Значение риторики в современном мире. Риторика – это отработанная речь, память и дыхание

Риторика в переводе с греческого слова «rhetorike» дословно обозначает «ораторское искусство». Изначально она подразумевала под собой прямое значение – умение красиво говорить и выражать мысли на публике. Позже понятие риторики неоднократно видоизменялось в зависимости от периода развития культуры человечества.

Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.

Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:

  • Коракс (467 год до н. э.) – политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем школы, учившей искусству красноречия.
  • Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что говорить вначале и середине, как закончить выступление.
  • Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения.
  • Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали следующие поколения риторов.
  • Горгий (483 год до н. э.) – основоположник софистики, учитель красноречия в Афинах, разработал приёмы для украшения речи, которые прозвали «горгианскими фигурами».

Идеология софистов имела ряд особенностей:

  • Главное – манипуляция аудиторией.
  • Основа софисткой риторики – спор, словесное состязание, в котором один побеждает, а другой проигрывает.
  • Софисты не искали в споре истины, им нужна победа, поэтому важно не содержание речи, а её «внешняя форма».

Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.

Сократ и Платон - открыватели новых путей ораторского искусства

Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа – главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».

Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • доказательства сказанного;
  • выводы по теме (правдоподобные).

Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.

Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.

Аристотель и его значение в становлении риторики как науки

Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:

  • 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
  • 2 – описывает способы убеждения слушателей;
  • 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.

Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.

Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:

  • 1 – отправитель речи;
  • 2 – речь;
  • 3 – получатель речи.

Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.

Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.

Риторика Древнего Рима

Время эллинизма стало следующим этапом в развитии риторики. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.

Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:

  • «Об ораторе»;
  • «Брут» или «О знаменитых ораторах»;
  • «Оратор»;
  • «О наилучшем роде ораторов».

Марк Туллий считал: политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память. Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:

  • В первую очередь оратору следует найти что сказать.
  • Второе – разложить материал в строгом порядке.
  • Облечь в словесную форму.
  • Обязательно запомнить материал.
  • Произнести речь.

По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.

Риторика древнего мира играла важную роль в жизни римского общества. Она была средством публичного общения, её преподавали в школах детям как обязательную дисциплину. Но последующий кризис империи Рима отразился на красноречии – оно становилось формальным и несодержательным.

Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения

В конце V века Рим пал, установился феодальный строй, и риторика стала меняться. На первые позиции выходит красноречие церковное. Оно носит черты поучительного характера. Риторическая наука в Средние века имеет ряд характеристик:

  • потребность в искусстве оратора снижается;
  • риторика нужна не всем, в ней нуждаются священнослужители и учёные;
  • утрата многих традиций античной риторики, хотя используются некоторые наработки (в частности, латынь);
  • служит в качестве украшения выступлений политиков и речей проповедников.

В Средние века риторика приобретает способность влиять на психическое сознание человека. Если проповедник владел таким качеством – его риторское мастерство было на высоте. На ниве проповеднического красноречия взросли известные всему миру ораторы богословы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.

В XI–XII веках появляются средневековые университеты, и формируется университетское искусство красноречия. Но оно всё ещё сильно зависит от церкви.

Новый подъём интереса к риторике отмечается в эпоху Возрождения, в это время происходят значительные культурные перемены. Возникла заинтересованность в античности, христианство перестаёт быть ведущей идеологией. С развитием экономики возрождается торговое красноречие, набирает популярность парламентское и судебное ораторство.

Риторика ренессанса характеризуется отходом от латыни старых учебников, всё чаще звучат идеи искать новые возможности в родном национально языке. Искусство ораторов сближается с художественной литературой. Это период возникновения первых книг по риторике, возможность читать на национальных языках. Среди них:

  • «Сад красноречия» – Генри Пичем.
  • «Искусство поэзии» – Николя Буало.
  • «Искусство английской поэзии» – Джордж Путтенхем.

Эпоха Ренессанса дала толчок к появлению новых отраслей в красноречии, такие как риторика беседы в светском обществе или риторика портрета. Примером для подражания становится искусный оратор, писатель и философ античности Цицерон. Лучшие умы этого времени считают, что учение языку является непременным условием для равностороннего развития и роста личности.

История риторики в русской культуре

Русская история риторства имеет глубокие корни. В древности на Руси отсутствовал термин «риторика», но было понятие «красноречие». Оно выливалось в разные формы:

  • Красноречие политическое – нужно было проявлять на народных собраниях, вече или сходках старейшин.
  • Чтобы вдохновить войска перед битвами использовалось военное красноречие.
  • Дипломатическое – договоры между воинствующими сторонами.
  • На пирах и тризнах родилось торжественное направление в искусстве ораторов.

После крещения Руси зародилась дидактическая риторика, вылившаяся в учение и наставления, чаще для молодёжи. К ним причисляются «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского». Заметный след в истории древнерусского риторства оставил писатель и проповедник Кирилл Туровский. Его наследие является образцом искусства ораторов, обращённое к прихожанам в виде наставлений и проповедей.

Несмотря на развитую культуру красноречия, до XII века на Руси не существовало учебной литературы по риторике. Такой труд появился только в 1620 году и включил в себя 2 книги: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». В произведении представлено учение о науке в целом рассматривается термин «ритор» и круг его «обязанностей».

Несоизмеримый вклад в формирование и становление русской риторики внёс М. Ломоносов. Учёный написал два учебника, где описал историю риторики и проанализировал античное ораторское искусство. В риторике Ломоносова изложены требования и правила, которыми должен руководствоваться оратор. Работу высоко оценили современники в XVIII веке, её стали много читать, позднее она стала основой для написания новых учебников.

Риторика в России в дальнейшем формировалась благодаря выдающимся учёным и педагогам, общественным деятелям, среди которых:

  • Сперанский М.М. (1772–1839) – написал курс словесности (1792), в работе изложены нормы и правила речи для оратора.
  • Никольский А.С. (1755–1834) – в своих трудах «Логика и риторика» (1790) и «Основания российской словесности» (1792) рассматривает прозаическую, ораторскую и стихотворную речь, каждой даёт характеристику.
  • Рижский И.С. (1755–1811) – создал сочинение из 4 частей «Риторика», по этим произведениям велось учение многих поколений в университетах.

