Виды ощущений и восприятия. Взаимосвязь ощущения и восприятия

Истоки научной психологии

Хотя на протяжении последующих веков философы и учёные продолжали интересоваться функционированием как разума, так и тела, принято считать, что начало научной психологии было положено в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Толчком к основанию лаборатории послужила идея о том, что разум и поведение, подобно планетам и химическим веществам, могут стать предметом научного анализа. Собственные исследования Вундта касались преимущественно органов чувств, в особенности зрения, однако он и его коллеги изучали также внимание, эмоции и память.
Вундт полагался на интроспекцию как на метод изучения ментальных (психических) процессов. Под интроспекцией понимаются наблюдения и их регистрация, касающиеся природы собственных восприятий, мыслей и чувств - например, наших размышлений, касающихся непосредственных сенсорных впечатлений от таких стимулов, как световая вспышка определенного цветового тона. Интроспективный метод Вундт унаследовал от философии, однако он развил эту концепцию, добавив к ней новое измерение. Чистое самонаблюдение было недостаточным для психологии, оно должно было быть дополнено экспериментом. В экспериментах Вундта производились систематические изменения определенных физических характеристик стимулов, таких как его интенсивность, и использовался интроспективный метод для определения того, какое влияние эти физические изменения оказывают на осознанный опыт восприятия стимулов участниками экспериментов.

Интроспекция, в особенности по отношению к сиюминутным психическим событиям, оказалась ненадёжным методом исследований. Даже после длительного обучения методу интроспекции различные индивидуумы предлагали совершенно различные интроспективные отчеты, касающиеся простейших сенсорных впечатлений, и на основании этих отчетов трудно было прийти к каким-либо выводам. В результате, в настоящее время интроспекция не входит в число основных методов современного когнитивного подхода. И как мы увидим далее, реакции некоторых психологов на метод интроспекции сыграли определенную роль в развитии других современных психологических подходов.

На протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу, проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи, достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски психических элементов, сочетания которых порождали более сложные переживания. Быть может, подобно химику, разлагающему воду на водород и кислород, психологи смогут подвергнуть анализу вкус лимонада (восприятие), разлагая его на сладкий, горький и холодный элементы (ощущения). Основным приверженцем данного подхода в Соединенных Штатах являлся Э. Б. Титченер, психолог, работающий в Корнельском университете и проходивший подготовку у Вундта. Титченер ввел термин структурализм, означающий анализ психических структур, в качестве названия данной области психологии.



Однако некоторые психологи не приняли чисто аналитической природы структурализма. Уильям Джеймс, известный психолог, работающий при Гарвардском университете, полагал, что следует придавать меньшее значение анализу элементов сознания и уделить большее внимание его текучей индивидуальной природе. Разработанный им подход получил название функционализма, означающего изучение деятельности разума, позволяющей организму адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней.

Интерес психологов XIX века к процессу адаптации явился результатом публикации работ Чарльза Дарвина по теории эволюции. Согласно этой теории, сознание эволюционировало исключительно в силу того, что оно служило неким целям, направляя индивидуальную деятельность. Функционалисты утверждали, что для того чтобы выяснить, каким образом организм адаптируется к среде, необходимо наблюдать за его фактическим поведением. Тем самым функционализм расширил границы психологии, включив в число предметов ее изучения поведение. Тем не менее и структурализм и функционализм продолжали рассматривать психологию как науку об опыте сознания.

Бихевиоризм
Структурализм и функционализм сыграли важную роль на раннем этапе развития психологии. Поскольку любая научная точка зрения представляет собой систематический подход к соответствующей научной дисциплине, оба эти направления стали рассматриваться как конкурирующие между собой психологические школы. Однако к 1920 году обе они были вытеснены тремя более поздними школами: бихевиоризмом, гештальт-психологией и психоанализом.

Из этих трех новых школ наиболее заметное влияние на развитие научной психологии в Северной Америке оказал бихевиоризм. Его основатель Джон Уотсон выступал против точки зрения, согласно которой опыт сознания принадлежит сфере психологии. При изучении поведения животных и младенцев Уотсон вовсе не обращался к понятию сознания. Он пришел к выводу, что психология животных и детская психология не только могут рассматриваться как самостоятельные дисциплины, но и могут выступить в качестве образца, которому должна последовать психология взрослых.

Уотсон полагал, что для того чтобы психология могла считаться наукой, психологические данные должны быть доступны внешнему наблюдению, как и данные любой другой науки. Внешним - общественным - является поведение, тогда как сознание является внутренней - личной - сферой. Наука должна иметь дело только с доступными обществу фактами. Поскольку психологов все меньше удовлетворял метод интроспекции, вновь появившийся бихевиоризм быстро приобрел популярность; многие молодые американские психологи стали называть себя «бихевиористами». (Хотя проведенные русским психологом Иваном Павловым исследования условных рефлексов рассматриваются как важный вклад в исследование поведения, именно благодаря Уотсону бихевиоризм приобрел широкое влияние.)

Уотсон утверждал, что практически все формы поведения являются результатом обусловливания и что среда формирует поведение посредством подкрепления специфических привычных реакций. Например, если давать ребенку печенье, чтобы он перестал хныкать, это послужит подкреплением (вознаграждением) его привычки хныкать. Условные рефлексы рассматривались как элементарные составляющие поведения, из которых могут составляться более сложные формы поведения. Любые типы сложных паттернов поведения, являющиеся результатом научения или образования, рассматривались как не более чем ткань взаимосвязанных между собою реакций.
Бихевиористы были склонны рассматривать любые психологические феномены в терминах стимулов и реакций, что породило название психология «стимул-реакция» (С-Р-психология). Однако следует отметить, что сама по себе С-Р-психология представляет собой не теорию или подход, а лишь совокупность терминов, которые можно использовать для передачи психологической информации. С-Р-терминология часто используется и современной психологией.

Периодизация: конец XIX – начало ХХ века

Глоссарий :

Аналитическая интроспекция- Ментальный анализ, требующий исключительно высокоорганизованных самонаблюдений, с помощью которого структуралисты попытались определить мельчайшие (не поддающиеся дальнейшему дроблению) фундаментальные единицы - элементарные ощущения, или «ментальные молекулы» восприятия.(Национальная психологическая энциклопедия)

Ошибка стимула - ответ об интроспективных переживаниях, выраженный в терминах внешних ощущений, а не в терминах собственных ощущений и их качеств. Известный термин психологии интроспективной, отражающий ее атомистическую направленность.(Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.)

