Кто ударит тебя в правую щеку. Искажения. Ударили по правой щеке, подставь левую

По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько “непонятных” и “противоречащих” здравому смыслу мест. Новая рубрика нашего журнала -“Мир Библии” – посвящена их православному толкованию.

Вот, к примеру, одно из писем, пришедших в редакцию «Фомы».

«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).

Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлечененно-фило-софский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.

В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?

Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, – это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.

Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.

Христианство говорит, что заповеди Христа – это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства – спасение и обновление личности -предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне – страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.

Заповедь Христа – «не противься злому» – предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом -противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.

Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.

А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек – постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди “непротивления злому”, еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.

Нашла на сайте tintuit.ru:

Ева:"В Библии, в Евангелии от Матфея (Мт 5:38-39) есть такие строки:
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.


А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"


Из католической книги "Не спеши прощать":
"Почему Иисус подчеркивает именно правую щеку? Представьте себе, что вы - несчастный раб в древней Палестине, и стоите перед хозяином, который собирается вас ударить. Он не может вас ударить левой рукой, так как та предназначена только для выполнения нечистых работ. Ему остается только ударить вас правой. Кулаком или ладонью правой руки он не может ударить вас по правой щеке, потому что в таком случае ему пришлось бы вывернуть или как-то по-другому направить руку. Поэтому, желая вас ударить по правой щеке, он должен будет это сделать наоборот - внешней стороной ладони. Во времена Иисуса удар внешней стороной ладони имел особый смысл. Этот жест использовали только люди, имеющие бОльшую власть, желая унизить более слабых. Внешней стороной ладони хозяева били своих рабов, римляне - евреев, мужчины били жен, а родители - детей. Таким образом говорили: "Знай свое место... ты ниже меня".
Если, подчинившись словам Евангелия, повернешь другую щеку (левую), тогда хозяин, обязанный бить только правой рукой, уже не сможет бить обратной стороной ладони. Желая ударить еще раз, он должен будет ударить кулаком. Однако на кулаках дрались только равные друг другу люди. Поэтому, повернув другую щеку, ты вновь обретаешь достоинство и показываешь, что не дашь себя унижать. Одновременно ты побуждаешь хозяина не забывать о собственном истинном достоинстве и даешь ему понять, что свою жизнь он основывает на неверном представлении, что одни люди ниже других. И все это ты делаешь, не ударив в ответ, не применив насилие".


Добавление от Скифа:"А вот у древних славян - эта мудрость имеет продолжение...
"Если ударят по правой щеке, подставь левую, но - не дай ударить"!!! Что означает - если что-то произошло не обижайся, не осуждай. Не копи в своей душе ненависти, злобы-агрессии, недовольства, уныния, неверия и т.п.
Но при этом, делай же что-нибудь чтобы изменить ситуацию. Иначе, это может произойти снова и снова и снова....
И если активно не реагировать, то это будет - попустительством в безнаказанности, то есть являться - развращением... А если Вы кого-то развращаете, наносится вред уже его душе а не телу. А она как известно даётся нам Свыше. Поэтому и возрастает ответственность.
И конечно же, тут уже Вас благодарить не за что, а даже наоборот...
А вот если же - станешь злиться, негодовать, обижаться, унывать, осуждать и т.д.- у тебя просто не станет энергии. Начнёшь быстро терять жизненную энергию, она начнёт уходить из души. О чём наши предки, прекрасно были осведомлены...
Вот теперь Вы знаете - в чём суть мудрости.
Ну а выбор как быть, да как себя вести - за Вами...

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.10.2013. Чабрец спасёт от пьянства, но есть протовопоказани
  • 11.10.2013. Стихотворение Бальмонта
  • 03.10.2013. Если ударят по правой щеке, подставь левую, но - н

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Все права принадлежат авторам, 2000-2017 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

«Понимание образует невидимую часть айсберга, который на поверхности светится знаньевыми образованиями» - /Л.П.Киященко/.
Изучение Священного Писания – это тяжелый труд. Поверхностный просмотр Библии иногда может привести к неправильным выводам относительно того, что Бог имеет в виду.

