Военная педагогика. Учебник для военных вузов
В учебнике представлены актуальные вопросы современной военно-педагогической теории и практики, а также раскрыты проблемы воспитания, обучения и развития военнослужащих, их психологической подготовки к ведению боевых действий. Важное внимание уделено формированию педагогической культуры офицера, педагогической профилактике девиантного поведения среди различных категорий военнослужащих. Особенностью представленного издания является то, что педагогические явления и процессы рассматриваются с позиции личностно-социально-деятельностного подхода. Учебник предназначен для командиров и органов по работе с личным составом, преподавателей военно-учебных заведений, курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов, студентов военных кафедр и учебных военных центров.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
- Практикоориентированный этап. Это этап, который характеризуется накоплением педагогического опыта со времени возникновения цивилизации до ХVII- ХVIII вв. Он завершается трудами таких ярких личностей энциклопедических знаний, философского склада ума и практической педагогической направленности, как Я.А. Коменский, Джон Локк, М.В. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо. Большой вклад в мировую сокровищницу педагогического знания и накопления опыта педагогической деятельности внесли Пётр I и, особенно, А.В. Суворов. Их осмысленный и переведённый в научную плоскость опыт, дал начало второму этапу развития военной педагогики.
- Научный этап. Возникновение общественной потребности в целенаправленном формировании личности человека привело к необходимости выделения культурно-исторических оснований развития общества и переработки накопленных знаний.
- необходимость психологической подготовки;
- выработка и практическое применение метода проектирования боевых действий;
- воспитание подчинённых в процессе деятельного обучения;
- восприятие прямой зависимости результатов сражения от обученности и психологической устойчивости войск и др.
- Башлаков А.А. Военная педагогика: учеб. пособие; под общ. ред. А.А. Башлакова. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008. – 504 с.
- Быков, В.П. Монография. Формирование базовых профессиональных умений курсантов ВУЗА в период летной практики [Текст]: моногр. / В.П. Быков; ВУНЦ ВВС «ВВА» (филиал, г. Краснодар). – Челябинск: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2012. – 151 с.
- Кетько, С.М. Педагогика. Обучение и воспитание авиационного специалиста. ч.1 Введение в курс педагогики. Проблемы обучения и боевой подготовки: учеб. пособие [Текст] / С.М. Кетько; ЧВВАУШ (ВИ). – Челябинск: ЧВВАУШ (ВИ), 2008. – 136 с. 2 части.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов; Рос. акад. наук, Рос. фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
Вторая половина XIX в. - важный этап в развитии теории и практики обучения войск, особенно офицерского состава. Именно в этот период в России появляются первые учебные пособия по военной педагогике, формируется военная школа.
Развитие военной педагогики во второй половине XIX - начале XX в. неразрывно связано с реформами во всех областях общественной жизни Российского государства. Уже в 1862 г. по предложению генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина начала создаваться сеть военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, было расширено число военных академий. Военные гимназии и прогимназии стали учебными заведениями военно-профессиональной ориентации. 11 Бордунов С. В. Проблемы истории педагогики высшей военной школы (XVIII - начало XX века). М.: ВУ, 1996.с.389 В отличие от кадетских корпусов в них акценты смещались в сторону общегуманитарных и развивающих дисциплин. Юнкерские, военные и специальные училища (а также сохраненные Финляндский и Пажеский кадетские корпуса) готовили офицеров младшего и среднего звена. В Михайловском артиллерийском, Николаевском инженерном, Военно-юридической, Военно-медицинской, Николаевской академии Генерального штаба, на военно-интендантских курсах и Курсах восточных языков обучались штаб-офицеры, которые получали высшее военное образование. Преподавателей для военных гимназий подготавливали на Педагогических курсах при 2-й военной гимназии; обучение продолжалось в течение двух лет. Занятия в военно-учебных заведениях вели такие выдающиеся ученые, как Д. И. Менделеев, М. И. Драгомиров, С. П. Боткин, И. П. Павлов, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др.
В России этого периода была выработана стройная теория обучения офицерских кадров, реализуемая на практике с учетом триединой цели: вооружения личного состава знаниями и навыками, развития мышления и умственных способностей обучаемых.
Содержание, организация и методика определялись общими дидактическими требованиями, играющими роль принципов обучения. К ним относились последовательность, посильность, наглядность, сознательность, жизненность обучения, учет индивидуальных особенностей обучаемых, прочность и основательность усвоения ими знаний, умение обучаемых выражать словами усвоенное. Все эти дидактические требования взаимосвязаны, они образуют систему, направленную на формирование всестороннего, развитого, образованного и самостоятельно мыслящего офицера, способного принимать важнейшие решения, не боящегося ответственности доводить их до конца, способного после окончания военно-учебного заведения заниматься постоянно своим самосовершенствованием.
В военной школе дореволюционной России сложились многие виды занятий: лекции, практические занятия, репетиции, военно-научные и научно-образовательные поездки и экскурсии, написание рефератов и научных работ, экзамены и др.
В 1866 г. в Москве была открыта Учительская семинария военного ведомства, готовившая учителей для военных прогимназий. Следует особо отметить, что руководивший Учительской семинарией в 1870- 1877 гг. генерал А. Н. Макаров привлекал к работе виднейших педагогов того времени: К. Д. Ушинского, К. К. Сент-Илера и др.
В военных училищах в этот период вводится курс методики обучения солдат чтению, письму и счету, в войсках появляются полковые школы (только за 1875 г. количество грамотных солдат выросло с 10 до 36%).
В 1879 г. майором А. В. Андреяновым издается первое пособие «Военно-педагогический курс», оказавшее большую помощь в совершенствовании педагогической и методической подготовки офицеров. В этот период на страницах печати происходило активное обсуждение проблем обучения и воспитания воинов.
Важнейшей тенденцией развития военно-педагогических знаний в конце XIX в. было стремление обеспечить единство обучения и воспитания в процессе подготовки офицерских кадров и войск.
В наибольшей степени в конце XIX-начале XX в. это удалось достичь генералу М. И. Драгомирову, который изучал проблему воинского воспитания в тесной взаимосвязи с обучением личного состава. Обучение войск, согласно взглядам М. И. Драгомирова, базировалось на таких принципах: учить тому, что необходимо на войне; целесообразность; сознательность в обучении; систематичность и последовательность; наглядность; учить примером, показом; прочность усвоения; тесная связь теории с практикой. М. И. Драгомиров рекомендовал своим офицерам при обучении солдат избегать «книжных слов», говорить простым и понятным языком и в качестве основных учебных целей ставить следующие: формирование и совершенствование боевых качеств воина, искусное владение своим оружием, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей; выработка ловкости и сноровки в преодолении встречаемых на местности препятствий и др. 11 Биочинский И. В. Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогический анализ). Казань, 1991.с.254
М. И. Драгомировым было написано значительное количество военно-педагогических работ, его по праву считают создателем военной педагогики как науки. Его система сформировала основные подходы к военному обучению и воспитанию. М. И. Драгомировым были возрождены суворовские идеи бережного отношения к военному человеку. «Кто не бережет солдата, - говорил он, - тот недостоин чести им командовать». О действенности военно-педагогической системы М. И. Драгомирова свидетельствуют победы его дивизии во время русско-турецкой войны.
