Юродивый василий блаженный. Блаженный василий, христа ради юродивый, московский чудотворец

Люди, сознательно выдающиеся себя за безумных ради духовного совершенствования и проповедования добра и смирения, жили и в Европе, и в России. Их называли юродивыми или блаженными. Одним из них был Василий Ногой, живший в Москве в конце XV - начале XVI века.

Житие блаженного

Блаженный Василий прожил длинную жизнь, бо́льшую часть которой он пытался направить людей на путь истинной веры и благочестивой жизни.

Блаженный Василий Московский

Рождение и отроческие годы

В декабре 1469 года на ступенях церкви Богоявления в подмосковном селе Елохово молилась простая крестьянка по имени Анна. Она молила Богородицу об удачном разрешении от бремени и здоровье для ребёнка. Молитва была услышана - женщина родила сына. Произошло это событие здесь же, на ступенях храма.

Жития других православных святых:

Мальчик, названный Василием, рос добрым и отзывчивым ребёнком. Его семья вела благочестивый, праведный образ жизни. Подросшего мальчика родители отдали в подмастерья сапожнику. Трудолюбивый и послушный юноша мог бы добиться больших успехов в сапожном деле, если бы не чудесный случай.

В сапожную мастерскую пришёл богатый купец и попросил сделать для него пару крепких сапог. Юноша Василий, услышав просьбу купца, сильно расстроился и прослезился. Сапожнику, озадаченному поведением помощника, подмастерье ответил, что заказанную обувь богач не успеет одеть, так как через несколько дней умрёт. Когда предсказание юноши сбылось, мастер понял, что непростой юноша ему в мастерской помогает.

После этого случая Василий решил вступить на путь юродства и отправился в Москву. Зимой и летом блаженный Василий оставался нагим, одевания на тело лишь вериги. Над странным парнем насмехались и потешались все горожане, но вскоре в нём признали Божьего человека, притворяющегося умалишенным ради несения добра и проповедования заповедей Господних.

Прижизненные чудеса

Для простых горожан деяния Блаженного Василия были непонятны. Их смысл раскрывается лишь после беседы с юродивым или спустя некоторое время. До нашего времени дошли сведения о многих деяниях этого святого человека:

Пророчества и прозрения

Господь даровал блаженному Василию дар прозрения и предвидения. Множество бед предвидел святой, от многих из которых он смог защитить.

В 1521 году святой Василий молился на ступенях о спасении земель русских от нашествия татарских войск. В ходе молитвы было ему видение пламени, вырывающегося из окон собора. Он начал молиться с ещё большим усердием, и страшная картина исчезла. Вскоре татары были остановлены и изгнаны с Руси.

За день до начала большого пожара, уничтожившего бо́льшую часть столицы, блаженный лил горькие слезы на пороге церкви Воздвиженского монастыря, с которой и началось страшное бедствие.

Другие статьи о православии:

Другой пожар, происходящий в Новгороде, блаженный муж помог потушить. В тот день в Москве Василий был приглашён на пир к царю, который уважал и любил святого юродивого. Во время застолья правитель заметил, что блаженный трижды вылил вино в окно. Объясняя свой поступок, он сказал, что тушит Новгород. Вскоре в столицу прибыли новгородцы, рассказывающие о пожаре, которому не дал разгореться полностью обнажённый человек. Увидев Блаженного Василия, они указали на него, как на спасителя древнего города.

Икона Василия Блаженного

Царь Иван Грозный и уважал, и боялся святого. Однажды Василий попенял ему, что присутствуя в соборе телом, душой правитель был на Воробьёвых горах, где строились новые царские палаты.

Зная о даре прозрения святого Василия, к нему приходили многие люди за помощью и советом.

Купец, строивший церковь, пришёл к блаженному за советом. Он не мог закончить строительство, так как купол здания трижды разрушался по непонятной причине. Василий посоветовал ему поехать в Киев и найти там бедняка по имени Иван. Сделав это, купец увидел, что бедняк качает пустую люльку в знак уважения к своей матери. Богатый московский горожанин понял, что не сможет достроить церковь, пока не попросит прощения у своей родительницы, которую он выгнал из дому. Мать простила купца, и храм был вскоре достроен.

Завершение земного пути

Несмотря на аскетический полный лишений образ жизни, святой блаженный Василий прожил до 88 лет. В последние земные дни его навещал царь Иван, которому старец поведал, что его сыну Фёдору суждено править государством.

Умер московский юродивый 2 (15) августа 1557 года. Гроб с телом его к месту захоронения несли царь и знатные бояре, а обряд отпевания проводил митрополит Макарий. Похоронили святого мужа на погосте у Троицкой церкви. На этом месте вскоре возвели собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Канонизация и почитание

Ещё при жизни многие признавали Василия Блаженного святым человеком. В день его похорон было явлено чудо исцеления большого количества больных людей. В 1588 году московского юродивого причислили к лику святых. В этом же году к Покровскому собору присоединили , расположенный над местом его погребения, которое накрыли серебряной ракой.

Важно! День памяти святого Василия - 2 (15) августа - установил патриарх Иов. В этот день до 1917 года поминальную службу служили Московские патриархии в присутствии российских правителей. Ежегодный патриарший молебен в день памяти Василия Блаженного возобновился 15 августа 1991 года.

Жизнь святого Василия Блаженного - пример отречения от мирских благ ради достижения духовного совершенства. Окружающие люди уважали и прислушивались к его словам, несмотря на видимое безумие и непонятное им поведение.

Житие блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого

В моих постах не раз мелькало живописное изображение собора Василия Блаженного на Красной площади. Именно под этим названием храм хорошо известен, а то, что изначально он назывался храм Покрова на Рву, уже почти не вспоминают. Но вот кем был Василий Блаженный, имя которого оказалось навеки связанным со знаменитой постройкой, знает не каждый.

