Вопросы по поэзии. «серебряный век русской поэзии»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Вариант №1

1. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

2. Стихотворение «Прозаседавшиеся» написал…

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Мандельштам

3. Произведение «Двенадцать» Блока – это…

А) поэма Б) повесть В) стихотворение Г) роман

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Цветаева

5. Где родился С.Есенин?

А) в Рязанской губернии Б) в Ярославской губернии

В) Москве Г) Петербурге

6. Годы жизни С.Есенина:

А) 1870 – 1938 Б) 1895 – 1925 В) 1892 – 1941

7. Представителем какого литературного течения является А.Блок?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

8. В каком журнале вышли декларации акмеистов?

А) «Аполлон» Б) «Современник» В) «Время»

9. Назовите мужа А.Ахматовой (поэт, представитель акмеизма).

А) Гумилев Б) Блок В) Сологуб Г) Мандельштам

10. Где родилась А.Ахматова?

А) Москва Б) Одесса В) Царское Село Г) Рязань

11. Кто из поэтов был расстрелян в 1921 году?

А) Гумилев Б) Мандельштам В) Брюсов Г) Блок

12. Назовите псевдоним поэта Игоря Лотарева.

А) Ахматова Б) Цветаева В) Есенин Г) Блок

А) Гумилев Б) Мандельштам В) Есенин Г) Блок

15. Кто из поэтов застрелился?

А) Есенин Б) Блок В) Маяковский Г) Гумилев

16. Термин, который в переводе с латинского означает «упадок».

А) декаданс Б) акмеизм В) имаженизм

17. Чья декларация вышла в сборнике «Пощечина общественному вкусу»?

А) акмеисты Б) футуристы В) символисты

18. Представителем какой литературной группы был А.Мариенгоф?

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Сологуб

20. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

А) Блок Б) Маяковский В) Лермонтов

21. Объединение «Гилея» - одно из направлений…

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

Вариант №2

    Представителем какого литературного течения является Н.Гумилев?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

2. Сатира занимает в творчестве В.Маяковского…

А) 50% Б) 30% В) 40% Г) 60%

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Брюсов

4. Первая книга С.Есенина называлась…

А) «Русь» Б) «Радуница» В) «Пугачев» Г) «Москва кабацкая»

5. Назовите новый литературный жанр, который появился у Маяковского:

А) «рассказа» Б) «повести» В) «сказки» Г) «оды»

6. Сколько стихотворений вошло в сборник «Стихи о Прекрасной Даме»?

А) более 150 Б) 160 В) более 160 Г) 100

7. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Гумилев

9. Годы жизни В.Маяковского:

А) 1893 – 1930 Б) 1880 – 1921 В) 1892 – 1941

А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин Г) Гумилев

11. Сколько модернистических направлений было в начале 20 века?

А) два Б) три В) четыре Г) пять

12. Объединение «Центрифуга» - одно из направлений…

А) акмеизма Б) футуризма В) символизма

13. Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой.

А) Цветаева Б) Гумилева В) Горенко

14. Кто из поэтов покончил жизнь самоубийством в 1941 году?

А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин

15. Кто из поэтов погиб в лагере на Дальнем Востоке в 1938 году?

А) Мандельштам Б) Есенин В) Блок Г) Сологуб

16. Термин, который в переводе с французского означает «новейший, современный».

А) модернизм Б) футуризм В) символизм

17. Назовите литературный псевдоним Федора Тетерникова.

А) Белый Б) Северянин В) Черный Г) Сологуб

18. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

А) Брюсов Б) Мандельштам В) Некрасов

19. Представителем какой литературной группы был С.Есенин?

А) имаженизм Б) футуризм В) акмеизм

20. Кто ввел в 1933 г термин «Серебряный век»?

А) Н.А.Оцуп Б) Л.Н.Андреев В) В.В.Маяковский

21. Зинаида Гиппиус – представитель…

А) акмеизм Б) символизм В) имаженизм

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ № 1

1. В

2. Б

3. А

4. А

5. А

6. Б

7. Б

8. А

9. А

10. Б

11. А

12. Б

13. Б

14. Б

15. В

16. А

17. Б

18. А

19. В

20. В

21. Б

ВАРИАНТ № 2

1. А

2. А

3. А

4. Б

5. А

6. В

7. В

8. А

9. А

10. Б

11. В

12. Б

13. В

14. А

15. А

16. А

17. Г

18. В

19. А

20. А

Форма урока:

учебная встреча . Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.

