «на глади асфальта». «Земля мне любовница»: кажется, бархатные штаны сделали свое дело. Его стихи – дар всем. «Би-ба-бо»: перчаточная кукла. Его прогулка создает круговерть праздника в природе и среди женщин. Сравнение «как зубочистки» — намек на то, что пора избавиться от устаревших представлений. «Мое мясо»: тело, а не душу. «Как на брата»: романтический взгляд невинной девушки. «Закидайте улыбками»: ему, как человеку и поэту, хочется тепла, признания, понимания, пусть хотя бы на минуту, пока он идет по улице. Улыбки – это цветы, и им самое место на «кофте фата». Эпитеты: лощенным, веселые, острые. Олицетворение: обабившись.
Ранняя авангардная лирика В. Маяковского вызывала неоднозначные оценки как коллег по перу, так и читающей публики.
«Кофта фата» Владимир Маяковский
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.Пусть земля кричит, в покое обабившись:
«Ты зеленые весны идешь насиловать!»
Я брошу солнцу, нагло осклабившись:
«На глади асфальта мне хорошо грассировать!»Не потому ли, что небо голубо,
а земля мне любовница в этой праздничной чистке,
я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо
и острые и нужные, как зубочистки!Женщины, любящие мое мясо, и эта
девушка, смотрящая на меня, как на брата,
закидайте улыбками меня, поэта, -
я цветами нашью их мне на кофту фата!
Анализ стихотворения Маяковского «Кофта фата»
Раннее творчество Маяковского неразрывно связано с футуристами и, следовательно, с эпатажем. Молодой поэт старался всеми способами поразить почтенную публику. Одной из визитных карточек Владимира Владимировича по праву считается желтая кофта. В ней и в цилиндре он выглядел поистине впечатляюще. От греха подальше царская полиция даже запретила Маяковскому в таком виде выступать. Ему пришлось придумывать, как обойти закон. Выход был найден простой и элегантный. На поэтические вечера Владимир Владимирович являлся в пиджаке. Затем снимал его и оказывался в ненавистной стражам порядка желтой кофте. Кстати, сшила ее мать Маяковского – Александра Алексеевна. Не в последнюю очередь благодаря яркому предмету гардероба с большим успехом прошло первое турне футуристов. После хорошо оплаченных гастролей одежды у ранее откровенно бедствовавшего Владимира Владимировича заметно прибавилось. Правда, главное место в литературной истории так и осталось за желтой кофтой, фигурирующей в ряде стихотворений поэта. В частности, речь идет о «Кофте фата». Произведение написано в 1913 году. Впервые его опубликовал без заглавия «Первый журнал русских футуристов» в 1914-м.
Лирический герой рассматриваемого текста – бунтарь, сильная личность, не боящаяся бросить вызов обществу, вступить в борьбу с окружающей действительностью. Своеобразным символом протеста становится желтая кофта, «сшитая из трех аршин заката». Ее яркость выделяет героя из безликой толпы людей, влекущих скучное существование. В толковом словаре Ожегова слово «фат» определяется как «пустой щеголь, франт». Возможно, называя стихотворение «Кофта фата», Маяковский иронизирует по поводу себя самого – бедного молодого человека, который стремился выглядеть модно и максимально экстравагантно. В автобиографии «Я сам» Владимир Владимирович писал, что у него не было костюмов, зато имелись две гнуснейшего вида блузы. Их поэт украшал самодельными галстуками. Например, один из аксессуаров он изготовил из взятого у сестры куска желтой ленты.
В действительности юный Маяковский в русскую литературу пришел человеком страдающим и одиноким. Общественность практически сразу повесила на него ярлык хулигана от поэзии. Ему оставалось только поддерживать сложившуюся репутацию. Иначе была велика вероятность кануть в безвестность. Что касается желтой кофты, о ней отлично сказано в поэме « »:
Хорошо, когда в желтую кофту
душа от осмотров укутана!