В какой реке утонул чапаев. Как на самом деле погиб Чапаев

Имя Кюстина знают даже те, кто не прочел ни строки, им написанной. Эту известность ему принесла книга «Россия в 1839 году» («La Russie en 1839») - выпущенное в мае 1843 года повествование о путешествии, совершенном летом 1839 года. Сам автор, пожалуй, не склонен был считать «Россию» своим главным произведением; меж тем именно эта книга, сразу же по выходе переведенная на английский и немецкий языки, принесла ему европейскую славу.

Им написано несколько историко-публицистических трудов - своих путешествий по Англии, Шотландии, Швейцарии, Италии (1811-1822), Испании (1833) и России (1839).

В свое время Кюстин пользовался немалой известностью; среди поклонников его таланта был такой искушенный ценитель, как Бальзак, который, прочтя книгу Кюстина об Испании, убеждал ее автора, что, «посвятив подобное произведение каждой из европейских стран, он создаст собрание, единственное в своем роде и поистине бесценное».

В России книга Кюстина была немедленно запрещена и надолго сделалась легендой для всех, кто не читает по-французски; можно сказать, что легендой она остается и до сегодняшнего дня, потому что все существующие ее «переводы» на русский язык воспроизводят текст неполностью и представляют собою сделанные с разной степенью подробности выжимки из него. Сокращенные переводы «России в 1839 году» выходили и в Европе, и в Америке; сами французы не раз выпускали эту книгу, «сжав» ее до одного тома. Однако при желании французские читатели могут познакомиться и с полным текстом, та же возможность есть и у тех, кто читает по-английски, в России же полный Кюстин до сих пор не издан.

Меж тем полный текст «России в 1839 году» и ее сокращенные варианты - произведения разных жанров. Авторы «дайджестов», выбирая из Кюстина самые хлесткие, самые «антирусские» пассажи, превращали его книгу в памфлет. Кюстин же написал нечто совсем другое - автобиографическую книгу, рассказ о своем собственном (автобиографический момент здесь чрезвычайно важен) путешествии по России в форме писем к другу. Кюстин предложил вниманию читателей свои впечатления и размышления, не пугаясь повторов и противоречий (он специально оговаривает эту особенность книги). «Россия в 1839 году» - произведение не только об увиденной Кюстином стране, но и о нем самом; эта сторона дела полностью ускользает от внимания тех, кто читает «Россию» в сокращенном виде, а ведь близкое знакомство с умным автором, возможно, заставило бы кого-то из читателей отнестись с меньшим предубеждением к тому, о чем он рассказывает. Свою биографию Кюстин отчасти изложил в «России в 1839 году» (письма второе и третье).

Итак, один из источников долголетия книги Кюстина - в том, что она не только описывает поездку по реальной России реального маркиза-писателя, но осуществляет своеобразный суд над идеей, над мифом о России, якобы призванной спасти старую Европу от демократической революции.

В книге «Россия в 1839» - восприятие России как страны «варваров» и рабов, всеобщего страха и «бюрократической тирании», книга вызвала поток официозных опровержений. Отношение к ней русской интеллигенции было разноречивым. Жуковский назвал Кюстина собакой, однако не смог не признать того, что большая часть написанного соответствует действительности.

Если русские печатные отзывы на книгу Кюстина были, по понятным причинам, выдержаны только во враждебных тонах, то приватная реакция на «Россию в 1839 ГОДУ» оказалась весьма разнообразна: от решительного отрицания за иностранцем, да вдобавок человеком сомнительной репутации, права критиковать Россию, пусть даже она эту критику в какой-то мере заслуживает (согласно «формуле», выведенной по другому поводу Пушкиным: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство»), до признания, что Кюстин, сделав ошибки в подробностях, изобразил «сущность русского быта справедливо и точно» (Н. И. Тургенев), «раздражил нашу мертвечину» и тем «заслужил народную благодарность» (А. И. Тургенев).

Книга Кюстина затрагивает столько больных мест в национальном самолюбии, что восприятие ее многими людьми (как правило, полного текста «России в 1839 году» не читавшими и судящими о ней по нескольким эффектным цитатам) до сих пор отличается горячностью, какую вызывает обычно только самая злободневная публицистика: на Кюстина обижаются, его бранят, клеймят за «русофобию» и проч. Меж тем Кюстин не был ни столь прямолинеен, ни столь агрессивен. Формула, мимоходом выведенная московским почтдиректором А.Я. Булгаковым: «И черт его знает, какое его истинное заключение, то мы первый народ в мире, то мы самый гнуснейший!» - замечательно охватывает весь спектр кюстиновских впечатлений от России. Тот, кто хочет взращивать за счет Кюстина собственный комплекс национальной неполноценности, волен читать его книгу как пасквиль и доказывать автору прошлого столетия, что он неправ. Но, как представляется, разумнее наконец прочесть эту книгу как исторический документ, как свидетельство умного и тонкого (хотя порой вызывающе пристрастного) человека о чужой стране, увиденной в течение двух летних месяцев 1839 года.

