Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе? Сильная школа для ребенка - лучший выбор.

нравятся

  • не нравятся

    Анкета

    «Хорошо ли ребёнку в школе?»

    Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

    Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

    1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

    2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

    1. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

      Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.

      Очень хочется отдохнуть.

      Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

      Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.

      Я всегда боюсь отвечать у доски.

      Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,

      Часто па уроках я чувствую, что устал,

      Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

      В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,

      Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

      Я точно знаю, что мои родители любят меня.

      Мне часто кажется, что я болен.

      Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

      Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.

      Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.

      Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

      Я думаю, что плохо вижу.

      Мне интересно в школе.

      Мне очень нравятся ребята в моем классе.

      Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

      Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.

      Обычно я спокоен и полон сил.

    Ключ к анкете

    Шкала1

    Шкала 2

    Шкала3

    Шкала4

    Шкала5

    За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

    Значение шкал

      шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

      шкала- дружеские отношения в классе,

      шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.

      шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

      шкала - самочувствие, состояние здоровья.

    Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе»(Методика А.Б.Эльконина и Л.Г.Венгера )

    Задача: выявить специфику мотивов готовности к школе у детей б и 7 лет.

    Описание методики

    В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Экспе­римент проводится индивидуально

    После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминия. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются именно на содержание. Эксперимент предваряется инструкцией.

    «Сейчас я прочитаю тебе рассказ.

    «Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигури­руют девочки) разговаривали про школу. Первый маль­чик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама зас­тавляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил"

    На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившая­ся вперед с указующим жестом; перед ней фигурка ребен­ка с портфелем в руках (внешний мотив).

    «Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 2: схематическая фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

    «Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

    Выкладывается карточка с рисунком 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мо­тив).

    «Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематиче­ские фигурки, изображённые спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже - иг­рушечный автомобиль (позиционный мотив).

    «Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию: (социальный мотив).

    «Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 6: схематиче­ская фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тет­радь (мотив - отметка).

    После прочтения рассказа экспериментатор задает ребен­ку следующие вопросы:

    «А как по-твоему, кто из них прав? Почему?

    С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

    С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

    Так дети должны последовательно осуществить три выбо­ра. При этом ребенок указывает на карточку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. В этом случае, если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ре­бенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: « А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента не­обходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не слу­чайно указал на одну из шести картинок.

    Обработка результатов

    На основе полученных результатов строится таблица:

    Мотив

    Частота выбора

    Социальный

    Позиционный

    Количество

    испытуемых - чел.

    Выделенные мотивы характеризуются следующим обра­зом:

      учебный - мотив, восходящий к познавательной потреб­ности;

      социальный - широкие социальные мотивы, основан­ные на понимании общественной необходимости учения; отметка - мотив получения высокой отметки;

      игровой - мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу;

      позиционный - мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;

      внешний - «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и тому подобное)

    Для первоклассников наиболее характерными являются следующие мотивы:

      собственно учебно-познавательный мотив, восходя­щий к познавательной потребности (учебный);

      широкие социальные мотивы, основанные на пони­мании общественной необходимости учения (социальный);

      «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

      «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, на­пример, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);

      игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу (игровой);

    мотив учения высокой отметки (отметка

    Методика «Беседа о школе»

    Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

      «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекатель­ное, любимое в школе?».

    Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это бу­дут истории не про то, что с тобой уже бывало или случа­лось, а про то, что могло бы случится, потому что случа­лось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты ска­зал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

      Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг ска­жет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

      Представь себе, что мама так и сделала (или не по­слушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал зани­маться в то время, когда другие ребята в школе?

      Представь себе, ты вышел погулять и встретил маль­чика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

    Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ва­ших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?

    7-8. Представь, что есть две школы - школа А и школа Б

      В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки ри-" сования, музыки, физкультуры - не каждый день. А в шко­ле Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

      В школе А от первоклассника строго требуют чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?

      Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее уче­ние. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».

      К обучению учащихся 1-х классов . Психологический анализ особенностей адаптации учащихся 1 класса к школе В условиях ...

    1. Аналитический отчет о результатах самообследования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска

      Отчет

      Выполнены следующие задачи: Психологическое сопровождения процесса адаптации к условиям обучения , создание благоприятного психологического климата. Выявление и сопровождение учащихся , имеющих проблемы в развитии...