Наряду с Драгомировым прогрессивные педагогические идеи в практику подготовки войск стремились внедрять М. Д. Скобелев, И. В. Гурко, Г. А. Леер. Важную роль в развитии теории военного обучения и воспитания сыграл ученый и адмирал С. О. Макаров, которым был введен термин «военно-морская педагогика». Особый интерес сегодня представляют и труды Н. Д. Бутовского, изложенные с позиций командира роты.
В основе целей и задач воспитания лежали требования по формированию нравственных качеств личности военнослужащих, а соответствующее содержание включало в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание. По мнению военных педагогов дореволюционной России, все эти составные части должны быть тесно связаны между собой в воспитательном процессе и одновременно участвовать в формировании личности. В то же время каждая из них выполняла свои специфические функции и, реализуясь на практике с учетом своих особенностей, непосредственных задач, приемов и средств воспитательного воздействия, не могла быть устранена или заменена другой.
Основой выступало нравственное воспитание. Именно ему уделялось большое внимание как в военной, так и в общей педагогической литературе. Под нравственным воспитанием, как указывалось в Военной энциклопедии того периода, понималось «…воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навыки руководствоваться в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей, облегчая человеку победу над противодействующими этим доблестям страстями и эгоистичными инстинктами, особенно над животным чувством самосохранения».
Цели и задачи нравственного воспитания были определены с тем расчетом, чтобы постепенно увеличивать нравственную нагрузку по мере получения молодым человеком военного образования. Так, если в кадетских корпусах главным объявлялось формирование у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей, то в военных училищах и академиях основной упор делался на формирование профессионально-этических норм и качеств личности офицера.
В военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный морально-нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых русскому офицеру общечеловеческих и профессионально-этических качеств личности. 11 Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал России. М., 1973.с.351
Цели и задачи эстетического, трудового, патриотического и других видов воспитания военнослужащих понимались как нерасторжимые от нравственных. С этими основаниями связывалось воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры и любви к Богу, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т. д.
Следующий важный элемент, составная часть военного воспитания в дореволюционной России второй половины XIX - начала ХХ в. - умственное воспитание. Под ним понималась забота о развитии, во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; во-вторых, глазомера (чутья) - способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; в-третьих, находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), которые приводят кратчайшим путем к наибольшему успеху.
Заботясь о нравственном и умственном развитии, офицерский корпус России обязан был уделять внимание и физическому воспитанию личного состава. Целью такового признавалось укрепление здоровья человека, развитие мышечных и нервных сил, превращение воина в неутомимого, выносливого, неприхотливого, доброго, ловкого, смелого и подвижного.
Нравственное, умственное и физическое воспитание, будучи составными частями военного воспитания, представляли собой содержательную сторону единого процесса. Они были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно.
Содержание, организация и методика воспитания определялись общими педагогическими требованиями, выполняющими роль его принципов. К ним относились: индивидуализация воспитания; уважение личного достоинства воспитуемых, забота о них; уважение и любовь воспитуемых к воспитателям и разумная требовательность последних; опора на положительное в личности воспитуемого; единство и согласованность воспитательных воздействий.
Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием во многом обязаны теории и практике второй половины ХIX - начала ХХ в.
Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг средств как воспитательных методов. Их можно представить несколькими группами:
* внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды);
* воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания, суды офицерской чести, дуэли, офицерские собрания);
* внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование).
Личное воздействие офицера на личный состав как воспитательное средство выражалось прежде всего в руководстве воспитуемыми, в его советах и напоминаниях. Офицер, окончивший военно-учебное заведение, выступал не только руководителем, но и старшим братом солдата. Армия в этом случае трудами тысяч офицеров-воспитателей должна была обратиться в огромный дом нравственного, умственного развития и гигиены, оставаясь школой чести, доблести, дисциплины, здорового и надежного патриотизма.
Однако личное воздействие командира (воспитателя) лишь в том случае могло стать эффективным средством, когда офицер не принуждает, а советует; не укоряет, а напоминает. И вообще вместо материальных наказаний и наград употребляет исключительно моральные меры или старается сделать так, чтобы подчиненный сам нашел свою награду и наказание в благоприятном или неблагоприятном мнении начальника о его поступках или успехах. 11 Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. М., 1986.с.316
В то же время необходимо отметить, что личное воздействие офицера (воспитателя) не сводилось только к дружеским отношениям, советам, напоминаниям, руководству личным составом. Воспитательными средствами в дореволюционной России служили также приказы, распоряжения, контроль.
Важное место среди воспитательных средств, предусмотренных законами и воинскими уставами, отводилось офицерскому собранию и функционирующему при нем суду офицерской чести. Суды чести, как указывалось в дисциплинарном уставе, утверждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблести офицерского звания. На них возлагались следующие задачи: рассмотрение проступков, несовместимых с понятием воинской чести и службы, достоинства, нравственности и благородства; разбор ссор, случившихся в офицерской среде.
Определенный интерес для понимания отношений, которые складывались в офицерской среде русской армии, чувства чести и достоинства представляло введение в 1894 г. дуэлей между офицерами. Император Александр III, как отмечалось в Военном альманахе за 1901 г., даровал право защищать свою честь оружием, но ограничил это право судом общества офицеров. Решение о дуэли принимал не сам участник, а офицерское собрание на своем суде чести решало, что поединок будет единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести. И офицер не мог не выполнить решения такого собрания об участии в дуэли. Отказ от поединка слыл поступком, недостойным офицерской чести. Если в течение двух недель поединок не состоялся, то отказавшийся в нем участвовать обязан был лично подать прошение об увольнении из рядов русской армии. В этом случае, если такого прошения не последовало, начальник военно-учебного заведения или командир части сам по команде представлял документы на увольнение этого офицера.
Наряду с воспитательными средствами, предусмотренными законами и воинскими уставами в русской армии, определенная роль отводилась самовоспитанию и самообразованию как важнейшим внутренним воспитательным средствам. Офицер, по меткому замечанию М. И. Драгомирова, должен работать много, беспрерывно и без устали, если хочет быть достоин своего звания. Самовоспитание и самообразование офицерского состава, по мнению военных педагогов дореволюционной России, строилось на прочном фундаменте умственного, нравственного и физического воспитания, полученного в стенах военно-учебного заведения и в войсковых частях.
Следует, однако, заметить, что многие офицеры в тот период не проявляли интереса к науке и воспитательной работе с военнослужащими. Тем не менее реформа военной школы оказала благотворное влияние на офицерский корпус российской армии, систему обучения и воспитания в ней.
Тяжелым ударом для России и ее армии оказалось поражение в Русско-японской войне (1904-1905). Командование оказалось неспособным руководить подчиненными в условиях военных действий. Армия потеряла до 30% офицеров и 20% солдат. 11 Барабанщиков А. В., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1987.с.261
С 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М. С. Галкин, М. Д. Бонч-Бруевич, Н. П. Бирюков, Д. Н. Трескин и др. Однако Первая мировая война показала существенные недостатки в военно-профессиональной подготовке солдат и офицеров.
