За что был арестован конструктор Сергей Королев? Сергей Королев: Меня спасли уголовники.

Все мы знаем, что при кррррровавом тиррррране ™ Сталине великий конструктор космической техники Сергей Павлович Королёв был осуждён - но не все знают, за что именно осуждён. Королёв в 1937–38-м годах разрабатывал управляемые ракеты - крылатые и зенитные. Мы знаем, что сейчас крылатые и зенитные ракеты - серьёзнейшая боевая сила. Естественно, даже странно выглядит, что человека, занимавшегося такой важнейшей по нашим понятиям разработкой, арестовали. Но, когда Королёв только-только начал свою работу, разработчики автопилотов сразу же сказали, что не в состоянии сделать систему управления, способную работать в условиях полёта ракеты - хотя бы потому, что там стартовые перегрузки на порядок выше перегрузок при любых эволюциях самолёта. Они оказались, к сожалению, правы. Даже немцы, опередившие нас по части приборостроения на пару поколений приборов, сумели создать летающую крылатую ракету - Физелер-103, более известную, как Фау-1 - только в 1943-м. Фау - первая буква немецкого слова Vergeltung - возмездие. Немцы провозгласили участие Англии в войне против немцев изменой её расовому происхождению - соответственно, оружие, способное долетать до Англии, назвали «Возмездие». А немецкие зенитные ракеты так до самого конца войны и не вышли из стадии эксперимента, хотя были жизненно необходимы Германии для противостояния массированным налётам английских и американских бомбардировщиков на немецкие города. Но вот не получилось - не смогли даже немцы создать нормально летающие зенитные ракеты. Соответственно, у Королёва в 1938-м это заведомо не получилось бы. Ему это сказали. Он это знал. Кроме того, немцы на Физелер-103 использовали воздушно-реактивный двигатель - он берёт окислитель из окружающего воздуха, а на борту хранится только горючее. Королёв же строил крылатую ракету с жидкостным реактивным двигателем: она должна была нести на борту и горючее, и окислитель. Понятно, что суммарный энергозапас получается на порядок меньше, чем в немецком варианте. Физелер-103 пролетала до трёхсот километров, а ракета Королёва, по проекту, рассчитывалась на дальность полёта 30 км. Военные сразу же заявили ему: ракета такой дальности нам в принципе не нужна; на такое расстояние проще послать обычный самолёт на бреющем полёте - он долетит незамеченным, попадёт в цель без промаха; а твоя ракета, во-первых, неизбежно попадёт не точно в цель, а, во-вторых, стоит практически столько же, сколько самолёт, но ракета одноразовая, а самолёт вернётся; не нужна нам ракета с такими характеристиками. Но Королёву было просто очень интересно. Он был человеком в высшей степени увлечённым, как все ракетостроители той эпохи (не зря сокращение ГИРД - группа исследования реактивного движения - сами участники расшифровали как «группа инженеров, работающих даром»), и очень хотел сделать хоть что-нибудь. В итоге он построил-таки 4 опытных экземпляра крылатой ракеты. Все они летали, куда бог пошлёт. Одну из них бог даже послал на блиндаж на ракетном полигоне, где находились в тот момент несколько генералов, приехавших посмотреть на такую оружейную экзотику. Естественно, Королёва арестовали по обвинениям в попытке покушения на представителей командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, нецелевом расходовании казённых средств и подрыве обороноспособности страны путём нецелевого расходования средств, поскольку Ракетный научно-исследовательский институт, где Королёв работал, финансировался из средств оборонной части государственного бюджета. Но на следствии сразу отпало обвинение в покушении: ведь если ракета летит куда попало, если невозможно создать для неё автопилот - значит, невозможно её сознательно нацелить на блиндаж с генералами. Поэтому, хотя Королёв был арестован по первой категории, преступления по которой карались смертной казнью, но это обвинение в ходе следствия отпало, и дали ему 10 лет по совокупности прочих деяний. Из чего, кстати, видно, как при кровавом режиме приписывали всем какие попало преступления и карали за то, что приписали. Это было при Ежове, а при Берия это обвинение пересмотрели и пришли к выводу, что нецелевое расходование средств было (когда ты делаешь нечто заведомо бесполезное, о чём тебе уже со всех сторон сказали, что это бесполезно, то это, несомненно, нецелевое использование средств), но вот подрыва обороноспособности не было, потому что Королёв действовал не по злому умыслу, а по искреннему заблуждению - и, соответственно, срок ему сократили с 10 лет до 8, положенных по закону именно за нецелевое использование казённых средств. Правда, эти годы он провёл в закрытых конструкторских бюро - так называемых шарашках - и его талант использовался по назначению. Но, как видно, обвинения были, к сожалению, вполне обоснованы. Полагаю, сейчас за такое отношение к казённым деньгам Королёв получил бы примерно столько же. Если, конечно, кто-то удосужился бы защитить казну.