Первая половина XIX века - расцвет русской риторики. Создаётся множество трудов по науке, особенно большой вклад внесли труды известных учёных А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленского.

Вторая половина XIX века – период возникновения новой дисциплины «Теория словесности», которая взяла некоторые понятия и разделы риторики. Но сама риторика как самостоятельный предмет постепенно утратилась к началу XX века.

Развитие русской риторики в XX веке

В XX веке теорию словесности заменяет стилистика – наука о видах и стилях языка. Лучшими работами в этой области филологии признаны труды С.П. Обнорской, Л.П. Якубинского, П.А. Ларина, В.В. Виноградова.

Работы В.В. Виноградова внесли несоизмеримый вклад в развитие русской филологической науки. Учёный-ритор занимался углубленным изучением отраслей науки о языке. Многие дисциплины своим появлением обязаны трудам Виноградова. Благодаря ему родилась фразеология, история русского литературного языка, наука о языке художественных произведений.

Одними из значимых книг Виноградова стали:

  • «Очерки по истории русского литературного языка XIII–XIX веков»;
  • «Русский язык».

Виноградова называют классиком лингвистики, он исследовал и проанализировал сотни лексических и фразеологических единиц. Учёный изучал историю слов и выражений, по результатам исследований писал статьи и очерки. В честь академика Виноградова названа крупнейшая научная школа современной русистики, в которую вошли выдающиеся русские и зарубежные филологи.

Учёный совместно с другими филологами работал над созданием «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. В ходе этой работы выходит статья Виноградова, где он обобщает предыдущий опыт по созданию словарей данного типа. Для этого учёному приходилось читать и изучать много литературы начиная с древнерусских азбуковников, заканчивая словарями современников.

В труде Виноградова «О художественно прозе» можно читать о судьбе и истории русской риторики. Он отмечал, что ораторская речь должна стать «неотложной темой русской филологической науки». Но академика не услышали. Попытка возродить риторское искусство после революционных событий XX века не удалась. Но шаги в этом направлении предпринимались. Так, в 1918 году в городе Петрограде был создан Институт живого слова, где разрабатывали теории красноречия, писали статьи по тематике, проходило учение лекторов. Но в начале 30-х годов XX века институт вошел в состав Института языкознания и прекратил существование.

Тоталитарный режим XX века в России не нуждался в мастерстве ораторов, само слово «риторика» стало отождествляться с пустой и ложной речью. Риторические традиции прервались на многие годы. В 50–60 гг. учёных заинтересовала проблематика культуры речи.

Интерес к ораторскому искусству стал проявляться в 70 гг. XX века, поскольку росли запросы лекционной пропаганды. В начале 90 гг. в связи с демократизацией общества и появлением свободы слова риторика как наука вновь возродилась. Сегодня её изучают в университетах, она включена в программы гуманитарных классов школ и гимназий.

Знание истории и традиций ораторского искусства нужны современному человеку для решения коммуникативных задач и успешной самореализации. Сегодня риторика получила второе дыхание, её разработка ведётся в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и ещё рядом наук. Это направление получило название «неориторика».

Введение

"Кто не умеет говорить, карьеры не сделает!"

(Наполеон Бонапарт)

В условия современного мира наш жизненный успех зависит от способности правильно и в положительном ключе выражать свои мысли, произносить точно найденное слово в подходящий момент. К большому сожалению не все обладают этой способностью. Создаётся впечатление, что мы все говорим на разных языках, ни чуть не задевая душу собеседника своей речью. Мы просто надеемся, что собеседник полностью поймёт всё то, что мы скажем, и те сказанные слова побудят его к действию. При этом мы считаем, что все, что знаем мы, собеседник должен тоже знать. Но это величайшее заблуждение!

Умение эффективно общаться и чувствовать себя легко и свободно в любой компании, в любой аудитории - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни поставленных целей! И поэтому я считаю, что эту способность можно и нужно развить в себе, для того, что бы ваши слова были, не только услышаны, но и восприняты слушателями. Специально для тех, кто не владеет или же желает усовершенствовать свои навыки общения, созданы различные курсы и тренинги.

Современное общество проводит жесточайший отбор, и не каждый сможет с достоинством его пройти. Только образованные и грамотные люди могут достичь желаемых успехов. И умение правильно и красиво говорить здесь крайне важно. Ведь от того, как человек доносит информацию до слушателей, от того, как он умеет слушать своего собеседника, зависит и то, на сколько они поймут друг друга, и то, на сколько продуктивным будет их контакт.

ораторское искусство тренинг карьерный

С древних времен искусству общения уделялось большое внимание. Особенно в Древней Греции. Там и зародилось ораторское искусство . Это искусство имело быстрое развитие в античных странах и широко использовалось людьми разных слоёв общества. И, наверное, не зря наши предки донесли до нас эту науку общения.

Я считаю, что тема моей работы очень актуальна. Во-первых, одновременно погружаясь в историю и обычая античной цивилизации, мы перенимаем, опыт и узнаем много новых для себя вещей. Во-вторых, это грамотное общение в массово-информационной и социально-культурной сфере. И, в-третьих, тема моей работы может помочь тем, кто хочет связать свою профессию с должностями, которые требуют навыков общения. Например, профессия: филолога, искусствоведа, рекламиста учителя-словестника, журналиста, писателя, культуролога, экскурсовода, радио- и телеведущего, дизайнера печатной продукции и т.п.

Ораторское искусство

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории или же к конкретному человеку с целью убеждения. Наука, изучающая этот вид искусства, называется риторикой. В первую очередь ораторство это не просто донесение информации, а пояснение и побуждение к действию или решению. Красноречие играет важнейшую роль в жизни каждой страны и каждой эпохи в целом. Всегда находились люди, умеющие правильно изложить информацию, которая в следствии переворачивала ход истории.

Публичная речь была наиболее распространенным жанром среди образованных людей античности. Риторика занимала не последнее место в числе таких жанров искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сравнение допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии влияния европейской культуры, риторика, игравшая значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности. А зря. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной политической жизнью и уровнем образования людей.