Святые Василий блаженный и царевич Дмитрий Угличский

Юродивый Василий, «божий человек», прозванный Блаженным, был личностью, хорошо известной и любимой в стольном граде Москве во времена княжения Василия III и царствования его сына Ивана Грозного. Юродивых на Руси вообще всегда почитали, хотя сами они не боялись ни оскорблений, ни осмеяний. Суть юродства - в полном отказе от всех мирских ценностей и намеренное старание казаться безумным для навлечения на себя поношений. Считалось, что вызывающие поступки помогают доводить до людей волю Божию, а юродивые, каким бы лишениям не подвергались, постоянно пребывают под защитой высших сил. Основанием юродства служили слова апостола Павла: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим… »
Настоящих святых подвижников, вступивших на путь юродства, во все времена было очень мало. Православная церковь почитает всего тридцать семь юродивых, за всю ее историю прославившихся своими подвигами и «божьими делами Христа ради». И один из самых знаменитых юродивых подвижников и провидцев был Василий Блаженный.


Родился Василий в пригородном селе Елохове. Теперь это место, знаменитое своим собором, входит в черту «старой Москвы». В пятнадцатом веке Елоховская церковь, не такая величественная, а скромная, деревянная, тоже была хорошо известна верующим. На ее паперти Василий и родился - его мать, будучи на сносях, пришла помолиться, чтобы роды оказались благополучными и скорыми. Так и случилось. Женщина, даже не успев отойти от церкви, разрешилась от бремени, произведя на свет мальчика. Точная дата рождения христианского подвижника с годами стерлась из людской памяти (исследователи примерно определяют 1468 или 1469 год). Дар пророчества проявился у Василия с детских лет, но предсказания мальчика принимали порой столь загадочную форму, что смысл их разгадывали лишь после того, как они сбывались. В то время ничто не предвещало подвижнического пути этого человека - родители, религиозные, но бедные люди, наметили для сына самое заурядное будущее. Василий еще мальчишкой был определен подмастерьем в лавку к сапожнику. Множество таких мальчиков жило при мастерских ремесленников в качестве дешевой - лишь за миску каши и кусок хлеба - прислуги, в надежде обучиться у хозяина основам ремесла.
Однажды в сапожную лавку, где прислуживал Василий, зашел богатый купец. Он желал заказать себе новые сапоги. Казалось бы, ситуация совершенно обычная. Но поведение мальчишки-подмастерья, встретившего выгодного заказчика, удивило всех. Василий сперва засмеялся, но вскоре смех его перешел в слезы, и мальчик принялся горько рыдать, боясь даже взглянуть в лицо пришедшему.
- О чем ты плачешь, Вася? - допытывались у мальчика и хозяин, и заказчик.
- Он пришел заказать себе поминальные сапоги, - прошептал Василий, указав на купца.
Тот лишь плюнул с досады - вот противный мальчишка попался, каркает сдуру невесть что. Каково же было общее удивление, когда купец через несколько дней и вправду скоропостижно скончался…
Повзрослев, Василий понял, что сапожное мастерство не для него. Это дело его не увлекало. В шестнадцать лет он оставил хозяйскую лавку и превратился в нищего бродягу. Не каждый человек, оторвавшись от своих корней, может найти себя в новой жизни. Но Василий, отринув все суетное, посвятил свою жизнь Богу, обрел в этом радость и стал одним из тех, кому посвящены строки Писания: блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное … Без крова и постоянного пристанища, зимой и летом нагой, в одних веригах он вершил то, что христиане именуют подвигом юродства. Дар пророчества, и до того присущий Василию, в юродстве буквально расцвел - его иносказательные фразы оказывались полными глубокого смысла, все, что он обещал или предрекал, сбывалось. К его загадочным словам в Москве стали прислушиваться, а к странным поступкам присматриваться.


Случалось, что Василий, подойдя к дому человека, известного своим благочестием, вдруг кидал ему в окно камень, а у дома заведомого грешника, о жизни которого тянулись сплетни и пересуды, Василий вставал на колени, как перед святыней, и целовал камни стен. И у людей словно глаза заново открывались - ханжа и святоша, как библейский фарисей, совершает благочестивые поступки напоказ, пряча за ними темную душу, а презираемый всеми горожанин наказан лишь за то, что молва навесила на него ярлыки; на деле же терпит он обиды от людей без всякой вины.
Умение видеть внутреннюю сущность предметов помогло Василию Блаженному избавить Москву от страшного кощунства. На Варварке, на городских воротах имелась надвратная икона, считавшаяся в народе чудотворной - образ Богоматери. Ежедневно толпы верующих стекались на Варварку поклоняться святому образу и просить у Девы Марии помощи и заступничества. Каков же был ужас и возмущение этих людей, когда юродивый поднял с земли камень и с размаху швырнул его в образ, разбив стекло, закрывавшее икону от непогоды. Верующие накинулись на Василия и стали бить его «смертным боем» . Юродивый воспринимал побои стоически и лишь просил: «Вы краску-то поскребите», - указывая на икону.
В толпе возмущенных богомольцев нашлись те, кто ему поверил. Оказалось, что на иконе под тонким красочным слоем с изображением Богоматери скрывалась «дьявольская харя». Неведомый враг заставил паломников поклоняться замаскированному изображению дьявола, и лишь юродивый Василий сумел остановить кощунственные моления…