БОЕВОЙ ОПЫТ устойчивые практические знания и навыки, обретенные командными кадрами, штабами и войсками (силами флота) в ходе боевых действий. Накапливается и закрепляется в боевой обстановке. Является одним из важных качеств, способствующих успешному ведению боя и операции, умению находить верные решения и выполнять сложные боевые задачи.
Отражается в уставах, наставлениях, инструкциях, директивах и приказах, военно-исторических и теоретических трудах, информационных бюллетенях и сообщениях, при подготовке и ведении последующих военных действий. В рамках боевого опыта особое значение имеет «обстрелянность войск», их непосредственное участие в проведении ряда боев и операций. С изменением условий войны прежний боевой опыт может утрачивать свое значение или даже превращаться в негативный фактор.
Однако некоторые его элементы сохраняют свою роль и должны использоваться в переработанном виде в последующих войнах. Это положение распространяется и на современные условия, несмотря на коренные изменения, происшедшие в военном деле. Поэтому глубокий критический анализ боевого опыта прошлого и внедрение его положительных элементов необходимо рассматривать в качестве одной из главных задач подготовки личного состава ВС.
ВОЕННАЯ ИГРА методическая форма подготовки органов управления войсками (силами флота) и офицерских кадров для совершенствования знаний и навыков в оценке обстановки, принятии решений, планировании операций и боевых действий.
Поставленные в ходе игры учебные вопросы отрабатываются на картах с распределением роли участников игры по соответствующим должностям и выполняемым ими задач, возложенных на них в соответствии с требованиями службы. По масштабу военные игры могут быть стратегическими, оперативными и тактическими, по содержанию – общевойсковыми и специальными, по распределению участков – односторонними и двусторонними, одностепенными и многостепенными.
В ряде случаев в ходе военных игр могут изучаться и исследоваться новые вопросы военного искусства. В особых случаях военные игры применяются для отработки планов предстоящих операций и боевых действий, оценки различных вариантов выполнения поставленных задач.
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА подготовка личного состава к безупречному и точному выполнению своих профессиональных обязанностей и задач в мирное и военное время. Предусматривает выработку твердых военно-профессиональных и специальных знаний и навыков, приемов владения военной техникой и оружием, умения использовать все потенциальные возможности в любых условиях обстановки.
Лежит в основе подготовки офицерских кадров, избравших военное дело своей профессией, и военнослужащих, несущих воинскую службу по контракту в течение установленного срока, как правило, превышающего время действительной службы в соответствии с законом об обороне.
ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное, нравственное и физическое развитие военнослужащих в целях формирования у них высоких политических и морально-боевых качеств, необходимых для несения военной службы и выполнения задач в бою.
Осуществляется на основе господствующей идеологии в обществе, законодательных актов государства, требований военной доктрины и военной присяги в ходе повседневной жизни войск, боевой подготовки, воспитательной и культурно-просветительской работы с личным составом. Является одним из способов укрепления морального духа и дисциплины войск. Ведется в тесном согласовании с воинским обучением.
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ организованный и целенаправленный процесс вооружения личного состава войск (сил флота) военными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения боевых и служебных задач.
Основными принципами воинского обучения являются научность, требование учить войска тому, что необходимо на войне, не учить тому, что оказывается излишним, ненужным в бою, максимальное приближение обучения к боевой обстановке, сознательность, актуальность, систематичность, последовательность и доступность обучения, закрепление знаний, полученных навыков, индивидуальный подход к обучаемым.
Осуществляется в системе боевой подготовки, а также в боевой практике и повседневной служебной деятельности. Успех воинского обучения обеспечивается правильным пониманием природы и характера современной войны, операции и боя, ограничением условностей и исключением послаблений, тщательной подготовкой каждого занятия и учения, всесторонним учетом и воспроизведением возможных условий боевой обстановки, уровнем профессионализма командиров, умелым использованием боевого опыта прошлых войн, применением новейших достижений военно-педагогической науки, совершенствованием методики обучения, созданием и эффективным использованием современной материально-учебной базы.
Воинское обучение тесно связано с воинским воспитанием и является одним из главных факторов повышения боевой готовности и боеспособности войск (сил флота).
ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ методическая форма оперативной и тактической подготовки офицерского состава. Заключаются в отработке отдельных учебных вопросов, при которой все участники выступают, как правило, в одной или двух-трех должностях. Могут проводиться на картах, на макетах местности и непосредственно на местности. В ходе их отрабатываются, как правило, способы выполнения боевых задач в последовательно создаваемых вариантах боевой обстановки. Является средством предварительной подготовки военных кадров для участия в более сложных формах командирской подготовки, а также на учениях с войсками (силами).
МАНЕВРЫ высшая форма подготовки войск (сил флота). Это крупные двусторонние учения стратегического, оперативно-стратегического или оперативного масштаба с привлечением большого количества органов управления, войск, сил и средств различных видов ВС и родов войск (сил флота).
Являются всеохватывающим средством комплексной подготовки командных кадров, штабов и войск (сил флота), проверки и совершенствования их боевой готовности, исследования новых вопросов военного искусства. В некоторых случаях преследуют цели демонстрации силы или дезинформации, как это было, например, с маневрами, проводившимися перед вводом войск ОВС государств-членов Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г.
Проводятся, как правило, с частичным отмобилизованием ряда соединений и частей (кораблей), выводом их в район маневров и последующим развертыванием на обширной территории и акватории прилегающих морей и океанов.
В Советской Армии маневры широко практиковались в 30-х годах ХХ века. Наиболее известны из них маневры в Киевском и Белорусском военных округах, где впервые в присутствии иностранных военных атташе многих государств отрабатывались военные действия различных родов войск, основанные на принципах «глубокого боя». С началом репрессий военных кадров в 1937-1938 гг. были прекращены и забыты. Возобновлены в 60-70-х годах ХХ века. Наиболее значительными из них были маневры «Днепр» и «Украина». Проводились в Белорусском и Киевском военных округах, а также на территории ряда смежных округов.
В ОВС НАТО ежегодно практикуется проведение крупных маневров типа «ОТЭМ ФОРЖД», которые расчленены на ряд частных учений, проводимых в течение длительного времени.
МОРАЛЬНЫЙ ДУХ АРМИИ И ЕГО УКРЕПЛЕНИЕ духовная готовность и способность войск (сил флота) переносить тяготы войны, активно вести военные действия в любых условиях обстановки и добиваться победы над врагом, сознательно отдавая для этого все свои силы. Является одним из наиболее важных факторов высокого боевого потенциала ВС, преодоления трудностей и достижения решительной победы. Показатель морально-психологического превосходства над противником.
Предусматривает сознательное отношение к данной войне, поддержку ее целей, глубокое понимание своего воинского и патриотического долга, готовность отдать все силы и жизнь для выполнения поставленных задач. Зависит от характера социального строя общества, степени единства армии и народа, патриотизма.