В Древней Греции ораторы ценились намного больше, чем незаменимые мастера узкого профиля. Они выступали на больших площадях, на улицах или даже на полях сражения, в зависимости от ситуации, в которой они оказывались. Эти мастера слова, манерой своего повествования заставляли людей прислушаться к тому, что они говорят, задуматься над полученной информацией, и сделать правильные выводы, то есть те выводы, на которые ораторы наводили своих слушателей.

В каждой Античной цивилизации были свои великие ораторы, перевернувшие ход истории.

Для того, чтобы доказать значимость и актуальность этого искусства в современной жизни, я бы хотела рассказать Вам о великих ораторах и об их достижениях, чтобы Вы наглядно смогли убедиться в том, что каждый уважающий себя человек, живущий в 21 веке, должен обладать навыками красноречия, хотя бы для того, чтобы просто быть услышанными в кругах близких им людей.

Демосфен (385-322гг. до н.э.) (Приложение 1) - величайший мастер устной, в преимуществе политической речи, великий афинский оратор. Нам с начальной школы знакомо его имя и статус величайшего оратора античной эпохи. Ещё на уроках риторики мы знакомились с его жизнью, и с тем как он добивался успехов в ораторском искусстве. А теперь для того, чтобы вы тоже имели представление об этом человеке, я расскажу вам немного о его жизни. Он вырос в зажиточной семье, его отец владел мастерскими по изготовлению мебели и оружия. К сожалению, мальчик рано осиротел, и он и всё его состояние перешло в руки опекунам, которые оказались нечестными людьми. Первым его выходом в свет в роли оратора стал судебный процесс против расхитителей (опекунов). Процесс прошёл удачно.

Демосфен и до этого знал, что будет оратором, поэтому долго готовился и занимался у известного афинского мастера красноречия Исея (Приложение 2). Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - всё это было заимствовано Демосфеном у Исея. С детства он обладал слабым голосом, к тому же и картавил. Эти недостатки, а так же нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса, шум прибрежных вол. Он уделял огромное количество внимания усовершенствованию своей речи, как в начале, так и конце карьеры. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение. Когда я читала его биографию, я обратила внимание на небольшую заметку его современника, которую хотела бы вам процитировать. "Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. "Нет, с тобой ничего подобного не было", - сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: "Как, Демосфен, этого со мной не было?!" - "О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего", - сказал оратор". Продолжая читать биографию этого мастера слова, я всё больше и больше удивлялась его успехам. Естественно по началу у него ничего не получалось, и это ужасно злило оратора, но винил он в этом только себя. Он долго и упорно работал над своей речью, произношением, тембром голоса, мимикой, жестами. Он с трепетом относился каждой мелочи. И всё таки добился желаемого успеха. Со временем он стал выигрывать все судебные разбирательства, далее стал значимым лицом в политике Афин, и, наконец, когда люди полюбили его за мудрость и честность, он смог организовать патриотическую партию против македонского царя Филиппа.

Смотря на жизненный путь этого великого человека, можно с уверенностью сказать, что всего этого он добился искусством красноречия, которому долго и упорно учился на протяжении всей своей жизни, пополняя свои знания.

Не только один Демосфен блистал на арене ораторского искусства. Было огромное множество не менее талантливых людей этого направления. Вот один из них.

Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.) (Приложение 3) - ещё один яркий представитель ораторского искусства древнего мира. Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге "Об ораторе", здесь перечисляются основные требования к оратору. С самого детства маленький римлянин получил отличное образование, учился у великих ораторов того времени Антония и Красса. Он в идеале знал греческий язык, изучил Греческую философию.

Именно ему принадлежит высказывание: "Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении".

Он был отличным адвокатом и политическим деятелем. Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: "Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах".

Вот вам ещё один яркий показатель того, что умение чётко выражать свои мысли позволит вам добиться намеченных целей.

Многие наши современники думают, что они хорошо владеют навыками оратора. Но не стоит забывать, что существует такое понятие как естественное красноречие.

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому (через улицу) или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств. Это говорит о том, что в каждом из нас присутствует навык мастера слова. Но в ком - то он останавливается на естественном красноречии, а кто-то развивает его дальше, овладевая истинными навыками ораторского искусства.

Специально для этой работы я провела опрос среди прохожих нашего города. Вопрос, который я им задала, был таков: "Как вы считаете, на сколько хорошо в вас развит дар оратора?" Так же я предложила варианты ответов: "Мало развит. Средне. В идеале владею этим даром". И вот опрос показал (Приложение 4), что многие из тех, кто отвечал на вопрос, владеют этим талантов в средней степени, а очень жаль, что показатели именно такие.

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству. Тут то к нам на помощь и приходят тренинги и курсы. Но перед тем как рассказать вам о том, что же это такое, я хочу представить данные следующего опроса (Приложение 5). Для этого я так же вышла на улицы нашего города. Вопрос был таков: " Если бы в нашем городе были бы курсы ораторского искусства, Вы бы пошли обучаться этому?" Представленными вариантами ответов были: "Да. Нет". И опять же опрос постиг меня в шок. Большинство ответили отрицательно. Ссылаясь на нехватку времени. Но разве ради такого полезного дела нельзя выделить час своего времени?.

Введение

риторика спор красноречие выступление

Почему я выбрала данную тему? Вопрос конечно риторический…Она мне близка, потому что я живу в современном мире и мне ближе понятия современности. Но это, ни в коем случае не дает мне право оставить без внимания историю вопроса, ознакомившись с которой я постаралась выбрать круг тем наиболее понятных мне и захотелось посмотреть как «живет» риторика в наше время.

Эту работу можно сравнить со строительством кирпичного дома. Каждая подтема как его отдельный кирпичик, которые скрепляются между собой цементом уже полученных знаний и навыков. На основе прочитанной литературы я сделала некоторые выводы, которые попыталась объединить в один монолитный текст. У меня нет разделений, есть одна большая мысль ничем не обрамленная.

