В школьной столовой обедают 125. Про школьника, которому «запретили обедать в школьной столовой

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был обеспечен качественным сбалансированным школьным питанием, которое учитывало бы потребности растущего организма, связанные с ростом, развитием, изменением условий внешней среды, повышенной физической и эмоциональной нагрузкой, которую испытывают дети в школе. В связи с этим главный вопрос, возникающий у родителей - это качество школьного питания и его стоимость. Чем обусловлены цены на платное питание в школьной столовой? Кто отвечает за качество свежей и готовой продукции? Можно ли отказаться от платного питания, если его качество не удовлетворительно? Правомерно ли со стороны администрации школы принуждать ребенка питаться в школьной столовой? На эти и другие вопросы отвечает "Летидору" юрист Ксения Печеник:

  • Вопросы качества и стоимости питания детей стояли остро всегда, поскольку от этого напрямую зависит жизнь, здоровье и эффективность умственной и физической деятельности растущего организма. Этим и объясняется многочисленный характер нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы питания как на федеральном, так и на региональном уровнях. В федеральном уровне указанные вопросы регулируются Законом «Об образовании», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ФЗ от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

На региональном уровне применительно к Москве и Московской области, указанные вопросы регулируются Законом города Москвы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 24.05.00 №13, Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы, ежегодно утверждаемой Правительством Москвы, Законом города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 года № 60, Программой производственного контроля, целью которой является создание в школе условий для организации и осуществления качественного и сбалансированного питания обучающихся и др.

Однако обилие нормативно-правовых актов слабо влияет на качество питания в большинстве российских школ. Дело в том, что цена школьного питания складывается из стоимости продуктов, аренды, коммунальных платежей, зарплаты персоналу и налогов, а также накладных расходов, ремонта оборудования, покупки инвентаря и т.д. В связи с этим, меню современного школьника в школьной столовой сегодня дошло до минимально допустимого порога санитарно-эпидемиологических норм. Организации, заключающие муниципальные контракты со школами об оказании услуг по организации питания вынуждены упрощать детский рацион, экономя на фруктах, молочных, мясных продуктах. Как следствие - рост недовольства со стороны родителей качеством детского питания и жалобы на высокие цены.

Что делать, если родителей не устраивает качество питания ребенка в школе? Можно ли отказаться питаться в платной школьной столовой?

  • Вопросы качества питания регулируются Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23.07. 2008, Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания» СанПиН 2.3.2.1940–05, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17.01.2005, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, а также многочисленными ГОСТами, в числе которых: ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания».

Для целей контроля качествам сырой и готовой продукции в каждой школе должна быть создана бракеражная комиссия , куда входят медики и представители администрации школы и поставщика. Они несут ответственность за то, какой продукт получит ваш ребенок. Помимо этого, в школах нередко создаются комиссии по контролю за организацией питания, куда входят старшеклассники, учителя и родители.

Если вы столкнулись с явными нарушениями санитарных норм в школьной столовой, вы вправе обратиться с жалобой в орган Роспотребназдора вашего региона. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, в которой был обнаружен факт нарушения санитарных норм, в чем они заключались, а также требование провести проверку и привлечь к предусмотренной законом ответственности виновных лиц. Основаниями для обращения могут служить зафиксированные факты наличия насекомых, грызунов, животных как в еде, так и в местах приготовления пищи, грязь в пищеблоке или зале обслуживания, пищевое отравление, полученное в результате питания в школьной столовой и прочие нарушения санитарных норм. За нарушение санитарно-противоэпидемических требований к организации питания населения администрация школы понесет административную ответственность, предусмотренную п. 6.6. КоАП.

Если действия не повлияют на качество питания, то помните, что вы всегда можете отказаться от платного школьного питания. Дело в том, что ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Ни учителя, ни администрация школы в лице ее директора, не могут принуждать вашего ребенка питаться в школьной столовой.

Нередко классные руководители или администрация школы запрашивают справку из медицинского учреждения о том, что ребенку не рекомендуется питаться в школьной столовой ввиду наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и, как следствие, особого режима питания. Это неправомерно. Так как правильно написать заявление об отказе от питания в школе? Достаточно просто написать заявление в свободной форме на имя директора школы о том, что вы готовы обеспечивать ребенка питанием самостоятельно и просите не принуждать его питаться в школьной столовой.

