Кто написал произведение нестор летописец. Преподобный нестор летописец

преподобный Нестор Летописец (~1056–1114)

На пути к иночеству

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.

В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.

В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.

Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.

Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.

Ангельское служение

После блаженной кончины Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.), он и сам словно бы умер для мира.

От игумена Печерской обители, преподобного Стефана, Нестор принял ангельский образ, а вскоре его возвели в сан иеродиакона.

Иноки Печерского монастыря славились многими добродетелями. Желая подражать Искупителю, они охотно совершали труднейшие ежедневные подвиги. Кто-то питался только сырой или вареной травой, кто-то подвизался в молитвенном бдении, кто-то в земных поклонах. Всех их объединяло то, что они единодушно пребывали в вере, надежде, любви, как и положено братиям Православного монастыря.

Приняв ангельский образ (двоякий: как инок и как диакон), Нестор уподобился бесплотным небесным служителям: с ещё большею ревностью стал угождать Богу послушанием и молитвой, стал увеличивать в себе христианские добродетели. При этом он не лицемерно считал себя грешником, недостойным Божьих даров.

Занимаясь аскетическим деланием и на опыте познавая Божественную благость, Нестор не отрицал значимость теоретических знаний. Он ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, аллегорически сравнивал их с реками, наводняющими вселенную. Считается, что особым его послушанием было составление летописей.

Так, в 80-х годах XI столетия он записал житие своего духовного учителя, . Но пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Нестора Летописца явилась история развития Русской земли. Полагают, что он завершил это сочинение к 1112-1113 году.

В сущности оно включило в себя комплекс различных сказаний, обработанных и представленных в форме единого цельного произведения. Исторические факты тесно переплетаются в нём с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдаёт в авторе мужа большой учёности и веры.

В 1091 году братия, движимые Духом Святым, собрались во главе с игуменом на совет, где, посовещавшись, определили выкопать погребенные прежде в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь. По слову игумена, Нестор, приготовив необходимый инструмент, выбрал из братий помощников и направился к погребения святого. Прочитали молитвы и стали копать. Копали поочередно, вечер и ночь; однако добраться до честных мощей не получалось. И лишь когда ударили в колокол, в это самый момент Нестор вдруг понял, что докопался до мощей.

Само это событие сопровождалось чудесным знамениям: братия, находящиеся в монастыре, увидели огненные столпы. Мощи благоговейно перенесли в приготовленное место. Впоследствии Нестор был свидетелем других чудес и знамений, совершавшихся силой Божьей через эту святыню.

Достигнув, при помощи Божьей, святости и преподобия Нестор мирно почил о Господе в 1114 году, завещав братиям продолжить составленную им летопись истории Руси, что и было исполнено. В современном виде эта летопись известна нам по названию: .

Кроме того до нас дошли и другие работы Летописца, например: , .

Тропарь Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4

Великих князей русских деяния / и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, / свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя / написано на небеси стяжавый, // моли и нам написатися в Книги Животныя.

Биография Нестора Летописца

Нестор - преподобный, монах Киево-Печерского монастыря; был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы.
В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преп. Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем не сохранилось.
Долгое время преп. Нестору приписывали составление первой русской летописи - "", но приблизительно с половины XIX века это мнение поколеблено. Защитники его основывались на приписке имени Нестора, как составителя, в Хлебниковском своде (XV - XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): "якоже блаженный Нестор в летописце написал... ". П.С. Казанский одним из первых указал ("Отеч. Зап." за 1851 г.) на значительный ряд противоречий летописи с другими произведениями Нестора, несомненно ему принадлежащими: "Сказание о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия". Другие исследователи доказывали даже, что составителем летописи был не только не Нестор, но даже и не монах киево-печерского монастыря.
"Житие Феодосия" (напис. около 1088 г.) считается по полноте и стройности образцом летописной биографии. Оно богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. "Житие" в переводе на русский язык напечатано преосв. Филаретом в "Ученых Записках II отд. Академии Наук" (1856, II т.).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Нестор Летописатель

