Вспомогательные формы обучения. Вспомогательные формы организации обучения

Вспомогательные организационные формы обучения используются для углубления знаний и расширения диапазона умений которые в состоянии дать урок. Они содержательно и организационно выходят за его традиционные рамки: одни – изменяя его структуру и содержание, другие – место проведения и продолжительность, третьи – состав участников и пр. Однако, несмотря на различие внешних и внутренних характеристик, все они наряду с уроком служат единой цели: передаче и усвоению социального опыта.

Для качественной передачи и усвоения знаний, а также умений оперировать ими используютсялекции, конференции, семинары . Они проводятся, как правило, в пределах урока и класса, однако их подготовка и проведение отличаются от традиционного урока усвоения и применения новых знаний.

Лекция и конференция дают новые знания, но лекцию готовит и читает учитель, а конференцию готовят и проводят ученики под его руководством. Помимо усвоения новых знаний проведение лекции дает возможность учить детей конспектировать по ходу изложения материала, то есть, одновременно слушать, понимать, выделять главное, сокращать, записывать и далее работать с конспектом. Это значительно облегчает процесс усвоения материала. Полученные таким образом умения используются на конференции.

Проведение конференции предполагает не только усвоение новых знаний основной массой учащихся, но и формирование умения подбирать и передавать информацию выступающими. Кроме этого, конференция предполагает соответствующее оформление учебного процесса (демонстрационные графики, таблицы, схемы, слайды и пр.) и умение вести полемику по наиболее острым, дискуссионным вопросам (умение видеть проблемы, задавать вопросы, отвечать на них, иметь свое мнение, уметь его высказывать и отстаивать и пр.).

Семинарские занятия проводятся с целью совершенствования знаний, умений оперировать ими, а также контроля за качеством усвоения изучаемого материала. Как правило, они проводятся в старшем звене обучения, когда у школьников уже сформированы навыки самостоятельной работы, и состоят из двух частей: самостоятельной подготовки и коллективного обсуждения вынесенных на семинар вопросов.

Управление самостоятельной работой при подготовке к семинару осуществляется посредством предъявления учащимся не менее, чем за неделю до семинара, плана его проведения, в котором указываются основные вопросы, вынесенные на обсуждение, список литературы и перечень творческих заданий, если таковые имеются.

Лабораторные и практические занятия нацелены на формирование практических умений и навыков выполнения определенной работы. Если они носят поисковый характер, то дети учатся строить предположения (гипотезы), проводить опыты, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы, выявлять закономерности, оформлять отчеты о проведенных испытаниях.

Лабораторные работы проводятся в искусственно созданных условиях (в лабораториях – учебных кабинетах), практические – в естественных. (в теплицах, на фермах, в мастерских и пр.). И те, и другие, имеют место, как правило, в преподавании предметов естественнонаучного цикла.

При оценке лабораторной (практической) работы учитывается степень теоретической подготовленности ученика, качество практического выполнения задания и грамотность оформления отчета.

В практике работы современной школы лабораторные и практические занятия нередко объединяются в практикумы, которые обычно проводятся после изучения больших разделов учебной программы или в конце учебного года. Практикумы нацелены на формирование комплексных умений, объединяющих теорию и практику изучаемого предмета.

Учебные экскурсии преследуют цель объединения разрозненных знаний и представлений в целостное явление. В их основе лежит «золотое правило дидактики» – наглядность. Экскурсии являются наиболее убедительной формой обучения, так как соединяют теоретические знания с практикой их реального воплощения в жизни и на производстве. Учебное время и тематика рекомендуемых экскурсий дается в учебных программах по предметам. Применяются экскурсии на всех этапах обучения от предварения подачи нового материала до его обобщения и систематизации.

1. производственными, которые предполагают посещение учащимися предприятий, сельскохозяйственных, строительных, обслуживающих, финансовых и пр. объектов, и способствуют профессиональной ориентации школьников. Они проводятся в курсах изучения физики, химии, математики, экономической географии, обслуживающего и технического труда;

2. естественнонаучными, способствующими усвоению естественнонаучных дисциплин: природоведения, ботаники, зоологии, географии. Это экскурсии в поле, на луг, к речке, в зоопарк и пр.