Вазомоторные реакции- защитные силы организма, когда под воздействием каких-то факторов сосуды меняют свой диаметр.(Медицинский справочник терминов).

Поток сознания- Понятие, отражающее движение сознания и его непрерывное изменение. (Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. )

Прагматизм- философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.(История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002. )

Позитивизм- филос. направление 19-20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. (Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

Персоналии:

Титченер Э.(1867-1927)

англо-американский психолог-экспериментатор.

Титченер впервые ввёл термин «структурализм» для обозначения исследовательского подхода Вундта, в противовесфункционализму Уильяма Джеймса. Он сам продолжал развивать данный подход, хотя и перенял от Вюрцбургской школыинтроспекционизм как метод изучения душевных процессов. Он пытался разложить психику на некоторые составные элементы, которых он насчитывал до 30000, и которые он сравнивал с химическими элементами. Вместе с тем, нельзя не оценить подробнейшие описания психических процессов и ощущений, составленные благодаря подобным изысканиям Титченера. В честь него также названа «иллюзия Титченера»: окружность, окружённая другими окружностями, кажется тем меньше, чем больше диаметр окружающих её окружностей.(Т.Лихи. История современной психологии, 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 448 с.)

Джемс У.(1842-1910)

американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом . С 1878 по 1890 гг. Джемс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознаниекак индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США. Наряду со Стэнли Холлом Джеймс - единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации - в 1894 и в 1904 годах.(Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996.-№ 3.- С.79-91)

Ланге К.(1834-1900)

датский медик, физиолог, психиатр, психолог, философ, профессор патанатомии Копенгагенского университета (1885), почëтный доктор Лундского университета (1893).

В 1868 К. Ланге провëл исследования бульбарного синдрома, в 1874 - хронического полиомиелита.

Особую известность К. Ланге принесла его периферическая теория возникновения эмоций - сосудо-двигательная теория эмоций, в которой ведущую роль он отводил сомато-вегетативному компоненту. В ней эмоции трактуются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов. Эту теорию Ланге выдвинул, не будучи знакомым с теорией У. Джемса (1884), поэтому она получила название теории Джемса-Ланге.

Из всего спектра душевных движений он выделил и подробно исследовал то, что называл «наиболее резко выраженными и характерными эмоциями»: радость, грусть,страх, гнев, а также с некоторыми допущениями: смущение, нетерпение, разочарование. К. Ланге описывал основные черты «физиологии» и «физиогномии» эмоций, их физиологические и поведенческие компоненты.

Кроме того, К. Ланге открыл и первым описал психотропные свойства лития.(Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.)

Дьюи Дж.(1859- 1952)

Американскийфилософ и педагог, представитель философского направления прагматизм.

Дьюи развил новый вариант прагматизма - инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания.

Три пути совершенствования опыта по Дьюи: 1.Социальная реконструкция, 2. Применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий», 3. Совершенствование мышления.

Социальная реконструкция - совершенствование самого общества - условие совершенствования опыта, поскольку значительная доля опыта накапливается внутри общества. Дьюи разработал теорию научного метода как инструмента успешной человеческой деятельности, достижения целей. Открытие, сделанное Дьюи при разработке теории научного метода и учении о проблематичной ситуации, состоит в том, что достоверное знание и правильное использование научного метода приводят к превращению проблематичной ситуации в решённую - ситуация приобретает иное качество - «следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания - познание изменяет само существование предмета познания».

Цель воспитания, по Дьюи, - воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания(Гуреева А. В. Критический анализ прагматической эстетики Д. Дьюи. - Москва: Изд-во МГУ, 1983.)

Вудвордс Р. (1869-1962)

Американский психолог, "отец американской психологии", представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией.

Первое влиятельное исследование Вудвортса по проблеме "переноса" в обучении было осуществлено совместно с Е.Л. Торндайком в 1901 г. и опубликовано в журнале "Psychological Review" № 8. В работе доказывалось, что тренировка одной функции мало влияет на другую. Это помогло опровергнуть "доктрину формальных дисциплин в образовании".

Другой важной работой Вудвортса было исследование, основанное на антропометрических исследованиях 1100 человек, принадлежащих к различным расам (1904 г., Международная выставка в Сент-Луисе). Вудвортс показал, что различия внутри популяции гораздо значительнее, чем различия между расами. Для того времени это было революционное утверждение. В 1918 г. В. публикует книгу "Динамическая психология" ("Dynamic Psychology"), в которой развивает идеи о принципиальной важности динамики мотивов в организации поведения и популяризирует введенный им термин "динамическая психология".

Считая исходную формулу бихевиоризма "стимул-реакция" неполной, Вудвортс включает в нее в качестве опосредствующего звена такую детерминанту, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами ("стимул - организм - реакция). Он выдвинул гипотезу о том, что формирующиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование. В дальнейшем это положение было взято на вооружение Гордоном Олпортом в его теории мотивов.

Результатом преподавательской деятельности Вудвортса был учебник «Психология» ("Psychology", 1921), выдержавший пять переизданий (последнее в 1947), и «Экспериментальная психология» ("Experimental Psychology", совм. с H. Schlosberg, 1938, 1954), ставшая для нескольких поколений студентов главным учебным пособием по экспериментальной психологии. Одним из первых исторических обзоров психологии стала книга Вудвортса "Contemporary Schools of Psychology" (1931, 1948, 1964). В ней он, в частности, излагает свою методологическую позицию умеренности и эклектизма и критикует "узкие и жесткие" методики Э.Б. Титченера и Дж.Б. Уотсона. Обобщение идеи Вудвортса получили в последнем крупном издании "Dynamics of Behavior" (1958).

Спенсер Г. (1820-1903)

Спенсер был одним из основателей позитивизма, в русле которого он и стремился трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма.