Повышение и поддержание высокого морального духа войск (сил флота) во всех войнах являлись предметом особой заботы полководцев и командующих, во многих случаях приводили к победе над численно превосходящим врагом.
Формируется и развивается в общей системе духовного воспитания народа, подготовки военнообязанных к воинской службе, морально– психологической подготовки личного состава ВС. Большое влияние на моральный дух войск (сил флота) может оказать благоприятный ход войны, одерживаемые армией и флотом победы или, наоборот, понесенные ими поражения, неуспехи, тяжелое положение в тылу.
Определенное влияние на моральный дух войск оказывают религия, воспитание народа на религиозных и национальных догмах. Вместе с тем, моральный дух может подрываться в результате крупных поражений, несоответствия целей войны интересам народа, а также в результате вражеской пропаганды. На этот случай должны быть заблаговременно выработаны соответствующие контрмеры.
ПЕДАГОГИКА ВОЕННАЯ составная часть общей педагогики и область военной науки. Изучает закономерности обучения, воспитания и психологической закалки военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к выполнению боевых задач, определяет принципы, формы и методы учебно-воспитательного процесса.
Как область научно-практических знаний тесно связана с оперативной, мобилизационной и боевой подготовкой, военной психологией. Дает руководящие установки командному составу и штабам по организации всех видов подготовки войск (сил флота) и их боевого применения.
ПОДГОТОВКА БОЕВАЯ система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, частей и соединений всех видов ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с предназначением. Главная цель боевой подготовки – повышение боеспособности и боевой готовности войск (сил флота), выработка у военнослужащих необходимых качеств для ведения успешных боевых действий.
Включает одиночную подготовку солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и офицеров войскового звена, подготовку подразделений и частей, слаживание частей и соединений, командирскую подготовку офицерского состава и подготовку штабов, служб и органов управления.
Охватывает ряд дисциплин. Важнейшие из них: тактическая, огневая, тактико-специальная, специальная, физическая, строевая и другие виды подготовки. Содержание и общая направленность боевой подготовки определяются военной доктриной государства, вероятным характером возможной войны, требованиями боевых уставов, наставлений и руководств, учебными курсами, приказами, планами, программами.
К основным формам боевой подготовки относятся теоретические и практические занятия, групповые упражнения, учебные сборы, показные и инструкторские методические занятия, тактические и специальные маневры и учения различных родов войск.
Главное требование к боевой подготовке – ее приближение к боевой действительности (учить войска тому, что необходимо на войне), системность, высокое качество, организованность, постепенный переход от простого к сложному, сочетание обучения и воспитания в едином учебном процессе и др.
Эффективность боевой подготовки определяется ее тщательным планированием, всесторонней творческой подготовкой каждого занятия и учения, развитой современной материально-учебной базой, умелым использованием обучающей аппаратуры, тренажеров, средств объективного контроля и т.п.
ПОДГОТОВКА ВС ПОВСЕДНЕВНАЯ система мероприятий по боевому обучению и воспитанию личного состава войск и сил флота, подготовке военных кадров и боевому слаживанию подразделений, частей, соединений и объединений. Включает оперативную, боевую, психологическую и мобилизационную подготовку.
Каждая из этих видов подготовки имеет свои разновидности. Подготовка ВС должна вестись систематически, целеустремленно, с переходом от простого к сложному. В случае принятия государством оборонительной военной доктрины, она направлена преимущественно на отработку оборонительных боевых действий, подготовку войск и сил флота к отражению внезапной агрессии ответными действиями.
Вместе с тем, системой подготовки должна обеспечиваться готовность ВС ко всем другим действиям, в том числе к нанесению мощных ударов по противнику, ведению контрнаступления и наступления, способности успешно решать задачи в любых условиях обстановки, местности и погоды.
В ходе оперативной, боевой и мобилизационной подготовки могут использоваться различные формы и методы обучения: стратегические, оперативные, тактические и специальные учения, командно-штабные и штабные учения, военные игры, занятия, тренировки, учебные сборы, рекогносцировочные поездки, маневры, боевые стрельбы, учебные полеты, походы кораблей и т.п.
Во всех случаях подготовки войск и сил флота должны сводиться к минимуму условности, исключаться послабления. Подготовка в полной мере должна соответствовать задачам военного времени.
ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ особый вид подготовки командных кадров, штабов, военных комиссариатов, других органов управления войсками (силами флота). Представляет собой совокупность организационных и учебных мероприятий, направленных на повышение мобилизационной готовности войск (сил флота) и отработку действий при осуществлении войсковой мобилизации.
Заключается в изучении основ войсковой мобилизации, мобилизационных планов, должностных обязанностей офицерского и всего личного состава по управлению отмобилизованием, планированию, организации и выполнению мобилизационных мероприятий всех видов, в отработке действий подразделений и частей при переходе на штаты военного времени, вводе в строй военнообязанных, подготовке оружия и военной техники к боевому применению.
Осуществляется путем проведения мобилизационных сборов и занятий, тренировок по практической отработке отдельных мобилизационных мероприятий, выборочных проверок с учебным отмобилизованием частей и соединений, приведением их в полную готовность.
ПОДГОТОВКА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ комплекс мероприятий, проводимых в армии и на флоте для формирования высоких морально-боевых качеств и психологической устойчивости личного состава.
Предполагает воспитание у военнослужащих моральных устоев, закалки, активности, самоотверженности, мужества, храбрости, войскового товарищества, дисциплинированности, верности своему воинскому долгу, готовности к самопожертвованию, взаимовыручке, способности стойко переносить высокие морально-психологические нагрузки, противостоять растерянности и панике.
Достигается всей системой службы и подготовки ВС, совершенствуется на учениях и непосредственно в бою. Для выработки психологической устойчивости широко применяется имитация сложных боевых условий, критической обстановки, выполнения задач при массовых поражениях и больших потерях войск.
В современных условиях, особенно в случае применения ядерного и высокоточного обычного оружия, приобретает особое значение, становится одним из решающих факторов достижения успеха в операции и бою.
ПОДГОТОВКА ОПЕРАТИВНАЯ основной вид подготовки оперативных органов управления, командных кадров и штабов стратегического и оперативного звена, слаживания объединений всех видов ВС. Включает изучение теоретических основ стратегии и оперативного искусства своих войск (сил флота) и вероятного противника, театра военных действий, совершенствование знаний и практических навыков должностных лиц в руководстве подчиненными войсками (силами флота) в повседневной деятельности и при проведении всех видов операций, совершенствование методов анализа и оценки обстановки, принятия обоснованных решений, планирования и подготовки операции и боевых действий, организации взаимодействия и всех видов обеспечения, развития искусства управления войсками (силами флота) при ведении боевых действий.
Важнейшей задачей оперативной подготовки является также слаживание органов управления и поддержание их в готовности к выполнению задач в мирное и военное время, овладение современными методами работы командующих и штабов по руководству повседневной жизнью, службой войск (сил флота) и их боевой деятельностью.