Тонкий наблюдатель, Кюстин ярко отметил отрицательные явления русской жизни, дал удачные характеристики многим деятелям того времени, проанализировал историческую судьбу государства и представил в своей книге множество оправдавшихся прогнозов о будущем страны и её взаимоотношениях с европейскими державами. Во Франции главная книга Кюстина считается не столько «обличительным» памфлетом на конкретный режим, сколько глубокой социально-философской работой о государственном строе - в одном ряду с книгой Токвиля «О демократии в Америке».

Русский историк В. В. Нечаев усматривал в описании Астольфом де Кюстином нравов и судьбы России - «параллель со знаменитыми письмами Чаадаева», а самого автора характеризовал однозначно: «Добросовестность Кюстина, конечно, стоит вне всяких сомнений.»

Русские издания «La Russie en 1839»

И в царской, и в советской России с полным текстом книги Кюстина русский читатель мог ознакомиться только по французским оригиналам, нелегально ввезенным в страну. Несколько отрывков из записок Кюстина (неполные описания почтового тракта Петербург-Москва, Нижегородской ярмарки и др.) были переведены в «Русской старине» (1890-1891). После революции 1905 года и ослабления цензуры московскому историку В. В. Нечаеву удалось в 1910 году издать за свой счёт краткий пересказ труда маркиза под названием: «ЗАПИСКИ О РОССИИ французского путешественника Маркиза де КЮСТИНА, изложенные и прокомментированные В. НЕЧАЕВЫМ»

В СССР почти в 3 раза сокращённый текст, в котором практически остались только выпады в адрес Николая I и русского высшего света, с грубыми неточностями в переводе под названием «Николаевская Россия» был издан в 1930 году издательством политкаторжан. В предисловии разъяснялось, что купюры вызваны тем, что якобы «в книге Кюстина заключено много излишних семейных и автобиографических подробностей, чрезвычайно ча́сты повторения, встречаются обширные и не всегда идущие к делу исторические экскурсы, и … книга Кюстина перегружена философскими размышлениями»).

Первый полный перевод на русский язык обоих томов под авторским названием «Россия в 1839 году», с обширными комментариями В. Мильчиной и А. Осповата, разъясняющими культурно-исторические, литературные и политические реалии, был издан в 1996 году издательством им. Сабашниковых. Также этот перевод был переиздан в 2000, 2003, 2006 и 2008 годах, в 2009 вышла аудиокнига.

Сравнение полного перевода с изданием 1930 года показывает, что из оригинального текста были выброшены все приводимые автором иллюстрации генерального тезиса его книги - о пагубности режима единоличной власти и чрезмерной централизации бюрократического аппарата для управления столь обширной территорией, как Россия. Не вошли в издание политкаторжан и прогнозы Кюстина (если не изменится образ правления) - о неизбежности грядущей революции и о её движущих силах. Не нашлось места и его соображениям о геополитической роли России, которую она, по мнению автора, могла бы играть в будущем, не входя в конфликты с мировыми державами. Также были пропущены почти все наблюдения автора о рабском положении и нищенском существовании большинства народа России, и все его многочисленные возмущения по поводу варварских, по мнению автора, планов Николая I о сносе исторических памятников и, на их месте, - уродливому новому строительству в Санкт-Петербурге и особенно - в Москве. И, что совсем уж необъяснимо для издательства бывших политкаторжан, так пострадавших при самодержавии: от пространных и прочувствованных описаний Астольфом де Кюстином бедствий сосланных декабристов и страданий их семей, жестокостей царских тюремщиков и возмутительных порядках, царящих в российской полиции, в их переводе было оставлено только несколько абзацев.

Вот лишь некоторые цитаты из книги:

«Чем больше я узнаю Россию, тем больше понимаю, отчего император запрещает русским путешествовать и затрудняет иностранцам доступ в Россию. Российские порядки не выдержали бы и двадцати лет свободных отношений между Россией и Западной Европой. Не верьте хвастливым речам русских: они принимают богатство за элегантность, роскошь - за светскость, страх и благочиние - за основания общества. По их понятиям, быть цивилизованным - значит быть покорным; они забывают, что дикари иной раз отличаются кротостью нрава, а солдаты - жестокостью; несмотря на все их старания казаться прекрасно воспитанными, несмотря на получаемое ими поверхностное образование и их раннюю и глубокую развращенность, несмотря на их превосходную практическую сметку, русские еще не могут считаться людьми цивилизованными. Это татары в военном строю - и не более».

Задаюсь вопросом, характер ли народа создал самодержавие, или же самодержавие создало русский характер, и, подобно немецкому дипломату, не могу отыскать ответа...

Здесь народ и правительство едины; даже ради того, чтобы воскресить погибших, русские не отреклись бы от чудес, свершенных по воле их правителя, - чудес, свидетелями, соучастниками и жертвами которых они являются. Меня же более всего удивляет не то, что человек, с детства приученный поклоняться самому себе, человек, которого шестьдесят миллионов людей или полулюдей именуют всемогущим, замышляет и доводит до конца подобные предприятия, но то, что среди голосов, повествующих об этих деяниях к вящей славе этого человека, не находится ни одного, который бы выбился из общего хора и вступился за несчастных, заплативших жизнью за самодержавные чудеса. Обо всех русских, какое бы положение они ни занимали, можно сказать, что они упиваются своим рабством.

