Жизнь и творчество Тютчева. Темы творчества Тютчева

Федор Тютчев – известный русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Свои произведения Тютчев писал преимущественно в направлении романтизма и пантеизма. Его стихи пользуется большой популярностью, как в России, так и во всем мире.

В юности Тютчев целыми днями читал стихи (см. ) и , восхищаясь их творчеством.

В 1812 г. семейство Тютчевых было вынуждено переехать в Ярославль, по причине начала .

В Ярославле они оставались до тех пор, пока русская армия окончательно не изгнала со своих земель французскую армию, возглавляемую .

Благодаря связям отца, поэта зачисляют в коллегию иностранных дел в качестве губернского секретаря. Позже Федор Тютчев становится внештатным атташе Российской дипломатической миссии.

В данный период биографии он работает в Мюнхене, где знакомится с Гейне и Шеллингом.

Творчество Тютчева

Кроме этого он продолжает сочинять стихи, которые потом публикует в русских изданиях.

В период биографии 1820-1830 гг. им были написаны такие стихотворения, как «Весенняя гроза», «Как океан объемлет шар земной…», «Фонтан», «Зима не даром злится…» и другие.

В 1836 г. в журнале «Современник» печатается 16 произведений Тютчева под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии».

Благодаря этому Федор Тютчев приобретает большую популярность у себя на родине и за ее пределами.

В возрасте 45 лет он получает должность старшего цензора. В это время лирик продолжает писать стихи, которые вызывают большой интерес в обществе.


Амалия Лерхенфельд

Однако отношения Тютчева и Лерхенфельд до свадьбы так и не дошли. Девушка предпочла выйти замуж за состоятельного барона Крюднера.

Первой супругой в биографии Тютчева стала Элеонора Федоровна. В этом браке у них родилось 3 дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Стоит заметить, что Тютчева мало интересовала семейная жизнь. Вместо этого он любил проводить свободное время в шумных компаниях в обществе представительниц слабого пола.

В скором времени на одном из светских раутов Тютчев познакомился с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель. Между ними начался роман, о котором сразу же все узнали.

Когда супруга поэта услышала об этом, она, не выдержав позора, ударила себя в грудь кинжалом. К счастью дело обошлось легким ранением.


Первая жена Тютчева Элеонора (слева) и его вторая жена Эрнестина фон Пфеффель (справа)

Несмотря на произошедший инцидент и осуждение в обществе, Федор Иванович так и не смог расстаться с баронессой.

После смерти жены он сразу же вступил с Пфеффель в брак.

Однако женившись на баронессе, Тютчев тут же начал изменять и ей. В течение долгих лет он имел близкие отношения с Еленой Денисьевой, о которой мы уже упоминали.

Смерть

В последние годы жизни Тютчев потерял множество родственников и дорогих ему людей.

В 1864 г. из жизни ушла его любовница Елена, которую он считал своей музой. Затем скончались его мать, брат и родная дочь Мария.

Все это негативно отразилась на состоянии Тютчева. За полгода до смерти поэта парализовало, в результате чего он оказался прикованным к постели.

Федор Иванович Тютчев умер 15 июля 1873 года в возрасте 69 лет. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

Если вам понравилась краткая биография Тютчева – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Фёдор Иванович Тютчев родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. Учился дома. Хорошо знал латынь и древнегреческий язык. Он рано научился понимать природу. Сам писал, что он дышал с природой одной жизнью. Первым его учителем был широко образованный человек, поэт, переводчик Семён Егорович Раич. Раич вспоминал, что быстро привязался к своему ученику, потому что его нельзя было не полюбить.

Он был очень ласковый, спокойный и очень талантливый ребёнок. Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии. Он научил понимать литературу, поощрял желание писать стихи. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет, а в 17 лет закончил его и затем уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прослужил дипломатом сначала в Германии, потом в Италии. И все эти годы писал стихи о России. «Я больше всего в мире любил Отечество и поэзию», - писал он в одном из писем из чужбины. Но стихов своих Тютчев почти не печатал. Его имя как поэта не было известно в России.

В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. У них родились 3 дочери.

В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта. Стихи Пушкину очень понравились. Он их напечатал в «Современнике», но имя автора было неизвестно, так как стихи были подписаны двумя буквами Ф.Т. И только в 50 гг. уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и сразу же имя его стало известным.

Первый сборник его вышел в 1854 году под редакцией Ивана Сергеевича Тургенева. Стихи были проникнуты трепетной, нежной любовью к Родине и затаённой болью за её судьбу. Тютчев был противником революции, сторонником панславизма (идеи объединения всех славянских народов под властью русского самодержавия). Основные темы стихов: Родина, природа, любовь, размышления о смысле жизни

В философской лирике, в любовной, в пейзажной обязательно присутствовали размышления о роковых вопросах бытия и о предназначении человека. У Федора Ивановича Тютчева нет сугубо любовных стихов, или о природе. У него всё переплетено. В каждом стихотворении душа человеческая и самого автора. Поэтому Тютчева называли поэтом-мыслителем. Каждое его стихотворение – размышление о чём-то. Тургенев отмечал мастерство Тютчева в изображении душевных переживаний человека.

В декабре 1872 года у Федора парализовало левую половину тела, резко ухудшилось зрение. Тютчев скончался 15 июля 1873 года.

«Для Тютчева жить — значит мыслить».

И. Аксаков

«Только талантам сильным и самобытным предоставлена возможность касаться таких струн в человеческом сердце».

Н. Некрасов

Федор Тютчев — один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли.

Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас литературоведы делятся на сторонников или «некрасовского» или «фетивського» направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: высоко ценили и воспринимали как демократы, так и эстетики.

В чем же неисчерпаемое богатство Тютчева лирики?

Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года в семье дворянина в имении Овстуг Орловской губернии. Родители будущего поэта, люди образованные и состоятельные, дали сыну основательное и разностороннее образование.

Гувернером к нему был приглашен известный в свое время поэт и переводчик С.Е.Раич, знаток классической древности и итальянской литературы. На его уроках Тютчев черпал глубокие знания по истории древней и новой литературы. Еще подростком Федор начинает писать и сам. Его ранние стихи несколько устаревшие и «тяжелые», однако свидетельствуют о таланте юноши.