Основными формами оперативной подготовки являются теоретические занятия, групповые упражнения, оперативные тренировки, военные игры на картах, оперативные и оперативно-тактические командно-штабные учения, в том числе с обозначенными войсками (силами флота), маневры, стратегические и оперативные учения объединений, полевые поездки, оперативные, рекогносцировочные и военно-исторические поездки.
ПОДГОТОВКИ БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ МЕТОДИКА совокупность правил, форм, способов и приемов обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления войсками (силами флота). Определяет порядок организации и проведения занятий и учений по различным дисциплинам. Базируется на основных положениях военной педагогики.
Предусматривает создание поучительной учебной обстановки, повышение интенсивности, эффективности и качества учебного процесса, рациональное использование учебно-материальной базы, выработку обоснованных критериев оценки и контроля результатов обучения и воспитания.
Рекомендации по методике боевой и оперативной подготовки содержатся в организационно-методических указаниях штабов, учебных пособиях, руководствах и наставлениях по проведению учений и занятий, программах и курсах боевой подготовки и т.п.
Методика боевой и оперативной подготовки должна постоянно развиваться и совершенствоваться, перестраиваться с учетом использования новых учебных средств, автоматизированных систем управления, средств обозначения и воспроизведения обстановки.
Для совершенствования методики организуется методическая подготовка, которая включает проведение учебно-методических сборов, показных занятий и учений, инструкторско-методических занятий, показ учебных кинофильмов и т.п.
ПОЕЗДКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ поездка руководящего состава в район прошедших операций для изучения на местности их хода, ознакомления с военно-географическими условиями выполнения задач, характера действий войск и сил.
Проводится как одна из форм оперативной подготовки и военно-исторической исследовательской работы. Является важным средством изучения военной истории, овладения боевым опытом, извлечения уроков на будущее. Может проводиться различными методами: путем заслушивания докладов на избранных точках или рубежах, разбора боевых эпизодов, их воспроизведения с участием обозначенных войск и т.п.
ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ ОПЕРАТИВНАЯ особый вид оперативных занятий, проводимых на местности и маршрутах движения. При этом изучаются оборонительные рубежи, исходные районы, направления действий, водные преграды, участки их форсирования, оперативные объекты, а на установленных точках отрабатываются способы выполнения возможных оперативных или оперативно-тактических задач.
Может использоваться также для отработки вопросов взаимодействия или отдельных вариантов ведения боевых действий войск.
ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ РЕКОГНОСЦИРОВОЧНАЯ выезд на местность группы руководящего состава для ознакомления с военно-географическими условиями определенных направлений или районов, проверки целесообразности решений, принятых по карте, разработанных планов.
На каждую рекогносцировочную поездку определяются ее цель, основные задачи, район и время проведения, состав групп рекогносцирования, маршруты движения, точки работы, вопросы, решаемые на каждой точке. Составляется план рекогносцировки, назначаются и соответствующим образом оборудуются рабочие точки, устанавливается порядок работы на каждой из них.
ПОЛЕВАЯ (ВОЗДУШНАЯ, МОРСКАЯ) ВЫУЧКА основа боевой выучки войск, авиации и сил флота, комплекс знаний, умения и практических навыков, необходимых для успешного выполнения боевых задач на поле боя, в воздухе и на море.
Предполагает высокий уровень практической обученности личного состава, боевой слаженности подразделений, частей, соединений и органов управления, их способность умело применять оружие и военную технику, использовать выгодные условия местности и погоды, успешно вести боевые действия в сложной, быстроменяющейся боевой обстановке в любое время года и в любых метеорологических условиях.
Составляет один из главных показателей боеспособности и боевой готовности войск (сил флота) и характеризует степень готовности частей и соединений родов войск сухопутных войск вести общевойсковой бой в сложных условиях местности и погоды.
Воздушная выучка – комплекс практических навыков летного состава, а также степень обученности и слаженность подразделений, частей и соединений ВВС ведению боевых действий в воздухе и нанесению эффективных ударов с воздуха по наземным и морским целям противника, преодолению его системы ПВО и уклонения от ударов врага в любых условиях воздушной, наземной и метеорологической обстановки.
Морская выучка – комплекс практических навыков экипажей кораблей по ведению боевых действий в море в различных условиях боевой, морской и гидрометеорологической обстановки.
Во всех случаях полевая, воздушная и морская выучка предполагает наличие высоких профессиональных навыков личного состава, умелое использование предельных возможностей военной техники и оружия.
ТРЕНИРОВКИ специальные, обычно кратковременные занятия по отработке вопросов управления войсками (силами флота) и совершенствованию навыков выполнения отдельных элементов действий (обязанностей) в ходе повседневной деятельности войск (сил флота), приведения их в высшую степень боевой готовности, а также ведения боя (операции).
Могут быть командными, штабными и командно-штабными, общевойсковыми, огневыми, техническими и специальными, одностепенными и многостепенными. Проводятся на картах, на макетах местности или на подготовленных пунктах управления, без средств связи и со средствами связи, а также на тренажерах, боевых машинах, в огневых городках, полигонах и т.п. Являются важнейшим средством совершенствования и закрепления полученных знаний и навыков, доведения практических действий до автоматизма.
УЧЕБНАЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА (МТБ) совокупность материальных и технических средств, используемых для обучения и воспитания личного состава, проведения учений и занятий, боевого слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления.
Создается и совершенствуется в соответствии с изменением характера операций и боевых действий, развитием организационной структуры и оснащением войск (сил флота) применительно к задачам и потребностям боевой, оперативной и мобилизационной подготовки ВС.
Включает: учебные центры, полигоны всех видов, учебные поля, стрельбища, танкодромы, автодромы, учебные классы, огневые и другие учебные городки, разнообразные тренажеры, учебные приборы и приспособления, другие технические средства, наглядные пособия, мишенные установки, различного рода имитаторы, учебные кинофильмы, а также учебные (учебно-боевые) комплексы оружия и военной техники, учебные корабли.
В начале ХХI века важнейшее значение в развитии учебной МТБ приобретают широкое внедрение и использование компьютерной техники, средств объективного контроля, автоматизация рабочих мест. Развитие, наращивание и обновление учебной МТБ осуществляется непрерывно на основе специально разработанных годовых и перспективных планов.
УЧЕНИЯ АВИАЦИОННЫЕ учения, проводимые с объединениями, соединениями и частями различных видов и родов авиации, а также группировками зон и районов противовоздушной обороны ВВС (армий ВВС и ПВО, корпусов ВВС и ПВО, дивизий ВВС и ПВО) в целях отработки вопросов оперативного и боевого их применения в общевойсковых, воздушных или противовоздушных операциях.
Для их проведения разрабатываются соответствующий замысел и план, создается определенная оперативно-тактическая и воздушная обстановка, определяется состав авиации, сил и средств ПВО и взаимодействующих с ними сил и средств обеих сторон, осуществляется перебазирование авиации, устанавливается необходимый летный ресурс и расход материальных средств, подготавливается соответствующая мишенная обстановка на полигоне.