Вот такую мысль высказал:"Журналист, политконсультант, эрудит. Родился в Одессе 1952.12.09.03.30. По образованию инженер-теплофизик. Более двух десятилетий работал программистом (15 лет -- системным программистом). Многократный победитель интеллектуальных игр. Самое узнаваемое лицо Рунета. Автор живого журнала awas1952.livejournal.com", Анатолий Вассерман


Получается, что Королёва осудаили потому, что:

1. Он потратил государственные деньги, на ракету от которой военные отказались.
2. Вместо ракеты можно послать самолёт на бреющем полёте он пролетит отбомбится и вернётся.
3. Военные сказали, что им не нужна ракета с дальностью 30 км. Фау-1 летела на 300.
4. В то время нельзя было сделать систему управления для крылатой ракеты. Это удалось лишь немцам в 1943-м, а значит Королёву это бы не удалось и подавно.
5. Немцам так и не удалось сделать зенитную ракету, не смотря, ни на, что.
6. Королёва посадили, но отправили в закрытое КБ, где он работал по специальности.

1. Любой инженер знает, что финансирование работ происходит согласно плану утверждённому руководством и и деньги выделяются этм самым руководством. В 1937-году Сергей Павлович ещё только молодой 30 летний инженер, а не генеральный конструктор и академик.
В СССР деньги -это ещё далеко не всё, нужны были фонды, материалы, детали, оборудование, которое ещё надо было получить или как тогда говорили выбить.
А посему я вижу два варианта развития событий.
Первый. После того как проект закрыли, а деньги на него были уже потрачены, ракеты стояли уже готовые или почти готовые, Королёв с товарищами за бесплатно (они себя именовали "работающие даром") собрали эти 4 ракеты в тайне от руководства, и провели их испытания. Никакой растраты тут не было, так деньги уже были потрачены.
Второй. Никакой остановки проекта не было вообще. Иначе как бы армейское руководство приехало бы смотреть на пуски. Их же кто-то позвал, и уж явное не те кто делали эти пуски в тайне.
И ещё: то чем занимался Королёв называется НИОКР (научно исследовательские и опытно-конструторские работы), найти в них не целевое использование средств - это нужно иметь слишком хорошее воображение.

2. Т.е. известно, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне, но мы то находимся не в 1938-м, а в 2013-м и прекрасно знаем, в 1941-м, очень редко удавалось послать самолёт (так как большинство из них были уничтожены ещё на земле), даже если удавалось послать самолёт, то ему очень редко удавалось долететь до цели, ещё реже точно отбомбиться, а его шансы вернуться были минимальны.

3. Про дальность и точность стрельбы.
Фау-1 не являлась армейским оружием. Она не могла поразить цель. Её использовали для того, что бы долететь до Лондона и взорваться там, по возможности нанеся хоть какой-то ущерб, в основном моральный.
Т.е. если бы руководство вермахта поставило бы другую задачу своим ракетчикам, то наверняка результаты их деятельности и конструкция ракеты были бы другими.
Для получения такой дальности пришлось пожертвовать скоростью (Фау-1 сбивались английскими истребителями ещё над морем), так, что её воздушно-реактивный двигатель, не гениальное решение немецких конструкторов, а компромисс.

Систем а управления Фау-1 была очень примитивна. Гироскоп (быстро вращающийся маховик в кордановом подвесе), рулевые машинки и аэролаг(пропеллер соединённыс со счётчиком, отмерят путь который пролетал лететельный аппарат). Ракета выстреливалась в сторону Лондона, аэролаг считал какое расстояние она пролетела и после отсчёта заданного пути ракета пикировала вниз. Не было и никаких поправок на ветер.
Лондон был слишком большой целью по которой трудно не попасть, но тем неменее, только %40 ракет долетели до Лондона.
Причём %40 - это всего, после того как английские лётчики научились их сбивать количество ракет долетевших до Лондона резко упало.

Представим, что в СССР в 1941-м был бы аналог Фау-1, куда бы ими стреляли?
По каким целям? По оккупированным советским городам?

4. Система управления ракетой представляла собой гироскоп, рулевые машинки и электромагнитные усилители. Ни машинки, ни усилители стартовых перегрузок не боятся, единственная деталь которая может не пережить перегрузку это гироскоп, но и тут есть десяток чисто инженерных решений как эту проблему преодолеть: тут можно подобрать более подходящие материалы и внести изменения в конструкцию и даже при старте ставить гороскопы на стопоры, которые после старта бы освобождались.

Ни каких особых технологий не доступных в то время не требовалось. Т.е. либо была не высока компетенция самого разработчика - это скорее всего был не Черток и не Айзенберг. Либо, о невозможности сделать такую систему, речь пошла уже в кабинете следователя, НКВД. Ведь всё данные взяты из сохранившегося уголовного дела.

Кстати немцам многое, что не удалось.
Они не смогли создать автоматическую сварку, установки залпового огня, не смогли сделать, что-то близкое к Т-34. Так, что такой аргумент, что если немцам, что-то не удалось, то Королёву бы не удалось и подавно, вообще не стоит принимать во внимание.

5. Зенитные ракеты.
Группа действительно разрабатывала крылатые ракеты, а так же пороховую зенитную и баллистическую дальнобойную.
Про последнюю Вассерман не упоминает. Пришлось бы сказать, что такую ракету Фау-2 сделал Вернер фон Барун, с той же целью стрелять по Лондону и она стала праматерью всех нынешних ракет с ЖРД.
Но тогда Королёвым разрабатывалась лишь концепция. До осуществления которой было ещё далеко.