Современная риторика России

«Каков человек, такова его и речь»,- сказал Сократ,- и когда ему представили юношу, чтобы он оценил его и высказал суждение о нем, философ прежде всего вступил с ним в разговор. Учителя словесности со времен Сократа хорошо знают эту истину. Но, к сожалению, создается впечатление, что в последние десятилетия ее забыли. Многие ли из нас, окончивших не только школу, но и институт, умеют легко, свободно публично выступать или вести беседу?

Если в древние времена риторами были философы, которые оглашали свои труды, завладевали вниманием слушателей и учеников, вкладывали в сознание людей свои суждения о мире, то сейчас этим мастерством должен обладать каждый человек, которому приходиться общаться.

Риторика необходима для всех людей, которым в силу своей профессии приходиться говорить, да и не только. В наше время искусством риторики обладают люди с публичным пространством: журналисты, политики. Но с другой стороны каждый из нас использует свой ресурс - речь.

Сейчас во многих школах есть такой предмет как риторика, но нужна ли она детям? Ведь в школьном возрасте, когда ты стараешься запомнить невозможные формулы и зазубрить несколько глав «Евгения Онегина» - это только борьба за оценку, не более того. Но в жизни каждого из нас наступает такой момент, когда ты задумываешься над тем: «А правильно ли я говорю, слушают ли меня окружающие, смогу ли я убедить оппонента в правильности своих мыслей». Из этого приходит вывод - всему свое время.

Давайте посмотрим, как развивается в наше время риторика как наука, как практическая наука. Некоторые понимают риторику только как красноречие, но это не так. Не только публичные выступления связаны с этой наукой и практической ее частью.

Возьмем, к примеру, сферу бизнеса, любого. Умение вести переговоры - практика, которая строится на основах теории риторики. Продвижение и продажа товара - это возможно только при умении манипулировать сознанием людей и вести беседу так, чтобы собеседник принимал твои условия игры. И одно из самых главных - умение вести спор. Как известно - спор это не только пререкания, носящие оскорбительный характер - это великая способность приводить аргументы и доводы, не ставящие оппонента в неловкое положение, но при этом «невидимое» принуждение принимать нужную сторону.

Хочется привести некоторые правила спора:

Не спорьте о пустяках. Не уподобляйтесь средневековым схоластикам, которые иногда до одурения спорили о том, был у Адама пуп или нет.

Схоластики - последователи схоластической философии, представлявшей соединение греческой философии с учением «отцов церкви». Начало этой философии относится к IX веку, а упадок к XIV - XV векам. Схоластическим мы называем все сухое, бессодержательное, ставящее форму выше содержания.

Во время спора не упускайте из виду главных положений, из-за которых идет спор. Иногда случается, что спорящие, не закончив, спора об основном тезисе, переходят к другому, имеющему лишь второстепенное значение, а от него к третьему и т.д. В конце концов, спор уклоняется в сторону от основного тезиса, и нередко сами спорящие не могут вспомнить, с чего, собственно говоря, начался их спор.

Никогда не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой, большим хладнокровием, так как мысль его работает спокойно.

Относитесь с уважением к чужим мнениям. Если вы считаете их заблуждением, то докажите это спокойно, без насмешек и резких выражений.

Если у вас имеются веские доводы или веские возражения, то не начинайте с них. Приведите сначала другие, не столь веские, но все же верные и убедительные доводы, а в заключение - самый решительный довод.

Отбросьте ненадежные доводы. Не старайтесь увеличить их количество в ущерб качеству.

Избегайте обоюдоострых доводов. Допустим, что вы сказали: «Да ведь это еще ребенок; к нему нельзя относиться строго». Противник может ответить: «Именно поэтому и надо его сдерживать, чтобы дурные поступки не вошли у него в привычку».

Не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами, так как это может показать слушателям ваше беспристрастие. Но, согласившись с этими доводами, постарайтесь выяснить, что они не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника.

Следите за тем, чтобы в ваших доводах не было противоречия.

И здесь никуда нельзя уйти от теоретической части. Возьмем, к примеру «32 уловки» философа А. Шопенгауэра, в каждой из которых есть может применяться как совместно с другими, так и по отдельности. Помимо умения спорить, нужно уметь острить - в нужный момент вставить «ловкое» словечко А здесь то как раз и проявляются знания нашего великого и могучего русского языка.

Сейчас издается огромное количество учебной литературы по так называемой черной риторике, но после знакомство с таковой, остается неприятный осадок, так как все книги пропитаны дерзостью и хамством. Но при этом, если ты хорошо владеешь русской речью, имеешь хороший словарный запас и достаточно эрудирован, то из данной литературы можно брать некоторые приемы.

Если обратиться к истории риторики, то невозможно не осветить такую ее часть как судебное красноречие, которое используется и посей день. И ведь это действительно так. Ведь именно от умения убеждать зависит победа одной из сторон «обвинения» или «защиты».

Красноречие есть прикладное искусство; оно преследует практические цели; поэтому украшение речи только для украшения не соответствует ее назначению. Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной. С другой стороны, всеми признается, что главное украшение речи заключается в мыслях. Но это - игра слов; мысли составляют содержание, а не украшение речи; нельзя смешивать жилые помещения здания с лепным орнаментом на его фасаде или фресками на внутренних стенках. Таким образом, мы подходим к основному вопросу: какое значение могут иметь цветы красноречия на суде, или, лучше сказать, указываем основное положение: риторические украшения, как и прочие элементы судебной речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не как источники эстетического наслаждения. Цветы красноречия - это курсив в печати, красные чернила в рукописи.

На эту тему сейчас есть отличная передача «Суд идет», благодаря которой можно оценить умения говорить людей, которые должны привлечь правосудие на свою сторону. Во-первых, очень важно не засорять свою речь бессмысленными вводными предложениями и бессмысленными междометиями, которые могут быть восприняты как неубедительность и неуверенность в своих мыслях.

В суде применима одна из самых изящных риторических фигур - concession. Она заключается в том, что оратор соглашается с положением противника и, став на точку зрения последнего, бьет его собственным оружием; приняв, как заслуженное, укорительные слова противника, тут же придает им другое, лестное для себя значение; или, напротив, склонившись перед его притязаниями на заслуги, немедленно изобличает их несостоятельность.