Значит, вероятно, следовательно; значит, как видим: в Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». «Не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую» -/Мт.5.39/.
Итак, следственно, стало, чисто, получается, знать. С точки зрения эта заповедь является одной из самых важных для понимания смысла, основной идеи христианства. Опять же, с точки зрения здравого смысла. Таким образом, слова Иисуса о подставлении правой щеки непосредственно говорят о нашем повседневном стиле общения с ближними, и лишь отдаленно – об уличных драках, потому что в драках по щеке не бьют – это мало вероятно.
Из этого следует, таким образом, отсюда следует, из этого явствует. Из века в век именно эти евангельские слова вызывали и вызывают максимум человеческого протеста: «Если я буду таким, как здесь требуется, меня съедят», «Подставлять другую щеку я не собираюсь», «Это годится для святых, но не для нас, обычных людей» - все эти доводы впервые прозвучали отнюдь не вчера.
Из чего следует, из чего можно заключить, из чего явствует, выходит, так, стало быть. Но что она говорит? Она говорит о той ситуации, когда ударили в правую – слышишь? в правую! – щеку. Но это невозможно! А в правую щеку тебя может ударить только левша. Правша будет бить в левую, а на этот случай заповедь ничего не предписывает. Так что, если тебя ударили не в правую, а в левую щеку, – поступай по совести, потому что сказано: «но кто ударит тебя в правую», что невозможно в действительности. Это же элементарное правило: если заповедь не предписывает чего-то прямым образом, значит, надо руководствоваться совестью. То есть – бить в ответ. Пойми, заповедь говорит о нестандартной ситуации, когда тебя бьют по правой щеке, т.е. когда на тебя нападает левша. И заповедь на этот случай предписывает нам принять такую стойку, чтобы к врагу была обращена наша левая сторона, левая щека, в которую левше труднее бить. Понимаешь? Речь идет о правильной оборонительной позиции, затрудняющей противнику дальнейшие удары. Это боевая духовная заповедь.