В 14 лет Тютчев становится членом Союза любителей российской словесности. В 1819-м впервые появляется свет его вольный перевод «Послания Горация к Меценату». В течение 1819-1821 гг Тютчев учился на словесном отделении Московского университета.

Письма, дневники этого периода свидетельствуют его литературные вкусы. Он восхищался Пушкиным, Жуковским, немецкими романтиками, читал произведения французских просветителей, поэтов и философов Древней Греции и Рима. Круг его интеллектуальных интересов был достаточно широким и охватывало не только литературу, но и историю, философию, математику, естественные науки.

Московский университет начале 20-х гг становится центром политической и общественной мысли. И хотя Тютчев не интересовался политикой, мать, боясь вредного влияния на него революционных идей, настояла на досрочном завершении обучения и вступлению сына на дипломатическую службу.

Тютчев был зачислен в Коллегию иностранных дел. Вскоре он уезжает в Европу, где прожил почти 22 года, представляя российскую дипломатическую миссию в Мюнхене, затем в Турине и при дворе сардинского короля. Мюнхен (столица Баварского королевства) был одним из крупнейших центров европейской культуры.

Тютчев знакомится там с учеными, литераторами, художниками, погружается в изучение немецкой романтической философии и поэзии. Он сближается с выдающимся философом-идеалистом Ф.Шеллингом, дружит с Гейне, первым начинает переводить его произведения ^ Осийский языке, переводит также Ф.Шиллера, И.В. Гетета других европейских поэтов. Это помогло Тютчеву оттачивать и совершенствовать свое поэтическое мастерство.

В большую поэзию его имя вошло в 20-е гг Стихи Тютчева периодически появлялись в различных московских журналах и альманахах, и зачастую подписаны были только инициалами поэта. Сам Тютчев не очень высоко оценивал собственные наработки. Большинство из написанного или исчезло, или были уничтожены.

Удивительно скромный и требовательный к себе, во время одного из переездов Тютчев, сжигая ненужные бумаги, бросил в огонь и несколько тетрадей своей поэзии.

Четыре сотни стихотворений Тютчева позволяют проследить становление его мировоззрения, ознакомиться с выдающимися событиями его жизни.

В студенческую пору и в начале пребывания за границей поэт находился под влиянием свободолюбивых идей. Его стихотворение «К оде Пушкина« Вольность »по идейной направленности близок к произведениям романтизма, но уже в нем грешат отличие от социальной лирики Пушкина декабристского периода.

Тютчев использует лексику, характерную для поэзии декабристов («огонь свободы», «звук цепей», «пыль рабства» и др.), но видит смысл поэзии не в призыве к борьбе, а в призыве к миру и душевного покоя. В его оде есть строки, обращенные к поэту с просьбой волшебной струной «смягчать, а не тревожить сердца» читателей.

Отношение к России у Тютчева было противоречивым. Он глубоко любил свою родину, верил в ее будущее, но понимал ее экономическую и культурную отсталость, заброс, не мог мириться с политическим режимом «канцелярии и казармы», «кнута и чина», которые олицетворяли самодержавную Россию.

Для Тютчева всегда оставались неприйнятливимы любые насильственные формы борьбы. Отсюда — противоречивое отношение к декабристских событий, на которые он откликнулся стихотворением «14-е декабря 1825 года».

Поэт с уважением отнесся к смелым действиям дворян ради идей общественной свободы, перешагнувших через собственные интересы, однако одновременно он считал их «жертвами глупых намерений», утверждал, что поступок их лишен смысла, потому и не оставит следа в памяти потомков.

Ежегодно мастерство поэта совершенствовалась. К середине 30-х годов он напечатал такие жемчужины, как «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Летний вечер», «Silentium!», Однако имя поэта оставалось неизвестным рядовому читателю, поскольку отдельные стихи Тютчева (и часть без авторского подписи) появлялись в различных журналах и альманахах разрозненно и «терялись» в море стихов низкого сорта.

Только 1836 по инициативе своего друга И. Гагарина Тютчев собрал свои стихи в отдельную рукопись с целью опубликования. Работы были переданы П. Вяземскому, тот показал его Жуковского и Пушкина.

Три корифеи русской поэзии были в восторге, и в «Современнику» (а журнал в эту пору принадлежал его основателю А.Пушкину) были опубликованы 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т.

Тютчев был горд вниманием к нему первого поэта России и мечтал о личной встрече. Однако встретиться им не суждено. На смерть Пушкина Тютчев откликнулся стихотворением «29 января 1837 года».

Как и М. Лермонтов, Тютчев обвинял в смерти Пушкина светскую верхушку, но считал, что поэт глубоко ошибался, отвлекаясь от чистой поэзии. В конце стихотворения он утверждает бессмертие поэта: «Тебя, как первую любовь, сердце России не забудет».

С годами усиливается ощущение социальных сдвигов, которые происходят в мире, понимание того, что Европа стоит на пороге эпохи революций. Тютчев убежден Россия пойдет другим путем. Оторванный от родины, он создает своим поэтическим воображением идеализированный образ Николаевской Руси. В 40-е гг Тютчев почти не занимается поэзией, его больше интересует политика.

Свои политические убеждения он толкует в ряде статей, в которых пропагандирует идею панславизма, отстаивает православие, считая религиозность специфической чертой русского характера. В стихах «Русская география», «Предсказание» звучат призывы к объединению всех славян под скипетром русского самодержавия, осуждения революционных движений, которые распространились в Европе и угрожали Российской империи.

Тютчев считает, что славяне должны объединиться вокруг России, а революциям противопоставить просвета. Однако, идеалистические настроения относительно русского самодержавия были разрушены позорным поражением России в Крымской войне.

Тютчев пишет острые, хлесткие эпиграммы на Николая I, министра Шувалова, цензурный аппарат.

Интерес к политике постоянно спадал. Поэт приходит к пониманию неизбежности перемен в основе общественно-политического строя России, и это тревожит и одновременно волнует его.

«Я осознаю, — пишет Тютчев, — безрезультатность всех отчаянных усилий нашей бедной человеческой мысли разобраться в ужасном вихре, в котором погибает мир … Да, действительно, мир рушится, и как не потеряться в этой страшной круговерти ».