Тогда действительно не было технологии которая позволила бы навести ракету точно в цель.
Хоть Королёв и предложил систему наведения по световому лучу. Т.е. все технологии были доступны.
Впрочем тогда ещё ничего не было в этой области.
Инженеры по системам управления летательными аппаратами, не разрабатывают систему управления для непонятно чего. Т.е. пока нет ракеты, т.е. самого летательного аппарата, хотя бы его параметров, ни кто не разрабатывает для него СУ. Т.е. с чего-то надо было начинать.

Понятно, что попасть по неподвижному городу и по летящему самолёту - это две большие разницы, как говорят на родине товарища Вассермана.
Поэтому зенитные ракеты появились лишь после войны.
Но и тут хочу заметить, что зенитными ракетами немцы заинтересовались лишь тогда когда на Германию посыпались бомбы, т.е. в 1943-м.
И это было для них, не самое лучше время в плане ресурсов, технологических возможностей и времени для спокойной работы.

6. И отправили Королёва не в закрытое КБ ШАРАГУ, а сначала тюрьму, где ему во время допросов сломали челюсть, что стало потом причиной его смерти (во время операции не смогли просунуть трубку для вентиляции лёгкого), а потом в лагерь на Колыму. А в ШАРАГУ он попал уже из лагеря, повезло, что сидевший Туполев был у него руководителем дипломного проекта и вытащил его из Колымы в ШАРАГУ.

Уже потом, когда он стал генеральным конструктором, после величайших побед и достижений, он говорил в компании своих друзей:
"Другой раз проснешься ночью, лежишь и думаешь: вот сейчас дадут команду, и те же охранники нагло войдут и
бросят: "А ну, падло, собирайся с вещами".
Охранники - это те, которые охраняли его дачу, точно такие же, как те, что охраняли его в тюрьме.

P.S.
Заблуждения людей, считающимися великими экспертами в своей области:

Думаю, что на мировом рынке мы найдем спрос для пяти компьютеров. (Thomas Watson - директор компании IBM, 1943 г.)

Ни у кого не может возникнуть необходимость иметь компьютер в своем доме. Для этого нет никаких причин. (Ken Olson - основатель и президент корпорации "Digital Equipment Corp." - "DEC", 1977 г.)

Такое устройство, как телефон, имеет слишком много недостатков, чтобы рассматривать его как средство связи. Поэтому считаю, что данное изобретение не имеет никакой ценности. Что толку с этой электрической игрушки? (Уильям Ортон, президент Western Union, отказываясь в своей служебной записке от предложения Александра Грехема Белла приобрести его едва дышашую телефонную компанию за $100 000, 1876 г.)

100 миллионов долларов - слишком большая цена за Microsoft. (IBM, 1982 г.)

Да кого, к чертям, интересуют разговоры актеров? (реакция Гарри Уорнера, кинокомпания Warner Brothers на использование звука в кинематографе, 1927 г.)

Летающие машины весом тяжелее воздуха невозможны! (Лорд Кельвин - президент Королевского Общества (Royal Society), 1895 г.)

640 Кб должно быть достаточно для каждого. (Билл Гейтс, 1981 г.)

Жизнь доказала, что они ошиблись и теперь мы читаем их, опровергнутые жизнью, экспертные мнения как курьёзы.
Но мнение никому неизвестных специалистов, да ещё взятых из протоколов допроса сами знаете где, нам приводят не как курьёз, а как истину в последней инстанции.

КОРОЛЁВ Георгий Никитич (1889 — расстрелян 28 июля 1938) — директор Рыбинского авиационного завода № 26 им. В. Н. Павлова (ОАО« НПО« Сатурн»).

Родился в д. Гридинская Егорьевского уезда Рязанской губернии, из крестьян. Трудовую деятельность начал в 1904 г. на Голутвинском паровозостроительном заводе(Московской губ.). С 1910 по 1915 г. проходил военную службу в Николаевске-на-Амуре. После демобилизации в феврале 1918 г. вновь поступил на работу на паровозостроительный завод.

В 1919 г. направлен ЦК профсоюза металлистов и ВЦСПС в Народный комиссариат продовольствия, где работал до 1922 г. заместителем управляющего отделом общего распределения. В 1923 г. назначен директором завода АМО(Москва). В 1925 — 1927 гг. — член Правления Автомобильного треста(Москва). В 1927 г. Королёв возглавил авиационный завод № 24(Москва). С 1929 г. работал заместителем начальника Всесоюзного объединения авиапромышленности. В 1928—1931 гг. находился в зарубежных командировках(Германия, Англия, Франция, США) с целью изучения вопросов развития авиационной техники. В 1933 г. назначен начальником Главного управления авиационной промышленности(находился в составе наркомата тяжелой промышленности) — заместителем наркома тяжелой промышленности.