Ворота на Варварке в конце 19 века

Летом 1521 года случилось то, что в Москве посчитали настоящим чудом. Связано это событие было с именем юродивого Василия.
Он стал днем и ночью в церквях и людных местах горячо и неустанно молиться об избавлении Москвы от татарского нашествия. Но в то время как раз установился мир с татарскими ханами - и крымским, и астраханским, и казанским… Правда, крымский хан Муххамед-Гирей, известный своей ненавистью к Русскому государству и стремлением вновь собрать осколки распавшейся Золотой Орды, устроил в Казани заговор с целью свержения хана Шаха Али (поддержанного Москвой), и возведения на престол своего брата Сахиб-Гирея. Но эта политическая драма разворачивалась далеко от московских стен. Беды никто не ждал.
Каково же было общее удивление, когда выяснилось, что Муххамед-Гирей во главе крымских и казанских орд двинулся в поход с целью захвата Москвы и нежданно-негаданно вместе с войском обнаружился в шестидесяти верстах от столицы Руси! Московский великий князь Василий стал спешно собирать войско. Это было не так-то просто, ведь весной шестьдесят пять тысяч ратников уже были собраны и отправлены охранять границы государства на дальних заставах. Человеческие ресурсы в московских землях были не беспредельны. Времени на организацию обороны практически не осталось - что такое шестьдесят верст для быстрой татарской конницы? Жители города с ужасом ожидали, что передовые отряды Муххамед-Гирея вот-вот появятся под стенами Кремля. Но по каким-то причинам крымский хан вдруг отказался от собственного замысла. Не вступая в бой, и не делая никаких попыток взять Москву, он повернул свое войско и ушел прочь, уведя с собой, впрочем, «богатый полон», то есть пленников, захваченных в русских селениях по пути следования. Но стольный град был таким образом спасен от вторжения. «Авторство» этого чуда общее мнение отдало Василию Блаженному, который стал искать небесное заступничество задолго до того, как угроза нападения врагов на Москву стала очевидной.


Храм Преображения в подмосковном селе Остров - памятник избавлению Москвы от нашествия Муххамед-Гирея

Иван Грозный, ребенком сменивший на русском престоле своего отца великого князя Василия Ивановича в 1533 году, искренне верил, что Василий Блаженный способен сотворить чудо, и относился к юродивому с глубоким почтением. Впрочем, Иван Васильевич, в 1547 году первый из русских государей венчавшийся на царство и объявивший себя царем Всея Руси, был личностью противоречивой. Возвышенное и низменное легко уживалось в его душе. Один из современников-бояр, хорошо знавший Ивана Грозного, говорил о нем так: «Муж чюдного разсуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен (т .е., в ратных делах смел) и за свое отечество стоятелен. На рабы своя, от Бога данныя ему, жестокосерд вельми, и на пролитие крови, на убиение дерзостен и неумолим; множество народу от мала и до велика при царстве своем погуби, и многие грады своя поплени, и многие святительские чины заточи и смертию немилостивою погуби, и иная многая содея над рабы своими, жен и девиц блудом оскверни. Той же царь Иван многая благая сотвори, воинство велми любяща и требующая ими от сокровища своего неоскудно подаваше. Таков бо бе царь Иван».
Иван и вправду далеко не сразу прославился крайней жестокостью и крутым нравом, за которые и получил прозвище Грозный. Начало правления молодого государя вселяло в сердца подданных надежду, что период неурядиц на Руси завершился, и на престоле отныне будет восседать достойный муж, болеющий за свою державу и свой народ. Иван провел военную реформу, создав регулярное стрелецкое и казацкое войско, покорил Казань, а затем Астрахань, избавив Русь от регулярных набегов ордынцев, поднял на новую высоту значение православной церкви. Сам он был человеком глубоко верующим… пока внутренний надлом не заставил его предаться грехам.


Иван IV, прозванный Грозным

В традициях православия относиться милостиво и с большим уважением к юродивым, странникам и другим божьим людям. Их приглашали в дома, и бедные, и богатые, просили откушать, отдохнуть и помолиться за хозяев и их детей - считалось, что с ними в семью приходит Божья благодать, а их молитвы вернее дойдут до небес. Не был исключением и Иван Васильевич - Василия Блаженного, юродивого старца (достигшего весьма почтенного возраста ко времени возмужания молодого государя), приглашали в царские хоромы, где Иван охотно беседовал с ним и сажал за стол на пирах среди именитых людей.
На одном из таких пиров случилось происшествие, убедившее государя в провидческом даре юродивого. Иван Васильевич сам поднес Василию, как дорогому гостю, чашу с вином. Почтительно приняв чашу, тот, вместо того, чтобы пить, внезапно выплеснул вино на пол. Государь, проявляя редкое терпение, снова протянул юродивому чашу, и снова вино оказалось на полу; то же повторилось и в третий раз. Иван, как ни старался быть терпеливым, вскипел и потребовал у Василия объяснений.
- Что это ты делаешь? - строго вопросил он. - Почто чашу поднесенную выливаешь?
- Пожар в Новгороде тушу! - ответил Блаженный.
Государь, уверенный, что поступки юродивого содержат некую скрытую правду, немедленно послал гонца в Новгород. Оказалось, что там и вправду случился страшный пожар, уничтоживший половину города, и как раз в то время, когда Василий расплескивал вино на царском пиру, огонь стал стихать…
Удалось Василию Блаженному предугадать не менее ужасный по своим последствиям пожар в Москве. Но к несчастью, москвичи не сразу поняли его пророчество.


В Москве на улице Воздвиженка некогда стояла церковь Воздвижения Креста Господня. Появилась она не случайно. В 1540 году в Москву из Ржева доставили две чудотворные иконы - Богоматери и Воздвижения Креста. Иван, которому было тогда всего 10 лет, вместе с митрополитом и другими священнослужителями, выйдя из Кремля, с почетом встречал иконы за рекой Неглинной. За два года до этого события умерла мать Ивана Елена Глинская, которая от имени сына управляла государством после смерти мужа; по слухам, ее отравили. Малолетний сирота, великий князь и будущий правитель, оказался игрушкой в руках алчных бояр. По прошествии времени Иван IV сам так оценил события тех лет: «Когда мы с братом остались без родителей, нам не на кого было надеяться. Мне тогда кончался восьмой год; подвластные нам люди обрадовались случаю, что нашли царство без владетеля, и мы, их государи, не сподобилися от них никакой заботы: сами они искали только богатства и славы и грызлись друг с другом. (...) Нас с родным братом питали они как убогую челядь. Чего не натерпелись мы в одежде и пище! Ни в чем не было нам воли; все делали не по нашей воле и не по нашим годам» .
Вероятно, обиды, перенесенные Иваном Грозным в детстве, наложили страшный отпечаток на его характер, который в полной мере проявится позже. Но в детстве молодой государь отличался редкой религиозностью, и встреча чудотворных икон была для него большим и очень важным событием. Надо думать, мальчик, чувствовавший себя таким несчастным, одиноким и беззащитным, ожидал перемен в своей судьбе от заступничества Божьей Матери... На месте встречи икон был поставлен памятный храм, при котором основали монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня за Неглинной, в обиходе называемый Крестовоздвиженским. Все годы правления Ивана Крестовоздвиженский монастырь был особо почитаем, и быстро превратился из новостройки в прекрасно обустроенное место для нужд монашествующих и богомольцев.