3. историко-литературными, предполагающими выходы в исторические места (музеи, места боевой славы, национальной истории и пр.), посещение художественных выставок, картинных галерей, архивов, книгохранилищ и пр.;

4. краеведческими, преследующими цель изучения родного края, его истории, природных богатств и народных традиций;

5. комплексными, объединяющими несколько учебных дисциплин и направлений. Например, экскурсия на стеклозавод может служить цели углубления знаний по физике, химии, математике, географии одновременно. А если в ходе ее проведения дети познакомятся с заводским музеем, где представлена история возникновения и развития предприятия, то она объединит в себе несколько перечисленных выше направлений.

Проведение учебной экскурсии требует выполнения определенного организационно-содержательного алгоритма, который включает в себя:

1) предварительный осмотр и подготовку объекта учителем, соотнесение его возможностей с учебными задачами, беседу с экскурсоводом, нацеливающую последнего на решение поставленных задач;

2) теоретическую подготовку детей к предстоящей экскурсии, мотивацию ее проведения, предъявление контрольных вопросов по материалу, который должен быть усвоен в ходе экскурсии. Это можно провести как на предшествующем уроке (если экскурсия не слишком отстоит от него во времени), так и в ходе инструктажа, проводимого уже на объекте;

3) инструктаж, включающий в себя организационные (когда начинается экскурсия, сколько длится, где и как заканчивается, особенности проведения ее этапов), содержательные (на что обратить внимание) и дисциплинарные (как себя вести) моменты. Перед экскурсией школьников обязательно знакомят с правилами техники безопасности (в отдельных случаях - под роспись в специальном журнале);

4) непосредственное проведение экскурсии учителем или специально подготовленным экскурсоводом;

5) подведение итогов , которое проводится сразу же после экскурсии на ее объекте (если позволяет время и место) или на следующем уроке. Здесь обсуждаются поставленные заранее вопросы, отчитываются группы детей, получившие индивидуальные задания. Приобретенные детьми знания корректируются и дополняются учителем. Целесообразно по результатам экскурсий выпускать фотогазеты, делать выставки, оформлять альбомы и пр., выводя учебную работу за пределы учебного времени.

Подводя итоги экскурсии, важно обратить внимание школьников не только на учебную, но и на общекультурную их подготовку: умение вести себя в городском транспорте, общаться в непривычных условиях со знакомыми и незнакомыми людьми, знание и следование требованиям этикета и пр.

Факультативные занятия дают возможность удовлетворить запросы школьников в более глубоком изучении отдельных предметов или их разделов. Они способствуют развитию учебно-познавательных интересов и творческих способностей детей. Проводятся факультативные занятия в среднем и старшем звене обучения. В среднем звене их работа направлена на углубленное изучение учебных дисциплин, в старшем – на переход от изучения предмета к изучению науки и расширение диапазона изучаемых предметов.

Программы факультативных занятий составляются Министерством, однако в них могут вноситься коррективы, которые утверждаются Советом школы. При наличии условий и возможностей проведения факультатива, не предусмотренного министерским перечнем, программу его работы составляет учитель. Она утверждается Советом школы, который рассматривает вопрос о целесообразности проведения данного факультатива.

Организационно факультативы являются связующим звеном между уроком и внеклассным мероприятием. Факультативные группы объединяют детей одной параллели и комплектуются по добровольному принципу. Занятия факультатива проводятся по расписанию во внеурочное время и являются обязательными для данной группы школьников.

Предметные кружки носят, как правило, прикладной характер (радиокружок, фотокружок, художественной вышивки, резьбы по дереву и пр.) и действуют в среднем звене обучения. В обычных школах кружковые занятия проводятся учителями на общественных началах и входят в систему внеклассной воспитательной работы. Возглавляют работу кружков учителя-энтузиасты и родители школьников. В профильных школах полного дня кружковая работа заполняет вторую половину учебного дня, входит в учебную нагрузку учителя и оплачивается. Для проведения кружковых занятий привлекаются специалисты в соответствующих областях деятельности: музыканты, художники, балетмейстеры, программисты, искусствоведы, режиссеры, народные умельцы и пр.

Домашняя учебная работа очень важна в учебном процессе, так как учит самостоятельности мышления, умению рационально использовать время, дает возможность несколько раз возвращаться к сложной задаче, ошибаться и самостоятельно исправлять ошибки. Она максимально индивидуализирует учебный процесс, чего нельзя добиться при обучении детей на уроке.

Целью домашней работы является перевод знаний из кратковременной памяти в долговременную. Этот процесс охватывает временной промежуток от одного урока до следующего и состоит из трех этапов:

· задание на дом и инструктаж к его выполнению, которые проводятся на уроке;

· выполнение задания дома;

· проверка и оценка домашней работы на следующем уроке.