Страх перед разрушением и радость от осознания уверенной походки нового теперь живут вместе в сердце поэта. Именно ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые …»

Не случайно он употребляет слово «роковые» («Цицерон»). Тютчев по своим убеждениям был фаталистом, считал, что и судьба человека, и судьбы мира предопределены. Однако это не вызвало у него чувство обреченности и пессимизма, наоборот — заточенные желание жить, двигаться вперед, чтобы увидеть, наконец, будущее.

К сожалению, себя поэт относил к «обломков старого поколения», остро чувствуя отстраненность, отчужденность от «нового молодого племени» и невозможность идти рядом с ним навстречу солнцу и движению («Бессонница»).

В статье «Наш век» он утверждает, что ведущей чертой современника есть раздвоенность. Эту «двуличность» мироощущение поэта мы четко видим в его лирике. Он влюблен в тему бури, грозы, ливни.

В его поэзии человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой с жизнью, судьбой, самим собой. Однако эти пессимистические мотивы сочетаются с мужественными нотами, которые прославляют подвиг несокрушимых сердец, сильных духом человек.

В стихотворении «Два голоса» Тютчев воспевает тех, кто преодолевает жизненные трудности и общественные несогласия и может быть взломан только разве что рок. На таких людей с завистью смотрят даже олимпийцы (т.е. боги). В стихотворении «Фонтан» также прославляется тот, кто стремится вверх — к солнцу, к небу.

Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части изображается привычная для нас картина или явление природы, во II-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу.

Тематически стихотворения Тютчева разделяем на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви).

Мы ценят Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает главным объектом художественных ощущений.

К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — весьма наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ.

Природа у поэта переменная, динамичная. Она не знает покоя, находясь изначально в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много «лиц», насыщенная красками и запахами (стихотворения «Какое ведь хорошее ты, ночное море», «Весенняя гроза», «Какой веселый шум летней бури» и др.).

Эпитет и метафора имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга.

Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают поэта переходные мгновения в природе: весна, осень, вечер, утро («Есть в осени …», «Осенний вечер»). Но чаще Тютчев обращается к весне:

Зиме пришел мука,

Поэтому она печальна —

Ей в окошко стучит,

Жене ее весна.

Перевод М. Рыльского

Бури, метели стремятся остановить прогресс весны, однако закон жизни неумолим:

Зима уходить не хочет,

Весной все ворчит,

Но весна хохочет

И молодо шумит!

Перевод М. Рыльского

Природа в стихах Тютчева очеловеченная. Она близка человеку. И хотя в стихах не встречаем непосредственный образ человека или какие-то признаки ее присутствия (помещение, орудия труда, предметы быта и др.)., Мы внутренне чувствуем, что речь идет именно о человеке, его жизни, чувствах, о том, что на смену старому поколению приходит молодое. Возникает мысль о вечный праздник жизни на земле:

Зима бедствия услышала

Конец своей жизни,

Последнее снег швырнула

В волшебное дитя.

Но что вражья сила!

Снежком умылась тем

И лишь порозовела Весна в цвету своим.

Перевод М. Рыльского

Творчески усвоив учение Шеллинга о господстве в мире единой «мировой душе», поэт убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутреннем мире отдельного человека. Поэтому природа и человек органически слиты в лирике Тютчева и образуют неразрывное целое. «Дума за думой, волна за волной — два проявления одной стихии» («Волна и дума»).

Чувство оптимизма, утверждения праздника жизни является сущностью тютчевской поэзии. Именно поэтому Толстой каждую весну встречал строками стихотворения Тютчева «Весна». Н. Некрасов писал по поводу стихотворения «Весенние воды»: «Читая стихи, чувствуя весну, откуда, сам не знаю, становится весело и легко на сердце, будто на несколько лет моложе».

Традиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из поэзии Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные.

Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркая, живописная речь, придает стихам благозвучия. Он использует особенно нежные эпитеты: «блаженный», «светлый», «волшебный», «сладкий», «голубой» и другие. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихотворениях ощутимы тенденции символизма («Дни и ночи», «Тени сизые»).

Высокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он поднимает ее до высоты такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике.

Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилась от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения («Она сидела на полу …»), узнаем о ее переживаниях.

У поэта есть даже стихи, написанные непосредственно от имени женщины («Не говори: меня он любит, как раньше …»).

В 40-50-е гг женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданиям.

Жорж Санд в мировой литературе начинает борьбу за эмансипацию женщины. В России опубликовано множество работ, в которых определяется характер, интеллектуальные возможности женщины: является полноценным она по сравнению с мужчиной? В чем ее предназначение на земле?

Революционно-демократическая критика и литература рассматривали женщину как равноценную мужчине существо, но бесправное (роман Чернышевского «Что делать», поэма Н. Некрасова «Русские женщины»). Тютчев разделял некрасовскую («Панаевський цикл») позицию. Однако, в отличие от демократов, зовет не к социальному, а к духовному раскрепощению женщины.

Жемчужиной поэзии Тютчева является «денисьевским цикл».

В 1850-м, когда поэту исполнилось 47 лет, он принимает гражданский брак с Еленой Денисьевой, 24-летней племянницей и воспитанницей инспектрисы Смольного института благородных девиц, в котором учились и дочери (!) Поэта, их связь длилась 14 лет (за это время родилось трое детей). Высшее общество не признавало и осуждало Денисьевой. Деликатная ситуация угнетала молодую женщину, что и повлекло его болезни туберкулезом и раннюю смерть.

«Денисьевський цикл» — поистине роман в стихах о любви. Мы узнаем о радости первой встречи, счастье взаимной любви, неумолимое приближение трагедии (возлюбленная поэта, которую осуждает окружения, не имеет возможности жить с любимым одной жизнью, сомневается в верности и силы его чувства), а затем смерть любимой и «горький боль и отчаяние »по поводу потери, которые не оставляют поэта до конца жизни (« Чему молилась ты с любовью »,« И я один … »).

В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами.

Многие литературоведы отмечает близость в раскрытии темы любви Ф. Тютчева и И. Тургенева. В обоих любовь женщины трагическое, ибо тот, кто ее любит, не в состоянии ответить ей взаимностью такой степени, как чувствует она.

Причина страданий заключается в различиях в женском и мужском характерах. Женщина может жить одним любовью, а у мужчины чувства всегда сосуществует с потребностями социальной или интеллектуальной деятельности. Поэтому лирический герой раскаивается в том, что не способен любить с такой же силой, как его избранница. («Ой, не тревожь меня …»).

