Здесь расположена мариинская водная система. Мариинская система

Про пионера цветной фотографии в России Сергея Михайловича Прокудина-Горского слышали, наверное, многие. Его уникальная "Коллекция достопримечательностей Российской Империи" мелькает на многих ресурсах. Датированные началом прошлого века цветные фотографии увековечили многие моменты из жизни страны еще дореволюционной. А, учитывая, что Прокудин-Горский очень уважал путешествия по воде, то в его коллекции сохранились многие водные пути.

В 1948 году, через 4 года после смерти фотографа, вся его коллекция была выкуплена у его наследников библиотекой Конгресса США и появилась в открытом доступе только в 2000-х. Попробую в нескольких постах повыкладывать основные фотографии из коллекции Сергея Михайловича, касающиеся водных путей и судоходства в России начала XX века. Надеюсь, что общественности это будет интересно.

Часть первая. Мариинская система. Реки Ковжа, Вытегра, Шексна и Белое озеро.

В 1909 году, задолго до появления Волго-Балтийского канала, С.М.Прокудин-Горский совершил путешествие по Мариинской шлюзованной системе - тогдашнему водному пути от Волги до Санкт-Петербурга на пароходе "Шексна".

#1. 1909 год. Команда парохода "Шексна", на котором С.М.Прокудин-Горский совершил путешествие по Мариинской системе.

Под катом его "фотоотчет о круизе".

#2. Часовня на месте, где в древнее время был город Белозерск.
1909 год. г.Белозерск. Село Крохино (сейчас затоплено).

#3. Белозерск. Общий вид города с городского вала.

#4. Белозерск. Общий вид города с городского вала.

#5. Белозерск. Церковь Василия Великого (слева) и Преображенский собор (справа) внутри крепостного вала.Белозерск. Церковь Василия Великого (слева) и Преображенский собор (справа) внутри крепостного вала.

#6. На реке Вытегре. 1909 год.
До строительства каналов и шлюзов Вытегра была именно такой.

#7. Плотина Святой Ксении.
1909 год. Плотина была расположена в 6 километрах выше города Вытегра на реке Вытегра.

#8. Наливная баржа братьев Нобель на реке Вытегре.

#9. Храм во имя Успения Божьей Матери в селе Девятины (р.Вытегра).

#10. Девятины. Ремонтная мастерская МПС и шлюз (на реке Вытегра).

#11. Девятины. Сад МПС и шлюз Святого Павла (на реке Вытегра).

#12. Девятины. Плотина Святого Павла.

#13. Часовня для освящения воды в Девятинах.

#14. Вытегра. Общий вид города и реки Вытегра.

#15. Подъемный мост на реке Вытегра.

#16. Вытегра. Церковь Вознесенья.

#17. Канал «Вытегра-Ковжа» и памятный знак Императору Александру Второму в память окончания Мариинской системы.

#18. Горицы. Главный собор Горицкого монастыря с дороги.

#19. Горицы. Вид на монастырь с горы Маура.

#20. Горицы. Общий вид монастыря (с реки Шексна).

#21. Кириллов. Казанский собор.

#22. Кириллов. Общий вид города с колокольни Казанского собора.

#23. Кириллов. Вид с горы Маура.

#24. Кириллов. Святые ворота Кирилло-Белозерского монастыря.

#25. Ковжская плотина.
1909 год. Находилась недалеко от истока, была построена в XIX веке в составе мариинской водной системы.

#26. Ковжская плотина.

#27. Река Ковжа. Поселок Ковжинского лесопильного завода.

#28. Река Шексна. Береговые укрепления.

#29. Ковжинский лесопильный завод.

#30. Поселок Ковжинского завода.

#31. Поселок Ковжинского завода - жилые постройки.

#32. Местечко Вохново. Река Шексна, примерно в 20 километрах от Череповца.

#33. Река Шексна. Плотина и шлюз Императора Николая Второго.

#34. Река Шексна у места слияния с Белозерским каналом. Старые шлюзовые ворота.

#35. Река Шексна. Городецкий и Никитский погосты (неподалеку от Гориц).

#36. На рубке парохода «Шексна».

Очередная беседа с шекснинским краеведом Э.В. Барановой (начало цикла читайте в номерах газеты от 9, 23 и 30 августа) посвящена реке Шексне и самым интересным местам вдоль ее берегов. Эмма Валентиновна проведет виртуальную водную экскурсию. Представим, что на границе Шекснинского района (в устье реки Ковжи) мы сели на катер и начали путешествие вниз по реке.

