Видение мозгом.

Экстрафильм от 26.07.16

Почему то в последние дни, точнее ночи, я совершенно перестал наблюдать особей мужского пола. Не понимаю, с чем это связано, но куда бы я ни отправился, точнее, куда бы меня не послали, я вижу одних только женщин.


Сегодня, я пытался сосредоточиться, и мысленно задавал вопрос: - «Почему? Где все мужчины»?

Ответа не было. Но вот меня занесло за кулисы театральной сцены, где танцовщицы облачённые в трико, с изображением сумасшедших ломаных чёрных и белых линий, устроил себе небольшой перерыв в репетиции. Только успел подумать о том, что вероятно я сейчас увижу нечто вроде «Танца молний», как в моём мире разразилась ужасающая гроза.

Очнулся, открыл глаза, даже жутко стало, не помню, когда ещё так грохотало. Сверкание молний видно даже сквозь очень плотную занавесь на небольшом окне слева от стола в моём кабинете.

Встал. Время ровно 03:00. Вышел в сени, и там через остеклённую дверь ведущую на задний двор, сполна насладился невероятным зрелищем. Молнии сверкали практически не переставая, по нескольку штук одновременно в разных местах. А гром был не похож на гром. Звук такой, словно на город падают пятисоткилограммовые авиабомбы. Это взрывы, а не гром.

Сигарета выкурена, уду ложиться снова. Закрываю глаза, и через опущенные веки продолжаю видеть вспышки. После одной такой, особенно мощной, по прошествии десяти секунд небо над крышей моего дома буквально раскалывается от грохота.

И тут только я начинаю догадываться, что я вижу вовсе не отблески света в комнате.
Не могу я видеть вспышки молний с опущенными веками в комнате, которая молниями не освещается. Их можно видеть только глядя на занавеску, непроницаемую для света снаружи.

Тогда я зажимаю оба глаза плотно сжатой пятернёй. Эффект тот же. Вижу вспышки, за которыми следует грохот с небес. Усложняю задачу. Один глаз открываю, и смотрю им на занавеску. Наблюдаю очередную вспышку обеими глазами, и следом звучит гром.

Ошибки быть не может. До меня доходит, что сегодня я вижу молнии не глазами, а непосредственно мозгом. Иначе, это явление не объяснить. Возможно, электромагнитный импульс разряда формирует в мозгу электрический сигнал, который мозг привычно интерпретирует как вспышку молнии, наблюдаемую глазом.

Но вот интересно… Сейчас мои глаза исключены из процесса преобразования света в сигнал, посылаемый ими в мозг, на обработку. Если это так, значит теоретически, очень многие явления, сопряжённые с выделением какого - либо вида энергии, человек способен прекрасно видеть с закрытыми глазами! Значит не все «колдуны» врут, что могут видеть окружающий мир с плотно завязанными глазами? Может, Юрий Горный на самом деле водит автомобиль с чёрной полумаской на верхней части лица, перевязанной сверху шарфом из светонепроницаемой ткани, и при этом не обманывает доверчивую публику? Это не трюк? Это способности?

Да и правда. Видим же мы картинки, читая книгу, например? Или просто фантазируем, и уж тем более, когда видим сны. Мозг сам формирует изображение без всякого участи глаз!

Далее я решил узнать об этом по подробнее у моих гидов, но они по своему обыкновению сами решили за меня, что мне показывать. Я увидел сверху всю Европу, и почти повсеместно дожди. А вот над метрополией Британской империи видно какое то свечение. Очень похоже на то, что там что-то происходит, или произойдёт. Не обязательно плохое, может и хорошее, но последствия окажутся значимыми для многих стран. Нужно последить за новостями из Лондона.

Недавно проведённые исследования кандидатом в доктора наук Джеем Сангвинетти (Jay Sanguinetti) показали, что мозг человека видит входящую визуальную информацию, которая может не осознаваться. Проще говоря, мозг человека видит больше, чем сам человек или чем он осознает.

Как это было обнаружено?

Джей показывал участникам серию нарисованных черных фигур, за границами которых на белом фоне были спрятаны реально существующие белые, как и цвет фона, объекты. В то же время, Джей вместе со своей коллегой, профессором Мэри Питерсон, фиксировали показания ЭЭГ.

«Вопрос который мы ставили — это видит или обрабатывает как-то мозг человека, ту информацию, те объекты, которые были спрятаны за границами черных фигур. То есть, видит ли ум те спрятанные объекты, когда сам человек сознательно их не видит. Более того, пытается ли ум как-то интерпретировать, то что он видит».

Ответ, который они получили, был — да.

Существует паттерн активности мозга для процессов связанных с пониманием и интерпретацией. Пик мозговой активности в 400 миллисекунд (называется N400), говорит о том, что мозг распознал объект и дал ему определение. Например, что мозг увидел белый объект на белом фоне и определил, что это цветок.