С 1931 по 1933 г. и с декабря 1935 по 1937 — директор авиационного завода № 26 им. В. Н. Павлова (Рыбинск). Под руководством Королёва осуществлялась реконструкция, техническое перевооружение завода, внедрение конвейерной сборки моторов. Были продолжены работы по совершенствованию авиамотора М-17, созданию его модификаций, увеличению мощности, ресурса. Мотор М-17 и его модификации устанавливались на тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, АНТ-4, АНТ-6, дальний разведчик АНТ-7, самолет-разведчик Р-5, гидросамолет МБР-2, а также на танки КВ, Т-28, Т-35, торпедные катера. Королёв организовал разработку, освоение и производство авиационного двигателя водяного охлаждения М-100 мощностью 750 л.с., позволившего самолету впервые развить скорость до 500 километров в час(создан на основе лицензионного французского мотора« Испано-Сюиза-12»). Авиамотором М-100 оснащался скоростной бомбардировщик СБ-2. За выдающиеся успехи по укреплению оборонной мощи Красной Армии, за освоение новой техники в 1936 г. постановлением ЦИК СССР завод был награжден орденом Ленина.

В 1938 г. Королёв был репрессирован, расстрелян. В 1957 г. реабилитирован посмертно.

Награды: орден Ленина(1936), орден Красной Звезды(1932).

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Источники

Ярославский край в ХХ веке. Кто есть кто? Предприниматели, руководители промышленно-производственного комплекса. Историко-биографический справочник. / Под редакцией доктора исторических наук, профессора Ю.Ю. Иерусалимского. - Ярославль, 2007.

Документы

ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 35. Д. 6431.

Литература

Возвращенные имена. - Ярославль, 1991;

Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.3. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995.

От «Русского Рено» к «Рыбинским моторам» // Русь: Литературно-исторический журнал. - Ростов Великий, 1993;

Киселёв В., Калинина Л. Исторические хроники рыбинского завода. - М., 1999.

Анисков В.Т., Хаиров А.Р. История ВПК России в региональном аспекте: от начала Первой до окончания Второй мировой войны. На примере Верхневолжья. - Ярославль, 1996;

Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945. Пер. с англ. - Минск, 2001.

Личные отношения двух легендарных, выдающихся конструкторов - Сергея Павловича Королева и Валентина Петровича Глушко, внесших неоценимый вклад в развитие отечественной космонавтики, - были в 50-60-е годы не только плохими, а откровенно неприязненными, порой даже яростно "оппонентскими". Каждый руководил крупным коллективом, был академиком и "основоположником". Королев, как свидетельствуют энциклопедические словари, - основоположник "практической" космонавтики, Глушко - отечественного ракетного двигателестроения. Какая кошка пробежала между ними? С чего начинался конфликт и как развивался? Какие вообще отношения складывались среди капитанов космической отрасли? Об этом мне рассказывали те, кто несколько десятилетий назад был в гуще событий. Прежде всего я встретился с академиком Василием Павловичем МИШИНЫМ, который был правой рукой Сергея Павловича Королева, его бессменным первым замом со дня основания завода в подмосковных Подлипках. В 1966 году после трагической смерти Главного конструктора на операционном столе в кремлевской больнице (операция, как считали тогда некоторые авторитетные медики, была плохо подготовлена) Мишин стал его преемником, возглавив ОКБ-1.