Любовь лирического героя Тютчева бессильно, такое, как и любовь героев «тургеневских романов. И это было типичным для того времени.

Тютчев по своему мировоззрению был либерал. И его жизненная судьба похожа на судьбу героев тургеневских романов. Тургенев-реалист видит причину неспособности героев любить в их социальной сущности, социальной бессилии. Тютчев-романтик пытается найти причину в невозможности понять до конца человеческую природу, в ограниченности человеческого «я». Любовь приобретает разрушительную силу, оно нарушает обособленность и целостность внутреннего мира человека. Стремление самовыражения идти, достичь полного взаимопонимания делает лицо уязвимой. Даже взаимное чувство, желание обоих влюбленных «раствориться» в новом единстве — на смену «я» — «мы» — не в состоянии предупредить, как приостановить разрушительный вспышка индивидуальности, «особенности», отчужденности, которая фатально сопровождает влюбленных и традиционно «представляется »за мгновение гармонии душ (« О, как же убийственное мы любим … »).

Большинство стихов Тютчева были положены на музыку и стали популярными романсами.

Однако признали поэта лишь на закате его жизни. 1850 года в журнале «Современник» была опубликована статья Н. Некрасова «Русские второстепенные поэты», которая, в основном, была посвящена Ф. Тютчеву. Критик поднимает его до уровня А. Пушкина и М. Лермонтова: видит в нем поэта «первой величины», поскольку главная ценность его поэзии — в «живом, грациозном, пластически-точном изображении природы». Позже в виде приложения к одному из следующих номеров журнала было опубликовано 92 стихотворения Тютчева.

1854 году за редакцией И. Тургенева увидел свет первый сборник стихов Тютчева. В статье «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева »Тургенев ставит его выше всех современных русских поэтов.

Творчество Тютчева оказывала немалое влияние на русскую литературу II пол. XIX в. — Нач. XX в. Русский романтизм в его творчестве достиг вершины своего развития в XIX в., Однако не утратил своей жизненной силы, поскольку традиции тютчевской поэтики мы прослеживаем в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, М. Пришвина, М. Цветаевой, М. Гумилева и многих других.

На украинский язык переведены только несколько стихотворений Тютчева (переводчики: М. Рыльский, П.Вороний), однако эти переводы нельзя назвать совершенными. Во-первых, очень сложно переводить ассоциативные стихотворения, поскольку они не имеют конкретного содержания, а во-вторых, препятствием является и поэтический словарь Тютчева, в котором имеются такие смысловые оттенки слов, которые невозможно дословно передать на другом языке. Поэтому в переводах отсутствует неповторимое звучание именно Тютчева речь в стихах.

«Silentium» (1830)

Стихотворение имеет латинское название, которое в переводе означает «Молчание» В нем словно скрестились две темы: традиционная для литературы тема поэта и поэзии и тема любви. По форме и содержанию стихотворение декларативный, т.е. автор пытается убедить читателя в правильности суждений, которые задекларированы в нем.

В первой строфе на основе собственных мировоззренческих убеждений Тютчев предостерегает нас от попытки рассказать миру о своих чувствах и мысли:

Молчи, закрой от жизни

И мечты, и свои чувства.

Перевод П.Вороного

Человек и природа живут по одним законам. Как не могут понять звезды того, чем они блестеть и угасать в вышине, так и человек не может и не должна пытаться понять, почему чувство внезапно возникают и так же внезапно исчезают:

Пусть в пучине глубины

И сходят, и зайдут они,

Как звезды ясные ночью:

Любуйся ими и молчи.

Тютчев считал, что чувство выше разума, поскольку они являются порождением вечной души, а не бренной материи. И поэтому пытаться выразить то, что происходит в душе человека, не имеет смысла, и не возможно вообще:

Как сердцу выразит себя?

Ли поймет кто тебя?

Не поймет слова он,

Потому мысль выражена — тлен.

Человек — это «вещь в себе», каждая личность неповторима и «загерметизированы» в своем собственном духовном мире. Именно в нем человек и имеет почерпнуть животворные силы, а не пытаться найти поддержку среди материального среды:

В себе самом жить умей!

Есть целый мир в душе твоей

Секретно-чарующих дум,

Заглушить их обыденный шум,

И исчезнут, в сиянии дня мручы,

Ты слушай пение их и молчи!

И снова в последних строках стихотворения поэт сопоставляет мир человеческой души и мир природы. Это подчеркивается рифмовкой слов, которые имеют основную смысловую нагрузку — «дум — шум», «мручы — молчи».

Рефреном звучит слово «молчи». Оно употребляется в стихотворении 4 раза, и это фокусирует наше воображение на основной мысли стихотворения: почему и о чем нужно молчать.

Стихотворение дает нам некоторое представление и о предмете поэзии. Прекрасное свойственно человеческой душе, именно для ее характеристики поэт использует единственный в этой поэзии (в целом не характерно для его поэтики и отличается от других богатством экспрессивно выразительной лексики), величественно-поэтический эпитет — «секретно-чарующих дум». И это тогда, когда окружающий мир получает прозаическое определение — «обыденный шум».

Мир человеческой души — живой и опредмеченный, он существует как бы вне человека («Любуйся ими»-то есть своими чувствами — и молчи »). Ця.авторська идея подчеркивается насыщенной метафоричностью речи («чувство сходят», «чувство зайдут», «сердце выражает себя»).

Автор использует двустопный ямб, который способствует усилению смыслового звучания речи. Усиливают его ораторское направленность и риторические вопросы и восклицания. В вопросах прослеживается тема («Как сердцу выразит себя?», «Поймет кто тебя?»), В ответах — идея («Молчи, закрой от жизни и мечты, и свои чувства!», «В себе самом жить умей!» , «Ты слушай пение их (почуттив. — Н.М.) и молчи!».

Это стихотворение является важным для понимания сути поэзии Ф.И.Тютчева, особенно его интимной лирики.

«Последняя любовь»

(1852 или 1854)

Стихотворение относится к «денисьевским цикла» и посвящен сильному вспышки последней любви поэта. Стихотворение романтический по звучанию. В центре произведения — образ-чувство, образ-переживание. Нет никаких ссылок на то лицо, которому он посвящен, лирическая героиня — вне контекста повествования. И поэтому поэзия приобретает не конкретно-личностного, а общечеловеческое звучание. Это не рассказ о любви пожилого человека Тютчева к молодой девушки Елены Денисьевой, это рассказ о последнем ярко чувство, которое может вспыхнуть в душе человека, — «о последней любви».