Перестроенная Крестовоздвиженская церковь в конце 19 века (не сохранилась)

Этот монастырь упоминается в Житии Василия Блаженного в связи с удивительным фактом. 20 июня 1547 года, накануне страшного московского пожара, Василий пришел в церковь Крестовоздвиженского монастыря и стал горько плакать. Люди, находившиеся в храме и ставшие очевидцами этих слез, не могли понять их причину, но чувствовали, что сулят они недоброе, какое-то горе. Весь вечер горожане судачили о том, что их ждет, но так и не разгадали причину рыданий юродивого. На следующий день в монастыре загорелась деревянная церковь, та самая, в которой Василия охватило непонятное отчаяние. Сильный ветер быстро разнес огонь по городу. Постройки Москвы были преимущественно деревянными, и город запылал, охваченный жутким пламенем.
По свидетельству летописцев, «...загорелся храм Воздвижения Честного Креста за Неглинной на Арбатской улице... И была великая буря, и потек огонь, словно молния, и сильный пожар понес огонь в одночасье через все Занеглименье, до Всполья ; и Чертолье погорело до Семчинского села у реки Москвы, и до Федора Святого на Арбатской улице. И обратилась буря на град большой, и загорелись в Кремле у Соборной церкви Пречистой верх, а на царском дворе великого князя на палатах кровля, и избы деревянные, и палаты, украшенные золотом, и Казенный двор с царскою казной, и церковь Благовещения златоверхая на царском дворе у царской казны - с деисусом письма Андрея Рублева, в золотом окладе, и с образами греческого письма многоценными <...>, собранными за много лет прародителями великого князя; и казна великого князя сгорела, и Оружейная палата вся погорела с воинским оружием, и Постельная палата <...>, и конюшня царская» .
Кроме Кремля и государевых палат пострадали от огня почти все московские церкви («только две церкви Бог сохранил »), к тому же в Китай-городе, на Арбате, на Сретенке, на Яузе сгорели почти все жилые дворы и купеческие лавки. Пламя пожара было настолько сильным, что от него плавилось и растекалось железо, трескались каменные стены, а уж деревянные строения гибли в один миг... Вот тут-то и стала очевидной причина горьких рыданий Василия Блаженного, не понятых его земляками.
После пожара деревянные церкви и другие постройки Крестовоздвиженского монастыря были заменены на «плинфяные» (кирпичные), более устойчивые к огню. А к тому, что делал юродивый Василий, стали присматриваться с еще большим трепетом.
Иван Васильевич вместе с молодой женой Анастасией просил у Василия Блаженного благословения и был уверен, что именно помощь юродивого приносит ему успех в делах, и семейных, и ратных, и государственных. К примеру, взятие Казани в 1552 году произошло после того, как юродивый Василий незадолго до собственной смерти благословил молодого царя и все русское воинство на подвиг. Астрахань была взята без боя в 1556 году, и как полагал царь Иван, тоже благодаря небесному заступничеству Василия Блаженного, оставившего к тому времени этот мир.

Взятие Казани

В возрасте тридцати лет царь Иван овдовел - его любимая жена Анастасия скончалась после 13 лет счастливого брака. Предположительно, она, как мать Ивана, была отравлена врагами царя из высших боярских кругов. Ее смерть страшно повлияла на царя… Все окружающие заметили, что внешность, характер, взгляды и сам стиль правления Ивана IV стали быстро меняться. Из красивого молодого человека он превратился в желчное, старообразное существо с горящими злобой глазами. Иван становился все более жестоким и подозрительным, видел вокруг себя лишь ложь и измену, готов был карать правого и виноватого… Он разогнал «Избранную Раду» (своих преданных советников, обладавших государственным мышлением, которых сам отбирал из числа близких друзей) и подверг опале и наказаниям всех, несогласных с его политикой.
Анастасии не стало в 1560 году, а в 1565 году царь Иван, так и не сумевший справиться с внутренней болью, решился на нечто небывалое. Царь создал особый отряд опричников (т.е. людей находящихся опричь, в стороне от всего народа) в количестве одной тысячи человек, и быстро увеличил его до шести тысяч. Это была своего рода гвардия, тайная полиция и карательная служба Ивана Васильевича, охранявшая царя и проводившая в жизнь все его государственные решения, а также отвечавшая за капризы, мстительные придирки, бессудные наказания и казни. По царскому повелению Русская земля, в том числе и та, на которой стояла столица государства Москва, была разделена на «государеву опричнину» и «земщину». Все те, кому не посчастливилось иметь в опричнине дома, поместья, земельные наделы и прочие владения, безжалостно изгонялись и переселялись в земщину. В государевой опричнине абсолютным хозяином был царь, и проживать там должны были лишь верные и безоговорочно преданные ему люди. Опричники стали организаторами неслыханного террора, многие из них (Малюта Скуратов, Басмановы) остались символами воплощенной жестокости в исторических преданиях.