«Участники нашего исследования сознательно не видели объекты, спрятанные за границами фигур, которые мы им показывали. Тем не менее, наши данные свидетельствуют о том, что мозг увидел эти объекты и распознал», — сказала доктор Питерсон. «Однако мозг человека отверг эту информацию, и если мозг отвергает какую-то информацию для осознания, то и сам человек не будет ничего знать о том, что увидел его мозг».

Исследователи также показывали участникам просто черные фигуры без каких-либо спрятанных предметов за границами этих фигур. Когда участники видели просто черные фигуры, без каких-то реально существующих объектов за пределами этих фигур, на ЭЭГ не было паттернов N400.

Источник: http://tetahealing.org

ThetaHealing ® уникален тем, что позволяет найти причину той или иной проблемной ситуации, позволяет осознать всё, что происходит в жизни у человека. Понять, почему его жизнь складывается так или иначе, найти ответы на вопросы. В ThetaHealing ® мы верим, что нет проблем, которые бы не мог разрешить человек, если он действительно этого хочет. Тета Исцеление открывает все границы перед человеком. Мы говорим, что всё, что есть в нашей жизни, вся наша жизнь — это наше произведение. Мы сами художники своей картины жизни и мы ответственны за всё, что в ней есть и чего нет. И принятие этой ответственности убирает все иллюзорные ограничения и мотивирует человека к действию. Человек уже не может сказать: «Я не могу себе этого позволить, потому что у меня маленькая зарплата». Потому что этот человек сам выбрал свою работу и то, сколько он будет зарабатывать. И самое главное, человек начинает понимать, что может это изменить, если захочет. Можно сказать, что жизнь начинается с того момента, когда человек решает, что это его жизнь, и только от него зависит, как она будет выглядеть. С этого момента человек начинает по-настоящему проявлять своё «Я».

На этом этапе кто-то может сказать: как это так, что человек сам выбрал быть больным или без денег, без дома, без любящих людей вокруг? Кто сознательно на такое согласиться? Дело в том, что важно также понимать, что человек — это не только его сознание. Знаете ли Вы, что человек сознательно понимает лишь 10% всего, что он делает, и что происходит вокруг него? 90% — это его подсознание, которое как банк данных записывает всю информацию, с которой он сталкивается, и регулирует огромное множество процессов в его организме. Вы, например, не задумываетесь, как должно работать ваше сердце, сокращаться его мышцы, как Вам дышать и так далее. В подсознании хранятся все воспоминания, переживания, а также программы или убеждения.

Итак, после того как человек принял ответственность за свою жизнь на себя и решил стать Творцом своей жизни, следующим шагом будет найти то, как или, вернее, ЧТО в этом человеке спровоцировало ту или иную проблемную ситуацию. Под «ЧТО» я как раз и подразумеваю подсознательную программу, которая привела к тому, что человек решил создать в своей жизни определенную проблемную ситуацию. На этом этапе давайте поясним сказанное примером неэффективной программы: как она могла сформироваться и к чему привести.

Допустим, человек (пусть его зовут Игорь) когда-то попробовал начать свой бизнес. Однако у него ничего не получилось и бизнес «прогорел». А не получилось, потому что Игоря подставил его друг и партнер, который не выполнил крупный заказ, забрал выручку, и в итоге, у Игоря теперь огромные долги и бизнес его закончился, не успев начаться. На этом этапе у Игоря могут сформироваться следующие подсознательные установки — «Нельзя доверять друзьям», «Друзья предают/кидают», «Бизнес вести опасно — можно не только ничего не заработать, но и заработать долги». Это всё примеры неэффективных убеждений. И в это все человек будет подсознательно верить. Подсознание человека сформировало эти убеждения с целью защитить его. Это с одной стороны. А с другой стороны, так как человек теперь действительно верит в это, это будет воплощаться в реальность. И если Игорь снова решит начать свой бизнес, то высока вероятность, что история повторится, возможно, с некоторыми изменениями. Также по поводу «Друзья кидают/предают»: с одной стороны, Игорь теперь будет осторожен с друзьями, но так как он верит, что «Друзья предают», то возможно, именно таких друзей он и будет привлекать в свою жизнь. И конечно же, изначально тот факт, что у Игоря бизнес провалился, говорит о том, что уже была какая-то негативная установка, которая спровоцировала эту ситуацию. Тут могли быть разные причины: неудачный опыт родителей/друзей в предпринимательстве, возможно, сами родители говорили Игорю, что вести бизнес опасно или доверять людям опасно, и он принял это на веру.