А река была иной…

Э.В. Баранова:
- ­ Путешествуя по реке Шексне, в первую очередь нужно поговорить о том, как за короткий срок человек до неузнаваемости изменил реку. По определению, река – это движущийся поток воды в выработанном русле. А у нас река не движется, пока шлюзы не откроют. Можно сказать, что сейчас река Шексна утратила свое понимание именно как река. Она представляет собой широкий, глубокий, спокойный водоем. Изредка по реке идет пассажирский теплоход или грузовой танкер. По берегам стоят немногочисленные деревни. Совсем по­-иному выглядела река каких-­то сто лет назад, когда еще не было мощных гидросооружений, скрывших под водой огромные территории.
Давайте вспомним ту реку. Есть множество упоминаний о Шексне как порожистой, бурной, коварной своими мелями и порогами реке. В книге «Шексна – река Велеса» тотемский краевед А.В. Кузнецов схематично обозначил эти пороги и обосновал их названия. Примечательный факт: основная порожистая часть реки проходила в границах современного Шекснинского района. Для купцов и путешественников преодолеть ее было нелегко. Каждый порог имел свое название. Они очень интересные: Медведь, Кузнец, Собачьи пролазы, Свинья, Оленьи Рога, Мышьи тропки… В районе поселка Шексна на повороте реки были сразу три порога: Заяц, Баран и Филин. Два из этих топонимов сохранились как Филин ручей и урочище Зайцево.
Поскольку река Шексна была востребована в перевозке товаров, а многочисленные пороги и мели этому мешали, люди стали строить шлюзы.
Та, прежняя река была богата рыбой. В ней водились и воспетая поэтом XVIII века Гаврилой Державиным «шекснинская стерлядь золотая», и белуга, и белорыбица. Рыба приходила на нерест в наши маленькие реки, в Белое озеро, а потом спускалась обратно в Каспийское море. Крестьяне устраивали на реке многочисленные заколы для ловли рыбы, и круглогодично доставляли ее к царскому столу.
Природа очень чувствительна к антропогенному воздействию. Когда я работала учителем, то объясняла детям, что мы живем в природной зоне тайги. Смотрим в окно – и где тайга? Вырублена. Так и реку человек изменил до неузнаваемости, построив плотины и шлюзы. И той замечательной рыбы в ней уже не водится.
В 1945 году на территориях Череповецкого района и Брейтовского района Ярославской области был создан Дарвинский заповедник. Одна из целей образования заповедника – изучение воздействия рукотворного моря – Рыбинского водохранилища -­ на окружающий природный комплекс. Как-­то раз мне довелось послушать ученых, которые длительное время изучают этот вопрос. Некоторые из них считают, что минусов от создания рукотворного моря больше, чем плюсов. Затопив территории, мы получили временный экономический эффект, но лишились хорошей проточной воды, рыбы, заливных лугов, а люди ­ своей малой родины.


Ковженская церковь

С настоящим и прошлым реки Шексны немного познакомились. Теперь настало время рассказывать увлекательные истории.
Начнем с одной интересной цветной фотографии начала ХХ века. На ней ­ - чистая река, деревянные дома и каменная красавица­-церковь. Сделан снимок в 1908 году пионером цветной фотографии России Сергеем Михайловичем Прокудиным­-Горским. В 1908 году он задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Императору Николаю II понравился замысел фотографа, и он распорядился выделить ему специально оборудованный железнодорожный вагон, а для работы на водных путях -­ небольшой пароход. Царской канцелярией были выданы документы, дававшие С.М. Прокудину-­Горскому доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать ему в путешествиях. В 1909 году фотограф прошел по Мариинской водной системе, то есть и по реке Шексне, мимо нашей Шексны (в то время село Никольское). В этом путешествии он сделал много цветных фотографий. Снимок с храмом на дальнем плане подписан «Село Ковжа. Береговые укрепления. Река Шексна», а из «Церковно-­исторического атласа Вологодской области» Н.М. Македонской мы узнаем, что в селе Ковжа когда-­то стояла Преображенская Ковженская церковь. Эту ли церковь сфотографировал С.М. Прокудин-­Горский?
Э.В. Баранова:
- ­ В Вологодской области ­ - пять рек с названием Ковжа. А по маршруту Прокудина­-Горского было два села с одинаковым названием Ковжа. Одно село находилось в нашем районе – при впадении реки Ковжи в реку Шексну. Здесь стояла приходская Преображенская Ковженская церковь. В 1964 году село Ковжа было затоплено Шекснинским водохранилищем. Еще одно село Ковжа находилось в Белозерском уезде, там, где другая река Ковжа впадает в Белое озеро. В том селе стояла Сретенская Ковжинская церковь. Сейчас она наполовину разрушена. При сопоставлении снимка С.М. Прокудина-­Горского с фотографией Сретенской Ковжинской церкви на островке в Белом озере с первого взгляда понятно, что церкви разные.
И еще, если внимательно присмотреться к снимку, сделанному царским фотографом, то на изгибе реки справа мы увидим закустаренный островок. Такой же островок в этом месте реки имеется на картах реки Шексны до затопления. Из этих наблюдений мы можем с уверенностью сказать, что на цветной фотографии 1909 года запечатлена наша Преображенская Ковженская церковь. Хотя сейчас эта церковь полностью разрушена и ушла на дно реки Шексны. (На фото: фрагмент карты 1958 года. Село Ковжа было затоплено в 1964 годуШекснинским водохранилищем)
­ - Судя по снимку, в этом месте жизнь била ключом?
- ­ Да, сейчас берега вдоль реки Ковжи практически безлюдны. А еще сто лет назад это был процветающий и густозаселенный край. По данным за 1921 год только в селе Ковжа проживало более двух с половиной тысяч человек. Для сравнения: по данным за 2010 год в семи деревнях вдоль реки Ковжи (Березник, Дерягино, Задняя, Каликино, Камешник, Киргоды, Устьяново) проживало 228 человек.
Интересны названия исчезнувших деревень в том краю. Например, одна деревня названа Кривуша, потому что стояла на кривой луке реки Ковжи. Деревня Пятная рядом с «пятой», то есть местом примыкания плотины или еза к левому берегу. А Городищами называли старинное место поселения, где когда-­то был укрепленный городок.
Занимательна не только история местности. В 1995 году мы с ребятами изучали устье реки Ковжи. Тогда местные жители предупреждали нас, чтобы мы осторожно плавали на своих маленьких лодках, потому что в реке водится большая рыба, которая ударом хвоста может лодку перевернуть.
Два года назад мы повторно ездили на Ковжу и снова слышали удивительные истории о большой рыбе. Один местный житель рассказал, что в районе парома была поставлена сеть, а когда ее достали, в ней была дыра, размером с УАЗик. Что за торпеда проделала дыру и изорвала сеть? Может быть, бобры. Но местные жители почему­-то уверены, что в реке обитает белуга огромных размеров.