Проблема здоровья школьников остается актуальной на сегодняшний день. Врачи по-прежнему отмечают высокий процент хронических заболеваний, приобретаемых в школьном возрасте. И среди них ведущее место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Основную причину этого специалисты видят не только в недостатке знаний у детей и взрослых о здоровом питании, но и в низком уровне квалификации персонала школьных пищеблоков, плохой обеспеченности столовых технологическим и холодильным оборудованием. Продолжая тему о школьном питании и комбинатах школьного питания, предлагаю очередную статью об отравлении школьников в мае и о том, как организовано школьное питание в московских школах.



Автор Светлана Михайлова
11 мая 2012г.

Майские праздники для некоторых оказались совсем не праздничными. Например, для школьников из Тулы, оказавшихся в больнице с диагнозом «острая кишечная инфекция». Как показала проверка, проведенная прокуратурой, причиной заболевания стала вопиющая антисанитария в школьной столовой. И эта ситуация типична - в большинстве случаев массовые отравления учащихся случаются из-за пренебрежения сотрудниками пищеблоков санитарными и технологическими нормами. Московские школьники, правда, пока еще «держатся» - но неизвестно, надолго ли хватит здоровья детей если учесть, что творится с питанием во многих школах столицы.

Наиболее проблемными можно назвать два округа - ЗАО и СЗАО. Именно отсюда чаще всего поступают жалобы на отвратительное питание в школьных столовых. Вот, например, школа № 64. Родители учеников отзываются о детском меню так: «Это действительно отвратительно! Склизкие макароны с каменной котлетой, в которой панировки в 2 раза больше чем мяса. А мясо, видимо, забрала та бомжеватого вида тетка, которая называется сотрудником пищеблока». В школе № 811 ситуация не лучше: «Даже мои неизбалованные дети отказываются есть то, что в меню 811 школы гордо называют творожным пудингом! А суп из цветной капусты похож на похлебку для собак-вегетарианцев! Может быть, это и полезно, но в исполнении наших поваров несъедобно!».



Подобные комментарии можно цитировать бесконечно - родители выражают свое недовольство давно и, к сожалению, безрезультатно. Свои претензии они адресуют КШП «Коникс-Школьник», ГУП комбинат питания «Школьник» и КШП «Логарифм» - компаниям, которые весьма плотно «оккупировали» учебные заведения этих двух округов. Причем по слухам все эти компании подконтрольны одному и тому же человеку. И, если копнуть чуть глубже, выясняется, что низкое качество питания вполне объяснимо. Судя по отзывам людей, работавших на этих предприятиях, обстановка там невыносимая - зарплаты минимальные (да и те задерживают), в итоге персонал - крайне неквалифицированный.

«Ну вот и разогнали грамотных шефов и поваров. На мойках таджики и узбеки. Посуда не промывается. По-русски не говорят и не понимают. О каком качестве может идти речь? Потому что не умеют, не знакомы с СанПиНом», - так отзываются о работе в «Коникс-Школьник» не вынесшие таких условий труда сотрудники бывшего ШБС Кунцево.

Единственный навык, которым все же в совершенстве удалось овладеть руководству комбинатов, - искусство завышения цены. То есть купить подешевле, а продать подороже, комбинаты питания ГУП «Школьник», «Коникс-Школьник» и «Логарифм» с этим прекрасно справляются. Ведь главное в этом деле - знать среди поставщиков продуктов для школьного стола тех, с кем можно хорошо договориться. И лучше всего, конечно же, покупать самим у себя.

Например, основным поставщиком «Коникс-Школьника» является практически одноименное предприятие - ООО «Коникс». В результате цены на самые ходовые продукты (яйца, хлеб, молоко, макароны) оказываются завышенными в два раза. В какой пропорции делят между собой навар поставщик продуктов и поставщик питания, остается только догадываться. Но еда от таких взаимозачетов лучше не становится.