Стихотворение имеет форму развернутой метафоры: картины природы перемежаются с описаниями чувств лирического героя. Последняя любовь ассоциируется в сознании поэта с «прощальным сиянием зари вечерней». Автор понимает, что его жизнь подходит к концу («уже полнеба охватила тень» и «стынет в жилах кровь»), и тем дороже для него это странное и прекрасное чувство, которое можно сравнивать только с «сияние» среди темной ночи.

Стихотворение отличается эмоциональностью, задушевностью, такого ощущения автору удалось достичь с помощью междометий «Ой», звучащие в начале и конце стихотворения, повторением отдельных, наиболее значимых для лирического героя слов («подожди», «по-жди-ка». «Вечерний день »,« продовжуйся »,« продолжается »,« чудо »), удачным подбором благозвучных слов (нежность, обаяние, блаженство и др.).. Неповторимость этой поэзии предоставляют метафоричность эпитетов и словосочетаний («прощальное сияние», «стынет кровь» и др.), оригинальное сочетание конце произведения совершенно разных по лексическим значением слов «блаженство» и «безнадежность», использование неожиданных грамматических вариантов одного слова («нежнее» и «нежность»).

Мелодичность, напевность стиха способствовали тому, что к нему неоднократно обращались композиторы как XIX, так и XX вв.

«Фонтан» (1836)

Стихотворение построено по принципу параллелизма. Первая строфа описывает явление природы, второе — проецирует его на человеческую жизнь. По содержанию это поэзия философская, в ней автор рассуждает о предопределенности человеческой жизни. И одновременно он в восторге от тех смельчаков, пытающихся вырваться за пределы этого рокового круга.

Лирический герой с удивлением рассматривает брызги фонтана, которые, сверкая в лучах солнца, хлынут вверх, к небу. Однако, как бы высоко не взлетали они «пылью огнецвитним», им «суждено» упасть на землю. Далее в сознании автора это ассоциируется с человеческой жизнью. Как бы человек не старался добиться на своем жизненном пути чего-то необычного, яркого и выдающегося, она обречена, как обреченные брызги фонтана упасть с высоты. Несмотря на, казалось бы, пессимистичный содержание, стихотворение не вызывает чувство безнадежности. Наоборот — оптимизм, ведь он воспевает и превозносит тех, кто не желает мириться с серой обыденностью.

«Фонтан», как и большинство стихов Тютчева на философские темы, написанный в форме эмоционально насыщенного монолога. Начинается он обращением к незримо присутствующего собеседника: «смотри», в текст введены местоимения «тебя», «ты», использованы риторические восклицания. Однако избыток чисто «эстетической», «экзотической» лексики (например, «длань») в стихотворении вызывает затруднения у переводчиков.

«Весенняя гроза» (1828)

Это один из лучших стихотворений Тютчева, который издавна стал хрестоматийным. Чисто пейзажный, лишен философского дидактизма (который есть в стихах «Зииепииит!» И «Фонтан»), стихотворение доступен не только для взрослого, но и для детского восприятия.

Тютчев любил «переломные моменты» в природе, когда происходит смена времен года, ночь уступает дню, после грозового ливня из числа облаков пробиваются солнечные лучи. Характерным для пейзажной лирики поэта является начало стихотворения, в котором он безапелляционно утверждает: «Люблю я время грозы весной». Далее идет описание природы во время первой майской грозы. Чем же так привлекает лирического героя гроза, явление природы, которое многие просто опасаются? Гроза Тютчева привлекает неуправляемостью стихии, когда все охвачено вспышками молний, когда все находится в состоянии борьбы, в движении. Это определило и выбор автором динамично-го стихотворного размера-двустопного ямба.

Каждая строфа стихотворения посвящена одному из этапов грозы. В первой строфе гроза лишь приближается, напоминая о себе отдаленным громом. Небо все еще ясное и голубое:

Люблю я время грозы весной,

Когда майский первый гром,

Словно упиваясь игрой,

Грохочет в небе голубом.

Перевод М. Рыльского

Во второй — гроза приближается, начинается борьба между солнцем и бурей, гром звучит громко и ощутимо:

А в третьей строфе — гроза в разгаре. Но побеждает не злая сила, а природа, жизнь. Поэтому «все подпевает громом»:

Бегут потоки вод прозрачных,

Птичий не смолкает гам,

И в лесу гам, и шум в горах, —

Все подпевает громам.

Это радостное настроение, веселье звучат и в последней — заключительной строфе, где появляется образ «озорной Гебы» (в греческой мифологии богиня юности, дочь верховного божества — Зевса), которая «обществен-мокипучий кубок с неба на землю со смехом разлила» .

Несмотря на подробный предметный описание грозы (гром, пыль, дождь, поток воды), главным в стихотворении есть не образ грозы, а образ-чувство, то настроение, которое вызывает она в сердце лирического героя. Стихотворение написано романтическим творческим методом: олицетворение природы («гром играет», «гремит Голосистое», природа «подпевает»), величественно поэтическое сравнение («капель прозорчасте ожерелье на солнце золотом горит»), использование античных образов (Геба, Зевс и др. .).

Стихотворение изящный и по своей форме, и по своему содержанию. Зная его, тем повторяешь про себя, а встречая первую весеннюю грозу, чувствуешь радостно-оптимистичное настроение, которое передает нам через века большой мастер поэтического слова.

Использованная литература

Захаркин А.Ф. Русские позтн второй половины XIX в. М., 1975.

Касаткина В.Н. Позтическое мировоззрейие Ф.Й.Тютчева: Саратовский ун-т, 1969.

Федор Иванович Тютчев — поэт исключительно лирический. Он не оставил ни одного эпического или драматического произведения, если не считать небольших и немногочисленных переводов с иностранного.

Фёдор Иванович Тютчев, русский поэт, родился в дворянском семействе 23 ноября 1803 года. Он был младшим сыном Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Малая родина поэта – село Овстуг Орловской губернии Брянского уезда.

Отец будущей знаменитости нрава был доброго, кроткого и уважаем всеми. Иван Николаевич получил образование в Петербурге, в престижном дворянском учебном заведении — Греческом корпусе, основанным Екатериной в честь рождения великого князя Константина Павловича.