Что имел в виду Иисус? Побуждал ли Он своих последователей молча сносить плохое обращение? Ожидается ли, что христиане будут молча страдать, не ища никакой правовой защиты?
Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди: «не противься злому» взамен старой: «око за око». Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения и понимания.
В библейской традиции удар по щеке - это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу - личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.
Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?
Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви.
С другой стороны, как вы представляете себе страну, когда полицейский или любой другой охранник правопорядка будет при ударе негодяя подставлять другую щеку? Или как отец ребёнка, ведомый принципом отрицания насилия, будет бездействовать, когда избивают его сына? Ни это ли тогда будет грехом и проявлением зла?
По поводу же подставления щеки солдатами и полицией это вообще абсурд. Воин на поле брани есть представитель своей страны своего народа. И его щеки это уже и не совсем его щеки. Это щеки его детей жены родственников. И он уже и не он, он народ, который он же и защищает. А подставлять чужие щеки под удары врагов или там бандитов или хулиганов, в случае с полицией да нет такого в Писании нигде. Воин это состояние, состояние стояния за правду. Вопрос открытый.
В сущности, всякий удар - это не только физический ущерб, но и оскорбление достоинства человека как образа Божия.
Подставить другую щеку - значит, при любых условиях и обстоятельствах не терять доброжелательного отношения к человеку, ведь иначе невозможно взвешенно и мудро реагировать на жизненные различные ситуации, принимать правильные решения.
Этот странный совет (для крайне редкой ситуации предлагающий крайне трудный выход) взрывает древний мир и создает личность. Дело в том, что удар по щеке в эпоху Христа и в любую другую эпоху есть не столько физический, сколько нравственный удар. Это оскорбление, а не травма. Но это оскорбление публичное, а не личное. Дать сдачу нужно не для себя, а для товарищей.
Если тебя ударят по одной щеке, не зависимо какой, если ты неразумное животное, то ты непременно будешь обусловлен необходимостью, ответить агрессией, не задумываясь, принесет ли она благо тебе самому, исправит ли твоего обидчика, ты порабощен слепым желанием.
«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Смысл, полагаю в том, чтобы никто никому не делал зла (что в принципе невозможно). Вам никак не захочется подставлять левую щеку, когда Вас не смогли «треснуть» по правой. Следовательно, и другому человеку также. Так зачем же бить друг друга по правой, чтобы потом в ответ получит в левую (правую)? Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они обращались с тобой - трудно достижимо, но стремиться к этому нужно.
Если ради общественного спокойствия необходимо призвать его к порядку, то предоставь это властям, но что касается тебя, то самым разумным будет пройти мимо, не обращая более внимания на него.
Однако возможно, что прощение одного удара предотвратит другой, тогда как отмщение обязательно повлечёт за собой другой. Некоторых людей можно победить смирением, в то время как сопротивление только больше возбуждает их.
Что означают слова Христа? Чтобы понять смысл слов Иисуса, нужно рассмотреть их в контексте, а также принять во внимание, кому они были адресованы. Перед тем как их произнести, Иисус упомянул о законе, который его слушатели хорошо знали из Священного Писания. Он сказал: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб», «Глаз за глаз и зуб за зуб»-/Мт.5.38/. Закон, на который ссылался Иисус, записан в книгах Исход 21.24: «Глаз за глаз, зуб за зуб. Руку за руку. Ногу за ногу»; и Левит 24.20: «Перелом за перелом. Око за око, зуб за зуб. Как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». Следует отметить, что предусматриваемое им наказание «глаз за глаз» применялось только после суда: нарушителя закона приводили к священникам и судьям, которые тщательно исследовали обстоятельства дела и устанавливали, было ли преступление умышленным. «Недостаточно одного свидетеля…при словах двух…или при трёх свидетелях состоится дело» /Вт.19.15-21/.
Со временем иудеи стали применять этот закон неправильно. В XIX веке библеист Адам Кларк по этому поводу написал: «Создаётся впечатление, что иудеи стали пользоваться законом, «глаз за глаз», дабы оправдывать затаённую ненависть и причинение зла обидчику. Нередко месть была беспощадной и влекла за собой ещё большее зло, нежели то, которое её вызвало». Однако Священное Писание никоим образом не одобряет месть и вражду.
Напротив, истинный смысл Божьего закона, данного израильтянам, становится понятен именно благодаря учению Христа из Его Нагорной проповеди. Призывая подставить другую щеку, Иисус не имел в виду, что, если кого-то из его учеников ударят по одной щеке, тот должен буквально повернуться и подставить для удара и вторую. Во времена, когда писалась Библия, что можно сказать и о наших днях, пощёчину наносили не для того, чтобы ранить человека физически, а чтобы его оскорбить или спровоцировать. Христос, когда Его: «один из служителей, ударил Иисуса по щеке» - ударил Его ладонью руки. Значит, предположим, он ударил Его в левую щеку, если служитель не левша. Тогда какую щеку подставлять?
Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»-/Ин.18.22.23/. Другой эпизод, когда апостола Павла судили: «Первосвященник же Анания…приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена побеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня»-/Деян.23.2-3/.
Очевидно, Иисус говорил о том, что, когда нас провоцируют на конфликт с помощью буквальной пощёчины или злых слов, не следуют отвечать обидчику тем же. Вместо этого нужно постараться разорвать порочный круг мести: «Никому, не воздавая злом за зло» - /Рим.12.17/.
К тому же слова Христа очень напоминают следующие высказывание Соломона: «Не говори: «как он поступал со мною, так и я поступлю с ним, воздам по делам его» - /Прит.24.29/. Христиане готовы повернуть другую щеку в том смысле, что не поддаются на провокацию и отказываются идти на конфликт. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, незлобивым» - /2Тим.2.24/.
Можно ли прибегать к самозащите? Подставить другую щеку не означает бездействовать, когда на нас нападают и хотят причинить физический вред. Ударяющему тебя по щеке, если это возможно? - подставь другую, но не дай ударить.
Иисус не подразумевал, что мы вообще не должны защищаться. Скорее, он имел в виду, что не следует применять силу, чтобы, поддавшись на провокацию, кому-то отомстить. Конечно, лучше избегать столкновений. Однако если мы становимся жертвой преступлений, вполне уместно защищаться и обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Ранние ученики Христа поступали по этому же принципу, когда дело касалось нарушения их прав. К примеру, во времена апостола Павла римская правовая система гарантировала гражданам определённые права. И Павел воспользовался этим, чтобы защитить своё законное право проповедовать благую весть, следуя повелению Христа - /Мт.28.19,20/. Во время проповеди в Филиппах власти арестовали апостола Павла и его товарища Силу и обвинили их в нарушении закона.
Затем их обоих публично высекли и без суда и следствия бросили в тюрьму. Когда же представилась возможность, Павел заявил о своих юридических правах. Узнав, что Павел римский гражданин, власти испугались и стали умолять его и Силу незаметно покинуть город. Таким образом, Павел создал прецедент: «в отношении защиты и законного утверждения благой вести» говоря: «нас Римских граждан, без суда» - /Деян. 16. 35-40/. «при защищении и утверждении» - /Фил.1.7/.
Если вас ударили по щеке, задумайтесь, значит, вы что-то сделали в этой жизни не то (кого-то обидели, унизили, оскорбили и т.д.). Проанализируйте, осознайте, попросите у него прощения, и это больше не случится. Ну а если вас ударили и по второй щеке, значит, вы наступили второй раз на одни и те же грабли. Подумайте! Удар по щеке, что значит?. Прежде чем замахнуться на своего ближнего, должен позаботиться мыслью о возможных последствиях.
Какой принцип лучше и правильнее?
Как можно жить по принципу «Ударят по одной щеке, подставь другую» в нашем современном мире?
Пусть преобладает здравый смысл в понимании.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.