Василий Павлович, у Королева, как известно, были не простые отношения не только с Глушко, но и с другим главным конструктором - Янгелем, а также генералом Каманиным, министром оборонной промышленности Устиновым, некоторыми другими руководителями... Может быть, все дело во властном характере, неуступчивости, неуживчивости Королева?
- Я с этим категорически не согласен. Характер у Сергея Павловича был действительно твердый, можно сказать, и властный, но не он стал причиной несложившихся личных отношений Королева с Глушко, Устиновым, Янгелем... В каждом случае - своя история, и я бы не решился делать какие-то обобщения. Хотя, конечно же, и ревность к славе, пусть безымянной (фамилия Королева стала известна стране только после его смерти), и соперничество, и амбиции играли определенную роль.
Давайте посмотрим, как развивалась коллизия Королев - Глушко. Начиналось все с принципиальных споров по техническим вопросам. Валентин Петрович, например, не верил, что можно управлять полетом баллистических ракет дальнего действия с помощью подвижных (качающихся) камер сгорания. Он категорически выступал за использование газоструйных рулей. Между тем качающиеся камеры обещали неоспоримые преимущества при создании новых ракет. Главным центром двигателестроения в нашей стране руководил Глушко. Переубедить его не удавалось. Пришлось конструкторскому бюро Королева самостоятельно заняться "непрофильным" делом - разработкой и изготовлением рулевых двигателей, управляющих вектором тяги.
В споре победа оказалась на нашей стороне. Двигатели были созданы, установлены на знаменитой "семерке". Эта ракета выводила на орбиты искусственные спутники, космические корабли "Восток", "Союз", летает она в модифицированном варианте и сейчас.
- Однако производственные споры, пусть даже по таким принципиальным вопросам, не обязательно должны приводить к ухудшению личных отношений. Ну доказали Глушко, что оказались правы, дальше-то зачем углублять конфликт?
- Надо понимать, что речь идет не о теоретической дискуссии, это был удар по самолюбию, по престижу Глушко. А он не тот человек, который забывает подобные вещи. И позже разногласия не просто усиливались, а приобрели принципиальный характер. Трещина в отношениях превращалась в пропасть. Это ярко проявилось во время работ над ракетой тяжелого класса, получившей служебное название Н-1. По проекту стартовая масса составляла в первом варианте 2200 тонн, полезный груз - 75 тонн. Глушко отказался делать ракетные двигатели для Н-1. Их изготавливал коллектив, возглавляемый Н. Д. Кузнецовым.
Хочу заметить, что и Королев, и я открыто, жестко выступали против использования весьма опасных для здоровья обслуживающего персонала токсичных видов ракетного топлива - азотного тетроксида, гептила и других. Глушко же неизменно настаивал на применении наряду с керосином еще и ядовитых компонентов. Вот здесь и проходил водораздел наших противоречий: гептил или нетоксичные кислород-керосиновые двигатели. Очень жесткие были столкновения. Я и сегодня, спустя десятилетия, не изменил свою позицию. Есть серьезные основания полагать, что у немалой части солдат и специалистов, работавших на заправке ракет высококипящими компонентами топлива, ухудшилось впоследствии здоровье.
- Хорошо известный вам Борис Евсеевич Черток, который тоже был замом у Королева, в своей книге "Ракеты и люди" рассказывает о стычках между Королевым и Глушко. Во время приезда в Подлипки Брежнева (тогда еще просто секретаря ЦК) Глушко говорил о "некомпетентных товарищах из ОКБ-1". В другой раз, обращаясь к Гришину, заместителю председателя Госкомитета оборонной техники, Валентин Петрович просил избавить его от диктата Королева при выборе схемы двигателей. Черток пишет, что "разногласия Королева и Мишина с Глушко имели тяжелые последствия для нашей космонавтики". Вы согласны с этим?
- Разумеется. Вопрос лишь в том, на ком лежит за это ответственность. Дело было, однако, не только в наших отношениях с Глушко. В целом вся атмосфера в верхних эшелонах отрасли оставляла желать лучшего. Если бы не многоходовые интриги, подковерная борьба, в которой участвовали не только ряд главных конструкторов, но и Устинов, и партийные "бонзы", страна могла использовать вдвое или втрое меньший промышленный потенциал и добиться больших успехов. Параллелизм и дублирование в космической отрасли дорого обошлись нашему государству.
- Как у вас складывались отношения с Глушко?
- Я никогда не скрывал своего мнения, и это не нравилось Валентину Петровичу. У нас были деловые споры, что, по-моему, не должно влиять на личные взаимоотношения. Открою вам "секрет", который знали многие руководящие работники королевской фирмы. Я ведь тоже нередко спорил с Сергеем Павловичем - жестко, бескомпромиссно, эмоционально. Бывало, после этого мы в течение недели не разговаривали. Когда в этот период надо было решать экстренный производственный вопрос, нас соединяли по телефону секретари. Но это никогда не перерастало в личную вражду. Через несколько дней либо я заходил к Королеву, либо он ко мне, и снова работали вместе, потому что верили друг другу и занимались одним общим, очень важным делом.
Но Глушко ничего не забывал. И хотя в 50-е годы у нас были очень хорошие отношения, потом они испортились. Я расскажу о нашей последней встрече на заводе в Подлипках. После смерти Сергея Павловича Королева я в течение восьми лет возглавлял ОКБ-1. В 1974-м генсек Брежнев с подачи секретаря ЦК КПСС Устинова освободил меня от занимаемой должности (соответствующего документа, кстати, я так и не видел), назначив новым руководителем предприятия Глушко. Когда он приехал на завод, я протянул ему руку, но он демонстративно ее "не заметил". Какое-то время мне пришлось заниматься в ОКБ обычными в таких случаях документами, в том числе актом приема-передачи. Днем я зашел пообедать в столовую для руководящего состава. Сел в сторонке, доедаю котлету. Вошел Глушко. Увидел меня, резко отшвырнул стул, круто развернулся и ушел. На работников столовой жалко было смотреть. Чтобы не создавать им трудности, я попросил в последующие дни приносить мне обед в кабинет. После подписания акта Глушко распорядился вообще не пускать меня на завод. Я даже не смог забрать свои вещи.