Черная Гряда

Э.В. Баранова:
- ­ А теперь еще немного спустимся по реке и остановимся напротив деревень Малая Степановская и Анкимарово. До затопления этих мест водами Волго-­Балта здесь находились деревня Черная Гряда и каменный Черногрядский шлюз Мариинской водной системы. В своем путешествии фотограф С.М. Прокудин­-Горский запечатлел этот шлюз. На его снимке мы видим грандиозное гидротехническое сооружение. Этот шлюз интересен тем, что его конструкция щадила природу реки. Она имела два русла, в одном делалась шлюзовая камера, а другое перегораживалось металлическими фермами только на время судоходства. И поэтому вода в реке оставалась проточной. В 1909 году, когда по Мариинской водной системе путешествовал С.М. Прокудин­-Горский, на реке Шексне было четыре каменных шлюза с разборными плотинами. Черногрядский шлюз был первым, следуя с Волги, и имел наименование «шлюз Императора Николая II». На то время он был один из самых длинных в Европе – 362 метра. Сейчас он скрыт 16­-метровой толщей воды.

Следующий интересный пункт – село Ирма. Это место настолько любопытно, что ему будет посвящен отдельный разговор, поэтому пока мы его пропустим, а в очередном номере газеты продолжим путешествие по реке Шексне от деревни Анисимово.

31260

Шекснинский шлюз Черная Гряда в Библиотеке Конгресса США

В номере "Звезды" от 30 декабря 2014 года в материале "Столетняя судьба Судьбиц", подробно рассказывая о шлюзе Судьбицы Мариинской водной системы, я упомянула и про другой шекснинский шлюз, который находится в районе деревни Ирма, - Черная Гряда, который мы не увидим теперь никогда, поскольку он скрыт под 16-ти метровой толщей воды, оказавшись в зоне верхнего бьефа Шекснинского водохранилища. Но, как гласит седая мудрость, никогда не говори «никогда»! Мы можем увидеть этот шлюз и сегодня! На снимке, который сделан в 1909 году. Думаю, что надо хотя бы коротко рассказать об авторе этой фотографии*.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 августа 1863 года в деревне Фуникова Гора Покровского уезда Владимирской губернии. Русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель "Коллекции достопримечательностей Российской империи".
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии немецкого химика А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года.
В 1908 году Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль "Форд". Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.
В 1909-1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.
В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским.
В 1920-1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для "British Journal of Photography" (Британский журнал по фотографии) и получил патент на "фотоаппарат для цветной кинематографии".
Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.
Сохранилась часть коллекции Прокудина-Горского, переданная его родственниками в Библиотеку Конгресса США, которая насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности около 2600 оригинальных изображений).
Умер Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
* Материал из Википедии.

Екатерина МАРОВА.

