Актуальность проблемы развитие речи. Проблема развития речи у современных дошкольников

Ход педсовета

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

· Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

· связные высказывания короткие;

· отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

· состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

· уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

· Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

· В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

2. Выступление заместителя заведующей по УВР Чадовой М.Ю. «Аналитическая справка по тематической проверке "Формирование речи у дошкольников»

3. "Стимулирование речи детей раннего возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности. Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями - доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п. Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: "Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее - крест-накрест: с правой рукой - левое полушарие, а с левой - правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что..." - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок, а коробка из-под обуви - печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем "оживить" заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Сурикова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1034
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 27.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей «Актуальность проблемы речевого

развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель Сурикова Марина Николаевна

ГБОУ Школа №1034, г. Москва

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний

день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми

нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться

с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное

нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а

комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение

звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью

фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи,

понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения

звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как

вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или

понижение мышечного тонуса языка и т.д. Отмечается большое количество

детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов,

трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении

предлогов.

Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в

употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую

состоит из простых распространенных предложений, с неправильным

употреблением окончаний. Часто дошкольники с трудом понимают логико-

грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу

предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной

ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен

детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов

по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных

предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для

большинства детей непосильна задача выложить последовательность из

четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от

1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного

речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное.

Причин много, но если ребенок здоров, то основными являются

педагогические промахи родителей.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в

общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои

мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее

будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а,

следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка

весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает

тяжелый отпечаток на его характер.

В 5-б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их,

становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У

таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к

сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо

создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все

для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью,

говорили правильно и красиво.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития

речи детей в общении со взрослыми и сверстникам

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами,

суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически

правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны

детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют

и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят

занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки,

загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости

деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с

учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми

называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств,

рассказывают о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим

строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде,

пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных

особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи,

упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей

функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

11. Сотрудники создают речевые центры в группе.

12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями

по вопросам развития речи воспитанников группы.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в

воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь

делает нас людьми. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои

материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С

самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими.

Общение является необходимым условием существования человека и, вместе

с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его

психического развития в онтогенезе. Недоразвитие речевой функции

оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает

задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность

исследования речи определяется огромной ролью речи в жизнедеятельности

Светлана Устинова
Актуальность проблемы речевого развития

Актуальность проблемы речевого развития .

Человеческая речь – это вибрация мысли, не плод разума, как такового, а природный механизм, который существует ровно столько, сколько существует сам Человек, в независимости от среды обитания.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей , что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию :

Ухудшение состояния здоровья детей;

Существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе ;

Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка ;

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи , что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Причины низкого уровня развития .

Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания могут благоприятствовать этому развитию и , напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно , чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения, совершенными формами структуры речи.

Причины низкого уровня формируются из-за :

1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи . Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.

2. Речевое развитие рассматривается , как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

3. Также развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.

6. Работа по развитию речи кропотливая , ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Для успешного развития речи необходимо .

1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

3. Создавать соответствующую обстановку.

4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.

Исходя из вышесказанного в нашем дошкольном учреждении максимально создаются условия для развития речи детей . По данной проблеме систематически проходят педагогические советы, тренинги, консультации для родителей и педагогов.

В общении с взрослыми и сверстниками педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой , задают детям образцы правильной литературной речи :

Речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета .

3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями :

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря :

Создают ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносимый смысл слов) ;

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

6. Развивают связную речь :

Побуждая детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;

Организуют диалоги между детьми и взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Так же создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей :

Педагоги стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы и поощряют детское словотворчество.

Важным качеством речи является образность.

Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение.

Николай Васильевич Гоголь писал : «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Писателя восхищает слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным к ним слушателя и читателя.

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. В таких случаях самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу.

Источниками развития выразительности детской речи

Устное народное творчество.

Художественная литература

Речь воспитателя

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественные произведения детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть : внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Литература раскрывает ребенку действительность разными средствами : через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея. Художественная литература обогащает эмоции детей.

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.

Самым мощным, самым эффективным средством развития связной , образной, выразительной и культурной речи - является СКАЗКА.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите : "Почему именно сказка? Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности : что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

В одной из песен Владимира Высоцкого есть слова :

Этот рассказ мы с загадки начнем, Даже Алиса ответит едва ли, Что остается от сказки потом, После того, как ее рассказали?

А как бы вы ответили на этот «детский» вопрос?

Да, вы правы, сказки - это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанна. В простых историях о хитрой Лисе и доверчивом Волке, Емеле и царевне Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце и т. д. нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины.

Использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сочиняя сказки, ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности : коммуникативной, познавательной, преобразующей.

Любимое занятие каждого ребенка - игра, и конечно, чтение сказок. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность.