Он пересмотрел предмет психологии, определив его как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Таким образом, он расширил область психического, включив в нее не только ассоциации между внутренними факторами, т. е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром. Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщающей книге по психологии «Основы психологии» (1870-1872) Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психики - биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. Из этого подхода следует, что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно. Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества. Он говорил о том, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению, поэтому его психика развивается вместе с обществом. Он одним из первых психологов сравнил психологию дикаря и современного человека и сделал вывод о том, что у современного человека по сравнению с дикарями сильнее развито мышление, в то время как у первобытных людей было больше развито восприятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны, они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущих в разное время, Спенсер отказался от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, таким образом, «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций». Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европейца и туземца, разницу между сознанием разных народов. Теория Спенсера получила признание среди психологов, оказала огромное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде всего на усиление ее связи с естествознанием и поиски объективного метода, и способствовала созданию экспериментальной психологии. (Марцинковская Т. История психологии)

1. Ощущение и восприятие – познавательные психические процессы.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном воздействии в данный момент материальных раздражителей на органы чувств.

При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести, температуре окружающих нас предметов, о свойствах их поверхности (шероховатость, гладкость), о звуках, которые они издают. Мы ощущаем также изменение в нашем собственном теле: положение и движение отдельных его частей, состояние внутренних органов (боль, неприятные ощущения и т. д).

Ощущения - начальный источник, первая ступень познания, всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле. «Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». На основе ощущений формируется восприятие.

Но если ощущение есть отражение только отдельных свойств предметов и явлений материального мира, то восприятие всегда имеет целостный характер и отражает различные свойства в их совокупности.

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. При восприятии, например, легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т. д.

Классификация ощущений

Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям;

Проприоцептивные ощущений обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа светового раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий свет лампы. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях мы не замечаем последовательных образов, так как глаз совершает непрерывные движения и поэтому значительного утомления каких-либо одних участков сетчатки не наблюдается.

Классификация восприятийНаиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. В результате научения и созревания мозговых структур с возрастом значительно увеличивается константность восприятия, более точно воспринимаются время и пространственные характеристики объектов. Восприятие совершенствуется и в школьном возрасте, что во многом зависит от развития других психических функций (внимания, памяти и т.д.). Интересны и данные о влиянии профессионального опыта на восприятие. Например, те, кто.работают на большой высоте, со временем видят предметы на земле не такими уменьшенными, какими они представляются неопытному наблюдателю.

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклад, просмотр тематической выставки. Оно может быть включено в трудовую деятельность (например, рассматривание электрической схемы для определения возможной неисправности), а также может выступать как самостоятельная деятельность ― наблюдение. Наблюдение -― это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных. Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое. По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными. Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности. Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

Основные закономерности ощущений 3. У человека разные ощущения могут взаимодействовать между собой. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах – повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией – возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты “окрашенного слуха”, который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина, Римского-Корсакова). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как “светлые”, а низкие как ”темные”.


Похожая информация.


Курсовая работа

Название дисциплины: Общая психология

Тема: Ощущение и восприятие: сущность и свойства



Введение

Ощущение и его свойства

Восприятие и классификация его свойств

Заключение

Глоссарий

Список использованной литературы


Введение


Восприятие и ощущения - это сложные познавательные психические процессы, на основании которых формируется картина мира, окружающего человека. С помощью этих процессов происходит отражение реальной действительности, которую мы познаем при помощи восприятия и ощущений. Другими словами, все наши знания основаны на ощущениях и восприятии. Из этого можно сделать вывод, что разработка темы об этих познавательных процессах является достаточно актуальной.

Хотя и ощущения, и восприятие являются познавательными процессами, они отличаются друг от друга степенью своей сложности.

Самым простым познавательным процессом является ощущение. Ощущения дают нам возможность ориентироваться в окружающих условиях, посылают нам сигналы о том, что происходит как вокруг нас, так и в нас самих. Ощущения являются начальным источником всех наших знаний, так как именно через них мы получаем знания о форме, цвете, запахе, температуре и так далее. Определенные ощущения привязаны к определенным органам. На основе ощущений, вернее, на основе взаимодействии нескольких видов ощущений, мы получаем восприятие.

Восприятие - более сложный психический познавательный процесс. Оно не сводится к простой сумме ощущений. Восприятие качественно отличается от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В нем отражены потребности человека, его интересы, стремления, желания. Восприятие всегда имеет эмоциональную составляющую, потому, что отношения человека к воспринимаемому предмету делает этот предмет эмоционально окрашенным. При восприятии предмета или явления, мы всегда осмысливаем воспринимаемый образ, используем при этом и свою память, и свое мышление.

Таким образом, несмотря на явную взаимосвязь между этими двумя процессами все-таки существуют различия. Различаются также и факторы, которые оказывают влияние на ощущения и восприятие.

Поэтому целью данной курсовой работы является раскрытие сущности и свойств таких двух важных познавательных психических процессов как ощущение и восприятие.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

изучить теоретическую литературу по теме;

дать определение понятиям «восприятие» и «ощущение»;

показать взаимосвязь и различие этих психических процессов;

изучить свойства ощущения и восприятия;

Объект данной работы - ощущение и восприятие как психические процессы, обеспечивающие познание окружающей действительности.

Предмет - взаимосвязь и свойства таких психических процессов как ощущение и восприятие.

Методологической основой для курсовой работы являются труды таких ученых и психологов, как Рубинштейн С.Л., Маклаков А.Г., Лурия А.Р., Немов Р.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В. и других.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений.


восприятие ощущение анализатор

1. Ощущение и его свойства


Что такое ощущение? Это простейший психический процесс, в результате которого отражаются только отдельные свойства окружающего нас мира или мира, находящегося внутри нас. Ощущения возникаю тогда, когда на определенные рецепторы действуют раздражители. Так холодный воздух соприкасается с нашей кожей, и мы делаем вывод о температуре воздуха. На язык попадает какой-либо продукт, воздействует на вкусовые рецепторы, и мы понимаем вкус этого продукта, обозначая его определенными словами - сладко, горько, кисло, солено, холодно, горячо. Из нашего организма поступает сигнал, и мы говорим, что нам больно или мы хотим есть. Таким образом, ощущения, которые мы получаем, несут нам информацию, которая впоследствии обрабатывается нашим мозгом. Эта информация поступает в мозг беспрестанно, и это позволяет нашему организму ориентироваться в том пространстве, в котором он находится, делать выводы об окружающих предметах и о состоянии собственно организма.