О.Н. Вишняков. Иван Грозный допрашивает опального боярина

Земли, отнятые царем у знатных бояр и оказавшиеся в составе опричнины, были переданы в распоряжение его новых любимцев. Арбат вплоть до Дорогомилова, раскинувшегося за Москвой-рекой, соседствующее с Арбатом Чертолье (будущая Пречистенка) и Семченское (Остоженка) при разделе Москвы оказались в опричнине. Летописцы так сообщали о царском решении: «Повелел же и на Посаде взять в опричнину улицы от Москвы реки: Чертольскую улицу с Семчинским сельцом и до Всполья, да Арбатскую улицу по обе стороны, и с Сивцевым Вражком, и до Дорогомиловского всполья; да половину Никитской улицы - левую сторону, если от города ехать...» В этих местах началось строительство опричных дворов - каменных палат для приближенных царя. Сам Иван IV тоже начал постройку нового дворца по своему вкусу, пренебрегая кремлевскими теремами. По словам летописца, «...повелел царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич двор себе ставить за городом (т.е., за Кремлевской крепостью - Е.Х.), за Неглинною, между Арбатской улицей и Никитскою, от полого места...»
Часть царских палат была наскоро возведена, и Иван, наезжая в столицу из своей резиденции в Александровской слободе, останавливался в «любимом арбатском тереме» (как называл этот дворец А.К. Толстой в «Князе Серебряном»).
Кроме опричников-россиян, в царском подчинении состояли и наемники-иноземцы. Авантюристы из Пруссии, Саксонии, Лифляндии и других европейских стран стекались в Москву, чтобы предложить русскому царю свои услуги. Один из таких наемников, немец Генрих Штаден, служивший в числе опричников с 1565 по 1576 гг. оставил подробное описание государева Опричного двора, находившегося в районе современной Арбатской площади: «Когда была учреждена опричнина, все те, кто жил по западному берегу речки Неглинной, безо всякого снисхождения должны были покинуть свои дворы и бежать в окрестные слободы... Великий князь велел разломать дворы многих князей, бояр и торговых людей на запад от Кремля, на самом высоком месте, в расстоянии ружейного выстрела; очистить четырехугольную площадь и обвести эту площадь стеной; на одну сажень от земли выложить ее из тесаного камня, а еще на две сажени вверх - из обоженных кирпичей. Наверху стены были сведены остроконечно, без крыши и бойниц, <...> с тремя воротами: одни выходили на восток, другие - на юг, третьи - на север. Северные ворота... были обиты жестью. На них было два резных разрисованных льва - вместо глаз у них были пристроены зеркала; и еще - резной из дерева черный двуглавый орел с распростертыми крыльями» .
По этому свидетельству видно, что опричные постройки возводились отнюдь не «от полого места», как подчеркивал (вероятно, из конъюнктурных соображений) неведомый летописец. То есть, если стройплощадку и превратили в полое место, то лишь после того, как население было изгнано, а все ранее возведенные постройки снесены. Что ж, представители средств массовой информации, к каковым можно отнести и древних летописцев, во все времена зависели от милости властей предержащих и по приказу или по велению сердца позволяли себе «лакировку действительности»…
Мрачные постройки Опричного двора вызывали у горожан дикий ужас - все знали, что происходило за этими стенами... Просуществовал Опричный двор недолго - во время нашествия хана Девлет-Гирея на Москву в 1571 году он был разрушен и сожжен.


Опричный двор, декорация к фильму П. Лунгина "Царь"

Опричнина оставила страшный след в истории России и Москвы. Людей казнили сотнями и тысячами, за малейшую вину, по навету, потому, что царю они казались опасными или просто не нравились, а то и без всякого повода. Царь с большим удовольствием лично участвовал в казнях и пытках, полагая, что таким образом укрепляет самодержавную власть... Мертвых не разрешали хоронить, и трупы казненных заполнили московские улицы.
Но царь был известен переменчивостью нрава. В 1572 году Иван Грозный вдруг упразднил опричнину, ее лидеры впали в царскую немилость и в свою очередь подверглись жестоким казням. Сам царь приписывал свое решение мистическому воздействию юродивого Василия Блаженного, которого к тому времени уже не было в живых.
Василий Блаженный скончался в 1552 году, за много лет до организации опричнины и страшного террора, развязанного царем Иваном. Однако царь имел возможность убедиться в полном неодобрении своих действий со стороны покойного чудотворца. По рассказу самого Ивана Грозного, покойный юродивый явился перед ним во дни очередной жестокой бойни, когда опричники, озверев от пролитой крови, расправлялись с очередными «врагами» царя. В момент явления духа юродивого Грозный был в своих покоях один. Он вообще любил одиночество. Призрак Василия Блаженного приблизился к государю, сидевшему за трапезой, и стал настойчиво предлагать ему откушать арбуза и выпить вина. Но царь с ужасом увидел, что на блюде лежит огромный кусок грубо отрубленного, сочащегося кровью мяса. Это была не говядина, и не свинина; чья умервщленная плоть возникла перед Иваном, страшно было даже задуматься. Стоявший на столе кувшин тоже оказался наполнен свежей кровью вместо вина… Иван Васильевич, почувствовав себя кровопийцей и людоедом, стал отталкивать от себя страшное угощение, а Василий Блаженный, обняв его, указал рукой на небеса. После этого призрак исчез, а на столе перед собой царь вновь увидел блюдо с арбузом и кувшин с вином.
Неизвестно, было ли это фантазией нервного человека, или Иван Грозный действительно видел юродивого Василия, взывавшего таким образом к его совести и христианскому чувству? И как это объяснить? Душа ли Василия Блаженного сумела передать кровавому царю призыв к добру и миру, или душа самого Ивана Грозного искала выход из тупика, в который он загнал себя и свою державу - Бог весть… Во всяком случае, опричнина вскоре была разогнана, а ее главари казнены. Возможно, это решение подспудно вызревало у Грозного долго, но простой народ был уверен - опричнина вдруг появилась, пролив много крови, и так же вдруг исчезла когда Василий Блаженный открыл царю глаза…