Цели встречи:

  • углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
  • уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений;
  • знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс);
  • совершенствовать навыки монологического ответа;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.
  • Оборудование:

    репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века

    Ход учебной встречи.

  • Представить направление
  • (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов .
  • Знание биографии
  • : дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию.
  • Конкурс чтецов : представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов .
  • Поэзия – это… : рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления).
  • Создание клипа : на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов .
  • Сочинить стихотворение : по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов .
  • Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.
    1. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм ).
    2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности ).
    3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин ).
    4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним ).
    5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин ).
    6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов” ).
    7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев ).
    8. Что означают ахматовские строки:
    9. “Муж в могиле, сын в тюрьме,

      Помолитесь обо мне”?

      (в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина ).

    10. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии ).
    11. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба ).
    12. Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой ).
    13. Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты ).
    14. О каком великом поэте И. Северянин писал:
    15. Он – это чудное мгновенье,

      Запечатленное в веках!

      Он воплощенье вдохновенья

      И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине ).

    16. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить ).
    17. Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др ).
    18. Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:
    19. Мой биограф будет очень счастлив,

      Будет удивляться два часа,

      Как осел, перед которым в ясли

      Свежего насыпали овса,

      Вот и монография готова,

      Фолиант почтенной почтенной толщины:

      “"О любви несчастной …

      В год четвертый мировой войны”.

      Здорово, гордец чумазый,

      Чтоб камнем – тяжеловес

      Избрал, не прельстясь алмазом.

      Здорово, булыжный гром!

      Зевнул, козырнул – и снова

      Оглоблей гребет – крылом

      Архангела ломового.

    20. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:
    21. а) Как я люблю фламандское панно,

      Где овощи, и рыбы, и вино,

      И дичь богатая на блюде плоском –

      Янтарно-желтым отливает лоском.

      И писанный старинной кистью бой –

      Люблю. Солдат с блистающей трубой,

      Клубы пороховые, мертвых груду,

      И вздыбленные кони отовсюду!

      (Акмеизм )

      б) Как часто выразить любовь мою хочу,

      Но ничего сказать я не умею,

      Я только радуюсь, страдаю и молчу:

      Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

      Но в близости ко мне живой души твоей

      Как все таинственно, так все необычайно, –

      Что слишком страшною божественною тайной

      Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

      (Символизм )

      в) Нет людей.

      Понимаете

      крик тысячедневных мук?

      Душа не хочет немая идти,

      а сказать кому?

      Брошусь на землю,

      камня корою

      в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

      Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

      покрою умную морду трамвая.

      (Футуризм )

      г) Я вольный ветер, я вечно вею,

      Волную волны, ласкаю ивы,

      В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

      Лелею травы, лелею нивы.

      Весною светлой, как вестник мая,

      Целую ландыш, в мечту влюбленный,

      И внемлет ветру лазурь немая, -

      Я вею, млею, воздушный, сонный.

      (Символизм )

    22. Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин ).
    23. Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам ).

    Римма Храмцова,
    Ирина ЧЕРНЫШЁВА

    Вопросы и задания по поэзии XVIII века

    Т ема «Русская поэзия XVIII века» традиционно является сложной как для школьников, так и для учителей. Для ребят это начальные шаги в изучении историко-литературного процесса, произведений, которые редко находят отклик в сердцах юных читателей. Именно это и служит причиной возникновения сложностей в работе учителя: перед ним встаёт вопрос, как сделать так, чтобы произведения далёкого от школьников времени, когда русская литература только начиналась, стали интересными. Здесь приходится по-особому выстраивать уроки, подбирать такие тексты, которые могли бы как-то “задеть” учеников. Эпоха классицизма была эпохой царства рассудка, поэтому можно попытаться заинтересовать ребят, давая им для самостоятельной работы задания аналитического плана, касающиеся поэзии (и поэтики) классицизма. Предлагаем несколько таких заданий разной степени сложности, которые можно использовать по-разному: в качестве итоговых вопросов во время контрольной работы, для написания рефератов, для организации самостоятельной работы на уроке в процессе изучения темы. Все они содержат в себе и творческий элемент, поэтому, как нам кажется, могут помочь сделать работу на уроке более интересной и плодотворной.