Ощущения, являясь психическим процессом, имеет рефлекторный характер. Основа ощущения - нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на адекватный ему анализатор. Материальные вещи и процессы, которые оказывают воздействие на органы чувств, называются раздражителями, а самый процесс этого воздействия - раздражением. Процесс, возникающий в результате раздражения в нервных тканях, называется возбуждением. Возбуждение по ценростремительным нервам доходит до коры больших полушарий и в результате этого возникает ощущение.

Аппарат, который участвует в возникновение ощущения, по предложению И.П. Павлова был назван анализатором. Анализатор состоит из трех частей: органа чувств (рецептора), центростремительных нервов и соответствующего участка мозга.

Периферический отдел, представленный органами чувств, или рецептор - он является специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы - это центростремительные нервы, проводящие пути, которые соединяют периферический отдел анализатора с центральным;

Соответствующие участки головного мозга - подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора - это место, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для того, чтобы у человека возникло ощущение, необходимо, чтобы работали все три части анализатора. Тогда раздражитель, воздействуя на рецептор, вызывает раздражение. От рецептора раздражение по афферентным нервам достигает ядра анализатора, а затем и корковых клеток анализатора. Здесь возникает ответ организма на раздражитель. Мы начинаем ощущать вкус, запах, звук, свет, которые, по сути, являются качественными характеристиками раздражителя. Таким образом, внешнее раздражение преобразовывается в факт сознания и отражает окружающий мир.

Информацию о том, что происходит вокруг нас и с нами, мы получаем через органы чувств. Поэтому органы чувств можно назвать каналами, по которым мир проникает в наше сознание. Без органов чувств мы не смогли бы получать сведения об окружающем нас мире, не могли бы правильно реагировать на его явления, приспосабливаться в окружающей нас среде.

Интересно то, что каждое ощущение закреплено за определенным органом чувств и не может реагировать на другие раздражители. Если на глаз воздействовать звуками или запахами, то они не смогут вызвать зрительных ощущений. То есть, глаз воспринимает только зрительные раздражители, которые вызывают у нас зрительные ощущения. Точно так же свет и запахи не смогут вызвать слуховых ощущений, для них непременно нужен звук, который воздействует на слуховые органы. Таким образом, ощущения, которые вызываются различными раздражителями, воздействуют только на определенные органы чувств, предназначенные для восприятия именно определенного раздражителя. Это значит, что одни и те же раздражители воспринимаются одними органами и вызывают ощущения, а другими органами не воспринимаются совсем и не могут дать реакцию в виде ощущения. То есть, органы чувств являются специализированными, предназначенными для восприятия определенных раздражителей внешней среды и по своей структуре и свойствам каждый орган адекватен определенным воздействиям.

В зависимости от того, какой орган воспринимает действие раздражителя, со стороны чего идет воздействие на рецепторы, каково качество самого раздражителя - от всего этого зависит классификация ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена, по крайней мер, по двум основным принципам: систематическому и генетическому.

На основании систематического принципа классификации ощущений выделяют три большие группы ощущений:

Интероцептивные ощущения объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Эти сигналы несут нам информацию о состоянии внутренних процессов организма, через них мы узнаем о своем самочувствии, о дискомфорте какого-либо органа, воспринимаем болевые ощущения, идущие изнутри организма. Эти ощущения возникают в результате работы рецепторов, которые располагаются на стенках наших внутренних органов, таких как пищевод, желудок, кишечник. Эти рецепторы называют внутренними, а ощущения еще носят название «органические». К ощущениям органическим мы можем отнести ощущение голода, жажды, сытости, боли, идущие изнутри. Если внутренние органы человека работают нормально, то интероцептивных ощущений мы не испытываем. Органические рецепторы сигнализируют главным образом тогда, когда в организме происходят какие-либо нарушения. Органические ощущения все вместе являются основой общего самочувствия человека.

Проприороцептивные ощущения передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения отражают ощущения движения и положения частей нашего тела в пространстве. Они посылают нам сигналы о том, насколько согнута наша рука, насколько сокращены мышцы. Эти ощущения являются основой движения человека, они помогают удерживать равновесие, так как дают представление о положении тела в пространстве. Они составляют основу понимания того находится ли тело в покое или оно перемещается в пространстве. Рецепторы, которые помогают нам владеть подобными ощущениями, находятся в каналах внутреннего уха.

Экстероцептивные ощущения обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Эта группа ощущений самая большая. Она является основной группой ощущений, которые связывают нас с внешней средой. Ощущения этой группы принято разделять на две подгруппы:

контактные ощущения.

дистантные ощущения.

Контактными называют ощущения, которые воздействуют непосредственно на органы чувств. Сюда относят тактильные ощущения, то есть осязание, воздействие какого-либо предмета или явления окружающей среды на нашу кожу. Тактильные ощущения несут нам информацию о самом раздражителе, а также о месте, на которое этот раздражитель воздействует.

Тактильные ощущения можно разделить на четыре вида:

Ощущения, возникающие при прикосновении к коже какого-либо раздражителя;

Ощущения, которые вызываются температурным воздействием на нашу кожу. Их можно разделить на ощущения тепла и холода. Это зависит от температуры того предмета, который соприкасается с нашей кожей. Прикосновение предмета, у которого температура ниже температуры нашего тела, будет вызывать ощущение холода. Напротив, прикосновение предмета, у которого температура выше температуры нашего тела, будет вызывать ощущение тепла.

Болевые ощущения, причиной возникновения которых являются все те же раздражители, которые мы перечислили в первых трех случаях. Единственным отличием их воздействия на нашу кожу при возникновении ощущения боли является интенсивность проявления этого воздействия. Очень высокая температура раздражителя вызывает ожег, и как его следствие - боль. Очень низкая температура раздражителя также вызывает болевое ощущение, но уже связанное с холодовым ожегом. Слишком интенсивное прикосновение раздражителя к коже также может вызвать болевое ощущение, связанное с сильной деформацией кожи.

К этой же подгруппе относится и вкусовые ощущения, так как для их возникновения необходимо воздействие чего-либо непосредственно на вкусовые рецепторы, находящиеся в полости рта. Рецепторами вкусовых ощущений является вкусовая луковица, которая состоит из вкусовых чувствительных клеток, соединенных нервными волокнами. Эти луковицы расположены на кончике, по краям и на задней части поверхности языка, на небе, миндалинах и задней стенке глотки.