Россия - это лагерная дисциплина вместо государственного устройства, это осадное положение, возведенное в ранг нормального состояния общества.

Перед вами всякую минуту возникает образ неумолимого долга и покорности, не позволяя забыть о жестоком условии человеческого существования - труде и страдании! В России вам не позволят прожить, не жертвуя всем ради любви к земному отечеству, освященной верой в отечество небесное.

Страна эта, говоря по правде, отлично подходит для всякого рода надувательств; рабы есть и в других странах, но чтобы найти столько рабовпридворных, надо побывать в России. Не знаешь, чему дивиться больше, - то ли безрассудству, то ли лицемерию, которые царят в этой империи; Россией по-прежнему правят с помощью скрытности и притворства… В этой стране признать тиранию уже было бы прогрессом.

Пусть даже Россия не пойдет дальше дипломатических притязаний и не отважится на военные действия, все равно ее владычество представляется мне одной из опаснейших вещей в мире. Никто не понимает той роли, какая суждена этому государству среди европейских стран: в согласии со своим устройством оно будет олицетворять порядок, но в согласии с характером своих подданных под предлогом борьбы с анархией начнет насаждать тиранию

Россия - нация немых; какой-то чародей превратил шестьдесят миллионов человек в механических кукол, и теперь для того, чтобы воскреснуть и снова начать жить, они ожидают мановения волшебной палочки другого чародея.

После нашествия монголов славяне, до того один из свободнейших народов мира, попали в рабство сначала к завоевателям, а затем к своим собственным князьям. Тогда рабство сделалось не только реальностью, но и основополагающим законом общества. Оно извратило человеческое слово до такой степени, что русские стали видеть в нем всего лишь уловку; правительство наше живет обманом, ибо правда страшит тирана не меньше, чем раба. Поэтому, как ни мало говорят русские, они всегда говорят больше, чем требуется, ибо в России всякая речь есть выражение религиозного или политического лицемерия.

Обилие ненужных предосторожностей дает работу массе мелких чиновников; каждый из них выполняет свои обязанности с видом педантическим, строгим и важным, призванным внушать уважение к бессмысленнейшему из занятий; он не удостаивает вас ни единым словом, но на лице его вы читаете: «Дайте мне дорогу, я - составная часть огромной государственной машины». Эта составная часть, действующая не по своей воле, подобна винтику часового механизма - и вот что в России именуют человеком!

обилие предосторожностей, которые здесь почитают необходимыми, но без которых прекрасно обходятся во всех других странах, показывало мне, что я стою перед входом в империю страха, а страх заразителен, как и грусть: итак, я боялся и грустил… из вежливости… чтобы не слишком отличаться от других.

Этот народ, лишенный досуга и собственной воли, - не что иное, как скопище тел без душ; невозможно без трепета думать о том, что на столь огромное число рук и ног приходится одна-единственная голова. Деспотизм - смесь нетерпения и лени; будь правительство чуть более кротко, а народ чуть более деятелен, можно было бы достичь тех же результатов менее дорогой ценой, но что сталось бы тогда с тиранией?.. люди увидели бы, что она бесполезна. Тирания - мнимая болезнь народов; тиран, переодетый врачом, внушает им, что цивилизованный человек никогда не бывает здоров и что чем сильнее грозящая ему опасность, тем решительнее следует приняться за лечение: так под предлогом борьбы со злом тиран лишь усугубляет его. Общественный порядок в России стоит слишком дорого, чтобы снискать мое восхищение. Если же вы упрекнете меня в том, что я путаю деспотизм и тиранию, я отвечу, что поступаю так нарочно. Деспотизм и тирания - столь близкие родственники, что почти никогда не упускают возможности заключить на горе людям тайный союз. При деспотическом правлении тиран остается у власти долгие годы, ибо носит маску.

Мы, жители Запада, видим в государственном преступнике, заключенном в петербургскую крепость, лишь невинную жертву деспотизма, русские же видят в нем отверженного. Вот до чего доводит политическое идолопоклонство. Россия - страна, где беда покрывает незаслуженным позором всех, кого постигает.

Притворное смирение кажется мне величайшей гнусностью, до какой может опуститься нация рабов; бунт, отчаяние были бы, конечно, более страшны, но менее подлы; слабость, которая пала так низко, что не позволяет себе даже жалобного стона - этого утешения невольников; страх, изгоняемый страхом еще более сильным, - все это нравственные феномены, которые невозможно наблюдать

Я не упрекаю русских в том, что они таковы, каковы они есть, я осуждаю в них притязания казаться такими же, как мы. Пока они еще необразованны - но это состояние по крайней мере позволяет надеяться на лучшее; хуже другое: они постоянно снедаемы желанием подражать другим нациям, и подражают они точно как обезьяны, оглупляя предмет подражания. Видя все это, я говорю: эти люди разучились жить как дикари, но не научились жить как существа цивилизованные, и вспоминаю страшную фразу Вольтера или Дидро, забытую французами: «Русские сгнили, не успев созреть».