    1. Поэт Х однажды вступил в своего рода литературную дуэль с поэтом-современником Y. Вот что написал первый, обвиняя второго в употреблении “низких” слов: “За образец ему в письме народный ряд, // на площади берёт он свой наряд” . Кто эти двое поэтов? Что означает термин “низкий” в словосочетании “низкие слова”? Вспомните, как называлась теория поэта Y, одним из элементов которой был “низкий”?

    Комментарий. Речь идёт о Ломоносове, которого Тредиаковский обвинял в “подлом употреблении” слов “низкого штиля”. Автор учения о “трёх штилях”, Ломоносов различал три рода “речений” (слов): те, которые употребляются и в церковнославянском, и в русском языке; те церковнославянские, которые мало употребляются, но “всем грамотным людям понятны”; те, которых нет в церковных книгах (слова живого русского языка). При этом Ломоносов не соглашался с Тредиаковским в том, что необходимо избавиться от слов “низкого”, “третьего” рода в поэзии.

    2. В 1735 году этот поэт опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий». Он пишет, что хорошие стихи - те, которые “и число слогов, свойственное языку нашему, иметь будут, и меру стоп с падением приятным слуху, от чего стих стихом называется, сдержать в себе имеют”. Прочтите два стихотворения упомянутого выше поэта и определите, где “хорошие” стихи, а где - нет, и поясните свой ответ.

    Кое трезвое мне пианство
    Слово даёт в славной причине?
    Чистое Парнаса убранство,
    Мусы! не вас ли я вижу отныне?

    Кое странное пианство
    К пению мой дух бодрит?
    Вы, парнасское убранство,
    Музы, ум не вас ли зрит?

    Комментарий. Это В.К. Тредиаковский. Новый стих должен был, по мнению Тредиаковского, складываться равномерными двусложными стопами, строиться на правильном чередовании ударных и безударных слогов - “гладком и приятном слуху через весь стих стопами прехождении до самого конца”. Такой принцип стихосложения был назван “тоническим” (хотя на самом деле правильнее будет назвать его силлабо-тоническим). Приведённые два отрывка взяты из оды «О взятии Гданска» («На сдачу Гданска», 1734) Тредиаковского. Первый вариант - силлабический стих, написанный в “старой” манере (“плохой”), второй - силлабо-тонический, написан четырёхстопным хореем (“хороший”).

    3. Перед вами два отрывка: один принадлежит перу поэта ХVIII века, другой - XIХ. Какое произведение было написано раньше и почему вам так кажется? Не выглядит ли одно из них как пародия на другое? Назовите поэтов и произведения, из которых взяты отрывки.

    Заря багряною рукою
    От утренних спокойных вод
    Выводит солнцем за собою
    Твоей державы новый год.

    И вот багряною рукою
    Заря от утренних долин
    Выводит с солнцем за собою
    Весёлый праздник именин.

    Комментарий. Первый отрывок - из «Оды Елисавете», написанной Ломоносовым в 1748 году, а второй - из романа Пушкина «Евгений Онегин». Торжественный стиль ломоносовской оды звучит пародийно в пушкинских строках, поскольку повод для написания этих строк не настолько торжественный. Домашний праздник - именины Татьяны Лариной - описан словами “высокого штиля” (образ багряной зари и строка “Выводит с солнцем за собою” - прямые заимствования), что не соответствует “низкой”, бытовой теме стихотворного фрагмента, а устаревшая форма окончаний творительного падежа -ою вместо уже принятой в XIХ веке формы -ой только усиливает комический эффект от использования таких слов.

    4. Один поэт XVIII века написал пародийно-издевательское стихотворение, обращённое к Синоду:

    Не роскошной я Венере,
    Не уродливой Химере
    В имнах жертву воздаю:
    Я похвальну песнь пою
    Волосам, от всех почтенным,
    По груди распространенным,
    Что под старость наших лет
    Уважают наш совет.

    Члены Синода написали жалобу императрице. С каким поэтом произошла такая неприятная история? Каков жанр этого стихотворения, почему оно выглядит как пародийное и чему посвящено?