Тематика и содержание учений определяются в зависимости от предназначения привлекаемых к учению авиационных соединений и частей и поставленных учебных целей. Во всех случаях учения проводятся с реальными полетами авиации и практическим выполнением боевых задач. Обычно организуются как двусторонние. Большое внимание при планировании и проведении таких учений должно уделяться обеспечению безопасности полетов авиации.
Особое место при отработке задач оперативного и боевого применения в противовоздушных операциях (или отдельных их составных элементов) уделяется группировкам районов и зон сил противовоздушной обороны ВВС. Этому в значительной степени способствует имитация противника силами собственной авиации.
УЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКИЕ учения, проводимые с объединениями и соединениями ВМФ, а также со сводными группировками сил флота для отработки комплекса определенных задач в морских операциях и операциях флота. К участию в них обычно привлекаются разнородные силы флота, но могут быть и учения однородных сил, на которых исследуются вопросы их боевого применения.
Проводятся в установленных зонах (районах) морей, океанов с выходом кораблей в море и с реальным применением оружия или с ведением, так называемой, «немой стрельбы». В большинстве случаев военно-морские учения организуются как двусторонние или с обозначенным противником. Они являются решающим средством повышения морской выучки, слаживания сил флота и его подготовки к действиям в сложной обстановке при борьбе с сильным морским противником.
УЧЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ) форма подготовки и боевого слаживания органов управления. На учениях отрабатываются подготовка и ведение операции или боя на фоне специально созданной военно-политической, стратегической, оперативной или боевой обстановки. Проводятся, как правило, по комплексным темам, охватывающим различные виды боевых действий и всю совокупность задач, которые могут возникнуть в ходе операции и боя.
В командно-штабных учениях (КШУ) участвуют командующие (командиры), штабы в полном составе, органы управления родов войск (сил флота) и служб. В качестве руководителя выступает старший начальник и его штаб. В ходе их особое внимание уделяется отработке вопросов подготовки операций (боевых действий), организации взаимодействия и обеспечения, а также решению задач по наиболее важным этапам развития военных действий. Важнейшие учения могут проводиться с участием обозначенных войск.
На штабных учениях (ШУ) участвуют лишь штабы и службы. Командующие (командиры) выступают в роли руководителей учений. Особое внимание на них уделяется оценке обстановки, оформлению решений, отработке документов по планированию боевых действий и управлению войсками.
КШУ и ШУ различаются:
По масштабам – на стратегические, оперативно-стратегические, оперативные, оперативно-тактические и тактические;
По организации управления – со средствами связи и без них;
По составу – привлекаемые силы и средства с обозначенными войсками (силами флота) и без них;
По характеру поставленных целей – обычные, показные, исследовательские, опытные и специальные;
По методам проведения – односторонние, двусторонние, одностепенные и многостепенные.
Наиболее крупными стратегическими учениями в истории советских ВС были учения, проводившиеся в 1987 г. на территории пяти военных округов, а также на Черноморском и Балтийском флотах.
УЧЕНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ учения общевойсковых частей, соединений и объединений (мотострелковых и танковых полков, бригад, дивизий, общевойсковых корпусов, общевойсковых и танковых армий) с привлечением частей и соединений ВВС, различных родов войск и специальных войск, а на приморских направлениях – и сил флота.
Составляют основу подготовки всех видов ВС. Используются для освоения способов ведения общевойскового боя, корпусных и армейских операций, отработки взаимодействия и управления. Как правило, приурочиваются к завершению соответствующих этапов боевой и оперативной подготовки. Ведутся по комплексным общевойсковым темам в различных условиях местности, обычно с использованием территории полигонов. Отработка наиболее важных эпизодов на таких учениях может проводиться с боевой стрельбой, реальными пусками ракет и бомбометанием.
УЧЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ учения с соединениями и объединениями РВСН. Проводятся самостоятельно или в системе крупных стратегических учений. Могут вестись без пусков и с реальными боевыми пусками ракет, на которых головные части заменяются грузовыми макетами и вводятся в учебное полетное задание.
В ходе учений обычно отрабатывается приведение войск в повышенную и полную боевую готовность, нанесение ракетных ударов по одному из вариантов боевого применения, защита ракетных стартов от ударов противника, восстановление боеспособности ракетных комплексов, подготовка к последующим пускам ракет.
В соединениях и частях с подвижными ракетными комплексами, кроме того, осваивается боевое патрулирование, выход на полевые стартовые позиции, маневр в новые позиционные районы, тщательно отрабатываются вопросы маскировки и других видов боевого, специального, технического и тылового обеспечения. Особое внимание уделяется совершенствованию систем управления и предупреждению несанкционированных пусков ракет.
УЧЕНИЯ С ВОЙСКАМИ основная наиболее эффективная форма подготовки войск (сил флота), повышения их полевой, воздушной и морской выучки, боевого слаживания подразделений, частей и соединений, комплексной отработки вопросов взаимодействия, управления и обеспечения.
Проводятся с участием органов управления в полном составе специально выделенных войск (сил флота), боевых средств и соответствующих сил и средств обеспечения объединений, соединений, частей, подразделений. Как правило, на учения привлекаются также соответствующие средства усиления различных родов войск и сил, поддерживающая авиация, что позволяет контролировать, поддерживать и наращивать боеспособность и боеготовность войск (сил флота).
Подразделяются:
– по масштабам – на стратегические (оперативно-стратегические), оперативные (оперативно-тактические) и тактические;
– по целевой направленности – на обычные, контрольные (проверочные), исследовательские, показные, опытные;
– по характеру отрабатываемых действий – на общевойсковые, совместные, авиационные, флотские, ракетные;
– по составу участвующих частей – на ротные, батальонные (дивизионные и эскадрильные), полковые, бригадные, дивизионные, корпусные, армейские;
– по применению оружия – на учения без боевой стрельбы и с боевой стрельбой (с реальным применением оружия);
– по форме организации – на односторонние и двусторонние, одно– двух– и многостепенные.
Учения объединений, соединений и частей различных видов ВС, родов войск и специальных войск различаются по своему характеру, содержанию, способам подготовки и проведения. В их основе лежит отработка оперативных действий и тактики их применения в операции и бою.
Обычно учения проводятся после завершения одиночной подготовки войск (сил флота) и подготовки мелких подразделений (кораблей), чаще всего при завершении того или иного этапа боевой подготовки. Для проведения учения создается штаб руководства, назначается участковый и войсковой посреднический аппарат, организуются пункты и связь руководства, устанавливаются опознавательные знаки сторон, осуществляется подготовка войск (сил флота), аппарата руководства и района учения.
В большинстве случаев учения проводятся непрерывно днем и ночью в течение установленного периода времени, которое бывает тем большим, чем выше масштаб учения. В ряде случаев в ходе учений допускаются частные отбои для подготовки к очередному этапу учения. На каждое учение заранее определяется расход моторесурсов и всех видов материальных средств. Заканчивается учение отбоем, после чего следует его разбор отдельно с офицерским составом и отдельно с личным составом частей.
УЧЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ учения, на которых отрабатываются вопросы подготовки и ведения совместных операций (воздушных, противовоздушных, десантных, противодесантных) или проводится слаживание органов управления, войск и сил различной видовой и национальной принадлежности, входящих в состав одного военного блока. Для проведения таких учений, как правило, разрабатывается единый замысел, общий план, формируется объединенный штаб руководства и объединенное командование.
Обычно учения расчленяются на этапы применительно к этапам соответствующих совместных операций. В некоторых случаях могут проводиться с реальным применением боевых средств.
УЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ учения соединений и частей специальных родов войск (сил флота) – разведывательных, РЭБ, инженерных, химических, связи, космических и других, а также по отработке различных видов обеспечения, для чего создается соответствующая оперативно-тактическая и специальная обстановка. Соответственно различаются разведывательные, связные, инженерные, химические учения, учения по РЭБ и маскировке, тактико-специальные, технические, тыловые, в том числе медицинские, транспортные учения.
Проводятся самостоятельно или в системе общевойсковых учений, как правило, с привлечением всего состава соединений, частей или обозначенных сил и средств.
В ходе учений осуществляется заблаговременное развертывание частей в установленных районах в соответствии с учебным замыслом, создается соответствующая оперативно-тактическая и специальная обстановка, организуется выполнение плановых или внезапно возникших задач по предназначению специальных войск, соединений, частей и учреждений обеспечения, проверяется боеготовность и боеспособность специальных частей и соединений, эффективность различных видов оперативного, боевого, специального, технического и тылового обеспечения.
Как правило, организуются как односторонние или проводятся с обозначенным противником.
УЧЕНИЯ ТЫЛОВЫЕ учения по комплексной отработке вопросов тылового обеспечения в различных видах операций, развертыванию тыла и выполнению тыловыми соединениями, частями и учреждениями задач по их предназначению. Являются особым видом специальных учений. Проводятся самостоятельно или как часть общевойсковых (общефлотских) учений.
В ходе учений на фоне созданной оперативно-тактической и тыловой обстановки отрабатываются приведение тыловых соединений и частей в полную боевую готовность, развертывание и построение тыла, организация его охраны и обороны, все виды тылового обеспечения при выполнении различных оперативных и боевых задач, эшелонирование, подвоз и маневр материальными средствами. Наряду с общетыловыми учениями могут проводиться транспортные, медицинские и другие специальные учения по тылу.
>>>
НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.
НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.
>>>
Историческое развитие военной педагогики
Шихарев Денис Николаевич – аспирант Челябинского государственного педагогического университета.
Аннотация: Раскрывается актуальность развития военной педагогики. Подчеркивается историческая значимость военной педагогики в развитии вооруженных сил. Охвачен весь период развития военно-педагогической мысли, от практикоориентированного этапа развития до научного. В качестве ключевых факторов повышения значимости военной педагогики представлены результаты педагогической деятельности системы подготовки армии и флота в разное время.
Ключевые слова: Русская армия, воспитание, военная педагогика, период развития, боевые действия, образование.
В наше время для того чтобы разложить историографию по временным интервалам и проследить становление военной педагогики, необходимо провести ряд исторических исследований. Раскрывая проблемы в науке и практике, выделить этапы её развития. Выстраивая в хронологической последовательности социально исторические, научно-теоретические условия становления проблемы, обеспечивающих её развитие .
Подготовка авиационных специалистов как для армии, флота, других силовых ведомств, так и для гражданских авиационных кампаний основывается на современных педагогических теориях. Культурно-исторический опыт, традиции обучения и воспитания, накопленные предками, не изжили себя, более того практика показывает, что отказ от них не даёт положительных результатов.
Если говорят, что история ничему не учит, то это верно в отношении тех, кто равнодушен к её урокам и последствиям. История учит того, кто заботится о будущем. История учит и даёт силы тому, кто внимательно изучает опыт прошлых поколений и принимает его с учётом современных факторов общественной жизни.
Армия и флот существуют с момента возникновения национальных государств. Первоначально это были немногочисленные постоянные вооруженные формирования. Для России период становления регулярных вооружённых сил определяется не ранее чем ХVII- ХVIII вв., которые связаны с именами последовательных государственных военных реформаторов – Петром Великим и его отцом Алексеем Михайловичем. Известны и другие имена – князей Святослава, Игоря, Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, которые славными ратными победами показали свои военно-педагогические успехи.
В истории была лидирующей военно-педагогическая практическая мысль. Научная педагогическая мысль развивалась и проникала в армию по мере развития последней.
Весь период развития военно-педагогической мысли можно разделить на два этапа:
Развитие военно-педагогической мысли и национальные направления военной педагогики, зависят от развития педагогики в целом. Культурно исторический опыт развития Вооружённых Сил России показывает, что военно-педагогические знания и исторический опыт послужили основой в деле государственного и военного строительства. Но, при этом, отечественная военная педагогическая мысль имеет свои особенности, как по содержанию, так и по организационно временным аспектам.
Всякий раз, когда история России оказывалась на перепутье, перестраивалась система педагогической деятельности, менялась система подготовки армии и флота. Так было при Петре I (ХVII- ХVIII вв.), Екатерине II (ХVIII в.: Г. Потёмкин и Орловы), Александре II (1860-1870 гг.: Д.А. Милютин, М.И. Драгомиров), Николае II (1905-1912), В.И. Ленине (1918), И.В. Сталине (1925-1929 гг. и в конце 40-х гг.).
В начале процесс передачи и обобщения опыта воспитания и военного обучения носил стихийный характер переходя от одного поколения к следующему в устных и практических формах. Вскоре с появлением письменности военно-педагогические знания стали отражаться в летописях, государственных актах, указах, а также в военно-исторических художественных произведениях. В дальнейшем приобретая новые знания, организованные формы армия становилась сильнее. Подтверждение этому является появление письменных уставов, наставлений, инструкций: «Уложения о службе» (1556г.), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 г.), «Военная книга» (1607 г.), «Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы» (1621 г.), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674 г.) и др. Их основные идеи – регулярное обучение и постоянное воспитание воинов армии. От солдата требовалось честно служить государю, знать своё место в строю и в бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь за «други своя».
Формируемые на регулярной базе "потешные" полки в XVIII в. стали прообразом русской армии с регулярной системой обучения и воспитания воинов.
Результаты боевых действий в начале Северной войны подсказывали по¬рядок и способы обучения и воспитания воинов в духе патриотизма.
Произошли большие изменения в плане подготовки войск к практическому обучению после Нарвского поражения, где было видно, что русская армия была психологически не готова к полевой войне, не хватало опыта и обучения в тактических приёмах и воспитания воинов. В указах того времени русским полкам разрешалось вступать в бой только в случае численного превосходства над противником. В ходе боевых действий войска обучались ведению боя, наступательным, оборонительным действиям, а победы поднимали моральный дух воинов.
Значительную роль в продвижении военно-педагогической практики сыграла Северная война. Были внесены коррективы в обязанности командиров по обучению и воспитанию подчиненных. Начальники сделали дифференцированный подход в обучении молодых рекрутов и старослужащих, стали учить тому, "как в бою поступать".