    2. Программа организации процесса адаптации к школьному обучению учащихся первых, пятых, десятых классов

      Программа

      И общении у учеников 5 классов связано с процессом адаптации к новым условиям обучения . Поэтому основными направлениями в работе по сопровождению учащихся 5 классов являются: 1) осуществление...

    3. Рабочая программа развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

      Рабочая программа

      Готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения »; ... О.А. Родченко Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных...

  • Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

    Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

    Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

    Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

    Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

    Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

    Школа детей ничему не учит

    Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

    Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

    Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

    Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

    Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

    Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

    Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

    Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов:) А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

    Школа мешает социализации детей

    Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

    Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

    Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

    В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.

    Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

    Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей . Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

    Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

    Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

    Учит ли этим качествам школа?

    Скорее, наоборот…

    Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

    Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

    Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

    Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

    Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

    Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

    Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

    Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

    Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

    Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

    Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

    Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

    Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

    Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

    Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

    У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

    В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

    Современная жизнь навязывает нам высокие стандарты в том числе в обучении детей. Родители, управляемые тревогой за будущее ребенка, стремятся обеспечить ему как можно более высокий образовательный уровень, лучшую школу. Считается, что это гарантия, или во всяком случае неплохой задел для будущих успехов ребенка в жизни. Всегда ли это так? Всегда ли нужно стремиться отдать ребенка в как можно более сильную школу с высоким уровнем требований и одаренными соучениками?

    Большая лягушка в маленьком пруду

    В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

    Английская пословица Better a big frog in a little puddle, than a little frog in a big puddle , означает, что лучше быть значимой фигурой в небольшом коллективе, чем посредственной в более крупном.

    Русский аналог пословицы «Лучше быть первым в своей деревне, чем вторым в городе».

    Ученый обнаружил, что ребята из элитных школ реже стремились попасть в такие же элитные вузы, чем ребята с тем же уровнем оценок и знаний, но из средних или даже слабых школ. Дети из более сильных школ имели гораздо более скромное мнение о своих способностях.

    "Эффект большой лягушки" связан с самооценкой ученика, ее академической частью. Благодаря тому, что ребята из сильных школ имели высоко конкурентную среду и постоянно сравнивали себя с более сильными одноклассниками, их уровень самооценки был ниже, чем у ребят из обыкновенных школ (при том же уровне знаний и оценках). То есть ребенок, получавший средние баллы в сильной школе считал, что способности у него так себе, и учится он похуже многих. А ребенок из обыкновенной школы, где были собраны ученики разного уровня, получая средние баллы, считал себя способным и преуспевающим учеником.

    Самооценка ученика (речь идет не о всех гранях самооценки, а только о ее академической части) - это не просто то или иное самоощущение, восприятие себя. Самооценка влияет на важные параметры:

    - интерес к предмету обучения

    Ученики, которые оценивают себя, как способных, больше интересуются предметом , склонны углубляться в него, более восприимчивы к информации, активно включены в процесс обучения

    - уровень притязаний

    Оценивание себя, как способного и успешного позволит ученику претендовать на большее в своих планах, иметь большие учебные и профессиональные амбиции, ставить высокую планку и ожидать от самого себя наилучших результатов.

    Итак, «эффект большой лягушки» влияет и на сегодняшнее состояние учебных дел и на то, как будет развиваться учебная и даже профессиональная деятельность после школы.

    Это открытия, более чем полувековой давности не потеряло актуальности и сегодня. Эксперименты доказали, что «эффект большой лягушки в маленьком пруду» актуален в разных странах, хотя выражен в разной степени в зависимости от культурных особенностей. Недавно «эффект большой лягушки» изучался и на материале российских школ, также подтвердив свою актуальность. У российских школьников академическая самооценка также связана с тем местом, которое ребенок занимает в классе и меньше связана с объективными результатами учебы. Самооценка влияет на то, какую тактику дальнейшего образования выберет ученик и на что он будет претендовать. Дети с высокой академической самооценкой склонны брать более сложные задачи, претендовать на более высокий уровень.

    «Эффект большой лягушки» хорошо понятен на интуитивном уровне, он связан с иерархическим статусом, местом, которое ребенок занимает в классе. Самооценка ученика больше связана с его окружением, чем с реальными знаниями и оценками. Высокая самооценка соответствует высокому иерархическому уровню, тогда как более низкая – результат сравнения себя с блестящими одноклассниками.