Дистантные ощущения возникают в результате воздействия предмета или явления, не находящегося рядом и непосредственно действующим на орган чувств, а в результате действия предмета или явления, удаленного на некоторое расстояние от того органа чувств, на который это явление или этот предмет могут адекватно воздействовать. К таким ощущения относят слух и зрение, обоняние.

Обонятельные ощущения мы получаем посредством работы органов обоняния, через обонятельные рецепторы, которые расположены в слизистой оболочке обонятельных органов. Работу этих рецепторов запускает воздействие на них пахучих веществ, которые проникают в нос вместе с воздухом.

Звуковые сигналы являются раздражителями органов слуха. Рецепторы, реагирующие на звуки и шумы, расположены в ухе человека. Музыкальные звуки или шум являются адекватными раздражителями для уха. Именно эти раздражители воспринимаются слуховыми рецепторами, именно в результате этого раздражения мы понимаем, что из внешнего мира до нас доходит звук, понимаем каково качество этого звука, анализируем, что этот звук или шум может обозначать, и реагируем на него, регулируя свое поведение. Так, например, мы реагируем на шум проезжающей мимо машины, на звуки начинающейся грозы, на доносящиеся до нас музыкальные композиции. Также мы можем, воспринимая звук, давать ему характеристику, то есть определить, насколько высоким, громким является этот звук, каков тембр этого звука.

Еще одним видом ощущений дистантной подгруппы являются зрительные ощущения. Адекватным раздражителем для органов зрения является свет, который исходит от различных предметов в виде электромагнитных волн различной длины. Эти волны воздействуют на зрительные рецепторы, находящиеся в органах зрения. Определенная длина волн вызывает у человека ощущение определенного цвета.

Все ощущения имеют свойства. Эти свойства могут быть специфическими для различных органов, но существуют и общие для всех ощущений свойства. К ним относятся качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация.

Такое свойство как качество отражает отличие данного вида ощущения от других его видов. Так если мы говорим о вкусовых ощущениях, то их качеством будет являться то, что они представляют собой информацию о такой характеристике предмета, как вкус - сладкий, соленый, кислый и так далее. Качеством же осязательного ощущения будет такая характеристика предмета как качество поверхности - гладкая, шероховатая, металлическая, деревянная и так далее.

Следующим свойством ощущения является его интенсивность, то есть характеристика силы раздражителя, действующего на рецепторы. Интенсивность ощущения также может зависеть еще и от состояния самого рецептора. Если состояние рецептора нарушено, то и его способность воспринимать силу раздражителя также может быть нарушена. Так всем известно, что нарушения работы рецепторов, отвечающих за обоняние (что может произойти в результате простудного заболевания), может привести к тому, что мы не сможем воспринимать интенсивность запахов, их сила будет нам казаться меньшей, чем это есть на самом деле.

Временной характеристикой ощущения является такое его свойство как длительность. Это свойство зависит от времени, в течение которого действует раздражитель. Дело в том, что время воздействия раздражителя не совпадает с началом и окончание существования ощущения. Ощущение возникает не сразу, а через какое-то время после начала воздействия раздражителя. Также оно прекращается не сразу после того, как раздражитель перестал действовать на рецептор, а сохраняется еще какое-то время. Здесь можно говорить о таком свойстве ощущений как их инерция, которое как раз и проявляется в том, что воздействие на рецептор уже прекращено, но ощущение еще продолжает сохраняться. Так часто случается со зрительными ощущениями, когда воздействие раздражителя уже прекращено, но все еще сохраняется след от этого раздражителя, и человек продолжает видеть тот зрительный образ, который в настоящее мгновение уже не воздействует на зрительные рецепторы.

Длительность ощущения так же может зависеть и от силы воздействия раздражителя. Чем сильнее действует раздражитель, тем дольше остается ощущение его воздействия. Так случается с болевыми ощущениями. Очень сильный раздражитель, который вызвал болевое ощущение, может уже прекратить свое воздействие на рецептор, но ощущение боли еще может сохраняться достаточно долго.

Еще одно свойство ощущения - пространственная локализация раздражителя. Рецепторы всегда могут предоставить нам сведения о том, где расположен раздражитель, на какое место нашего организма он воздействует.

Организм человека обладает таким свойством, которое характеризует чувствительность к воздействию раздражителя. Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Таким образом, порог ощущения - минимальная величина раздражителя, способная вызвать ощущение. Сила, с которой действует раздражитель, должна быть равна или превосходить порог ощущения. Если эта сила будет меньше, чем порог ощущения, то ощущение не возникнет или, если быть точными, возникнет, но не будет распознано.

Величина раздражителя, вызывающая едва заметное изменение ощущения, называется разностным порогом ощущения или порогом различения. Исследования порога различения проводились двумя немецкими учеными - Гюставом Теодоров Фехнером и Эрнстом Генрихом Вебером. Основываясь на результатах исследования Вебера, Фехнер выработал закон, по которому увеличение интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии ведет к увеличению ощущения в арифметической прогрессии, то есть здесь существует логарифмическая зависимость. Чтобы предыдущее ощущение могло хоть на минимальную величину отличаться от последующего, новый раздражитель должен также отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. Так, чтобы два предмета воспринимались как различные по весу, их вес должен различаться на 1/30. Закон Вебера - Фехнера и теперь лежит в основе современной психологии.

Американский ученый Стивенс работал над изучением психического процесса - ощущения. В результате своих исследований он пришел к выводу, о том, что закон зависимости ощущения от раздражителя выражается не логарифмической, а степенной кривой, что между стимулом или раздражителем существует степенная зависимость. Согласно этому закону, сила ощущения пропорционально зависима от степени интенсивности раздражителя.

Человек способен чувствовать даже самые незначительные изменения в интенсивности воздействия раздражителя. Это явление называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Исследованиями порогов ощущения занимались независимо друг от друга французский ученый П. Бугер и немецкий ученый Э. Вебер. Их исследования привели к одинаковым результатам. Итогом их исследования стал закон Бугера-Вебера, который гласит, что дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину. Эта величина получила название константы Вебера.


2. Восприятие и классификация его свойств


Мир, окружающий нас, его предметы и явления, действуя на ниши органы чувств, посылают нам информацию о своей форме, цвете, запахе. Анализируя эту информацию, мы составляем представление об этих предметах и явлениях окружающего мира, другими словами, воспринимаем его. Таким образом, восприятие - это совокупность тех ощущений, которые мы получаем от окружающего нас мира. Через эти ощущения мы воспринимаем предметы и явления, познаем окружающий нас мир.