Супруга его, Екатерина Львовна, в девичестве Толстая, была воспитана своей родственницей, тёткой — графиней Остерман. Род Толстых, к которому принадлежала Екатерина Львовна — старинный и знатный, в него же входили и выдающиеся русские писатели Лев Николаевич и Алексей Константинович Толстые.

Екатерина Львовна, мама Феденьки Тютчева, была грациозной женщиной с чуткой и нежной душой. Екатерина Львовна была очень умна. Не исключено, что ее ум, умение видеть прекрасное, тонко чувствовать мир, наследовал младший сын, будущий знаменитый русский поэт Федор Тютчев.

Родная усадьба, река Десна, старинный сад, липовые аллеи – чудные места, где рос будущий поэт. В семье Тютчевых господствовали мир и согласие.

Первоначальное воспитание Федор Иванович получил в доме отца. Домашний учитель Тютчева — Раич, знаток и переводчик Ариосто и Торквато-Тассо, разбудил в нем поэтическое дарование и в 1817 году по его представлению Тютчев уже был избран членом Общества любителей российской словесности за перевод из Горация.

К могущественному влиянию чуждой поэзии присоединилось не менее могущественное влияние и чужой жизни и природы, когда, по окончании Московского университета, Тютчев в 1823 году получает назначение в составе русской миссии в Мюнхен и на 22 года оставляет родину. (В 1823 году он был причислен сверхштатным чиновником к миссии в Мюнхене, столице тогдашнего Баварского королевства, куда и отправился в конце того же года). В Мюнхене он увлёкся немецкой идеалистической философией, был знаком с Шеллингом. Другом Тютчева в Баварском королевстве был Генрих Гейне.

В 1825 году Фёдор Иванович был пожалован в камер-юнкеры; в 1828 – назначен вторым секретарём при миссии в Мюнхене; в 1833 он отбыл дипломатическим курьером в Навплию. Места службы Тютчева в последующие года менялись.

В 1836 году тетрадь со стихами Тютчева, переправленная из Германии в Россию, попадает в руки А.С.Пушкина. Александр Сергеевич публикует стихотворения поэта в своём журнале «Современник».

Существенную часть своей жизни (в силу выбора им рода служебной деятельности) Федор Иванович Тютчев провел за границей, но душой он всегда был с Россией, не терял духовной связи с родиной.

В 1846 году Тютчев получил новое назначение: состоять по особым поручениям при государственном канцлере.

В 1848 году Федор Иванович стал старшим цензором при особой канцелярии министерства Иностранных Дел.

6 октября 1855 года, Тютчев назначен был, по Высочайшему повелению, в число членов комитета цезурного рассмотрения приготовленных к печати посмертных сочинений В.А.Жуковского.

Затем, в 1857 году, он был произведён в действительные статские советники и назначен председателем Санкт-Петербургского Комитета Цензуры Иностранной. В 1861 и 1863 годах, Тютчев стал кавалером орденов Св.Станислава и Св.Анны первых степеней и произведён в 1865 году в тайные советники.

Первые стихотворения Тютчева были напечатаны в 1826 году, в альманахе «Урания», где были помещены три его произведения: «К Нисе», «Песнь скандинавских воинов», «Проблеск».

Работы Тютчева не сразу были приняты современниками. Но всё изменилось в 1854 году, после публикации в «Современнике» статьи И.С.Тургенева. Она называлась так: «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева». В ней Тургенев назвал Тютчева «одним из замечательнейших наших поэтов, завещанных нам приветом и одобрением Пушкина».

Спустя два месяца после выхода статьи, все собранные редакцией «Современника» произведения Тютчева были изданы отдельной книжкой под названием: «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854», причем редакцией было заявлено, что она «поместила в этом собрании и те стихотворения, которые принадлежат к самой первой эпохе деятельности поэта, и теперь были бы, вероятно, им отвергнуты».

Второе издание стихотворений Тютчева вышло в 1868 году, в Петербурге, под следующим заглавием: «Стихотворения Ф.И.Тютчева. Новое (2-е) издание, дополненное всеми стихотворениями, написанными после 1854 года».

70-е годы 19 века стали одними из самых сложных в жизни поэта. Он теряет близких, и это сказывается на его поэтическом даре. С 1873 года поэта преследуют болезни, с которыми он так и не смог справиться. В мае этого же года было принято решение о перевозе Тютчева в Царское село. Смерть наступила 15 июля 1873 года. 18 июля русский поэт Федор Тютчев был похоронен в Петербурге, на Новодевичьем кладбище.

Стихотворения Тютчева переведены на немецкий язык и изданы в Мюнхене. Лучшие разборы стихотворений Тютчева принадлежат Н.А.Некрасову и А.А.Фету.

Тютчев был одним из самых знающих, образованнейших, остроумных людей своего времени. Он был и остаётся великим русским поэтом, высоко чтимый потомками.

Внешность Федора Тютчева была неброской: мужчина астенического телосложения и невысокого роста, чисто выбритый со всклокоченными волосами. Он одевался довольно небрежно, бывал рассеянным. Однако дипломат разительно преображался во время салонного общения.

Когда говорил Тютчев, окружающие замолкали, настолько разумными, образными и оригинальными были слова поэта. Впечатление на окружающих производило его одухотворенное высокое чело, карие глаза, тонкие губы, складывающиеся в насмешливую улыбку.

Некрасов, Фет и Достоевский, не сговариваясь, писали: творчество Тютчева сродни пушкинскому и лермонтовскому. А Лев Николаевич Толстой однажды поведал о своем отношении к его стихам: «Без Тютчева нельзя жить».

Впрочем, Федору Тютчеву помимо великих достоинств был свойственен нарциссизм, самолюбование, супружеская неверность.

Личность Тютчева

Этот поэт словно жил в двух параллельных и разных мирах. Первый - успешная и блистательная сфера дипломатической карьеры, авторитета в высшем свете. Второй - драматическая история личных отношений Федора Ивановича, ведь он потерял двух любимых женщин, не раз хоронил детей. Похоже, что поэт-классик своим талантом противостоял темной судьбе. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева иллюстрируют эту мысль. Так он писал о самом себе:

Не правда ли, весьма откровенные строки?