Вы знаете Россию? - спросил я у него.
- Нет, сударь, но я знаю русских; они часто проезжают через Любек, и я сужу о стране по лицам ее жителей.
- Что же такое страшное прочли вы на их лицах, раз уговариваете меня не ездить к ним?
- Сударь, у них два выражения лица; я говорю не о слугах - у слуг лица всегда одинаковые, - но о господах: когда они едут в Европу, вид у них веселый, свободный, довольный; они похожи на вырвавшихся из загона лошадей, на птичек, которым отворили клетку; все - мужчины, женщины, молодые, старые - выглядят счастливыми, как школьники на каникулах; на обратном пути те же люди приезжают в Любек с вытянутыми, мрачными, мученическими лицами; они говорят мало, бросают отрывистые фразы; вид у них озабоченный. Я пришел к выводу, что страна, которую ее жители покидают с такой радостью и в которую возвращаются с такой неохотой, - дурная страна.

9 февраля 1887 года родился Василий Чапаев - самый знаменитый красный командир времён Гражданской войны. Хотя при жизни он был не очень знаменит и особо не выделялся среди других командиров, после смерти он неожиданно выдвинулся в число главных героев войны. Культ Чапаева достиг в Советском Союзе такого размаха, что складывалось впечатление, будто он был самым успешным и выдающимся полководцем той войны. Вышедший в 30-е годы художественный фильм окончательно закрепил легенду о Чапаеве, а его герои стали настолько популярными, что до сих пор являются действующими лицами множества анекдотов. Петька, Анка и Василий Иванович прочно вошли в советский фольклор, а легенда о них заслонила собой их реальные личности. Лайф выяснил подлинную историю Чапаева и его соратников.

Чепаев

Настоящая фамилия Василия была Чепаев. С этой фамилией он родился, именно так он подписывался, и эта фамилия фигурирует во всех документах того времени. Однако после смерти красного командира его стали именовать уже Чапаевым. Именно так он назван в книге комиссара Фурманова, на базе которой позднее был снят знаменитый советский фильм. Трудно сказать, чем вызвано это изменение фамилии, возможно, это ошибка или невнимательность Фурманова, писавшего книгу, или сознательное искажение. Так или иначе, в историю он вошёл уже под фамилией Чапаев.

В отличие от многих красных командиров, ещё до революции занимавшихся нелегальной подпольной работой, Чапаев был совершенно благонадёжным человеком. Будучи выходцем из крестьянской семьи, он перебрался в провинциальный городок Мелекесс (ныне переименован в Димитровград), где работал плотником. Революционной деятельностью он не занимался и после призыва на фронт с началом Первой мировой войны был у начальства на очень хорошем счету. Об этом ясно свидетельствуют три (по другим данным, четыре) солдатских Георгиевских креста за храбрость и звание фельдфебеля. Фактически это был максимум, которого можно было достичь, имея за плечами лишь сельскую церковно-приходскую школу, - чтобы стать офицером, надо было учиться дальше.

В годы Первой мировой войны Чапаев служил в 326-м Белгорайском пехотном полку под командованием полковника Николая Чижевского. После революции Чапаев тоже не сразу включился в бурную политическую жизнь, долгое время оставаясь в стороне. Лишь за несколько недель до Октябрьской революции он решил примкнуть к большевикам, благодаря чему был выбран активистами на роль командира запасного пехотного полка, дислоцированного в Николаевске. Вскоре после революции испытывавшие острую нехватку лояльных кадров большевики назначили его военным комиссаром Николаевского уезда. Его задачей было создание первых отрядов будущей РККА в своём регионе.

На фронтах гражданской

Весной 1918 года в нескольких сёлах Николаевского уезда вспыхнуло восстание против советской власти. Чапаев был привлечён к его подавлению. Происходило это так: в село являлся вооружённый отряд во главе с грозным лидером и на село накладывалась контрибуция деньгами и хлебом. Чтобы завоевать симпатии беднейших жителей села, они от выплаты контрибуции избавлялись, кроме того, их активно агитировали вступать в отряд. Так из нескольких разрозненных отрядов, возникших стихийно (фактически автономных, под командованием местных батек-атаманов), собранных по местным сёлам, появилось два полка, сведённых в Пугачёвскую бригаду во главе с Чапаевым. Названа она была в честь Емельяна Пугачёва.

В силу немногочисленности бригада в основном действовала партизанскими методами. Летом 1918 года белые части организованно отступили, оставив Николаевск, который практически без сопротивления был занят бригадой Чапаева и сразу же переименован по этому случаю в Пугачёв.

После этого на базе бригады была сформирована 2-я Николаевская дивизия, в которую свели мобилизованных местных жителей. Командиром был назначен Чапаев, но уже через два месяца он был отозван в Москву в академию Генштаба для повышения квалификации.