Это лишь малая толика о судебном красноречии. Огромное количество примеров приведено в хрестоматии русской риторики.

А чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык; богатство слов есть необходимое условие хорошего слога. Строго говоря, образованный человек должен свободно пользоваться всеми современными словами своего языка, за исключением специальных научных или технических терминов. Можно быть образованным человеком, не зная физиотерапии или высшей математики; нельзя,- не зная психологии, истории, анатомии и родной литературы.

Можно проверить себя, отделив известные нам слова от привычных, т.е. таких, которые мы не только знаем, но и употребляем в письме или в разговоре. Мы поразимся своей бедности. Мы большей частью слишком небрежны к словам в разговоре и слишком заботимся о них «на людях». Это коренная ошибка. Старательный подбор слов «на трибуне» выдает искусственность речи, когда нужна ее непосредственность. Напротив, в обыкновенном разговоре изысканный слог выражает уважение к самому себе и внимание к собеседнику. В своей тонко написанной небольшой книжке «L"Art de Plaider» бельгийский адвокат De Baets говорит: «Когда вы приучите себя обозначать каждую вещь тем самым словом, которое на вашем языке в точности передает ее сущность, вы увидите, с какою легкостью тысячи слов будут являться в ваше распоряжение, коль скоро в уме вашем возникло соответствующее представление. Тогда в ваших словах не будет тех несообразностей, которые в ежедневных речах наших ораторов так раздражают чуткого слушателя». У великих писателей каждое отдельное слово бывает выбрано сознательно, с определенной целью; каждый отдельный оборот нарочито создан для данной мысли; это подтверждается их черновыми рукописями.

Сейчас очень популярна фраза «Ни что оратор говорит, а как он говорит». Не знаю кто как, а я с этой мыслью полностью согласна. К сожалению, в наше время появилось огромное количество сект - это одно из самых популярных объединений. Создатели сект точно понимают, что они проповедуют, и что должны вложить в сознание людей. Если послушать их проповеди психологически устойчивому человеку, то с первых слов можно понять, что речи их бессмысленны. Но есть те, кто подвластен давлению других людей и не может сопротивляться натиску биополей и т.д.

Если в судебном красноречии главная ценность - целостность мысли, то в этом случае - благозвучность слова. Неважно, что говорит оратор, а как он это делает. Какими образами наполняет речь, какие приемы использует, какими психологическими навыками пользуется. Все это в комплексе дает ошеломительный успех - привлечение тысяч людей, которые принимают чужие жизненные позиции и продвигают чужие идеи, далеко не христианские, аморальные, извращенные. При этом руководители данных «сборищ» являются людьми высокообразованными, эрудированными и умеющие владеть своим словом.

«Владеть своим словом» - звучит? Звучит! Не каждому дано это великое умение. Но есть люди, которых ты никогда не слышал, но знаком с ними заочно. Сейчас я говорю об одном из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академике Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Неспроста эпиграфом моей работы служат его слова. Я познакомилась с ним не так давно, к сожалению, я не слышал его речей и выступлений. Но меня потрясла так энергетика, которая исходит из его работ.

Его бесценные работы подвластны пониманию любого человека, который знаком с историей и культурой своей страны. У него, получается, завладеть вниманием читателя, и хочется впитывать все, о чем пишет этот грандиозный человек.

Свое знакомство с Д.С. Лихачевым я начала с книги «Письма о добром и прекрасном».

Это всего лишь письма, но какую смысловую нагрузку они несут, какой душевностью и добротой пропитаны. Начнем с письма «Об искусстве слога и филологии». В этом письме речь идет о том, что филология - это не однозначное понятие, это в переводе с греческого «любовь к слову». Филология дифференцированная наука, которую условно можно разделить на лингвистику и литературоведение. Но при этом роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения - наиболее сложной области литературоведения.

Дмитрий Сергеевич не призывает быть специалистами, профессионалами-гуманитариями. Он говорит о том, что, разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Нужно читать художественную литературу и понимать ее, читать книги по истории и любить прошлое человечества, читать литературу путешествий, мемуары, литературу по искусству, посещать музеи, путешествовать со смыслом и быть душевно богатым.

«Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее» Д.С. Лихачев.

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С. Лихачев.

И еще одно письмо о том, как выступать. Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на совещаниях, собраниях, а может быть, с лекциями и докладами как нам - студентам. Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно, выступать. Ему должно быть интересно, изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал, который он доносит до слушателей должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать. И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится. А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

Закончить свою работу хочется такими словами: «Мы идем по жизни, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и жить, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта - опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений»

Список использованной литературы

1.Граудина Л.К. - Русская риторика: Христоматия; напечатано по изданию:Лихачев Д. С. Книга беспокойств.- М., 1991.- С. 431-433, 436-439.

2.Лихачев Д.С. - Письма о добром и прекрасном; М.; 2003, 154 с.

.Лобанов И.Б., Хазагеров Г.Г. - Риторика; ООО «Феникс» 2008,изд 3-е, 379 с.

.Русская культура в современном мире // Новый мир. М., 1991. № 1. стр. 3-9.

Вместе с тем публичное обсуждение проблем, представляющих общественный интерес, имеет огромное значение для формирования механизмов демократических процедур, для повседневной демократической практики. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых проблем как национального, так и местного значения рядовыми гражданами России формирование и развитие демократического государства невозможно.

Отсутствуют в российской политической практике и опыт публичных обсуждений, и общепринятые правила проведения таких мероприятий, единые требования к регламенту выступлений и к ответам на вопросы, распределению ролей участников обсуждения. Нет традиции равного соблюдения регламента всеми участниками таких обсуждений вне зависимости от должностного положения, нет опыта уважительного задавания вопросов и уважительного ответа на заданные вопросы по существу, нет традиции неукоснительного соблюдения этических и риторических норм ведения дискуссии.