Нестор - Монах Киево-Печерского Монастыря, первый Российский Летописатель, по исследованию Татищева, Миллера и Шлецера, родился в 1056 году, но место рождения его доподлинно неизвестно, Татищев, основываясь на Кенигсбергском списке Несторовой летописи, полагает отечеством его Бело-Озеро, потому что в списке сем (по изданию С.-Петербургскому 1767 г.). Нестор представлен говорящим о Князе Синеусе, что он сиде у нас на Беле-Озере. Но другие в Кенигсбергском подлиннике сие почитают опискою и вместо слов напечатанных сиде у нас, полагают одно только слово Синеус, а сочинитель Истории Царства Херсонеса Таврийского, напечатано на Российском языке 1806 г. в С.-Петербурге (Том 1-й, стр. 542), полагает отечеством Нестеровым Корсунь, или Херсон, Греческий город, и называет самого Нестора Греком, заключая, может быть, из того, что Нестор в своей Летописи описал обстоятельно Корсунскую Церковь и тамошние Палаты Владимировы и Царевны Греческой, как бы сам будучи тамошний житель. Но Корсунь и Россиянам, имевшим тогда тесные торговые связи с Греками, мог быть подробно известен. Да и Нестор для обозрения сего источника просвещения России сам мог туда предпринимать путешествие. Есть и еще мнение одного Мазуро-Польского писателя (Лелевеля, Виленского Профессора), что он будто был Поляк, потому-де, что жил в Киеве, а Киевлян сам он называет Полянами, т.е. Поляками. (См. Журнал "Соревнователь Просвещ.", 1821 г., № 5). Как бы то ни было, доселе все были согласны, что Нестор - природный Славено-Русс.

В 17 лет возраста своего, как пишет сам о себе в Летописи, пришел он в Киево-Печерский Монастырь и пострижен в Монашество Стефаном, Игуменом Печерским; а потом посвящен и во Дьякона. В 1091 г. ему поручено было с двумя Братьями отыскать Мощи Преподобного Феодосия, которые он и обрел. Более сего ничего неизвестно из его Жизни, а только сказано в Патерике Печерском, что он "поживе лета довольна, труждаясь в делах Летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере".

Из слов по летех довольных Миллер заключает, что он жил 59, а Шлецер 60 лет. Первый говорит, что он, проживши 40 лет в Монастыре, т.е. с 1113 г., начал писать свою Летопись и продолжал до конца своей жизни, т.е. до 1115 г., а по мнению Шлецерову - до 1116 г. Но Татищев полагает только до 1094 г., потому-де, что 1093 год окончен у него набожным увещанием и словом Аминь. Миллер и Шлецер опровергают его мнение во-первых, тем, что не под одним только сим годом поставлен Аминь; а во-вторых, что первый продолжатель его Летописи Сильвестр, Игумен Выдубицкий, не мог сказать о себе при нашествии Половецкого Князя Боняка на Киев: и придоша на Монастырь, нам сущим почивающим по Келлиям, - а следовательно, Нестор писал-де еще в 1096 г. и продолжал о 1116 г., где уже Сильвестр прямо выставляет свое имя. Но в подлиннике списка Лаврентьевского, по сличению с Кенигсбергским, который при издании в сем месте, как и во многих других, испорчен и перемешан, ясно видно, что Нестор кончил писать свою Летопись 6618, т.е. 1110 г., а Сильвестр начал с 6619, т.е. 1111 г., а кончил 6624 или 1116 годом. Вот слова Сильвестровы: "Се аз, Игумен Сильвестр Свята Михаила, написах (и может быть, только списал) книги сии Летописец, надеясь от Бога милость прияти при (Великом) Князе Володимире, княжущу ему Кыеве (в Киеве), а мне в то время игуменящу (Игуменом бывшу) у Свята Михаила в 6624 Индикта 9 лет. и иже чтет книги сия, то буди ми в молитвах". Потом он, или кто другой начинает продолжение Летописи: в лето 6619 идоша весне на Половце Святополк Володимер, и проч. После Сильвестра, с 1116 года продолжал Несторову Летопись, по сказанию Татищева, Нифонт, Игумен Волынский (см. статью о Нифонте) и довел до 1157 года. После его неизвестный продолжал оную до 1203 года; а с того времени начинаются великие разности в Летописях и доказывают, что продолжатели были различные. Из них, по замечанию Татищева же, известны только по именам Симон, Епископ Володимирский, и Иоанн, Священник Новгородский. (См. статьи о них в своих местах.) Но доселе нигде не отыскалось еще ни Несторова, ни продолжателей его подлинника и, вероятно, все они давно потеряны, а остались только многочисленные с оных списки в разных Российских библиотеках. Из рукописных харатейных ныне нам известны Пушкинский, писанный во 2-й половине XIV века, Лаврентьевский - в 1377 г., бывший Троицкий XV века, сгоревший в Москве 1812 г.; а бумажные - Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Ростовский и другие. Из них Радзивиловский, или Кенигсбергский, напечатан в С.-Петербурге 1767 г. в 4 долю листа. Однако весьма неисправно. Ибо, по предложению Миллера об издании оного, Президент Академии Наук Тауберт поручил сие дело Переводчику Ивану Баркову, совсем не способному к тому, и, как пишет Шлецер, позволил даже ему иное выпускать, прибавлять и древний язык переводить на новейший. Миллер не мог оспорить сего своевольства и отказался от всякого участия в издании сем, а Предисловие к оному сочинил Шлецер по предначертанию Тауберта. После Кенигсбергского списка издан Никоновский в С.-Петербурге 1767-1792 гг. в 8 частях; потом Новгородский первый в Москве 1781 г., Новгородский второй в С.-Петербурге 1786 г., Безымянный в Москве 1784 г., Софийский в С.-Петербурге 1796 г., одна только 1-я часть, и проч. Все в 4 д.л., кроме Новгородского второго. Другой Софийской 1820 и 1821 гг. в Москве 2 части. Историческое Общество начало было издавать Лаврентъевский список, однако, не кончило. Другое начало сего издания сделано в С.-Петербурге. А важнейшее издание Несторовой Летописи есть Шлецеров Сличенный Нестор, над составлением которого трудился сочинитель 40 лет. Он изъяснил в нем труднейшие места, сличив разные списки одни с другими, с Византийскими и средних веков Латинскими Историками, из которых почерпал Нестор. Почти все невразумительное в древней Несторовой Космографии сделалось теперь понятным по сличении Русских имен с Греческими и Латинскими, находящимися у Синкелла в Пасхальной Хронике, у Кедрина и у Западных Писателей. Ныне известно, что Нестор много заимствовал и из Летописи Архимандрита Георгия Амарталоса, Греческого Историка IX века, подлинником еще не изданного, но в Славянском переводе издавна известного. Первую часть своего Нестора, на Немецком языке напечатанную в 1802 г., Шлецер посвятил Государю Императору Александру I. Следующие 4 части потом выходили одна за другой, и последняя напечатана в 1809 г., все в Геттингене. Свод сей окончен Шлецером на Князе Ярополке. Сие полезное для нашей Истории сочинение переведено на Русский язык с некоторой только переменою порядка сочинителева. Ибо переводчик 1-ю и 2-ю части подлинника соединил вместе, из последней взяв только Вступление, и составил свою 1-ю, а остальное из 2-й части присоединив к 3 части подлинника, составил свою 2-ю, а из прочих составил свою третью. Перевода сего 1-я часть напечатана в С.-Петербурге 1809 г., 2-я - 1816 г., а 3-я - 1819 г., под заглавием Нестор.