Учиться Чапаеву не понравилось, он неоднократно писал письма с просьбой отпустить его из академии. В конце концов он просто уехал из неё в феврале 1919 года, пробыв на учёбе около 4 месяцев. Летом того же года он наконец получает главное назначение, которое и прославило его: он возглавляет 25-ю стрелковую дивизию, позднее названную его именем.

Стоит отметить, что с возникновением советской легенды о Чапаеве появилась тенденция несколько преувеличивать его достижения. Культ Чапаева разросся до такой степени, что могло показаться, будто он едва ли не в одиночку со своей дивизией разгромил войска белых на Восточном фронте. Это, конечно, не так. В частности, взятие Уфы приписывается едва ли не единолично чапаевцам. В действительности в штурме города помимо чапаевской принимали участие ещё три советских дивизии и одна кавалерийская бригада. Однако чапаевцы действительно отличились - они были одной из двух дивизий, которым удалось форсировать реку и занять плацдарм.

Вскоре чапаевцы взяли Лбищенск - небольшой городок неподалёку от Уральска. Именно там через два месяца Чапаев и погибнет.

Чапаевцы

25-я стрелковая дивизия, которой командовал Чапаев, обладала весьма раздутым штатом: в ней числилось более 20 тысяч человек. При этом реально боеспособными были не более 10 тысяч. Остальную половину составляли тыловые и вспомогательные части, не участвовавшие в боях.

Малоизвестный факт: часть чапаевцев через некоторое время после гибели командира участвовала в мятеже против советской власти. После гибели Чапаева часть солдат 25-й дивизии была переведена в 9-ю кавалерийскую дивизию под командованием Сапожкова. Почти все они были крестьянами и остро переживали начавшуюся продразвёрстку, когда специальные отряды полностью реквизировали хлеб у крестьян, и уже не у богатейших, а у всех подряд, обрекая многих на голодную смерть.

Продразвёрстка оказала существенное влияние на рядовой состав РККА, особенно на уроженцев наиболее хлебных регионов, где она была наиболее жестокой. Недовольство политикой большевиков вызвало ряд стихийных протестов. В одном из них, известном как восстание Сапожкова, приняли участие некоторые бывшие чапаевцы. Восстание было быстро подавлено, несколько сотен активных участников расстреляны.

Гибель Чапаева

После занятия Лбищенска дивизия рассредоточилась по окрестным населённым пунктам, а штаб расположился в самом городке. Основные боевые силы находились на удалении в несколько десятков километров от штаба, и отступившие белые части не могли контратаковать из-за значительного превосходства красных. Тогда они задумали глубокий рейд на Лбищенск, выяснив, что там расположился практически неохраняемый штаб дивизии.

Для участия в рейде был сформирован отряд из 1200 казаков. Им предстояло пройти ночью по степи 150 километров (днём местность патрулировали аэропланы), миновать все основные боевые части дивизии и неожиданно атаковать штаб. Возглавил отряд полковник Сладков и его заместитель полковник Бородин.

Почти неделю отряд скрытно добирался до Лбищенска. В окрестностях города ими был захвачен красный обоз, благодаря чему стало известно точное местонахождение штаба Чапаева. Для его захвата был сформирован специальный отряд.

Ранним утром 5 сентября 1919 года казаки ворвались в город. Растерявшиеся солдаты из дивизионной школы, охранявшие штаб, толком не оказывали сопротивления, и отряд продвигался вперёд быстрыми темпами. Красные начали отступать к реке Урал, рассчитывая бежать от казаков. Тем временем Чапаеву удалось улизнуть от взвода, отправленного на его захват: казаки перепутали Чапаева с другим красноармейцем, и командир дивизии, отстреливаясь, смог покинуть ловушку, хотя и получил ранение в руку.

Чапаеву удалось организовать оборону, остановив часть бегущих солдат. Около ста человек с несколькими пулемётами отбили штаб у занявшего его взвода казаков, но к этому времени к штабу подтянулись основные силы отряда, получившие трофейную артиллерию. Под артиллерийским обстрелом оборонять штаб было невозможно, кроме того, в перестрелке Чапаев получил тяжёлое ранение в живот. Командование принял на себя начальник штаба дивизии Новиков, который прикрывал группу венгров, переправлявших раненого Чапаева через реку, для чего они соорудили подобие плота из досок.

Комдива удалось переправить на другой берег, однако в пути он умер от кровопотери. Венгры закопали его прямо на берегу. Во всяком случае, родственники Чапаева придерживались именно этой версии, известной им непосредственно от самих венгров. Но с тех пор река неоднократно меняла русло, и, вероятнее всего, захоронение уже скрыто под водой.

Однако один из немногих уцелевших свидетелей событий, начштаба Новиков, сумевший спрятаться под полом в бане и дождаться прихода красных, утверждал, что отряд белых полностью окружил штаб и перерезал все пути к отступлению, поэтому тело Чапаева надо искать в городе. Однако среди погибших Чапаева так и не нашли.