На самом деле, родители играют очень важную роль в формировании системы убеждений человека. До 6 лет мозг человека функционирует на волнах Тета и на этой частоте доступ к подсознанию открыт, и ребенок может принимать на веру буквально всё, что говорят его родители. Так, если родители говорят ребенку «Вон посмотри, какой Ваня хороший, всегда чистенький приходит с улицы, а ты разгильдяй, хлопот с тобой не оберешься», то ребенок с раннего детства может начать верить, что он какой-то плохой, приносит одни проблемы и т.д. Конечно же, это будет не очень позитивно сказываться на его жизни и развитии в целом.

Убеждения могут перениматься не только от родителей, но также по генетической линии и из коллективного сознания. Так если в роду человека были предки, которых раскулачили, то могло передаться такое убеждение, что «Сколько бы я ни заработал, всё равно всё отнимут». И это будет останавливать человека на его пути к финансовому изобилию.

Коллективное сознание — это то, во что верит одновременно много людей, и человек может присоединяться к этому верованию. Пример убеждения из коллективного сознания России — «Хорошо там, где нас нет». Многие люди его разделяют, не осознавая, что тем самым они творят реальность, в которой, где бы они ни были, они всегда будут недовольны тем местом, куда они приехали.

В Тета Хилинг мы учимся находить подобные неэффективные установки в подсознании человека, и через Создателя обучать человека эффективным, которые будут служить наивысшему благу этого человека. Человек учится видеть жизнь по-другому, видеть ее с позиции Творца своей реальности, а не ее заложника. Человек осознает, что его вера и его выбор — это и есть ключ к его жизни и его судьбе. И это бесценно!

Все, что человек воспринимает органами чувств в здравом уме и твердой памяти, буддисты называют условным видением, т.е. обусловленным (кармическим) видением. Ученые, изучающие мозг и сенсорные системы утверждают: человек смотрит глазом, а видит мозгом. При чем, в процессе восприятия достаточно неоднозначностей, парадоксов, искажений. В том, что 2500 лет и относительно новыми открытиями нейро-науки достаточно параллелей. И те, и другие ставят акцент на том, КАК обрабатывается информация, поступающая от органов чувств.


Опишу нейробиологическое объяснение «искажения» на простом примере зрительного восприятия банана
Весьма сжато приведу буддистскую точку зрения, основанную на исследованиях с помощью медитативных техник. Вторая истина благородных гласит: у неудовлетворенности (ду́хкха), пронизывающей всю нашу жизнь, есть причина. Под причиной понимается базовое незнание своей истинной природы, наше изначальное заблуждение относительно реальности, из-за которого появляются мешающие эмоции и жесткие концепции. Фокус в том, что изначальное заблуждение сопровождает каждый момент нашей познавательной деятельности (когда мы видим, слышим, чувствуем запахи, вкус, испытываем физические ощущения, идентифицируем и оцениваем), а значит познание «искажено». В буддизме этому соответствует образ человека, которому стрела угодила в глаз. Ослепленный неприятным (болью) будет автоматически отталкивать от себя источник; человек, испытывающий приятное ощущение, автоматически тянется к его источнику; переживающий нейтральное ощущение склонен игнорировать его источник. Как увидим дальше, это напрямую соотноситься с первичной оценкой воспринимаемого объекта как хорошего, нейтрального или плохого, которую ученые называют автоматической.

Опишу нейробиологическое объяснение «искажения» на простом примере зрительного восприятия банана. Но сначала – почему зрение? Зрение признается самым важным источником пространственной информации в буддизме, так и в науке. Свыше 90% знаний о внешнем мире человек получает при помощи глаз. Кроме того, известно, что зрительная информация является более точной и подробной, чем полученная от других органов чувств. Существуют и доказательства того, что люди, принимая решение о поведении в пространстве, больше всего доверяют именно ей. «увидеть» близко по смыслу к «удостовериться».