Дискуссии в газетах вызывают интерес читателей, но имеют ограниченный резонанс, поскольку люди часто не верят в действенность газетного слова, полагают, что дискуссии и компроматы делаются по заказу и не отражают правды. Необходимо признать, что в современном российском обществе практически полностью отсутствуют традиция и техника всестороннего демократического публичного обсуждения проблем, представляющих общественный интерес в трудовых коллективах, дискуссионных клубах, учебных заведениях и в целом на уровне рядовых граждан.

В настоящее время права человека постепенно становятся важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В этих условиях людей стало нужно убеждать, причем лиц, не равных друг другу по уровню образования и культуры, но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать людей стало необходимо при подготовке к выборам. Человек индивидуально неповторим, не похож на других, а это затрудняет общение, обусловливает необходимость в обучении общению.

История свидетельствует, что в периоды фундаментальных общественных перемен риторика всегда была востребована жизнью - можно вспомнить роль и место риторики в жизни Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Великой Французской революции, период Гражданской войны в США, роль революционной риторики после свержения самодержавия и в период Октябрьской революции и гражданской войны в России. Не случайно в античных демократиях публичная речь играла столь заметную роль и сошла на нет в Средневековье, когда господствовала в основном богословско-церковная риторика.

Развитие демократии, распространение идей свободы личности и равенства людей перед законом обусловили потребность общества в риторике, которая показала бы, как убеждать равному равного.



Роль риторики в общественной жизни

Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.

Определение современной риторики как дисциплины. Актуальность риторики в современном российском обществе.

Образцы выполнения обучающимися рефератов

С образцами выполнения студентами рефератов по дисциплине можно ознакомиться на кафедре «Философия, история и социология» БГТУ (каб. А23).

Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии. Способность владеть словом - составная часть общей культуры человека, его образованности. Роль языка в становлении личности человека. Отражение состояния нравственности в обществе посредством языка.

Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

В России, так же как и в любой развитой демократической стране, публичное демократическое обсуждение различных общественных проблем является важнейшим условием самого существования демократического государства, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения важных решений населением Нельзя утверждать, что общественные дискуссии в современной России полностью отсутствуют. Но по жизненно важным проблемам, когда необходимо принять важное решение на государственном или местном уровне, такие обсуждения проводит, в основном, управленческая или законодательная элита, и чаще - кулуарно.

Такие дискуссии практикуются в выборных политических органах: в Государственной Думе, в местных органах самоуправления. Возникают ток-шоу на телевидении. Эти программы отражают потребность общества в публичном обсуждении проблем, интерес к подобным обсуждениям. Вместе с тем следует отметить, что часто обсуждаются мелкие проблемы, многие из программ быстро исчезают, что показывает неустойчивость интереса публики к подобным передачам.

Социальный прогресс в XX в. значительно расширил возможности риторики. Миллионы людей в России оказались втянутыми в процессы политических преобразований: три революции, две мировые войны, "холодная война", распространение демократии в мире, распад СССР затронули население страны. Радио и телевидение содействовали влиянию слова на умонастроение огромной аудитории.

Роль и возможности ораторского искусства намного возросли. Конец XX - начало XXI в. отмечены демократизацией общественной жизни в России и странах бывшего социалистического лагеря. Бывшие советские республики стали независимыми государствами. Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправления вовлекли в политическую жизнь миллионы людей. Ораторское искусство вновь стало востребованным.

Необходимо всячески поощрять в российском обществе развитие устного публичного обсуждения общественно значимых проблем, а также обучать риторическим навыкам, начиная со школы. Риторическое образование граждан России- очень важная задача сегодня.

2. В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Общая риторика содержит следующие разделы:

1. риторический канон;

2. публичное выступление (оратория);

3. ведение спора;

4. ведение беседы;

5. риторика повседневного общения;

6. этнориторика.

Кратко остановимся на каждом разделе.

Риторический канон -- это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какойпоследовательности? как (какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа:изобретение содержания , расположение изобретенного в нужном порядке исловесное выражени е.

Оратория , или теория и практика публичной речи -- особый раздел риторики, очень важный раздел. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика -- «дитя демократии». И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции.

Теория и искусство ведения спора -- это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно.

Ведение беседы также изучает общая риторика. Тем, кто желает познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, кто хочет научиться правильно определять стратегию и тактику разговора (любого разговора -- и светского, и делового), риторика даст необходимые практические рекомендации.

Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она поможет вам найти ответы на следующие вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

Касаясь риторики повседневного общения, нужно сказать, что одни специалисты относят ее к частным риторикам, другие считают ее одной из областей общей риторики. Последние в защиту своей точки зрения приводят следующие доводы: эта риторика « касается такой области человеческой жизни, в которой участвует каждый и действуют весьма общие законы речевого взаимодействия» (21, 37).Так или иначе, но риторика повседневного общения существует и может оказать практическую помощь любому человеку.

Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Так, риторически образованный человек поймет, почему американцы считают, что при ведении переговоров наши деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, и почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях. Еще раз повторим: все дело в различии национальных культур, и понимание этого поможет избежать ошибок в общении.

Частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. Вот что горит по этому поводу автор учебного пособия «Риторика» Н. А. Михайличенко:

«Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения» (20, 6).

В нашей стране уже изданы «Педагогическая риторика» А. К. Михальской, «Деловая риторика» Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой, разрабатываются и другие учебники. В этом пособии, адресованном в первую очередь будущим менеджерам, мы обратимся и к частным риторикам, хотя основной упор делается на законах общей риторики, которые дают ключ к любым ее областям.

3 . Происхождение риторики: социально-политические предпосылки её формирования.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.

Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе.

Итак, красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора.

Расцвет риторики совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Софисты. Их роль в становлении риторики

Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. Риторикой пренебрежительно называют пустое словесное украшательство, уводящее от главного. Появление у этих слов второго значения, несущего отрицательную оценку, связано с особенностями мировоззрения софистов. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь пестра, изменчива и бесконечно разнообразна. То, что было прекрасным для человека вчера, завтра становится безобразным. Все зависит от его настроения, возраста и т.д. «Так что же рассуждать? -- спрашивает софист Протагор. -- Я сказал, что докажу тождество безобразного и прекрасного…»

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего -- скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать.

