Анализ стихотворения Есенина “Гляну в поле, гляну в небо…”. «Гляну в поле, гляну в небо…» Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин

Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества - тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. «Гляну в поле, гляну в небо…» - стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери - один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения «Гляну в поле, гляну в небо…»:

Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает в себя две части - небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что «…и в полях и в небе рай».

Религиозность поэта - вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями.

Александр Блок

Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно - религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению «Гляну в поле, гляну в небо…». Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.

«Гляну в поле, гляну в небо…» Сергей Есенин

Гляну в поле, гляну в небо -
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Анализ стихотворения Есенина «Гляну в поле, гляну в небо…»

Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества – тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. «Гляну в поле, гляну в небо…» – стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери – один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения «Гляну в поле, гляну в небо…»:
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает в себя две части – небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что «…и в полях и в небе рай».

Религиозность поэта – вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями. Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно – религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению «Гляну в поле, гляну в небо…». Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.

Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества – тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. “Гляну в поле, гляну в небо…” – стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери – один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением

жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения “Гляну в поле, гляну в небо…”:
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает

в себя две части – небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что “…и в полях и в небе рай”.

Религиозность поэта – вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями. Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно – религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению “Гляну в поле, гляну в небо…”. Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.


Другие работы по этой теме:

  1. Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина “Стансы”. В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может – О...
  2. “Зима” – стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения...
  3. Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких....
  4. В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием “Радуница”. Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По...
  5. В 1970-1980-е годы появляются версии о том, что Есенин был убит, а не покончил с собой. В совершении жестокой расправы над поэтом в разное время...
  6. Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения С. А. Есенина Письмо матери ” Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Стихотворение “Письмо матери” Сергей Есенин написал после долгих...
  7. Написанное в 1914 году стихотворение “В хате” – превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу...

Читает Р. Клейнер

Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасёных
Неизбывные стада,
И струится с гор зелёных
Златоструйная вода.

О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...