    Комментарий. Речь идёт о Ломоносове и его «Гимне бороде» (1756–1757). Уже само название звучит пародийно и выглядит как оксюморон. Такой форме, как гимн, слово “борода” не соответствует, а уж хвалить этот предмет вообще не представляется возможным словами “высокого штиля”, которые здесь намеренно употребляет Ломоносов. Сатирический эффект усиливается и за счёт авторских подробных пояснений о том, что он не будет петь “песнь” “роскошной Венере”, что как раз было естественно в рамках классицистической поэзии. Таким образом, Ломоносов выбирает противоестественный жанр для рассказа о бороде, и в результате возникает комический, пародийный эффект.

    5. Найдите в приведённых ниже отрывках из стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» черты русской классицистической поэзии XVIII века, охарактеризуйте их. Как вам кажется, почему в стихотворении XIX века так много черт “века минувшего”? Что вы знаете об обстоятельствах создания этого стихотворения?

    И быстрым понеслись потоком
    Враги на русские поля.
    Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
    Дымится кровию земля;
    И сёлы мирные, и грады в мгле пылают,
    И небо заревом оделося вокруг,
    Леса дремучие бегущих укрывают,
    И праздный в поле ржавит плуг...

    ...Ретивы кони бранью пышут,
    Усеян ратниками дол,
    За строем строй течёт, все местью, славой дышат,
    Восторг во грудь их перешёл.
    Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
    И се - пылает брань, на холмах гром гремит,
    В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
    И брызжет кровь на щит...

    Комментарий. В стихотворении 1815 года, созданном в период поэтического “ученичества” А.С. Пушкина, осваивавшего опыт своих предшественников, можно обнаружить напряжённую метафоричность торжественных од XVIII века, гиперболичность образов, обилие церковнославянских слов и выражений, инверсию, использование устаревших форм слов. Говоря об обстоятельствах создания, ученики вспомнят, что стихотворение писалось специально к экзамену, на котором присутствовал Державин.

    6. В своей замечательной книге «Проза о стихах» (глава «Метафора») Е.Эткинд пишет: “В системе классицизма существует свой образный код - набор традиционно-условных образных знаков, и каждый имеет закреплённое за ним значение… Все эти условные знаки и перифразы, сами по себе не отличающиеся живой образностью, складываются в целостную картину, которая, конечно, тоже условна, но обладает своей завершённой композицией, своим внутренним сюжетом… Поэзия классицизма - искусство аллегорий. В ней мы всегда встречаемся с фигурами, которые воплощают некие отвлечённые идеи, причём эти аллегорические фигуры образуют… целые группы, живые картины”.

    Приведите примеры “аллегорических фигур” из произведений русской классицистической поэзии. Нарисуйте к одному из этих примеров иллюстрацию.

    Комментарий. Для ответа на этот вопрос можно предложить ученикам обратиться к текстам стихотворений М.В. Ломоносова - «Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны» (1746–1748), «Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»; Г.Р. Державина - «На рождение в севере порфирородного отрока», «К первому соседу», «Фелица», «Осень во время осады Очакова», «На счастие», «Любителю художеств».

    7. Перед вами две басни на один сюжет, созданные В.К. Тредиаковским и А.П. Сумароковым приблизительно в одно время. Анализируя эти тексты, можно наглядно проследить эволюцию литературного языка, жанра, стиля. При сопоставлении басен обнаруживается “движение классицизма от «наукообразного» рационализма (в виде авторских объяснений) к рационализму более органичному, наделяющему персонажей способностью объяснять собственные поступки и показывающему процесс принятия решения”, как отмечает в своей статье, посвящённой этим басням, В.Капленко. Приведите примеры, это “движение” иллюстрирующие.

    В.К. Тредиаковский

    Ворон и лисица

    Негде Ворону унесть сыра часть случилось;
    На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
    Оного Лисице захотелось вот поесть;
    Для того, домочься б, вздумала такую лесть:
    Воронову красоту, перья цвет почтивши,
    И его вещбу ещё также похваливши,
    “Прямо, - говорила, - птицею почту тебя
    Зевсовою впредки, буде глас твой для себя
    И услышу песнь, доброт всех твоих достойну”.
    Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,
    Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,
    Чтоб похвал последню получить себе печать;
    Но тем самым из его носа растворенна
    Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна
    Оною корыстью, говорит тому на смех:
    “Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех”.