Ну а по официальной версии, канонизированной в литературе и кино, Чапаев утонул в реке Урал. Этим и объясняется тот факт, что его тело не нашли..

Чапаев и его команда

Благодаря фильму и книге о Чапаеве ординарец Петька, Анка-пулемётчица и комиссар Фурманов стали неотъемлемыми спутниками Чапаева-легенды. При жизни Чапаев не слишком выделялся, и даже книга о нём, хотя и не прошла незамеченной, всё же не вызвала фурор. Настоящей легендой Чапаев стал после выхода фильма о нём в середине 30-х годов. К этому времени усилиями Сталина был создан своеобразный культ мёртвых героев Гражданской войны. Хотя в те времена в достатке было живых участников войны, многие из которых сыграли в ней большую роль, в условиях борьбы за власть создавать им дополнительный ореол славы было неразумно, поэтому в качестве своеобразного противовеса им стали раскручиваться имена погибших командиров: Чапаева, Щорса, Лазо.

Фильм о Чапаеве создавался под личным патронажем Сталина, который курировал даже написание сценария. Так, по его настоянию в фильм была введена романтическая линия Петьки и Анки-пулемётчицы. Кино вождю понравилось, и фильм ждал самый широкий прокат из всех возможных, он шёл в кинотеатрах несколько лет, и не было, пожалуй, ни одного советского человека, который не посмотрел бы фильм хотя бы раз. Фильм изобилует историческими нестыковками: например, в психическую атаку идёт офицерский полк Каппеля (у которого его никогда не было), одетый в униформу марковской дивизии (воевавшей на совсем другом фронте).

Тем не менее именно он закрепил миф о Чапаеве на долгие годы. Лихо рассекающий на коне с шашкой наголо Чапаев тиражировался на миллионах открыток, плакатов и карточек. Но реальный Чапаев из-за ранения руки не мог ездить на коне и всюду перемещался на автомобиле.

Отношения Чапаева и комиссара Фурманова также были далеки от идеальных. Они часто ссорились, Чапаев жаловался на "комиссародержавие", а Фурманов был недоволен тем, что комдив положил глаз на его жену и совершенно не уважает политическую работу партии в армии. Оба неоднократно писали друг на друга жалобы начальству, их отношения трудно охарактеризовать иначе как враждебные. Фурманов негодовал: "Мне противны были ваши грязные ухаживания за моей женой. Я всё знаю, у меня документы имеются в руках, где вы изливаете свою любовь и хамскую нежность".

В результате именно это и спасло жизнь Фурманову. За месяц до гибели штаба в Лбищенске его перевели в Туркестан после очередной жалобы, а новым комиссаром дивизии стал Павел Батурин, погибший вместе со всеми 5 сентября 1919 года.

Фурманов прослужил рядом с Чапаевым всего четыре месяца, но это не помешало ему написать целую книгу, в которой реальный Чапаев был превращён в могучий мифологический образ полководца "от сохи", который университетов не кончал, но любого образованного генерала разобьёт.

К слову, сам Фурманов не был таким уж убеждённым большевиком: до революции он примыкал к анархистам и к большевикам перебежал только в середине 1918 года, когда те начали преследовать анархистов, и он вовремя сориентировался в политической обстановке и сменил лагерь. Также стоит отметить, что Фурманов не только превратил Чепаева в Чапаева, но и изменил свою фамилию (в годы войны он носил фамилию Фурман, именно так он именуется во всех документах того времени). Занявшись писательским ремеслом, он русифицировал свою фамилию.

Фурманов умер от менингита через три года после выхода книги и так и не увидел триумфального шествия Чапаева по Советскому Союзу.

Петька также имел вполне реального прототипа - Петра Исаева, в прошлом старшего унтер-офицера музыкантской команды императорской армии. В реальности Петька был не простоватым ординарцем, а командиром батальона связи. В то время связисты были на особом счету и являлись своеобразной элитой в связи с тем, что уровень их знаний был недоступен малограмотным пехотинцам.

С его гибелью также нет ясности: по одной версии, он застрелился в день гибели штаба, чтобы не попасть в плен, по другой - погиб в бою, по третьей - покончил с собой через год после гибели Чапаева, на его поминках. Наиболее вероятной версией является вторая.

Анка-пулёметчица является полностью вымышленным персонажем. В Чапаевской дивизии никогда не было такой девушки, отсутствует она и в оригинальном романе Фурманова. В фильме она появилась по настоянию Сталина, который требовал отразить героическую роль женщин в Гражданской войне, а кроме того, добавить романтическую линию. В качестве прототипа героини иногда называют Анну Стешенко, жену комиссара Фурманова, но она работала в культпросвете дивизии и никогда не принимала участия в боевых действиях. Также иногда упоминается некая санитарка Мария Сидорова, подносившая патроны пулемётчикам, и будто бы даже из пулемёта стрелявшая, но это тоже сомнительно.