2) Риторика софистов -- агональная (от греч. аgon -- борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого.

3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать.

Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».

Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие -обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия -- торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика -- торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.

В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси Кирилл Туровский. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям. то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой. Это повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде.

Образцы вполне светского публичного красноречия есть в «Слове о полку Игореве». Достаточно вспомнить обращение к князьям Святослава.

Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария", появилось в начале XVII столетия.

4. Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Слово ρητορική означает «ораторское искусство или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики уже в то время была теория ар­гументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относи­тельно каждого данного предмета»1.

Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основывать­ся общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгои­стические и материально-практические соображения: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляют­ся не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно пори­цания»2.

Наука подразделялась в античности на три области: физику, знание о природе; этику - знание об общественных установле­ниях; логику- знание о слове как инструменте мышления и дея­тельности.

В основе образования лежат именно логические науки, или органон, как их называли в античности и средневековье, по­скольку прежде всего должен быть освоен метод, на основе ко­торого возможны теоретическое знание и практическая деятель­ность.

Органон включал в себя тривиум и квадривиум - семь сво­бодных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика.Грамматика - наука об общих правилах построения осмысленной речи. К грамматике прилегала поэтика как наука о художественном слове - своего рода «лаборатории языка». Диа­лектика - наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика - наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. В квадривиум, который завершал об­щее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия.

Родоначальниками риторики были классические софисты 5 в. до н.э. высоко ценившие слово и силу его убеждения.

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н.э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия.

Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец.

Теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор (481-411 г. до н.э.) из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой два собеседника высказывают противоположные взгляды. Появляются платные учителя - софисты, которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты постоянно подчеркивали силу слова, проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в виртуозности владения живым словом.

Горгий (480-380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.

Лисий (415-380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз.

Исократ (436-388 до н.э.) считается основателем «литературной» риторики - первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько тяжеловесными для восприятия на слух.

Классическая греческая риторика была увенчана поистине трагической фигурой политического и судебного оратора Демосфена (384-322 гг до н.э.). Природа не наделила его ни одним из качеств, необходимых оратору. Болезненный ребенок, опекаемый вдовой-матерью, он получил скверное образование. У Демосфена был неясный, шепелявый выговор, частое дыхание, нервный тик, т.е. масса недостатков, мешающих ему стать оратором. Ценой огромных усилий, постоянного и упорного труда он добился признания современников. Обстоятельства вынудили его стать оратором: он был разорен недобросовестными опекунами. Активно взявшись за отстаивание собственных прав через суд, он стал брать уроки у известного специалиста Исея, работать над избавлением от своих недостатков и в конце концов выиграл процесс. Но при первом появлении на публике он был осмеян и освистан. С этого момента начинается преодоление - самая характерная черта в судьбе и личности Демосфена.

Чтобы сделать дикцию четкой, он брал в рот камешки и так читал на память отрывки из произведений поэтов; упражнялся он и в произнесении фраз во время бега или подъема на крутую гору; старался научиться говорить несколько стихов подряд или какую-нибудь длинную фразу, не переводя дыхания. Учился актерской «игре», которая придает речи стройность и красоту; чтобы избавиться от подергивая плечом во время речи, подвешивал острый меч таким образом, чтобы он колол плечо и так избавился от этой привычки. Любую встречу, беседу он превращал в предлог и предмет для усердной работы: оставшись один, он излагал все обстоятельства дела вместе с относящимися к каждому из них доводами; запоминая речи, затем восстанавливал ход рассуждения, повторял слова, сказанные другими, придумывал всевозможные поправки и способы выразить ту же мысль иначе. Он лепил себя сам, доводя до совершенства то, что так небрежно исполнила природа.

Главным средством Демосфена-оратора становится его умение увлечь слушателей тем душевным волнением, которое испытывал он сам, говоря о положении родного полиса в эллинском мире. Пользуясь вопросно-ответным приемом, он искусно драматизировал свою речь. Диалогическую форму своих выступлений Демосфен иногда дополнял рассказами, в патетических местах своих речей декламировал стихи Софокла, Еврипида и других известных поэтов античного мира. В целом мышлению Демосфена присущи ирония, искрящаяся и прерывающаяся в самые патетические моменты его речей; активно использовал антитезу (противопоставление), риторические вопросы; слогу его присущи благозвучие, преобладание долгих слогов, которое вызывало ощущение плавности. Всем способам выделения смысла Демосфен предпочитал логическое ударение, поэтому ключевое слово он ставил на первое или последнее место в периоде; средством смыслового выделения служит и употребление нескольких, чаще всего пары, синонимов, обозначающих действие: пусть говорит и советует; радоваться и веселиться; плакать и лить слезы. Часто использовал гиперболу, метафоры, мифологические образы и исторические параллели. Речи аргументированы, ясны по изложению. Главным противником Демосфена был македонский царь Филипп - Демосфен написал восемь «филиппик», в которых разъяснял афинянам смысл захватнической политики Македонца. Когда Филипп получил один из текстов речи Демосфена, то сказал, что если бы он слышал эту речь, то голосовал бы за войну против себя. Результатом убедительных выступлений Демосфена стало создание антимакедонской коалиции греческих полисов. Проиграв войну с наследниками Александра Македонского, афиняне были вынуждены подписать очень тяжелые условия мира и вынесли смертные приговоры ораторам, побуждавшим их к войне против Македонии. Демосфен нашел убежище в храме Посейдона, но его настигли и там. Тогда он попросил дать ему немного времени, чтобы оставить письменное распоряжение домашним и выпил яд из тростниковой палочки, которой писали древние греки. Так закончились дни величайшего мастера древнегреческого красноречия, которого греки звали просто «оратор», как звали Гомера просто «поэт». Однако слава Демосфена не умерла вместе с ним. Древние бережно сохранили более 60 его речей, обширное его жизнеописание составил Плутарх, сопоставив его биографию с жизнью выдающегося оратора Рима Марка Туллия Цицерона. Лучшей эпитафией Демосфену могли бы стать его собственные слова: «Не слово и звук голоса ценны в ораторе, но то, чтобы он стремился к тому же, к чему стремится народ и чтобы он ненавидел или любил тех же, кого ненавидит или любит родина».