Русские Летописи на древнеславянском языке сличенные, переведенные и объясненные Августом Людовиком Шлецером. Еще Байер и Миллер доказывали нам, что Преподобный Нестор много почерпал из Греческих Летописцев; а Шлецер обнаружил сие гораздо яснее приводами самых подлинников. Нельзя думать, чтобы все они при Несторе переведены уже были на Русский язык, и следовательно, Нестор читал их в подлинниках Греческих. Но где он сему языку научился, наверно неизвестно доныне. О путешествиях его в Грецию нигде не упоминается. Татищев под годом 1031 своей Истории от имени Летописателя, хотя говорит, что в Новгороде бе Ефрем, который нас учил Греческому языку, - но тогда Нестор еще не родился и, следовательно, не о нем сии слова разуметь должно. А под годом 1097 у Татищева же поставленные от имени Летописателя слова (если только это не вставка сторонняя): случилось мне тогда быть во Владимире, смотрения ради Училищ и наставления Учителей, - можно разуметь и о Несторе; потому что из самой Летописи его видно, что он был муж просвещенный в свое время. Но в Пушкинском списке сии слова приписаны какому-то Василию. Итак, следует положить, что Нестор Греческому языку научился в самом Киеве у Греческих Духовных, коих в первые века Российского Христианства там всегда было довольно. Притом сами Великие Князья от введения Христианской Веры в Русь начали немедленно пещись о просвещении своего народа. Владимир, по свидетельству Нестора, "нача поимати у нарочитыя Чади оти и даяти на учение книжное. А Ярослав собра писцы многи, и прелагаше от Грек на Словенское письмя и спасиша книги многи, ими же поучахуся вернии. Многие также Князья наши знали Греческий язык". Итак, просвещение уже до Нестора основалось в России. Посему он, хотя по иноческому смирению в Предисловии к Жизнеописанию Преп. Феодосия называет себя и неученым никоей же хитрости, но в молодых еще летах, вступивши в Монастырь, где всегда науки более держались, мог удобно приобресть знание языков; а читая иностранные книги, Греками привезенные, между которыми, конечно, довольно было и Исторических, мог получить охоту написать Историю своего Отечества на собственном языке, по примеру Византийцев. Сие доказывается тем, что он точно так начинает свой Времянник, как Византийские Историки, с Библейского Родословия; во многих даже местах, как доказывал Шлецер в своем Сличенном Несторе, он переписывал или переводил целые страницы из Греческих Летописей слово в слово, держался их порядка и временосчисления. Но, что замечательнее всего, писавши еще в XI веке, когда Европу всю покрывала тьма варварства, он не наполнял свою Летопись такими баснословиями о происхождении и Родоначальниках народов, как другие, после его бывшие Летописатели Северные. Правда, следуя Византийским Историкам, он начинает свою Летопись слишком общим народопроизводством от Столпотворения, и оттуда выводит потомками Славян, но, дошедши до описания Севера, вдруг открывает такие сведения о Северных народах, каких ни в одном до него Историке не находится. Он с точностью означает их жилища, отличает смежные и отдаленные от Славян народы, замечает их перехождения и соединения, и потом приступает особенно к Истории Северных Славян. Источники сих его сказаний нам неизвестны. Но он мог иметь какие-нибудь записки предков; многое узнал, как сам объявляет, от товарища своего, Монаха Яна, жившего 90 лет, умершего в 1106 г., и следовательно, родившегося в 1016 г., спустя год по смерти Великого Князя Владимира; а многому и сам был современник. Притом же он Историю своего народа ведет с небольшим только чрез 250 лет, и потому мог иметь еще довольно верные Предания. Верность его сказаний доказывается и тем, что хотя продолжатели и переписчики его Летописи инде прибавляли некоторые местные разных стран известия, до Нестора, может быть, не дошедшие; но из его собственных сказаний никогда не осмеливались ничего переменить, а разве от недоразумения, будучи не столько сведущи в иностранной словесности, как он, портили только собственные имена и названия, или сокращали и толковали по своему понятию, а чрез то вносили в Летопись много нелепого и превратного; существенно же повествуемое Нестором всегда оставалось, в ином только виде. Сами иностранцы отдали честь Нестору выписыванием из него в Истории свои многих известий и применением к своим народам, не могши найти ничего достовернее. Шлецер, искусный и разборчивый Историк и Критик, снесши его со всеми Северными Летописателями, нашел его единственным и настоящим Историком Русским. "Сей Русс, - говорит он, - в сравнении с позднейшими Шотландцами и Поляками, так превосходен, как иногда затмевающийся рассудок пред беспрестанной глупостью".