    Решая, в какую школу отдавать ребенка, нужно учитывать «эффект большой лягушки», его возможное влияние на будущее ребенка. Это, конечно, не означает, что сильных школ лучше избегать, дабы не навредить самооценке ребенка. Это скорее значит, что вопрос о школе должен решаться строго индивидуально, в зависимости от личных характеристик каждого ребенка.

    Не может быть универсальных решений типа – «только самая сильная школа в городе» (чтобы обеспечить блестящий уровень знаний) или «только школа попроще, рядом с домом» (чтобы у ребенка не было стресса).

    У сильных в академическом отношении школ есть много преимуществ – преподавательский состав, отношение к учебе, адекватный уровень контроля, настрой учеников на высокие результаты. Все это, безусловно, дает преимущества ученикам. Кроме того сама принадлежность к сильной школе часто дает ученику чувство сопричастности чему – то значительному, повышает его чувство собственного достоинства. Также известно влияние оценок окружающих учеников а то, насколько старательно учится каждый из них. Если оценки высокие, то старания больше, чтобы дотянуться до более высоких баллов, соответствовать общему уровню. Это хорошо знают родители, чьи дети попали в сильные классы и старались учиться, чтобы не отстать (а желательно и перегнать остальных). Это здоровая естественная конкуренция, но, доходя до очень большой интенсивности, она может начать оказывать негативное влияние на эмоциональных фон учеников.

    Решая в какой школе будет учиться ребенок, важно внимательно рассмотреть следующие вопросы:

    • Насколько ребенок эмоционально устойчив

    Ребенку сильного, уравновешенного темперамента, оптимистично настроенному, устойчивому к неприятностям будет легко переносить конкуренцию и высокие требования. Если же ребенок подвержен эмоциональным колебаниям, склонен к подавленности или повышенной возбудимости, то ему нагрузку будет переносить сложнее. Школа с самыми высокими требованиями, возможно, не лучший вариант для него.

    • Насколько поездки в школу соответствуют общим возможностям семьи

    Если отвезти ребенка в школу – это подвиг местного значения для родителей, то общая обстановка в семье перегревается, рано или поздно это скажется на ребенке. Родители склонны ожидать осязаемых бонусов за свои жертвы. Этими бонусами должны стать академические успехи ребенка или уж по крайней мере его радость и увлеченность школьной жизнью. Если ребенок этих успехов и радости не демонстрирует, то разочарование и соответственно давление на ребенка может стать чрезмерным. Это не улучшит в итоге учебных результатов, которые и были изначально главной целью.

    • Общее состояние здоровья ребенка

    Дети нередко реагируют телесными болезнями на психологический дискомфорт, на повышенную учебную нагрузку или давление сверстников. Неожиданные головные боли, боли в животе, тошнота, температура неизвестного происхождения, постоянные респираторные заболевания, астма - могут быть признаками того, что ребенок плохо переносит стресс, и проблема выходит на уровень тела, минуя этап осознания этой проблемы. Так ребенок может часто болеть, но не быть в состоянии сформулировать свои психологические затруднения, которые и являются причиной этих болезней.

    • Уровень учебной мотивации ребенка

    Весьма спорное решение: поместить ребенка, который не хочет учиться в сильную школу или сильный класс. «Он же способный!», восклицают родители, игнорируя тот факт, что далеко не только, и даже не столько способности отвечают за успешное обучение. Энергии и энтузиазма родителей хватает надолго, они уверены, что даже при отсутствии желания ребенка, смогут его заставить учиться («потом спасибо скажет!»). Часто это касается первенцев, старших детей, со вторым уже, наломав дров, реже пускаются в подобные авантюры.

    Лошадь можно, как известно, привести к ручью, но нельзя насильно заставить ее пить. Так и родители учеников с низкой учебной мотивацией выбиваются из сил, делая с ними домашнюю работу (предварительно выяснив ежедневно, что же задали). Но они не могут насильно заставить ребенка включиться, быть активным или хотя бы элементарно внимательным на уроках или собранным на контрольных. В итоге ребенок приходит домой, не усвоив значительной части учебного материала в школе, все, что можно, прослушав, и садится вместе с родителями за уроки, которые, как знают все участники, продлятся до позднего вечера и будут похожи на маленькую войну. Слезы детей, раздражение и бессилие взрослых – не лучшая основа для завтрашнего учебного дня, и ситуация выходит на новый виток.