Итак, человек смотрит на банан. Оптические нервы (сенсорные нейроны в глазах) вначале замечают продолговатую и изогнутую жёлтую штуку. Возбуждаемые этим стимулом, нейроны начинают посылать сообщения в таламус - нейронную структуру, находящуюся в самом центре мозга. Таламус играет роль сенсорного хаба: там сортируются сенсорные сообщения перед тем, как отправляться в другие зоны мозга.
Когда сообщения от оптических нервов отсортированы в таламусе, они передаются в лимбическую систему . На этом уровне мозг даёт непосредственную оценку («чую нутром»), в данном случае - продолговатой, жёлтой и изогнутой штуки, определяя зрительный стимул как хороший, плохой или нейтральный. И надо сказать, что сенсорные системы снабжены весьма изощренными способами фильтрации биологически важной информации, которые работают и на уровне одиночной рецепторной клетки, и на уровне сенсорных систем.
Автоматическая (т.е. без участия сознания) оценка (хороший, плохой или нейтральный ) сразу же запускает ряд физических реакций, активизирующих сердце, лёгкие, основные группы мышц рук, груди, живота, ног, а также органы, отвечающие за выработку гормонов. Так автоматическая оценка «заряжает» организм на действие (захват-стремление - отторжение, борьба – бегство). Здесь участвуют области мозга, имеющие дело с памятью. Т.о. восприятие происходит мгновенно, помимо сознания, но целенаправленно.
Только после того, как тело среагировало, аналитическая часть мозга начинает интерпретировать физическую реакцию в контексте автоматической эмоциональной оценки (гнев, страх, удовольствие и проч.). В коре головного мозга информация организована в паттерны или понятия, образующие «карту», которую мы используем для ориентации в повседневном мире. Благодаря этим паттернам мы способны узнавать и называть воспринимаемый нами объект и предсказывать его поведение или ассоциирующиеся с ним «правила» (хочешь съесть банан – сними кожуру).
Кора головного мозга оценивает паттерн и делает заключение, что объектом, стимулировавшим наши оптические нервные клетки, на самом деле был банан. То есть мы смотрим глазом, но видим мозгом.
И если в коре головного мозга уже сформирован паттерн, или понятие «банан», то она предоставляет всевозможные ассоциативные подробности, основанные на прошлом опыте : например, какой вкус у банана, нравится ли нам этот вкус или нет, и все остальные детали, относящиеся к нашему понятию банана. Все эти ассоциации дают нам возможность решить, как реагировать на объект, воспринимаемый как банан.
Достигая стадии узнавания банана, мы в действительности больше не видим первоначальный объект. Вместо него мы видим его образ, сконструированный корой головного мозга - нейроизображение. И этот образ обусловлен огромным разнообразием факторов, включая окружающую обстановку, наши ожидания, предшествующий опыт, равно как и саму структуру наших нейронных цепей. Кора головного мозга в определенном смысле формирует наш мир – или наш персональный телевизор.
Чтобы почувствовать, как наш мозг "видит" и обрабатывает информацию, заключенную в нейроизображении, поставим простой эксперимент . (Этот опыт много лет назад продемонстрировали сотрудники Института проблем передачи информации РАН Г. М. Зенкин и А. П. Петров.) Войдем в хорошо затемненную комнату и, оставаясь там в течение 10-15 минут, привыкнем к темноте. Затем возьмем в правую руку заранее приготовленную импульсную фотовспышку, направим ее на ближайший предмет, скажем на собственную свободную руку, и нажмем спусковую кнопку. Вспышка длительностью около миллисекунды давно кончилась, свет уже не действует на сетчатку, но мы четко видим... нейроизображение собственной руки. Уберем ее за спину: где же она на самом деле? Глаз (точнее, зрительная система!) говорит, что рука перед нашим лицом, а соматосенсорная система утверждает, что рука за спиной... В течение примерно 10 секунд мы еще видим так называемый последовательный образ.
Подытожим:


Итак, ученые приходят к выводу: восприятие нельзя считать просто неким механизмом расшифровки сенсорной информации, обеспечивающим пространственно-временное измерение внешних раздражителей. Результатом восприятия является нечто совершенно новое, созданное работой мозга отчасти из сырого материала реакций органов чувств, отчасти сформированное разнонаправленными процессами центральной нервной системы, протекающими в данное время, а также полученными в результате научения уроками прошлого опыта (Wyburn et al.,).
Лонгчен Рабджам - один из самых эрудированных Мастеров тибетского буддизма пишет: "Поскольку все явления сводятся к осознаванию, - пробуждённому уму, в котором они возникают самопроизвольно, то как бы они ни возникали, точно так же они не существуют, демонстрируя нечто вроде иллюзорного представления".

Литература:

Лонгчен Рабджам, Драгоценная Сокровищница Дхармадхату
Пол Экман. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Йонге Мингьюр Ринпоче
НиколлсДж. Г. и др. От нейрона к мозгу. Под ред. Балабана П. М., Гиниатуллина Р. А Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии.
Брунер Дж. О перцептивной готовности // Хрестоматия по «ощущению и восприятию" Way, B. M., Creswell, J. D., Eisenberger, N. I. & Lieberman, M. D. 2010), ‘Dispositional Mindfulness and Depressive Symptomatology: Correlations with Limbic and Self-Referential Neural Activity During Rest’ и др.

Александр Левит окончил Российский Государственный Гуманитарный Университет по специальности «Клиническая психология».

В 2008 году создал тренингово-консультационный центр, разработал два собственных тренинга: «Ментальный прорыв», направленный на развитие скрытых возможностей человека и «Живая природа денег. Войди в финансовый поток», предлагающий нестандартный поход к пониманию денежной механики.

Материалы по теме:

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Каждый из нас обладает неисчерпаемым потенциалом развития

Однако мало кто понимает, насколько велик его внутренний потенциал и как его раскрыть.