    А.П. Сумароков

    Ворона и лиса

    И птицы держатся людского ремесла.
    Ворона сыру кус когда-то унесла
    И на дуб села.
    Села,
    Да только лишь ещё ни крошечки не ела.
    Увидела Лиса во рту у ней кусок,
    И думает она: “Я дам Вороне сок!
    Хотя туда не вспряну,
    Кусочек этот я достану,
    Дуб сколько ни высок”.
    “Здорово, - говорит Лисица, -
    Дружок, Воронушка, названая сестрица!
    Прекрасная ты птица!
    Какие ноженьки, какой носок,
    И можно то сказать тебе без лицемерья,
    Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
    И попугай ничто перед тобой, душа,
    Прекраснее стократ твои павлиньих перья!”
    (Нелестны похвалы приятно нам терпеть.)
    “О, если бы ещё умела ты и петь,
    Так не было б тебе подобной птицы в мире!”
    Ворона горлышко разинула пошире,
    Чтоб быти соловьем,
    “А сыру, - думает, - и после я поем.
    В сию минуту мне здесь дело не о пире!”
    Разинула уста
    И дождалась поста.
    Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
    Хотела петь, не пела,
    Хотела есть, не ела.
    Причина та тому, что сыру больше нет.
    Сыр выпал из роту, - Лисице на обед.

      Сходство творческой судьбы породило сходство мотивов и образов в стихотворениях А. Тарковского, Б. Чичибабина, В. Корнилова. Какими примерами из их стихотворений вы могли бы это подтвердить?

      Последний прижизненный сборник стихов И. Бродского называется «В окрестностях Атлантиды». Какие реальные факты биографии И. Бродского отразились в этом стихотворении?

      Новое в прочтении библейской традиции в творчестве И.Бродского (целостный анализ «Рождественской звезды»).

      Тема Языка в поэтической метафизике И.Бродского.

      «Римская» тема в поэзии И.Бродского.

      Каких современных поэтов (1990-х-2000-х годов) – представителей авторской песни вы можете назвать? Охарактеризуйте творчество одного из них.

      Творчество А.Галича. Своеобразие лирического героя.

      Творчество Б.Окуджавы. Целостный анализ одного стихотворения.

      Творчество В.Высоцкого. Целостный анализ одного стихотворения.

      Творчество А.Кушнера: мотивы, сюжеты, образы. Целостный анализ стихотворения.

      Творчество Е.Рейна: мотивы, образы, художественная эволюция.

      Мотивы и образы лирики Инны Лиснянской.

      Образ Сада в лирике И.Лиснянской.

      Мотивы и образы лирики Т.Бек.

      Мотивы и образы лирики Владимира Корнилова.

      Своеобразие лирического героя О.Чухонцева.

      Религиозно-философская и мифопоэтическая образность в поэзии А. Тарковского.

      Тема свободы в поэзии Б.Чичибабина.

      «Пушкинский текст» в поэзии Т.Кибирова.

      “Громкое” и “тихое” поэтическое слово в поэзии 2-й половины ХХ века (Е. Евтушенко; Н.Рубцова).

      Лирический герой позднего творчества Е. Евтушенко.

      Рефлексия традиции в позднем творчестве Б. Ахмадулиной.

      Историческая тема в творчестве Б. Чичибабина.

      Тема свободы в творчестве В. Корнилова.

      Любовная лирика в позднем творчестве И. Лиснянской.

      Мотивы и образы поэзии Т. Бек.

      Образы пространства в цикле стихов О. Чухонцева «Фифиа».

      Поэтика «вещного мира» в творчестве Е. Рейна.

      «Петербургский текст» в стихах А. Кушнера.

      Античная тема в творчестве поэтов «петербургской школы» (А. Кушнер, Е. Рейн, А. Найман, И. Бродский – на выбор).

      Литературные традиции в рок-поэзии (на примере творчества одного из авторов).

      Концептуализм и его «преодоление» (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, С.Гандлевский – на выбор).

      Литературные и фольклорные традиции в творчестве Т. Кибирова.

      Функция языка советской эпохи в поэзии Д. Пригова.

    Литература к прозаическим текстам.

      Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.

      Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008. Или другое издание.

      Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

      Современная русская литература: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005.

      Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.

      Современная русская литература (1990-е-начало ХХ1 века)/С.И.Тимина.Спб.-М.,2005.

      Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов и др. М.-СПб., 2002.

      Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. М., 2003.

      Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.

      Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

      Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940 – 1990-е годы: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

      Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

    Вопросы о поэзии

    Если кто -то считает, что писать стихи столь же бесполезно и бессмысленно, как и пускать мыльные пузыри, стоит ли ему объяснять, что радужный мыльный пузырь – это Красота, рождённая дыханием? Право, не знаю… Для одного поэзия – широкий пласт мощной мировой культуры, а для другого – слишком тонкий мир, чтобы его разглядеть, а тем более, полюбить. Одно могу сказать с уверенностью: если Вы сейчас читаете эти строки, Вы – либо поэт, либо - небезнадёжны. В любом случае, это дорогого стоит.

    Хотите стать собеседником Блока и Есенина? Желаете стать поверенным в делах Лермонтова и подругой Ахматовой? Нет ничего невозможного. Стоит раскрыть томик стихов – и вот уже давно ушедшие из жизни поэты обращаются к Вам лично. Великая честь – прикоснуться к их сердечным тайнам, услышать их исповедь. Кто посмел сказать, что стихи – это только слова? Слово, заключённое в броню стихотворного размера, может стать оружием массового поражения. Будьте с ним осторожны! Оно способно вызывать и тотальную ненависть, и вселенскую любовь.

    Как часто говорят о поэтах: «Люди не от мира сего»! Значит, он – есть! Значит, существует где-то этот фантастический мир поэтов! И у него есть своя история и география. Этот мир живёт и развивается по своим законам и постепенно прирастает монументальными произведениями своих жителей – мечтателей, пророков и творцов. Велик он или мал? Это как посмотреть. Для кого -то поэт - огромное животворящее солнце в леденящей галактической бездне, для кого-то фундаментальный атом в уникальной молекуле Поэзии, без которой немыслима сама ткань мироздания. Не знаю, где истина… Мне по душе – обе версии. А вам?

    Вы знаете, каково поэту жить в социуме, существуя параллельно в двух мирах? И сколько их таких – поэтов не по должности, а по долгу? Этот долг заставляет их работать в сумасшедшем, изнурительном ритме, думать денно и нощно, вскакивать по ночам от внезапно родившейся строчки. Творчество – это дополнительный груз, который они добровольно взвалили на свои плечи. Задумайтесь об этом, когда Вам захочется подстегнуть их.

    Важно ли автору считаться поэтом в глазах общественности? Насколько велика необходимость такого признания, когда он знает, что он – поэт, и это знание живёт в нём с детства? Чрезвычайно велика. Он должен быть понятым. Поэт – это суть человека, его внутреннее «я», его личный статус.

    Ради чего трудятся поэты, не щадя времени, сил и здоровья? Ради денег? Вот уж нет! Поэты - сплошь бессребреники, а поэзия – хлеб духовный, ей не прокормишься. Тогда ради чего? Ради славы? Так её удостаиваются единицы. Слава – капризная птица и не каждому даётся в руки. А если и даётся, то, как вознаграждение за сверхъестественное искусство, за божественный дар, помноженный на дьявольский труд, за бесценность творчества, ориентированного на вечность. Но если подобное создано, какая поэту ещё нужна награда?

    Каждая человеческая особь – особенна и обособленна. Но в мире поэтов это более заметно. Не потому ли А.С. Пушкин в своём обращении к Поэту сказал: «Ты царь: живи один». И словно следуя этому великому завету, поэты живут и творят в возвышенном одиночестве. Но ощущают ли они незримую связь, что их всех роднит? Испытывают ли вечную тоску по своему родному клану? Внимая поэту известному или начинающему, вслушиваясь в мелодию чужих стихов, чувствуют ли они удивительное духовное родство с этим человеком? И, наконец, признаются ли себе: «Мы с тобой – одной крови?!» Я знаю ответы на эти вопросы. И всё равно спрашиваю об этом небо. И почти физически ощущаю, что мой голос легко пронзает пространство и время, когда я кричу на всю Вселенную: «Так было всегда?» «Да! Да…» – отвечает мне эхо на всех языках мира.

    Последние материалы раздела:

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

    Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...