Правда, если говорить более точно, то восприятие - это не просто сумма ощущений, которые мы получаем от какого-либо предмета. Восприятие - это сложный процесс, основанный на воспроизведении прошлого опыта, на работе мышления, чувств, эмоций. Оно является чувственным отражением предмета или явления той объективной действительности, которая воздействует на наши органы чувств. Воспринимая какой-то предмет, мы понимаем, что-то, что мы воспринимаем, является свойствами или качествами данного предмета. Мы понимаем, что именно этот предмет является источником тех воздействий, которые мы ощущаем на себе. Поэтому при восприятии те свойства предмета, которые воздействуют на нас как раз и создают образ этого предмета, так как эти свойства мы относим к предмету. Таким образом, восприятие становится формой познания действительности.

Восприятие называют сложным психическим процессом еще и потому, что каждая часть воспринимаемого предмета или явления хоть в какой-то степени, но зависит от того, в окружении чего, каких других предметов или явлений происходит это восприятие. Поэтому при восприятии возможно возникновение различных иллюзий, которые могут исказить истинный образ предмета. Так часто мы сталкиваемся с иллюзией величины предмета, когда он кажется нам меньше или больше в зависимости от того, в окружении чего он находится. То же самое происходит в случае иллюзии параллельности или не параллельности линий. Так что для объективного восприятия предмета необходимо учитывать все условия его восприятия, его окружение, взаимодействие его частей.

Если ощущение дает нам знания о том или ином свойстве предмета, то восприятие предлагает нам целостный образ, который складывается из этих ощущений. Но мы уже знаем, что восприятие не является простой суммой ощущений, оно основано на некотором взаимодействии между этими ощущениями, на связях качеств и свойств различных составляющих частей предмета или явления.

Таким образом, восприятие имеет определенную структуру. В восприятии принято выделять четыре вида операции, из которых оно состоит: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

Обнаружение и различение относятся к перцептивным действиям, то есть к действиям, которые принимают, отражают и преобразовывают сенсорную информацию, формируя ее в целостный образ предмета.

Обнаружение является первой операцией психического процесса восприятия. На этой стадии человек может лишь определить наличие на него воздействия со стороны какого-либо предмета или явления.

На второй стадии, которая называется операцией различения происходит выделение в предмете определенных признаков. Результатом различения становится формирование перцептивного образа предмета-эталона.

Когда образ эталона сформирован, становится возможно осуществление опознавательного действия. К опознавательным действиям относятся следующие две операции - идентификация и опознание.

На этапе операции идентификации происходит сопоставление воспринимаемого предмета с одним из уже известных человеку образцов.

На этапе опознания происходит отнесение воспринимаемого объекта к определенному классу объектов, которые воспринимались человеком ранее, то есть происходит категоризация объекта.

Таким образом, можно сказать, что восприятие требует объединения основных существенных признаков предмета или явления и сопоставления их с прошлым опытом, а это значит, что «процесс восприятия представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа».

Поскольку в основе восприятия все-таки лежит ощущение, то, как и ощущение, восприятие зависит от того, какие анализаторы участвуют в восприятии. Поэтому выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. Конечно, в чистом виде редко можно встретить какое-либо восприятие, так как оно обычно бывает комбинированным и возникает в результате сочетания нескольких различных по качеству ощущений.

Некоторые психологи выделяют такие виды восприятия как пространственное, временное и восприятие движения.

Пространственное восприятие отражает объективное пространство, формы и величины предметов, их взаимное расположение, расстояние между ними. Восприятие формы предмета формируется на основе нескольких анализаторов - зрительного, тактильного и кинестетического. Восприятие направления расположения предметов относительно друг друга основывается на зрительном, кинестезическом и статическом (ощущение равновесия и положения тела в пространстве) ощущениях.

Восприятие времени дает нам возможность ориентироваться в окружающей среде, так как именно оно отражает длительность, скорость и последовательность явлений окружающей нас действительности.

Восприятие движения помогает нам понимать изменение положения, которое те или иные объекта занимают в пространстве. Эта информация предоставляется нам посредством зрительных ощущений.

Как и ощущения, восприятия имеют характеризующие их свойства. Принято выделять такие свойства восприятия как:

осмысленность и обобщенность,

предметность,

целостность,

структурность,

избирательность,

апперцепция,

константность.

Рассмотрим подробнее перечисленные свойства восприятия.

Осмысленность. Это свойство заключается в том, что воспринимая предмет, мы понимаем, что именно мы воспринимаем. Мы сразу же, несмотря на его цвет или точную форму, относим предмет к определенной категории предметов. Это происходит потому, что мы опознаем предмет даже по колеблющимся, изменяющимся признакам, которые мы в результате обобщаем и обозначаем этот предмет определенным понятием. Процесс осмысления воспринимаемого предмета происходит по уже сложившейся схеме. Из потока информации мы выделяем сигналы, которые объединяем и затем относим к определенному предмету. Затем активизируем в памяти эталон, с которым соотносим воспринятый предмет, относим этот предмет к категории определенных предметов и окончательно идентифицируем предмет. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Следующее свойство восприятия - предметность - заключается в том, что сенсорную информацию о предметах мы сразу же соотносим с реальными предметами. Это значит, что те образы, которые мы воспринимаем, соответствуют реальным предметам действительности. Это соответствие помогает нам ориентироваться в окружающем нас мире, правильно реагировать на происходящее вокруг нас, регулировать свое поведение в соответствии с изменения во внешнем мире. Такое свойство восприятия как предметность формируется в результате наших контактов с самими предметами окружающей действительности, входе которых мы усваиваем основные свойства предметов и возможность их применения на практике.