Об этом побеседовали с клиническим психологом, бизнес-консультантом, автором и ведущим тренингов Александром Левитом.

Александр, каких высот, по-вашему мнению, может достигнуть человек, и как это влияет на качество нашей жизни и жизни наших близких?

В самых разных сферах жизнедеятельности человека есть сугубо специфические аспекты развития потенциала, я скажу лишь об общих принципах.

Одним из важнейших препятствий для развития возможностей человека является неверие в свои силы. Оно формируется под влиянием социальных стереотипов и установок. Когда мы взрослеем и созреваем как личность, когда мы пытаемся чего-то добиться, мы сталкиваемся со всевозможными ограничениями и запретами, большая часть которых иррациональна и просто не имеет смысла. Очень часто в такие моменты мы ориентируемся на общественное мнение, которое всегда мыслит сдержанными и консервативными категориями. Из-за этого мы перестаем верить в себя. В связи с этим напрашивается вывод: человек должен создать условия, при которых он будет готов вырваться из круга привычных неэффективных действий.

- А вам самому удалось вырваться из этого круга? Расскажите немного о себе.

Я родился инвалидом. Уже в младенчестве врачи обнаружили, что я слепой. Я помню, что в детстве различал только свет и тень и иногда смутно видел границы ярких предметов, например, окно. Врачи говорили, что я никогда не буду видеть. Однако мои родители не отчаивались и пытались найти какие-то эффективные нестандартные способы восстановить мое зрение. Когда мне исполнилось 9 лет, отец нашел-таки направление, которое помогло мне обрести зрение. Но сначала я научился... видеть мозгом! А потом и само зрение восстановилось, но не полностью, а на 50% процентов. Поэтому сейчас на остальные 50% у меня работает так называемое альтернативное зрение. Да, я до сих пор не могу читать мелкий текст без лупы, но для жизни, как говорится, хватает.

- Что конкретно вы делали, чтобы научиться «видеть мозгом», это были какие-то специальные занятия?

Для того, чтобы придти к этому, мне пришлось достаточно долго выполнять определенные упражнения. Надо сказать, что для меня это было очень нудно и неинтересно. Я даже не понимал, зачем все это, почему родители так сильно хотят что-то во мне изменить. То есть тот мир, в котором я жил меня полностью устраивал и я не понимал, что есть люди, которые живут более полноценно. Но отец смог объяснить мне, что изменения необходимы, и я продолжал занятия. Было трудно. Несколько раз я решал, что больше не буду заниматься «этой ерундой», что меня больше не заставят, но в итоге продолжал упражняться.

- Как быстро появились первые результаты?

Первое время не было никаких результатов! Они появлялись так медленно, что казалось, будто ничего не происходит. Прошло больше 2-х лет, прежде чем я стал узнавать других людей и самостоятельно ориентироваться в пространстве. К этому времени я уже понял, насколько лучше воспринимать мир еще с помощью зрения - появились новые возможности, изменился круг общения и интересы. Очень многие вещи стали происходить по-другому - ярче и полноценнее.

Александр Левит

- И вы теперь вы делитесь своими навыками с другими?

Несколько лет назад мы с коллегой начали проводить тренинги и консультации. Так получается, что интересы и запросы тех, кто обращается к нам, таковы, что мы в первую очередь передаем им основу описанного мной выше опыта - опыта раскрытия внутреннего потенциала и расширения собственных границ.

Кстати, нагляднее всего опыт раскрытия внутренних ресурсов можно проследить в спорте. Когда человек начинает заниматься каким-либо видом спорта, он через некоторое время приходит к пределу актуальных на сегодня возможностей. Он считает, что больше не может ничего усовершенствовать в себе и отчасти «ломается». Тренер слышит слова: «Я больше не могу. Больше из меня ничего не выйдет». Грамотный тренер в этот момент говорит: «Продолжай!», и постепенно увеличивает нагрузку. И через некоторое время спортсмена открывается второе и третье дыхание, и он начинает демонстрировать совсем другие результаты.

- Но все-таки спорт - это, прежде всего, работа с телом. Причем здесь раскрытие внутреннего потенциала?

В конце ХХ века наглядный принцип наставничества в спорте перешел в другие сферы - личностный рост, бизнес. Таким образом возникло направление «Коучинг», целью которого стало раскрытие внутренних ресурсов человека и социальной деловой группы - путем приведения к осознанию собственных возможностей и путей развития. Ведь важно не просто указать индивидууму, к чему ему следует стремиться, но сделать так, чтобы он сам это понял, без подсказок.

- По какой же причине люди этого не понимают сами?

В результате общения с ними мы видим, что большая часть проблем состоит в том, что человек не чувствует своего потенциала, потому что живет навязанной другими жизнью. И не верит в то, что можно жить по-другому, что жизнь может быть ярче, границы мира шире, а мировоззрение глубже. Кстати, то же самое происходит и в бизнесе - зачастую низкая эффективность руководителя связана не только с его профессиональным уровнем, но и с неправильной оценкой ресурсов компании и низкой мотивацией персонала.