- А в чем причина конфликта с Устиновым?
- Вначале он очень много делал для создания в стране ракетной техники, энергично поддерживал Королева, наше КБ. Но со временем масштаб задач стал ему не по плечу. Цена принимаемых им решений возросла многократно. А он не очень разбирался в этой сложнейшей сфере, не хотел брать на себя колоссальную ответственность, рисковать. Бесконечные совещания, согласования... Королев же с каждым новым успешным запуском "набирал очки". Хрущев уже мог позвонить ему напрямую, и это лишь усиливало ревность Устинова, недовольство "слишком много на себя бравшим" главным конструктором. Да, ревность, зависть, опасение получить сильного конкурента - в этом, как представляется, одна из причин изменения отношения к Королеву. Им, как двум медведям в одной берлоге, стало трудно уживаться.
Я думаю, что и Михаила Янгеля Устинов направил к нам в головной институт не случайно - хотел иметь "своего" человека. Потом Янгеля назначили руководителем Днепропетровского ракетостроительного завода и КБ. Он тоже не любил Королева.
Устинов пытался "перетянуть" меня на свою сторону или по крайней мере "убрать" из королевского КБ. Однажды вызвал к себе, на площадь Маяковского, где размещалось тогда Министерство вооружений. Сказал, что подготовлен приказ о моем назначении главным конструктором зенитных ракет. "А Сергей Павлович знает?" - спросил я. Устинов удивился: "Вы же поругались, не разговариваете целую неделю...". Даже это, оказывается, он знал. Но я отказался от заманчивого предложения. Были и другие попытки "приблизить" меня, однако успеха они не имели.
- Получается, что Королев и вы держали оборону одновременно на нескольких фронтах, в том числе серьезные разногласия возникали и с генералом Каманиным, которому подчинялся Звездный городок. В дневниках Каманина есть такие записи: "Мишина надо снимать с работы, и чем раньше, тем лучше". "Королев топчется на месте, мешает другим... тормозит наше продвижение в космос". "Королев всячески будет добиваться того, чтобы "отобрать" космос у ВВС". Из-за чего возникла эта "холодная война"?
- Опять-таки главным образом из-за амбиций. Нередко ожесточенные баталии разворачивались вокруг кандидатур космонавтов, которых нужно отобрать для очередного полета. Некоторые руководители ВВС "продвигали" военных летчиков и очень настороженно относились к гражданским специалистам. Невероятных трудов, например, нам стоило "пробить" в состав экипажа Феоктистова, Елисеева, Лебедева, Кубасова. Даже отправить наших специалистов на подготовку в Звездный было очень сложно. Поэтому когда меня назначали руководителем ОКБ-1, я во время встречи с генеральным секретарем Брежневым попросил только одно: создать при Министерстве общего машиностроения отряд гражданских космонавтов. Надоело без конца упрашивать Каманина. Брежнев дал указание, такой отряд был создан. Мне потом рассказывали, что Каманин был в ярости.
- Много легенд ходит о том, что Королеву якобы "поставляли женщин". Вот и Феоктистов пишет: "Что касается женщин, наверняка они были. Даже существовала подозрительная квартира в наших подлипкинских "черемушках". Иногда происходил какой-то странный и даже смешной обмен двусмысленными репликами с Мишиным за столом во время обеда. Как будто они хвастались друг перед другом победами на любовном фронте". Правда ли это?
- Все это выдумки. Служебная квартира для приезжающих командированных была, это обычная практика. А в отношении женщин ничего подобного за Королевым я не замечал. У него, по-моему, была только одна страсть - работа.
- Расскажите о самых ярких эпизодах, связанных с Королевым, которые остались у вас в памяти.
- Последний раз я разговаривал с Королевым по телефону за несколько дней до смерти. Рассказал о делах и о том, что надоели все эти нападки "сверху". "Вот, написал рапорт об уходе", - говорю. "Они только и ждут от нас таких рапортов, - с горечью ответил Королев. - Порви свою "бумагу" и выброси в корзину..."
Еще один эпизод относится к периоду, когда мы жили с Сергеем Павловичем в одном домике на Байконуре. Как-то он позвонил домой дочери Наташе, чтобы поздравить ее с днем рождения. Но дочь бросила трубку, не стала разговаривать. Сергей Павлович, человек сильный, волевой, сел на стул и заплакал. Никогда не забуду этого... А после смерти Королева я нашел в его служебном сейфе бережно хранившиеся Наташины школьные тетрадки. Передал их Наталье Сергеевне.
Иногда приходит кощунственная мысль: Королев умер вовремя. Еще бы полгода, и его "задвинули..."
* * *
После встречи с академиком Мишиным я беседовал и с другими ветеранами космической отрасли. Все подтверждали: неприязненные отношения Устинова, Глушко, Янгеля с Королевым очень мешали делу. Владимир Николаевич Ходаков, работавший заместителем начальника управления Министерства общего машиностроения, рассказал мне, что однажды на большом совещании конфликт между Королевым и Глушко достиг такого накала, что Сергей Павлович вышел из зала, бросив на ходу своему оппоненту: "Засранец". "Сам засранец", - парировал Глушко. После этого они старались без крайней необходимости вообще не встречаться друг с другом, не разговаривать.
И после смерти Королева Валентин Петрович продолжал очень ревниво относиться к популярности первого руководителя ОКБ-1. Спустя много лет (в 1977-м) я попросил Глушко, с которым у меня были очень хорошие отношения (до сих пор храню десятки его "фирменных" поздравлений с праздниками), чтобы он разрешил известному ученому Борису Викторовичу Раушенбаху (работавшему тогда на предприятии) рассказать о Королеве. Без санкции Генерального конструктора беседовать было нельзя, а Глушко согласия не давал. С трудом все же уговорил Валентина Петровича, но после этого он перестал замечать меня. Удивительно, какой силы чувства бушевали в душе этого внешне очень спокойного, невозмутимого человека...