Целостность также является свойством восприятия. Это свойство заключается в том, что явления и предметы окружающей действительности мы воспринимаем целиком, а не отдельными частями. Если говорить об ощущениях, то, предположим, мы сможем ощущать запах апельсина через обонятельные органы, видеть его цвет при помощи зрительных органов, тактильные ощущения дадут нам информацию о качестве и структуре его кожуры, вкусовые рецепторы оставят в памяти ощущение вкуса этого плода. Это все отдельные ощущения, которые мы можем получить при помощи органов чувств. Восприятие же дает нам целостную картину апельсина. Глядя на него мы сразу понимаем, что это такое, какой у этого предмета цвет, вкус, запах. И эту целостность нам может дать только восприятие, поскольку мы уже говорили о том, что при восприятии, которое является сложным психическим процессом, задействованы и мышление, и память, и чувства, и эмоции. Именно эта совокупность всех процессов и дает нам возможность воспринимать предмет целостно, не дробя его на части или не собирая представление о нем по частицам из того букета ощущений, которые дает нам сам предмет. Ведь с помощью восприятия отражаются все связи между свойствами предметов и явлений. Поэтому иногда воспринимая лишь одно-два каких-либо свойств предмета, мы можем представить уже знакомое нам целостное образование.

Структурность - свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Это свойство восприятия тесно связано с таким свойством как целостность. Все предметы и явления окружающей действительности имеют устойчивую структуру признаков, неразрывно связанных отношений между элементами объекта, по которым мы и относим их к той или иной группе предметов, к тому или иному образу. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта. Внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации.

Избирательность трактуется как выделение объекта или части объекта из остальных объектов, находящихся в поле восприятия. Избирательность обусловлена особенностями свойств раздражителя, воздействующего на анализаторы. Так в первую очередь будут выделяться раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от других по тем или иным признакам, как то цвет, осязание, тембр и так далее. Избирательность также зависит от особенностей субъекта восприятия, от его потребностей, мотивов, интересов, направленности деятельности субъекта, задач и установок, стоящих перед ним в данный момент восприятия. Избирательность восприятия зависит от того, какие элементы объекта признаются базовыми.

Апперцепцией называется зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, опыта, знаний, интересов, установок и особенностей личности. Глядя издали на горящий костер, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие включено и это качество. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные стороны предметов. Это происходит потому, что в восприятии сказывается весь человек с собственным отношением к воспринимаемому предмету или явлению, со своими интересами, желаниями и чувствами. Чувства оказывают большое влияние на процесс восприятия, так как делают воспринимаемое либо более ярким, либо могут оставить в тени другого предмета или явления. При восприятии какого-либо предмета всегда активизируются следы прошлых восприятий, поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми, имеющими разный жизненный опыт, разный эмоциональный настрой.

И, наконец, последнее свойство восприятия - его константность. Под ним понимают относительное постоянство воспринимаемых свойств и качеств предмета или явления, то есть его цвета, формы, величины, которые сохраняются независимо от того, в каких условиях они воспринимаются. Константность - свойство, благодаря которому мы можем узнавать предметы в любой обстановке. Мы можем воспринимать предмет, который находится от нас в удалении, а значит, видимый нами размер не соответствует истинному размеру предмета. При разном освещении мы можем слегка по-разному воспринимать цвет предмета. Если бы не было такого свойства как константность, то при малейшем изменении условий, при которых воспринимается нами предмет, мы бы каждый раз воспринимали как бы новый предмет, так как каждый раз менялись бы свойства, по которым мы узнаем предмет. Мы перестали бы воспринимать мир как устойчивый, он бы менялся каждый раз, и наше восприятие уже не смогло служить нам средством познания мира, усложнилась бы или даже стала невозможной ориентировка в пространстве. Поэтому константность, которая заключается в том, что основные чувственные качества восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов, помогает нам ориентироваться в окружающей действительности, правильно реагировать на ее изменения.

Таким образом, восприятие является сложной воспринимающей деятельностью субъекта. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности обусловил целый ряд свойств этой деятельности, о которых мы уже говорили выше. Эта деятельность складывается из совместной работы многих органов чувств, в результате чего является представление о предмете или явлении. Воспринимающая деятельность захватывает все уровни психической деятельности человека.


Заключение


Итак, изучив теоретический материал по теме «Ощущение и восприятие», мы можем сделать выводы.

Ощущение и восприятие являются психическими процессами, на основании которых мы осваиваем окружающий мир, познаем его, учимся правильно вести себя в нем, изменять свое поведение в соответствии с изменениями, происходящими в реальной действительности.

Ощущение - простой психический процесс. Он тесно связан с деятельностью органов чувств, при этом каждый вид ощущения связан с каким-либо конкретным органом. Ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах и качествах предметов и явлений. Так посредством ощущений мы узнаем информацию о цвете, форме, вкусе, размере, температуре, качестве поверхности предмета. Различают интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Они несут информацию, как из внешнего мира, так и изнутри человеческого организма. Также ощущения делят на контактные и дистантные. Это зависит от того, как происходит взаимодействие с раздражителем, вызывающим ощущение. В зависимости от органа чувств, с которым связано ощущение, они также делятся на зрительные, осязательные, вкусовые, слуховые, обонятельные.

Ощущения являются основой еще одного психического процесса - восприятия. Восприятие, в отличии от ощущения, является сложным психическим процессом, в работе которого задействованы мышление, память, эмоции, чувства, опыт, интересы и установки личности воспринимающего. Восприятие опирается на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложную систему. В результате такого объединения мы получаем целостное восприятие предмета или явления, возникающее в результате перехода отражения отдельных признаков предметов к отражению целого предмета или ситуации.

Восприятие имеет свою структуру, состоящую из четырех видов операций: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Различают пространственное, временное и восприятие движения.

Восприятие обладает свойствами. Среди свойств восприятия выделяют такие как осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, апперцепция, константность. Обладая этими свойствами, восприятие дает нам возможность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, помогает нам относить воспринимаемые предметы к определенной категории, реагировать на происходящее в окружающем нас мире, корректировать свое поведение в соответствии с изменениями в этом мире, познавать окружающую действительность.

Таким образом, мы можем сказать, что ощущение является чувственным опытом человека, который возникает при воздействии среды на органы чувств. Ощущение - это первая стадия процессов, возникающих при воздействии внешней среды на рецепторы органа ощущения и ведущая к восприятию, которое формирует субъективную картину мира.


Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Анализаторвоспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения.2Восприятиечувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующих на наши органы чувств.3Дистантные ощущенияощущения, отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.4Интероцептивные ощущенияощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма.5Кинестезияощущение положения и движения отдельных частей тела, сопротивления и тяжести внешних предметов.6Контактные ощущенияощущения, вызываемые непосредственным воздействием объекта на орган чувств.7Ощущениеотражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы8Перцептивное действиепроцесс непосредственного активного приема, отражения и преобразования сенсорной информации, с помощью которого формируется субъективный целостный образ объекта.9Проприоцептивные ощущенияощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве.10Раздражительфактор, вызывающий в организме какую-либо реакцию, раздражение.11Рецепторнервные образования, преобразующие воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы.12Структурностьсвойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.13Экстероцептивные ощущенияощущения, доводящие до человека информацию из внешнего мира и являющиеся основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.