Противоречивая натура поэта

Федор Иванович относился к тем людям, которые, не преступая закон, принесли много страданий окружающим. Дипломата однажды даже перевели на другое место службы, чтоб избежать скандала.

Среди замеченных современниками психических особенностей Федора Ивановича - заторможенность и безразличное отношение к своей внешности, поведение с противоположным полом, приносящее хаос в семью. Он делал все от него зависящее, чтобы очаровывать, манипулировать женщинами и разбивать их сердца. Свою энергию Тютчев не берег, растрачивая ее в погоне за великосветскими удовольствиями и ощущениями.

Эзотерики бы в данном случае, пожалуй, вспомнили бы о родовой карме. Его дед Николай Андреевич Тютчев, мелкий дворянин, шел к богатству скользкими тропами и изрядно нагрешил по жизни. Сей предок был любовником известной зверствами помещицы Салтычихи. В народе ходили рассказы о его неистовстве. В Орловской губернии люди говаривали, что занимался он разбоем, обирая купцов на дорогах. Николай Андреевич был одержим богатством: став предводителем дворянства, аморально разорял соседей и скупал земли, увеличив за четверть века свое состояние в 20 раз.

По мнению биографов, внук орловского нувориша Федор Тютчев сумел направить родовое неистовство в русло державной службы и творчества. Однако жилось потомку непросто, главным образом из-за патологической и эгоистичной любви к женщинам.

Нелегко жилось его избранницам.

Детство, юношество

Воспитанием Федора в большей степени занималась его мама, в девичестве Толстая Екатерина Львовна, представительница рода, позже породившего Льва и Алексея Толстых.

Жизнь и творчество Тютчева, рожденного в 1803 году, определилась привитым ему с детства трепетным отношением к родной речи. В этом - заслуга педагога и поэта Семена Егоровича Раича, знатока латыни и классических языков. Впоследствии этот же человек обучал и Михаила Лермонтова.

В 1821 году Федор Тютчев получает диплом Московском университета и звание кандидата словесных наук. Он почерпнул славянофильские идеи Кошелева, Одоевского, порожденные трепетным отношением к старине и воодушевлением от победы в наполеоновских войнах.

Также юноша разделял взгляды зарождающегося движения декабристов. Дворяне-родители нашли ключ к перевоспитанию сына-бунтаря, который в 14 лет начал писать крамольные стихи, являющиеся по своей форме подражаниями.

Благодаря родственным связям с генералом Остерманом-Толстым его определяют на дипломатическую службу (подальше от вольнодумства) - в Мюнхен внештатным атташе дипломатической миссии.

Кстати, был еще один момент, почему мать поспешила изменить судьбу сына: его увлечение дворовой девушкой Катюшей.

Дипломатическая стезя надолго увлекла молодого Тютчева: однажды приехав в Мюнхен, он пробыл в Германии 22 года. В этот период очерчиваются основные темы творчества Тютчева: философская поэзия, природа, любовная лирика.

Первое впечатление - самое сильное

Дядюшка Остерман-Толстой познакомил юношу, попавшего в иную страну, с семьей Лерхенфельд. Их дочь Амалия фактически была внебрачным ребенком прусского монарха. Красавица и умница, она на пару недель стала гидом для русского парня, знакомящегося с иным укладом жизни. Молодые люди (наивность молодости) обменялись цепочками для часов - в знак вечной любви.

Однако прелестница по воле родителей вышла замуж за сослуживца поэта. Меркантилизм взял верх: подумаешь, непонятный какой-то дворянишка против барона! История имела продолжение почти через полвека. Они встретились во второй раз в жизни, приехав в Карлсбад. Старые знакомые провели много времени, бродя по улицам и делясь воспоминаниями, с удивлением осознали, что спустя столько лет их чувства не остыли. Федор Иванович к тому времени уже был болен (ему оставалось жить три года).

Тютчева проняло ощущение чего-то безвозвратно потерянного, и он создал пронзительные поэтические строки, уровня пушкинского «чудного мгновенья»:

Удивительно яркими были чувства этого человека, они не теряли своих красок даже в старости.

Первый любовный треугольник

Четыре года спустя после своего прибытия он женился на вдовствующей графине Эмилии Элеоноре Петерсон, к тому времени у его пассии уже было четверо сыновей. Он был влюблен в эту женщину, у них родилось еще трое дочерей. Однако жизнь и творчество Тютчева уже в первом браке были драматическими.

С будущей второй своей женой, Эрнестиной Пфеффель, графиней Дернберг, дипломат познакомился на балу. Она была одной из ярких красавиц Мюнхена. Тютчев был дружен с ее мужем, который, умирая, поручил супругу его попечению. Между ними возникла связь.

Русский дипломат в Германии

Представим себе, в какую среду попал Федор Тютчев в Германии. Там уже перестали творить Гегель, Моцарт, Кант, Шиллер, а Бетховен и Гете находились в зените креативности. Поэта, для которого «жить - означало мыслить», увлекла немецкая поэзия, органично переплетающаяся с философией. Он близко познакомился с Генрихом Гейне и Фридрихом Шеллингом. Он восторгался стихами первого и с удовольствием переводил на русский язык его стихи. Со вторым же Федор Иванович любил разговаривать, порой не соглашаясь и отчаянно дискутируя.

Тютчев осознал трансцендентную диалектику немецкой поэзии, где гений творца выступает чутким инструментом искусства. Его строки приобрели пронзительность и глубину:

Эти строки стали любимыми для многих людей, включая Льва Николаевича Толстого.

Переосмысление западной философии

Федор Иванович, переняв традицию немецкой интеллектуальной поэзии, при этом отрицал германскую идеализацию особы поэта, пророка, стоящего над обществом. Он не отождествляет себя с прозападным эгоцентризмом поэта, «орла гордого», предпочитая ему образ поэта-гражданина, «лебедя белого». По мнению Тютчева, тот не должен позиционировать себя как пророка, поскольку:

Мысль изречённая есть ложь;
счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые...

Федор Тютчев считается родоначальником русской философской поэзии. Ему удалось соединить в своих рифмах восточную и западную поэтические традиции.

Поэт видел, как его любимая Родина насилуется политическим режимом «кнута и чина», «канцелярии и казармы». Широко известна его шутка: «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело». Даже школьники, изучающие творчество Тютчева (10 класс), могут заметить: лишь в будущем времени он говорит о величии России.