После скандального обсуждения репрессий на Тетисе

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по след, делу № 19908
по обвинению Королева
Сергея Павловича по ст.ст. 58-7; 58-11 УК РСФСР
28 июня 1938 года НКВД СССР за принадлежность к троцкистской, вредительской организации, действовавшей в научно-исследовательском институте № 3 (НКБ СССР)21 был арестован и привлечен к уголовной ответственности бывший инженер указанного института Королев Сергей Павлович.
В процессе следствия Королев признал себя виновным в том, что в троцкистско-вредительскую организацию был привлечен в 1935 году бывшим техническим директором научно-исследовательского института № 3 Лангемаком (осужден)22.
В процессе следствия по делу Лангемака он специально о Королеве допрошен не был и об участии последнего в антисоветской организации показал, что знал об этом со слов Клейменова - бывшего директора НИИ-3 (осужден) (л.д. 41).
По заданию антисоветской организации Королев вел вредительскую работу по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения (л.д. 21-35, 53-55; 66-67, 238-239).
Решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 27 сентября 1938 года Королев был осужден к 10-ти годам тюремного заключения.
13 июня 1939 г. Пленум Верховного Суда СССР приговор Военной Коллегии Верховного Суда СССР отменил, а следственное дело по обвинению Королева было передано на новое расследование (см. отдельную папку судебного производства).283
В процессе повторного следствия Королев показал, что данные им показания на следствии в 1938 году не соответствуют действительности и являются ложными (л.д. 153-156).
Однако имеющимися в деле материалами следствия и документальными данными Королев изобличается в том, что:
В 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи23, Королев с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах.
В результате этого испытания четырех построенных Королевым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей и затянута разработка других, более актуальных тем (л.д. 250-251).
В 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны (л.д. 23-24, 256).
Искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов (объект 212) (л.д. 21, 54, 255).
На основании изложенного
обвиняется
Королев Сергей Павлович, 1906 года рождения, урож. гор. Житомира, русский, гр-н СССР, беспартийный, до ареста - инженер НИИ-3 НКБ СССР,
в том, что:
являлся с 1935 года участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения, т.е. в преступлениях ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР.
Виновным себя признал, но впоследствии от своих показаний отказался.
Изобличается показаниями: Клейменова, Лангемака, Глушко; показаниями свидетелей; Смирнова, Рохмачева, Косятова, Шитова, Ефремова, Букина, Душкина и актами экспертных комиссий.
Дело по обвинению Королева направить в Прокуратуру Союза ССР по подсудности.
Обвинительное заключение составлено 28 мая 1940 года в г. Москве.
Следователь следчасти ГЭУ НКВД СССР мл. лейтенант госбезопасности Рябов.
Пом. нач. следчасти ГЭУ НКВД СССР ст. лейтенант госбезопасности Либенсон.

"Согласен". Нач. следчасти ГЭУ НКВД СССР майор госбезопасности Влодзимирский.
"Утверждаю". Зам. нач. главного экономического управления НКВД СССР майор государственной безопасности Наседкин.
26 мая 1940 г

Так за что дали срок Королёву?
Мифология сталинских репрессий / Технократы

Пишет [с форума AfterShock] Тихон : - К сожалению не могу комментировать у ПИПЛ, но бред, который таскают по всему интернету, просто вызывает возмущение. Ещё с Королёвым , а также ещё о


___


Арест и продолжение научной деятельности

В 1938 году в СССР проходила массовая чистка: искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.


Не было никаких шпионов и врагов народа!!! Вернее в то время за нецелевое использование бюджетных средств (современная редакция) вполне могли так и назвать. Королева посадили за то, что ему дали деньги на разработку военных ракет, 120 тыс. государственных рублей. Которые он потратил не по назначению.

«ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по следственному делу № 19908 по обвинению Королева Сергея Павловича по ст.ст. 58-7; 58-11 УК РСФСР.

28 июня 1938 года НКВД СССР за принадлежность к троцкистской, вредительской организации, действовавшей в научно-исследовательском институте № 3 (НКБ СССР) был арестован и привлечен к уголовной ответственности бывший инженер указанного института Королёв Сергей Павлович.

В процессе следствия Королёв ПРИЗНАЛ СЕБЯ ВИНОВНЫМ в том, что в троцкистско-вредительскую организацию был привлечен в 1935 году бывшим техническим директором научно-исследовательского института № 3 Лангемаком (осужден).

По заданию антисоветской организации Королёв вел вредительскую работу по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения (л.д. 21-35, 53-55; 66-67, 238-239).

Решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 27 сентября 1938 года Королев был осужден к 10-ти годам тюремного заключения.

13 июня 1939 года Пленум Верховного Суда СССР приговор Военной Коллегии Верховного Суда СССР отменил, а следственное дело по обвинению Королёва было передано на новое расследование (см. отдельную папку судебного производства).

В процессе повторного следствия Королёв показал, что данные им показания на следствии в 1938 году не соответствуют действительности и являются ложными (л.д. 153-156).

Однако имеющимися в деле материалами следствия и документальными данными Королев изобличается в том, что:

В 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах.

В результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей и затянута разработка других, более актуальных тем (л.д. 250-251).

В 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны (л.д. 23-24, 256).

Искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов (объект 212) (л.д. 21, 54, 255).

На основании изложенного обвиняется
КОРОЛЁВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ, 1906 года рождения,
урож. гор. Житомира, русский, гр-н СССР, беспартийный,
до ареста - инженер НИИ-3 НКБ СССР,
в том, что:

являлся с 1935 года участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения, т.е. в преступлениях ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР.

Виновным себя признал, но впоследствии от своих показаний отказался.

Изобличается показаниями: Клейменова, Лангемака, Глушко; показаниями свидетелей: Смирнова, Рохмачева, Костикова, Шитова, Ефремова, Букина, Душкина и актами экспертных комиссий.