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классноурочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых - закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий - таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку.

Среди дополнительных форм организации обучения следует выделить дополнительные занятия, консультации, домашнюю самостоятельную работу учащихся, учебные конференции, лекции, семинарские занятия, практикумы или практические занятия, лабораторные работы, экскурсии, коллоквиумы, зачеты, экзамены.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Необходимость домашней самостоятельной работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.

Учебная конференция является редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы.

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция , адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Практикумы, или практические занятия , применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся.

Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.

Экскурсии представляют собой такую форму организации обучения, в процессе которой учащиеся посещают естественные (природные), хозяйственно-промышленные, культурные и общественные объекты с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера.

Коллоквиум (от лат. colоlguium – разговор, беседа) связан с проверкой теоретической готовности школьника к проведению практических занятий (например, по физике, химии, биологии, труду).

Зачет как дополнительная форма организации обучения проводится по отдельным разделам учебного предмета в соответствии с программными требованиями (объем знаний и практических умений и навыков).

Экзамены могут быть выпускными и квалифицированными. Их принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия.

К вспомогательные формам организации обучения относятся те формы организации обучения, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Диагностика качества обучения – это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики.

Диагностика качества обучения направлена на реализацию следующих функций:

· образовательной;

· стимулирующей;

· аналитико-корректирующей;

· воспитывающей и развивающей;

· контрольной.

Проверка в структуре диагностики качества обучения – это процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии личности, степени достижения целей обучения.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно- познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Учет в структуре диагностики качества обучения – это фиксирование и приведение систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями, умениями и навыками и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Материал обработан и составлен: Ступак Валентиной, Судаковой Анной

Вспомогательные формы организации обучения

Дополнительное образование - это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности , которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы . Такие занятия начинаются во второй половине дня, что не мешает основной учебной деятельности учащихся.

Формы дополнительного образования (художественная и изобразительная деятельность). К ним относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями:

Кружок - группа лиц с общими интересами , объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация. Кружок пения, танцев, изобразительного искусства. Драматический, литературный, шахматный кружок. Срок действия кружка ограничен

Студия - школа, готовящая художников или актёров. Обязательно программное обеспечение на несколько лет.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.). На занятиях изобразительным искусством самостоятельной практической работой учащихся и самим факультативом может быть лепка, или оригами, или что-нибудь из области ДПИ и т.п.

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.



Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия , предполагают определенную программу деятельности . Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей , изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности , развития инициативы и самодеятельности детей , романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Кружковая работа в школе является одной из важнейших частей учебно – педагогического процесса, направленная на создание условий для развития личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей , потребностей и интересов . Раскрывает огромное поле деятельности для развития творческих способностей ребенка. Позволяет углубить навыки и знания и получить новые знания и умения .

В ходе кружковой работы необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности и испробовать разные приемы и способы изображения.



В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий.

В отличие от художественной школы основная задача изо–кружка не обучить академическому рисованию, а дать основы изобразительной грамоты, что позволит хорошо рисовать, и при помощи красок и кистей получать удовольствие от творчества.

Сфера творческой деятельности в кружках не ограничена. В кружке проходят занятия по живописи, рисунку, декоративно прикладному искусству. На таких занятиях ребенок развивает свои возможности работать с различными художественными материалами, такими как гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры т.п. Развивает своё воображение и использует нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов, солому, слоёное тесто и т.п.

Дети работают в аппликации, в монотипии, флористики. Вышивают и плетут из бисера. Занимаются росписью, оригами, лепят из пластилина и глины.

Для учащихся средних классов появляется возможность работать в более сложных техниках, труднодоступных в условиях учебного процесса.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

Страница 59 из 90

59. Вспомогательные формы обучения

Вспомогательные формы организации учебной работы (условное определение, так как некоторые из этих форм перешли в разряд нестандартных уроков) – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.

Важные дидактические функции домашней самостоятельной работы:

– закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

– расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

– формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

– развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

– выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий для изучения новых тем на уроках.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Они играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии.

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии – подведение итогов и обработка собранного материала. По теме экскурсии проводится беседа.

Учебными планами предусматривается организация всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

Консультации дают возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...