20482

Столетняя судьба Судьбиц

Шлюз Судьбицы Мариинской водной системы и нынешнее сильнейшее маловодье - это две разные истории, но оказались связаны одной нитью - рекой Шексной. Не упади нынешний уровень главной водной артерии района примерно на три с лишним метра, мы бы не увидели это уникальное инженерное сооружение, которому почти сто лет…

Аки посуху

Был один из бесснежных и бессолнечных ноябрьских дней, унылость которого скрасил иней, богато украсивший деревья, кусты, нескошенную сухую траву, а также камни и миллиарды двустворчатых ракушек, которыми обильно усеяно дно залива со странным названием Глухой Захап. Еще весной тут стояло более метра воды, и рыбаки спокойно рассекали по заливу на моторках. А теперь я иду по его растрескавшемуся дну, и высохшие ракушки звонко хрустят под ногами.
Вот и река Шексна. Ее берег отступил от своей привычной кромки на десятки метров. Продвигаясь вперед к Судьбицкому шлюзу, мне пришлось скакать по камням, которые в обычные годы скрыты почти трехметровой толщей воды…

Другая цивилизация…


А вот и шлюз. На одной из его гранитных поверхностей высечена дата - 1915 год. Странно видеть здесь в безлюдном месте посреди леса и воды идеально ровно уложенные гранитные блоки шлюзовой камеры, подниматься по каменным ступеням на площадку у верхних ворот. Мне вспомнился Питер и набережная Невы, закованная примерно в такой же гранит. А может, тот же самый, поскольку добывали его в одних карельских каменоломнях, которые тогда еще были финскими.
Житель деревни Добрец Железнодорожного сельского поселения Константин Иванович Субботин вспоминает:
- Моя бабушка, Евгения Михайловна Смирнова, будучи еще девчонкой со старшим братом возила на этот шлюз камни. Сажень камней стоила рубль. Так вот они за день на лошади вывозили две сажени. Со всей округи были собраны камни. Ни одного было на поле не найти! На строительстве шлюза работали польские каменотесы. Откуда они взялись? Не знаю… Много поляков было здесь. Они переженились и оставались тут.
Польские мастера тесали блоки из финского гранита для строительства самой шлюзовой камеры, а на укрепление берегов шел наш шекснинский камень.
Прошедший век для этого сооружения пролетел незаметно, не оставив на финско-карельском граните каких-то заметных следов, а вот металлическим элементам - воротам и запорным механизмам - досталось изрядно. Хотя, как сказать, - царский металл, сто лет пролежавший под водой, не истлел от ржавчины и все еще привлекателен для мародеров, которые давным-давно утащили нижние ворота, а в этом году, пользуясь маловодьем, взялись курочить верхние, частью осевшие в грунт…

Одна из жемчужин Мариинки

Узнавая технические особенности шлюза в Судьбицах, я все более и более поражаюсь ясности ума наших русских инженеров, которые, не ведая про какую-то экологию, "вписали" это сооружение (а также прочие 34 шлюза Мариинской системы) в жизнь реки Шексны.
Для возведения шлюза был прорыт искусственный канал параллельно с основным руслом реки. Это гидротехническое сооружение оказалось на острове, поскольку от "материка" его отделял тот самый залив со странным названием Глухой Захап.
Почему шлюз был построен в этом месте? На реке Шексне именно в районе потеряевского пляжа был порог, который мешал судоходству. Судьбицкий шлюз, длиной 320 метров и шириной 12,8 метра, с глубиной на короле* 2 метра, позволял судам преодолевать этот порог.
А работало это гидротехническое сооружение так.


С ледостава, то есть с ноября, - навигация заканчивалась, суда ставились в низовьях на прикол. Река отдыхала под ледяным панцирем до весны, до наступления ледохода. В период весеннего паводка и верхние, и нижние ворота шлюза были открыты, талые воды промывали шлюзовую камеру, свободно шли по руслу воды. В конце мая - начале июня, когда большая вода уходила, основное русло реки (в районе порога) перегораживали вертикально поставленными металлическими фермами (они соединялись друг с другом по принципу пазлов), которые устанавливались на дно реки в так называемое "корыто" - бетонное основание с углублением в центре. Глубина реки тут была не очень большая, и высота ферм составляла примерно 3-4 метра. Надо сказать, что этот металлический частокол устанавливался вручную - вся механизация - веревки и лебедка. Рабочие на лодках присоединяли одну ферму к другой. Когда запруда была установлена, то верхушки ферм, торчащие из воды, становились "тропинкой" через реку, по которой ее и переходили, держась за легкие поручни - леера. Убирали "частокол" осенью, когда вода в реке сезонно падала, и близился ледостав. Фермы складывали на потеряевском берегу.

"То бурлаки идут бечевой!"