На основе развивающегося ораторского искусства стали делаться попытки теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи. Так зародилась теория красноречия - риторика. Наибольший вклад в теорию красноречия внесли Сократ (470-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Платон (427-347 до н.э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение, прежде всего, эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи.

Аристотель (384-322 до н.э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 века.

Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля можно определить как:

1) диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего;

2) гармонизирующий: главная цель разговора - не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;

3) смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи - поиск и обнаружение истины.

риторика искусство красноречие

ПОД-СЕКЦИЯ 6 Язык, речь, речевая коммуникация

Здорикова Ю.Н.

Доцент, кандидат филологических наук

Ивановский государственный химико-технологический университет

РИТОРИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В современном научном и образовательном пространстве риторика является одной из актуальных и востребованных наук, которая постоянно совершенствуется и находит свое применение в новых разнообразных формах. Сегодня проводятся многочисленные риторические конференции, мастер-классы, школы, тренинги и мн.др. Интерес к этой науке неслучаен: знание риторики позволяет достичь эффективной коммуникации, склонить к своей точке зрения, избежать речевого манипулирования и др. Современная риторика базируется на мощном арсенале исследований, накопленных со времен античности. Во все времена большое значение придавалось работе со словом, именно слово играло главенствующую роль на протяжении многих тысячелетий. Еще Протагор писал: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны» .

В современном понимании риторика определяется не только как теория, мастерство и искусство красноречия. Исследователи, опираясь на накопленный опыт, отмечают, что при определении понятия «риторика» важно учитывать три составляющие: мысль, нравственное чувство и красоту. И поэтому современный риторический идеал красноречия «сохраняет черты, определившие его с древности, и по-прежнему строится на триединой гармонии мысли, красоты и добра» . Неслучайно как одно из требований к личности оратора называется то, что оратор должен быть высоко нравственным человеком, он должен быть известен обществу, ему должны доверять .

В современной риторике много нерешенных проблем и вопросов. Подробно об этом пишет проф. В.И. Аннушкин в статье «Спорные вопросы риторического образования» . Один из таких вопросов - Является ли риторика частной наукой, частным знанием, или ее проблематика распространяется на многие науки и является всеобщей? Этот вопрос имеет важное значение в практике преподавания, поскольку «особенно же востребованы наука и искусство убедительной и целесообразной речи в области гуманитарного знания, поскольку всякая интеллектуальная профессия связана с речевым мастерством». Следующую проблему В.И. Аннушкин обозначает так: Существуют ли постулаты речевой (риторической) педагогики как теории и искусства обучения эффективной речи? Если да, то каковы они? Этот вопрос возникает, поскольку «наша практика обучения речине готовила к критической оценке того реального и многообразного мира коммуникаций, в котором живет современный человек». Описание законов риторики находим, например, в работе А.К. Михальской . Это закон диалогической речи, закон близости содержания речи интересам и жизни адресата, закон конкретности речи, закон движения, закон эмоциональности, закон эстетического удовольствия.

Целый ряд вопросов связан со школьной и вузовской риторикой: Каков объем предмета современной школьной риторики? Чем отличается традиционный курс «развитие речи » от риторики? Как школьная и вузовская риторика способствуют формированию языковой личности учащегося? Риторика позволяет достичь успешной речевой коммуникации. Поэтому целесообразно в курсе вузовской риторики сформировать у студентов такие умения и навыки, как: 1) научиться готовиться к публичному выступлению, 2) при построении речи уметь использовать риторические приемы, направленные на достижение поставленной задачи (в зависимости от вида ораторской речи), 3) практиковаться в произнесении речей перед сокурсниками и широкой аудиторией, 4) научиться анализировать речь другого человека.

Одной из форм работы на занятиях по риторике являются риторические тренинги. О пользе речевых тренингов писали многие известные ораторы. Риторический тренинг сегодня - одна из инновационных форм обучения. Самим своим названием [тренинг] «он утверждает приоритет новых форм над старыми “консервативными” формами, которыми могли бы быть названы просто семинар или “двухдневная учеба”» . Техника речи включает правила артикуляции, дыхания, работу над дикцией, знакомство с правилами логического чтения, темпа речи. Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. От того, насколько выразителен голос в своей окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания. Каждый выступающий должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие и избегать монотонности речи. Для оратора важно правильно поставить дыхание - дышать глубоко, уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. Очень полезна для развития техники речи работа над поговорками и скороговорками.

Многообразие риторических форм и жанров, научных исследований позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день риторика - одна из самых востребованных и постоянно развивающихся наук, изучение правил и законов этой науки приведет к успеху специалиста любой области знаний, поскольку именно риторика учит эффективное общению.

Литература

1. Аннушкин В.И. Спорные вопросы риторического образования // Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика», 1-3 февраля 2010 года / Под ред. Г.Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 3-8.

2. Доклад В.И. Аннушкина на XIV Международной конференции по риторике и культуре речи // http://www.rhetor.ru/ sites/default/files/ 1.%20 Аннушкин_Доклад_на_14_конф.%2014%20февраля%20для%20сайта.doc.

3. Здорикова Ю.Н. Речевой тренинг студентов как одна из форм совершенствования культуры речи // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Международной научной конференции / Под ред. Ю.В. Щербининой, М.Р. Саввовой. - М.:МПГУ, 2011. - С. 156-160.

4. Колесникова Л.Н. Профессиональная культура педагога-ритора // Материалы ХIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21-23 января 2009 года / Под ред. В.И. Аннушкина. - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. - С.201.

5. Колесникова Л.Н. Риторика и нравственное воспитание личности // Риторическая культура в современном обществе: Тезисы IV международ. конф. по риторике. - М., 2000. - С. 15-16.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. - М.-Л.: Наука, 1969.

7. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 2001.

8. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - М.: Издательский центр «Academia», 1996.

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...