Список использованных источников


1Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие. [Текст]. - Мн.: Новое издание, 2008. - 217 с.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. [Текст]. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009. - 337 с.

Карпова А.В. Общая психология. Учебник. [Текст]. - М.: Гардарики, 2004. - 319 с.

Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. Учебное пособие. [Текст]. - М.: Прогресс, 2005. - 208 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. [Текст]. - СПб.: Питер, 2000. - 296 с.

Немов Р.С. «Психология»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 томах, кн. 1. [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 483 с.

Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. - 415 с.

Петровский. А.В., Ярошевский М.Г. «Психология». Словарь. 2е изд., [Текст]. - М.: Политиздат, 2007. - 514 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебник. [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 552 с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 247 с.

Теплов Б.П. Психология. Учебник. [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 335 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психология изучает различные психические явления, процессы и состояния. Ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение - это познавательные психические процессы.

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств. Особенность ощущений заключается в их непосредственности и сиюминутности. Когда человек прикасается к предмету, кладет его на язык, подносит к носу, такое воздействие называется контактным. Воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение - это физиологический процесс, под воздействием которого в нервных клетках возникает возбуждение, передающееся по афферентным нервным волокнам в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический, и индивид ощущает то или иное свойство предмета или явления.

Свойства ощущений . Наши органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям среды. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией.

Нередко под воздействием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Это явление связано с синестезией (от греч. synaisthesin -единовременное ощущение, совместное чувство) - психическим состоянием, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Например, общеизвестно, что цветовые сочетания влияют на температурную чувствительность: сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода, а желто-оранжевый - тепла. Эту особенность учитывают дизайнеры.

Явление сенсорного голода, или большой дефицит ощущений, называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации в психике человека возникают разнообразные аномальные явления - от галлюцинаций и впадения в забытье до полного отключения мозга.

Виды ощущений . При классификации ощущений выдвигают следующие критерии:

  • по месту расположения рецепторов;
  • по наличию либо отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
  • по времени возникновения в ходе эволюции;
  • по модальности (виду) раздражителя.

Выделяют три основных класса ощущений:

  • интерорецептивные (органические),
  • экстерорецептивные,
  • проприорецептивные.

Интерорецептивные сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.). Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Проприорецептивные расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

Кроме того, ощущения могут быть дистантными и контактными . К первым относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые. Ко вторым -осязательные, вкусовые и обонятельные.

Каждый тип человеческих ощущений дает специфическую информацию. Однако существуют общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся уровни чувствительности, или «пороги ощущений». Чувствительность - это способность к распознаванию величины и качества раздражителя. «Порогом ощущений» называют психологическую зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раздражителя.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется верхним порогом чувствительности (например, за этим порогом свет уже ослепляет).

Благодаря порогу чувствительности человек может постоянно улавливать незначительные изменения параметров внешней и внутренней среды: силу вибрации, уменьшение или увеличение силы звука, уровень освещенности, уровень тяжести и т.д. Пороги чувствительности для каждого индивидуальны. Их величина зависит от многих причин. Особое влияние на повышение чувствительности оказывают характер деятельности, профессия, мотивы, интересы, степень тренированности.

Изменения в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком, называют дифференциальным порогом, или «порогом различения». Величину различения между сигналом, при котором точность и скорость различения достигают максимума, называют оперативным порогом. Оперативный порог ощущений в 10-15 раз выше дифференциального.

Выделяют также временной порог - это мера длительности и воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Латентный порог - период реакции, отрезок времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Ощущение относится к более сложноорганизованному психологическому процессу - восприятию . Восприятие есть целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Виды . Различают восприятия:

  • слуховые,
  • зрительные,
  • осязательные,
  • обонятельные,
  • вкусовые,
  • кинестезические (двигательные).

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, т.е. связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии формы и величины предметов с помощью синтеза зрительных, осязательных, мышечных ощущений, а также на восприятии удаленности и объема предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением человека.

Восприятие течения времени заключается в том, что восприятие времени не изменяет очевидного физического стимула. Конечно, само время исчисляется секундами, минутами, т. е. может быть измерено, но нет определенного объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают запах, свет и т.д.). На сегодняшний день ученым не удалось обнаружить механизм, преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Однако достоверно установлено, что каждый обладает «биологическими часами»: сердечный ритм и обменные процессы помогают нам ориентироваться во времени. Если человек в течение нескольких месяцев встает по будильнику в одно и то же время, то вскоре организм настраивается на пробуждение в определенный час без дополнительного стимула.

Восприятие времени меняют некоторые медикаменты, оказывающие влияние на ритмику организма. Кофеин ускоряет время, хинин и алкоголь, напротив, замедляют его. Наркотические препараты (гашиш, марихуана и т.д.) могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, эмоциями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный жизненный период, наполненный не-интересными событиями и обыденностью, вспоминается как быстро прошедший.

При резком эмоциональном или физическом переутомлении часто происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Звуки оглушают, свет ослепляет, запахи «въедаются», вызывая острое раздражение. Такие изменения восприятия называются гиперстезией .

Гипостезия - противоположное состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам. Гипостезия связана с подвижными или неподвижными раздражителями, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющегося: в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как в театре или кино (сценоподобные галлюцинации).

От галлюцинаций стоит отличать иллюзии (от лат. Illusio - «обман») - ошибочные восприятия реально существующих явлений или вещей. Иллюзии делят на аффективные, парейдолические и вербальные (словесные).

Свойства восприятия . Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия: константность, целостность, осмысленность, избирательность и апперцепцию.

Константность - устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Парашютист знает, что лес зеленый, поэтому даже с большой высоты воспринимает его именно таким. Закон константности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные.

Целостность - всякий объект и ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т.е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Если мы видим лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить положение его рук и туловища.

Осмысленность - как правило, человек воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.

Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т.п.), такую апперцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т.п.).

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...