Посмертная слава

Через полтора десятилетия после своей смерти Чапаев обрёл такую славу, что по количеству объектов, названных в его честь, встал в один ряд с самыми высокопоставленными деятелями партии. В 1941 году популярного советского героя воскресили ради нужд пропаганды, сняв короткий ролик о том, как Чапаев доплыл до берега и призывал всех на фронт бить немцев. До сих пор он остаётся самым узнаваемым персонажем Гражданской войны, даже несмотря на распад СССР.

Василия Ивановича Чапаева не стало 5 сентября 1919 года, и обстоятельства его гибели по сей день окутаны тайной

В известном художественном фильме актер Борис Бабочкин создал очень живой и запоминающийся образ красного комдива Василия Чапаева - лихой, отчаянный, бескомпромиссный, верхом на коне, с шашкой в руке... Однако на самом деле и жизнь, и смерть комдива были несколько иными.

Голодное детство

Вася был шестым ребенком в многодетной крестьянской семье - всего детей было 9, и все они постоянно были голодными. Василий родился недоношенным и слабым, поэтому родители отогревали его на печи, завернув в большую отцовскую меховую рукавицу.

Когда он подрос, мать с отцом решили определить сына в семинарию - станет попом, всегда будет сытым... Однако учеба в семинарии не понравилась мальчишке - провинившихся запирали в продуваемом всеми ветрами дощатом сарае в одной рубашке, а морозы в ту зиму стояли крепкие. Парнишка сбежал и решил стать купцом.

Но и это дело у него не заладилось. Не мог он следовать главному правилу торгашей: «Не обманешь - не продашь». Вся натура противилась обману и обвесу.

Не Чапаев, а Чепай, а вообще-то - Гаврилов

Если верить документам, изначально семья будущего комдива носила заурядную русскую фамилию Гавриловы . Однажды, еще в XIX веке, один из Гавриловых вместе с младшим братом грузил бревна и покрикивал на правах старшего: «Чепай, чепай!», что значит - хватай, держи. Видимо, так часто слышали из его уст это словечко, что в конце концов оно стало прозвищем, и всю семью стали звать Чепаевыми .

Рассказывают, что Чапаевым легендарный комдив стал только в книге Дмитрия Фурманова - писателю показалось, что так фамилия приобрела большую благозвучность. Другая версия гласит, что во всем виновата банальная опечатка. А вот немногочисленные документы, сохранившиеся со времен Гражданской войны, называют комдива и Чепаевым, и Чапаевым. Скорее всего, фамилию тогда воспринимали на слух и записывали, кто как услышал.

Не два класса, а военная академия

Принято считать, что Чапаев был почти неграмотным, - мол, за плечами у него было всего два класса приходской школы. В действительности же позднее Василий Иванович продолжил образование - его, как и многих других бойцов, обязали пройти обучение в военной академии, чтобы повысить общую грамотность и научить мыслить стратегически.

Один из бойцов, учившихся вместе с Чапаевым, вспоминал впоследствии, что Василию Ивановичу было невыносимо сидеть за партой и зубрить, он то и дело порывался бросить учебу и уехать, ругался: «Как это можно - боевых людей за парту!»


Во время недолгой учебы в академии горячий комдив постоянно спорил с преподавателями. Например, на просьбу старого генерала рассказать, чем знаменита река Неман, Чапаев задиристо ответил: «А вы знаете, чем знаменита речка Солянка? Тем, что я там с казаками воевал!»

Другая легенда рассказывает о том, как Чапаев пренебрежительно назвал древних римлян «слепыми котятами», не сумевшими победить в сражении при Каннах, и пообещал известному военному теоретику, прославленному генералу Сеченову , «показать таким генералам, как надо воевать!»

Не конь, а автомобиль


Чапаев был одним из первых командиров Красной армии, сменившим лихого коня на удобный автомобиль. Дело в том, что ранение в бедро, полученное Чапаевым во время Первой мировой войны, не позволяло ему безболезненно ездить на коне. Поэтому комдив с радостью пересел в авто при первой же возможности. И долго перебирал марки машин, пока не остановился, наконец, на «Форде», способном без проблем выжимать 70 верст в час по бездорожью.

Возил его водитель, которого командир выбирал не менее придирчиво, чем автомобиль. Когда очередной кандидат в шоферы, Николай Иванов , оправдал его ожидания и комдив вздохнул спокойно - водителя вдруг отозвали в Москву и сделали личным шофером сестры Владимира Ленина , Анны Ульяновой-Елизаровой . Иванов очень не хотел менять начальника, его пришлось увозить от Чапаева практически силой.

Особенности личной жизни


Первая жена Чапаева, Пелагея Метлина , подарила ему троих детей. А потом бросила мужа, изменив ему с соседом. Чапаев вынужден был наблюдать за тем, как растет и расцветает их дочь - точная копия красавицы матери.


Второй женой Чапаева (гражданской) стала вдова его боевого друга Петра Камишкерцева . Ее тоже звали Пелагеей, и она тоже загуляла с другим. Когда их застал красный командир, то он чуть не убил коварного соблазнителя. Пелагея, поразмыслив, решила помириться с Чапаевым через некоторое время, однако ее не пустили к нему в штаб, выполняя распоряжение Василия Ивановича. Обозленная Пелагея, как рассказывали, отомстила командиру, выдав однажды местонахождение и численность красных отрядов белым войскам.