Путем простых объяснений и советов, пусть даже исходящих от мудрых людей, добиться результата невозможно. Нужен грамотный наставник-психолог, который будет искусными методами побуждать своего подопечного к тренировкам, к тому, чтобы он сам очень хотел тренироваться. В этом случае человек начинает видеть результаты.

К примеру, у детей, непонимающих и отвергающих всей своей сущностью математику, можно сформировать к ней тягу и развить талант. Но не только ребенок не может развиваться без помощи взрослого, взрослый человек тоже не всегда может раскрыть себя без помощи более компетентных в определенной сфере людей. Также важно, чтобы наставник, будь то педагог, спортивный тренер, гуру или коуч, смог увидеть в своем подопечном именно тот потенциал и то направление развития, которое ему подходит. Я прошел этот путь, когда работал над своим недугом, а теперь бывает очень приятно, когда аналогичных результатов в вопросах личностного роста и профессиональной эффективности с моей помощью достигают другие люди.

- Что вы пожелаете нашим читателям в заключении?

- «…самое важное, имейте храбрость следовать вашему сердцу и интуиции. Они уже знают, кем вы хотите стать. Все остальное - второстепенно», - эти замечательные слова принадлежат Стиву Джобсу. И они так же верны, как и то, что не надо изобретать новых истин. Они уже есть, были всегда и не следует никому эти истины внушать - ваше сердце интуитивно их знает. А компетентные психологи знают, как этому сердцу помочь выразить себя. Учитесь слушать свое сердце!

Фото из личного архива Александра Левита

Ежесекундно сознание каждого из нас оказывается под настоящей лавиной сенсорной информации — стук клавиш компьютера коллеги по работе, еле доносящиеся из приоткрытого окна голоса случайных прохожих, шероховатость книжных страниц, прохладное прикосновение шёлковой блузки, насыщенный аромат кофейных зёрен, обжигающий вкус мяты…

Видеть мозгом

Внешний мир держит нас в плотном сенсорном кольце. И чтобы не захлебнуться в этом водовороте звуков, запахов, образов, вкусов, наш мозг, постоянно фильтруя информацию, создаёт её потоки. Тому, что окружающий мир предстаёт перед нами не в виде чего-то хаотичного и бесконтрольного, а стройно, организованно, мы обязаны перцептивным стратегиям, находящимся в распоряжении нашего мозга.

Если, не задумываясь, ответить на каверзный вопрос: «Благодаря какому органу мы видим?», ответ, вероятнее всего, будет неверным. Глаза — это всего лишь оптика. За самое интересное отвечает мозг — ему предстоит выбрать из сенсорного потока те ощущения, на которые стоит обратить внимание в первую очередь, организовать их в узнаваемые формы и интерпретировать. На это уходят, как правило, мгновения. Всё происходит настолько быстро и гладко, что мы не отдаём себе отчёта в том, насколько сложна эта задача.

Наблюдая за происходящим, человеку иногда бывает трудно даже понять, что именно он видит глазами, а что воспринимает благодаря другим органам чувств. Согласно Аристотелю , помимо конкретных ощущений, получаемых от пяти органов чувств, у человека есть способность воспринимать вообще, sensus communis, что на русский обычно переводится как «общее восприятие». И эта способность теоретически может дать возможность формировать зрительный образ даже мозгу от рождения незрячего человека. Только вот реализуется ли эта теоретическая возможность в действительности?

Одна из главнейших зрительных перцептивных стратегий — «фигура — фон» (фокусировка изображения на определённом предмете) — позволяет вычленять из окружающего мира те предметы, которые интересны нам в первую очередь, — к примеру, находить в толпе знакомого человека. Константность восприятия (константность формы, константность размера) основывается на нашем знании о том, что характеристики предмета не меняются, даже если меняются наши ощущения относительного их. С какого бы расстояния вы ни рассматривали свой дом, вы будете знать, что его размер постоянен и не меняется, даже если с расстояния пять километров вам кажется, что он со спичечный короб.

Вопрос, который лишил покоя не одно поколение когнитивных психологов, — являются ли наши перцептивные способности врождёнными или, быть может, это результат обучения? Возможно ли жить полноценной жизнью, не обладая этими способностями?

Осторожно: обрыв!