    Те, кто побывал в подобных обстоятельствах знают, насколько непереносимой может стать жизнь в семье в результате всего лишь ежедневного домашнего задания школьника. Тем не менее, родители готовы сражаться за будущее ребенка до последнего. Однако, их ожидает неприятное открытие – власти над ребенком по мере взросления становится все меньше, а учебных задач прибавляется. То, чего можно добиться от 7 летнего ребенка уже не добьешься от 12 летнего, рычаги управления стремительно исчезают, а учебная деятельность держалась на принуждении и контроле.

    В сильные классы лучше отдавать детей, в ответственности и познавательной активности которых вы уверены, так как вы не сможете учиться за ребенка (то есть вместо него ).

    • Объективный уровень знаний и способностей ребенка

    Исследования показывают, что дети в сильных классах показывают наивысшие результаты и склонны стремиться к большему в том случае, если их личные результаты средние или выше средних, то есть, когда разница с наивысшими результатами в классе не слишком большая и наивысший успех представляется достижимым. В том же случае, когда разрыв с «идеалом» слишком значительный это уже не стимулирует ребенка, а наоборот вызывает у него пассивность и отказ от борьбы.

    Если по каким – то причинам ребенок тяжело усваивает школьный материал, имеет объективные трудности с обучением, то сильная школа не лучший выбор. В результате сравнения себя со значительно более сильными одноклассниками, ребенок будет испытывать постоянную фрустрацию, учиться и чувствовать себя хуже. В таком случае лучше выбрать более спокойную школу, где при поддержке взрослых можно добиться во всех отношениях более позитивного результата.

    © Елизавета Филоненко

    Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в - в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год - расскажем в этом материале. А также узнаем, что по этому поводу думают эксперты.

    В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

    Согласно букве закона

    Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно - согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е. если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить. Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.

    «Школьная зрелость»

    Пол имеет значение

    Как правило, девочки-шестилетки быстрее и успешнее , чем их ровесники-мальчишки. Кроме того, девочки быстрее развиваются, им становится неинтересно учиться в окружении «малышни», если в классе они самые старшие. Поэтому, если вернуться к «законному» диапазону возраста первоклассника - от 6,5 до 8 лет - то девочек рекомендуется отдавать в школу ближе к его нижней границе, а мальчиков - к верхней. Но, разумеется, все дети разные и решение в каждом случае принимается индивидуально.

    Если все же сомневаетесь

    Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:

    воспитатели в детском саду - более «взрослых» детей они часто определяют еще в средней группе и, как правило, рекомендуют перевестись в группу постарше минимум за год до выпуска;
    педагоги в «подготовишке» - - оптимальный вариант, если вы хотите посмотреть, как ваш пяти-шестилетка справляется с обучением. По итогам подготовительных занятий с родителями беседует школьный , который помогает принять правильное решение.

    Важно!

    Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.

    Наталья Волошина

    Комментарии специалистов

    Ольга Веденеева , психолог

    Каждый ребенок индивидуален, но, если обобщать, то лучше отдать ребенка в школу в 8 лет, чем в 6. Идеального возраста для поступления в целом нет, т.к. каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и говорят про психологическую готовность к школе. Психологическая готовность школе складывается из двух аспектов. Во-первых, личностной готовности, т.е. ребенок должен хотеть ходить в школу, приобрести новый социальный статус. И, во-вторых, из интеллектуальной готовности. В 6 лет ведущей деятельностью пока еще остается игровая, а не учебная, поэтому познавательная мотивации пока еще неустойчива. В возрасте 6 лет преобладает непроизвольная память, концентрировать внимание ребенок может максимум 10-15 минут, поэтому возможны проблемы с заучиванием материала и усидчивостью. Кроме того, примерно до 7 лет ребенок воспринимает оценки как характеристику всей его личности, а не просто оценку за какое-то конкретное задание. Поэтому в 1 классе ставить оценки нельзя, но учителя не всегда следуют этому правилу.