Внутреннее убранство собора Василия Блаженного с изображениями святых и росписями на тему его жития

Избавление от опричнины стало таким благом для русского народа, что во всех храмах читались благодарственные молитвы, и в них поминалось имя Василия Блаженного, небесного заступника Руси.
Могила почившего юродивого была неподалеку от Кремля, на кладбище церкви Троицы что во Рву, на спуске от Красной площади к реке. На Троицкое кладбище тут же потянулись паломники, а по Москве распространились слухи о чудесах, творившихся здесь, «у гроба юродивого Василия» . Когда царь Иван повелел на месте старой церквушки построить новый величественный собор в ознаменование взятия Казани, могилу юродивого бережно сохранили.
Василий Блаженный был причислен к лику святых. Патриарх Иов в 1588 году определил празднование памяти чудотворца в день его кончины, 2 августа. В том же году сын Ивана Грозного, царь Федор Иванович повелел возвести над местом захоронения святого пристройку к церкви - придел Василия Блаженного. Мощи чудотворца поместили в серебряную раку, и они на века стали одной их главных московских святынь.
Собор Покрова Богородицы на Красной площади в Москве редко так называют - он вошел в историю под названием Храма Василия Блаженного. Васильевским называется и спуск от собора к реке. И все же память поколений людей с веками слабеет. Все знают это уникальное архитектурное сооружение в центре Москвы, но, увы, не каждый из современных москвичей может рассказать о личности юродивого Василия и о том, с чем этот человек вошел в историю.

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.

Юродивые... Люди, которые вступали на эту нелегкую стезю, намеренно представлялись безумными, пренебрегали всеми мирскими благами, смиренно сносили град бесконечных насмешек, презрительное отношение, разные наказания со стороны окружающих. Используя иносказательную форму, они старались найти путь к людским сердцам и душам, проповедовали идеи добра и милосердия, изобличали обман и несправедливость. Не у всех получалось подавить в себе зачатки гордыни, не принимать во внимание потребности тела, духовно стать выше окружающих. Один из тех, кому это удалось сделать, - Блаженный Василий - самый известный и почитаемый юродивый. О нем наш материал.

Василий Блаженный: житие

Его жизненный путь удивителен с самого первого дня. Декабрь 1469 года. Даты разнятся, и некоторые источники называют 1464 год. На паперти (Богоявленский собор села Елохово) появляется простая женщина по имени Анна. Она пришла сюда с молитвами о благополучном рождении ребенка. Слова женщины были услышаны Богородицей. И на этом же месте у Анны родился мальчик, получивший имя Василий (Василий Нагой - так его тоже называют). Чистая душа и открытое сердце - это то, с чем он пришел в мир.

Его родители из числа простых крестьян отличались набожностью, почитали Христа, строили свою жизнь по его заповедям. С ранних лет они стремились привить сыну уважительное и благоговейное отношение к Богу. Блаженный Василий подрастал, и, мечтая о хорошей доле для сына, отец с матерью решили приобщить его к сапожному мастерству.

Работа подмастерьем

Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись.

Путь в Москву

После этого случая Василий принял решение расстаться с сапожным ремеслом и провести жизнь, следуя по тернистому пути юродства. До своей кончины он жил без каких-либо сбережений, незащищенным ни от насмешек, ни от обид, имея лишь незримый оберег - веру и всеобъемлющую любовь к Богу. Всю его одежду составляли одни вериги.

Василий, оставив родителей, отправился в Москву. Народ на первых порах с удивлением и насмешками воспринимал странного нагого парня. Но в скором времени москвичами был признан в нем Божий человек, Христа ради юродивый.

Василий Блаженный: чудеса

Люди, обычно не понимая его странных поступков, сердились. Только позже выяснялся их тайный смысл. Как-то специально раскидав калачи у одного из торговцев, Василий покорно снес сыпавшиеся на него ругательства и битье. Позже незадачливый калачник сознался о добавленных в тесто извести и меле.

Известны и другиечудеса Василия Блаженного. Однажды к нему обратился купец: своды церкви, которую он строил, трижды по непонятным причинам обрушивались. Московский юродивый посоветовал ему найти в Киеве бедняка Ивана. Сделав это, купец обнаружил в небогатом доме человека, который качал пустую люльку. Купец поинтересовался, что это означает. Бедняк объяснил, что таким образом он решил отдать дань своей матери. Неудачливому «строителю» стало понятно, зачем Василий отправлял его сюда. Ведь еще раньше он прогнал мать из своего жилища. Не раскаявшись в сделанном, он мечтал прославить Всевышнего построенным храмом. Господь же отказывался принимать дар от человека, который низок душой. Блаженный Василийсмог помочь этому человеку: он раскаялся, помирился с матерью, и женщина его простила. Затем и строительство Божьего храма было успешно завершено.

Дальнейшее проявление дара

Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.

При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец,смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение - пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.

Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.

Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок - шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли - их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.

Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался - стыдно было из-за своих богатых одежд.

Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания - это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.

Отношение Ивана Грозного к юродивому

Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь - с такими чувствами к нему относился один из них - Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.

Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.

Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.

Конец пути Василия Блаженного

Невзирая на то, что жизнь его была полна лишений, Василий дожил практически до девяноста лет. Пришедшему его навестить царю с семьей он изрек еще одно предсказание: царский сын Федор в будущем станет правителем Руси. И в этом он также не ошибся. Ведь все мы знаем, что разгневанный царь сам поднял руку на Ивана (своего старшего сына).

Дата смерти Василия Блаженного - 2 августа 1557 года (по новому стилю это 15 августа). Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление. Местом захоронения было выбрано кладбище Троицкой церкви (во Рву около Кремля). Немногим позже здесь был возведен Покровский собор. В нем и построили придел в честь юродивого. Его с такой силой почитали, что с того времени для Троицкого храма и Покровского собора закрепилось одно общее название - храм Василия Блаженного. Причем, историяего интересна не только одним названием.