Вызывает вопросы не только цена, но и качество продуктов, приобретаемых комбинатами школьного питания. Почему дети, например, не хотят есть даже котлеты или сосиски, ведь дома обычно они идут «на ура»? Впрочем, скорее всего, любящие родители, покупая колбасные изделия, не руководствуются принципами «что подешевле», и берут сосиски, сделанные не по ТУ, а по ГОСТу - в них мяса должно быть не менее 50%. А вот для комбинатов школьного питания «самым лучшим» становится самое дешевое, а не самое качественное. Тут сойдут и сосиски, изготовленные по ТУ - 10% мяса, 30% животного жира, кожи и мяса птиц, остальное - белково-жировые эмульсии, белковые стабилизаторы и т.д. И вы хотите, чтобы детям было вкусно? То же самое касается и мяса. Для питания учащихся можно использовать только охлажденное мясо, а не замороженное. Но на это обычно «плюют». А ведь заморозка позволяет скрыть признаки порчи продукта и поставлять к детскому столу залежалое мясо по цене свежего.

Качество продуктов, закупаемое комбинатами школьного питания, таково, что на него жалуются не только родители, но и сами сотрудники, причем не только вышеперечисленных комбинатов. Вот, например, что думает о продуктах, закупаемых комбинатом «ВИТО-1» один из его работников: «Я такое мясо даже своей собаке побоюсь дать, а этим она кормит детей».

После этого крайне резкие отзывы от родителей тех самых детей уже не удивляют: «Есть эту еду невозможно! Это отходы! Мороженые фрукты, хлеб с плесенью, рыбные палочки и прочие полуфабрикаты самого наихудшего качества. Дети ничего не едят, ходят голодными до 3 часов дня, кто и до вечера». Жалобы на некачественные продукты и использование полуфабрикатов для «питомцев» этого комбината - не редкость; «Кухня преотвартная. Еда невкусная, холодная, очень часто приготовлена из полуфабрикатов. Дети есть такое отказываются, из 20 порций на столе остается 10. Жаль денег, затраченных родителями на то, что и едой не всегда назвать хочется» - так оценивают «кулинарные изыски» от комбината «ВИТО-1» те, кому довелось их попробовать.

Неудивительно, что мало кто из поставщиков школьного питания готов открыть для посторонних глаз свою кухню - как в прямом, так и в переносном смысле. Цеха, где готовятся блюда, склады, холодильники - все это остается «за кадром». Перед глазами - только готовые блюда, которые привозятся в школьные столовые. И пойди докажи, из чего они сделаны.

Конечно, перечисленные компании - не единственные поставщики, нарушающие условия многомиллионных государственных контрактов. С января 2011 года организацию питания в образовательных учреждениях города Москвы осуществляет 23 предприятия, получивших это право на конкурсной основе. И проверки Департамента образования и Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, показывают, что их работа часто оказывается, мягко говоря, некачественной. Так, «типичными недостатками» считается отсутствие необходимого пакета документов на продукцию; наличие в столовых продуктов, не предназначенных для питания детей и продуктов с истекшим сроком годности; отступления от меню; недостаточный ассортимент буфетной продукции… Одно из самых часто встречаемых нарушений - это неравноценная замена блюд. Например, вместо сложных овощных гарниров дети получают картофельное пюре, а вместо картофеля - рис или макароны.

Среди «проштрафившихся» компаний - ООО «Московский школьник», ООО «Коникс-Школьник», ООО КШП «Логарифм», ООО «Комбинат дошкольного питания», ООО «ВИТО-1»…

Особо отличился ГУП «Перовский школьник», который умудрился оставить детей даже без хлеба - как показала проверка, в школе №478 ГУП не просто поставляет недостаточное количество порций готовых блюд (168 порций из 178), но еще и почти вдвое снизил нормы поставки хлеба - 4770 кг вместо положенных 7160 кг). Также в этой школе в меню не были представлены фрукты и закуски, ассортимент буфета оказался крайне ограниченным - только кондитерские изделия, сок и питьевая вода. Что и говорить, скудный рацион. При этом выяснилось, что у некоторых работников столовой в санитарных книжках отсутствовали сведения о наличии прививок - в том числе и от дизентерии.

Не лучше ситуация и в детских садах - питание в них поставляют те же предприятия, и, если у школьников хотя бы есть выбор (купить что-нибудь в буфете или перекусить после уроков дома), то детсадовцам приходится либо есть то, что приготовили из некачественных продуктов неквалифицированные повара, либо ходить голодными весь день. В итоге - желудочно-кишечные расстройства, аллергии и т.д.