Хотя началом своей Летописи он подражал Византийцам, но слог его повествования похож больше на Библейский, нежели на Византийский. Действующие у него лица говорят сами, как и в Ветхозаветных Исторических Книгах. Он часто вводит изречения Священного Писания, делает набожные или нравственные размышления вместо Философо-критических рассуждений, описывает знамения и чудеса. Больше сего не должно было и ожидать от Монаха, и особенно в те времена. То же самое находим мы и во всех Историях, писанных Духовными тех времен. Временосчисление у него начинается, по Кенигсбергскому списку, с 858 года, а по Лаврентьевскому - с 852 года, но сначала весьма сбивчиво и с пропусками многих лет. Может быть, сие произошло от ошибок и упущения переписчиков, - а с 879 г. он все описывает уже пространнее и точнее. Иностранцам с XVII только века стало известно имя сего нашего Летописателя. Гербиний и Берг ссылаются уже на него, а Лейбниц желал иметь список с его Летописи. Но потом родилась в 1752 г. погрешность в рассуждении Нестерова имени. Переводивший Нестерову Летопись, сокращенно напечатанную на Немецком языке в Миллеровом Собрании Российской Истории, не выразумев слов: Книга Летописец Черноризца Феодосиева Монастыря, принял слово "Феодосиева" за "Феодосия" и назвал его сим именем. От сего долго многие иностранцы называли его Феодосием, пока Миллер не объяснил ошибку в своих Ежемесячных Сочинениях, к пользе и увеселению служащих, на 1755 г. в месяце Апреле, при описании Жизни и Летописи Несторовой. К сей погрешности еще присоединились и другие, и, например, в Ехеровом Ученом Лексиконе, издания 1751 г., сказано, будто бы Нестор жил в 17-м столетии. Моллер в Описании своем Эстляндии и Лифляндии, изд. на Шведском языке 1756 г. не верит даже, чтобы когда-нибудь существовал Нестор, и проч. (См. у Шлецера.) Кроме Русской Летописи, Нестор, по общему мнению, писал Жития Преподобных Печерских, помещенные в 1-й части Патерика Печерского, напечатанного в 1-й раз в Киеве 1661 г. в лист, и потом многократно. Но Жизнеописания сии до нас дошли не в таком виде, в каковом они вышли из-под пера его. Потому что о самом Несторе упоминается в них уже в третьем лице. В Предисловии к Патерику сказано, что подлинник потерялся во время военных смятений; а сохранил их нам Симон, Епископ Володимирский и Суздальский, выбрав из них только достопамятнейшее.