Ранили не в руку, а в живот, и плыл не сам, а на плоту


До сих пор точно неизвестно, как именно погиб Чапаев.

Версия первая. В схватке с белыми Василия Ивановича серьезно ранили в живот. Бойцы переправили его через реку Урал на плоту, однако командир все же скончался от потери крови. Его похоронили в прибрежном песке, замаскировав следы, чтобы не нашли белые. Позднее река изменила русло, и отыскать могилу Чапаева стало невозможным.

Версия вторая. Красный комдив был ранен в руку, старался переплыть Урал самостоятельно, но не смог справиться с сильным течением и утонул.

Версия третья. Он вообще не утонул и не погиб, а остался в живых и явился к Михаилу Фрунзе , чтобы отвечать по законам военного времени за сданный белым город. Его сначала арестовали, а потом оформили документы о якобы погибшем герое, чтобы в истории сохранилась красивая героическая легенда. Сам же Чапаев был вынужден доживать свой век под чужим именем.

История довольно неправдоподобная, поскольку в те годы вряд ли так просто списали бы со счетов опытного боевого военачальника. Скорее всего, это легенда, сочиненная бойцами, которым очень хотелось, чтобы любимый командир остался в живых.

Первое, что позволяет усомниться в официальной версии — Фурманов не был очевидцем гибели Василия Ивановича. При написании романа он пользовался воспоминаниями немногих выживших участников боя в Лбищенске. На первый взгляд — достоверный источник. Но для понимания картины представим тот бой: кровь, беспощадный враг, изувеченные трупы, отступление, сумятица. Мало ли кто тонул в реке. К тому же ни один выживший боец, с кем общался автор, не подтвердил того, что видел трупа начдива, тогда как можно утверждать, что он погиб? Видится, что Фурманов, сознательно мифологизируя личность Чапаева при написании романа, создавал обобщённый образ героического красного командира. Герою героическая смерть.

Василий Иванович Чапаев

Другая версия прозвучала сначала из уст старшего сына Чапаева, Александра. По его словам, два красноармейца-венгра положили раненого Чапаева на плот, сделанный из половинки ворот, и переправили через Урал. Но на том берегу оказалось, что Чапаев умер от потери крови. Венгры закопали его тело руками в прибрежном песке и закидали камышами, чтобы могилу не нашли казаки. Этот рассказ впоследствии был подтверждён одним из участников событий, который в 1962 году прислал из Венгрии письмо дочери Чапаева с подробным описанием смерти начдива.


Д. Фурманов, В. Чапаев (справа)

Но почему они так долго молчали? Может быть, им запретили разглашать детали тех событий. Но некоторые уверены, что само письмо — вовсе не клич из далекого прошлого, призванный пролить свет на смерть героя, а циничная операция КГБ, цели которой неясны.

Одна из легенд появилась позже. 9 февраля 1926 года в газете «Красноярский рабочий» была опубликована сенсационная новость: «…арестован колчаковский офицер Трофимов-Мирский, убивший в 1919 году попавшего в плен и пользовавшегося легендарной славой начальника дивизии Чапаева. Мирский служил счетоводом в артели инвалидов в Пензе».


Самая загадочная версия гласит, что Чапаев всё же сумел переплыть Урал. И, отпустив бойцов, отправился к Фрунзе в Самару. Но по пути сильно заболел и пролежал некоторое время в какой-то неизвестной деревне. После выздоровления Василий Иванович все-таки добрался в Самару… где был арестован. Дело в том, что после ночного боя в Лбищенске Чапаев числился погибшим. Его уже успели объявить героем, стойко сражавшимся за идеи партии и погибшим за них. Его пример всколыхнул страну, поднял боевой дух. Весть о том, что Чапаев жив, означала только одно — народный герой бросил своих солдат и поддался бегству. Этого высшее руководство допустить не могло!


Василий Чапаев на открытке ИЗОГИЗ

Эта версия также основывается на воспоминаниях и догадках очевидцев. Василий Ситяев уверял, что в 1941 году повстречался с бойцом 25-й стрелковой дивизии, который продемонстрировал ему личные вещи начдива и поведал о том, что после переправы на противоположный берег Урала начдив отправился к Фрунзе.


Документальный фильм «Чапаев»

Трудно сказать, какая из этих версий гибели Чапаева наиболее правдива. Некоторые историки вообще склоняются к тому, что историческая роль начдива в Гражданской войне крайне мала. А все мифы и легенды, славившие Чапаева, создавались партией в своих целях. Но, судя по отзывам знавших Василия Ивановича близко, это был настоящий человек и солдат. Он не только только был превосходным воином, но и чутким к своим подчинённым командиром. Заботился о них и не гнушался, выражаясь словами Дмитрия Фурманова, «плясать вместе с бойцами». И точно можно сказать, что Василий Чапаев был до конца верен своим идеалам. Это заслуживает уважения.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...