Каждая прокурорская проверка выявляет на кухнях детских дошкольных учреждений многочисленные нарушения санитарно-гигиенических норм. Только в марте после проверок детских садов Москвы было возбуждено 17 дел. Например, в детских садах №№125 и 763 работниками пищеблока не соблюдается режим мытья кухонной посуды, контроль качества продукции производился с нарушениями, а в довершение всех дел повара использовали для приготовления пищи остатки - то есть по сути кормили детей вчерашними объедками. В детском саду №1960 выявлены нарушения при устройстве, оборудовании, содержании пищеблока, хранении продуктов, санитарном содержании помещений. Не везде соблюдаются и правила хранения продуктов питания для детей. Например, в детском саду №776 обнаружены гнилые овощи, а в садике №328 не соблюдался температурный режим хранения. А в детском саду №701 плюс к этому еще и персонал не имел обыкновения своевременно проходить медосмотры….

И этот список можно продолжать бесконечно. Никем не контролируемое качество как поступающих продуктов, так и блюд, идущих на стол детям; персонал с недействительными санитарными книжками; вчерашний обед в качестве сегодняшнего завтрака; плохо вымытая посуда; грязь в пищеблоке… К сожалению, для питания школьников и дошкольников, такая ситуация - не исключение, а скорее норма, хотя можно ли считать это нормальным? Впрочем, с точки зрения недобросовестного поставщика - наверное, да. Зачем что-то менять, если пока еще никто не умер? А на «мелочи» типа аллергии, хронических заболеваний ЖКТ или риска подхватить дизентерию можно не обращать внимания.



Подробнее:

К сожалению, в этой сфере имеются ряд проблем. Не охвачены горячим питанием практически четверть или 24,4% учащихся школ региона по причине отсутствия соответствующих условий (приспособленности здания школы), а также по причине отказа родителей от питания детей в школьной столовой, которые вместо этого едят в буфете. Многие дети жалуются, что еда в школьных столовых невкусная, и потому предпочитают брать что–то на перекус из дома, в буфете или вовсе отказываются от еды.

Как сообщает пресс–служба Управления Роспотребнадзора по Курганской области, снижение количества учащихся, которые питаются в школе за счет родительских средств, связано с низкой платежеспособностью родителей, увеличением стоимости родительской платы в связи с ростом цен на продукты питания. Кроме этого, меню составляется исходя из имеющейся суммы денежных средств на организацию питания, а не физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии. Отмечаются надзорным ведомством и другие нелицеприятные факт:

  • поставка продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов по качеству и маркировке вследствие отсутствия должного контроля со стороны как поставщиков пищевых продуктов, так и ответственных должностных лиц за их приемом у заказчика (образовательного учреждения);
  • недостаточный уровень подготовки работников школьных пищеблоков в области современных технологий приготовления пищи;
  • отсутствие должного медицинского контроля за организацией питания вследствие отсутствия медицинского работника в каждой школе.
- Значимым фактором в профилактике заболеваний, связанных с организацией питания в школах, является качество готовых блюд по микробиологическим показателям. В 2017 году удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, составляет 3%, - отметила Светлана Хомко, пресс–секретарь Управления.

Большое значение в формировании гармоничного роста и развития ребёнка имеют такие составляющие организованного питания, как калорийность рациона и содержание витамина С в искусственно витаминизированных блюдах. В динамике за 2 года удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по калорийности, снизился на 3,4%. Показатель неудовлетворительных проб по вложению витамина С практически на уровне 2016 года - 4,5%.

Основные нарушения в организации питания - неверное ведение документации по контролю за питанием; нарушение правил закладки продуктов в процессе приготовления готовых блюд, а также уменьшение порции; нарушение правил проведения искусственной С-витаминизации напитков; отсутствие утвержденного меню, разработанного в установленном порядке; невыполнение норм питания (дефицит мяса птицы и творога, фруктов и соков), несвоевременная замена изношенной посуды, несоблюдение условий отбора и хранения суточных проб.