    Светлана Левченко , учитель начальных классов первой категории

    В вопросе решения дилеммы «когда отдавать ребенка в школу» решающим фактором, все-таки, должен быть именно аспект психической и эмоциональной готовности. На мой взгляд, даже сформированности первоначальных предметных умений («счет в пределах 10» или «слоговое чтение») родители часто уделяют незаслуженно больше внимания. Помимо этого, в моей практике были случаи, когда родители ориентировались на совершенно посторонние вещи, например, на то, что именно у желаемого учителя в этом году набор, или на то, что все одногруппники с детского сада идут в один класс, и им непременно надо попасть к ним. Я считаю, родители в этом вопросе должны проявить особую чуткость и ответственность, ведь именно от первых лет в школе зависит познавательная активность ребенка, которая пройдет с ним через всю жизнь. Универсального совета тут не может быть. Если ребенок в 6 лет в должной степени осознает свою новую социальную роль «ученик», если он понимает, что такое школа, если у него сформирован интерес к процессу обучения - нет смысла тянуть еще год, жалея его детство. Потому что со временем интерес может угаснуть, еще один год с бабушкой или в садике затормозит его естественное развитие. Однако если время, казалось бы, подошло, но у малыша, пусть даже в 7 лет, нет эмоциональной готовности, он еще не перешел эту психологическую границу, то без работы со специалистами приводить такого ребенка в школу - это насилие над его личностью, которое впоследствии даст негативные плоды в старших классах. Не нужно рассчитывать на то, что за лето ребенок «подтянется», или, тем более, что он «втянется» в процессе. Такие дети, независимо от их возраста, тяжело адаптируются, плохо концентрируются, как следствие - у них формируется «ситуация неуспеха», снижается самооценка. Сейчас при детских садах есть кабинеты психолога и логопеда, в которых проводятся диагностики. Родители могут обратиться к ним или в многочисленные детские центры за консультацией, если сомневаются в том, что их ребенок готов к школе. Предметные знания можно будет подтянуть, если есть главное - психологическая и эмоциональная готовность. Именно этот фактор, а не возраст будущего ученика, должен оставаться главным.

    Наталья Гриценко , врач-педиатр детской поликлиники «Клиники доктора Кравченко»

    Существует понятие «школьная зрелость» - физиологическая и психологическая. И именно она, а не паспортный возраст ребенка должна определять готовность малыша к школьному обучению. Например, ребенок родившийся глубоко недоношенным, физиологически может быть не готов к школе. Но чаще оказывается так, что недозревает к школе только нервная система. Это так называемая минимальная мозговая дисфункция, когда неврологический диагноз у ребенка снят, но полностью функции зрелой нервной системы он выполнять еще не может. Это встречается у детей, перенесших в родах острую гипоксию мозга, родовые травмы, имеющих нарушения мозгового кровообращения на первом году жизни. Мозг такого ребенка будет быстрее утомляться во время урока, нуждаться в более длительном периоде отдыха, к 3-4 уроку способность концентрировать внимание будет резко падать. Есть дети психологически неготовые к школе. При этом ребенок может прекрасно читать и считать, но не понимать, что такое школьная дисциплина, не выполнять просьбы учителя, ходить по классу во время урока, носить в школу игрушки. Очень важно отправить в школу зрелого ребенка, как физиологически, так и психологически. Потому что при сниженной работоспособности мозга, малыш будет чувствовать себя менее успешным, он не будет соответствовать ожиданиям учителя, чаще будет слышать негативные оценки в свой адрес. Вследствие чего его школьная мотивация будет падать. То есть новоиспеченный школьник смирится с тем, что у него не получается хорошо учиться, соответствовать ожиданиям родителей и учителя, и он просто опустит руки, желание стараться, чтобы получать хорошие оценки пропадет. Очень важно получить перед школой серьезную консультацию невролога и детского психолога. И при необходимости дать ребенку возможность созреть для школы, чтобы в дальнейшем он мог чувствовать себя успешным!

    Последние материалы раздела:

    «Морские» идиомы на английском языке
    «Морские» идиомы на английском языке

    “Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

    Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
    Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

    Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

    Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
    Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

    Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...