Не могу не вспомнить про те времена, когда суда по реке тянули артели бурлаков. Наша Шексна не была исключением. С той поры в нашем словаре осталось слово "бечевник". Землеустроители и сегодня им пользуются, поскольку и теперь, и сто лет назад так называлась полоса земли вдоль берега реки, по которой и шли, связанные бечевой, бурлаки. После проведения реконструкции Мариинской системы в конце 19 века бечевник был расширен, что позволило попрощаться с бурлацкой тягой, барки стали буксироваться конными упряжками.

Шлюз Черная Гряда мы не увидим никогда…

В районе деревни Ирма, где река Шексна была порожистая, в период с 1890 по 1896 годы был сооружен каменный шлюз Черная Гряда. После затопления он оказался в верхнем бьефе Шекснинского водохранилища, а теперь навсегда скрыт под 16-и метровой толщей воды. Уникальность этого шлюза в том, что в 1890-1896 годах, когда проводилось капитальное переустройство Мариинской системы, он, а также шлюзы в Деревеньке, Ниловицах были самыми длинными в Европе - 325 метров!
И еще один весьма удивительный факт, о котором рассказал Василий Маров: связь шлюзы Мариинской системы поддерживали по телефону! Перед окончанием навигации, когда вода в реке шла на убыль, последним караванам судов порой было проблематично преодолеть нижние ворота шлюза. Тогда из Судьбиц звонили на шлюз Черная Гряда и просили: "Подбавьте водички!". Там разом опускали вниз оба затвора, вода волной проходила десятки километров и помогала судам выскочить из шлюза. Но оговорюсь, что не так все просто было в жизни - до сих пор на берегах реки Шексны видны деревянные ребра-шпангоуты барж, которые потерпели крушение. Но это уже другая история…

Шекснинская стерлядь золотая

34 шлюза Мариинской системы не мешали рыбе свободно плавать от Каспия до Белого озера. И тогда к нам на нерест поднимались и белорыбица, и та самая шекснинская стерлядь золотая, о которой сохранились легенды, и огромная белуга.
Василий Васильевич Маров, который все детство провел на Судьбицком шлюзе, где работал бакенщиком его дед, вспоминает: "Ранней весной стерлядь шла к нам из Каспия на нерест, поднимаясь против течения по рекам. И проходила именно через открытые в период половодья шлюзы, где было более стремительное течение. Здесь и поджидали ее самодуры - остро наточенные крючки на пробках. В 66-м году сам видел, как знакомый мне рыбак снимал с самодура стерлядь. Она не отличалась большими размерами - всего-то 35-40 сантиметров. Рыба эта была особенная - ели только ту, что снята с крючка еще живой. Снулая стерлядь из-за большого содержания в ней жира, который быстро окислялся, становилась чуть ли не ядовитой - ее выкидывали. Пойманную живой рыбу сажали в садки, откуда потом и брали на еду. Стерляжья уха была необыкновенно вкусной и ароматной, а поверх бульона плавал янтарно-желтый жир. И в жареном виде она также была хороша - нежное белое мясо и никаких костей, разве что хребет, да и тот хрящевой. Тогда, в 66-м году, единственный раз я ее и попробовал…".

Каспийский лосось нерестился у "Музыки"

Рассказывают, что последнюю белорыбицу - каспийского лосося - поймал Михаил Смирнов примерно лет пятнадцать назад. Кстати сказать, берег реки Шексны, что напротив нынешней "Музыки", был ее нерестовым местом. Была еще одна рыба, которая водилась в шекснинских водах - белуга. Опять же по воспоминаниям бывалых рыбаков, последнюю белугу сетью поймали в 47 году. Весом около трехсот килограммов она была, больше дровней лошадиных…

Последний гудок…


Весной 1963 года было заполнено Шекснинское водохранилище, затопившее пять шлюзов "Мариинки" - два в нашем районе - Черная Гряда и Судьбицы, а также Ниловицы, Крохино, Топорня… Навигация на мариинской системе закончилась 2 ноября 1963 года после 153 лет эксплуатации. И навсегда ушла в прошлое старая традиция: капитаны последнего в навигацию каравана судов, которые спускались вниз по реке, проходя через шлюз, давали прощальный гудок.
- Я слышал этот гудок семилетним мальчишкой, - вспоминает Василий Маров. - ранним сентябрьским утром, когда я гостил у деда на шлюзу, меня разбудил низкий звук, который далеко разносился в холодном воздухе над желтеющим лесом, над водой. Прощальный гудок до следующей весны…
Однажды такой гудок раздался не перед зимней разлукой, а разлукой навсегда…

Екатерина МАРОВА.

* Король - порог шлюзовой камеры, в который упираются ворота ("Волго-Балт. От Волги до Балтики") .