О ситуации со школьным питанием красноречиво говорят цифры: в отношении виновных лиц в 2017 году было возбуждено 913 дел об административном правонарушении, наложено штрафов на общую сумму более 3 млн. 800 тыс. рублей. Передано в суд 172 дела. В адрес глав муниципальных образований вынесено 282 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административног о правонарушения.

Вовсе не капризы

Многие дети отказываются обедать в школьных столовых и детсадах. Екатерина АНУФРИЕВА, жительница Новосибирска, рассказала: «Моя дочка учится во втором классе. И практически не ест в школе, потому что ей не нравится каша на воде, несолёная тушёная капуста и несладкий компот. Из всего, что предлагают в столовой, она съедает только выпечку. Приходится собирать ей с собой из дома еду, чтобы она пообедала».

Беспокоятся родители также, насколько натуральны продукты?

Николай ТЯМИН, депутат Совета депутатов Новосибирска, рассказал: «Полтора месяца назад мы открыли горячую линию, на которую за короткий срок поступило более 300 звонков от родителей, которые обеспокоены качеством продуктовв детсадах и школах».

В Новосибирске большинство образовательных учреждений готовят завтраки и обеды в собственных столовых, в некоторые готовые блюда привозят из комбинатов питания. Всего их в городе три, один частный и два муниципальных - в Ленинском и Калининском районах. Но кто следит за качеством продуктов, непонятно. Депутаты горсовета Новосибирска и общественники в кашах и салатах одной из школьных столовых нашли фальсификаты.

Александр БУРМИСТРОВ, депутат Совета депутатов, рассказал: «В 2015 году мы проверили вместе с Сибирским федеральным центром оздоровительного питания, чем кормят детей в одной из школ города. В результате в составе колбасы, которая была на столе, обнаружили 20% посторонних компонентов. В сливочном масле нашли растительный жир. Между тем, его регулярное употребление может привести к ухудшению состояния здоровья, появлению различных заболеваний».

Находит нарушения в организации детского питания и Роспотребнадзор. Во время проверок образовательных учреждений часто обнаруживают недовес порций. Получается, что ребята недополучают суточную норму витаминов и микроэлементов. Например, после проверок в 2015 году в ведомстве выяснили:в большинстве детских садов города детям подают порции, которые меньше нормы. По этой причине дети недополучили молока 15%, рыбы - 29%, мяса - 15%, сыра - 44% и сметаны - 23%».

Однако у директоров детских садов есть объяснение, почему такое происходит. Они в один голос говорят о том, что дети попросту не съедают большие порции и часть продуктов приходится выбрасывать. А при нехватке финансирования - это непозволительное расточительство.

Евгений ФЕОКТИСТОВ, председатель Октябрьской общественной районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, пояснил: «У образовательных учреждений попросту не хватает средств, чтобы покупать необходимое количество продуктов. В 2014 году в Новосибирске была принята норма, по которой на день за 4-разовое питание ребёнка в детсаду родители платят 80 рублей. И хотя стоимость продуктов за последние 2 года значительно выросла, в оплате за питание детей ничего не изменилось».

На условиях анонимности директор одного из детсадов Новосибирска призналась, что денег на питание детворы катастрофически не хватает и родители уже сами предлагают докупать фрукты и соки в группы. Они посчитали, что при нынешних ценах на питание одного ребёнка в день должно уходить минимум 150 рублей.

Для того чтобы решить острые вопросы с питанием в школах и детсадах, создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Совета депутатов города Новосибирска, представители мэрии и общественники.

«В небольших школах, как и по всей нашей необъятной стране, происходит много «интересного». Оказывается, в некоторых школах Верхнеуральского района учителям категорически запрещено питаться, несмотря на то, что у них нет обеденного перерыва. Возьмём, к примеру, Форштадтскую сельскую школу. Учителям этой школы нельзя сдавать деньги на питание. Почему? Да потому, что бухгалтер этой школы, выступая перед педагогическим коллективом в прошлом учебном году, заявила, что учителя не могут питаться в школе по ряду причин. Во-первых, они не имеют права пользоваться той посудой, из которой едят ученики. А для покупки отдельной посуды для педагогов нет средств. Во-вторых, для того чтобы принимать деньги от преподавателей, необходимо приобрести кассовый аппарат, а это очень дорогое удовольствие. В-третьих, само питание будет очень дорогим, так как с этой деятельности, то есть с питания учителей, должна быть прибыль. И бухгалтер наложила вето, то есть запрет, на питание педагогов с молчаливого согласия директора.

