А н майков весна выставляется первая рама.

ВЕСНА

Слова Аполлона Майкова

Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон – даль голубая видна…
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Романсы и песни Г.А. Лишина (1872), В.Т. Соколова (1879), Г.Э. Конюса (1894), Н.М. Ладухина (1895), А.Н. Корещенко, детский хор (1897), В.И. Ребикова, двухголосные и трехголосные хоры (1900), и других композиторов.

Антология русского романса. Золотой век. / Авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006. - без заглавия

Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная» , «Весна», «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар детских хоров. Есть также другое стихотворение Майкова "Весна" (Голубенький, чистый подснежник-цветок!..) , тоже ставшее популярной детской песней.


Аполлон Майков
(1821-1897)

контрольная работа

4. Проанализировав стихотворение А.Н. Майкова «Весна» (1854) Скажите, что характерно для этого пространства? В каких образах выявляется здесь горизонталь? Связано ли пространство текста с его динамикой?

Весна! Выставляется первая рама -

И в комнату шум ворвался,

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон даль голубая видна…

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Особенностью пространства стихотворения А.Н. Майкова «Весна» является то, что оно располагается в горизонтальной плоскости. Эта плоскость находится в поле зрения автора, на уровне его взгляда.

Действие происходит в комнате. Это сюда «шум ворвался», это здесь слышится «благовест ближнего храма», «И говор народа, и стук колеса».

Еще больше сужается пространство, когда поэт говорит о своей душе: «Мне в душу повеяло жизнью и волей; это его глаз ловит пространственные образы: «Вон даль голубая видна…»; это его душа просится «в поле, в широкое поле», где на уровне его глаз «шествуя, сыплет цветами весна».

Пространство текста связано с его динамикой. Так пространство сужается с действием по выставлению первой рамы. Рама выставлена и в комнату, через этот канал хлынул поток внешних проявлений жизни. Душа поэта открылась также как и выставленная рама навстречу этому потоку. Взор поэта устремился за выставленное окно, в голубую даль. Пошло обратное движение чувственной энергии, и поток внутренней энергии, нарастая и увеличиваясь в объёме, устремляется «туда, в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!»

Таким образом, все действие стихотворения вращается в одной горизонтальной плоскости.

"Шагреневая кожа" Оноре де Бальзака и "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда: литературные параллели

Сучасний світ сприймає постмодернізм як транскультурний і муль-тирелігійний феномен, «комплекс філософських, епістеміологічних, науково-теоретичних та емоційно-естетичних уявлень» ...

Говоль и его "Ревизор"

Жанровые особенности произведения М.Е. Салтыков-Щедрина "Господа Головлевы"

Традиционно «Господа Головлевы» позиционируется как роман. Если исходить из определения данного термина, зафиксированного в Большой Советской энциклопедии, то это разновидность эпоса как рода литературы...

Исследование художественного мира и семантического пространства пейзажных контекстов в прозе Н.В. Гоголя

Вопрос о природе общих понятий или концептов - средневековой терминологии универсалий - старый вопрос, давно стоящий на очереди, но почти не тронутый в своем центральном пункте [Сазонова, 2003, С. 64]...

Исследование художественного мира и семантического пространства пейзажных контекстов в прозе Н.В. Гоголя

Проблема изучения денотативного пространства текста связана с одной из фундаментальных проблем языкознания - проблемой отображения в тексте как сложном языковом знаке мира действительности...

Исследование художественного мира и семантического пространства пейзажных контекстов в прозе Н.В. Гоголя

За языком стоит не только система языка, но и психология. Каждый языковой элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими закономерностями. За разными текстами стоит разная психология...

Литература Сибири

Весна в тайге. Ручей до дна смородиной пропах Но есть еще в нем пресный Привкус снега. Через колодник верткая тропа Легко и круто прыгай с разбега Премудрая старушка - Тишина - Следит за ней сторожко из-за Кочки Как в спичечной головке...

Аполлон Майков
«Весна! выставляется первая рама...»

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).
http://maykov.ouc.ru/

Шеваров Дмитрий

«Весна! Выставляется первая рама!»

Есть в нашей словесности поэты, память о которых почти стерлась, книги их давно не издаются, имена их, как археологические черепки, перебирают иногда лишь учителя литературы. Но вот что удивительно: стихами, строчками именно этих давно исчезнувших с читательского горизонта поэтов аукаются поколения. Бабушка окликает внучку, а любящая мама – дочку. Моют они, к примеру, окно, и тут вспоминается:


Весна! выставляется первая рама!
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса...

Аполлон Майков был дальним потомком преподобного Нила Сорского. Детство его прошло в сельце Никольском близ стен Троице-Сергиевой лавры. Отец Николай Александрович, художник-самоучка, ставший академиком живописи, был ранен в Бородинском сражении. Аполлон воспитывался в евангельском понимании земной славы и никогда не хлопотал о ней, а когда она сама пришла к нему, искренне смущался этим. Но, думается, он был бы счастлив узнать, что многие поколения русских людей выросли под его колыбельные стихи, вошедшие во все хрестоматии и в самую известную из них – в «Родное слово» К.Ушинского, которое только до революции выдержало около ста изданий. А сколько романсов написано на стихи Аполлона Майкова!
Мне могут сказать, что все это ушло, и ушло безвозвратно. Ребенок, выросший в глухом мире стеклопакетов, не понимает, зачем надо было выставлять первую раму, что тут такого интересного и радостного. Но печаль не в том, что в стихах XIX века современному ребенку что-то не совсем ясно. Это поправимо. А вот если сама музыка стиха его не тронет, если некому будет спеть над кроваткой «Спи, дитя мое, усни!..», если вешней порой свежий ветер будет касаться нас прохладной ладонью, а из глубины памяти к нам ничего не прихлынет… Вот тогда и правда что-то очень важное прервется и каждое поколение зависнет в одиночестве среди только этому поколению понятных кодов и образов. Сигнал, поданный отцами, детьми не будет принят, потому что просто не будет понят.