Не можно так же решить верно, прежде или после своей Летописи писал Нестор сии Жизнеописания. Шлецер полагает, что прежде; а Татищев говорит, что после; но тот и другой говорят сие для подтверждения каждый своего мнения в рассуждении времени окончания Летописи его. Напротив того, один Член Общества Истории и Древностей Российских доказывает, что Нестор не писал особого Патерика, а Жизнеописания в Патерике, ему приписываемые, включил в свою Летопись, из коей они потомками перенесены в Патерик. (См. Записки и Труды Общества Истор. и Древн. Российск. Часть 1. стр. 53 и след.) В Предисловии к Жизнеописанию Препод. Феодосия по рукописным Патерикам сам Нестор о себе говорит: исперва писавшу ми о Житии и о погублении, и о чудех Святою Блаженною Страстотерпцю Бориса и Глеба и понудихся на другое исповедание (т.е. Жизнеописание Феодосиево) прийти. Но сии слова в печатном Патерике пропущены, и Жизнеописание тех Князей, сочиненное Нестором, доныне еще не издано, а есть оно между рукописями в библиотеке покойного Канцлера Графа Н.П. Румянцева. В конце сего списка именно написано: сеже яз Нестер грешный о Житии и погублении и о чудех сех Святою и Блаженною Страстотерпцю сею опасне ведущих исписах я, другая сам сведый, от многих мало вписав, да почитающе славят Бога. Молю же вы и почитающе, да любве ради Божие вспоминайте мя и глаголете: Боже Молитва Преблаженною Страстотерпцу Бориса и Глеба очисти грехи списавшего си, негли вы оставление грехов получите благодатию и щедротами и человеколюбием Господа Нашего Иисуса Христа, с ним же Отцу Слава купно с Святым Духом ныне и присно. - Замечательно, что сочинитель Жития Благоверных Князей сих, помещенного в Степенных Книгах, пользовался и сим Нестеровым сочинением, но дополнял и из других.
Biografija.ru

Нестор (50-е гг. XI В./1114) - киевский летописец. Главным подвигом жизни Нестора было составление в 1112/1113 гг. «Повести временных лет». «...Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» - так с первых строк определил цель своего труда Нестор. Его произведения неоднократно переиздавались. Последнее издание: «Повесть временных лет», СПб., 1997. На современный язык текст переводили Д.С. Лихачев, Б.А. Романов, О.В. Творогов, А.Г. Кузьмин.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 189-190.

Нестор Летописец, Печерский (ок. 1056-1114), составитель “Повести временных лет”, родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо “Повести временных лет” им написано житие первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия - основоположника правильной монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.

Память прп. Нестору отмечается 27 октября/9 ноября, 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.

Нестор (XI - нач. XII в.) - летописец. Происхождение и жизнь Нестора до монашеского пострига неизвестны. В 70-х годах XI века стал монахом Киево-Печерского монастыря и вскоре получил диаконский сан. Написал житийные труды о Борисе и Глебе и Феодосии Печерском . Традиционно считается автором первой редакции "Повести временных лет" , основного источника по начальному периоду истории Древней Руси, составленной ок. 1113 году и не дошедшей до нашего времени. Погребен в Киево-Печерской лавре.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.

Нестор (гг. рожд. и смерти не уст.) - монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х годов 11 века), древнерусский историк и публицист. В 80-х годах написал "Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба" и "Житие... Феодосия". В этих сочинениях, наряду с проповедью христианских идей, подчеркивал самостоятельность Руси по отношению к Византии, осуждал княжеские распри. По мнению многих исследователей, Нестор был составителем крупнейшего произведения древнерусской исторической мысли – «Повести временных лет», возникшей около 1113 года. В "Повести" раскрывается широкий кругозор автора, его горячее патриотическое чувство, сложно переплетаются феодально-христианские и народно-героические мотивы. Гробница Нестора находится в пещерах Киево-Печерской лавры.

А. М. Сахаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература: Приселков М. Д., Нестор летописец, П., 1923; его же, История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940; Лихачев Д. С., "Повесть временных лет" (Историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, M.-Л., 1950; его же, Рус. летописи и их культурно-исто-рич. значение, М.-Л., 1947.

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (ок. 1056-1114), духовный писатель, мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором «Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игум. Стефане (годы игуменства которого - 1074-78) и возведен им в «диаконский сан» и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе».

«Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» написано Нестором по канону жития-мартирия (т. е. жития святого-мученика). Истории гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предпосылает обширное историческое введение, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. По Нестору, русская история - это борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном сил зла. Борис и Глеб выступают в «Чтении» как активные поборники христианских идеалов - смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. «Чтение» уступает в известности и распространенности анонимному «Сказанию о Борисе и Глебе» (см.: «Жития Бориса и Глеба», старший из известных нам списков «Чтения» относится к XVI в.

После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре, «Житие Феодосия» отличается живостью характеристик монахов и мирян. Нестор достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока, мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении. Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия (вероятно, Нестор опирался не столько на литературную традицию, сколько на рассказы о Феодосии очевидцев): отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосий тем не менее резко осуждает за неблаговидные поступки кн. Святослава. Исследователи находили в «Житии» сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Нестор всегда наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где-то за городом, поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за постоянную праздность («ты по все дни порозден»), предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а Феодосий пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосий смиренно соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи - прославления смирения Феодосия - немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения отношении к монахам, и бытовые особенности княжеского быта, и чисто реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда начинают слипаться глаза.