Одна из христианских мудростей. Источником фразы является Евангелие от Матфея, где в главе 5, стр. 39 сказано: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую".

Сам себе посыл, что в случае если тебя ударили по правой щеке, то не защищайся, а подставь и левую, кажется излишним, если его толковать буквально. Но, видимо, эти слова нужно толковать не буквально, а в значении - не отвечай злом на зло. Во всяком случае, такой вывод может быть сделан из контекста всего того, что сказано в Евангелие от Матфея в этом эпизоде:

"38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ;
40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

Дополнительно

Примеры

"Возвращенная молодость" (1933 г.): "Нет, автор рассказал эту маленькую историйку вовсе не в христианском смысле и не с проповедью христианской морали - дескать, отойди от зла и, дескать, если тебя ударили по морде, то подставь еще что-нибудь подобное для удара."

" " (): "Первая заповедь учения: люби Бога, создавшего тебя. Благословляйте проклинающих вас; молитесь за врагов ваших, за нападающих на вас и поститесь за тех, которые обижают вас, потому что — то не добро, чтобы любить только тех, которые любят вас. То же делают и язычники. Они любят своих и ненавидят врагов, и потому у них есть враги. Вы же любите ненавидящих вас, и тогда не будет у вас врагов. Берегитесь телесных и мирских побуждений. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую , и будешь совершенен. Если кто принудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две. Если кто возьмет у тебя кафтан твой, отдай и рубаху. Если кто взял у тебя твое, не возворачивай назад, потому что этого нельзя делать. А всякому просящему у тебя дай и не требуй назад, потому что Отец хочет, чтобы у каждого было то свое, которое Он дал всем людям. Блажен тот, кто по заповеди дает: тот прав; но горе тому, кто берет, потому что прав только тот, кто берет по нужде; тот же, кто берет без нужды, должен дать отчет, почему и для чего он взял. Кто пойман в сети Маммона, тот будет мучим за то, что Он сделал, и не высвободится из них до тех пор, пока не отдаст последнее. Об этом-то сказано: пусть милосердие твое выходит потом из рук твоих, покуда ты еще и не знаешь, кому ты дашь."

"Анна Каренина" (1873 - 1877 гг.), часть II, глава XXXIII: "Но дочь ничего ей не отвечала; она только думала в душе, что нельзя говорить об излишестве в деле христианства. Какое же может быть излишество в следовании учению, в котором велено подставить другую щеку, когда ударят по одной, и отдать рубашку, когда снимают кафтан ?"

Часть IV, глава XVII, Каренин говорит жене, которая умирает после родов: "Я простил совершенно. Я хочу подставить другую щеку, я хочу отдать рубаху, когда у меня берут кафтан , и молю бога только о том, чтоб он не отнял у меня счастья прощения!"

«Понимание образует невидимую часть айсберга, который на поверхности светится знаньевыми образованиями» - /Л.П.Киященко/.
Изучение Священного Писания – это тяжелый труд. Поверхностный просмотр Библии иногда может привести к неправильным выводам относительно того, что Бог имеет в виду.