Дело по обвинению Королёва направить в Прокуратуру Союза ССР по подсудности.


Если отбросить характерную для того времени риторику про троцкисткое вредительство, то увидим, что причина ареста другая: Королев занимался не тем, что было нужно стране, а тем, что было ему интересно - крылатой ракетой, вещью совершено бесполезной и диковиной при тогдашнем развитии техники. Из комментариев...

Редакция раздела Платформа Технократы пишет: - Иногда личную ответственность за принятые решения приходится доводить до абсолюта. Нужно быть и к этому готовым.
_______

alexns пишет: - Когда после озарения либеральным угаром, стал изучать как было на самом деле, первое что заинтересовало, так это дело Королева. Нарыл в интернете все что можно было найти в открытом доступе. Почему Королев, здесь очевидно, такой выдающийся человек, а при этом мерзавец и кровопийца Сталин желал его уничтожить.

Вывод для себя сделал неожиданный – сидел за дело! Впоследствии свою вину искупил. Выдающийся человек Сергей Павлович Королев!
_______

andyt78 парирует: - Но я никогда не работал еще над образцами вооружения, а вел лишь научно-исследовательскую работу, которая в будущем могла стать образцами.

Какую научную работу вел королев? Аэродинамика? так она на тех скоростях была изучена. Двигатель? Автором научно-исследовательских работ по теории горения топлива в ракетных двигателях является НЕ РЕПРЕССИРОВАННЫЙ Победоносцев Ю.А. Последний например так же отметился в создании Катюши, в создании ракет для самолетов. Кстати почему Победоносцева не репрессировали,они же с Королевым в одной конторе работали под руководством Клейменова и Лангемака? Может потому что Победоносцев делал то, на что ему дали денег?

- Но Королев разрабатывал вроде как самолёт на реактивной тяге, вот в чем проблема.

В 31-м Королев и Цандер организовали ГИРД или "группа инженеров, работающих даром". В 32ом им дает народные деньги Тухачевский - военные захотели ракет. Цандер и Победоносцев работали над двигателями, Королев - "над конструкцией летательного аппарата". Чувствуете? То есть Королев изначально не хотел зацикливаться над ракетами, а помимо ракет строил планеры на реактивной тяге. А деньги ему дали на ракеты. Народные деньги. Потому и посадили.

- И партия против его фундаментальных исследований, вроде-как, не возражала сначала.

Против ракет не возражали и тех кто делал ракеты - награждала и премировала. А тех кто тратил народные деньги на прожектерство в виде реактивных планеров - наказывала. И ведь в итоге Королев ВСЕ РАВНО вернулся к ракетам. А реактивные самолеты строили другие люди, те кто поболее Королева разбирался в самолетах)))
_______

Mika712 пишет: - За Королева не знаю, ибо не в курсе. А вот дед у меня сидел, его историю расскажу. Она простая и имхо стандартная для того времени.

Дед был горным инженером. У них на заводе была шаровая мельница для измельчения породы. Купленная за валюту. В какой-то момент один из шаров треснул. При этом:

Никто не пострадал

Никакого злого умысла не было, тем более саботажа или диверсии

Поломку починили в кратчайшие сроки

Надо понимать, что надежность техники тогда была ниже. Далеко не все рабочие были из знатных рабочих династий, с детства живущие среди машин и понимающие их лучше, чем байкер свой мотоцикл. Приходилось работать с тем, что есть. И удивляться, что механизмы ломались чаще, чем современный станок с ЧПУ - имхо наивно.

В итоге нашелся говнюк, который давно метил на должность деда. Стукнул в органы, что саботаж. В органах за дело ухватились, дед как диверсант поехал долбить вечную мерзлоту. Это Ходорковский варежки в теплом бараке неторопясь шил. А тогда просто было: барак неотапливаемый, народ на ночь сбивается в кучу. Кто внуть кучи сумел пробиться - до утра дожил, кто остался снаружи - как повезет.

Пришел Берия, дело попало на пересмотр - дед полностью оправдан. Т.е. дело оказалось раздутым на ровном месте. Но и это обставили красиво: "Товарищ Сталин тебя простил, теперь ты должен оправдать его доверие". В итоге дед, имея бронь как горный инженер, добился отправки на фронт. Прошел Сталинград, Курск, дошел до Чехословакии. Вся грудь в орденах и медалях. Несколько ранений, осколок в шее так и не вынули. Но до конца жизни при одном упоминании о тех временах деда просто трясло.

Итоговое имхо: Годов так до тридцатых страну очень сильно штормило. За это время вместо старого, подгнившего, но более-менее устоявшегося аппарата со дна общества подняло людей эээ ну очень разных. Многие из них были люди талантливые, энергичные, болеющие за страну. Другие были полными отморозками и наломали дров столько, что просто диву даешься. Огурцов из Карнавальной Ночи ведь не просто так выведен главным злодеем. Добавьте ему маузер и право распоряжаться чужими жизнями - вместо Карнавальной Ночи получим Техасскую Резню Бензопилой. То, что с такими людьми руководство страны сумело совладать - это руководству жирный плюс. Но народу от рук отморозков полегло нехило. И об этом тоже надо помнить. Иначе будет как на Украине.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...