Учёные-«нативисты» полагают, что такой важный визуальный навык, как способность человека определять глубину, является врожденным, появляется у него как реализация биологически заложенной программы. «Эмпиристы» же придерживаются мнения, что она — результат обучения. Внести определённую ясность в этом вопросе удалось благодаря исследованиям Элеаноры Гибсон (Eleanor Gibson , 1910-2002) и Ричарда Уока (Richard Walk). В своей статье «The «visual cliff» они писали:

Когда дети ещё ползают или только учатся ходить, они часто падают, преодолевая более или менее высокий уступ. При недостаточной бдительности взрослых они могут упасть с кроватки или со ступенек. По мере развития мышечной координации они начинают избегать подобных инцидентов самостоятельно. Здравый смысл подсказывает, что дети учатся распознавать опасные места на опыте — то есть падая и набивая синяки и шишки .

Гибсон и Уолк изучали способности к определению глубины с помощью экспериментального устройства «визуальный обрыв», который представлял собой стол высотой 120 см и с верхней частью из толстого прозрачного стекла. На одной половине стола находилась панель с рисунком из красных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке. На второй половине стола — эта панель лежала на полу, так что посередине стола возникала видимость обрыва.

В исследовании участвовали 36 детей в возрасте от 6 до 14 месяцев, а также детёныши различных животных — цыплята, крысята, ягнята, котята и прочие. Младенцев по очереди помещали на середину стола, после чего их матери звали их сначала на «мелкую» сторону, а потом — в сторону обрыва. Лишь три ребёнка неуверенно двигались в сторону обрыва на зов матери, все остальные либо плакали от огорчения, что не могут преодолеть пропасть, либо испуганные ползли в противоположную от обрыва сторону. Тот факт, что дети, оказавшись перед обрывом, были в состоянии осознать опасность, не вызывал у учёных сомнений.

Часто они сначала всматривались вниз через стекло, а потом разворачивались и ползли прочь от края обрыва. Другие сначала ощупывали стекло руками, но, несмотря на то что чувствовали его твёрдость, отказывались ползти по нему.

Однако выводы Гибсон и Уолк можно было оспорить — дело в том, что у детей, принимавших участие в эксперименте, было как минимум шесть месяцев жизни, чтобы приобрести этот ценный навык.

Поразительными оказались результаты исследования детёнышей животных. Решающим фактором в способности определять высоту было то, насколько данному виду навык необходим для выживания. Так, цыплята, которые должны уметь рыть землю в поисках пропитания сразу после того, как вылупятся из яйца, никогда не ходили по «обрыву», зато крысята, для которых зрение не так важно, ходили по обрыву смело.

В итоге Гибсон и Уок пришли к выводу, что все виды животных приобретают способность различать глубину к тому моменту, когда они начинают передвигаться самостоятельно. А может быть, и раньше…

Казус Майка Мэя

Когда Майку Мэю (Mike May) было 43 года, ему с помощью стволовых клеток восстановили роговицу глаза. Он был абсолютно слепым после того, как облил себе лицо керосином в возрасте трёх лет. Однако то, что Мэю вернули способность видеть, вовсе не означало, что он будет автоматически воспринимать увиденное также, как все остальные.

Дело в том, что любое живое существо с самого рождения занято зрительной практикой и использует любую возможность рассматривать окружающие предметы. Только благодаря долгим тренировкам зрительный канал превращается в линию связи, по которой мы получаем около 90% сведений, воспринимающихся нашим сознанием. Долгих сорок лет мозг Мэя не получал естественных зрительных образов, не «тренировался».

Таким образом у исследователей появилась возможность ответить на вопрос, заданный еще Дидро в его «Опыте о человеческом разуме»: «Может ли слепорожденный, которому возвращено зрение, одним зрением, без осязания, отличить шар от куба?» Иначе говоря, адекватен ли зрительный образ, сформированный без помощи зрения, истинному виду.

Оказалось, что не совсем. Когда Мэю вернулось зрение, возникли проблемы с интерпретацией. Например, ему было трудно отличать двухмерные объекты от трёхмерных. При спуске с горы на лыжах он не мог отличить тень горы от самой горы. Майк вообще не распознаёт лиц, испытывает затруднения, пытаясь отличить фон и сам предмет. О том, какие ещё визуальные обманы приходится переживать Майку Мэю, можно прочитать в английской газете Guardian, где были опубликованы его дневниковые записи .

Крайне любопытный случай описал в своём труде антрополог Колин Тернбалл (Colin M. Turnbull), в конце 1950-х — начале 1960-х изучавший , проживавших в лесах Итури на территории Заира (ныне Конго).

Тернбаллу помогал в общении с пигмеями местный двадцатилетний молодой человек Кенж. Антрополог вскоре обратил внимание на то, что Кенж не может правильно оценивать размер объектов на большом расстоянии. Так как вся его жизнь проходила в очень густом лесу, этот навык у него просто не был развит. Например, увидев вдали стадо буйволов, пасущихся в нескольких километрах от него, он принял их за насекомых. А когда они с Тернбаллом стали подъезжать к животным и те постепенно увеличивались в размере, Кенж посчитал, что это колдовство. Подобное же происходило и другими предметами.