В 1113-18 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.

В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо «беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно посредством их множится мировое зло.

Память прп. Нестору отмечается 28 сент./11 окт., 27 окт./9 нояб. и во 2-ю неделю Великого поста.

Т. О., Д. К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Нестор-агиограф и Нестор-летописец

Нестор (сер. XI - нач. XII в.) - писатель-агиограф . Постриженник Киево-Печерского монастыря, Нестор являлся автором древнейших русских житий «Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Жития преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского». Одним из первых он развивал в своих работах идеи христианского провиденциализма, а также принцип жесткого противопоставления духовного и материального начал, выступал идеологом монашеского аскетизме и не-стяжательства. Биографические сведения о нем чрезвычайно скупы. В Киево-Печерский монастырь он постригся после 1074 года. Здесь был возведен в сан дьякона. Остаток жизни, на который приходилась работа над прославившими его имя житиями, он провел во Владимире Волынском, куда попал как знающий, обладающий редким литературным даром книжник. Создание «Чтения о житии Бориса и Глеба» датируется исследователями концом XI - началом XII века, а «Житие Феодосия» временем около 1108 года, когда по инициативе Святополка II осуществляется канонизация печерского подвижника.

«Чтение о житии Бориса и Глеба» - первое древнерусское агиографическое сочинение, написанное по законам житийного жанра, хотя прямых агиографических образцов, которые соответствовали бы житию страстотерпцев, христианская церковь не знает. Оно должно было заменить созданное несколько ранее «Сказание о житии Бориса и Глеба», отразившее древнерусский культ князей-мучеников в близкой народному миропониманию и далеко не канонической (с элементами двоеверия) интерпретации. В «Чтении» вероломно убитые князья выступают как посредники, вымаливающие у Бога снисхождение к людям. Это во всех отношениях образцовые святые, личности абсолютно благочестивые, жизненный путь которых - предуготовление к мученичеству. Все повествование подчинено центральной нравственно-назидательной идее терпения, смирения и послушания. Факт гибели князей в междоусобной борьбе превращается в абстрактный, как бы вневременной нравоучительный пример, своего рода сакральное действие, сопоставимое с жертвенным подвигом Сына Божия. Их смерть, по Нестору, показывает не слабость, а достойную восхищения силу преодоления притяжения мира земного. Тем самым едва ли не впервые в древнерусской мысли абсолютизируется примат духовности и формулируются неизвестные доселе славяно-русскому обществу установки духовно-практической деятельности. Нестор исходит из принципиальной несовместимости идеального и материальною начал бытия. Разорванность двух планов бытия преодолевается жертвенностью, которая рассматривается как способ освобождения от материальности жизни и прорыва в мир иной, как путь приобщения к высшему идеалу. Логика поступков князей не обыденно-земная, соответственно и адекватная оценка возможна только с позиций монашеского отрешения от плотского и земного. Монах побеждает мир подвигом аскезы и воздержания (смерть для мира), подвиг князей - реальная смерть ради преодоления плотского, суетного, уводящего от Бога земного бытия. При этом все события в житии предопределены промыслом, пронизывающим жизненный путь героев от рождения до гибели. Отсюда проистекает вывод о богоустановленности миропорядка.

В социальном плане отсюда следует вывод о незыблемости иерархии, повиновении старшим, а в личном - покорности судьбе. В литературе «Чтение о житии Бориса и Глеба» нередко расценивалось как осуждение междоусобиц. Но провиденциальное восприятие действительности глушит проявление такого протеста. Из установки на преодоление тварной бытийности следовало не осуждение, а отрицание суетной мирской жизни как таковой, со всеми ее страстями, материальными заботами и рознью. В «Житии Феодосия» создан образ идеальной земной жизни, преодолевающей несовершенство тварного мира в подвиге монашества. В отличие от «Чтения», привлекаемые агиографические сюжеты и приемы не вытеснили реальной биографической основы жития. Нестор сформулировал основные черты русского типа аскетической святости. Эта аскеза строгая, но доступная, не требующая ничего сверхчеловеческого, ее основа - воздержание телесное, молитва и пост, главное же - это не абсолютное затворничество ради собственного спасения, а служение миру.