При первоначальном сооружении Мариинской водной системы (1799 - 1808 гг.) «в ущелье», где река Вытегра «… окружена высокими каменистыми горами и делает несколько извилин», были поставлены одно- и двухкамерные деревянные шлюзы Св. Андрея (на 32-й версте от Вытегры при деревне Великий Двор), Св. Самсония и Св. Михаила, а ниже — трехкамерный шлюз Св. Павла (на 30-й версте при селе Парфеевское). Каждая шлюзовая камера имела в длину 15 сажен и в ширину 30 футов. При шлюзах стояли плотины. За редким на реке Вытегре исключением (шлюз Св. Андрея) все шлюзы были устроены в деривационных (подводящих воду) каналах, прорытых в извилинах реки. В 1890 - 1896 годах извилистый участок русла длиной 1,5 версты был выведен из водной системы перекопом.


По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне. Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 - 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применен впервые.



Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом.



По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне - по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение.



На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии.

Девятинский перекоп. Паровоз ведет груженый состав. 1893

Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 - глинистого грунта и 76 - плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объему работ все известные ранее в шесть раз.



Перекоп обошел излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом.



Сегодня в долине реки можно видеть остатки целого комплекса деревянных гидросооружений старой Мариинки разных лет постройки. Немного ниже устья Белого Ручья в русле Вытегры-Мариинки находятся руины плотины и шлюза Св. Андрея. Остались бревенчатые укрепления стенок бывшей шлюзовой камеры и упавшие ворота. Действующее русло при повороте в перекоп перегораживают остатки плотины Св. Самсония и деревянные конструкции шлюза Св. Самсония первой постройки. Искусственное происхождение перекопа легко определяется по прямолинейному направлению и ровным склонам.



В нижней части бортов перекопа местами видны остатки креплений береговых откосов. Шлюзы Св. Самсония, Св. Михаила и Св. Владимира (вниз по течению соответственно № 25, 24, 23), некогда стоявшие в перекопе, ныне представляют собой остатки бревенчатых конструкций боковых стенок и дна камер да железных тяг, крепивших деревянные конструкции к «каменным» склонам перекопа. Можно даже «угадать» технические особенности устройства камер.



Несохранившийся ныне «пол» дна камер двух верхних шлюзов был настлан на лежни, прикрепленные к плитам известняка, а камера шлюза Св. Владимира имела свайное основание. Полусгнившие лежни в одном и остатки свайного основания в другом месте можно еще различить. Вид первых шлюзов Св. Михаила восстановить хотя бы в общих чертах по фрагментам деревянных конструкций и свайных укреплений в русле реки уже фактически невозможно.



В 1887 году в обход Маткозера был построен Ново-Мариинский соединительный канал общей длиной около 9 верст, включая 2 версты 7 сажен старого канала (от устья первого канала до шлюза Св. Петра). Шлюзов на новом канале было всего два. Подъем судов на водораздельный плес канала производился через шлюз Св. Александра, а пропуск в Балтийскую ветвь осуществлялся шлюзом Св. Петра.



Местность в окрестностях канала и шлюзов была совершенно открытая. В версте от шлюза Св. Петра находился обелиск, установленный в честь Петра I генералом Деволантом. От памятника была видна котловина спущенного в 1886 году Маткозера. На пятой версте нового канала в стороне от Александровского шлюза долго сохранялись остатки бывшего Константиновского водопровода. В конструкции этого сооружения можно было разобраться еще в довоенные годы XX века.



Введение

Марии́нская во́дная систе́ма - водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей.

Строительство водной системы протяженностью 1145 км длилось 11 лет. В советское время получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина .

1. История

Исследования по направлению этого пути - р. Вытегра - р. Ковжа - р. Шексна проводились несколько раз: при Петре и в 1774, 1785 и 1798 годах.

В 1785 г. их выполнял инженер Яков де-Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1 944 000 руб.. 31 декабря 1787 года Екатерина II на строительство Вытегорского канала выделила 500 000 руб. Но их вскоре разворовали (мелкая сумма), работы даже не начинали. Но потребность в поставках товаров в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента - графу Якову Ефимовичу Сиверсу. Он лично произвел рекогносцировку трассы и представил царю доклад о строительстве по Вытегорскому направлению.
А вот план работ и смету взяли у разрабатывавшего этот же маршрут еще при Петре Джона Перри (проект де-Витте не рассматривался и в докладах даже не упоминался).

2. Финансирование

Очень важным элементом в строительстве является финансирование и для этого водного пути оно является весьма уникальным. Для проведения работ взяли деньги из фонда воспитательных домов то есть те, что были собраны на содержание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот, отобрав у них еду, одежду, крышу и образование. Этим фондом и заведовала императрица Мария Фёдоровна.