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал, что только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда он играет. Эта мысль очень нравилась замечательному советскому педагогу Василий Александрович Сухомлинскому. Перефразируя ее, он говорил, что есть нечто сестринское, близкое между сказкой и игрой, что только человек умеет создавать сказки; и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает ее. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.

Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.

В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. С помощью волшебной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

С ребёнком нужно постоянно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребёнка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.

Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.

Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятия с картинками связано с их наглядностью, сочетающейся со словом.

Разгадывание простых загадок.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: "Посмотри - послушай - повтори, что сказал взрослый!".

По мере взросления детей происходит всё больший переход от диалогической речи к монологической.

Что такое диалогическая и монологическая речь?

Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Диалогическая речь значительно легче монологической речи. В ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи, готовит почву для неё.

Основной "пусковой" момент появления речи - общение. Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге - взрослый. Необходимо "провоцировать" ребёнка на высказывание, на ответ. Поощрять речевую реакцию ребёнка надо в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. Критерий правильного ответа - понимание ситуации.

Что помогает развитию диалога?

Это - инсценировки, театрализованная деятельность, вопросы.

Хочется остановиться на роли вопросов для развития речи детей. Вопросы используют в любой совместной деятельности, во время режимных моментов, на прогулке, при рассматривании картин и т.д.

Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выделяют три вида вопросов.

Репродуктивные (констатирующие) вопросы. Они наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов, часто "да", "нет". Например, " Ты хочешь есть?", "Кто это?" - Мальчик, "Что он делает?" - Играет.

Поисковые вопросы . Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? - Кот спит на диване.

Проблемные вопросы . Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т.д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.

Я уже отмечала, что речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребёнок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, да и в другие режимные моменты играем в игры, способствующие расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры "Мы - весёлые ребята", "У медведя во бору", "Лохматый пёс" и др. совмещают речь детей с двигательной активностью. Дидактические игры, например: Подбери родные слова к слову "снег" (снежинки, снеговик, снегурочка) и др.

Во время наблюдений эффективно использовать все виды вопросов.

На занятиях по аппликации, рисованию, конструированию необходимо использовать приём комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребёнком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы: "Что сейчас делаешь?", "Что будешь делать потом?", "Что тебе необходимо для этого взять?", а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому.

Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.

Выделены факторы успешного речевого развития детей , которые являются своеобразной памяткой для родителей:

Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

Создавать условия для общения с другими детьми.

Речь взрослого - пример для подражания.

Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

Совместные игры взрослого и ребёнка.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.


Организация: МАДОУ «Детский сад №43»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

С ребёнком нужно постоянно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребёнка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

  • Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.
  • Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.
  • Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятия с картинками связано с их наглядностью, сочетающейся со словом.
  • Разгадывание простых загадок.
  • Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: "Посмотри - послушай - повтори, что сказал взрослый!".

По мере взросления детей происходит всё больший переход от диалогической речи к монологической.

Что такое диалогическая и монологическая речь?

Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Диалогическая речь значительно легче монологической речи. В ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи, готовит почву для неё.

Основной "пусковой" момент появления речи - общение. Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге - взрослый. Необходимо "провоцировать" ребёнка на высказывание, на ответ. Поощрять речевую реакцию ребёнка надо в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. Критерий правильного ответа - понимание ситуации.

Что помогает развитию диалога?

Это - инсценировки, театрализованная деятельность, вопросы.

Хочется остановиться на роли вопросов для развития речи детей. Вопросы используют в любой совместной деятельности, во время режимных моментов, на прогулке, при рассматривании картин и т.д.

Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выделяют три вида вопросов.

Репродуктивные (констатирующие) вопросы. Они наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов, часто "да", "нет". Например, " Ты хочешь есть?", "Кто это?" - Мальчик, "Что он делает?" - Играет.

Поисковые вопросы . Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? - Кот спит на диване.

Проблемные вопросы . Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т.д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.

Я уже отмечала, что речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребёнок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, да и в другие режимные моменты играем в игры, способствующие расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры "Мы - весёлые ребята", "У медведя во бору", "Лохматый пёс" и др. совмещают речь детей с двигательной активностью. Дидактические игры, например: Подбери родные слова к слову "снег" (снежинки, снеговик, снегурочка) и др.

Во время наблюдений эффективно использовать все виды вопросов.

На занятиях по аппликации, рисованию, конструированию необходимо использовать приём комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребёнком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы: "Что сейчас делаешь?", "Что будешь делать потом?", "Что тебе необходимо для этого взять?", а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому.

Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.

Выделены факторы успешного речевого развития детей , которые являются своеобразной памяткой для родителей:

Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

Создавать условия для общения с другими детьми.

Речь взрослого - пример для подражания.

Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

Совместные игры взрослого и ребёнка.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б.И.Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
  3. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада./ А.И.Максаков - М.: Просвещение, 1988.- 159 с.
  4. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. Сада./ М.Ф.Фомичева – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...