Жертвенный подвиг аскета складывается из труда на общую пользу, в сочетании с материальной и духовной помощью тем, кто в ней нуждается, и постоянными молитвами о прощении грешников и заблудших. Здесь преодолевается намеченный «Чтением» соблазн полного отрешения от жизни, политики и культуры, хотя соответствующие нравственно-ценностные установки сохраняются. Остается незыблемым принцип онтологической вторичности материального по отношению к идеальной сфере божественного. Подвижничество Феодосия все же представляет собой пример движения от мира к Богу, но это движение многоплановое, не ограничивающееся полным отказом от мирских соблазнов и отсечением плотских страстей. В конечном счете выбор между Богом и миром, духом и страстью осуществляется в пользу первого. Последовательно проводится в «Житии» фаталистический принцип попечения Божия о мире, которым Нестор обосновывает ненужность забот о земном (требование не обременяться материальными заботами, жить милостыней в надежде, что о всем должен позаботиться Бог).

Нестор провозглашает откровение, даруемое Богом своим избранникам, источником абсолютного знания. Поэтому не искушенный в премудростях Феодосий оказывается мудрее философов. Однако из этого постулата Нестора не разворачивает апологии иррационализма и антиинтеллектуализма, свойственной христианским мистикам-аскетам. Превознося божественную мудрость, он тем не менее не отвергает необходимость учения и высоко ценит книжность. Нестора-агиографа нередко смешивают с Нестором-летописцем, приписывая ему авторство «Повести временных лет» и цикла статей о Печерском монастыре, входящих в эту повесть. Текстологически доказано, что агиографические и летописные произведения принадлежат разным Несторам. Нестор-летописец был старшим современником Нестора-агиографа, являлся учеником Феодосия и расходился с Нестором-агиографом в трактовке истории Печерского монастыря. Кроме этих расхождений, есть различия в идейно-политических пристрастиях обоих авторов. Сводчиком всей «Повести временных лет» Нестор-летописец, видимо, считался необоснованно. Древнейший летописный свод приписывается ему ошибочно из-за заблуждения монахов, знавших о существовании печерского летописца Нестора и подписавших этим именем скопированные в монастыре списки летописи.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 409-411.

Сочинения:

Житие святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1915;

Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси XI - нач. XII в. Л., 1978. С. 304-391.

Литература:

Приселков М.Д. Нестор летописец. Опыт историко-литературной характеристики. Пг., 1923.

Еремин И. П. К характеристике Нестора как писателя // Труды Отдела древнерусской литературы (Института русской литературы АН). Л., 1961. Т. 17. С. 54-64:

Богуславский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности Нестора // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1914. Т. 19, кн. 1. С. 131-186;

Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского легониеания. М., 1977. С. 133-183.

Главный русский летописец

«Повесть временных лет» сохраняет свою актуальность и в наши дни

Алфавит, грамотность, просвещенность — без этих понятий невозможно, пожалуй, ни развитие духовности, ни, тем более, цивилизации. Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания. Вся святость и книжность по Руси пошли, прежде всего, из Киева, матери городов русских, ныне претерпевающего тяжелые испытания


В.М. Васнецов. Святой Нестор летописец. 1885 -1893 гг.

Один из известнейших монахов, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах Киевской лавры, - Нестор Летописец (чествуется Церковью 9 ноября по нов. ст.), оставивший нам «Повесть временных лет» — самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. Иначе памятник называют Летописью Нестора или Первоначальной летописью.


Именно здесь мы читаем волнующие сердце каждого русского православного человека слова о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра … и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…».


Повесть временных лет», на глаголице

А вот еще один фрагмент из Повести: «По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч.

И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".

И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день».
* * *


Преподобный Нестор Летописец. Икона. XIX век.

В этом году - 900 лет со дня кончины выдающегося писателя и сохранителя русской истории, подвижника веры. «Киево-Печерский патерик» утверждает, что преподобный Нестор Летописец родился в 1050-х годах в Киеве. Юношей пришел к преподобному Феодосию, основателю киевской печерской Успенской обители, и стал послушником. Постриг Нестора преемник Феодосия, игумен Стефан.

Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».


Нестор Летописец. Реконструкция по черепу С.А. Никитина.

Напомним, что это было сказано в те времена, когда книга была воистину лишь источником духовной мудрости и просвещения. За тысячу лет многое изменилось.

Станок Гуттенберга напечатал, увы, мегатонны также самой разнузданной литературы, когда книжность включила в себя «светскую» литературу, изощрившуюся и извратившуюся порой до умопомрачения и бесовщины.

Преподобный Нестор нес в монастыре послушание летописца. В 1080-х он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — в связи с перенесением мощей братьев-мучеников в Вышгород в 1072 г. Напомним, что братья-князья стали первыми на Руси святыми, их канонизировали в лике святых — как заступников Русской земли и небесных помощников русских князей.


Нестор Летописец. Береста. В. Чурилов. Харьков.

Тогда же преподобный Нестор составил и Житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения празднуется 14 августа). Историки утверждают, что при торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) инок Нестор был одним из главных действующих лиц, и на большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, — стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок.




