Все в эти годы любили. Мы все в эти годы любили, но, значит, любили и нас

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей-мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.

В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на оттоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а, наклоняя голову то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.

Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на оттоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.

– Ну, как же, батюшка, mon très honorable Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые простые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"état, с роты доходец получить хотите?

– Нет-с, Петр Николаевич, я только желаю доказать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаевич, мое положение.

Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.

– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.

– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.

– La balance y est… Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le proverbe, – перекладывая янтарь на другую сторону рта, сказал Шиншин и подмигнул графу.

Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая все это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но все, что он рассказывал, было так мило, степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.

– Ну, батюшка, вы и в пехоте и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с оттоманки.

Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.

Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого-то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого, толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.

– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.

– Вы не видали моего мужа?

– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.

– Очень интересно.

Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой.

– Les Razoumovsky… Зa a été charmant… Vous êtes bien bonne… La comtesse Apraksine… – слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.

– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.

Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по-русски.

– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – она указывала на девиц, – хочешь не хочешь, надо женихов искать.

– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу), – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА

Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. С. Есенин Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!» Далекие, милые были. Тот образ во мне не угас... Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она - дневник его душевных переживаний. Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой», навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. ч Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. В стихотворении «Письмо к женщине» Сергей Александрович исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него. ивите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. На такое самоотверженное чувство был способен только А. С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще - это борьба, противостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь - это недостижимое и желаемое для поэта блаженство. Не глядя на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк, Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Непревзойденным образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси... Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина. Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»? Я спросил сегодня у менялы Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое «поцелуй»? Но и здесь поэт остается певцом России, патриотом родины, которая издали кажется ему еще милее и краше в своем неброском наряде. У меня в душе звенит тальянка, При луне собачий слышу лай. Разве ты не хочешь, персиянка, Увидать далекий синий край?

(Лидия Ивановна Кашина)

На родине Сергея Есенина, в селе Константиново, есть дом с мезонином. Когда-то в нем жила помещица Лидия Ивановна Кашина - вторая юношеская любовь Сергея Есенина.

Она была красивой и образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками.

Есенин часто бывал в их доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.

Приехали.

Дом с мезонином

Немного присел на фасад.

Волнующе пахнет жасмином

Плетневый его палисад.

Она была красивой и образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в их доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.

Известный на всю Москву поэт вошёл в "дом с мезонином" по приглашению самой Лидии Кашиной - она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. Вот как вспоминает этот день Анна Андреевна Ступенькина - служанка в доме Кашиной: "В этот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок. Сергей переступил порог не без робости и с любопытством. "Будто на алтарь какой вошёл", - вспоминала она. Есенин рассказал об этом в поэме иначе:

Был скромный такой мальчишка,

А нынче…

Поди ж ты…

Писатель…

Известная шишка…

Без просьбы уж к нам не придёт, -

Как бы переговариваются между собой мать и дочь Снегины. В действительности, похоже, поэт заметно робел. Ведь он, сын простых крестьян, всегда воспринимал барышню как "нечто из иных миров…".

Судьба Кашиной была печальней и трагичней, чем у героини поэмы "Анна Снегина". Крестьяне села Константиново действительно хотели сжечь усадьбу. Это произошло бы, если б не вмешательство Есенина. "Растащите, разломайте всё. И никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас!" - выступал он на собрании колхоза с речью. Через год там открыли медпункт, а затем там жили учителя, преподававшие в окрестных школах (В 1917 году Кашины уехали из усадьбы).

В 1919 году Лидия Ивановна нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой, шила на дому, а в 1922 году её взяли на работу в издательство газеты "Труд". В течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а затем литературного редактора.

В начале 30-х годов семьёй Кашиных заинтересовались "органы". В 1936 году последовал арест профессора, а в 1937 - арест Лидии Ивановны Кашиной. Официально считалось, что она в тот же год умерла от рака.

В годы работы Кашиной в издательстве Есенин нашёл её в Москве. И даже целый месяц гостил у нее: самому поэту в 1918 году жить было негде. В архиве столичного музея-квартиры Есенина есть фотографии, где они вместе пьют чай. У обоих - веселые, по-дружески открытые лица.

Внуки и правнуки Лидии Ивановны живут в Москве. "Кашины иногда приезжают в наши края, - рассказывают жители Константинова, - одну из правнучек зовут Аней, и она напоминает ту девушку в белой накидке. А еще больше она напоминает самого Сергея Александровича. Беленькая, кудрявая, веселая. "

Но это уже, наверняка, совпадения. Судя по всему, роман Кашиной и Есенина был чисто платоническим.

В память об вечерах, проведённых в имении Кашиной, Сергей написал помещице стихотворение "Зелёная причёска…". В нём образ берёзки сливается (как это вообще свойственно очеловечивающему природу поэту) с образом девушки.

В черновике данного стихотворения сохранилась такая строчка: "Прощай, моя невеста, до новых журавлей". Та, которой посвящалась эта строчка, не могла быть невестой Есенина. Но интонация, откровенность, невольно подталкивают к отождествлению лирического героя с самим автором, а трепетной берёзки - с вдохновившей поэта молодой женщиной.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

"О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко.

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей".

До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин о Пушкине) - самая высокая участь, о которой может мечтать поэт.

«Ты на туманном берегу...» (Образ России в поэзии Есенина и Блока)

I. Блок: «Должен появиться поэт, который принесет... русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мистическими, а изумительными в своей красоте». Встреча Есенина и Блока в 1915 г. П. Есенин и Блок: диалог о России.

Есенин: Синее небо, цветная дуга...; Голубенъ.

2. «Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу...» (Есенин).

И у Есенина, и у Блока рядом с голубой Русью - небесным градом Китежем - другая: нищая, бесприютная, гулящая и разбойная Россия.