20 января 1799 года Павел подписал указ: «Повелели Мы, принимая сумму сию займообразно из оного места на подлежащих условиях, приобщить её к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным, а канал во изъявления признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским».

2.1. Строительство

Руководство строительством системы было возложено на инженер-генерала Франца Павловича де Волланта (также написание его фамилии встречается в источниках как Деволант), для чего при нем было создано специальное управление.

Строительство начато в 1799 году. Система строилась силами Департамента водных коммуникаций, который возлавлял Н. П. Румянцев . По первоначальному плану предусматривалось строительство 26 шлюзов и в 1801 году 8 из них было построено и прорыт соединительный канал. Уже несколько позже соорудили два непредусмотренных проектом шлюза в Шестовской и Белоусовской быстринах р. Вытегры. В 1808 году из Ковжи в Вытегру прошло первое судно с осадкой менее 1 м.

21 июля 1810 года было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе. Стоимость строительства составила 2 771 000 руб.

2.2. Модернизация

На протяжении XIX века Мариинская водная система подверглась ряду переделок.
В августе 1882 года начали работы по созданию Новомариинского канала - соединяющего реки Ковжу и Вытегру, затем Новосясьского и Новосвирского каналов. Перестройка каналов под руководством инженера К. Я. Михайловского закончилась в 1886 году.

С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав.

3. Описание системы

Вся система имела следующий вид:

Шлюза на Ковже - св. Константина, св. Анны и один полушлюз. В 9 км от св. Анны прорыт соединительный канал до деревни Верхний Рубеж. На канале 6 шлюзов. Водораздельным пунктом было Маткоозеро. На Вытегре 20 шлюзов. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9 м и глубину на пороге 1,3 м. Питание системы из Ковжского озера, для чего его уровень путем преграждением плотинами на Ковже и Пурасе был поднят на 2 метра.

Протяжённость составляла 1 145 км, на пути следования (от Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток) было 28 деревянных шлюзов.

4. Недостатки

Малые размеры не только ограничивали возможности увеличения грузооборота, но и не могли пропускать к Рыбинску суда идущие по Вышневолоцкой системе. Белое и Онежские озера не имели обходных каналов и суда гибли в них даже при небольшом волнении. Сама трасса проходила по безлюдным и малообжитым, заболоченным районам. Невозможно было в достаточном количестве найти людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства.

5. Строительство обходных каналов

5.1. Онежский канал

В 1818 году начали строить канал на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала 20 км. От Чёрных Песков до Вознесенья рыли аж до 1852 года.

5.2. Белозерский канал

Открыт в августе 1846 года. Проходил южным берегом озера габаритами: ширина по дну 17 м, глубина 2,1 м, длина 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны - «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи - «Польза».

Список литературы:

    Марговенко, Алексей «Дороги царей» (рус.). журнал «Урал» 2004 год, № 10.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мариинская_водная_система

Марии́нская во́дная систе́ма - водный путь в России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем. От Рыбинска до Петербургского морского порта через приладожские каналы (1054 версты). Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей: р. Шексна - Белое озеро - р. Ковжа - Мариинский канал - р. Вытегра - Онежское озеро - р. Свирь - приладожские каналы - р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и С.-Петербургского округов путей сообщения. Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняло 11 лет. В связи с развитием капитализма после отмены крепостного права мощность Мариинского канала была признана недостаточной. В августе 1882 года начаты работы по его модернизации (т. н. Новомариинский канал). Работы по строительству были завершены в 1886 году. Вслед за этим началось строительство Новосвирского и Новосясьского каналов (обходных приладожских). Перестройкой каналов руководил инженер К. Я. Михайловский.В 1890 году Министерство финансов выделило 12,5 миллионов рублей на переустройство системы. Работы начались 28 октября 1890 г. Руководили ими инженеры Вытегорского и Новоладожского округов путей сообщения: А. Звягинцев, К. Балинский, А. Валуев, А. Могучий, В. Мартынов. Всего: 38 шлюзов (на Вытегре - 28, на Ново-Мариинском канале - 2, на Ковже - 2, на Белозерском - 2, на Шексне - 4) и 26 плотин (на Вытегре - 14, на Ковже - 4, Белозерском канале - 4, на Шексне - 4).Построены четыре каменных шлюза (без №, № 35, № 36 и № 37) каждый длиною 150 саж., шириною 6 саж.; с металлическими воротами, разборными плотинами системы Пуаре (Поаре).Перекопы (общей длиною 20 вёрст): № 1 Девятинский на Вытегре; Копановский (на 21-й версте от истока), Крестовый, Алексеевский, Марьинский, Пробудовский (на 45-й версте), Луковецкий (791 саж.; сократил путь на 7 вёрст) на Шексне.Расчищены от наплывов и наносов, углублены и расширены приозерные обводные каналы. Местами возобновлены бечевники, местами устроены новые.На Свири частично расчищены пороги, построены выправительные и водостеснительные сооружения, уширен и углублен судовой ход. 15/27 июня 1896 г. в Черной Гряде состоялось торжество открытия переустроенной системы в присутствии вел. кн. Владимира Александровича, министра путей сообщения М. И. Хилкова.На Всемирной Парижской выставке 1913 года Мариинской системе присуждена Большая золотая медаль. С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав. Реконструированная в 1959-1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина. При первоначальном сооружении Мариинской водной системы (1799 - 1808 гг.) «в ущелье», где река Вытегра «... окружена высокими каменистыми горами и делает несколько извилин», были поставлены одно- и двухкамерные деревянные шлюзы Св. Андрея (на 32-й версте от Вытегры при деревне Великий Двор), Св. Самсония и Св. Михаила, а ниже - трехкамерный шлюз Св. Павла (на 30-й версте при селе Парфеевское). Каждая шлюзовая камера имела в длину 15 сажен и в ширину 30 футов. При шлюзах стояли плотины. За редким на реке Вытегре исключением (шлюз Св. Андрея) все шлюзы были устроены в деривационных (подводящих воду) каналах, прорытых в извилинах реки. В 1890 - 1896 годах извилистый участок русла длиной 1,5 версты был выведен из водной системы перекопом. Шлюз Императрицы Марии Федоровны на Мариинской системе каналов