Значит, вероятно, следовательно; значит, как видим: в Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». «Не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую» -/Мт.5.39/.
Итак, следственно, стало, чисто, получается, знать. С точки зрения эта заповедь является одной из самых важных для понимания смысла, основной идеи христианства. Опять же, с точки зрения здравого смысла. Таким образом, слова Иисуса о подставлении правой щеки непосредственно говорят о нашем повседневном стиле общения с ближними, и лишь отдаленно – об уличных драках, потому что в драках по щеке не бьют – это мало вероятно.
Из этого следует, таким образом, отсюда следует, из этого явствует. Из века в век именно эти евангельские слова вызывали и вызывают максимум человеческого протеста: «Если я буду таким, как здесь требуется, меня съедят», «Подставлять другую щеку я не собираюсь», «Это годится для святых, но не для нас, обычных людей» - все эти доводы впервые прозвучали отнюдь не вчера.
Из чего следует, из чего можно заключить, из чего явствует, выходит, так, стало быть. Но что она говорит? Она говорит о той ситуации, когда ударили в правую – слышишь? в правую! – щеку. Но это невозможно! А в правую щеку тебя может ударить только левша. Правша будет бить в левую, а на этот случай заповедь ничего не предписывает. Так что, если тебя ударили не в правую, а в левую щеку, – поступай по совести, потому что сказано: «но кто ударит тебя в правую», что невозможно в действительности. Это же элементарное правило: если заповедь не предписывает чего-то прямым образом, значит, надо руководствоваться совестью. То есть – бить в ответ. Пойми, заповедь говорит о нестандартной ситуации, когда тебя бьют по правой щеке, т.е. когда на тебя нападает левша. И заповедь на этот случай предписывает нам принять такую стойку, чтобы к врагу была обращена наша левая сторона, левая щека, в которую левше труднее бить. Понимаешь? Речь идет о правильной оборонительной позиции, затрудняющей противнику дальнейшие удары. Это боевая духовная заповедь.