Интересно, а в других школах нашей Челябинской области можно педагогам питаться или тоже категорически запрещено?

Иван Иванович Иванов»

Нам показалось, что в этих строках проблема освещена очень односторонне. Поэтому данную ситуацию «Верхнеуральский Извозчик» решил рассмотреть глазами всех участников этой непростой истории. «Можно ли учителям питаться в школьной столовой?» - так звучал наш главный вопрос.

Сергей Михайлович Васковский, главный санитарный врач Верхнеуральского района:

Учителя имеют право питаться в общей столовой, если там будут соблюдаться все санитарно-эпидемиологические нормы. А раз дети обедают в этой столовой - значит, все условия есть для этого. Так почему же учителям нельзя?! Другое дело, что окончательное решение по организации питания учителей в школьной столовой принимает директор данного общеобразовательного учреждения.

Директор ООШ п.Форштадт перенаправил нас с этим вопросом к бухгалтеру.

Елена Николаевана Колмакова, бухгалтер основной общеобразовательной форштадтской школы:

У нас в школе есть отдельное место, где учителя сами готовят себе обед, можно сказать, что оборудована специальная столовая для преподавательского коллектива, где есть плита и духовка. Так вот в этой столовой есть вся необходимая посуда. Общеобразовательные учреждения сейчас находятся на нормативном финансировании, поэтому у нас просто нет возможности оплачивать поварскому составу и обслуживающему персоналу отдельную организацию питания учителей, для этих целей не заложен бюджет.

Фаина Александровна Павлова, директор МОУ «СОШ №1» города Верхнеуральска:

Раньше, когда в школе разрешено было вести внебюджетный счёт, наши учителя могли питаться в столовой. Сегодня общеобразовательные учреждения находятся на бюджетном финансировании, дети получают совершенно бесплатно, на мой взгляд, полноценное горячее питание. Поэтому сегодня открывать специальный отдельный счёт для питания преподавательского коллектива не совсем разумно и оправданно. Однако, насколько мне известно, учителя нашей школы не делают из этого большой проблемы. Все уже привыкли перекусывать на работе домашней едой. Есть большая перемена между сменами, когда педагоги могут спокойно пообедать в специальном кабинете, где даже есть микроволновая печь. Так что наши учителя не жалуются.

Людмила Валентиновна Валеева, директор «МОУ СОШ» №2 города Верхнеуральска:

У нас в школе действует только система бесплатного питания для детей, учителя, конечно же, в этот список не входят. Поэтому преподавателям приходится в прямом смысле - перекусывать. В основном удаётся только на перемене попить чай в учительской. Уже полноценно поесть, лично мне, удаётся только дома, в восемь вечера.

Юлия Филиппова, преподаватель математики и геометрии в МОУ «СОШ № 64» города Магнитогорска:

Я первый год работаю в этой школе. Не знаю, как раньше было, но сейчас в школьной столовой есть отдельный стол для учителей. Мы покупаем горячий обед и рассчитываемся за него на общей кассе.

Анастасия Маметьева, учитель сельской школы Фершампенуаза (Нагайбакский район):

В нашей школе учителя могут обедать в школьной столовой. Только у нас безналичный расчёт действует: в столовой мы едим, так скажем, под запись, а в конце каждого месяца у нас с зарплаты снимают деньги за питание. Если честно, я удивлена, что есть такие школы, где у учителей нет возможности полноценно обедать. Потому что, сейчас, как правило, в сельских школах педагоги пропадают на работе с утра до вечера, а «сухпойки» - прямой путь к гастриту и прочим проблемам со здоровьем.

От редакции:

Надеемся, на вопрос автора письма: «Интересно, а в других школах нашей Челябинской области можно педагогам питаться или тоже категорически запрещен?» мы частично ответили. Проблему питания учителей в Верхнеуральских школах мы рассмотрели. Полагаем, что в других поселениях Верхнеуральского района ситуация аналогичная. Однако если вы, уважаемые читатели, обладаете иной информацией на этот счёт, то сообщите, пожалуйста, нам об этом в комментариях к данной статье.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....