По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне. Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 - 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применен впервые. Существующий фарватер у шлюза св. Алексея. 1892 г.

Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом. Укладка короля на шлюзе св. Николая. 1892

По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне - по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение. Устройство перекопа у шлюза св. Алексея. 1892 г.

На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии. Девятинский перекоп. Паровоз ведет груженый состав. 1893г.

Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 - глинистого грунта и 76 - плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объему работ все известные ранее в шесть раз. Проводка барж по Мариинской системе

Перекоп обошел излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом. Землечерпательная машина Мариинская 5-ая. Река Ковжа.1909 год

Сегодня в долине реки можно видеть остатки целого комплекса деревянных гидросооружений старой Мариинки разных лет постройки. Немного ниже устья Белого Ручья в русле Вытегры-Мариинки находятся руины плотины и шлюза Св. Андрея. Остались бревенчатые укрепления стенок бывшей шлюзовой камеры и упавшие ворота. Действующее русло при повороте в перекоп перегораживают остатки плотины Св. Самсония и деревянные конструкции шлюза Св. Самсония первой постройки. Искусственное происхождение перекопа легко определяется по прямолинейному направлению и ровным склонам. Ковжская плотина.1909 год

В нижней части бортов перекопа местами видны остатки креплений береговых откосов. Шлюзы Св. Самсония, Св. Михаила и Св. Владимира (вниз по течению соответственно № 25, 24, 23), некогда стоявшие в перекопе, ныне представляют собой остатки бревенчатых конструкций боковых стенок и дна камер да железных тяг, крепивших деревянные конструкции к «каменным» склонам перекопа. Можно даже «угадать» технические особенности устройства камер. Несохранившийся ныне «пол» дна камер двух верхних шлюзов был настлан на лежни, прикрепленные к плитам известняка, а камера шлюза Св. Владимира имела свайное основание. Полусгнившие лежни в одном и остатки свайного основания в другом месте можно еще различить. Вид первых шлюзов Св. Михаила восстановить хотя бы в общих чертах по фрагментам деревянных конструкций и свайных укреплений в русле реки уже фактически невозможно. В 1887 году в обход Маткозера был построен Ново-Мариинский соединительный канал общей длиной около 9 верст, включая 2 версты 7 сажен старого канала (от устья первого канала до шлюза Св. Петра). Шлюзов на новом канале было всего два. Подъем судов на водораздельный плес канала производился через шлюз Св. Александра, а пропуск в Балтийскую ветвь осуществлялся шлюзом Св. Петра. На реке Вытегре. 1909 год.

Местность в окрестностях канала и шлюзов была совершенно открытая. В версте от шлюза Св. Петра находился обелиск, установленный в честь Петра I генералом Деволантом. От памятника была видна котловина спущенного в 1886 году Маткозера. На пятой версте нового канала в стороне от Александровского шлюза долго сохранялись остатки бывшего Константиновского водопровода. Памятник в честь окончания строительства нового соединительного (Ново-Мариинского) канала между реками Вытегрою и Ковжею. Шлюз св.Александра.1909 год

Плотина Св. Ксении на реке Вытегре. 1909 год

Плотина св. Павла в Девятинах.1909 год

Ремонтная мастерская М.П.С. в Девятинах. Река Вытегра. 1909 год

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...