Храм Василия Блаженного: сочетание разных стилей

В этом храме соединены готическая и восточная архитектура. Его невиданная красота породила настоящую легенду: якобы по приказу царя Ивана Грозного зодчему выкололи глаза, чтобы он не смог больше построить подобные сооружения.

Храм не один раз пробовали разрушить. Но он каким-то чудесным образом продолжает возвышаться на своем месте. В 1812 году при побеге из столицы Наполеоном был отдан приказ о разрушении Покровского собора вместе с Кремлем. Но спешащие французы не смогли управиться с нужным количеством подкопов. Покровский собор оказался невредимым, так как во время дождя погасли зажженные ими фитили.

В послереволюционные годы собор также избежал сноса. Его последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли в 1919 году, а в 1929 году храм Василия Блаженного совсем закрыли, его колокола отдали в переплавку. В 30-ые годы Лазарем Кагановичем, преуспевшим в разрушении многих московских храмов, было предложено снести и Покровский собор. Причину он выдвинул вескую: якобы это позволяло освободить место для проведения торжественных парадов и демонстраций.

Бытует легенда, что им был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским собором. Со своим творением он пришел к Сталину. Убеждая, что храм является помехой, он внезапно для вождя сорвал его места. У ошарашенного Сталина вырвалась при этом историческая фраза: «Лазарь, поставь на место!». Известным реставратором П. Д. Барановским посылались телеграммы на имя Сталина с обращением уберечь храм. Говорили о том, что Барановский, которого пригласили для решения данной проблемы в Кремль, не постеснялся встать на колени перед членами ЦК и умолял сохранить храм. К нему прислушались. Храм Василия Блаженного (история могла бы на этом и закончиться) оставили в покое. Только позже Барановскому присудили внушительный срок.

День памяти Василия Блаженного

После смерти Василия чудесные явления не прекратились. Выше мы писали, что люди столкнулись с ними и около гроба. По этой причине в 1588 году (это время, когда царствовал Федор Иванович) московским патриархом Иовом святой был канонизирован. Также установили день его памяти - 2 августа (день его смерти). До 1917 года День памяти Василия всегда праздновали торжественно. Обычным было присутствие императора с близкими. Служба проводилась патриархом. Присутствовали высшее духовенство, а также жители Москвы, которые свято почитали чудотворца.

Отвлечемся немного и вспомним еще одну историю. Василий Блаженный, пророчества которого дошли до нашего времени, однажды не самым лучшим образом повел себя по отношению к образу Богоматери. Взяв камень, он его разбил. Образу этому приписывались чудодейственные свойства. Не выдержав, паломники избили Василия. Он вытерпел все покорно. А потом дал совет убрать с образа один из слоев краски. К нему прислушались, и оказалось, что под ним было скрыто дьявольское изображение.

Иконы святого угодника

Богатой москвичке, ослепшей в возрасте двенадцати лет (ее звали Анна), было известно о том, что прозревали слепцы, молившиеся Василию. Она отыскала иконописца и обратилась к нему с поручением: женщина хотела, чтобы была написана икона Василия Блаженного. Эта икона была дарована Анной храму. Точно известно, это был храм Василия Блаженного. Историяна этом не заканчивается. Ежедневно она приходила туда молиться. По преданию, по прошествии некоторого времени у Анны наступило полное излечение: зрение к ней вернулось.

На ранних работах Василий был представлен нагим, на поздних святой стал изображаться опоясанный полотенцем. Часто Блаженный оказывался изображен на кремлевском фоне и на фоне Красной площади, ведь именно здесь он прожил. Такую икону сегодня хранят в храме Василия Блаженного. В других российских храмах также имеются иконы, на которых изображен святой.

Итак, перед нами предсталаистория Василия Блаженного.Этот человек с удивительной силой духа показал своими делами и жизнью, что все земное не вечно. Что если помнить о добре и справедливости, то можно выстоять в любых сложных ситуациях.

Василий Блаженный (Василий Нагой) – наиболее знаменитый юродивый Руси, высокочтимый святой православной церкви, чудотворец и мудрый провидец, современник Ивана Грозного , покровитель Москвы.

Он предсказал пожар 1547 года, когда была уничтожена треть столичных построек, пострадали Кремль и ряд церквей; чудесным образом погасил пожар в Новгороде, предвидел восхождение на трон следующего царевича – Федора, а не Ивана. Он предрек разрушение храмов и последующее их восстановление, сопровождающееся одержимость людскую златом, а также наступление золотого века для России после 2009 г.


В год канонизации юродивого (1558) ему посвятили один из приделов Покровского собора, сооруженного в ознаменование покорения столицы Казанского ханства, и вскоре этот один из красивейших памятников архитектуры стали называть в народе его именем – храмом Василия Блаженного. Его считают главным православным символом российской столицы и даже всей страны.

Детство и юношество

Будущий великий подвижник появился на свет предположительно в конце 1468 года в селе Елох (Елохово), причем, прямо на крыльце у входа в церковь (ныне Богоявленский собор на территории Басманного района российской столицы), куда его мама Анна прибыла помолиться о помощи при родах. Она, как и ее муж Иаков, была простой и благочестивой крестьянкой.


Семейная пара долгое время не имела детей. В надежде обрести счастье материнства и отцовства они усердно молись, постились, ходили на богомолье, старались жить по заповедям божьим. И всевышний их услышал, подарил долгожданное чадо.

Рос мальчик в атмосфере любви и почитания господа, царившей в их семье. Грамоте его не учили, но отдали обучаться сапожному ремеслу. Учился он старательно, усердно и вскоре прекрасно освоил изготовление разного рода обуви.