Майковы остались в истории русской культуры не только как выдающаяся плеяда художников, ученых и писателей (в недавно изданный словарь «Русские писатели» вошли статьи о восьми представителях рода Майковых!), но и как очень красивая и дружная дворянская семья, где не было проблемы «отцов и детей». Одним из символов родовой преемственности Майковых стало то, что здесь в каждом поколении одного из сыновей обязательно называли Аполлоном.
Свой первый стихотворный сборник 20-летний Аполлон Майков открывал посвящением маме:

Тебе, которой были милы
Мой первый лепет, первый стих…

Мама Евгения Петровна сама писала стихи и прозу. Ее произведения печатались в журналах. Но, пожалуй, с наибольшей силой красота души этой замечательной женщины раскрывалась в письмах. Когда в 1842 году муж и сын отправились в заграничное путешествие (за первый свой сборник Аполлон был награжден премией в тысячу рублей), она писала им письма, полные нежности, грусти и свежести чувств. «Благодарю Бога, – пишет Евгения Петровна мужу, – что жизнь и лета не охладили совершенно мою душу… я забываю, что я счастливая мать взрослых детей, я забываю это, я хочу быть их товарищем и другом».
«Вот ты и в Риме! – пишет она сыну. – Там, куда давно влекло тебя воображение и твоя муза; не разочаровывайся совершенно, мой друг, смотря на Рим, обитаемый итальянцами. Увы, всему приходит черед. Слава и земное могущество исчезают яко дым – но в Риме еще много осталось бессмертной славы; смотри на его обломки как поэт, философ… пиши, рисуй… не предавайся только праздности и лени…»
Как удивительно, что четверть века спустя жена Аполлона Николаевича, Анна Ивановна, в письме к сыновьям почти дословно повторяет мысли и чувства своей свекрови: «Благодарю Бога за то, что хотя и немного, но привелось мне пожить с Вами одной жизнью, одними интересами, обменом мыслей не на бумаге только, а живой речью…»
Между старшим и младшим поколениями шел непрерывный диалог, о котором сейчас и напоминает огромная переписка Майковых. По этим письмам видно, как сокровенно и при этом очень открыто, распахнуто они жили. В их петербургской квартире (улица Садовая, 49, кв. 26) всегда находили приют и утешение люди, потерпевшие однажды какое-то жизненное крушение или просто одинокие.
Наталья Владимировна Володина, автор лучшей на сегодняшний день монографии о Майковых*, пишет: «Дом Майковых чаще всего воспринимали не как кружок или салон, а именно как дом, семью, где интеллектуальные и творческие интересы органично сочетались с гостеприимством, радушием и безыскусностью отношений».
И какие имена мы находим среди тех, кого неоднократно спасало майковское тепло: Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров (он был домашним учителем Аполлона, а его знаменитая книга о путешествии на фрегате «Паллада» родилась из писем Майковым), Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Аполлон Майков был крестным отцом детей Федора Михайловича. «Добрый и единственный друг мой!» – так обращался к нему в письмах автор «Братьев Карамазовых».
Граф Арсений Голенищев-Кутузов вспоминал: «Аполлон Николаевич считал себя очень счастливым в своих личных связях и знакомствах и часто… выражал трогательную благодарность судьбе за то, что она постоянно сближала его с людьми, которых он со своей безгранично доброй улыбкой называл «прекраснейшими».

После этого странно узнавать, как беспощадно травили Аполлона Майкова некоторые его современники. Комья грязи летели в него со всех сторон. М.Е.Салтыков-Щедрин писал о Майкове и близких ему поэтах как о «людях второго сорта». Одни критики добивались от поэта бичевания «царского режима», другие – прямолинейного воспевания устоев, а он писал о подснежнике и ласточках, о сенокосе и рыбалке, о счастье жить на белом свете.

…Вот – гнется удочка дугой,
Кружится рыбка над водой –
Плеск – серебро и трепетанье…
О, в этот миг перед тобой
Что значит Рим и все его преданья,
Обломки славы мировой!

Впрочем, у Майкова есть стихи «общественного звучания», которые иначе как пророческими не назовешь.

…И мы пошли ломать. Трещало
Всё, что построили века…
Грядущее издалека
Нам средь руин зарей сияло…
И что ж? Как демоны в потемках,
Одни стоим мы на обломках:
Добро упало вместе с злом!
Все наши пышные идеи
Толпа буквально поняла
И уж кровавые трофеи,
Вопя, по улицам влекла…

Но поэтические пророчества – это была, к счастью, далеко не главная стезя Аполлона Николаевича. Он слишком сильно чувствовал гармонию мироздания, чтобы трещины на этом прекрасном и могучем сосуде воспринимать катастрофически. В дневнике он писал: «Я знать не хочу теогонии, теологии, эмбриологии и вообще начала вещей, ибо все-таки мы их никогда не узнаем; но христианский идеал – как бы ни создался он – был руководителем моей жизни… Все-таки чувствую великое в душе моей счастье, что жил я при свете этого солнца, что жил, сознавая на себе тяжесть долга к семье, к ближнему, к отечеству…»
После оскорбительных эпиграмм или журнальной брани Майков мог растеряться, мог недоумевать, но он органически не был способен кого-то возненавидеть и даже всерьез обидеться.

Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень...

В одном из писем Аполлона Николаевича есть такие строки: «Если б меня спросили, чего я хочу для себя? – Осень Пушкина в Болдине 1830-го года – и ничего более».

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...