В этот период получили свое развитие, духовные, нравственные (внушение страха Божьего) и военные (преданность государю и отечеству) аспекты воспитания. Практическая воспитательная деятельность в армии петровского времени принципиально отличалась от западной. В армиях европейских государств насаждалась "палочная" дисциплина, солдат рассматривался как «механизм, артикулом предусмотренный», а офицер – передатчиком команд (Фридрих II). В России главными в воспитании были нравственные начала. Петр I возложил на национальные офицерские кадры основные функции по обучению и воспи¬танию солдат.
После Петра I, в 30-40-е гг. XVIII в. в под¬готовке русской армии начали преобладать негативные тенденции над прогрессивными нововведениями петровских времен. Новые уставы и инструкции, составленные «временщика¬ми»: Остерманом, Минихом, Бироном и др., ухудшили содержание подготовки солдат: внешне они не перестали соответствовать петровским требованиям, но потеряли личностный, национальный характер. В обучении войск стала осуще¬ствляться подготовка солдат к службе в линейном строю, их обучали беспрекословно выполнять приказы. По сути они были «пушечным мясом» и любая инициатива была наказуема. Изменению подверглась вся система: служба в армии являлась совсем не престижной, а скорее стала наказанием, на службу отдавали за провинности. О патриотизме речи уже не шло, солдаты не присягали на верность отечеству. Особо непонятливые и не покорные часто подвергались физическим истязаниям.
В 50-60-е гг. XVIII в. Большую роль в формировании военной педагогики сыграли именитые полководцы и политики: Суворов А.В., Потемкин Г.А. , Кутузов М.И., Салтыков П.С., Румянцев П.А., Панин П.И. , и др.
Президент военной коллегии Г.А. Потемкин (1784) продолжил прогрессивные традиции военной педагогики. Его инструкция говорила, что « солдат есть название честное ». Офицеры были самостоятельны, но были ограничены «Правилами начальства », которые не давали наказывать провинившихся солдат с применением силы. Его подчиненными были одни из лучших полководцев П.А. Румянцев и А.В. Суворов. В истории России эта незаурядная личность по-настоящему еще не оценена за вклад в военную стратегию.
Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев, одним из первых занялся повышением эффективности военной подготовки используя опыт старослужащих, передавая их молодым солдатам. Постоянно проводил обучение войск, а в не военное время – с особым «вниманием». «Нравственный элемент» он считал основой воспитания «морального начала», при этом разделял воспитание, моральную подготовку, обучение и физическую подготовку.
В один период времени с П.А. Румянцевым А.В.Суворов создаёт многогранную военно-педагогическую систему, приоритетными чертами которой были:
А.В. Суворов не отделял воспитание от обучения, не противопоставлял одно другому. В основу его системы воспитания легло профессиональное, нравственное воспитание и физическая подготовка. В работах А.В. Суворова просматриваются следующие задачи профессионального воспитания: развитие у воинов смелости, бодрости, храбрости, надёжности, решительности и дисциплины; задачей нравственного воспитания является формирование правдивости, благочестия, верноподданнических чувств. Военно-педагогические идеи великого полководца нашли подтвержде¬ние в его славных боевых победах. Однако, военно-педагогические идеи не получили распространения во всей армии т.к находились в противоречии с представителями власти и не были признаны в верхних слоях царской военной бюрократии.
В конце XVIII в., благодаря деятельности, И.И. Бецкого, П.И. Шувалова М.И. Кутузова,М.В. Ломоносова, и др., в России впервые организуются пять военно-учебных заведений закрытого типа (кадетские корпуса). Обучение приобретает планово-организационный характер.
В начале XIX в. в России начинается перестройка в структуре народного образования. С 1803 г. численность армии увеличилась за счёт доступного образования для простолюдинов. Совместно с кадетскими корпусами образованы гимназии для военных. В 1832 г была открыта военная академия для подготовки офицеров. До 1809 года действовали павловские строевые уставы, которые исключали офицерскую инициативу, но на практике они продолжали обучать солдат по-суворовски, что позволяло одерживать победы в сражениях .
На тот момент в России парадокс заключался в том, что с одной стороны демократия привела к появлению офицеров с новыми взглядами на военную педагогику, а также прогрессивных форм обучения и воспитания солдат. Об этом свидетельствует серия публикаций периодической печати и в "Военном сборнике". С другой стороны, в офицерской среде правительством насаждался дух покорности и раболепия. Проект Военно-учительского института не получил своего дальнейшего развития. Министр просвещения Уваров С.С. не поддерживал науку о воспитании. Офицеры были возмущены такой политикой властей и как следствие возник открытый протест со стороны «декабристов» в 1825 году.
После того, как восстание декабристов было подавлено, в стране началось время застоя и о развитии новых методик обучения солдат было забыто. Логическим следствием внешнего лоска, плацпарадной муштры явилось поражение российской армии в Крымской войне 1853-1856 гг.
Вторая половина XIX - начало XX вв. ознаменовались масштабными изменениями во многих сферах общественной жизни России, а вместе с тем и развитием военной педагогики. Благодаря военному министру Милютину Д.А. в государстве Российском были утверждены военные учебные заведения такие как: юнкерские и специальные училища, ряд военных гимназий и прогимназий, военные академии. В прогимназиях и гимназиях преподавались развивающие и общегуманитарные науки. Они были заведениями с военно-профессиональной ориентацией. В юнкерских, военных и специальных училищах, Финляндском и Пажеском кадетских корпусах, готовили офицеров младшего и среднего звена.
В Николаевской академии генерального штаба, в Михайловском артиллерийском училище, в военно-медицинской и военно-юридической академиях готовили штаб-офицеров с высшим образованием. В военных гимназиях преподавали офицеры прошедшие 2-х летний курс обучения при 2-й военной гимназии. В 1863г. было создано Главное управление военно-учебных заведений для более грамотного и налаженного процесса управления в них. Одновременно с тем был создан военно-педагогический музей, который отвечал за распространения новейших прогрессивных идей в военной области. В училищах солдат стали обучать счёту, письму и грамоте, в войсках появляются полковые школы. По статистике за 1875 год грамотность солдат увеличилась с 10 до 36%. Конечно далеко не все офицеры тех времен демонстрировали заинтересованность наукой и воспитанием солдат. Но всё же изменения военной школы положительно повлияло на Российских офицеров, на структуру образования и воспитания в армии.
В связи с вышеизложенным, подход к качеству подготовки военных специалистов становится принципиально иным, что должно иметь результатом сформированность у них готовности и способности осуществлять реальную профессиональную деятельность непосредственно по окончании обучения .
В настоящее время проделана большая работа по обстоятельному и объективному переосмыслению отечественно-педагогического опыта . В России сформировалась стройная система исторического развития военной педагогики. Ведётся разработка на создание и улучшение системы многоуровневого военного образования.
Но ещё очень много парадоксов и неразрешённых проблем остаётся в Российской армии. Многие проблемы можно решить только изменениями в политике и социальной сфере. Знать историю педагогики важно для каждого офицера BC РФ, способного думать и решать присущие его деятельности военно-педагогические задачи.
Список литературы