Комната Эймса — помещение, созданное психологом Адельбертом Эймсом в 1946 году — сконстурирована таким образом, чтобы вызвать оптическую иллюзию. Из-за ложной перспективы, которая создаётся в том числе узорами на стенах и полу, мы воспринимаем помещение прямоугольным. Человек, стоящий в ближнем углу комнаты, выглядит великаном, а находящийся в дальнем углу — карликом. Когда он двигается из одного угла в другой, создаётся ощущение, что он увеличивается в размерах или уменьшается. Фото (Creative Commons license): saikofish

Это наблюдение Тернбалла стало доказательством того, что у пигмеев Бамбути ввиду отсутствия потребности не была развита такая перцептивная стратегия как константность восприятия размера. Из этого можно сделать вывод, что данная способность — скорее, приобретаемая, а не врождённая.

Впрочем, получать искажённые представления об окружающем мире можно не только из-за неразвитых перцептивных стратегий, но и из-за нарушений в работе тех отделов мозга, которые отвечают за интерпретацию изображения. У человека не просто одна зрительная зона, а тридцать полей позади мозга, которые позволяют видеть мир. Каждая из них отвечает за разные аспекты зрения.

Например, зона V4, как предполагают, связана с цветовым зрением, а срединная височная зона касается зрительного восприятия движений. Доказательством тому служат пациенты с повреждёнными зонами. Одни видят мир чёрно-белым (монохроматы, их менее 0,01%). Другие не могут различать, как быстро движутся объекты и в каком направлении. Для них налить воды из графина или перейти дорогу — серьёзная проблема.

Два типа зрительных систем

Зрение человеку необходимо для решения двух основных задач: для получения представления о предметах окружающего мира и для того, чтобы управлять своими действиями, направленными на эти объекты — то есть для того, чтобы иметь представление, как вообще выглядит стул, и для того, чтобы смочь его передвинуть.

Ещё в 1990-е профессор Мэлвин Гудейл (Melvyn A. Goodale) из (University of Western Ontario) и профессор Милнер (Milner A.D.) из (Durham University) выдвинули гипотезу, что сигналы, приходящие от глаз в зрительную кору, разделяются на два разнонаправленных потока нервных импульсов. Один поток передаёт информацию в нижнюю часть мозга, где формируется детальная репрезентация окружающего мира («зрение-восприятие»). Второй — в область задне-теменной коры и используется для гибкого контроля манипуляций с видимыми объектами («зрение-действие»).

Чтобы успешно провести какие-то манипуляции с объектом — например, схватить падающий со стола бокал из муранского стекла, — для мозга важно вычислить фактический размер объекта и установить его точное положение по отношению к наблюдателю. «Зрение-восприятие» работает иначе: в этой ситуации абсолютные размеры не имеют значения, первостепенной задачей становится оценка размера, формы и ориентации объекта по отношению к другим объектам.

Чтобы доказать верность этого предположения, следовало найти такую ситуацию, в которой мозг может видеть по-разному — в зависимости от задачи. В эксперименте, результаты которого были опубликованы в журнале «Brain Research», группа исследователей из Университета Западного Онтарио (University of Western Ontario) и Университета Бристоля (University of Bristol) пыталась проверить верность этого предположения с помощью иллюзии перевёрнутой маски . Обычно, когда человек смотрит на маску с обратной стороны, он видит нормальное выпуклое лицо, хотя на самом деле лицо вогнутое. Участникам эксперимента дали простейшее задание — быстро смахнуть пальцами с вогнутого или выпуклого лица специальную метку размером с насекомое.

Результаты оказались удивительными. При необходимости действовать быстро верховодило «зрение-действие», в такой ситуации человек правильно попадал по метке независимо от того, вогнутая маска или выпуклая. В то же время, когда необходимости действовать не было, и ведущую роль играло «зрение-восприятие», мозг принимал любое лицо — и выпуклое, и вогнутое — за выпуклое. Вывод, который сделали исследователи: в ситуации, когда от нас требуется действовать, мы видим чётче и правильнее.

Чтобы человек получал максимально объективную визуальную картину мира, его мозг должен проделать титаническую работу. Наша зрительная система делает очень много для того, чтобы придать окружающему миру смысл. Но в ходе этой работы набирается немало погрешностей: нас может подвести оптика, то есть глаза (близорукость, дальнозоркость), какие-то перцептивные стратегии восприятия могут быть развиты по тем или иным причинам недостаточно хорошо, к тому же чудачить может мозг, интерпретируя полученную картинку по своему усмотрению — нужно действовать, он увидит одно, а при созидании — другое. Если сложить все эти погрешности, возникает сомнение — насколько реален тот мир, который мы видим? Видят ли люди, окружающие нас, то же самое или, быть может, их мир выглядит иначе?

Новости партнёров

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...