Однажды в их лавку зашел заезжий торговец хлебом и заказал пошить сапоги. В ответ на его просьбу юноша неожиданно рассмеялся, а затем горько заплакал. Позже он объяснил хозяину свой душевный порыв тем, что купец якобы не успеет обуть новых сапог – умрет.

И действительно через три дня их заказчик скончался. Так впервые открылся по воле божьей его дар провидения.

Безумство «Христа ради»

До шестнадцати лет юноша сапожничал, а затем втайне от родных ушел в Москву. В большом городе, полном соблазнов, в стремлении достичь идеала нравственности он начал аскетический путь юродства, обличая общество в его пороках, отсутствии добродетелей, в отступлениях от христианских ценностей и притворяясь лишенным рассудка.

Он презрел все земное, отказался от правил приличия, дома, семьи, мучил себя постами, ношением вериг (цепей, ныне хранящихся в столичной духовной академии), постоянно молился, бродил без обуви и почти без одежды даже в мороз. Москвичи его стали именовать Василием Нагим, а на иконах он впоследствии изображался обнаженным.

Многим жителям речь подвижника и его деяния порой трудно было понять и объяснить. Но за внешне несуразными и порой просто возмутительными поступками святого всегда крылась глубинная христианская идея. Таким образом он пытался научить нравственной жизни.


К примеру, он целовал углы стен домов, где проживали безбожники и нечестивцы, объясняя это тем, что там находятся скорбные ангелы, загнанные в угол от греховных деяний хозяев. В то же время угодник божий бросал камни в жилища добропорядочных людей, утверждая, что у их стен стоят бесы, не имеющие возможности войти внутрь.

Или вдруг юродивый брал и опрокидывал на рынке лотки с хлебом, квасом и прочими товарами. Затем – с благодарностью принимал побои за содеянное. Однако позже выяснялось, что пострадавший от его выходки пекарь в муку для выпечки подмешивал мел, квас был прокисшим и другие разбросанные им продукты также не отличались хорошим качеством.

Мультфильм о жизни Василия Блаженного

По легенде, один раз он и вовсе, казалось, обезумел – бросил камень в икону Богородицы у Варварских ворот Китай-города, считавшуюся чудотворной. На юродивого налетели разгневанные верующие, ругали и били несчастного. Когда же по его совету с поверхности иконы был удален видимый слой краски, то под святым образом все в ужасе обнаружили нарисованного черта. Это была адописная икона. Верующие, стоя перед ней, сами того не ведая, поклонялись самому дьяволу, и их моление приводило не к желаемому, а к противоположному результату.

Со временем большинство горожан стало относиться к благочестивому подвижнику с должным уважением, признавая совершенную уникальность его альтруистичной личности борца с несправедливостью и грехом. Но были и такие, кто не воспринимал его всерьез. Известен случай, когда торговки, смеявшиеся над наготой странника, вдруг ослепли, но затем покаялись. Он их простил и исцелил.


В другой раз лукавые люди хотели воспользоваться его добротой и забрать роскошную шубу, подаренную ему в стужу сердобольным боярином. Один из них лег и сказался мертвым, а другие стали просить помощи якобы на погребение. Бездомный и босой странник не пожалел своей единственной ценной вещи, накрыл шубой мнимого покойника. Когда же ее подняли, то увидели, что их приятель и вправду умер.

В течение более 70 лет подвижничества Василий Нагой совершал силой божией чудеса, предсказывал будущее, проповедовал милосердие. Он заходил в темницы, кабаки, трактиры, поддерживал и наставлял даже преступников и опустившихся людей, часто помогал нуждавшимся. Был случай, когда он отдал полученные от царя дары не бедным и нищим, вопреки обыкновению, а внешне благополучному купцу. В действительности этот человек находился в отчаянном положении, разорился, голодал, но испрашивать подаяния стыдился.


Особое место в преданиях о московском блаженном занимают его отношения с Иваном IV. Грозный самодержец любил юродивого, ценил за прозорливость, уважал за мудрость. Он даже побаивался его как человека, умевшего читать мысли, и звал «провидцем сердец». Божий угодник однажды его порадовал, предсказав взятие столицы Казанского ханства. Но в другой раз он смело пристыдил царя, когда во время Божественной литургии тот был рассеян и думал не о предмете моления, а о строительстве нового дворца. Неоднократно он также обличал различные пороки жестокого монарха.

Смерть

Несмотря на жизнь, полную тяжких испытаний, Василий Блаженный дожил до глубокой старости. В 88 лет он тяжело заболел и слег. Узнав об этом, самодержец с царицей Анастасией и детьми навестили его. Блаженный сообщил им последнее пророчество о будущем царства – указал на младенца Федора и заявил, что все достояние прародителей достанется ему.


В августе 1557 (по другим данным 1552) он почил в радости, потому что будто бы увидел ангелов, пришедших по его душу. На похороны собрался почти весь город. Провожали блаженного с невиданными почестями: сам царь оплакивал усопшего и нес его гроб, а службу об упокоении совершал преосвященный митрополит Макарий. Тело погребли на погосте возле Троицкого храма.

Память

Ниспосланные свыше чудеса, связанные с именем юродивого, продолжали свершаться и после его смерти. В 1588 он был причислен к лику святых. По повелению царя Федора Ивановича на месте погребения тогда был сооружен придел, где установили серебряную раку с мощами юродивого. В день канонизации более ста страждущих получили избавление от недугов, включая некую Анну, прозревшую после двенадцати лет слепоты.

Великие предсказания пророчества Василия Блаженного

Память о чудотворце, приносящем людям радость исцеления и помощь, жива и поныне. Ее празднуют в день смерти святого 2 августа.

Последние материалы раздела:

Выработка навыков активного слушания Программа развитие умений и навыков активного слушания
Выработка навыков активного слушания Программа развитие умений и навыков активного слушания

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»...

Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова
Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова

3 «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени...

Презентация на тему
Презентация на тему "химия вокруг нас"

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о...