Что имел в виду Иисус? Побуждал ли Он своих последователей молча сносить плохое обращение? Ожидается ли, что христиане будут молча страдать, не ища никакой правовой защиты?
Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди: «не противься злому» взамен старой: «око за око». Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения и понимания.
В библейской традиции удар по щеке - это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу - личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.
Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?
Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви.
С другой стороны, как вы представляете себе страну, когда полицейский или любой другой охранник правопорядка будет при ударе негодяя подставлять другую щеку? Или как отец ребёнка, ведомый принципом отрицания насилия, будет бездействовать, когда избивают его сына? Ни это ли тогда будет грехом и проявлением зла?
По поводу же подставления щеки солдатами и полицией это вообще абсурд. Воин на поле брани есть представитель своей страны своего народа. И его щеки это уже и не совсем его щеки. Это щеки его детей жены родственников. И он уже и не он, он народ, который он же и защищает. А подставлять чужие щеки под удары врагов или там бандитов или хулиганов, в случае с полицией да нет такого в Писании нигде. Воин это состояние, состояние стояния за правду. Вопрос открытый.
В сущности, всякий удар - это не только физический ущерб, но и оскорбление достоинства человека как образа Божия.
Подставить другую щеку - значит, при любых условиях и обстоятельствах не терять доброжелательного отношения к человеку, ведь иначе невозможно взвешенно и мудро реагировать на жизненные различные ситуации, принимать правильные решения.
Этот странный совет (для крайне редкой ситуации предлагающий крайне трудный выход) взрывает древний мир и создает личность. Дело в том, что удар по щеке в эпоху Христа и в любую другую эпоху есть не столько физический, сколько нравственный удар. Это оскорбление, а не травма. Но это оскорбление публичное, а не личное. Дать сдачу нужно не для себя, а для товарищей.
Если тебя ударят по одной щеке, не зависимо какой, если ты неразумное животное, то ты непременно будешь обусловлен необходимостью, ответить агрессией, не задумываясь, принесет ли она благо тебе самому, исправит ли твоего обидчика, ты порабощен слепым желанием.
«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Смысл, полагаю в том, чтобы никто никому не делал зла (что в принципе невозможно). Вам никак не захочется подставлять левую щеку, когда Вас не смогли «треснуть» по правой. Следовательно, и другому человеку также. Так зачем же бить друг друга по правой, чтобы потом в ответ получит в левую (правую)? Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они обращались с тобой - трудно достижимо, но стремиться к этому нужно.
Если ради общественного спокойствия необходимо призвать его к порядку, то предоставь это властям, но что касается тебя, то самым разумным будет пройти мимо, не обращая более внимания на него.
Однако возможно, что прощение одного удара предотвратит другой, тогда как отмщение обязательно повлечёт за собой другой. Некоторых людей можно победить смирением, в то время как сопротивление только больше возбуждает их.
Что означают слова Христа? Чтобы понять смысл слов Иисуса, нужно рассмотреть их в контексте, а также принять во внимание, кому они были адресованы. Перед тем как их произнести, Иисус упомянул о законе, который его слушатели хорошо знали из Священного Писания. Он сказал: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб», «Глаз за глаз и зуб за зуб»-/Мт.5.38/. Закон, на который ссылался Иисус, записан в книгах Исход 21.24: «Глаз за глаз, зуб за зуб. Руку за руку. Ногу за ногу»; и Левит 24.20: «Перелом за перелом. Око за око, зуб за зуб. Как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». Следует отметить, что предусматриваемое им наказание «глаз за глаз» применялось только после суда: нарушителя закона приводили к священникам и судьям, которые тщательно исследовали обстоятельства дела и устанавливали, было ли преступление умышленным. «Недостаточно одного свидетеля…при словах двух…или при трёх свидетелях состоится дело» /Вт.19.15-21/.
Со временем иудеи стали применять этот закон неправильно. В XIX веке библеист Адам Кларк по этому поводу написал: «Создаётся впечатление, что иудеи стали пользоваться законом, «глаз за глаз», дабы оправдывать затаённую ненависть и причинение зла обидчику. Нередко месть была беспощадной и влекла за собой ещё большее зло, нежели то, которое её вызвало». Однако Священное Писание никоим образом не одобряет месть и вражду.
Напротив, истинный смысл Божьего закона, данного израильтянам, становится понятен именно благодаря учению Христа из Его Нагорной проповеди. Призывая подставить другую щеку, Иисус не имел в виду, что, если кого-то из его учеников ударят по одной щеке, тот должен буквально повернуться и подставить для удара и вторую. Во времена, когда писалась Библия, что можно сказать и о наших днях, пощёчину наносили не для того, чтобы ранить человека физически, а чтобы его оскорбить или спровоцировать. Христос, когда Его: «один из служителей, ударил Иисуса по щеке» - ударил Его ладонью руки. Значит, предположим, он ударил Его в левую щеку, если служитель не левша. Тогда какую щеку подставлять?
Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»-/Ин.18.22.23/. Другой эпизод, когда апостола Павла судили: «Первосвященник же Анания…приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена побеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня»-/Деян.23.2-3/.
Очевидно, Иисус говорил о том, что, когда нас провоцируют на конфликт с помощью буквальной пощёчины или злых слов, не следуют отвечать обидчику тем же. Вместо этого нужно постараться разорвать порочный круг мести: «Никому, не воздавая злом за зло» - /Рим.12.17/.
К тому же слова Христа очень напоминают следующие высказывание Соломона: «Не говори: «как он поступал со мною, так и я поступлю с ним, воздам по делам его» - /Прит.24.29/. Христиане готовы повернуть другую щеку в том смысле, что не поддаются на провокацию и отказываются идти на конфликт. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, незлобивым» - /2Тим.2.24/.
Можно ли прибегать к самозащите? Подставить другую щеку не означает бездействовать, когда на нас нападают и хотят причинить физический вред. Ударяющему тебя по щеке, если это возможно? - подставь другую, но не дай ударить.
Иисус не подразумевал, что мы вообще не должны защищаться. Скорее, он имел в виду, что не следует применять силу, чтобы, поддавшись на провокацию, кому-то отомстить. Конечно, лучше избегать столкновений. Однако если мы становимся жертвой преступлений, вполне уместно защищаться и обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Ранние ученики Христа поступали по этому же принципу, когда дело касалось нарушения их прав. К примеру, во времена апостола Павла римская правовая система гарантировала гражданам определённые права. И Павел воспользовался этим, чтобы защитить своё законное право проповедовать благую весть, следуя повелению Христа - /Мт.28.19,20/. Во время проповеди в Филиппах власти арестовали апостола Павла и его товарища Силу и обвинили их в нарушении закона.
Затем их обоих публично высекли и без суда и следствия бросили в тюрьму. Когда же представилась возможность, Павел заявил о своих юридических правах. Узнав, что Павел римский гражданин, власти испугались и стали умолять его и Силу незаметно покинуть город. Таким образом, Павел создал прецедент: «в отношении защиты и законного утверждения благой вести» говоря: «нас Римских граждан, без суда» - /Деян. 16. 35-40/. «при защищении и утверждении» - /Фил.1.7/.
Если вас ударили по щеке, задумайтесь, значит, вы что-то сделали в этой жизни не то (кого-то обидели, унизили, оскорбили и т.д.). Проанализируйте, осознайте, попросите у него прощения, и это больше не случится. Ну а если вас ударили и по второй щеке, значит, вы наступили второй раз на одни и те же грабли. Подумайте! Удар по щеке, что значит?. Прежде чем замахнуться на своего ближнего, должен позаботиться мыслью о возможных последствиях.
Какой принцип лучше и правильнее?
Как можно жить по принципу «Ударят по одной щеке, подставь другую» в нашем современном мире?
Пусть преобладает здравый смысл в понимании.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...