Я ведь только облачко полное огня. Анализ стихотворения Бальмонта «Я не знаю мудрости»

«Я не знаю мудрости» Константин Бальмонт

Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!

Анализ стихотворения Бальмонта «Я не знаю мудрости»

Произведение «Я не знаю мудрости» было создано К. Д. Бальмонтом в 1902 году и тогда же опубликовано в девятом номере журнала «Почтальон». Оно вошло в цикл «Очертания снов» сборника «Только любовь». Эта книга подтвердила и упрочила за поэтом статус талантливого виртуоза мелодичного стиха и изящного слова.

Это стихотворение удивительно музыкально, не зря впоследствии композитор Сергей Прокофьев возьмет его строки в качестве эпиграфа к своим фортепианным миниатюрам «Мимолетности». У произведения легкий запоминающийся ритм, создающийся звонкой перекличкой мужских окончаний. Парные рифмы делают стихотворение еще более жизнерадостным и мажорным.

Несмотря на то, что произведение состоит всего из двух строф, оно прекрасно передает настроение и рисует интересные образы. Повествование ведется от первого лица, в качестве лирического героя предстает Поэт, уже привычный литературный образ Бальмонта.

На этот раз перед читателем не великий покоритель стихий, полубог-демиург, а быстрый легкий, как язычок огня, дух. Он наслаждается собой (в восьми строчках стихотворения местоимение «я» встречается шесть раз!), каждой секундой жизни, каждым мгновением творчества. При этом он даже не думает учить кого-либо чему-либо, признаваясь:
Я не знаю мудрости, годной для других.

В стихотворении противопоставляются две эти стороны мироздания – степенная мудрость повседневности и мимолетное счастье жизни, мечта. Автор настаивает на своем, повторяя одни и те же слова и фразы. Рефрены «Я ведь только облачко» указывают на небесное происхождение вдохновения и поэтического таланта. Обращаясь к неким мудрым, поэт оставляет риторические вопросы:
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?

Я зову мечтателей… Вас я не зову!

По мнению автора, мудрость, сформированная многолетним опытом, ничего общего с полетом к мечте не имеет. Бытовая жизненная философия не даст подняться в воздух, поэтому-то поэт не приглашает с собой тех, кто не похож на него самого.

Герой этого произведения представляется легкой бабочкой, пролетающей сквозь пространства. Волшебные «миры, полные изменчивой радужной игры», словно мыльные пузыри рождаются на ее пути. Пусть это всего лишь поэтические миражи, иллюзии, поэт искренне наслаждается ими.

Символ огня, заключенного в облаке, отсылает к стихотворению «Однодневка» 1897 года образы:
Я весь соткан из огня,
Я лучистый факел дня.

Эти произведения словно гимн самой поэзии, легким и изящным сплетениям слов, позволяет читателю разделить задор и блаженство полета вместе с автором.

Константин Дмитриевич Бальмонт

«Я не знаю мудрости»

В этом небольшом произведении сосредоточено огромное количество признаков, принадлежащих автору, которые не так-то просто перечесть. Это его невообразимые впечатления, душевные переживания, глубокие размышления об огромном и таинственном мире, настолько разнообразном, что чувства поэта выражаются не неподвижным существом, а постоянно меняющимся, развивающимся и находящимся в невероятном движении образом, который часто переходит из одного вида в другой, противоположный. Если напрячься и суметь почувствовать весь спектр своих чувств, то можно гарантированно услышать трепетные звуки сердца автора, вложенные в это произведение.

Автор, вскрывая свои личные чувства и мысли, в то же время раскрывает содержание произведения в общей доступности. Он использует в описании такие художественные образы, которые понятны большинству эмоциональных людей. Читая строчки стихотворения чувствуешь, что изображаемое посредством художественных образов, очень знакомо, как-будто это написано о твоих душевных чувствах, волнующих спазмах твоего сердца, о тебе. Даже название самого стихотворения насыщено каким-то смыслом, анти-мечтательностью, анти-мудростью.

Стихи наполнены отрицанием мироощущения, апатией ко всему окружающему, тоской, даже скорбью. Они передают некоторое мгновение, перемены настроения. Все это прослеживается в некоторых строках стихотворения.

Автор, как и все поэты-символисты того времени, увлечен тягой к другой реальности, создаваемой лишь намеками и схожестью загадочных образов. И так же создаваемых такими же мечтателями, похожими на автора внутренним миром. По словам самого автора произведения, поэты-символисты просто насыщены содержанием загадочного "ветерка, дующего из запредельного мира". Но отсюда следует естественный и логический отказ от мудрости.

Иван Алексеевич часто говорил о неискоренимых началах «русской души», имея в виду некие исконные, подсознательные силы. Но в художественных произведениях «подсознательное» и «бессознательное» слиты в некое единое целое. Обратимся к рассказу Бунина «Я все молчу» (1913).

Летом 1912 года Мейерхольд и его труппа дали несколько представлений в Териоках - небольшом финском водном курорте в двух часах езды по железной дороге от Петербурга. Артисты сняли на все лето просторный загородный дом, окруженный огромным парком. Именно сюда почти каждую неделю Блок приезжает к жене. Играют Стриндберга, Гольдони, Мольера, Бернарда Шоу. Любови Дмитриевне поручены ответственные роли, она в восторге. Она любит общество, веселье, переезды, оперу, Вагнера, танцевальные вечера Айседоры Дункан, всяческую жизнь и движение. Ее счастье радует Блока. Его чествуют в Териоках, но он все сильнее ощущает усталость.

В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» - злая сатира. «Сатира? - спросил Блок и задумался. - Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...