Блок: Россия, Осенний день, Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..; Коршун; Грешить бесстыдно, беспробудно...

Есенин: Край ты мой заброшенный...; Сторона ль моя, сторонка...; Снова пьют здесь, дерутся и плачут...; Кобыльи корабли; Русь уходящая.

«Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма» (Блок).

Блок-дворянин и Есенин-крестьянин восприняли русскую революцию как возмездие за «сон и мглу» российской жизни. Поэтическая правда выше сословной. Поэтому Блок пишет « », а в черновиках «Анны Снегиной» есть строки:

Возмездие достигло рока,

Рассыпались звенья кольца.

Тогда Мережковские

Считали за подлеца.

И я с ним, бродя по Галерной,

Смеялся до боли в живот

Над тем, как хозяину верный

Взбесился затяг ленный «скот».

«Скотом» тогда некий писака

Озвал всю мужицкую голь...

III. «Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне...» (Блок). «Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной аллилуйя...» (Есенин). «Гугнивая, чумазая и страшная Россия слопала меня, как чушка своего поросенка», - это строки из предсмертного письма Блока. Спустя четыре года «последнего поэта деревни» найдут в петле в номере гостиницы с нерусским названием, в городе, который только что «примерил» третье имя (и его сменит впоследствии).

Если домашнее задание на тему: » Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: Россия в лирике Блока и Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных Сочинение по произведению на тему: Тема любви в поэзии А. А.Блока и С. А.Есенина Творческий путь как А. А.Блока, так и Сочинение по произведению на тему: Тема «Родины» в творчестве А. А. Блока Прошлое Настоящее Будущее Блок « На поле Куликовом » Лермонтов «
    • Роль частей речи в художественном произведении
    • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. С. Есенин Любовь в жизни каждого человека - это незабывае­мые мгновения безумного счастья и мучительных страда­ний, надежд и тревог, восторгов и разочарований. В жизни С. Есенина - красивого молодого человека с золотисты­ми волнистыми волосами и талантливого поэта - лю­бовь занимала особое место. В первых стихах поэта уже появляются любовные мо­тивы. С пылкостью деревенского парня он отдается этому чувству: Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, Сядем в копны свежие под соседний стог. Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет. Для юного Есенина, тонко чувствующего красоту рус­ской природы, образ любимой часто был неотделим от об­разов полей, неба, леса: С нежным соком ягоды на коже Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Со временем, насыщенным многими событиями, пере­вернувшими жизнь поэта, любовная лирика Есенина тоже претерпевает изменения от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Были периоды, когда Есенин пытался глубже разобраться в своих чувствах, пе­реливая их в целые циклы стихотворений. В сложное вре­мя личных неудач, «без семьи, без дружбы», творческого поиска поэт пытается найти спасение в любви. Так появ­ляется цикл стихов «Москва кабацкая», наполненный бо­лью и отчаянием заблудившегося: Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну, Не от этого ль темная сила Приучила меня к вину. Но любви не может быть там, где нет взаимопонима­ния. Это чувство нельзя купить, нельзя вызвать в тяже­лые минуты, даже, если пытаешься найти в нем выход из жизненных неурядиц. И любовь, не забавное ль дело? Ты целуешь, а губы как жесть. Знаю, чувство мое перезрело, А твое не сумеет расцвесть. Есенин сумел вынырнуть из водоворота заблуждений и ошибок. В этом он исповедуется в стихотворении «Пись­мо к женщине», прося у когда-то любимой прощенья за все горести и возможные обиды, которые он ей причинил, находясь «в сплошном дыму, в развороченном бурей быте», когда его несло течение, движение которого он не мог кон­тролировать. В то время он не сумел уберечь любовь, но до сих пор сохранил бесконечное уважение и привязанность к женщине, бывшей когда-то рядом с ним, терпеливо пере­носящей выходки пьяницы и скандалиста. Так же и в стихотворении «Вечер черные брови насопил...» поэт бережет в памяти воспоминания о дорогих сердцу минутах: Пусть я буду любить другую, Но и с нею, с любимой, другой, Расскажу про тебя, дорогую, Что когда-то я звал дорогой. Изумительный по своей красоте, нежности, задушевнос­ти цикл стихов «Персидские мотивы» Есенин создает в последние годы жизни. Влюбленный в прекрасные произ­ведения восточных поэтов Саади и Фирдоуси, Есенин и здесь остается верен себе, самобытен, неповторим: Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По персидски нежное «люблю»? Ответ менялы и так был известен поэту. Конечно же, язык любви интернационален, поскольку говорят здесь не словами, а взглядами, жестами, дыханием... От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. «Ты - моя» сказать лишь могут руки, Что срывали черную чадру. Персия - страна жаркого солнца, красивых девушек, горячей любви. Все здесь напоминает об этом чувстве, и Есенин сравнивает женщину с самым прекрасным, что есть в мире. Руки милой - пара лебедей - В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. Много любви было в Жизни Есенина. Богатый и щедрый сердцем, он дарил свои чувства красивым девушкам и женщинам, но всегда, как святыню, хранил в памяти мо­менты, которые нельзя забыть. И сердце, остыть не готовясь И грустно другую любя, Как будто любимую повесть С другой вспоминает тебя. Были мгновения, когда, обнимая одну, поэт думал о другой, «у которой глаза - голубень». Но кто сможет об­винить в неискренности Есенина, для которого любовь всегда была живительной, утешающей, спасительной силой? Чувства поэта всегда были открыты, выливаясь в чудес­ные лирические стихотворения, которые и сегодня глубоко трогают наши сердца. А Есенин - он жил по принципу «жить - так жить, любить - так уж влюбляться!»

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...