Памятник Нестору Летописцу в Киеве. 1988 г. Скульптор Ф.М. Согоян. Архитектор Н. Кислый.

Большая биографическая энциклопедия утверждает: «Главнейший труд — Житие Феодосия Печерского, составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение…».

Но главным подвигом жизни преподобного Нестора все же было составление к 1112—1113 гг. «Повести временных лет». На основании тех историко-литературных данных, какими располагает наука в настоящее время, есть основания считать, что в состав предполагаемой Несторовой Летописи входили «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», «Слово о первых черноризцах Печерских»; «Слово о перенесении мощей преп. Феодосия», а также несколько мелких заметок.




Любеч. Памятник Нестору-летописцу.

Преподобного справедливо считают автором истории Руси как составной части всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Нестор определенно был русским патриотом, о чем можно судить хотя бы о тех событиях, которым он посвятил страницы своего повествования. Он рассказывает о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии. Повествует также о создании славянской грамоты святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием. Именно от него мы узнаем о Крещении в Елену святой равноапостольной Ольги в Константинополе.




Нестор Летописец, автор «Повести временных лет». 1871 г. Скульптор М.М. Антокольский.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ и о первом православном храме в Киеве (945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 г.), о знаменитом «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и воспоследовавшем после этого Крещении Руси (988 г.).

Нестору мы обязаны и сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители на Киевских надднепрянских холмах, о ее основателях и подвижниках. Преподобный был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 г.

Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений нашей национальной и мировой письменности.

Преподобный Нестор Летописец скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего детища. В целом, в окончательном виде, «Повесть временных лет» является совокупным трудом нескольких монахов Киево-Печерской Лавры. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).




Лаврентьевская летопись, 1377 г.

Между прочим, под именем «Нестор Летописей Печерский» русский святой входит в список святых и Римско-Католической церкви.

Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден имени этого святого.

Главный русский летописец увековечен и в скульптурных памятниках многих городов Руси. Назовем лишь некоторые.




Памятник Нестору Летописцу в Прилуках

В первую очередь, знаменитый памятник М. Микешина «Тысячелетие России» (1862).

10 июня 1988 г. неподалеку от Киево-Печерской обители был открыт памятник Нестору Летописцу — как дар скульптора Ф. Согояна (архитектор Н. Кислый) городу, в связи с 1000-летием Крещения Руси.

Имеется памятник Нестору Летописцу и в Новгороде-Северском, и в Прилуках, где был установлен в честь 900-летия города на территории старинного Вала.

В Любече памятник летописцу имеет примечательно объединительный характер: он установлен в 1997 г. в честь знаменитого первого съезда древнерусских князей, прошедшего здесь в 1097 г. Русская объединительная тема, как видим, болезненна уже почти тысячу лет.

9 ноября Православная Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца. Он известен как составитель "Повести временных лет" — первой русской летописи, в которой повествуется, "откуда есть пошла Русская Земля, кто в Киеве начал первый княжить, и откуда Русская Земля стала есть". Нестор скончался около 1114 года, завещав продолжение своего труда.

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел в Печерский монастырь к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг в монашество будущего летописца уже преемник Феодосия, игумен Стефан. При этом же игумене монах Нестор становится иеродиаконом. Согласно летописным данным, произошло это не раньше 1078 года. Чистотой своей жизни, молитвой и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев.

В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Он глубоко ценил истинное знание. "Великая бывает польза от учения книжного. Книги — это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души", — писал он.

В 80-х годах Нестор написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году. Старший из известных историкам списков "Чтения…" относится к XVI веку. Историю гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предваряет обширным историческим введением, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. Борис и Глеб выступают в "Чтении…" как носители христианских добродетелей — смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней.

Немного позже преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему выкопать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия. Особенно выделяется в "Житии" образ матери Феодосия: вопреки традиции, Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, а, напротив, женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь мальчика, мечтающего лишь о богоугодных делах и монашестве.

Главным плодом деятельности преподобного Нестора было составление "Повести временных лет", окончание которой относят к 1112-1113 годам. Круг источников киевского летописца был необычайно широк для того времени. Нестор пользовался предшествующими русскими летописными сводами и сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различными историческими сборниками, рассказами старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников. Он не только собрал массу разнородной информации, но и привел ее к общему знаменателю, осмыслив не в контексте временной исторической ситуации, а в контексте вечности. Нестор Летописец написал историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

В "Повести временных лет" Нестор повествует о первом упоминании русского народа в церковных источниках в 866 году, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной княгини Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников Феодора и Иоанна, о "испытании вер" святым равноапостольным князем Владимиром и о Крещении Руси. Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, через века ставшей Лаврой, о ее основателях и подвижниках.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Погребен первый лаврский летописец в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...