Как много сказано в этих четырех строках. Такое можно не выразить даже в томах!

Второй брак

Его жена, Эмилия Петерсон, узнав о связи мужа, попыталась зарезаться саблей, но ее спасли. Чтобы спасти карьеру дипломата, того переводят в Турин. Когда семья плыла к новому месту его службы, корабль, на котором они плыли, затонул. Любопытно, что тогда графиню спас пребывающий на борту Иван Тургенев. Однако, не справившись с этим нервным потрясением, первая супруга Тютчева скоро умерла. Дипломат, узнав об этом, поседел в одну ночь.

Спустя год после смерти первой жены Тютчев женился на Эрнестине.

Любовь в поэзии, любовь в жизни

Поэт красноречиво отобразил свое разумение феномена любви в своей поэзии. Для Тютчева это чувство является альфой и омегой всего сущего. Он воспевает любовь, заставляющую трепетать сердца влюбленных, наполняющую смыслом их жизнь.

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,
И… поединок роковой…

В понимании поэта, начинаясь как тихое светлое чувство, любовь затем перерастает в угар страстей, чувство пленяющее, закабаляющее. Тютчев окунает читателей в глубины любви роковой, страстной. Федору Ивановичу, человеку, всю жизнь снедаемому страстями, эта тема была знакома не эмпирически, многое в ней он пережил лично.

Стихи о природе

Украшением русской литературы второй половины XIX века стало творчество Тютчева и Фета. Эти поэты, представители течения «чистого искусства», сумели выразить трогательное романтическое отношение к природе. Она в их понимании как бы многомерна, т. е. описывается как пейзажно, так и психологически. Через картины природы эти авторы передают состояния человеческой души. В частности, природа в творчестве Тютчева многолика, как «хаос» и «бездна».

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Но если лирический герой Фета чувствует себя органичной частью природы, то отделенный персонаж Тютчева пытается постичь ее, пребывая в статусе эмпирического наблюдателя. Он наблюдает, как первый гром «резвится и играет», зима «злится», весна «блаженно-равнодушна».

Светский лев

В 1844 году Федор Иванович со второй женой и двумя их общими детьми прибыл в Россию. Статский советник (по табели о рангах - чин, равный бригадному генералу либо вице-губернатору) стал популярным в самых модных великосветских салонах. Федор Тютчев обладал иноземным лоском интеллекта, разумения государственных акцентов. Это был человек энциклопедической грамотности в вопросах дипломатии, владевший базовыми европейскими языками.

Его остроты даже сейчас похожи на крамолу, но в первой половине XIX века пользовались успехом и превращались в великосветские анекдоты:

  • О княгине Т, сплетничающей на французском языке: «Абсолютное злоупотребление языком иностранным. Она бы просто не смогла произнести столько глупостей на русском».
  • О канцлере князе Г, пожаловавшем звание камер-юнкера мужу своей любовницы: «Князь Г. подобен древним жрецам, золотящим своим жертвам рога».
  • О приезде в Россию: «Не без сожаления распрощался с этим гниющим Западом, наполненным удобствами и чистотой, дабы возвратиться в многообещающую родную грязь».
  • О некоей госпоже А: «Неутомимая, однако весьма утомительная».
  • О Московской городской думе: «Любые попытки к выступлениям политическим в России подобны потугам высечь огонь из куска мыла».

Кроме службы, него была бурная личная жизнь, и только на досуге его занимало творчество.

Тютчева кратко характеризовали также как персону, склонную к романтическим приключениям.

Второй любовный треугольник

Дипломат устроил двух дочерей от брака с покойной Эмилией учиться в Смольный институт. С ними училась Елена Денисьева, ставшая любовницей дипломата, старшего ее на 23 года. Петербург отторгнул Елену, от нее отрекся даже собственный отец, но она «любила и ценила» Тютчева, как никто другой в мире.

В это время законная супруга дипломата предпочла удалиться в родовое имение Федора Ивановича в Овстуге и заниматься воспитанием детей.

Светский круг недоумевал: поэт, дипломат и светский лев Тютчев и какая-то институтка. И это - при живой жене. Тютчев же жил с Денисьевой в Москве, у них родилось трое детей, он называл молодую женщину своей последней любовью, посвятив ей два десятка своих стихов, названных Денисьевским циклом. Они путешествовали по Европе, упиваясь своей любовью, однако Елена, заболев чахоткой, умерла. Также от туберкулеза умерли еще двое детей Денисьевой. Третьего взяла на воспитание Эрнестина. Федор Иванович был потрясен крушением этого гражданского брака.

Последний любовный треугольник

Трудно назвать Федора Ивановича примерным семьянином. В последние годы у Тютчева были еще две связи: с Еленой Богдановой, подругой Денисьевой и своей второй гражданской женой Гортензией Лапп.

Последней из них и двум их общим сыновьям Федор Иванович завещал свою генеральскую пенсию, которая по праву принадлежала Эрнестине Пфеффель и ее детям. Умер Федор Иванович после инсульта и паралича 15.07.1873 года в Царском Селе.

Вместо заключения

Творчество Тютчева вполне могло бы остаться для нас тайной, не опубликуй о нем Николай Алексеевич Некрасов в журнале «Современник» статью «Русские второстепенные поэты», содержащую 24 стихотворения. А в это время его автору уже исполнилось 60 лет! Не так много существует дотоле безызвестных мастеров пера, прославившихся в столь почтенном возрасте. Пожалуй, на ум приходит лишь один - прозаик Павел Петрович Бажов.

Тютчев, русский поэт-классик, за полвека написал всего-то около 300 стихотворений. Они все могут быть помещены лишь в одном сборнике. Так пишут не на продажу, а для души. В них ощутимо то начало, которое Пушкин назвал «русским духом». Не зря человек, знающий толк в поэзии, Афанасий Афанасьевич Фет, сказал, что столь компактно публикуемое творчество Тютчева стоит многих томов.

Тютчев воспринимал свой поэтический дар как что-то второстепенное. Он мог рассеянно набросать стихи на салфетке и забыть ее. Его коллега по цензорскому совету П. И. Капнист вспоминал, как однажды тот, пребывая в задумчивости на заседании, что-то набросал на листе бумаги и ушел, оставив его. Не подбери его Петр Иванович, так бы потомки и не узнали произведения «Как ни тяжел последний час...».

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...